Статистика 1930-х годов из «особой папки»

(особая папка — высшая степень секретности в СССР)

 

Межведомственная экспертная комиссия по рассекречиванию архивных документов при Губернаторе — Председателе Правительства Кировской области, начиная с 1995 года, ежегодно рассекречивает в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области — бывшем Партийном архиве Кировского обкома КПСС все новые и новые документы, недоступные ранее пользователям. Все документы (кроме тех, что содержат сведения конфиденциального характера) вводятся в научный оборот, используются исследователями для написания докторских, кандидатских диссертаций, научных работ, написания статей и очерков по истории Кировской области. В последние годы были рассекречены дела «особой папки» за 1934-1945 годы. Среди наиболее интересных документов из рассекреченной «особой папки» - докладная записка Кировского краевого управления народнохозяйственного учета (КрайУНХУ) о естественном движении населения в крае на 1936 год на 10 листах с приложением трех схематических карт Кировского края, проиллюстрировавших выводы статистиков, и обсуждение этой докладной записки на закрытом заседании бюро Кировского крайкома ВКП(б) 14 апреля 1936 года.

Как мы знаем, в истории нашей статистики одна из самых темных страниц касается второй Всесоюзной переписи населения 6 января 1937 г. Полученная в результате переписи численность населения страны оказалась гораздо меньше ожидавшейся и даже меньше публиковавшихся оценок для прошлых лет. Теперь мы знаем, что она учла 162 млн. человек. Между тем, согласно последней оглашенной с высоких трибун и опубликованной тогда оценке население страны на начало 1934 г. составляло 168 млн., а на начало 1937 г. ожидалось не менее 170-172 млн. Если исходить из этих чисел, то при переписи недосчитались по крайней мере 8 млн. человек.

Как мы видим из рассекреченных документов, предварительные оценки статистиков, истинные показатели движения населения в стране в угоду политических амбиций на местах замалчивались, поскольку Сталиным была предсказана закономерность быстрого роста населения при социализме. Но коллективизация, раскулачивание, высылка раскулаченных, массовое бегство крестьян из деревни, "разгрузка" и "очистка" от них городов и последовавший за тем страшный голод 1933 г., а также репрессии, становившиеся массовыми, вызвали не рост населения, а демографическую катастрофу.

Первый секретарь Кировского крайкома партии Абрам Яковлевич Столяр на закрытом заседании бюро крайкома ВКП(б) определил большое политическое значение обсуждаемого вопроса, указав, что он «непосредственно связан со всей политикой партии и ее результатами в деле подъема материального благосостояния населения».

КрайУНХУ представил на бюро крайкома не только текущий обзор движения населения в крае, а еще и сравнил данные последних лет с дореволюционными статистическими материалами. И что же получилось? А получилось, что естественный прирост населения в дореволюционной России был 15-16 человек на 1000 населения в год по Вятской губернии, а в целом по России — 16-17 человек. В то время как в 1933-1934 годах по Кировскому краю составил всего 7 человек на 1000. Также было прослежено, что в крае из года в год идет сокращение рождаемости и катастрофическое падение естественного прироста населения. Самыми неблагополучными по естественному движению населения были названы Яранский и Салобелякский районы с отрицательными значениями естественного прироста населения. Далее шли Котельничский, Нолинский, Санчурский, Свечинский, Халтуринский районы с незначительным естественным приростом. Высокой оставалась и детская смертность. Так в докладной записке указывается, что в 1931 году детская смертность по сельским местностям составляла 329 умерших на 1000 родившихся, в то время как в 1903 году составляла по уездам 310 умерших на 1000 родившихся. Далее следует тенденция к незначительном уменьшению детский смертности, хотя в дальнейшем она остается довольно высокой: в 1935 году — 243 человека на 1000 родившихся. Причем, положение на селе рисовалось намного менее благополучным, чем в городе.

Причинами неблагополучия районов статистиками были названы: недород 1933-1934 гг.; заболевания эпидемического и неэпидемического характера, явная недостаточномсть обслуживания населения врачебной помощью (в Свечинском районе в 1934 году на одного врача приходилось более 44000 человек, в Санчурском — около 24 000 человек, в Куменском, Кичминском совершенно не было врача), а также плохая работа по организации колхозных ясель. Статистики предположили, что «путем осуществления несложных санитарных мероприятий, расширения и улучшения лечебно-профилактической работы, улучшения жилищных условий, в первую очередь, колхозников, большего внимания к делу выращивания деревенских детей — смертность может быть снижена».

На бюро крайкома приведенные показатели были названы «Не соответствующими действительности и клеветой на советский строй». Трижды порочной и даже жульнической статистикой были названыи дореволюционные данные Министерства внутренних дел, приведенные в докладной записке. Абрам Яковлевич потребовал коренной проверки таких данных, а также призвал присмотреться к работе КУНХУ, с тем, чтобы предупредить и исключить повторение подобных случаев. Хотя в заключение и признал, что в крае действительно неблагополучно с целым рядом показателей: детской смертностью, наличием эпидемических заболеваний1.

Однако не прошло и года, как выкладки статистиков были подтверждены проведенной переписью населения, выводы которой, как и приведенный документ, более полувека от того же населения скрывались под грифами «секретно».

 

Примечания

1. ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 115. Д. 1., Лл. 290-308.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

А есть ли в фондах документы, по которым можно узнать данные о численности населения конкретных населённых пунктов за 1930-е - 1950-е гг.? Меня лично интересует р.п. Черная Холуница, но и в общем интересно.
 

Аватар пользователя ele-chudinovsk

у нас - нет. Статкомитет хранится в госархиве

Показательно, что детская смертность в 1931 г. была выше, чем в 1903 г. Не случайно такие сведения шли по разряду "особых папок".

Аватар пользователя Lex

Вы это нынешним "сталинистам" попытайтесь объснить, они ведь на полном серьезе считают, что до 17 года и избы по черному и тотальная безграмотность ну и далее по списку. Готов опровергать их уверенность в этом, но некоторые уходят от диалога  с ответом - не в курсе, не моя тема Грешный вот в Бога верю, они себе другого идола придумали. 

Это смотря с каким годом сравнивать. 1903 год относительно спокойный был. Детская смертностью до революции была действительно запредельная. Смертность детей до года по отдельным приходам достигала и 50%.  Я изучал метрические книги по 3 приходам за 1917 год. Переломный год, большинство мужчин в армии. Смертность вообще (не только детская) в этот год по некоторым приходам даже превысила рождаемость.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Безотностительно конкретного предмета, просто как человек, по роду профессии рабоатющий с природной изменчивостью, замечу, что сравнение какого-либо показателя за 1931 г. с 1903 г. - это ни о чём. Если рассматривалась межгодовая изменчивость - то надо было сравнивать 1931 г. с 1932 или 1930-м. Если же (скорее всего) было намерение сравнить исторические периоды - то надо было сравнивать средний показатель по одному и по другому периодам, скажем, 1930-1940 (период индустриализации и коллективизации) с 1895-1904 (период промышленной революции). Причём если интересна динамика - то надо бы не выхватывать отдельные, несоседние периоды, а рассматривать несколько периодов подряд (т.е. 1930-1940 корректнее сравнивать с предыдущими периодами 1923-1929, 1914-1922 и 1905-1913, а не с удалённым от него 1895-1904). Ну, о периодизации можно спорить, конечно, это я так, навскидку...   

сравнение какого-либо показателя за 1931 г. с 1903 г. - это ни о чём.

 А вот Столяр так не считал и определил царскую статистику как "жульническую" и "порочную" :)

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Да хоть Столяр, хоть Плотник - у математики свои законы, людям неподвластные.

Аватар пользователя ele-chudinovsk

В данном случае математические законы никого не интересовали. Главной оказалась политическая составляющая вопроса.

Не помогло, все-равно через год Абрама Яковлевича понизили до первого секретаря горкома, потом, правда он переехал на повышение в Свердловск, где его в 1938 г. арестовали и расстреляли.

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Время такое было. Из тех, кто руководил областью в те годы, кроме Столяра,  расстреляны Легконравов Павел Константинович, председатель Кировского облисполкома в 1937 г., Родин Михаил Наумович, первый секретарь Кировского обкома и горкома партии (1937-1938), А если взять более ранние годы, то картинка еще страшнее. Расстреляны в 1937 г. Акулов Иван Алексеевич, председатель Вятского губкома партии и председатель Вятского губисполкома в 1918-1919 гг., Бушуев Павел Иванович, ответственный секретарь Вятского губкома партии в 1926-1928 гг., Лизарев Федор Семенович, председатель Вятского губисполкома в 1923-1924 гг., Миньков Марк Ильич, ответственный секретарь Вятского губкома партии в 1922-1924 гг., Недзвецкий Федор Трофимович, председатель Вятского губисполкома в 1927-1929 гг,; в 1938 г. - Вейцер Израиль Яковлевич, ответственный секретарь Вятского губкома партии и председатель Вятского губисполкома в 1920-1921 гг., Лепа Альфред Карлович, ответственный секретарь Вятского губкома партии в 1928-1929 гг., Позднышев Александр Никитич, председатель Вятского губисполкома в 1926-1927 гг., Прамнэк Эдуард Карлович, ответственный секретарь Вятского губкома партии в 1929 г., Шиханов Павел Иванович, председатель Вятского губкома партии и губисполкома в 1919-1920 гг., Эльцин Виктор Борисович, председатель Вятского губисполкома в 1918 г.; в 1941 г. - Булатов Дмитрий Александрович, ответственный секретарь Вятского губкома партии в 1924-1926 гг., Костерин Павел Федорович, ответственный секретарь Вятского губкома партии в 1921-1922 гг., Панфилов Василий Николаевич, председатель Вятского губисполкома в 1924-1925 г. Умер в ссылке Попов Степан Кузьмич, председатель Вятского губисполкома в 1922-1923 гг.