Нужны ли сегодня детские и юношеские организации?
Одной из главных задач большевиков, взявших власть в 1917 году, стала задача воспитания нового поколения в духе проповедуемых ими идей. Этой задаче как нельзя лучше отвечала пионерская организация.
Напомню о зарождении этой организации в Нолинске. Возможно, что и не все из этого опыта нужно «разрушить до основанья».
Нолинск можно считать колыбелью детских коммунистических организаций в Вятской губернии. Еще по стране и речи не было о пионерах, а в Нолинске уже в 1918 г. существовала небольшая детская организация «Цветы коммунизма».
Пионеры в Нолинске появились в апреле-мае 1923 года. Ими стали воспитанники детских домов, а начальником пионерской дружины избран комсомолец Алексей Рябов, чуть позже передавший бразды правления Марусе Дудыревой. К пионерским работникам требования в ту пору предъявлялись следующие: «Не курить табак, состоять в комсомольской организации не менее года, уметь рассказывать ярким, художественным языком, занять ребят интересными играми.
Алексей Рябов вспоминал: «Создали пионерскую группу. Надо начинать работу. Но с чего начать? Никто не знает... Где- то откопали старую книжонку Баден-Пауэлла «Английские скауты». Это единственное руководство, которым мы располагали в то время....»
Пионерская дружина была разбита на 3 группы: им. Ленина, им К. Маркса и им. К. Либкнехта. Группы делилиьс на звенья. Так группа К. Маркса состояла из пяти звеньев под названиями: Малиновка, Тигр, Лев, Волк, Утка. К лету ввели пионерскую форму: белая рубашка с открытым воротом, черные трусы (у девочек — короткая черная юбка), серые чулки, белые туфли, белые панамы и черные галстуки. Очевидно, не только в Нолинске пользовались пособиями для скаутов и ввели подобную форму, так как вскоре была прислана инструкция, разъясняющая, почему пионеры носят красные галстуки, а не черные.
Первый большой пионерский костер устроили в июле 1923 года на площади с барабанным боем.
В августе организовали отряд имени Степана Халтурина, в который вступили дети граждан города Нолинска. Он сотоял из звеньев: Звезда, Пчелка, Серп, Молот.
Пионерские сборы начинались играми «вал на вал», «день и ночь», «перетягивание каната», «рабочий и фабрикант». Разучивали пионерские песни. Это не забытая и сегодня «Картошка», а еще «Корабли пришли», «Песня матросов» и другие.
Конечно, главным была политическая работа: изучение законов юных пионеров, беседы на тему «Кто наши друзья и враги», «Что значат буквы СССР» и другие.
Обязательны занятия гимнастикой, строевые занятия, отрабатывалось исполнение команд по свистку.
Ходили на экскурсии и в походы в лес, каменный лог, посмотрели как работают телеграф и типография.
Во время экскурсий на природу проводились беседы, собирали коллекции камней, растений, насекомых, учились разжигать и быстро тушить костер, осваивали морские узлы: рифовый, рыбацкий, «мертвая петля», учились ставить шалаш.
Пионер обязан был знать правила гигиены, дорожные знаки, азбуку Морзе, уметь приготовить себе пищу, остановить кровотечение, спасти утопающего.
Коллективно читали журналы, переписывались с пионерами Вятки, Омутнинска, других городов и уездов, выпускали собственные рукописные журналы. Среди документов имеется номер рукописного журнала «Ручеек».
Не хватало бумаги, карандашей, просто свободного времени. Еще сказывались последствия страшного гоолода, поразившего губернию в 1921-1922 гг. Детям приходрилось много работать. В одном из писем нолинские пионеры сообщали своим вятским друзьям: «...Были полевые работы, и мы, как настоящие крестьяне, трудились каждый день. Мы жали рожь, овес, гречу. Выходили жать с девяти, а когда и раньше, и жали до двух часов, после двух был перерыв, а потом опять шли на свое поле и жали до вечера. Поэтому по пионерству заниматься совершенно не было свободного времени. А сейчас жатва у нас кончилась, и пока еще не поспела работа в огороде, мы с радостью примемся за пионерскую работу...»
Это было время становления мощного впоследствии пионерского движения.
ГАСПИ КО. Ф. П-4112. Оп. 2. Д. 77.
Есть мнение, что самая плохая идеология лучше отсутствия идеологии вообще. "Самая разрушительная идеология - отсутствие идеологии. Шахматисты говорят, что лучше играть по плохому плану, чем вообще без плана. Нельзя делать ходы, ничем между собой не связанные. Если ты не управляешь, то тобой управляют!". Думаю, эти высказвания не лишены здравого смысла.
Кстати, в Нолинске до сих пор стоит скульптура пионерки во дворе дома на ул.Коммуны:
согласна. А скульптура очень интересная