В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранится небольшая коллекция фронтовых писем - пожелтевших от времени, сложенных солдатским треугольником, написанных на обрывке карты, листе фронтовой газеты, а также специальных листах для писем и художественно оформленных почтовых карточках.
Среди них – письмо-секретка не совсем обычной формы и содержания. Представляет собой длинную ленту, складывающуюся при отправке в девять сложений и заклеивающуюся специальным гуммированным клапаном, который, конечно, не являлся преградой для военных цензоров. На письме обязательная надпись для фронтовых писем: «Просмотрено военной цензурой».
На лицевой стороне написано: «Письмо на фронт Полевая почта № Адрес отправителя», нанесены адресные линии. Также на лицевой стороне помещен рисунок, изображающий мальчика и девочку, склонившихся над столом при написании письма. На обратной стороне нарисованы сургучные печати и указаны выходные данные. Из них мы узнаем, что тема и текст письма-секретки придуманы Евгением Пермяком[i], который в годы войны находился в эвакуации в г. Свердловске. Видимо, он не придавал значения подобным мелочам, потому что однажды написал: «Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый...» Одним из таких «ветерков», очевидно, и является подобный почтовый бланк.
Рисунки сделаны Геннадием Васильевичем Ляхиным, на тот период заведующим художественного сектора газеты «Уральский рабочий»[ii]. В издательстве «Уральский рабочий» в г. Свердловске и издан этот бланк письма-секретки.
Открой письмо – и получится своеобразная книжка-раскладка – заготовка для письма сына или дочери на фронт.
На ее страницах обозначены темы такого письма, сопровождающиеся соответствующими рисунками: «Здравствуй доро... Шлю привет из... Живу я... Новости у нас вот какие:... В кино я видел... Я помогаю фронту тем, что... А дома я помогаю... А это мои снимки... Это я нарисовал... Сейчас мое любимое занятие – это... Я прочитал много книг... Это я для тебя засушил и наклеил... Посылаю тебе свой табель... А это мой рост... Кланяются тебе... Возвращайся с победой»[iii].
Отправитель письма, Липовцев Иван Федорович, не воспользовался предложенной ему заготовкой. У него были свои темы. В данном случае он воспользовался бланком, как простым листом бумаги, видимо, единственным, оказавшимся под рукой. И письмо не на фронт, как задумано автором бланка, а из воинской части, стоявшей на Дальнем Востоке, куда, видимо, только что был призван Иван Федорович. Он писал: «Добрый день! Здравствуйте мои многоуважаемые учителя Николай Иванович, Август Иванович, Герман Иванович, Ольга Никаноровна, бабушка Шура и Рудольф. Шлю я Вам всем свой сердечный привет и желаю всего хорошего в жизни Вашей. Во первых строках своего письма я сообщаю Вам, что доехал до места очень хорошо. Дорога моя длилась 28 суток. На место приехали ночью и нас встретили с духовой музыкой. Сразу нас всех обмундировали во все новое и теплое. В настоящее время живу очень хорошо. Питаюсь лучше, чем дома, как питался в последнее время. Находимся пока все вместе. Николай Иванович, мне опять придется работать по специальности. Видимо, ты говорил мне все правильно, что с этой специальностью нигде не пропадешь. Я тебе за это выношу благодарность, за то, что ты меня выучил к этому ремеслу... Ну, у меня писать больше нечего. Остаюсь жив-здоров, и того и Вам желаю. С приветом к Вам Иван Липовцев. Дед, вы напишите мне ответ, или Август Иванович. Мой адрес: полевая почта 35275 Липовцеву Ивану Федоровичу. Мы находимся на Дальнем Востоке». На почтовом штемпеле дата неразборчива. Можно лишь с уверенностью сказать, что написано оно до ноября 1944 года.
[i]
Евгений Пермяк (1902-1982) - псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Родился в Перми. Жил в Воткинске, Перми, Свердловске, Москве. Автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества «Кем быть?» (1946), «Дедушкина копилка» (1957), «От костра до котла» (1959), «Замок без ключа» (1962) и др., в которых утверждается великое значение труда. Писатель верен этой теме и в романах: «Сказка о сером волке» (1960), «Последние заморозки» (1962), «Горбатый медведь» (1965), «Царство Тихой Лутони» (1970) и др. http://modernlib.ru/books/permyak_evgeniy_andreevich/
[ii] Ляхин Геннадий Васильевич (1903-1981) - художник, с 1934 г. — заведующий художественного сектора газеты «Уральский рабочий», первый иллюстратор многих сказов П.П. Бажова. Создатель серии портретов — “гравюр”, карикатурист. Павлов В. Мастер редкого дара \\ Урал», 2004. - №1 http://magazines.russ.ru/ural/2004/1/pavlov9.html
[iii] ГАСПИ КО, ф.6799, оп. 8, ед. хр. 10278, л. 89.
Спасибо, очень интересно!
Спасибо за вниманеи к моему материалу
какие-то "весёлые картинки" - нехарактерно для ВОВ…
да нет, писма были разные с самыми разными картинками - это был небольншой плакат. Напимер такой
А вот еще "веселые картинки"
Спасибо. У нас сохранилось 4 письма деда с войны. Одно на обычной тетрадной бумаге в клетку, остальные - типографские.
06.05.1944, 17.05.1944, 18.06.1944
https://cloud.mail.ru/public/Jc36/ZEvKsKwCL
https://cloud.mail.ru/public/4BER/qV3qnZLHQ
https://cloud.mail.ru/public/5x5s/RZMZ6c44z
не такие красочные, но тоже красивые. У нас в архиве в коллекции таких нет
Этично ли продавать фронтовые письма?
Открытое письмо с фронта (1944г.). Сайт-аукцион meshok.ru. Начальная цена 500 рублей.
письмо-секретка