Вятка православная глазами ОГПУ. 1927

1927 год

«Атеизм все заметнее начинает проникать из города в деревню»

Этими документами завершается публикация Сводок Вятского ЧК-ОГПУ, отслеживающих действия вятского духовенства и состояния православия на Вятке, хранящихся в Центральном государственном архиве Кировской области. В архиве имеются также сводки ОГПУ за 1928-1929 года по различным направлениям, но в них тема духовенства, православия почти не отслеживается, видимо, она перестала быть особо актуальной.

 

Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Нолинскому уезду.

1 января-1 февраля. В канцелярии Промеледского сельсовета Бельской волости и Александровского сельсовета Унинской волости имеются иконы. Население этих районов говорит: «Хотя зайдешь в сельсовет, так есть на кого помолиться». Председатели этих сельсоветов по своей малоразвитости и своим религиозным убеждениям, не желая оскорбить религиозные чувства своих хозяев квартиры, бояться убрать иконы их канцелярии сельсоветов... (ЦГАКО. Ф. П-10. Оп. 1. Д. 725. Л. 42)

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ

1-15 февраля. По деревням время от времени наблюдаются церковные поборы с крестьян, как, например, в Сюмсинской и Кильмезской волостях Малмыжского уезда, где в одном месте собирается по 30 коп. со двора, в других — по 30 копеек с каждого земельного надела на содержание церковных сторожей. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 44. Л. 99)

Малмыжский уезд. Поп села Волипельга Устюгов ведет тихой сапой кампанию против комсомола — увещевание. Так, например, гр. Овчинникову он говорил: «Зачем ты допустил своей сестре вступить в комсомол, … ты ко мне и не ходи, я тебя с ней в церковь-то не пущу. Скажи ей, чтобы она покаялась, и вышла из комсомола, из-за этого комсомола и жить-то стало худо». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 44. Л. 109)

Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду.

15 февраля- 5 марта. Поп села Пышак Шараповской волости Лопатин Василий и псаломщик Сметанин, будучи недовольны, что несколько девушек, певших в церкви, участвовали в подготовке комсомольского рождества, вызвал этих девушек в церковь где читал им нотации и давал упреки, предлагая отказаться от хождения в клуб. Результатом этого явилось то, что поп Лопатин, задержав их до поздней ночи, не дал возможности участвовать вместе с комсомольцами. Поп Лопатин, дабы поднять религиозность верующих, каждое воскресенье читает проповеди со слезами, которые иногда длятся более часа. (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 10. Д. 18. Л. 65-66)

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ.

15 февраля-15 марта. Упадок у крестьянства религиозных убеждений имеется и более ярко выразился в период свадебного сезона, когда исключительное большинство браков ограничивается только записью в ЗАГСе, как, например, в Пижанской волости Яранского уезда на 80 браков венчались церковным браком одна пара. А в Круглыжской волости Котельничского уезда не было ни одного церковного. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 44. Л. 126).

15-31 марта. Предприятия Северо-Вятского горного округа.(1) Религиозность не изживается и чтится каждый из религиозных праздников, как, например, на масленице рабочие потребовали от заводоуправления остановки цехов на три дня — 6, 7, 8 марта, указывая на то, что если не остановится, то все равно не выйдем на работу, с чем заводоуправление вынуждено было согласиться. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 44. Л. 145)

1-15 апреля. Атеизм все заметнее начинает проникать из города в деревню, и за последнее время все чаще наблюдались случаи свадебных обрядов без вмешательства попов, а только с записью в ЗАГСе и случаи «октябрин» (Халтуринский, Котельничский уезды)... Деревня начинает интересоваться журналом «Безбожник». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 45. Л. 10)

Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Уржумскому уезду.

25 апреля-10 мая. В ночь на 24 апреля в Лажской церкви Кокшинской волости среди граждан, пришедших молиться по случаю праздника пасхи было на 80 % крестьянской молодежи, которая проводила время в бесцельном хождении по церкви, в сидении и частных разговорах. Церковный староста и попечители кричали на молодых: чего вы, мол, там галдите, не ходить по церкви и заниматься разговорами пришли, а молиться, так и молитесь, слышите, идет богослужение. А молодежь им из разных углов отвечала: «Если хотите молиться, так и молитесь сами». Во время заутрени поп обратился к присутствующим в церкви с возгласом «Христос воскресе!», в ответ ему было несколько старческих голосов: «Воистину воскресе!». А со стороны молодежи было слышно: «Под суд Христа, если он в провесе!» и т.д. (ЦГАКО. Ф. П-12. Оп. 9.Д. 8. Л. 66.

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ.

1-15 мая. Религиозный дурман в крестьянской среде постепенно отмирает, что можно было наблюдать по посещаемости т. н. «говельщиков» и, притом, преимущественно в старых возрастах, за один-два года сократилось втрое и более (Нолинский уезд, Ухтымская волость).

Большую роль играют местами культурные вечера, ставящиеся в пасхальную ночь, которые в значительной степени отвлекают население от посещения церкви. Так, например, 24 апреля в с. Круглыж (Котельничского уезда) устроенный таким образом вечер с постановкой антирелигиозного доклада привлек в народный дом не только молодежь, но и пожилых крестьян. На вечере было свыше 500 человек — значительно больше, чем в церкви. Аналогично этому был проведен и с таким же результатом вечер в с. Даровском. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 47. Л. 165.)

15-31 мая. П. Песковка. Большой процент рабочих — старики и пожилых возрастов еще крепко придерживаясь за церковный дурман, увеличили посещаемость церкви, а своих детей, предпочитающих клубы, убеждали не устраивать под праздник танцулек и всякого рода увеселительных вечеров, увещеваниями, что «вот вы забыли Бога-то, пляшете да песни поете, от того у нас завод и закрыли». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 45. Л. 128.)

За отчетный период отмечался всюду значительный отход крестьян от религии и присутствие в первую пасхальную ночь крестьян, в особенности молодыхвозрастов, во всех школах и народных домах на антирелигиозных вечерах и спектаклях, на которых народу было полно за счет убыли его в сельских церквах.

Проездом в пасху по грязной дороге через дер. Б. Чертаки (Нолинской волости и уезда) , где в это время происходил деревенских сход, местному попу пришлось выслушать от собравшихся крестьян следующие восклицания: «Что ты лошадь-то мучаешь, ведь денег-то собрал, можешь и пешком уйти». Поп вылез из тарантаса, махнул рукой и заявил: «Больше к вам никогда не заеду». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 47. Л. 138.)

1-15 июня. Яранский уезд. В деревне Митягах Пижанской волости под руководством 21 монашки бывшего тут ранее монастыря население выстроило два года тому назад деревянную церковь и дом для монашек. Теперь эта церковь оказалась мала, и сплавляется лес для постройки более обширной церкви. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 46. Л. 29.)

От сопровождавших в первых числах июня из Вятки в село Великорецкое (Халтуринский уезд) и обратно иконы с Николаем Чудотворцем религиозных крестьян 11 июня были рассказы, что для того, чтобы сохранить веру в религию, лучше бы и не ходить на Великую реку, уж очень враждебно вятских попов-обновленцев встречают там местные попы-тихоновцы, заранее приготовляют своих прихожан, и те почти нигде не принимают вятских икон с Николаем Чудотворцем. Приняли только в одном-двух селах. Да и то вятские иконы поставили отдельно от своих, а пришедшим попам служить молебнов не дали, а потому из вырученных за молебны денег им прислали половину.

Для сбора же пожертвований продуктами, кроме вятской корзины, поставили свою, разъясняя богомольцам, чтобы клали в левую (местную), а не в правую (вятскую). Рассказывали крестьяне также , что великорецкие женщины ругали Вятского митрополита и будто бы собирались утопить его в реке, но он был взят под охрану милицией, которую потом благодарил. Среди тихоновцев упорно распространялись слухи, что милиция будто бы подкуплена обновленцами, и в опровержение этого приводили случай, когда на обратном пути в с. Филейка в 3 часа конная милиция окружила дом, где остановились сопровождавшие икону люди и у всех проверяли документы, на что сопровождавшие иконы люди, якобы, посердились, т. к. шли, устали, и им не дали поспать до утра. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 46. Л. 41.)

Информационные сводки уполномоченного Вятского угбернского отдела ОГПУ по Слободскому уезду.

10-25 июля. Редькинская волость. Религиозность крестьянства сократилась до 70 %. 30 % крестьян венчание, крестины и похороны проводят по гражданским обрядам, т. е. через ЗАГС. Церковь в этом отношении отошла на задний план. (ЦГАКО. Ф. П-11. Оп. 10. Д. 10. Л. 143.)

25 июля-10 августа. Село Иванцево. Священник села Иванцево Домрачев во время проводимого молебна в разговоре о плохом урожае сказал: «У коммунистов вырастет», желая для крестьян дать обратное понятие, что коммунисты не признают Бога, а потому и урожаи плохи, и, значит, они вести борьбу с этим бессильны. По словам граждан села Иванцева Ушакова Андрея Афанасьевича и Ивана Васильевича, священник Домрачев является большим тормозом по переходу граждан на многополье во всем приходе, а особенно в селе Иванцево, так как среди граждан своего прихода пользуется большим доверием и ему верят больше, чем агроному. (ЦГАКО. Ф. П-11. Оп. 10. Д. 10. Л. 163.)

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ

16-31 августа. Пользуясь переживаемыми СССР трудностями, некоторые из духовенства стремятся напакостить советской власти. Так, например, поп села Юрьева (Котельничский уезд) Красноперов в своих проповедях в церкви и при совершении напольных молебнов с целью разнуздать инстинкты темной массы верующих и восстановлении против работников соваппарата, говорил: «Скоро будет война, и опять будет наша власть, а не антихристова, Тогда не будет тех врагов, которых мы имеем сейчас. Граждане верующие! У нас наши враги отобрали все планы постройки нашего храма, выручить мы их не можем, только надо дружно взяться за это дело». В результате такой агитации от верующих были направлены ходоки в местный (Халтуринский) ВИК с требованием к председателю ВИКа выдать эти планы. Этот же поп в проповеди в другой раз говорил: «Граждане верующие! Нужно усерднее молиться Богу: вот уж много времени нет дождя». И тут же добавил: «А в лавках потребобщества нет муки». Такое сопротивление так подействовало на слушателей, что многие из них сразу же после обедни направились в потребобщество с требованием отпуска белого хлеба и сушки, но, так как там ни того, ни другого действительно не оказалось, то возбужденная толпа кричала: «Правильно нам говорил священник-то. Вот только будет война, так надо всех коммунистов передушить...» (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 45. Л. 161.)

Как постепенно крестьянство отходит от пут религиозного дурмана, можно проиллюстрировать следующим фактом: на общем собрании в деревне Гонино (Шурминской волости Уржумского уезда) присутствовавший там председатель церковного совета попытался поднять вопрос о подыскании нового попа взамен сбежавшего из-за бездоходности церкви. На это предложение большинство из присутствующих крестьян реагировало так: поп наш сбежал, ну и черт с ним, пусть другого сами ищут, а мы и без попа проживем, благо закон теперь не притесняет и силой молиться никто нас не заставляет.

В Халтуринском уезде и ближайших от волостных центров селениях наблюдается такое явление: собирают деньги попам за напольные молебны, но чаще всего крестьяне решают отдать эти деньги в фонд «Наш ответ Чемберлену» (2), а попам отвечают: «Нам некогда теперь молиться — надо убирать сено, да и хлеб подоспел...» (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 45. Л. 165.)

Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду.

20 сентября-5 октября. По Верхошижемскому району за последнее время заметно уменьшение религиозности среди крестьян, что характеризуется фактами: при проходе вятских икон крестьяне дер. М.Чащины поголовно оказались нести таковые до села, и простояли иконы целый день на улице в деревне. Только вечером были отнесены в село несколькими старухами. И только после настоятельных обращений со стороны духовенства были подняты несколькими стариками. (ЦГАКО. Ф. П-14. Оп. 10. Д. 18. Л. 180.)

Информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ

1-15 октября. В селе Круглыж местный священник Дьячков Николай в своих проповедях допускает такого рода агитацию: «Граждане верующие! Сколько вы ни применяйте науку в сельском хозяйстве, она вам ничего хорошего не даст. А молитесь Богу, он вам все даст». Или: «Кто живет гражданским браком, того Бог накажет, а кто его проповедует, и того Бог накажет». После такой агитации по церкви наблюдался глухой рокот женщин по адресу «нехристей-коммунистов». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 46. Л. 183.)

1-20 ноября. Председатель В-Лемского сельсовета (Нолинский уезд) Масленников Андрей взял на себя миссию стать защитником угнетенных попов, агитируя за то, чтобы не платить налоги, а попов не штрафовать. По поводу оштрафования попа судебным приговором на 50 рублей заявлял: «Зачем с попа присудили штраф и делают гонения на религию, раз Церковь отделена от государства» и т. д. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 47. Л. 12.)

Омутнинский уезд. По постановке докладов о праздновании 10-й годовщины Октября крестьянство всюду проявляло этим заинтересованность и многие высказались, что этот праздник надо праздновать за счет сокращения церковных. Так, например, на одном из собраний 9 октября в Верховинском районе крестьянин-середняк (Осколков Г.В.) заявил: Религиозные праздники надо «расстрелять», например «Покров», а Октябрьский — праздновать». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 47. Л. 24.)

Ноябрь. Служащий вятского судонадзора гр. Бакин А.Ф. высказывает [свою]... точку зрения, а именно: советская власть работает в тесном контакте с высшей церковной властью. А для доказательства привел пример, что в дни Октябрьских торжеств советской властью через высшие церковные власти было дано распоряжение, чтобы в эти дни в деревенях в церкви служили бы благодарственные молебны, все это удостоверяя словами: «Так говорят все». Бакин обращает внимание служащих на то, что раньше на религию устраивались всяческие гонения, как то: во время демонстраций по городу носили карикатуры, изображающие святых, и кричали: «Долой попов!» Теперь же, а в частности во время Октябрьских торжеств не было ни одного антирелигиозного лозунга. По мнению Бакина, означенное явление говорит за то, что советская власть работает в непосредственном контакте с высшей церковной властью. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 47. Л. 55.)

1-16 декабря. Отзывы о манифесте (юбилейной сессии ЦИК СССР) (3). Омутнинский уезд. В Арбажской волости в с. Арбаж во время митинга дети местного духовенства устроили звон с колокольни с целью помешать ораторам. Есть предположение, что этот поступок произведен по заданию родителей и членом церковного совета Колпаковым. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 47. Л. 114.)

Нолинский уезд. Во время молебна поп Цитронов из с. Сардык Унинской волости жаловался, что его и попа Воскресенского за укрытие объектов обложения осудили на 120 руб. и что суд был неправильный... Поп жалуется, что «Православие в изгнании и власть жидовская». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 5. Д. 47. Л. 125.)

 

Примечания

    1. Северо-Вятский горный округ создан осенью 1918 г. для управления Омутнинскими и Холуницкими заводами, рудниками, лесными дорогами с правлением (до 1924 г. находилось в Омутнинске), назначенным ВСНХ РСФСР. Правление свободно реализовывало продукцию на внутреннем и внешнем рынках, первоочередно снабжало продукцией гос. предприятия и кооперативы. Упразднен в 1927 г., когда заводы округа переведены в ведение Вятского губсовнархоза.

      2. Под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» был создан фонд для сбора средств на оборону и строительство воздушного флота. 

      3. Имеется в виду манифест ЦИК СССР от 15 октября 1927 г., принятый 2-И сессией ЦИК СССР IV созыва в Ленинграде в ознаменование 10-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.