Русский бунт (ответы на вопросы)

  []
  
  
   В главе "Русский бунт" из моей повести "Звуки Времени" я старался описать только то, что видел своими глазами и слышал своими ушами. Специального расследования я не проводил, да, и непросто это было тогда, по свежим следам. Всех замешанных (прежде всего медработников) наверняка запугали и взяли подписку о неразглашении. Слухи в городе ходили, но у большинства населения существовало однобокое представление о случившемся - драка с узбеками. О массовых беспорядках на окраине города знал мало кто.
  
   Для полноты картины добавлю некоторые факты из публикации Алексея Рублева "Тайны провинциального города" в Слободской газете Скат-Инфо за 7 августа 2002 года. Статья большая, разбита на главки, из которых я приведу отрывки. (Мои замечания отмечены звездочкой *)
  
   1. Столкновение ментальностей
  
   ... Летом 78 года на строительство завода железобетонных изделий приехал стройотряд "Фергана" Самаркандского университета. Поселили их в конторе завода вместе с вятским отрядом "Корчагинец 78". Из воспоминаний А.Рязанова, бывшего комсомольца:
   - Это были студенты 3-4 курса... Платили нам не густо, а они приехали - бешеные бабки, в 3-4 раза больше! Но работали довольно с прохладцей. Узбеки были на денежных работах, но качество их работ было низкое. Такая вот, дискриминация... В их отряде было трое подростков, которые по линии милиции были направлены на исправление. В горкоме комсомола я прямо задал вопрос представителю ЦК компартии Узбекистана: Почему они ходят и у них на поясе нож висит, буквально, кинжал!? Одна женщина, Трегубова, отвечает: Нельзя, мы должны помнить ленинскую политику, это их национальная гордость... В форме студента стройотряда и с кинжалом - нонсенс!
  
   В, Крюковских, бывший 1 секретарь горкома комсомола:
   ... - нормальные ребята, но во время отдыха (* в городе) их поведение было несколько вызывающим, громко разговаривали, энергично жестикулировали. Неподобающе вели себя по отношению к женщинам, ведь у них женщины находятся на уровне животных. Естественно, подобные вещи сильно нервировали нашу молодежь. Я им говорил: Ребята, не зарывайтесь, в Вятке свои порядки, свои нравы! До 6 августа были мелкие стычки, но до такого массового хулиганства дело не доходило.
  
   2. Избиение узбеков возле стадиона "Труд"
  
   Вспоминает участник событий Сергей С.:
   - Мы как раз приехали со сборов по боксу, вышли из стадиона, видим, бегут девки, кричат, что к ним "черные" пристают. Ну, мы и решили за них заступиться. Узбеков было 13 человек во главе с Турдыевым, доцентом их. Ну, мы вшестером малость "размазали" их по асфальту, один сбежал...
   Взбешенный Турдыев с избитыми соратниками вернулся в общежитие и ... стал инициатором беспорядков. По его команде поднялся весь Самаркандский стройотряд (70-80 человек)... Для поднятия боевого духа выпили (* по другим данным, накурились травки). В это время милиция уже везла в КПЗ всех шестерых боксеров.
  
   3. Поход против "неверных"
  
   Близился вечер, когда на улицу Советскую строем вышел узбекский отряд с кинжалами и кольями в руках. Избивались все попадавшиеся под горячую руку прохожие... Около фанерного комбината слобожанин Р. получил тяжелое ножевое ранение... Около ДК неистовые южане разбили стекла милицейской "копейки". В городском парке была вдребезги разбита аппаратура, досталось немного и музыкантам. После этого наступательный порыв южан ослаб... Начала собираться воинственно настроенная молодежь. Самаркандцы отступили к общаге, где и забаррикадировались.
  
   4. Осада "общаги"
  
   * Эти события уже описаны мною в повести. Добавлю лишь следующее. Когда пустили газ и начали хватать парней, я решил покинуть опасное место. Незадолго до того у меня был привод к уполномоченному КГБ. Он застал нас с другом на Советской, шли с радиоприемником, из которого Голос Америки вещал про советских инакомыслящих. В своем кабинете он больше часа выяснял наши умонастроения, взял на заметку. Если бы я попался ему на глаза среди задержанных парней, то мог быть соблазн зачислить меня в "зачинщики". Дело в том что я имел приметный "не советский" вид: темные волосы и бородка. Примерно через год я разговорился на танцах с одним чернявым пареньком, оказавшимся узбеком (возможно, он принял меня за своего, что случалось со мной в армии). "Я тут у вас жил год назад, не в городе, а в районе. Вдруг нас в 4 утра будят, всех на автобус сажают и увозят. Потом только узнали, что из-за этих беспорядков". Видимо, увезли его не далеко, во всяком случае, этот парень снова оказался в Слободском. Смешаные семьи узбеков жили у нас в районе с 1960-х годов. Я в 80-90-х встречал их детей, полуузбечек. В одну из них был влюблен мой друг, но она уехала в Ташкент.
  
   Вспоминает Крюковских В., бывший 1 секретарь горкома комсомол:
   Вечером меня вызвали. Поначалу была только опергруппа 10 милиционеров, потом другие силы подъехали. У конторы ЖБИ начала собираться большая группа ребят. Мы пошли с сослуживцем на переговоры с узбеками. У напарника была ракетница и он говорит: "Если узбеки на нас бросятся - пульну для острастки!" Поднялись на 4 этаж, там они сидят все взбудораженные. Просил их не идти на поводу у эмоций. Слава богу, слободские не пошли на штурм! Иначе трудно представить, что бы произошло. Ведь еще один узбекский отряд (человек 100) жил в Светлицах на другом конце города. Минут через 40 вижу: по дороге из Стулово идет вереница мигалок. У меня сразу на душе полегчало. (* С верхнего этажа он в темноте позднего вечера заметил приближающуюся колонну из Кирова. Не говорит, что эти 40 минут внизу перед входом происходили массовые потасовки с милицией.)
   Вместе с кировской милицией приехали автобусы, в них погрузили всех южан и отправили в Киров. В 6 утра поезд увозил их от греха подальше. Четырех узбеков вскоре сняли с поезда и этапировали в кировскую тюрьму. (* Сразу взять их побоялись, арестовали в пути. Для этого должно было быть проведено предварительное следствие чтобы выявить виноватых. Отобрали четырех.)
  
   На следующий день из сообщения BBC весь мир узнал о разгоревшейся в СССР гражданской войне, которая началась с массовых беспорядков в Слободском. (* Я слышал тогда короткое сообщение об этом в новостях какой-то западной радиостанции.)
  
   5. "Расовая дискриминация"
  
   Вспоминает бывший начальник Слободского отделения КГБ Н. Веселков:
   - Областное руководство потребовало объяснений, прибыли руководители органов милиции, КГБ, областной власти. Почему произошли такие события? Ведь для разгона толпы впервые в Слободском применялась "черемуха".
  
   Из Википедии:
   Хлорацетофено́н (CN) C6H5COCH2Cl - боевое отравляющее вещество из группы лакриматоров - слезоточивых веществ (ОВ раздражающего действия). Применялся в качестве полицейского средства для разгона демонстрантов, захвата преступников и пр. В настоящее время из-за высокой токсичности постепенно вытесняется более безопасными ирритантами - CS, CR, OC, PAVA. Традиционные названия газ 'Черёмуха'
  
   - Слухи о том, что узбеки были "обкуренные" - слухи. В то время о наркотиках вообще разговора не было. А то, что они были в нетрезвом состоянии, - это было признано. (* В СССР о наркомании говорить было не принято, лишь с началом Перестройки стали известны масштабы этого явления, особенно на юге.) Позднее в ходе следствия обнаружилось, что отдельные южане хранили в общежитии ножи, у одного был даже обрез. В целом, оценка была следующая: групповое хулиганство. Массовыми беспорядками это признано не было. (* Начальство всегда пытается приуменьшить масштаб происшествий. Никого не убили же! Кроме того, местные чины, вероятно, понимали и отчасти разделяли вспыхнувшее недовольство горожан.) Было принято решение не принимать студентов, в частности, с юга. Проводилась профилактическая работа, людей предупреждали, в частности, органы ГБ. У нас была предусмотрена ст. 192-3 УК за политически вредные проявления, за заведомо ложные измышления в отношении партии, правительства. (* Под таким соусом и запугивали людей, чтоб не болтали о случившемся.)
  
   По словам Сергея С. суд длился долго, шел спор, где судить самаркандцев. Узбекские власти требовали судить своих у себя. Слушание дела провели в Слободском. Сначала судили боксеров, а узбеки были как потерпевшие. Потом судили и их. 6 апреля 79 года суд вынес окончательный вердикт: виновными ьыли признаны и те и другие. Шестеро боксеров получили от 2,5 до 4 лет. Среди узбеков максимальный срок получил парень, пырнувший ножом слобожанина - 8 лет. Командиру отряда дали 4 года. Еще двое узбеков получили примерно такие же сроки. Интересна статья приговора: "расовая дискриминация".
  
   Веселков и Крюковских получили строгие выговоры, которые никак не отразились на их дальнейшей карьере.
  
   Конец цитат.
  
   С потерпевшим Р. я в последствии был знаком. Он работал в торговом флоте, "ходил в загранку", откуда привозил импортные вещи и длинные рубли. Домой он приехал в отпуск. "Хотел съездить в центр в кабак. Стою на остановке у фанерного. Вдруг вижу, по улице сверху прёт толпа, народ от них разбегается. Двое подошли ко мне, и один ткнул ножом в живот, точно в печень попал. Я согнулся, зажал рукой кровь, и как-то доковылял до проходной. Там вызвали скорую. Три месяца провалялся в больнице, вызывали потом на суд".
   Недалеко от меня жил Н. - крепкий парень, сын фронтовика с пятью орденами. Про него говорили, что отсидел 4 года за драку с узбеками. Вероятно, он был среди боксеров у стадиона.
  
  
   Отвечу на вопросы заданные мне на сайте "Родная Вятка" коллегой SV Vyatka:
  
   1) примерное количество участников событий на момент организации "колонн", примкнувших к ним жителей до кульминации;
   * Всего там было около тысячи молодых людей возраста от 16 до 26 лет, много девушек. Это были пришедшие на танцы в городском саду. Когда я пришел, собравшийся у входа народ (сначала человек 100) обсуждал рассказ возбужденного музыканта из ансамбля. Он говорил, что узбеки напали на них, раскидали аппаратуру и порезали кого-то. От этих зажигательных речей молодежь и пошла громить общагу. Из парней бывших там только часть участвовали в стычках с милицией. Основная масса в 700-800 человек были зрителями.
  
  2) чем на самом деле закончилась драка, якобы спровоцировавшая на выступление к общежитию (точное количество с обеих сторон, Вы пишите, что "говорили" о наличии десятков раненых, а что об этом стало известно впоследствии, ведь кто-то из знакомых был свидетелем, работал в районной больнице, знал пострадавших лично);
   * боксеры побили 12 узбеков, думаю, в худшем случае, сломаная челюсть, сотрясение мозга, ушибы и переломы костей. О числе раненых слобожан судить трудно, медперсонал явно запугали. Полагаю, примерно два-три десятка побитых и порезаных, из них только один тяжело.
  
  3) средний возраст, социальный состав и уровень образования участников выступлений (надо полагать, учащаяся молодёжь из местных СУЗов, необремененные семьями рабочие);
   * Неженатая городская молодежь, в основном рабочие после армии, была и доармейская молодежь, совсем мелких подростков там не видел. В августе домой на каникулы приезжали иногородние студенты, но их было немного. Главная причина активности молодых в том, что родившиеся в 1950-х, были поколением послевоенного бэйби-бума. Нас было много.
  
  
  4) социальный портрет боксёров, "вожаков"-зачинщиков выступления, их прошлое (уровень образования, служба в СА, наличие судимостей, психических отклонений);
   * Боксеры участвовавшие в избиении узбеков были юниоры 17-18 лет. Секция бокса при ДЮСШ славилась своими успехами на соревнованиях по всему Союзу и строгими порядками, тренер выгонял за выпивку и курение. Вожаков беспорядков не было, всё происходило спонтанно.
  
  5) чем мог быть спровоцирован конфликт: был ли ранее негативный опыт общения с выходцами из Средней Азии и Кавказа на танцплощадках города, недошедший до прямого конфликта, м.б. имела место неизвестная широкому кругу "великая" трагедия в личной жизни кого-либо из боксёров, др.;
   * Было постепенно назреваемое недовольство присутствием в городе наглых чужаков. Нечто подобное происходило в 90-х, когда у нас поселились торговые азербайджанцы. К счастью, они сами навели порядок, перестали приглашать свою молодежь для торговли, нанимали местных. Впрочем, им приказали это делать.
  
  6) без лицемерия: кому из героев фильма "17 мгновений весны" сочуствовали в 1978 г. Вы и боксёры? - слишком притягательно сыграли зло советские актёры;
   * Я в ту пору уже был антисоветски настроенным человеком, как и многие мои друзья, данный фильм и его герои не вызывали наших симпатий ни с какой точки зрения)).
  
   "к нам присылали только вьетнамок и монголок. Одна из них даже умудрилась забеременеть".
  
  Подобные фразы выдают в Вас скрытого шовениста.
   * Указанные девушки имели специфическую азиатскую внешность, особенно контрастную на фоне Слободских красавиц))
  
  7) употребление узбеками "соломки" и её распространение среди слободской молодёжи имели место?
   * Конопля в Средней Азии в ту пору употреблялась широко. Вятские от этого зелья убережены до сих пор, у нас пили и пьют вино и водку. Но в тот день пьяных я не встречал.
  
  8) участие, наоборот, активное сопротивление действиям зачинщиков со стороны другой сознательной части молодёжи - комсомольцев, спортсменов, активистов, членов КПСС;
   * Комсомольцы-активисты в толпе могли быть в роли засланых сексотов. Открыто среди молодежи они не проявляли себя, их бы тут же укоротили. После армии многие уклонялись от постановки на комсомольский учет чтобы не платить лишние взносы и не ходить на собрания. Рядовые члены ВЛКСМ были совершенно внепартийны. Членство воспринимали как досадную необходимость.
  
  9) наличие рядом девушек на момент обсуждения оранизации колонн как провоцирующий фактор;
   * Сначала колонна строилась смешенная, как в первомай, но вскоре она рассыпалась, парни пошли вперед, а девки и кто не слишком смелый, в хвосте. В первых рядах вблизи общаги женщин не было.
  
  10) непосредственное соучастие женского пола в выступлениях и попытках погрома общежития или в качестве "группы поддержки" в сторонке;
   * Женщины никак не участвовали в стычках с милицией, только как зрители на расстоянии не менее 50 метров. Хотя газ дошел и до них.
  
  11) на Ваш взгляд, роль алкоголя, употреблённого накануне "бунтовщиками";
   * Выпивших не видел. Пьяные на танцы, конечно приходили, но в начале вечера при достаточном освещении их еще было мало.
  
  12) какие цели кроме стихийного самосуда преследовали Вы и Ваши молодые, неуравновешенные гормонально земляки, суть - советские граждане;
   * Это было стихийное копившееся всё лето возмущение. Цель была одна - выразить свое недовольство "интернациональной" политикой властей.
  
  13) произошло ли на этом фоне кратковременное объединение противоборствующих районов (Демьянка, Трофимовка и проч.);
   * Группировки по районам города были невелики, по десятку драчунов, в основном, из числа бывших боксеров, некоторые уже имели срок. В массе молодежи в тот вечер они никак не проявлялись, но, вероятно, среди активной части парней они доминировали. Я там был один, хотя по рассказам некоторые из моих знакомых тоже были. Там все были частью одной Толпы, или, если угодно, Вече, земляки-слобожане, а шире - вятские и русские.
  
  14) в чём поколебали Ваше право на труд, отдых и личную самореализацию узбеки;
   * Лично мне было неприятно и нетерпимо видеть гуляющих толпами и сверкающих зубами и ножами чужаков.
  
  15) если Вы, городские жители были на тот момент настолько сознательны (засилье КПСС, разложение элиты, социальные проблемы в жизни рядовых граждан, отсутствие преспектив для молодёжи, трудмобилизация нацменьшинств в корыстных целях как вызов обществу), кто мешал воспользоваться ситуацией, почему построенные лично Вами колонны были направлены к общежитию, а не к зданию горисполкома; что мешало Вам выдвинуть социальные и политические требования;
   * На тот момент недовольство властями еще только зрело среди молодежи нашего поколения, большиство только входили в жизнь, оставались еще под действием школьной и армейской пропаганды. Хотя глаза уже начали открываться, многие слушали зарубежное радио. Понимание приходило постепенно в ходе получения закрытой от советских людей информации. Требования выдвигали на месте в непрерывных спонтанных переговорах с милицией и начальством, стоявшим перед общагой. Люди требовали наказать узбеков и выселить всех их немедленно из города.
  
  16) если ничего не мешало, то в чём собственно суть "бунта";
  17) почему русский?
   * Название "Русский бунт"... Напрашивается ассоциация про "бессмысленный и беспощадный". Но после моих комментарий, думаю, стало понятно, Смысл был. Русские люди (россияне) сказали своё Нет насильному смешению народов. Каждый народ должен жить у себя на Родине. Ездить друг другу в гости, торговать и сотрудничать, родниться через смешенные браки. Те же узбеки и азербайджанцы в небольшом числе прижились в нашем районе и городе, не вызвав никакого недовольства, так как вписались в нашу реальность, приняли существующие нормы поведения. (Иногда даже слишком приняли. Шучу.)
  
  18) Периодически пролистываю районные газеты в библиотеке. В 1960-1970-е гг. через номер-два разделы криминальной хроники как оперсводки с фронтов войны: пьянки, драки молодёжи, кражи, угоны транспорта. В Оричевском районе по ряду рабочих посёлков за эти годы полный аншлаг в народных судах. Были в городах-районах области и массовые драки после футбольных,хоккейных встреч, "гоны" солдатиков расположенных рядом воинских частей, групп молдован, цыган, сограждан других союзных республик...
  19) Только не стоит частные проявления "окультуривания" урбанизировавшейся деревенской молодёжи в СССР сравнивать с массовым протестом, искать межнациональную подоснову. Приписывать чрезмерную значимость, ничем не обусловленную с т. з. истории.
   * В моем поколении практически все одноклассники были из городских семей. Переселение в город из деревень началось в 60-х. Протест молодежи носил политический характер. Он был направлен против национальной политики партии. Именно партийные органы принимали в ту пору все решения, в том числе, и вопросы о переселинии и привлечении рабочей силы с национальных окраин Советской Империи.
  
  20) Не в курсе, а не пришивали ли на погоны новые звёзды упомянутые товарищи, а ныне господа А. Розуван и капитан Веселков? Спустя 40 лет складывается впечатление, что именно они с активом КПСС сделали всё правильно, стали конечными выгодоприобретателями Ваших юношеских игр в зарницу. Где Вы с узбеками и где теперь они? Остается только снять шляпу и выдержать театральную паузу.
   * Не выгодно им всё это было, не доработали товарищи, не приняли во время нужных мер. Правда, потом вели себя правильно, не допустили большей беды. Так что их счет по нулям! Результатом нашего противостояния стало выдворение чужаков из города. Власть идет на уступки лишь при массовом протесте. 
  
  21) В изложенных Вами событиях примечательны два обстоятельства:
  - оперативные мероприятия правоохранителей по хронологии от драки до разгона, применение ими спецсредств, пожарных машин, контингента ВВ;
  - ст. 74 УК РСФСР в приговорах.
  Для провокации слишком нереалистично, шумно. Да и зачем? Чтобы снять кого-либо из исполкомовских, райкомовских? Воспользоваться развитием ситуации, подняться наверх по карьерной? Получить премию? Как-то сомнительно, и кондово для гроссмейстеров в погонах. Но почему б и нет? Вы же с ними вышли "из одной шинели" (смотрели одни фильмы). Что можете вспомнить о кадровых перестановках в кабинетах.
   * Вы правы, правоохрана впервые столкнулась с подобным в Слободском. Провокацией было привести узбеков к нам в город. Методы борьбы с массовыми беспорядками были отработаны на других объектах, занесены в служебные инструкции, некоторые сотрудники органов могли иметь опыт в ликвидации бунтов среди заключенных.
  
  22) Не было поводов для подобных массовых драк ранее? Самих драк? Были ли объективные предпосылки стихийного желания расправы по отношению к "чужакам" именно 6 августа? Насколько близки друг-другу, организованны и вменяемы были Ваши единомышленники? Материалы судебных заседаний, показания обвиняемых, свидетелей, агентурные сведения ещё лет так 45 будут засекречены, пролежат на ведомственной полке, отправятся в мурыгинские печи. Ваша субъективная правда как очевидца и участника ценна, но с десяток таких "правд" ещё ценнее.
   По мне: в уголовных преступлениях, напрочь лишенных политики, проще найти женщину и бутылку.
   * Я уже осветил многие названные моменты, добавил воспоминаний участников. На моей памяти ничего подобного не было. Возможно, 6 августа так сошлись звёзды, надо поискать гороскоп на тот день)) Но если серьезно, иначе и не могло быть. Тут все факторы слились: зревшее недольство, боксеры на стадионе, а затем толпа молодежи возле горсада. На узбеков могла действовать наркота, воскресенье же, погода хорошая, по улицам гуляют симпатичные девки в миниюбках, а рядом кусты вдоль берега.
  
   Евгений Харин
  

Комментарии

Спасибо, Евгений, за приведённые фрагменты статьи, ответы на вопросы, уточнения. Несовсем согласен, но так понятнее. 

Подкупает Ваш местячковый патриотизм. Что ж, слобожанам точно повезло с летописцами по II половине ХХ века. Эти позитивистские по содержанию воспоминания "об одном прожитом дне" очень нужны, куда более увлекательны, на мой взгляд  (!), чем десятки экскурсов в Средние века (специалистов, а значит, оппонентов по которым ничтожно мало, читающая аудитория узка). Параллельно основному творчеству...

Послевоенный период в нашем краеведении нуждается в хронографах. Востребованы мемуары. Повторюсь, позитивистские, описательные. Чтоб нам с  современниками, подрастающему-новым поколениям было над чем повздыхать, призадуматься . ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ через призму других свидетельств, в том числе очень специфических - архивных, документальных.

Будем ждать от Вас другие тексты о Слободском (быт, неформальные движения, музыка, советский спорт, космос, наука и техника, мечты молодых и реальность) всё, что запомнилось. А память у Вас превосходная. Не секрет: для краеведения почётнее быть тем самым источником, питающим реку (историю)  чем надеяться стать волнорезом моста через неё  (столпом в историографии). Время берёт своё - мосты ремонтируют, их сносит. Не сочтите за указание. Не смог пройти мимо.

Слободскому и его молодёжи - много достойных рабочих мест, точек применения созидательной силы, новые дворцы спорта, капремонт старых, больших зарплат тренерам старой школы. Кто знает, какие вызовы и провокации ждут стареющие-ветшающие малые города России впереди.

 

Аватар пользователя skygrad

Благодарю за оценку и пожелания! Средневековью я посветил много времени, и кажется, чего то нарыл. Последние 2 года занялся мемуарами, про армию, про 90е, про детство. Плюс, рассказы о друзьях. Всё это должно спасти прошедшее время от забвения, чтобы никто уже не смог его переписать под сиюминутные выгоды. Мои исторические повести также должны вызвать интерес. Хочется написать еще одну или две. Слободской хранит много тайн. Некоторые едва известны: жизнь и смерть Булатова, спец интернат для подготовки подростков-диверсантов, судьбы обитателей монастырей и особняков, и многое другое. Но всего мне уже не охватить. Говорят, у нас в памяти хранятся записи всего что мы видели и слышали. Но извлечь их сполна не просто, зашифрованы и спрятаны в глубинах.

Евгений, огромное спасибо за предоставленную статью! "Голос Америки" в то время глушили, а в советской прессе о таком не писали. Это уникальный материал.

... Платили нам не густо, а они приехали - бешеные бабки, в 3-4 раза больше! Но работали довольно с прохладцей. Узбеки были на денежных работах, но качество их работ было низкое. Такая вот, дискриминация...

Интересно, а в Ташкент, Фергану, Ашхабад, Душанбе или другие города Средней Азии в те года отправляли студентов из РСФСР, УССР и БССР. Если да, то платили им тоже в 3-4 раза больше, чем местным среднеазиатским студентам?

Уточнение: в п. 17 у Вас указано: ... Русские люди (россияне)... В 1978 г. россиян еще не было - этот термин предложила президенту Ельцину Елена Боннер, как альтернативу термину "советский народ". Оба понятия интернациональные и исключают какую-либо национальность в принципе. 

Аватар пользователя skygrad

В 70х годах иностранные радиостанции не глушили, кроме Радио Свобода, на нее бросали всю мощь. Глушение началось после Московской олимпиады и критики СССР за вторжение в Афганистан.

В Средней Азии возник переизбыток молодых рабочих рук, поэтому их стали отправлять на работу в РФ, молодежь из которой уезжала в более теплые и сытные края Союза. 

Выражение "Русские люди (россияне)" применительно к той поре, думаю, допустимо. Россия как название республики уже ширако использовалось, вспомним популярные песни, такие как "Ты, Россия моя!" Так что россияне как жители многонациональной России уже были в советские времена. Да, и само государство первоначально при Ленине называлось Советская Россия. Советский этнос так и не сложился, как ни странно, этому препятствовали сами коммунисты, сохранив графу национальность в документах. В 70-х годах началось окончательное распадение не сложившейся советской общности.

Аватар пользователя skygrad

Происхождение слова "россияне" описано здесь:

http://russian7.ru/post/kak-poyavilsya-termin-rossiyane/