О вредном обычае крестьян париться в печах.
Обычай париться, свойственный русскому народу, существует у нас с незапамятных времен и известен был еще первому нашему летописцу, Нестору, который происхождение его относит даже к 1-му веку по Р. Х. Теперь париться русский человек привык так, что остаться без этого он считает для себя чувствительным лишением.
Если крестьянину приходится встречать праздник, принимать или провожать дорогого гостя, справлять именины или свадьбу, то он непременно во всех подобных случаях первее всего сочтет для себя долгом попариться. Но еще более он это чувствует для себя необходимым, когда захворает; и кажется нет такой болезни, от которой бы русский не решился полечиться паром.
Нельзя не согласиться, что париться полезно. А если принять в расчет неопрятность домашней обстановки нашего крестьянина и нередко его черную работу, после которой приятно и очиститься, и пораспарировать кровь - порасправить косточки, как выражается простой люд, то это даже необходимо. Жаль одно, что эту необходимость крестьяне удовлетворяют при весьма дурной обстановке и условиях. Хотя обычай париться породил у нас потребность строить бани и он теперь в большом употреблении, но нельзя сказать, чтобы он были в таком изобилии, чтобы каждый поселянин имел свою собственную. Да и где он есть, часто по бедности, иногда по неглижерству или по привычке крестьян, строятся весьма дурного качества, в которых без угара и дыму мыться почти не возможно. А многие даже не имеют и таких бань и парятся вместо того по варварскому обычаю предков в нагретых печах. Русский же человек парится сильно, иногда через меру. Над ним иностранцы смеялись еще 16 и 17 в., что он любить париться в банях до того, что когда выходит от туда, то тело его становится красным, как у печеногo рака. Но у нас до сих пор считается, что баня тем приятнее и здоровее, чем она нагрета сильнее, чем дает больше пару и скорее доводит до состояния, над которым смеялись иностранцы. Поэтому многие стараются ходить туда в самый жар—в первый пар, как говорят.(Да впрочем крестьянину поступить иначе и нельзя, так как курные бани его при дурном устройстве печей скоро охлаждаются.)
Те же, у которых нет бань и моются в печах, решаются залезать туда, когда температура доходит в них до 70 и более градусов тепла. 0чевиднo, при таких условиях можно ли ждать чего-либо хорошего парящемуся. Все это чаще вредить ему, чем приносит пользу, а в иных случаях бывает источником большой опасности. Жаркая и угарная баня вредна как средство заболеть. Там же, где вместо бани пользуются печкой, парящегося ждет другого рода несчастье: он становится неволь-ной жертвой варварского обычая и нередко помирает, прежде чем успеет вымыться в печи и показать себя живым в теле печеного рака.
Кому неизвестны тому сотни примеров! и не смотря на то, многие не стараются отстать от такого нелепого обычая. Нам недавно к умножению таких примеров сообщили новый грустный факт, вполне подтверждающий всю опасность париться в печах. Привести его нелишнее. 29 Августа, крестьянка Глазовского уезда, 1Юмской полости, Анастасия Ившина, 60 лет от роду, желая попариться веником, залезла в истопленную в своей избе печь и в ней от сильного жара задохнулась.
Кроме того, по статистическим данным за прошлый год , известно нам, что смерти от подобного же случая были по губернии в Котельническом, Орловском и Яранском уездах. А сколько может быть их осталось безгласными и неизвестными официальной статистике! После этого можно ли оспаривать вред париться в печах и дозволять поступить так, когда за такой обычай многие платится жизнью. Даже трудно себе представить, чтобы залезание в нагретую печь не было сопряжено с опасностью.
Ведь, чтобы попариться веником в печке обыкновенно залезают в нее вскоре по истоплении и закрытии трубы. Затем, чтобы было жарче, закрывают печь заслонкой, от чего доступ свежего воздуха останавливается. Таким образом, в жарко истопленной печке, кроме сильного действия сухого жара, еще действует угар, происходящий от не совсем прогоревших и оставшихся в золе углей. Следовательно, существуют здесь все условия для смерти и вот парящийся умирает в печке при сильной жаре и недостатке свежего воздуха от задушения (асфекции) и аппоплексии мозга.
Во избежание таких случаев, мы желали бы, с одной стороны, чтобы наши простолюдины отказались от варварского обычая париться в печках и делали это въ банях пока каких есть, с другой, чтобы земство озаботилось устройством общественных бань для крестьян, хотя бы в тех селениях где существуют больницы, ярмарки, торжки и проч. или внушило мысль крестьянам строить бани сообща, если у них нет средств, на несколько дворов одну да хорошего устройства, где без дурных последствий мог бы каждый в какое угодно время иметь свободный доступ и бесплатно пользоваться водой и веником. У восточных народов устраиваются же бани в видах гигиенических на счет правительства, а у нас почему бы в самом деле не обратить на то внимание земству. Чрез это, вероятно, сохранилась бы жизнь и здоровье многих людей и во всяком разе случаи задушения в печках не встречались-бы.
(Вятские губернские ведомости №82 за 1873 год)
Некоторые случаи описанные в "Вятских губернских ведомостях".
- Слободской уезд, в починке Власа Пермякова крестьянская вдова Улита Перевощикова, парясь в избной печи, подверглась значительному обжогу и в тот же день умерла.
(Вятские губернские ведомости №28 за 1857 год)
- В Яранском уезде, помещичий крестьянин Секерин задохнулся парившись в избной печи.
(Вятские губернские ведомости №43 за 1857 год)
- В Яранском уезде, Пиштанского удельного приказа крестьянин Кирилл Трофимов найден нагим в печи своего дома.
(Вятские губернские ведомости №35 за 1860 год)
- крестьянка Вятского уезда, дер. Глинской Марфа Корякина запарилась в избной печи.
(Вятские губернские ведомости №41 за 1860 год)
-крестьянка 67 лет вятского уезда, Щербинской вол. дер. над реч.Филейской Пелагея Скопина найдена мертвой в печи без одежды с веником в руках.
(Вятские губернские ведомости №12 за 1861 год)
(Вятские губернские ведомости №32 за 1861 год)
(Вятские губернские ведомости №42 за 1861 год)
-в марте месяце, 2 числа, крестьянка Нолинского уезда, поч. Баховского Вера Родионовна Зяблицева (58 лет) , в отсутствии домашних, запарилась в избной печи.
(Вятские губернские ведомости №14 за 1862 год)
- 9 числа, Нолинского уезда, поч. Кривельского крестьянин Евстафий Холстинин (86 лет) в отсутствии домашних, запарился в избной печи.
(Вятские губернские ведомости №21 за 1862 год)
- 23 числа, Котельничского уезда, дер.Семинской крестьянка Василиса Кубасова (56 лет) в отсутствии домашних запарилась в избной печи.
(Вятские губернские ведомости №23 за 1862 год)
(Вятские губернские ведомости №25 за 1862 год)
(Вятские губернские ведомости №28 за 1862 год)
-16 числа, Вятского уезда, Летовской волости, дер. Антоновской крестьянка Екатерина Вотинцева 70 лет, запарилась в избной печи.
(Вятские губернские ведомости №32 за 1862 год)
-20 числа, Орловского уезда, Гавриловской вол., дер. Сусловской крестьянка Степанида Мошкина 60 лет в отсутствие домашних запарилась в избной печи.
(Вятские губернские ведомости №37 за 1862 год)
(Вятские губернские ведомости №42 за 1862 год)
(Вятские губернские ведомости №28 за 1863 год)
(Вятские губернские ведомости №35 за 1863 год)
(Вятские губернские ведомости №37 за 1863 год)
(Вятские губернские ведомости №38 за 1863 год)
(Вятские губернские ведомости №01 за 1867 год)
(Вятские губернские ведомости №42 за 1870 год)
(Вятские губернские ведомости №74 за 1870 год)
(Вятские губернские ведомости №67 за 1871 год)
(Вятские губернские ведомости №77 за 1874 год)
(Вятские губернские ведомости №98 за 1874 год)
(Вятские губернские ведомости №24 за 1876 год)
Спасибо за интересную статью ! В заголовке поправьте опечатку
Это скорей не обычай,а так жили и считали это нормой.Это нам сейчас дико,а в стародавние времена-это было нормально. Люди переселялись скажем так"На лес" . Как вы считаете они что сначала должны строить баню,а потом уже дом для всей семьи. Сказки же не зря сказываются, баба Яга в печь ребенка клала на лопату - это же все из жизни взято. Так лечили детей,от простуды,обмазывали их тестом и клали на лопату и в печь,врачей же не было в деревнях,а рожали по 10-15 детей и все выживали,а сейчас что,при помощи врачей что ни ребенок,то ДЦП или еще что хуже.
У нас в деревне ещё в 1990-х годах детей в русской печи мыли.
А почему пишут, что это явление было в Вятской губернии. По воспоминаниям моей родственницы ( у неё муж из Смоленской обл.) тоже мылись в печи приэтом не было совсем бани и сортира. Да кстати на тему почему детей в печь клали, это для недоношенных. Ведь Баба Яга это повитуха и лекарь на деревне. И уж не нужно говорить ,что все дети выживали. У нас в роду у прабабки было 8 детей, 3 стали взрослыми притом 1 погиб, 1 оставил наследников. Да почитайте те же метрические книги XIX века мертворожденный ,да умерли в 1- й день или при рождении. Мне лично запомнилась запись тройная родилась и в тот же день умерли, даже не успели окрестить .
В печах мылись от бедности, не все могли позволить свою баньку. Мытьё в печи имело свои особенности. Важно было после полной протопки очистить печь от углей и золы, выждать нужную температуру, и лишь тогда накидать сена и залечь головой наружу, голову ополаскивали в отдельном тазике возле печи, мочалкой смачивали тело. От жара шел пот, именно он и очищал. После процедуры выскакивали на двор и окатывались теплой и холодной водой. Понятно, что престарелые и больные могли не соблюсти все моменты этого процесса, жар велик, угар от остатков углей, что и приводило к несчастным случаям.
Наверное одну из главных причин мытья в печи указал Максимов Сергей Васильевич в своем замечательном труде "Нечистая, неведомая и крестная сила" в 1899 г.:
"Во многих сельских лесных местностях (например, в Вологодской губернии) в баню вовсе не ходят, предпочитая париться в печках, которые занимают целую 1/3 избы. Бани же здесь хотя и существуют, но благодаря хорошим урожаям льна, и по причине усиленных заграничных требований этого продукта, сбываемого через Архангельский порт, они превращены в маленькие фабрички-трепальни и чесальни".
К сожалению, здесь об этом ни слова не сказано...