Из рукописи о положении крестьян в деревнях Вятской губернии. Выводы комиссии Вятского губкома ВКП(б). 1926 год.
...Когда мы думаем рассуждать о быте, да еще о быте крестьянина, то тут нужно быть очень снисходительным ко всем его проявлениям. Наш объезд 14 деревень Кикнурской волости дал нам очень мало, чтобы писать страницы нового быта. Масса крестьянства все еще живет в старине. Прежде всего, это проявляется в семейной патриархальности. Значение главы семьи еще велико. Нам редко, правда, попадались большие семьи — этого уже нет в деревне, но по преемственности это значение главы семьи передалось и на маленькие семьи.
С хозяйственной стороны нужно бы признать это явление как положительный опыт, если бы он не принимал иногда уродливые формы, которые вступают в грубое противоречие со всем нашим советским укладом - даже деревенским.
Я уже не привожу в доказательство примера власти отца над сыном, желающим вступить в комсомол, доходящий до издевки: это явление повсеместное. Больше терпящими от произвола отца являются, конечно, девушки — дочери. Сказывается это на желании иметь мужем любимого человека, а не того, кого ей навязывает отец. В самом Кикнуре такая борьба между отцом и дочерью (дочь была тоже настойчива) кончилось тем, что дочь ушла из дома. Случаи ухода дочерей или увоза их женихами на этой почве — явление нередкое. Обычная рядовая девушка мирится с этим. Проявляют себя более решительные натуры или те, которые находятся под влиянием передового человека для деревни — жениха.
Мы уже сказали, что от патриархальности с хозяйственной стороны во многом зависит сплоченность трудовой ячейки, какой является семья. Дело, следовательно, заключается в преувеличении и извращении главой семьи своих прав к остальным членам. Бояться остальным членам семьи тут есть чего. Например, в с. Цекеево младший холостой брат не вступает в комсомол, боясь угрозы старшего брата лишить его имущества. Он знает, что общество, конечно, будет не на его стороне. Отсюда он смиряется ибо в защиту ему закон еще не пришел (он его не знает). ... А молодые ростки бьются и засыхают или падают скошенные в неравной борьбе , только некоторые пробиваются очень смело. Те же, кто мирится с этим, только внутренне страдает (девушки) и выражают эту боль или в грустной песне или в частушке:
Поживите, подружки,
У моего тяти:
Попросилась на вечерку -
Послал на полати. (дер. Коржавино).
Грустить девушке тут есть о чем. В этой же деревне Коржавино в беседе с крестьянкой выяснилось, что ее муж выдал дочь замуж за 12 верст, когда невеста совершенно жениха не знала. Это делается в 1923 году!
Особенно нужно отметить рабское подчинение, или, вернее, варварское отношение мужей к женам, которое целиком корнями связанос патриархальностью, экономически ставящей в силу старых законов женщину в подчинение мужчине.
Передовые женщины знают уже, что этому положен конец, но таких мало.
Остановившись в с. Коржавино у крестьянина, два наших члена комиссии были свидетелями побоев мужем жены: зачем она пустила в его дом [членов комиссии]. Женщина с плачем просила перейти, потому что боялась: «Вы уедете, а он меня убьет». Такие явления, конечно, нередки, как общественно-масовый взгляд на женщину мужей как на низшее существо, которое сотворено только для печки, пеленок и постели. Недаром на наши призывы, чтобы на собрания являлись все члены семьи, мы только в некоторых деревнях добивались незначительного успеха. «Куда нашим бабам их дело — горшки». Такое же отношение , но много резче проявляют мужья к привлечению женщин на ликпункты...
Добились своего, разгромили патриархальный быт... :(
А известно, кто это писал?
Здравствуйте. Конкретно автор не назван. Кто-то из Вятского губкома компартии. Ездили по Кикнурской волости по обследованию деревни в 1923-1924 годах, вели дневниковые записи. Потом обрабатывали материал. Рукопись была подготовлена к 1926 году.
Спасибо!
Чувствуется, что образованный человек писал, с задатками литературного таланта.
Н-да, действительно , добились...
В итоге получили то, что получили. Большинство молодёжи предпочитает нормальной семье гражданский брак. В семьях один, два, максимум три ребёнка. Одна за другой вымерли деревни, загублено сельское хозяйство :(
А потом удивляемся как так, почему дети сдают своих родителей в дома престарелых и в хосписы!? А это чтобы не напрягали. А чё это же всё так по современному - плевать на 5 заповедь. На предыдущие 4 плюнули в начале 20 века. Вот "не убий" пока ещё держится местами, всё остальное давно попрано, но слава Богу не всеми. А то бы....... быстренько бы прекратилось это своеволие. "Не стоит село без праведника."
Как раз сегодня прочитал - Финляндия (некоторые её граждане) затосковали о прошлых временах, в частности и ритуале похорон, выставку специальную организовали как оно там раньше было. Сейчас там вообще не принято прощаться с умершими - напрягает. Всё отдано на откуп всевозможным службам, которые доходят, упакуют и .......кремируют или закопают, видимо в зависимости от ценника. Европейские ценности чё....
Мою бабушку 1910г.р тоже отдали в замуж без любви в16-17лет, и она его не знала, родила 7 детей, 4 девченки выжили, а мальчишки умерли при родах, так я не думаю, что она очень счастливо жила, хотя и ждала его с фронта, он у нас-мой дед пропал без вести,прожила моя бабушка 85 лет, и моей маме халовалась , что выдали ее рано и не не по любви, а так как голодно было, чтобы в семье на один рот было меньше, вот такие дела.Так как лучше?