1930-е гг. — страшное время массовых репрессий против православного духовенства, монашества и мирян, не боявшихся признавать себя православными христианами. Репрессии прошли двумя волнами - в 1930-1934 и 1936-1938 годах. Первая, связанная с коллективизацией, в основном ударила по сельским священникам. Вторая, самая страшная, захлестнула практически все оставшееся на свободе духовенство. Вместе со священно- и церковнослужителями за веру пострадало немало мирян - “церковный актив”.
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранятся документы на 166 священнослужителей и церковнослужителей, приговоренных в годы репрессий к высшей мере наказания по ст. 58 УК, и полностью реабилитированных в установленном законом порядке.
Только за один день, вернее, за одну ночь, на 23 февраля 1938 года, было расстреляно 13 священно- и церковнослужителей.
11, 12, 13 февраля 1938 года по очевидно надуманным поводам прошли в Кировской области аресты церковно- и священнослужителей. Всем арестованным выдвигалось стандартное обвинение: организация или участие в антисоветской группе церковников, контрреволюционная агитация. Набор обвинений в контреволюционной агитации также стандартный: агитация против выборов, против колхозов, советского правительства.
Следствие велось ударными темпами, что соответствовало указанию заместителя Наркома НКВД Леони́да Миха́йловича Заковского (настоящее имя Генрих Эрнестович Штубис): Бить морды при первом допросе, брать короткие показания на пару страниц от «участника организации» о новых людях. Очевидно, потому почти во всех делах - по одному допросу обвиняемого. Вины никто не признал. Еще один-два допроса свидетелей — и следствие закончено за 2-4 дня.
15 февраля 1938 г. постановлением Особой Тройки при УНКВД по Кировской области, альбомным порядком, 13 церковно- и священнослужителей приговорены к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Альбомный порядок осуждения предполагал, что на месте по окончании следствия составлялись справки на каждого арестованного с предложением о приговоре (расстрел или заключение в лагерь на 5–10 лет). Справки, скомплектованные в специальный список (“альбом”), направлялись в Москву, где окончательное решение выносили Нарком Внутренних Дел и Прокурор СССР. Приговоры исполнялись по возвращении альбомов в местные УНКВД. Деятельность Особой Тройки НКВД СССР, выносящей окончательный приговор обвиняемым, также основывалась на указании Заковского — судить только по І-ой категории (т.е. к расстрелу — Е.Ч.) и только в исключительных случаях небольшое количество дел осуждать по 2 категории.
К началу массовых репрессий 1937-1938 годов на Вятке, как и в целом по стране, уже были арестованы и осуждены почти все священнослужители, которые хоть в малейшей степени пытались противостоять советской власти, почти все, кто открыто называл себя викторовцами (последователями неугодного власти епископа Виктора (Островидова).
Однако в феврале 1938 года последних таковых священнослужителей разыскали, добились признания в принадлежности к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), в верности епископу Виктору.
12 февраля 1938 года арестовали священника с. Шалегово Оричевского района Панина Василия Николаевича по обвинению в принадлежности к Истинно-Православной Церкви и за антисоветскую агитацию.
Родился он 30 декабря 1879 года в с. Арбаж в семье священнослужителя. Окончил учительскую семинарию. Служил дьяконом, священником в Яранском уезде-районе до 1937 года, с 1937 г. - священником в с. Шалегово Оричевского района.
Дело пересмотрено Президиумом Кировского областного суда 29 ноября 1956 г., расстрельное постановление Особой Тройки 1938 года отменено и дело производством прекращено за отсутствием состава преступления.1
За принадлежность к мифической "церковно-монархической организации" и антисоветскую агитацию в тот же день был арестован Новокшонов Никонор Николаевич. Родился он 27 июля 1886 г. в дер. Безденежное (на 1938 год — это Верхошижемский район Кировской области) в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. До призыва на военную службу работал учителем 2-х классной школы грамоты в родной деревне. После службы в Санкт-Петербурге в лейб-гвардейском полку оказался на Дальнем Востоке, где работал на Амурской железной дороге городовым в городской полиции в г. Чите, стражником в г. Благовещенске, жандармом на станции Магдагач. В звании жандармского унтер-офицера в 1917 году отправлен на Германский фронт. Воевал в 11-м сибирском стрелковом полку. После увольнения из армии в 1918 году служил нарядчиком на Николаевском прииске около станции Магдагач, потом сторожем, рабочим и конторщиком на станции, старателем в Бодайбо.
Вернувшись с Дальнего Востока на родину в 1928 году, до 1937 года служил псаломщиком в селах Средне-Ивкино, Истобенское, Пустоши Верхошижемского района и Прокопьевское Шабалинского. Перед арестом был рабочим на Гадовских торфоразработках Оричевского района. Обвинялся при аресте в "принадлежности к контрреволюционной церковно-монархической организации "Вятская епархия - истинно-православная церковь", что он отрицал, однако от того, что является сторонником взглядов епископа Виктора (Островидова), не отказывался. Реабилитирован также Президиумом Кировского областного суда 29 ноября 1956 г. 2
Днем раньше, 11 февраля 1938 года, арестовали за принадлежность к викторовцам священника с. Русское Кировского района Князева Александра Алексеевича.
Родился он 3 сентября 1882 года в с. Чудиново Орловского уезда Вятской губернии.
Окончил духовную семинарию.
В 1917-1919 гг. - учительствовал в с. Монастырском, затем работал бухгалтером в с. Коршик. С 1923 г. был священником в с. Русское. В 1930 г. судим по ст. 73 (сопротивление представителям власти) к 3 годам высылки, наказание отбыл. И хотя поводом для ареста было обвинение в принадлежности к ИПЦ (викторовцам), на допросе ему такой вопрос не задавался. Обвинение же в антисоветской агитации звучало так же, как и у остальных, стандартно, в чем виновным себя о. Александр не признал.
Реабилитирован 18 апреля 1989 г. 3
Для Новоселова Федора Константинович, как и для о. Александра Князева, былая судимость стала главной «рекомендацией» для включения в расстрельный список. Он также арестовывался в 1930 году за антисоветскую агитацию, тройкой ОГПУ был осужден на 5 лет, срок отбыл, затем еще арестовывался в 1936 и 1937 гг. В последний раз его арестовали 12 февраля 1938 года. На момент ареста жил в с. Пустоши Оричевского района.
А родился 12 февраля 1883 г. в починке Сысоев Уржумского уезда в крестьянской семье. Служил в с. Лойно псаломщиком, затем - диаконом в Вятском Преображенском женском монастыре, других церквах города, в с. Бурмакино, Ошеть, а с 1936 г. - в с. Истобенское Оричевского района. В сан священника был рукоположен епископом Виктором.
Реабилитирован 9 октября 1989 г.4
13 февраля арестовали священника Трехреченской церкви Кировского района Дьяконова Николая Михайловича. При обыске изъяли 49 фотокарточек, серебряную дароносицу с чашечкой, церковный материал для облачения, личную переписку, 23 церковных книги. Также ему предъявили обвинения в антисоветской агитации, которую он, как и остальные, отрицал. Однако в ходе допросов сознался, что «с самого раскола» (с 1927 г. - Е.Ч.) принадлежал к викторовской ориентации.
Родился о. Николай в 1879 году в с. Богородское (на 1938 г. - Богородского района Кировской области). Отец был учителем. Окончил духовную семинарию. В 1901-1902 гг. служил писарем Вятской духовной консистории, с 1902 по 1925 гг. - псаломщиком и дьяконом в разных церквах Вятской губернии, священником в селах Слободского уезда. В 1927-1929 гг. - священник в Котельничском уезде, в 1930-1931 — в г. Халтурине. Затем семь лет, лишившись прихода, занимался распиловкой дров по найму. С 1937 года по момент ареста был священником в с. Трехречье Кировского района. Реабилититирован 30 марта 1989 г. 5
В тот же день, 13 февраля, в с. Медяны Кировского района был арестован священник Васильков Прокопий Зиновьевич.
Накануне у него провели обыск, изъяли крест с цепочкой священнический серебряный нагрудный, сведения о церкви на 1 листе. Предъявили стандартный набор обвинений в антисоветской агитации.
Родился Прокопий Зиновьевич 21 февраля 1889 г. в дер. Демины Патаевской волости Котельничского уезда Вятской губернии в крестьянской семье.
Служил псаломщиком, священником в церкви в с. Шаранга Арбажского района, затем - в с. Горохово Верховинского района, с 1931 г. по день ареста — в с. Медяны Кировского района.
Реабилитирован 18 апреля 1989 г. 6
Днем ранее, 12 февраля 1938 года, арестован Кибардин Аркадий Гаврилович. Не найдя никакого другого повода, обвинили в антисоветской агитации.
Родился Аркадий Гаврилович 15 декабря 1877 года в с. Раменье Вятского уезда и губернии в семье священнослужителя. Окончил духовное училище. Служил псаломщиком церкви в с. Вяз, а с 1929 года — в с. Анкушино Кировского района. Реабилитирован 18 апреля 1989 г. 7
Большинство выживших к 1938 году священиков официально подчинились митрополиту Сергию, провозгласившего лояльное отношение к советской власти. Но маховик репрессий это не остановило. В те же февральские дни 1938 года в Кировской области прошли массовые аресты священнослужителей - "сергиевцев ", которым приписали участие «в контрреволюционной организации церковников», которая действовала, «путем систематической контрреволюционной пропаганды среди населения, направленной на создание недоверия к советской власти...»
11-12 февраля арестовали тех, кто был знаком либо с епископом Киприаном (Комаровским), в 1934-1937 гг. - епископом Вятким и Слободским, расстрелянном 11 декабря 1937 года в г. Кирове; либо с архиепископом Евгением (Зерновым), с 1931 года — архиепископом Котельничским, в 1933-1934 гг. — архиепископом Вятским и Слободским, расстрелянным в сентябре 1937 года. (Оба владыки были объявлены японскими шпионами).
Все арестованные уверяли, что и не подозревали о существовании какой-либо контрреволюционной организации.
Это были:
Протоиерей Богословской церкви в г. Кирове Корова́ев Иоа́нн Миха́йлович.
Родился 13 января 1868 г. в селе Салтакъ-Ял Уржумского уезда Вятской губернии.
Окончил Вятскую духовную семинарию, затем три года состоял учителем и законоучителем в двух земских начальных училищах Уржумского уезда. В 1894 г. был рукоположен в священники Казанско-Богородицкой церкви села СалтакъЯл, где прослужил до 1897 года, затем — в с. Сернур, а в 1907 г. был определен сначала к Воскресенской церкви, a затем к Троицкому собору г. Уржума. Затем состоял настоятелем Богоявленского собора г. Малмыжа (1908—1910) и настоятелем Троицкого собора г. Уржума (1910-1917).
В 1912 году избран членом Государственной думы от Вятской губернии. Входил во фракцию правых, с августа 1915 г. — в группу прогрессивных националистов и Прогрессивный блок. Состоял членом комиссий: земельной, по местному самоуправлению, бюджетной, о народном здравии, по вероисповедным вопросам, по переселенческому делу и по делам православной церкви.
Участвовал в переписи населения в 1897 г. и в работе общества Красного Креста в Русско-Японскую войну, за что имел памятные медали.
В феврале 1920 г. был арестован и приговорен к пяти годам лагерей «за контрреволюционную агитацию». Освободился по амнистии в 1922 году, после чего служил в церквах г. Вятки. Являлся членом епархиального совета, выполнял обязанности казначея. Обвинялся в том, что «являлся участником контрреволюционной организации, руководимой епископом Киприаном, а также и в том, что был связан с архиепископом Евгением Зерновым в качестве члена епархиального совета». Кроме того, в вину ему вменялось и то, что будучи членом Государственной Думы, он «примыкал к реакционной группе графа Бобринского», который в то время являлся сторонником П. Столыпина. 8
Протоиерей Богословской церкви г. Кирова Лилеев Константин Иванович.
Родился 25 февраля 1890 г. в с. Онуфриево (на 1938 г. - Ростовского района Ярославской области). Окончил Московскую духовную академию.
После академии работал законоучителем и инспектором Вятского епархиального училища, в 1919 г. - воспитателем колонии малолетних преступников, с 1920 г. был священником церквей в г. Вятке. Будучи членом епархиального совета, участвовал в заседаниях при епископе Киприане (Комаровском). Являлся секретарем епархиального совета при архиепископе Евгении (Зернове). В обвинении: «являлся участником контрреволюционной организации. В качестве секретаря епархиального совета был близко связан с Зерновым». 9
Регент Богословской церкви в г. Кирове Скиба Елизар Лаврентьевич.
Родился 1 августа 1899 г. в с. Тихменево (на 1938 г. - Дальневосточного края) в крестьянской семье. Монах. Иеродиакон.
Окончил учительскую семинарию.
В 1918 г. служил в армии Колчака рядовым. В июне 1918 г. вступил в 1 Хабаровский партизанский отряд. Затем работал учителем в с. Спасское на Дальнем Востоке. В марте 1919 г. вновь мобилизован в армию Колчака. В августе 1919 г. бежал в партизанский отряд. В феврале 1920 г. вступил в Красную армию, попал в плен к японцам, но был отпущен. В мае 1920 г. поступил в Н. Уссурийский монастырь и находился там до ликвидации монастыря в 1925 г. Затем при содействии знакомых монахов поступил на должность регента в г. Иркутске. В 1934 г. переведен в Ивановскую область на должность псаломщика. В г. Киров прибыл в 1936 году по приглашению архиепископа Киприана, с которым познакомился в Иркутске, когда тот служил там архиепископом Нижне-Удинским, викарием Иркутской епархии и временно управляющим Иркутской епархией (1927-1929). В 1937 г. ездил в Москву вместе с архиепископом Киприаном, присутствовал на общем обеде у Митрополита Сергия. Все это в приговоре трансформировалось в «участие в контреволюционной организации церковников, по которой имел связь с контрреволюционным подпольем в других городах». 10
Казначей Богословской церкви г. Кирова Соловьев Александр Матвеевич.
Родился в 1890 год в г. Нижнем Новгороде в семье сормовских рабочих.
Окончил 3 класса начальной школы. Проживал в Кирове и имел мастерскую по выработке церковных свечей. Обвинялся в том, что «являлся активным церковником, был непосредственно связан с участниками организации и лично с Комаровским, а также с Евгением Зерновым. Финансировал духовенство, например Короваеву (см.) дал ссуду 7000 руб. для покупки дома. После ареста Комаровского ездил в Москву и Ленинград для личной встречи с Митрополитом Сергием», чтобы рассказать ему об арестах духовенства на Вятке.11
Письмоводитель епархиального совета Самсель Александр Федорович.
Родился 2 августа 1879 г. на ст. Кумара (на 1938 г. - Слободского района Амурской области Дальневосточного края) в семье почтового чиновника.
Окончил духовную семинарию.
С 1900 г. - священнослужитель. В 1914 г. был священником Шадринской церкви г. Благовещенска, где познакомился со служившим там епископом Евгением Зерновым.
Судим дважды по ст. 58 п.10 (антисоветская агитация): в 1924-1926 гг. отбывал ссылку на Соловках, в 1930-1933 гг. - в концлагере в бухте Нагаево в Севвостлаге. После этого приехал в Киров, предварительно списавшись с архиепископом Евгением (Зерновым), который на то время был архиепископом Вятским. Осужден как « член контрреволюционной организации церковников, имевшим тесную связь с 1914 г. с резидентом японской разведки Зерновым и с контрреволюционным церковным элементом Дальнего Востока».12
Церковный сторож Серафимовской церкви г. Кирова Цаплин Илья Петрович.
Родился в 1883 году, окончил начальную школу. С 1909 г. до 1920 г. жил в Соловецком монастыре. Затем служил псаломщиком и сторожем в церквах. Был судим за контрреволюционную деятельность, отбывал наказание в концлагере и ссылке. Приехал в Вятку по приглашению архиепископа Евгения (Зернова), вернее, его келейника Филиппа (Таурьянина Варлама), с которым был знаком по совместной жизни в монастыре. Назначен на должность псаломщика в с. Козловаж Котельничского района, затем служил псаломщиком в Омутнинске, потом переехал в Вятку. Обвинялся в том, что «был связан с Таурьяниным, при его содействии прибыл в Киров и лично Зерновым устроен на церковную службу. Принадлежал к нелегальному церковному формированию «братство соловецкой обители».
Все «сергиевцы» были реабилитированы 26 февраля 1990 г. как подпадающие под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х гг. 13
Примечания
1 ГАСПИ КО. Ф. Р-6799.Оп. 3. Д. СУ-4376.
2 Там же.
3 Там же. Оп. 6. Д. СУ-7505.
4 Там же. Оп. 3. Д. СУ-4376.
5 Там же. Оп. 6. Д. СУ-7503.
6 Там же. Оп. 7. Д. СУ-8670.
7 Там же. Оп. 6. Д. СУ-7502.
8 Там же. Оп. 8. Д. СУ-9935.
9 Там же.
10 Там. же.
11 Там же.
12 Там же.
13. Там же.
Добрый вечер, Елена!
С большим интересом прочитала Ваш рассказ, спасибо. Действительно, страшная картина событий тех страшных лет...
Я тоже пытаюсь изучать этот период в жизни священнослужителей, представителей нашего вятского рода Селивановских. К сожалению, не получается получить доступ к ряду интересующих меня дел в ГАСПИ КО. Отказы на запросы... Хотя так хотелось бы рассказать об этих невинно пострадавших за веру людях!
В Вашем рассказе не упомянут священник Василий Николаевич Селивановский, хотя он был арестован и приговорён к расстрелу в Кирове в то же время, о котором идёт речь. Это случайное упущение?
15.02.1938 приговорён Особой Тройкой при УНКВД по Кировской обл. к высшей мере наказания ─ расстрелу и конфискации имущества по ст. 58 п. 10 УК РСФСР; приговор приведён в исполнение 26.02.1938
С уважением,
Елена
ПоКниге памяти он значится бухгалтером
Бухгалтером работал только после закрытия церкви в с. Истобенском в 1932.
Подробнее - в моём блоге "Памяти репрессированного священника Селивановского В.Н."
Здравствуйте, Елена! Спасибо вам огромное за рассказ. Я ищу сведения по своему прадеду. Он не был священнослужителем, занимался мелкой торговлей, принадлежал к крестьянскому сословию, по имущественному положению - домовладелец. Был набожен, в 1924 году входил в Приходской Совет религиозного Глазовского Преображенского собора. Мой отец вместе со своим отцом провожал деда в ссылку. Все имущество было конфисковано. Куда тот был выслан неизвестно, из ссылки прадед вернулся, отстроился заново, хозяйство вновь стало крепким. Отец хотел реабилитировать своего деда, писал во все инстанции, пришел ответ, что такой в списках не значится. После смерти отца я продолжила поиск, ответ тот же. В списках репрессированных моего прадеда, Завалина Павла Яковлевича (1872-1939гг.), действительно нет. Но где-то же должны быть хоть какие-то документы? Просматривала материалы в местном архиве Глазова, написаны, порой, на клочке бумаги, что и разобрать-то тяжело. Вот и думаю, что по таким бумажкам никто не будет рыться, искать, проще отписаться. Нужно все просматривать самой. Может в Кирове есть дела по городу Глазов? С уважением, Людмила Николаевна.
У А.В. Маркелова, автора Русский путь, 2006 года, священик Князев расстрелян 15 февраля 1938 года. В блоге - арестован 11 февраля 1938 года. Тогда, когда его судили.
Террор затронул самые забытые богом уголки страны. Так как низшим его звеном были члены местных исполкомов, партячейки. В ход шли личная неприязнь, стукачество, стремление выслужиться. Местными органами организовывалась фальсификация свидетельств. Были случаи расстрела на местах, а родственникам сообщалось о заключении без права переписки и т.д.
Цифра 166 расстреляных и реабилитированых вятских священослужителей, скорей всего не окончательная. Фонд переченя имеет ли свободный доступ.
Как обстоят дела с осужденными священослужителями на различные сроки. Бывали же случаи расстрела в заключении. Существует перечень и количество осужденных.
До сих пор по данной теме много вопросов.
Артем Владимирович взял дату в Книги Памяти. Там ошибка. Это осуждение было 15 февраля. Что касается цифры 166 - конечно, она не окончательная. Этот список сделан опять же по Книге памяти жертв политических репрессий. А там ошибка на ошибке