Как представляли себе омутнинцы в 1982 году, каким будет их город в конце 20 - начале 21 века.

Утренний экспресс мягко прогромыхал по железнодорожному мосту через речку, незамерзающие воды которой до дна пронизывали лучи восходящего январского солнца. На обоих берегах были видны весело резвящиеся любите зимнего купания. Им повезло, не нужно готовить проруби.
Проходя по вагону, миловидная проводница приветствовала пассажиров и сообщала, что поезд прибыл на станцию Стальную. Город же, уточнила она, называется Омутнинск. Он известен на Вятской земле развитой металлургической и химической промышленностью. Славится новаторами лесного дела и деревопереработки. Это, наконец, заметный культурный центр. 
Город начинается с типового вокзальчика, из стекла и бетона, построенного, как минимум лет десять назад.
Динамик информирует, что до отправления ускоренного фирменного поезда "Верхнекамский", следующего до станции Черноморской, остаётся одна минута 59 секунд.
В буфете подают ершей по-омутнински, слободское пиво и французский коньяк. Дети и старушки обслуживаются вне очереди.
На обширной, как футбольное поле, привокзальной площади высится макет-карта "Омутнинск в 21 веке". Останавливаюсь и с интересом задираю голову. Поначалу создаётся впечатление, что строители намерены превратить населенный пункт в частокол высотных зданий, разделяемых по старой моде непомерно широкими и прямыми автомобильными магистралями. Все промышленные предприятия убраны под землю. Производство повсеместно должно быть безотходным. Вскоре убеждаюсь, что зодчие всё предусмотрели. Северную, заводскую и малаговскую части города связывают линии метрополитена. В последнем  районе одна из станций называется коротко и ясно "Баня".
Но мне, как и всякому приезжему человеку, не имеющему в данном населенном пункте ни дальних и ни близких родственников, пора подумать о гостинице. Однако я с сожалением обнаружил, что стоянка такси пуста. Видимо, другие гости города оказались проворнее и расхватали машины.
Решил спросить у кого-нибудь совета. Молодой, сразу располагающий к себе мужчина, узнав о моем затруднительном положении, вызвался помочь. Сказал, что с удовольствием подвезёт меня до гостиницы и по мере возможности покажет свой любимый город, который одновременно можно назвать и старым и новым.
Этим любезным человеком оказался местный архитектор Андрей Егорович Трушников.
Последней модели "Волга", оборудованная полуавтоматическим водителем и электрическим чайником, птицей взлетела по улице Станционной до улицы Трудовых Резервов. Из дорожного указателя на перекрёстке следовало, что справа эта улица выходит на автомобильные магистрали с твердым покрытием, ведущие в города Кирс и Глазов, поселок Афанасьево.

Но мы направляемся налево. Проезжаем мимо конторы производственного лесозаготовительного объединения "Залазнинсклес". Из газет известно, что коллектив этого предприятия успешно переходит на валку леса с применением поперечных пил, обрубку сучков топорами и конную трелёвку древесины. Эта инженерная новинка внедряется с целью всемерной охраны окружающей среды.
Минуем корпуса хлебокомбината, с улицы Коковихина сворачиваем на Стальскую. Проезжаем мимо знаменитого Омутнинского рынка. Хорошо видно, что его ажурные павильоны ломятся от свежих овощей и фруктов, которые доставляются сюда из субтропиков и тропиков.
На левом углу улиц Стальской и Комсомольской, почти напротив старенькой школы, обращает на себя внимание красивое двухэтажное здание детского сада. Дальше, по левой же стороне улицы Стальской, уступками высятся кварталы девятиэтажных жилых домов. Андрей Егорович сообщает, что этот микрорайон застроен сравнительно недавно, в конце двенадцатой пятилетки.
Дальше наш путь лежит по одной из центральных и красивейших улиц города - Комсомольской. Пропуская поток машин, следующих на Черную Холуницу и Киров, стоим. В розетку, что на приборной доске, Трушников вставляет вилку электрочайника. Потом он просит меня посмотреть налево. Здесь между старым универмагом и ещё более старым домом Омутнинского леспромхоза, недавно поставлен 60-квартирный жилой дом. Справа, напротив леспромхозовского дома, громоздятся корпуса медсанчасти металлургов.
Кстати, несколько слов о делах омутнинских лесозаготовителей. Промелькнуло сообщение, что сейчас они всю хвою перерабатывают на косметику, которая идет на расхват у западноевропейских модниц.

Наконец, поток машин выносит нас на улицу Юных Пионеров. По правой стороне вдоль ее, за улицей К.Либкнехта один за другим стоят два 120-квартирных дома. Глыбится памятник Сергею Мироновичу Кирову. В квартале между улицами К.Либкнехта и Воровского также возведены два 80-квартирных дома и детский садик. 134-квартирный дом металлургического завода, 100-квартирный дом и детский сад отлично вписались и в следующий квартал. Аналогичная картина и в квартале, примыкающем к улице Урицкого, широкой асфальтированной лентой спускающейся к пруду, вдоль берега которого тянется городской парк.
Не доезжая до перекрёстка, припарковываемся и выходим из машины. Отсюда хорошо видна большая часть города. Сразу за улицей Урицкого - новостройки. Это возводятся школа на тысячу учащихся, чуть подальше - большой спортивный комплекс. Напротив тянутся ввысь 16-этажные дома.

На севере сереет комплекс центральной районной больницы с жилым микрорайоном. К заводским корпусам и замерзшему пруду с множеством прорубей для "моржей" и съежившихся  над лунками любителей зимней рыбалки веером сбегают жилые кварталы Старого Омутнинска. Более новыми постройками здесь являются разве что второе общежитие молодых металлургов и второй дом жилищно- строительного кооператива. Да ещё детская музыкальная школа,поставленная за улицей Свободы.
Но Трушников просит посмотреть чуть правее. В конце улицы Воровского, почти на самом берегу пруда, в городском парке с трудом замечаю трехэтажный домишко. Это и есть конечная точка моей подходящей к концу экскурсии- гостиница с рестораном.
При упоминании о ресторане мы тот час вспоминаем о чайнике. Со всех ног бежим к машине. Всё обошлось благополучно: вода вскипела, полуавтоматический водитель бросил в неё щепотку заварки, а чайник автоматически выключился, так как перегорели пробки.
Чаевничаем. Провожатый советует впредь приезжать в Омутнинск летом. Тогда город скорее похож на цветущий сад.
Андрей Егорович убежден, что этот город, основанный два с половиной столетия назад  на берегах лесной речки, в будущем станет прекрасен. Вот действительно, будет на что посмотреть!
Но зачем спешить, тем более тратиться на полуправду? Я, например, вполне остался доволен тем Омутнинском, каким увидел его в январе 199...года.

 

П.Посаженников
Газета "Ленинец" 1 января 1982 года.

Комментарии

... Северную, заводскую и малаговскую части города связывают линии метрополитена... Комментарий: метрополитен строят в городах-миллионниках, а на всей вятской земле менее 2 млн. жителей. 
... Однако я с сожалением обнаружил, что стоянка такси пуста. Видимо, другие гости города оказались проворнее и расхватали машины... Комментарий: сейчас такси ищут клиентов.

... Последней модели "Волга", оборудованная полуавтоматическим водителем... Комментарий: была в это время "Волга - Сибирь", возможно, и с полуавтоматом.

... Андрей Егорович сообщает, что этот микрорайон застроен сравнительно недавно, в конце двенадцатой пятилетки... Комментарий: в 12-й пятилетке был развал СССР. 

... Глыбится памятник Сергею Мироновичу Кирову... Комментарий: сейчас устанавливают памятники страстотерпцам Николаю Второму и его венценосной Семье и генералиссимусу Сталину И.В.