Вятка православная глазами ОГПУ. 1926 год

1926 год

«Религиозность среди крестьянства постепенно изживается»

В 1926 году в сводках ОГПУ уже меньше внимания уделяется противостоянию тихоновцев и обновленцев, но больше — искоренению религии среди крестьянского населения...

Информационные сводки уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду.

1-20 января. 20 декабря в с. Монастырщина Посадской волости было созвано общее собрание прихожан. На повестке дня стояли вопросы: выборы членов церковного совета (село обновленческое). На это собрание явилась кучка тихоновцев в числе 6 человек во главе с Пономаревым Петром Андреевичем из дер. Поздняки и повели агитацию против обновления, в частности против попа этой церкви Шабалина, который является членом Вятского епархиального управления. Агитация тихоновцев подействовала на малотвердых прихожан и в результате председателем церковного совета был избран тихоновец Пономарев Дмитрий Петрович. Хозяйство имеет ниже среднего. Церковный староста избран тоже тихоновец Капустин Иван Иванович, так что верхушка в совет избрана из тихоновцев и в дальнейшем надо ожидать переворота в этой церкви.

25 декабря в палатке Троицкой церкви села Истобенска гражданка Пленкова Александра Александровна говорила, что если попы будут переходить на новый стиль, тогда нам. т. е. мирянам придется идти на них войной...

Духовенство с. Кленовицы твердо стоит на почве обновления, никаких репрессий со стороны мирян не замечается.

Духовенство села Тохтино твердо стоит на платформе тихоновщины, какой-либо антисоветской агитации с их стороны не подмечено... (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 9. Д. 12. Л. 12.)

21 января-10 февраля. 25 декабря 1925 года в с. Спасо-Талице Халтуринской волости состоялось освящение престола церкви. На освящении присутствовало 500 человек граждан и 18 человек духовенства во главе с Вятским архиепископом Иосафом, из коих 14 было обновленцев. Каких-либо конфликтов не произошло, населением приездом и богослужением епископа было довольно, хотя таковой и обновленец. Но присутствующие священники-обновленцы остались недовольны тем, что Иосаф мало уделил им внимания, а все время находился со своим штатом и благочинными, среди которых, между прочим, говорил, что его вызывали в Вятский отдел ОГПУ и спрашивали в отношении поведения великорецкого духовенства (Халтуринского уезда) в области посещения их села епископом Симеоном. Недовольство среди обновленцев по адресу Иосафа было основательное. Как, например, священники с. Истобенское Селивановский и Воробьев называют его «волком в овечьей шкуре», т. е. обновленцем с виду и тихоновцем внутри, ставят ему в вину то, что он, разъезжая по селам после богослужения, нигде не выступал с агитацией в пользу обновления, а поручал это протоиереям Попову и Фаворскому. На просьбы же священнослужителей сделать доклад самому как высокопоставленному и авторитетному, Иосаф отказывался, ссылаясь на болезнь горла, а, между прочим, в частных разговорах говорит нормальным голосом, и, кроме того, не разрешает обновленческим церквам переходить на новый стиль. Например, 7 сентября новостильный Успенский собор Вятки просил Иосафа провести в соборе архиерейскую службу, но последний отказался, говоря: «И сам по новому стилю не служу и вас не благословляю».

Есть желание некоторых обновленцев на предстоящем в марте месяце расширенном пленуме Вятского ЕУ , убрать Иосафа как халатно и недоброжелательно относящегося к делу.

В Истобенске группа прихожан в числе 6 человек просила свой причт во что бы то ни стало поминать при богослужении архиереев Павла и Авраамия, на что причт ответил, что с них взята подписка о непоминовении, а священник этой церкви Аммосов говорил, что он не поминает Петра Крутицкого вследствие того, что ему воспретило местное ОГПУ. Причтом данной церкви ведется прием верующих из обновленческого прихода. Троицкая церковь как тихоновская, пользуется большим авторитетом, чем обновленческая и прихожане Никольской — обновленческой церкви за услугами по венчанию и крестинами обращаются в Троицкую церковь, чем значительно уменьшается доход служителей обновленческой церкви и увеличивается доход тихоновцев, Подоходно-поимущественным же налогом служители обоих церквей обложены в одинаковом размере: попы по 13 р. 50 коп. и дьяконы по 5 руб. 50 коп.

Духовенство города точно так же получило платежные объявления, причем духовенство Троицкой обновленческой церкви обложено по 13 руб. 50 коп., а тихоновской Спасской церкви по 5 руб. 50 коп. Духовенство Спасской церкви как тихоновской [имеет доходы] несравненно выше, чем во всех остальных церквах гор. Халтурина, в данном явлении обвиняют фининспектора 1 участка Петропавловского, который является родственником многих тихоновцев, держит сторону последних.

1 февраля в Троицкой церкви села Истобенска (тихоновской) было собрание членов церковного совета по случаю приезда из города Красноярска церковного старосты П.И. Ожигановой. Когда же коснулись вопроса о подыскании певчих, то псаломщик Лобастов предложил взять учащихся школы 2 ступени, на что священник Аммосов сказал, что это не старое время, ныне учащиеся пропитаны духом социализма, что противно духу православия. Далее говорит, что его дочь, учащаяся школы 2 ступени, приходит из школы с плачем, говоря, что ее там называют поповной, что хуже их нет, что ее посылают в деревню работать на них же, а если не пойдешь, то выгонят из школы, в школе же одно безбожие (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 9. Д. 12. Л. 25-27.)

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ

25 января — 15 февраля. Религиозность среди крестьянства постепенно изживается. Крестьяне села Желтых Халтуринского уезда из 60 хозяйств на рождественский праздник приняли батюшку с крестом только 10 хозяйств. А крестьянин этого села (беспартийный) умирая, просил похоронить его без попа, по-граждански. И присутствующие крестьяне говорили: «Теперь можно обходиться и без попов». В Даровской волости Котельничского уезда в январе месяце зарегистрировано до 13 браков без соблюдения церковных обрядов. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 48-49.)

Малмыжский уезд. 17 января в Кильмезской избе-читальне в присутствии 36 человек после громкого чтения из Библии Ярославского крестьянка Сундукова Татьяна (сильно верующая) заявила: «Все эти прежние святые оказывается сволочи и снохачи, до сей поры я им верила, а теперь не буду».

Котельничский уезд. Крестьяне дер. Колбины Красавской волости в конторе страхагентства … говорили: «Попам жить стало плохо, доходы их становятся все меньше и меньше. В дер. Немчата заводятся 6 свадеб, и пять из них венчаться в церкви не будут». А крестьянка дер. Молотовской Ключевской волости Седурина А.С. говорит: «У меня налаживается свадьба, думала венчать, да поп запросил, кроме денег, еще 20 аршин холста, так ну его и с венчанием» (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 73.)

15 февраля. Информационные сводки уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Уржумскому уезду. Осенью 1925 года тихоновская группа верующих с. Лопьяла Уржумского уезда пропустили слух по приходу, что их церковь имеет особую благодать и святость. Будто бы как-то вечером часов в 7 в [запертой] тихоновской церкви молился на коленях с зажженной свечой человек в одеянии монаха, от которого было сияние по всей церкви... Утром при открытии церкви никого не оказалось... (ЦГАКО. Ф. П-12. Оп. 7. Д. 4. Л. 186.)

11-28 февраля. Информационные сводки уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду. В селе Быстрица Халтуринской волости 27 января было проведено собрание партячейки с комсомолом, на котором, между прочим, рассматривался вопрос о выселении священника-тихоновца Рудина, который своей агитацией противопоставляет население против партии и комсомола. После этого закрытого собрания один из комсомольцев Ральников передал все это попу Рудину. После этого поп еще больше стал объединять вокруг себя население, говоря, что вот, мол, партийцы и комсомольцы ведут против меня борьбу и хотят изгнать, после чего население очень озлобилось.

В Троицкой церкви села Истобенска с 1 февраля с.г. с 5 до 9 часов вечера было собрание исполнительного органа, на котором постановили официально перейти в тихоновщину по инициативе церковного старосты Ожигановой Прасковьи Ивановны и ее правой руки по делам тихоновщины Александры Андреевны Ожигановой, проживающих в с. Истобенске. Первая, как уже сообщалось, ездила в Красноярск, где пробыла, якобы у брата, в течение двух месяцев. Цель поездки не выяснена. В настоящее время они уже имеют официальную бумажку о переходе в тихоновщину из г. Вятки от протоиерея Владимирской церкви Вениамина Тихоницкого, который является заместителем сосланного Авраамия. В Вятку ездил сам священник Троицкой церкви Аммосов, где и получил благословение о переходе в тихоновщину. Когда его спросили: «А почему не присоединился ваш дьякон?», - то он ответил, что дьякон присоединился, когда еще был в г, Котельниче архиерей Флавиан. Религиозные граждане с. Истобенска довольны, что их батюшка, слава Богу, освятился, и теперь они снова православные.

В настоящее время истобенские тихоновцы ждут из ссылки епископа Павла (быв[ший епископ] Вят[ский и Слободской], который отбыл срок наказания и едет в Вятку. Прислал своим дочерям письмо из гор. Томска, в котором писал, чтоб его единомышленники держались до его приезда, и что он ничего общего с обновленцами не имеет и иметь не будет.

Духовенство села Пищалья Посадской волости в настоящее время ведет более примирительную политику по отношению обновленческого духовенства, в частности села Монастырщины, т. к. веяния новобрачующихся, обращающихся к ним из Монастырщинского прихода, проводят только с согласия обновленцев и вырученные средства за венчание в половинном размере выплачивают обновленцам.

Священник села Мякиши Кожинской волости Юферев, придерживаясь тихоновщины, начал поминать Петра Крутицкого, но прихожане запротестовали, т. к. не знали, что Крутицкий идет по стопам Тихона, а при произношении священником имени Петра масса поняла, что их священник перешел на сторону обновленчества.

Священник села Пустоши Посадской волости Преображенский после губернского епархиального съезда от агитации против обновленчества воздерживается. На съезде же он поддерживал оппозицию как тихоновец.

Ездивший на III Поместный Собор соратник тихоновщины и перешедший после собора в обновленчество священник города Халтурина Софийский вышел из духовного звания, якобы, по семейным обстоятельствам, на место его прибыл из Вятки Махровский Александр.

Священник села Великорецкого Юферев Виктор ездил к архиерею Симеону в гор. Глазов, откуда приехал очень веселый и вновь поминает Крутицкого и ведет в народе пропаганду, чтобы мужики стояли на своем и при случае не выдавали их советской власти, так, мол, советовал епископ Симеон. Церковный совет в лице Лузянина дает ссуды из церковных средств на 200-300 руб. разного рода кулакам и своим единомышленникам по тихоновщине. (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 9. Д. 12. Л. 39-40.)

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ

15 февраля-1 марта. Тихоновское духовенство (Халтуринской, Троицкой и Котельничской волостей) стремятся освежить свои знания методом самоподготовки, ссылаясь на свою отсталость и неудовлетворение полностью религиозных вопросов верующих. Собирается мнение духовенства о том, как проводить работу по самоподготовке. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 81.)

1-15 марта. Халтуринский уезд. Религиозный дурман изживается слабо: из 120 браков, зарегистрированных в Кожинском ВИК проведены без церковного обряда только три.

Уржумский уезд. В отношении религии крестьянские массы делятся на два лагеря: один — молодежь до 25 лет, другой — лица, имеющие больше 25 лет от роду. Что характерно, отмечаются следующие факты: в с. Решетниках Шурминской волости имеется до 200000 шт. кирпича, принадлежащего до революции церкви, а потом перешедшего в распоряжение ВИК. Пожилые крестьяне из групп верующих на собраниях поднимают вопрос о возвращении этого кирпича им для постройки из него церкви, а молодежь настаивает употребить этот кирпич на школу. Но из среды стариков отмечаются передовики: старик починка Андреевского Шурминской волости Бердников 66 лет говорил: «Раньше нас гнали в церковь и там забивали головы, а теперь приглашают в школы и учат, как надо устраивать свою жизнь. Поэтому надо строить из кирпича школу, а не церковь, которая через 15 лет никому не будет нужна». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 101.)

Информационные сводки уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду.

1-15 марта. За последнее время среди верующих мирян Спасо-Талицкого, Монастырского, истобенского приходов замечается движение в сторону тихоновщины. В последних числах февраля в с. Монастырщина по инициативе граждан Капустина и Вершинина, которые уклонились в сторону тихоновщины, начали организовывать вокруг себя группы тихоновцев с целью изгнать из церкви обновленческого священника Шабалина. Как Капустин, так и Вершинин являются рядовыми крестьянами из середняков, политически не развиты и, как видно, кем-то научены. Подозрение в агитации в пользу тихоновщины падает на б. монашку Пономареву Акулину, б.просфорницу.

В Спасо-Талице настоятелем церкви является благочинный Пупышев Николай — обновленец, и ему церковный староста Питиримов Конан (б.кулак) говорит, что мы вас будем держать только до общего собрания прихода, а дальше с вами расправимся. Питиримов работает заодно с другим священником этой церкви Овчинниковым, который стоит на платформе тихоновщины. (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 9. Д. 12. Л. 52.)

15 марта-1 апреля. Священник села Русаново Халтуринсков волости Попов Дмитрий, обходя на Рождество деревни с богослужением, вел агитацию против организации комсомола, пионеров и женских делегатских собраний, запугивая состоящих в них вечной мукой, и что, кто состоит в них, тот продался антихристу.

Агитация Попова подействовала. Заметно давление родителей на детей. Например, имеющийся до того времени отряд пионеров в 35 чел. разбежался, осталось только 8 человек. Посещаемость женских делегатских собраний понизилась на 20%, а также заметно давление на родителей и членов ВЛКСМ.

В селе Среднеивкино Верхошижемской волости община верующих ничего не знает об аресте Петра Крутицкого, а также недавно узнали и местные священники. Никаких суждений по этому вопросу нет. Священники при богослужении Крутицкого не поминают. (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 9. Д. 12. Л. 63-64.)

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ.

15 марта-1 апреля.

Малмыжский уезд. Религиозность среди крестьянства идет на убыль, а вместе с тем падает и авторитет попа. Посещаемость церкви уменьшилась с сотни молящихся на десятки, а отношение крестьянства к попам характеризуется так: поп гор. Малмыжа Трапицын через предсельсовета дер. Ключи (религиозника) просил выслать ему подводу для поездки в деревню по обрядам. И при попытке предсельсовета назначить подводу крестьяне заявили: «Если ему надо будет, так придет пешком». Подвода выслана не была.

Котельничской уезд. Антирелигиозность крестьянству прививается слабо, но в некоторых районах (Сорвижская волость) молодежь совсем не посещает церковь, критически отзывается о религии и попах, начинают соглашаться с ними и крестьяне среднего возраста.

Старые традиции крестьянского быта начинают изживаться: по Черновской волости с 1 января по 8 марта зарегистрировано 219 браков, из которых 30 % было без церковных обрядов. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 136.)

Гр. гор. Советска Стрельников Вл. Иванович, сын бывшего фабриканта, в разговоре с жителем гор. Совестска Мышкиным, выявляя свое недовольство советской властью, говорил: «Почему советская власть притесняет тихоновское духовенство? Должно быть в характере большевиков притеснять, т. к. их тенденция арестовывать да преследовать (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 165.)

1-15 апреля Котельничский уезд. В Арбажской волости из 150 зарегистрированных браков 40 % были без церковных обрядов. Отмечается несколько гражданских браков и октябрин в Малмыжском уезде. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 21.)

15 апреля-1 мая. Крестьяне дер. Политенки Котельничского уезда отвели гражданское кладбище, куда умерших провожают все жители деревни с пением похоронного марша. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 172.)

Кр-н дер. Тарасы Сорвижской волости Смертин А.Ф. снял в доме иконы и открыл в избе красный уголок. Соседи-бедняки и середняки поступок Смертина одобряют, а зажиточные смеются и говорят: «Большевики тебе за это будут платить деньги».

Молодежь Хмельничевского сельсовета Юмской волости, принимающая участие в культработе, отказалась помогать в постройке церкви вместо сгоревшей в 1925 году, за исключением одного Хомякова Федора, состоящего членом сельсовета и … культпросветсекции. Старики говорят: «Коли представитель власти трудится для церкви, значит, мы тем более обязаны работать»ю

Халтуринский уезд. Кр-не дер. Балезинщина на устраиваемой ячейкой РКП(б) собрании выступали в защиту попов, говорили: «Зачем вы выгнали попов из домов, почему сняли крест со святых ворот и др.» А в селе Великая река в семье пионера пал теленок, и родители заставили выйти пионера из организации, относя причину смерти его пионерство.

Малмыжский уезд. Приехавший поп в дер. Бакуры Малмыжской волости для исполнения религиозного обряда с «постной молитвой» в ряде крестьянских дворов принят не был, или же они не принимали участия в этом обряде, оставаясь в таком же положении, в каком они были с приходом попа (Чагин Кузьма, братья Волковы и др.) В подводе попу крестьянами было отказано.

Яранский уезд. Крестьянка Кичминской волости дер. Молитвино Глушкова Дарья Ивановна о безверии говорит: «Ну и народ стал нынче, в Бога не веруют, матерят его, как думают дальше жить? Я всегда думаю, что Бог убьет матерщинников, а вместе с ними и нас». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 192-193)

Климковский завод Омутнинского уезда. Религиозность рабочих характеризуется так: в дореволюционное время верующих насчитывалось до 2000, а в настоящее время в возрасте 18 лет и выше — до 436 человек. Главное ядро верующих составляют женщины и мужчины свыше 40 лет. На заводе создалась особая группа верующих в 20 человек женщин и один чел. мужчина. Группа эта собирается для пения церковных песен и чтения религиозных книг. Борются против обновленчества, по их выражению «красного». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 185-186)

15 мая-1 июня. В день праздника пасхи во всей губернии крестьяне в большинстве своем предпочли вместо церкви спектакль и доклады. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 42.)

В гор. Котельниче (важный торговый центр Вятской губернии) 26 мая.. сгорели 80 коммунальных зданий, до 150 частных домовладений, гостиный двор, электростанция, почта и телеграф, типография, бани, театр, дом заключения..., здание суда, сельхозбанк, музей, библиотеки, 6 школ, учебно-показательные мастерские, все детские дома и все церкви... Среди жителей гор. Котельнича ходят такие слухи: «Сгоревшие церкви восстанавливать не будут, а собор отдадут под театр» или «В городе много живет коммунистов, и они хотят сделать по-своему, но Бог не допустит и их накажет». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 45-47.)

Песковский завод (Омутнинский уезд). В первомайской манифестации участвовало 40 человек от 1150 рабочих. Малый % участия объясняется тем, что … [был] канун религиозного праздника пасхи. Большинство рабочих-религиозников считали праздновать за грех. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 53.)

Нолинский уезд. Если проследить по деревням Шуплецы, большие Тимши и ряд других деревень Унинской волости, то 50 % населения на религию смотрит отрицательно. Молодежь имеет стремление распространить свое влияние на родителей, что более ярко выявилось в Ключевском районе Ухтымской волости, где под влиянием молодежи родители отказали духовенству в наделе натурой — ругой. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 58.)

Котельничский уезд. Свою безразличность к религии крестьяне показали в день пасхи, как, например, в с. Круглыжи Круглыжской волости во время пасхальной службы в нардоме был поставлен спектакль и концерт с докладом «Что такое пасха?» Крестьяне, пришедшие ко всенощной, все время провели в нардоме, который не мог вместить всех желающих, а в церкви были только старики и старухи. Крестьяне в нардоме между собой говорили: «Надо посмотреть спектакль да послушать, что говорят, а в церкви мы бывали и раньше и знаем, что там каждый год одно и то же. В селе Сорвижи Сорвижской волости также был поставлен спектакль, концерт с докладом «Наука и религия», «Наука и сельское хозяйство». В нардоме присутствовало 250 человек молодежи и [людей] среднего возраста. Доклады слушались внимательно и были такие суждения (большинства): «Чем идти в церковь», так лучше здесь послушать». Аналогичные суждения крестьян к празднику пасхи отмечались и в ряде других сел уезда. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 59.)

1-15 июня. Котельничский уезд. В Арбажской волости из 150 зарегистрированных браков 40 % были без церковных обрядов. Отмечается несколько гражданских браков и октябрин и в Малмыжском уезде.

Котельничский уезд. Макарьевский приход Троицкой волости. За время пасхи в текущем году отказались принять попов 20 беспартийных хозяйств против 10 в прошлом году. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 21, 87).

15 июня — 1 июля. В связи со стоявшей 20-23 июня засухой, в целом ряде селений уезда крестьяне приглашали на засеянные поля попов с иконами для служения молебнов о ниспослании дождя. Среди суеверов и фанатиков наблюдались такого рода суждения: «Большевики Бога забыли и церковь Христову. За что Бог наказывает вместе с ними и нас...»

В связи с бывшим в г. Котельниче пожаром попы и здесь используют фанатизм крестьян. Которые, приезжая на рынок толпами по 30 и более человек заходят в уцелевшую от пожара палатку попа Предтеченской церкви, где поп Стефанович поместил уцелевшую в церкви икону и служит для приходящих молебен. Сам он с попадьей помещается тут же. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 60. Л. 109.)

1-15 августа. Омиутнинский завод. Рабочий Чадаев выгнал из дома сына, женившегося без венчания, назвав это богохульством.

Чернохолуницкий завод. Религиозность среди пожилых рабочих еще крепка, но молодежь церковь посещает мало, а более интересуются устройством вечеринок с попойками.

Котельничский уезд. Религиозность в Кобрском районе Даровской волости падает. Молебствие на полях по сравнению с дореволюционным временем уменьшилось на 80 % и принимают в коих участие исключительно крестьяне пожилого возраста. Церковные браки в этом же районе изжиты на 60 %. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 154.).

2 половина августа. Духовенство активности по причине полевых работ не проявляет. Тихоновцы, пользуясь общественной кампанией по помощи погорельцам города Котельнича, производят почти повсеместно по церквам и приходам сборы денег по помощи погорельцам, а в действительности часть сумм в разном размере идет на поддержку заключенного епископата и свои организационные церковные цели. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 171.)

1-15 сентября. Крестьяне дер. Шалохово и Гайдур Советской волости виновных в повреждении посевов градом считают молодежь, которая, якобы, прогневала Илью Пророка тем, что накануне этого праздника был поставлен спектакль (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 178.).

В с. Караул Ухтымской волости Нолинского уезда поп Верещагин, желая удержать растущее антирелигиозное настроение... просит распространять среди религиозников, что за отступление от религии обряды им выполнять не будет. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 179.)

1-15 октября. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду. После отходя вятских икон из села Верхошижемья священник Сергей Мышкин и псаломщик Поляков с церковным советом устроили пирушку, где чуть не подрались. Население, видя это, к религии охладевает, за что говорят факты: иконы из села Верхолипово в Верхошижемье были привезены на лошади вместо приноса на руках. (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 9. Д. 12. Л. 143.)

Ноябрь. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду. Рожкинский ВИК наряду с верующими празднует церковные праздники. Как, например, в день Покрова с 14 по 18 октября никаких занятий несколько дней в ВИКе не было... (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 61. Л. 210.)

1-15 декабря. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Котельничскому уезду. В с. Макарье Троицкой волости праздновался престольный праздник т. н. Введенская. По этому случаю духовенством было устроено соборное служение с приглашением попов из соседних сел. Народу в церкви по сравнению с простыми днями и прочими праздниками было много. После службы попом Красноперовым была сказана проповедь, в которой он высказывал недовольство, что дети не посещают храм и призывал на будущее время взрослых брать с собой в церковь детей. (ЦГАКО. Ф. П-7. Оп. 1. Д. 79. Л. 115.)

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.