1925 год
«Тихоновское духовенство пользуется в среде крестьянства большим авторитетом...»
В 1925 году противостояние обновленцев и тихоновцев достигло своей верхней точки., о чем и поведали...
Государственные информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва).
1-15 января. Религиозное настроение в крестьянстве деревни, как это наблюдалось в дни праздновании Рождества, начинает заметно ослабевать, особенно среди молодежи и бедняков. Посещение церквей становится меньше и ведется лишь за счет зажиточного элемента, женщин и стариков. Молодежь, хотя далеко не вся, но в значительном большинстве, признает все церковные обряды поповскими выдумками и обманом. Праздничные дни крестьянство проводит в работе, и те послушания, что наблюдались в дореволюционное время, ими не стали выполняться. Празднование Рождества в деревне проводилось по-новому и старому стилю, посещаемость церквей крестьянством была незначительная. Например, по Лемской волости Нолинского уезда, где разовое посещение церквей составляет 60-70 человек, а в довоенное время в этих же церквах посещаемость доходила до 400-500 человек на каждую церковь. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 11.)
15 января-1 февраля. Духовенство г. Вятки на праздник Крещения 6 января с.г. во время крестного хода на реке Вятке ничем себя не проявило в отношении неприязни к советской власти. Во время службы одним священником была произнесена речь о сущности крещения по смыслу, чисто религиозного содержания. В крестном ходе на реку толпа у тихоновцев преобладала над обновленческой. В тихоновском крестном ходе были лавочники и крестьяне старики и старухи из окрестных деревень, специально пришедшие верст за 30 от Вятки. В общем, крестьянское население преобладало у тихоновцев, и как бы было вызвано из деревень через сельские приходы, в крестном ходу показать силу и мощь тихоновской церкви перед обновленцами и твердость веры перед неверующими...
По Халтуринскому уезду. Священник села Верхораменского Казаковской волости проповедовал, что скоро придет на землю антихрист, и тогда раскаются в грехах все коммунисты. Теперь накладывают на попов налоги, которые попы не в силах выплачивать. [Один] из числа присутствующих тут граждан предложил ему снять сан священника и не ходить в церковь, тогда и не будет налогов. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 33.)
1-10 февраля. Духовенство губернии, разбившись на две группы, обновленцев и тихоновцев, ведут между собой ожесточенную борьбу. Духовенство тихоновского толка выявляет себя как лица, не желающие связывать себя с политикой и с властью. На самом же деле ведут отчаянную борьбу с обновленцами, считая последних изменниками православной веры и слишком поддавшихся советскому влиянию. Агитируют о репрессиях власти по отношению к ним, используют взымание с них налогов в том смысле, что, якобы власть налогами старается ликвидировать тихоновскую церковь. Принудительным порядком делают раскладку собственных налогов на верующих. Например, взымаемая Георгиевским ВИКом Слободского уезда квартирная плата и разные налоги с духовенства, платятся не ими лично, а верующими, причем, после окончания службы в церквах бывает обсуждение этих вопросов.
Тихоновцы группируют возле себя кулацко-купеческую массу и в ней создают себе авторитет, а обновленцы — более бедный слой верующих. Но у тех и других дела с каждым днем идут все хуже. Посещаемость церквей по сравнению с довоенным временем уменьшилась на 25 %, часть населения об этом говорит : «Носи туда попам деньги и хлеб, а что толку: заведены ведь такие обычаи, все ведь бабы лезут: надо в церковь да и только».
20 января в г. Слободском у священника Кордемского состоялся вечер, приглашено было исключительно духовенство. Пили, играли в карты. Священник Сергей Снигирев, подвыпивши, все время спрашивал детей Кордемского: «Изучаете ли вы ленинизм?» И при этом добавлял: «Я так все время изучаю, постоянно таскают меня в Вятское ГПУ, постоянно приходится хоронить зверски убитых. Все это заветы Ленина и его наследство».
Все это говорилось при сочувствии всех присутствующих и говорилось о том, что «доживем ли мы до счастливого времени, когда вернется прежний порядок», при этом дьякон Екатерининской церкви Карепанов похлопывал соседа по плечу и говорил: «Мы с тобой молоды и доживем до лучших времен».
Настроение служителей культа подавленное. Всюду и везде слышатся обиды на свое жалкое существование, говорят, что их задушили налогами, становится невтерпеж. Многие их духовенства Котельничского уезда решаются покинуть свою службу. Кто хочет заняться крестьянством, кто ехать в Сибирь, якобы духовенству там живется легче — таких налогов, как здесь, нет. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 58-59.)
10-20 февраля. Духовенство губернии преимущественно состоит из реакционеров-тихоновцев. Прогрессистов очень незначительный процент, но эта незначительная кучка обновленцев находится под очень сильным влиянием — давлением тихоновцев, которые всеми способами стараются унизить обновленцев в глазах масс. Особенно стала заметна травля обновленцев с приездом в некоторые уезды тихоновских епископов, как, например, в г. Котельниче с приездом епископа Флавиана реакция усилилась. Отношение мирян к прогрессистам под влиянием агитации со стороны тихоновцев недоверчивое и даже враждебное. Местами авторитетом прогрессисты не пользуются. Реакционное духовенство имеет еще большое влияние на верующие массы, особенн на стариков. Молодежь в возрасте до 25 лет начинает выходить из-под влияния религиозного дурмана. Например, в Красавской волости Котельничского уезда в прошлом году 40% всех браков было без участия попов.
Отношение духовенства к советской власти в большинстве враждебное, по причине, якобы, непомерных налогов. Духовенство ропщет из-за налогов, говоря, что они получают определенные ставки от мирян, а накладываемые налоги не соответствуют их доходам, в чем они видят определенное гонение на них со стороны советской власти, причем, духовенство при выплате своих налогов обращается за помощью к мирянам. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 76-77.)
20-28 февраля. Не смотря на то, что духовенство своими действиями подрывает свой авторитет среди крестьянства, все же религия до сего времени сильно укоренилась в крестьянство, особенно пожилое. Примером этого может служить следующий факт: попы села Раменья Вятского уезда пьянствуют и собирают с крестьян самогоном, и деньгами, и хлебом. «Житья нет», - говорят крестьяне. А попов все же не гонят.
Однако по губернии встречаются случаи отступления от религиозных предрассудков, за что говорит следующий случай:
гр. дер Муринской Ярославской волости Слободского уезда Шилов Роман Петрович из-за семейных неурядиц покончил жизнь самоубийством, завещая перед этим, чтобы его похоронили без попов, что и было исполнено. Гражданские похороны привлекли до 300 крестьян, которые говорили: «Похороны без попов не хуже, а лучше. Во-первых дешевле, а во-вторых без поповских напутствий, от которых пользы никакой».(ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 93.)
1-15 марта. Духовенство по уездам губернии, равно и в сельских местностях, делятся на два противоположных лагеря: обновенцев и тихоновцев. Деятельность обеих групп главным образом выражается в отправлении церковных обрядов. Особых выступлений антирелигиозного характера, влияющих на массы, не наблюдается. На борьба между собой ведется все время на почве привлечения большего числа верующих на свою сторону. При этом активностью больше обладают тихоновцы. Обновленцы в своей деятельности слабее, но местами все же численность их увеличивается и доходит до 40 %. В Уржумском уезде на 15 февраля с.г. церквей с обновленческим духовенством насчитывается 13 с числом служителей 47 человек, или 60,3 %. Среди духовенства местами наблюдается расслоение. Например, духовенство поселка Зуевка Слободского уезда после посещения их архиереем Глазовского уезда Симеоном говорит, что он приезжал собирать наши деньги, и эту же цель преследует поездка в другие села.
За последнее время учащается посещение высшим тихоновским духовенством районов губернии и воздействующих на обновленченское духовенство. С посещением тихоновским епископом Флавианом Котельничсокго уезда увеличилось число тихоновского течения за счет обновленческого. А ярый обновленец священник Софийский перешел на сторону тихоновцев и увлек за собой остальных. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 121-122.).
Религиозность среди крестьянства наблюдается лишь в зажиточных и кулацких слоях, а также среди стариков. Крестьянство молодое под влиянием ячеек РКСМ и просветработы уже начинает сбрасывать с себя религиозный дурман и к попам относится с насмешкой. Например, Котельничский епископ Флавиан, разъезжая по уезду для осмотра своей епархии, вызывает со стороны крестьян лишь любопытство. Одни старики да кулаки встречали его как бы с уважением, остальное крестьянство смеялось над епископом, говоря: «Вот выпостничался пудов на 10 весом».
В Советской волости Ярансокого уезда молодежь в праздники ходит по деревням с гармошкой, распевает антирелигиозные частушки из журнала «Безбожник». Старики и пожилое крестьянство смотрит на это снисходительно. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 124).
Священник села Арбаж Котельничской волости Курочкин Александр ведет агитацию против советской власти, говоря, что скоро революционное настроение пройдет и дело кончится ожесточенной войной, которая выразится в недалеком будущем. Основывает последнее на святом писании.
Кроме того, Курочкин 16 февраля с.г. среди бывших у него крестьян говорил, что религия крепнет с каждым днем, что в Москве и Ленинграде все верят в православную религию, даже ответственные работники-коммунисты. Ранее Курочкин служил в Красной Армии..., откуда уволен по болезни и поступил в попы как имеющий духовное образование. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 126.)
3-18 марта. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду.
Из числа наиболее реакционного духовенства особенно выделяется игумен быв. Спасского монастыря г. Халтурина Попцов Варфоломей, группируя около себя лиц, лишенных прав гражданства — бывших купцов и чинов полиции. Этот Попцов хранил при себе царские портреты, якобы для той цели, что, когда будет нужно, использовать. Попцов арестован и ведется по делу следствие. (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 8. Д. 13. Л. 14-15, 17-18.)
Государственные информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва).
16 марта -1 апреля. Поп села Татауровы Нолинского уезда распространял такой слух: один коммунист, вернувшись из Красной Армии домой, исколол дома все иконы на дрова, истопил ими баню, пошел мыться и до сего времени из бани не выходил, все моется, и Бог не отпустит его оттуда. Религиозные мужички попу поверили.
В селе Совье Слободского уезда из-за сильной эпидемии сыпного тифа временно закрыта церковь. Население религиозное недовольно закрытием церкви. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 170.)
К марту месяцу в Вятской губернии тихоновщина открыто наиболее реально и активно проявила себя как реакционная группировка, причем по губернии все движения тихоновщины носило организованный явно монархический характер. В гор. Вятке тихоновщина была связана с заключенными в Вятском изоляторе монархическим белогвардейским элементом. В Нолинском уезде тихоновское течение возглавлялось священником Половниковым, бывшим колчаковцем, и нелегальным Болячкинском монастырем, тесно связанным с бывшим председателем Ошетского отдела союза русского народа (см. очерк Болячкинский монастырь и его обитатели (1923-1925 гг.) - Е.Ч.)
В Яранском уезде работа тихоновщины была возглавлена одним из церковных советов, во главе которого стояли бывшие купцы, чиновники и бывший член Государственной думы и совета, он же член вятской монархической партии, секретарь Яранской организации партии правового порядка (1) и член союза Михаила Архангела (2) Стародумов.
В Халтуринском уезде движение тихоновщины было возглавлено религиозно-монархическим фанатиком — игуменом одной церкви (так в документе — Е.Ч.), [которого пытались] неоднократной поймать публично [при служении] за упокой царя Николая, развесившего в своей квартире по стенам портреты бывших [членов] царской фамилии. Игумену помогали один бывший земский начальник, одна вдова расстрелянного городского головы, один сын бывшего купца, имеющего брата-эмигранта, эмигрировавшего в Польшу, а оттуда административно выселенного в Чехословакию в чине епископа, связанного со Струве (3).
Работа-натиск тихоновщины выразилась в захвате грубой физической силой многих обновленческих церквей, агитацией о том, что советская власть думает задушить религию налогами, что не одни тихоновцы виноваты в церковном раздоре, а советская власть его сделала и поддерживает, организацией кулацко-купеческих церковных советов, попытке создания истинно православных христианских обществ под идейным водительством Патриарха Тихона, организацией в виде черного креста помощи финансовой и продовольственной заключенному белогвардейскому элементу. Для характеристики агитации пример:
Священник Знаменский в гор. Яранске с амвона публично произнес речь. В которой заявил: «Призываю вас тесно сплотиться и быть сильными духом, иметь крепкую организацию. Я заклинаю проклятьем и предаю анафеме тех, кто не верует в Бога. Наши враги следят за нами, но их не нужно бояться, и во имя этого мы должны быть мужественны, стойки, непоколебимы». Большую роль по губернии играли тихоновские епископы Авраамий в Вятке, Нектарий в Яранске, Флавиан в Котельниче, Симон в Глазове, Алексий в Сарапуле. Последние три епископа, будучи подсудимыми по месту их пребывания в гг. Глазове, Ижевске и Сарапуле и обязанные тем подпиской о невыезде, все трое нарушили подписку и нелегально почти одновременно прибыли в разные места Вятской губернии. В этот же момент прибыл из Ленинграда и Нектарий. Произведенной операцией по церковно-монархической головке губернии следствием подтверждена монархическая деятельность тихоновского духовенства. По делу проходят: князь один, епископ один, архимандрит один, быв. председатель Ошетского отдела союза русского народа, игумена три, один из них бывший управляющий имением генерала, одна дочь бывшего сибирского купца, один домовладелец и предприниматель, один старый немец-фининспектор. Верующее население отнеслось к арестам спокойно, а наиболее бедное по своему социальному положению заявляет: «Уж больно стали пересаливать, туда им и дорога».
Обновленчество по губернии занимает оборонительную позицию [по отношению] к тихоновцам, определенно группирует вокруг себя более бедные крестьянские религиозные слои, проявляя лояльность к соввласти. Состоялся расширенный пленум губернского епархиального управления с участием 75 делегатов со всей губернии. Настроение бодрое, твердое, непримиримое по отношению к тихоновщине. Обновленчество разработало план захвата церковной работы по губернии в свои руки, т. к. по губернии независимо от того, что многие церкви к марту месяцу были захвачены тихоновцами, идейно более окрепло и иные на своей стороне имеют более сочувствующих, чем полгода назад. Кроме того, открытая резкая реакционная практика некоторых тихоновцев как Нектария в Яранске — в пользу обновленцев: от Нектария отвернулось все религиозное население и духовенство, кроме бывших купцов и кулаков и публично Нектарию заявлено мирянами: «Или, владыка, брось задевать советскую власть и громить обновленцев, как клоун или громило, или выезжай от нас из Яранска, ты нам больше не нужен». Нектарий решил выехать. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 173-173а.)
1-15 мая. Поведенная комсомольская пасха со спектаклями, докладами и т. п., несмотря на общую религиозность крестьянства, последними была посещена. Например, на проводимой комсомольской пасхе в пролетклубе в г. Малмыже присутствовало до 30 % крестьян. Всей программой пасхи крестьянство осталось довольно, а докладом агронома — в особенности, Говорили: «Вот бы в деревню этого агронома, ловко говорит правду, мужики бы послушали».
… В селе Кузютах Якомовагинской волости Вятского уезда в первый день пасхи … был поставлен спектакль по инициативе прибывшего туда комсомольца и организовавшего союз молодежи. Спектакль старики встретили враждебно и даже собирались разогнать его участников, молодежь же встретила восторженно. В то время как начинали молиться в церкви, молодежь влеклась в нардомы. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 205.)
В гор. Вятке в связи со смертью Тихона среди обывателей ведутся разговоры о причинах смерти Тихона. Большинство говорит, что он был отравлен, и даже об этом в гор. Вятке имелась надпись мелом на заборе на ул. Свободы. Посещение членами партии церквей в пасхальную ночь среди верующих обывателей вызывает также много толков, которые главным, образом сводились к следующему: в церквах были многие даже и партийные, многие из них пасху праздновали с куличами и яйцами, значит пасха — великий праздник, даже действует на безбожников-коммунистов. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 207.)
По губернии духовенство продолжает разделяться на обновленцев и реакционеров (тихоновцев), но преобладающий процент стоит на платформе тихоновщины.
Обновленцы в массе авторитетом не пользуются: население называет их раскольниками веры христовой и коммунистами (случай в Нолинском уезде). Наоборот, тихоновское духовенство пользуется в среде крестьянства большим авторитетом.
В Унинский район Нолинского уезда в конце марта с.г. приезжал архимандрит Питирим из Одессы, к которому за советами стекалось много крестьян. Наиболее характерный вопрос: как им, верующим, жить и что их ожидает? Среди масс Питирим говорил, что если не в 1927-м, то в 1930-м году будет конец мира и критиковал действия властей по отношению к Церкви в смысле неправильного изъятия церковных ценностей. Для поддержки своего авторитета Питирим жил просто и принимал всех приходящих. В настоящее время Питирим направился в Уфимскую губернию: адрес: Архангельское почтовое отделение в 75 верстах от города.
… В селе Верхокамье этой же волости поп Заворихин , всем крестьянами на посмешище, совершал молебен в деревне Савинской за одну папироску.
… Само население, видя жизнь попов, отказывается иметь с ними дело. Как, например, в селе Кильмези Малмыжского уезда одна крестьянка 55 лет, пришедшего за сбором попа послала к лешему, говоря: «Так уж ты дерешь и с живого и с мертвого, да еще с бесстыжими глазами пошел собирать последние крохи у мужиков».
Что религиозность среди крестьянства постепенно падает и религия отживает, видно из письма матери красноармейца Бубнова, которая пишет: «Религия в деревне страшно падает, идет пост, а говельщиков нет, поп скучает».
На падение религиозности жалуется и [гражданин села] Ершовки Вятскополянской волости Малмыжского уезда Исправников Николай, говоря: «В нашем селе 122 двора, с населением 1500 человек, а в церковь ходят только старики старше 45 лет, т. е. одна треть всего населения.»
Иногда население отстраняло от церкви обновленческих служителей культа, как, например, в селе Порез Нолинского уезда населением были уволены обновленческие священник и псаломщик.
Со смертью Тихона активность и настроение реакционного духовенства пали (Яранский и Халтуринской уезды). У обновленческого же духовенства намечается повышенное настроение и уверенность укрепления обновленческого движения (Халтуринский уезд).
Духовенство тихоновского направления ожидает перемен, высказывает предположение о новом патриархе и называют митрополита Петра (4), которого епископ Яранский Нектарий и другие попы называют взяточником.
Из разговоров тихоновского духовенства (после смерти Тихона) можно заключить, что что большинство из них не являются ярыми приверженцами, а лишь материальная сторона заставляет их под давлением масс делаться тихоновцами. Но сама масса (по мнению попов) имеет весьма туманные представления о тихоновском направлении (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 208.
1-15 июня. Религия также продолжает играть свою роль в среде крестьян, особенно пожилых. В связи с окончанием посевной кампании производятся молебны на полях о сохранении посевов. По всем уездам подмечено, что молодежь лишь только под влиянием своих родителей продолжает наружно выполгнять религиозные обряды, но в большинстве к религии относится безразлично, чего нельзя сказать о женщинах...
В отдаленных от центров, общественной и культурной просветработы [местностях] религиозность по сравнению с дореволюционным временем стоит почти на том же уровне (Гординская и др. волости Омутнинского уезда).
В противовес этому проведем пример падения религиозности крестьян. В селе Макарье Котельничского уезда 21 мая с.г. в престольный праздник в церкви было только до 350 человек, тогда как в дореволюционные годы в этот день в церковь съезжалось до 1500 человек.
Среди крестьянства есть лица, которые до сих пор не могут переварить по своей несознательности, что их дети могут вступать в брак без их согласия. Например, в Вятскополянский ВИК Малмыжского уезда 25 апреля с.г. пришли зарегистрировать свой брак гр-не Шабалин В. И Павлова К., но прибежал отец невесты с сыном и насильно вывели невесту из ЗАГСа, не дав совершиться браку, хотя на вступление в последний было согласие невесты. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 236.)
Замешательство и растерянность среди тихоновцев со смертью Тихона идут на убыль, а местами по губернии уже установлена связь с Петром Крутицким (митрополитом).
Настроение рядовой массы попов-тихоновцев с вступлением на пост местоблюстителя патриаршего престола Петра Крутицкого таково: нам все равно, кто бы ни был, лишь бы он защищал патриарха и руководил Церковью. Более дальнозоркие и политические попы-тихоновцы недовольны Петром, т. к. знают его как ханжу, считают, что он будет лицом, разжигающим церковный раскол и отделяющим обновленцев от них.
В Яранске ставленник Тихона епископ Нектарий Трезвинский явился определенным организующим монархическим центром. Нектарий арестован, обвиняется по ст. 119 УК. Его сподвижник бывший ссыльный Знаменский Сергей — священник, тоже подлежал аресту, но скрылся. Весь президиум церковного совета Успенского собора гор. Яранска, в котором орудовали Нектарий и Знаменский в числе семи человек — из купцов.
В Уржумском уезде, селе Шевнино, тихоновским духовенством была сфабрикована и объявлена народу «святая чудотворная рукавица», начавшая, якобы, исцелять больных. Рукавица изъята, попы арестованы, преданы суду. Процесс состоится в форме показательного в ближайшие дни в Вятке.
В том же Уржумском уезде брошена попами-тихоновцами провокация, что советская власть отдала распоряжение всем обновленцам-попам убрать из обновленческих церквей иконостасы, престолы вынести на середину церкви, попов нагладко остричь и заобязать их после каждого богослужения давать спектакли. Виновник установлен. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 50. Л. 240-241.)
15-30 июня. В Малмыжском уезде религиозностью отличается зажиточный слой деревни. Так в... Вятскополянской волости за один только приход священника с иконами крестьяне заплатили в складчину 12 рублей, да с каждого дома, куда будут заходить иконы, отдельно по одному рублю.
Для восстановления церковного хозяйства в селе Лекма Георгиевской волости Слободского уезда и на оплату попам за квартиру и налоги церковным советом среди верующих введен 1 мая 1924 года постоянный сбор, который продолжается и до настоящего времени. За 1925 год приблизительно на церковь собрано 2500 рублей, не считая взносов натурой.
Но все же не смотря на общую религиозность, крестьянство старается возможно меньше уделять что-либо для церкви. Например, 19 мая граждане дер. Заструг Вятскополянской волости в числе 45 домохозяев вынесли постановление не проводить празднования воскресенья — своего престольного праздника, т. к. он не приносит никакой пользы, кроме убытка крестьянскому хозяйству. Как некоторая часть крестьянства относится к религии, видно из суждения гражданина села Усад Малмыжского уезда Ключникова Н.М. (середняк), который сказал: «Я молиться хожу только потому, что посылают бабы. Вот у нас 19 мая богомолье, а за иконами в церковь ходят только 15 человек. Доход попу у нас мал, в церковь по праздникам народу ходят мало. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 17.)
По установившемуся издавна обычаю ежегодно 3 июня из Вятского кафедрального собора бывает крестный ход в село Великорецкое Халтуринского уезда с почитаемой верующими иконой, так называемой Николая Чудотворца. На этот крестный ход в Вятку стекаются за сотни верст крестьяне других губерний, многие по разным «обетам». Так было в нынешнем году, собралось провожать иконы от 2 до 2,5 тысяч крестьян. По прибытии крестного хода в село Великорецкое 6 мая во главе с соборным обновленческим духовенством возник спор: кому служить молебны Николаю Чудотворцу по церквам и часовням села, причем, группа богомольцев-тихоновцев, руководимая церковным советом, не допустила обновленцев к службе, и они начали совершать обряд на месте явления иконы на открытом воздухе. Дослужить обряда им, однако, не пришлось, так как соборные иконы были отняты и унесены в церковь, а одного попа-обновленцы группа наиболее ярых тихоновецев потащила в реку с целью утопить, но поп вырвался и убежал.
Лишь на другой день вятские иконы были выданы обратно соборным попам и они отправились по дальнейшему маршруту. Видя яростную склоку между попами, многие из верующих говорили, что в будущем они не пойдут никогда на этот крестный ход, т. к. из-за этого многим не пришлось выполнить своего обещания и отслужить молебен как следует, а попы ссорятся.
Вятским епархиальным управлением назначен в Казанско-Богородицкий собор в г. Халтурине на место отозванного священника Юферева протоиерей Шерстенников. Церковный совет (тихоновский) не допускает этого попа в собор, как не выбранного общиной верующих, и повесил на дверях замок, а Шерстенников повесил свой замок, и собор пока стоит все время запертым. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 20.)
10-20 июля. Нолинский уезд. Духовенство ожидает с нетерпением поместного собора, где, как они полагают, будет положен конец церковным смутам и обязательно должно произойти примирение тихоновцев с обновленцами. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 58.)
20 июля-1 августа. Религиозный дурман все бессильнее становится и в деревенской глуши. Этому немало способствует внесение в деревню политической сознательности демобилизованными красноармейцами и растущая любознательность крестьянства, кругозор которого уже не останавливается только около своего хозяйства. Исключение составляют только женщины и старики, которые еще религиозны.
… Пример в подтверждение того, что крестьяне начинают пробуждаться: один крестьянин пишет своему товарищу в Красную Армию: «Завтра 6 июля мы в Пищальском районе будем праздновать день кооперации — день наших пищальских кооператоров и притом еще будет смычка города с деревней. Жизнь, Миша, в деревне начинает улучшаться усиленным темпом, понемногу стали проникать в деревню с.х машины, понемногу стали понимать науку и верить в нее, как-то стало заметно большое недоверие к попу, а больше стали верить в агронома. Частенько стали слышны такие возгласы: «Пошел ты к черту со своим Богом!»
Другой крестьянин Гамаюнов Лавр Савельевич (дер. Старая Коса Малмыжского уезда) говорил: «Чем ехать в церковь, терять напрасно несколько часов, лучше дома что-нибудь сделать...» (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 68.)
Уржумский уезд. Священник села Шурмы Сатаев и священник села Лопьял Юферев для борьбы с обновленцами распускают среди верующих слухи, что советской власти скоро конец, и кто идет за обновленцами, будет расстрелян, т. к. обновленцы — это люди за советы и им скоро капут, как коммунистам. Достоверность этой агитации нами проверяется. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 69.)
В начале июля Котельничское городское тихоновское духовенство получило обновленческий журнал «Вести священного синода». По ознакомлении с журналом духовенство заинтересовалось идейно-научной богословской стороной обновленчества и частично изменило взгляды на обновленцев.
Священник-обновленец кладбищенской церкви за исправление треб берет не по таксе, как городское тихоновское духовенство, а кто сколько даст. Такой порядок платы привлекает в кладбищенскую церковь крестьян-бедняков других приходов.
В селе Окатьево Спасской волости организатор обновленческой общины Рыков июля с.г. устроил общее собрание прихожан, на котором присутствовало до 500 человек. На собрании обсуждался вопрос о самовольном переходе церковного совета в тихоновскую общину, группа зажиточных крестьян не дали высказаться организатору собрания Рыкову и добились перехода общины к тихоновцам, не смотря на возражение части собрания, верной обновленцам. Священник-обновленец Одинцов. уволенный со службы церковным советом, благодаря нападкам группы тихоновцев, покинул собрание. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 70.)
1-10 августа. Религиозность продолжает в среде крестьянства падать. Так, когда поп села Совье Слободского уезда Славин В. обходил с молебствием селения, то гр. дер. Ситники Георгиевской волости отказались от поповских молебнов как на полях, так и в домах.
В одной из деревень Богородской волости Ноллинского уезда собрались для обработки льна 20 девушек, которые развлекали себя частушками. Между прочим, спели такую: «Слава Богу, Ленин умер, наконец-то околел, он, покойная головушка, молиться не велел...» (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 84.)
В Уржумском и Нолинском уездах среди крестьян до сего времени имеют место слухи, что … Патриарх Тихон отравлен и что письмо его поддельно, Николай « и его семья живы и скрываются... (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 85.)
Поп Лодыгин Косинской волости Слободского уезда, придя в Мухинское кредитное товарищество и увидев плакат, в котором просмеивали попов, сорвал его, сказав: «Недолго осталось жить этим безбожникам, кто их пишет. Скоро им придет конец». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 86.)
1 августа — 1 сентября. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Яранскому уезду. В настоящее время в Яранске в распоряжении обновленцев находится одна церковь Успенского собора. Руководителем обновленческого движения является священник Турутин, в помощь ему прибыл из Котельничского уезда священник Овчинников.
В июле месяце прибыл обновленческий епископ Сергий из Перми, последний в Яранске находился несколько дней, во время исполнения им службы в церкви много городской публики посещало службу.
В гор. Советске обновленцам принадлежит Троицкий собор. В настоящее время там находится обновленческий епископ Филарет, кроме того, к обновленческому течению примыкает священник села Тырышкина Селивановский вместе с приходом. Остальные церкви города все принадлежат тихоновскому духовенству.
Со времени выбытия с территории уезда черносотенного епископа Нектария (с мая месяца) а также священника Знаменского и Милославского, открытой борьбы между обновленцами и тихоновцами нет, за исключением того, что Турутин во время проповедей в церкви усиленно разъясняет значение обновленческого движения и необходимость борьбы с тихоновцами.
Выбытие из Яранска указанного выше епископа Нектария, священников Знаменского и Милославского парализовало деятельность тихоновского духовенства. Авторитетных активных попов-тихоновцев в городе нет. В настоящее время за настоятеля собора остался один Дернов, нерешительный, не энергичный, стар по возрасту. И ни к какой борьбе не способный. В настоящее время городское тихоновское духовенство самостоятельно ничего не предпринимает, усиленно ждет приезда из г. Елабуги священника (тихоновца) по фамилии Голубев, который обещал занять место настоятеля собора. Тихоновские церковные советы города равным образом, за исключением немногих в уезде к настоящему времени переизбраны. В церковные советы избраны в большинстве своем беднота, из которых многих избрали насильно. Например, после избрания президиума совета Успенского собора, избранный председателем президиума Катаев, сразу же подал заявление о своем отказе, а также два члена совета из крестьян. Среди церковников города работает «____» информаторов*(число не указано — Е.Ч.), по агентурным данным тихоновское духовенство города к происходящим церковным событиям относится выжидательно (как будет указано свыше — тому они и последуют).
К зам. Патриарха Петру относятся безразлично, как к временному блюстителю Патриаршего престола, не обсуждая вопроса своего отношения к нему.
Через посредство церковников-информаторов мною была сделана попытка к организации автокефальной группы в г. Яранске. В результате оставшиеся в беспринципной бездеятельности тихоновские попы, как указано выше, не знают, как быть, проявляют полную несамостоятельность в этом вопросе, высказываясь, что это решают пусть свыше, или хотя бы по приезду кого-либо из руководителей тихоновского движения в Яранск. В частности же говорят о желательности церковного примирения. Одним словом попы-тихоновцы в Яранске находятся в неопределенности о предстоящем в сентябре месяце с.г. в г. Вятке губернского епархиального синодального съезда. Тихоновцы не знают, что делать, посылать или нет кого-либо на съезд. Никто из них не берет на себя инициативы созвать поместный съезд или предложить местам на обсуждение этого вопроса. Через информаторов попов-тихоновцев предпринимаю соответсвующие меры в смысле созыва съезда. Каков будет результат, пока определить нельзя, но по всем признакам нашего осведомления попы-тихоновцы согласятся выделить своих представителей на съезд в Вятку. Никаких выступлений со стороны попов-тихоновцев нет, население придерживает старого церковного направления, тем не менее замечается и безразличие к церковной политике. Таким образом, когда попы придут к обоюдному соглашению, хотя бы посредством съезда более крупного масштаба, то со стороны населения препятствий каких-либо ожидать не следует. Среди духовенства работает «____» информаторов* («число не указано — Е.Ч.). (ЦГАКО. Ф. П-15. Оп. 7. Д. 20. Л. 36-38.)
Государственные информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва).
10-20 августа. В Немской волости Нолинского уезда закрыта Слудская единоверческая церковь (постановление ГИК). Имущество церкви, хранящееся в амбаре ВИК, находится в хаотичном беспорядке — валяется на полу амбара. При изъятии имущества ВИКом не были составлены соответствующие акты и ВИК теперь не знает, сколько имущества он принимал, и что у него имеется. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 93.)
Вол время разговора о пчелах в церковной лавке в селе Истобенском Халтуринского уезда, диакон церкви Кибардин в присутствии 11 человек прихожан вставил слова, что как пчелы не могут жить без матки, так и государство не может жить без управления, давая намек присутствовавшим, что во главе государства надо поставить одного человека. «Вот у нас хозяев много, а толку от них мало...» (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 101.)
1-15 сентября. В предыдущей сводке сообщалось о шатании тихоновского течения на почве объединения с обновленцами. В настоящее время часть из них, особенно сельского духовенства, изъявляют согласие на скорейшее примирение с обновленцами. А также желали принимать участие на губернском епархиальном съезде. Каких-либо резких суждений, как среди духовенства, так и верующих, по отношению к съезду пока не замечено. Губернский епархиальный съезд духовенства предполагается 15 сентября. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 150.)
16-25 сентября. 13 и 14 [сентября?] в г. Котельниче и в Котельничской волости проходили вятские иконы, которые встречало не более 30 человек. Между тем в прошлые годы за ними ходили людей сотнями. Молодежь теперь совсем отсутствовала.
29 августа по старому обычаю в районе Петуховского сельсовета Котельничской волости и уезда проходили иконы и устраивались молебны на полях, на каковых присутствовала треть количества [верующих] дореволюционных годов. В деревнях Дикушонки, Ведерники крестьяне совсем отказались от приема икон и молебствия.
Есть такие селения (дер. Муринская Ярославской волости Слободского уезда) где одна часть крестьянства отказывается принимать попов в деревне, а другая (большинство стариков) продолжает приглашать их в праздники, собирая для этого деньги и продукты.
Но есть еще и такие селения (но их мало), как, например, дер. Шаваржаково Уржумского уезда, где некоторыми гражданами был поднят вопрос о приобретении пожарного инвентаря. Поговорили и решили, что денег нет, но зато в это же время по инициативе кулака Глазырина И.Б. был поднят вопрос о покупке 5-ти штук икон за 95 рублей. Тут долго не думали и деньги путем наложения сборов сделали, уплатили, от чего отказались только трое граждан, за что последние подверглись общему презрению деревни во главе с кулаком Глазыриным.
В селе Шевнино (того же уезда) крестьяне в числе 20 домохозяев собрали 10 пудов ржи и несколько десятков яиц для устройства молебна в поле о ниспослании им дождя. Но дождя нет как нет. Население, видя это, начинают поговаривать: «Зря мы только рожь стравили». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 180)
1-18 октября. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду. Священник г. Халтурина Рождественской церкви Софийский вернулся со Всероссийского Поместного собора. По приезде Софийским был сделан доклад о результатах Собора Викарному управлению Из доклада видно, что Софийский вполне разделяет взгляды Синодального управления и после собора осознал несправедливость и контрреволюционность тихоновского движения. В докладе Софийский говорил, что контрреволюционное течение тихоновцев было на соборе доказано документально, что б. Патриарх Тихон вел переписку с заграничным епископом и выставлял кандидатуру в цари Кирилла. Теперь Софийский Петра Крутицкого не поминает во время богослужения и намерен сделать доклад в 10 районах о результатах и резолюциях собора... (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 161-162)
Государственные информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва).
[1-15 ноября] За духовенством замечено:
Дьякон Казанской церкви (г. Уржум) Абашев Иван Клементьевич 7 ноября пришел в квартиру священника с. Лопьял Бушневского Михаила Ивановича и в разговоре ему сказал: «Нет никаких доводов, которые были бы незаконны и каноничны, ввиду чего народная масса идет не за обновленцами, а за нами. В недалеком будущем можно быть уверенным, что народная масса потребует своего удовлетворения, и никакое давление не поможет разрушению патриаршей власти для избрания нового патриарха и, вероятно, будет избран заместитель б. Патриарха Тихона — митрополит Петр Крутицкий».
… В Троицкой церкви с. Истобенского Халтуринского уезда (тихоновская) дьякон Кибардин В. 31 октября произнес: «... Еще молимся о святых патриархах, православных и благочестивых царях и царицах и проч...» Кроме этого, в этой же церкви священник Аммосов и дьякон Кибардин во время службы молятся: «...О упокоении святейшего нашего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, вечная память».
Жена дьякона Вотской церкви с. Ильинского Сердежской волости Уржумского уезда Валентина Ивановна в беседах с прихожанами говорит: «Правительство вмешивается в дела культа, священнослужителей и этим угнетает массу верующих. Раньше населению жилось гораздо лучше, чем в настоящее время. Если бы был царь, то последствия бы были от войны незначительными и так, что в настоящее время у руля стоят не люди, а людишки — какие-то пастухии подмнеталы, самый последний и необразованный народ, который хорошего народу дать ничего не может.
Церковный староста Никольской церкви села Истобенского Халтуринского уезда Колычев Филипп Афанасьевич , обличая советскую власть в нарушении декрета об отделении церкви от государства , говорил: «Обновленцы — нахалы, они обманывают тихоновцев делом Соловья и Петра Крутицкого и хотят этим поймать на удочку, дабы мы ушли в Красную Церковь — и к коммунистам. Дело Соловья есть выдумка коммунистов.
Если тихоновцев будут преследовать, то восстанет народ». (ЦГАКО. Ф. П-98. Оп. 1. Д. 166. Л. 298-299).
5-20 декабря. В г. Вятке со слов протодьякона Кафедрального собора Кордемского идут разговоры о результатах бывшего в Москве обновленческого съезда духовенства и мирян, на котором будто бы выяснилось, [что Соловейкин], являвшийся агентом Патриарха Тихона. Ездил в Англию и возил письмо Тихона к эмигрировавшему русскому духовенству, в котором Тихон благословлял бывшего Великого Князя Кирилла на российский престол. Но, приехав в Англию, Соловейкин будто бы принес покаяние Синоду, и едет в Москву на церковный суд, а митрополит Введенский обнадеживает духовенство в даче таковому советской властью гражданских и др. прав (в особенности, детям духовенства), налоговых льгот и т. д. И даже прав на постройку духовно-учебных заведений. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 3. Д. 51. Л. 217)
15 декабря. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Уржумскому уезду.
13 декабря с.г. В г. Уржум прибыл архиерей Филарет, который в Троицком соборе г. Уржума делал доклад о Всероссийском поместном соборе в г. Москве и взаимоотношениях обновленческого движения с тихоновцами. В своем выступлении говорил, что примирения обновленцев с тихоновцами не может и не должно быть, так как последние показали подлинное свое лицо политической окраски в сторону поддержки порядков, направленных против власти советов. В докладе он убеждал присутствующих не поддаваться тихоновцам. Такой же доклад Филарет делал и в селе Буйском, куда он заезжал проездом из г. Уржума. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 7. Д. 4. Л. 48).
Примечания
1 Партия правового порядка — политическая партия Российской империи. Партия представляла интересы крупных предпринимателей и землевладельцев в России в 1905. Требовала «правового порядка» (конституции), сильной монархической власти, единства и неделимости России[1]. В 1906-07 распалась: часть примкнула к октябристам, часть перешла в лагерь черносотенцев.
2. Ру́сский наро́дный сою́з и́мени Михаи́ла Арха́нгела (РНСМА, краткое название Союз Михаила Архангела) — монархическая консервативная («черносотенная») общественно-политическая организация (партия), действовавшая в Российской Империи в 1907—1917 года.
3. Пётр Бернга́рдович Стру́ве (26 января (7 февраля) 1870 года, Пермь — 26 февраля 1944 года, Париж) — русский общественный и политический деятель, редактор газет и журналов, экономист, публицист, историк, социолог, философ.
4. Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) (1862-1937) После кончины патриарха Тихона митрополит Петр стал Патриаршим Местоблюстителем, фактически замещал Патриарха. В ноябре 1925 года арестован, отправлен в ссылку в Тобольскую область, затем - на Крайний Север. В 1930 году заключен в Екатеринбургскую тюрьму. Семь лет он провел в одиночной камере. Расстрелян в Магнитогорской тюрьме. Спустя 60 лет его канонизировали
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.