Очередное путешествие на Вятку подарило мне неожиданную встречу и знакомство с очень интересным человеком. Гуляя по местным музеям и магазинам народных промыслов, я обратил внимание на рисунки с видами старинных храмов и зданий, поражающие своей теплотой и народным духом ушедшей эпохи, блестяще переданной автором. Эти рисунки, центральным объектом которых неизменно выступает какой-либо памятник архитектуры, строение или храм, оживают благодаря краскам акварельной палитры и сценкам из обыденной жизни горожан и селян: народным праздникам, гуляниям, катанию на лошадях и санях, переправах через реку или рыбалке. Заочно эти рисунки были мне знакомы, поскольку неоднократно встречались в интернете и в качестве иллюстраций к некоторым краеведческим печатным изданиям.
Авторство этих работ принадлежит Татьяне Павловне Дедовой - художнику графику, члену союза журналистов России. Многие десятилетия она посвятила воссозданию образа старой Вятки, какой её видели столетия назад наши предки. Эта Вятка во многом утрачена для современных поколений, храмы и здания разрушены, некогда богатые многолюдные села оставлены их жителями и пришли в запустение, но в работах Татьяны Павловны они как будто вновь оживают природными красками и приходят в движение. Именно по её рисункам сложилось наглядное представление о внешнем облике средневекового Хлынова, Никульчинского, Орловского и других городищ, а также многочисленных панорам вятских городов XIX столетия. Не обходит вниманием Татьяна Павловна и сельские храмы различных уездов Вятской губернии, многие из которых сохранились только на старых фотографиям или в руинированном виде.
Благодаря отзывчивости сотрудников одного из магазинов народных промыслов мне удалось разыскать номер Татьяны Павловны, и, на удачу, в эти же дни она оказалась в Кирове, а не в Истобенске, где обычно живет и занимается творчеством. Договорились о встрече. Татьяна Павловна приняла меня в своей кировской квартире. В её интерьере сразу угадывается, что здесь проживает семья интеллигентных и творчески одаренных людей: книжные шкафы «в потолок», многочисленные фотографии на стенах и полках, сувениры, привезённые из разных мест или подаренные гостями. Свои работы Татьяна Павловна бережно хранит в специальных папках, каждая из которых подписана соответствующим образом: в одной здания старой Вятки, в другой храмы сел разных уездов, в третьей - черно-белые «исходники» и так далее. Художница разработала особую технологию создания своих рисунков, которая, некоторым образом, сближает ее раскрашенной с гравюрой: сначала она рисует черно-белый контурный эскиз на плотной бумаге, с помощью чёрной гелиевой ручки или карандаша, потом размножает его с помощью копировальной техники, а уже после раскрашивает вручную акварельными красками. Благодаря такому способу «производства» рисунки Татьяны Павловны могут существовать в нескольких экземплярах, в то же время оставаясь уникальными, так как раскрасить их она может по-разному, отобразив разное время дня или года, дополнив рисунок сценами из жизни людей или предметами окружающего ландшафта.
Предки Татьяны Павловны по материнской линии носили фамилию Валиотти, и имели итальянские корни. Еще прапрадед Константин Егорович Валиотти был штабс-капитаном в Архангельской губернии в 1870-х гг., а его предки перебрались в Россию веком ранее в екатерининское царствование. Возможно, творческие наклонности и любовь к живописи передались Татьяне Павловне от её итальянских пращуров, воочию наблюдавших ренессанс и творения своих великих современников.
Сегодня, в свои 82 года, Татьяна Павловна рисует немного. Возраст и проблемы со зрением не позволяют уже по много часов сосредоточенно работать. Однако своего мастерства и жизненной энергии она не растеряла, оставаясь по-прежнему активной и вовлеченной в городскую культурную жизнь. Регулярно участвует в выставках, консультирует краеведов, архитекторов и историков, читает открытые лекции в ВУЗах. Особенно поразило, как быстро и безошибочно Татьяна Павловна воспроизводит факты из истории постройки того или иного храма: имя архитектора, дату постройки, особенности архитектурного стиля и сведения о современном состоянии памятника архитектуры.
В её багаже, по собственному признанию, около 800 уникальных рисунков с памятниками архитектуры и градостроительства Кировской области, помимо которых у Дедовой есть ещё множество акварелей и графических иллюстраций, созданных как в период работы в редакции газеты «Комсомольское племя», так и после. По мотивам рисунков Татьяны Дедовой издают наборы открыток, производят магниты для туристов, закладки из бересты, включают в качестве иллюстрации в художественные и исторические произведения о Вятском крае. Несколько книг посвящены жизни и творчеству самой Татьяны Павловны, например, выдержавшая несколько изданий книга «Старая Вятка», написанная в соавторстве со Светланой Шешиной целиком проиллюстрирована работами вятской художницы.
Поскольку сейчас я также работаю над книгой, значительная часть которой будет связана с историей Вятского края, меня особенно интересовали те рисунки, на которых запечатлены храмы и села, в окрестностях которых проживали мои предки: Вожгалы, Курчум, Святополье, Лобань, Ошеть, Порез, Уни и другие. Многие из них уже были нарисованы Татьяной Павловной и теперь удачным образом перешли в мое владение. Несколько работ Татьяна Павловна любезно согласилась нарисовать для меня, включая церковь Михаила Архангела в селе Коноплянка бывшего Карсунского уезда Симбирской губернии. Это будет особенно ценный рисунок, ведь старинных изображений этого храма не сохранилось, а воссоздавать его первоначальный облик предстоит по современной фотографии.
Размах и глубину художественного и творческого наследия Татьяны Павловны Дедовой ещё предстоит оценить в полной мере. В некотором смысле его можно сравнить с наследием мастера фотографии Сергея Александровича Лобовикова, который запечатлел для потомков многочисленные сцены жизни и образы вятских крестьян. А ведь многие работы Дедовой прежде никогда ещё не публиковались и не выставлялись, и остаются достоянием только небольшого круга единомышленников и друзей художницы.
Остаётся пожелать Татьяны Павловне крепкого здоровья, сил и вдохновения для продолжения своей благородной и созидательной творческой деятельности!
#вятка #краеведение #храмы #архитектура #рисунки #ТатьянаДедова #село #акварель #графика
Замечательные рисунки и оригинальная техника их создания!
Здоровья, долгих лет творческому человеку!
Благодарность за такую интересную публикацию.
Спасибо Вам за этот очерк. Хочется увидеть побольше работ Татьяны Павловны. Пошла искать в сети. Вот пара ссылок: http://www.adsl.kirov.ru/projects/articles/2011/03/10/vjatka_tatjana_ded... Вот тут тоже есть. Некоторые повторяются https://zedmode.livejournal.com/7679.html
Вот здесь рисунки художницы и исходные фото, на которые она ориентировалась. По-моему, очень интересно. https://glazovmuseum.ru/294-xramy-v-risunkah-tatyany-dedovoj.html
Рекомендую ознакомиться с книгой "Старая Вятка", которую упомянул выше. Правда в ней рисунки посвящены, в основном, городу Вятке и его окрестностям.
Спасибо за ссылки, очень интересно.