Полтора года назад я рассказывал о своей велопрогулке к месту, где берёт своё начало река Чёрная Холуница (см. «К истоку реки Чёрной Холуницы (12 августа 2023 г.)»). После этой поездки возникло желание съездить и к месту её впадения в реку Вятку, которое находится недалеко от посёлка Дубровка Белохолуницкого района. Александр Гагаринов поддержал идею и предложил прокатиться на его «Сhevrolet Niva», а за одним посмотреть на действующие и заброшенные церкви в сёлах, которые попадутся нам на пути. С собой взяли моего сына, который пожелал проехаться с нами.
В дорогу отправились 10 августа из Кирова, заехали в село Ильинское Слободского района, далее двигались по Белохолуницкому району: проехали сёла Пантыл, Прокопье, Сырьяны, Всехсвятское, Иванцево, Полом, посёлок Дубровку и от него добрались до устья реки Чёрной Холуницы, заехали в село Троицу, а затем по лесной дороге через посёлки Каменное и Боровка приехали в посёлок Чёрную Холуницу Омутнинского района - конечную точку нашего маршрута. Все сёла на маршруте старинные, в них имеются каменные церкви XVIII-XIX вв. разной степени сохранности.
Представляю вашему вниманию фотоотчёт об этой поездке. Все изображения можно кликнуть, чтобы рассмотреть крупнее.
Маршрут поездки по сёлам Белохолуницкого района и к устью реки Чёрной Холуницы (10 августа 2024 г.)
Автор карты: ru-danko
Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты
Село Ильинское
Мы выехали из Кирова в 7 утра и к 8-ми часам достигли первой точки нашего маршрута - села Ильинское Слободского района. Это село находится на красивом высоком берегу реки Белой Холуницы, которую ранее именовали просто Холуницей. Поэтому село также имело названия Холуницкое или Холуницко-Ильинское.
Непосредственно рядом с селом находится мост через реку, по которому проходит федеральная трасса Р243.
Для всех проезжающих по мосту открывается вид на каменную Церковь Илии Пророка, построенную в 1772-1783 гг. (здесь и далее даты указываю для ориентира по данным сайта https://sobory.ru/). Храм долгое время был заброшен и разрушался, но в настоящее на здании видны строительные леса, что свидетельствует о начавшихся работах по спасению исторического памятника.
На крыше здания множество молодых деревьев, которые пока ещё не убраны.
Обойдя церковь вокруг и осмотрев окрестности, мы отправились дальше.
Село Пантыл
09:05. Вторым пунктом маршрута было село Пантыл, находящееся в Белохолуницком районе в 10-ти километрах в стороне от трассы по грунтовой дороге. Перед въездом в село проехали по насыпи местного пруда на речке Пантылке (от которой село и получило своё название).
В Пантыле находится заброшенная каменная Дмитриевская церковь (Дмитрия Солунского), построенная в 1773-1787 гг. Когда-то здесь крестили предков моей жены.
Рядом с церковью – заброшенное каменное здание церковно-приходской школы.
В селе есть несколько жилых домов, при них огороды и машины, заметно присутствие людей.
На обратном пути остановились на плотине Пантыльского пруда, осмотрели живописный вид и саму плотину.
Прорез плотины сооружен основательно - из бетона и стали.
Познакомившись с Пантылом, мы сделали небольшой крюк на заправку в Белую Холуницу, а затем свернули на дорогу в Прокопье, Сырьяны и Всехсвятское.
Село Прокопье
От трассы до села Прокопье грунтовая дорога вела через лес и затем вышла на открытую местность. Здесь открылась панорама на село, находящееся на возвышенности.
10:32. Приехали в Прокопье. Село ранее имело названия Сырьяно-Прокопьевское и Вознесенское.
В центре села - каменная Вознесенская церковь, построенная в 1767-1773 гг.
Здание церкви сильно пострадало от людей и времени. Колокольня, купола и кровля утрачены, на крыше деревья.
У церкви улица делает изгиб и пересекает небольшой мостик, через который мы проехали и отправились в следующее село.
На одном из участков дорога идёт по гребню возвышенности (кажется, она называется «Сырьянский вал»). Отсюда во все стороны открывается живописная перспектива.
Село Сырьяны
11:20. Следующая точка на маршруте - село Сырьяны, или Сырьяны-Николаевское.
В Сырьянах находится церковь Николая Чудотворца (или Никольская). Построена в 1747-1754 гг. Рядом с ней – отдельное здание колокольни, построенное в 1770-1773 гг.
Здание отреставрировано и покрашено, но пока не полностью. Рядом сложены строительные материалы - видно, что ведутся ремонтные работы.
Обойдя здание церкви, мы пошли в сторону реки Вятки. Вниз со склона спускается недавно построенная деревянная лестница, которая ведёт к деревянной будке у источника воды.
По тропе спустились к реке. Это первый наш выход к Вятке, далее будет ещё три (в Поломе, Дубровке и на устье р. Чёрной Холуницы).
Поднявшись назад в гору, мы поехали дальше.
Село Всехсвятское
12:00. Следующее село на нашем пути - Всехсвятское, ранее также Сырьяно-Всехсвятское.
Здесь церковь Всех Святых (Всехсвятская), построенная в 1769-1773 гг., с отдельной колокольней (1783-1784 гг.).
Село и церковь находятся на берегу пруда на речке Осетровке. Пруд старинный, отмечен ещё на карте начала XIX-го века, а создан был вероятнее всего для нужд мельницы.
Церковные здания заброшены и разрушаются.
На крыше выросли кусты и деревья, корнями пронзающие кирпичную кладку
Внутри здания остатки какого-то промышленного сооружения.
Частично сохранились иконостас и настенная роспись.
Напротив церкви находится административное здание и памятник воинам-землякам.
Погуляв и пообедав в Всехсвятском, отправились дальше. Выехали на асфальтированную автодорогу Белая Холуница - Кирс и по ней поехали в сторону Кирса, затем свернули налево на Иванцево.
Село Иванцево
13:25. При въезде в село Иванцево нас встретил информационный щит - «село Иванцево, старинное название Соловецкое, основано в 1716 году». Щит надо бы обновить, ведь на «Родной Вятке» имеется информация о погосте Соловецком уже в переписи 1702 года.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (Зосимо-Савватиевская) значительно моложе ранее посещённых, построена в 1883-1889 гг. Состояние памятника архитектуры, судя по фотографиям на сайте sobory.ru, до недавнего время было относительно неплохим, но сейчас ухудшается. Разрушаются купол и кровля, появляются деревья на крыше.
Поскольку вход был не закрыт, мы зашли и осмотрели внутренности храма. В церкви долгое время был клуб, была оборудована сцена и зрительный зал.
Нынешний дом культуры находится через дорогу в двухэтажном кирпичном здании. Скорее всего, раньше это был типовой детский садик. С переездом клуба освободившееся здание церкви, по-видимому, стало бесхозным.
Рядом с ДК площадка с тренажёрами. Подобный спортивный уголок мы встретили и в Троице.
Село Полом
14:05. После Троицы мы съездили до Полома. Это село находится на берегу реки Вятки, в 20 километрах вверх по течению от села Сырьяны. Полом ранее носил названия Спасское и Вобловица.
Впечатляющая по размерам Спасская церковь (1751-1770 гг.) находится в удручающем состоянии.
Осмотрев здание церкви, выехали на берег реки Вятки, чтобы визуально зафиксировать её и у Полома.
После Полома мы поехали назад на дорогу Белая Холуница – Кирс.
Памятник исчезнувшим деревням
14:40. В 3-х километрах от Полома приметили памятник. Подобные попадались и ранее, они поставлены бывшими жителями деревень. У этого решили остановиться. На обелиске табличка с надписью: «Здесь были деревни Хохрята, Тюши, Подгорена». Сам памятник стоит между деревнями Тюши (Шихильдинская) и Нижние Хохрята (Шихильдинская).
Рядом с памятником - большой стол, за которым собираются уроженцы на день деревни.
Здесь главную дорогу пересекает полевая дорога. В южном направлении она проходит через поле ржи, на котором прежде стояла деревня Тюши (Шихильдинская).
В северном направлении дорога ведёт через поле овса к исчезнувшим деревням Нижние Хохрята (Шихильдинская) (она на этом поле) и Подгорена (Шулаковская) (далее через 500 метров).
Отправились дальше: проехали Иванцево, вновь выехали на асфальтированную дорогу, затем свернули по грунтовой дороге на Дубровку.
Посёлок Дубровка
15:20. Дубровка возникла в 1950 году как посёлок при Дубровском лесопункте Поломского леспромхоза, который вскоре стал крупным самостоятельным леспромхозом. В 1966-2005 посёлок имел статус посёлка городского типа.
Мы немного покатались по улицам посёлка (планировка в нём не очень регулярная, поэтому пришлось поискать нужный выезд).
Административное здание в посёлке.
Крупный портрет С. М. Кирова на поселковой библиотеке.
Выехав из Дубровки, пересеки небольшую речку Горёвку и поехали в отдалённую часть посёлка, находящуюся на берегу Вятки.
Раньше это был самостоятельный населённый пункт - посёлок Речной (до 1963 г. Рейд), который возник в 1941-42 гг. (то есть раньше Дубровки) как подразделение Верхне-Вятской сплавной конторы. Сейчас здесь осталось мало жилых домов.
15:40. Улица в Речном вывела прямо к Вятке.
Судя по картам, чуть выше этого места была пристань Поломский Рейд.
Устье реки Чёрной Холуницы
Самостоятельно дорогу от Речного к устью Чёрной Холуницы оказалось найти непросто, так как местность зарастает деревьями. Но нам попались навстречу местные жители на мотоцикле, которые любезно подсказали, куда свернуть.
Проехав чуть больше километра по лесной дороге, мы оставили машину и дальше пошли пешком. В итоге вышли к реке Чёрной Холунице, которая предстала нам здесь в таком виде.
От устья мы вышли далековато. Примерно полкилометра пришлось идти по берегу по густым зарослям хвоща и другой травы.
Встретилась неопасная змея медянка.
Показалось интересным, что даже на этом финальном отрезке перед впадением, где река наиболее полноводная, встречаются засоры. Чёрная Холуница оправдывает своё название:) По одной из популярных версий, слово Холуница образовано от слова «холуй» - «речной нанос», «речные завалы из упавших стволов деревьев».
Следующее фото сделано в 100 метрах от места впадения, в направлении вверх по течению.
А впереди (вниз по течению) показалась Вятка.
16:25. Вот мы и добрались до места, где встречаются две реки - Вятка и её левый приток Чёрная Холуница. Географические координаты места - 59.2474 С. Ш., 51.2294 В. Д.
Панорама этого места.
Урез воды над уровнем моря - примерно 132 м. Для сравнения, исток - около 250 м, то есть перепад высоты от истока до устья составляет около 120 метров. На своём пути длиной 94 км река вбирает воды множество притоков. Недалеко отсюда находилась пристань Устье Черной Холуницы (населённый пункт в 1950-е гг.).
На спутниковом снимке устье выглядит так. Вода Чёрной Холуницы темнее, и даже после впадения до ближайшего изгиба Вятки отличается по цвету. Мне показалось, что и с берега это заметно.
Небольшое видео загрузил на YouTube и ВК.
Фото-фиксация: я здесь побывал :)
Обратно к машине дошли напрямую через лес, заросли травы и кустарников. Отправились назад в Дубровку и затем по трассе в Троицу.
Село Троица
17:35. В Троице остановились у моста через Чёрную Холуницу и ещё раз взглянули на реку, у которой только что были.
Осюда до устья реки по прямой - 8 километров.
Затем заехали в центр села.
На площади у церкви установлен памятник с надписью: «Здесь в 1591 году был основан Троицкий Холуницко-Верховятский Монастырь (пустынь). 1591 г. – год основания села Троица». Как и первое посещённое нами село Ильинское, Троицу в прошлом называли: Холуницкое, а также Троицко-Холуницкое и Чернохолуницкое.
Рядом на площади дом культуры.
Памятник воинам-землякам.
Церковь Троицы Живоначальной (или просто Троицкая) построена в 1804-1808 гг. Здание церкви частично восстановлено, идёт процесс реставрации.
Рядом находится небольшая деревянная церковь с таким же названием, построенная в 2010-2011 гг.
За церковью небольшое озеро - старица реки Чёрной Холуницы.
На этом основная часть нашего маршрута была пройдена, нужно было ехать на ночлег в посёлок Чёрную Холуницу (к моим родителям). Решили действовать по изначальному плану и проехать по старой грунтовке через Каменное и Троицу. Было известно, что дорога ближе к Чёрной Холунице плохая, но мы подумали, что раз другие люди проезжали, значит и мы, наверное, сможем.
Посёлок Каменное
Проехав примерно 3,5 километра по трассе в сторону Кирса, свернули на грунтовую дорогу направо. Сообщение с Каменным активное, дорога в нормальном состоянии. Проезжая мостик через какую-то речку, мы заметили знак, сообщающий о плохом его состоянии моста и запрещающий движение автомобилей. Однако, все ездят.
18:30. В Каменном мы свернули к реке Чёрной Холунице и выехали на её берег. Отсюда до устья - 20 км по прямой (без учёта изгибов реки).
Проехали по улицам посёлка.
После Каменного дорога вновь идёт через лес, попадаются вырубки.
19:05. Недалеко от бывшего Посёлка № 2 заметили кладбище прямо у дороги.
Посёлок Боровка
19:20. Доехали до Боровки, этот посёлок тоже находится на берегу реки Чёрной Холуницы. Когда-то здесь был центр сельсовета и крупный лесопункт. Сейчас есть какое-то количество домов, которые выглядят жилыми, но большинство - руины, улицы зарастают деревьями.
Выезжая из Боровки, наблюдали закат солнца. Следующие 30 километров по лесу предстояло проехать в сумерках и по темноте.
Поскольку Боровка находится в Белохолуницком районе, то дорога к ней со стороны райцентра раньше поддерживалась в приличном состоянии и ещё не успела испортиться. От Боровки до Чёрной Холуницы (Омутнинский район) дорога имеет чисто лесозаготовительный характер, поэтому на этом участке она ожидаемо стала хуже. Чем дальше, тем чаще попадались лужи и грязь.
В одном месте встретили вот такую свежую гать из берёзы (ехать по ней не пришлось, проехали рядом).
Стемнало. Через 10 километров после Боровки дорога многократно круто поворачивает, огибая несколько логов, к тому же есть немало боковых ответвлений к местам вырубок. Чтобы не заблудиться, ехали по спутниковым снимкам в телефоне.
В одном месте увидели впереди силуэт человека, чему удивились. Подъехав ближе, разглядели будку со спутниковой тарелкой и стоящие рядом тракторы, около них ходили люди. Люди, наверное, тоже удивились увидеть нас здесь. А ещё видели зайца, который долго не убегал и смотрел с обочины на припозднившихся путешественников.
20:20. Пересекли границу с Омутнинским районом. Зигзагообразный участок пути закончился и мы выехали на прямую дорогу, которую в Чёрной называют «Орбитой». Но проехаться по ней с ветерком не удалось - качество дороги стало просто ужасным. Из-за болотистой местности грунт влажный, лесовозы прорезали в нём глубокую колею, которая в таком виде и затвердела (не полностью). Дорогу годами никто не грейдировал, а тяжёлой технике и так нормально. Мы с трудом ползли вперёд по этой колее, с нетерпением ожидая, когда это закончится, и опасаясь, не стало бы ещё хуже.
В одном месте соскочили с колеи и сели на «брюхо». К счастью, с собой была ручная лебёдка (без неё сюда бы и не поехали), поэтому быстро зацепились за дерево и через 15 минут снова прорывались дальше.
Дальнейшая дорога тоже была трудная, но больше не останавливались, проехали. В Чёрную Холуницу добрались в 21:15.
На этом наше путешествие благополучно завершилось. Поездка получилось интересной и насыщенной. За один день мы своими глазами увидели несколько храмов, являющихся памятниками архитектуры и достопримечательностями земли Холуницкой. В нескольких местах побывали на берегах Вятки и увидели, как она принимает в себя воды одного из её крупных притоков - реки Чёрной Холуницы. На собственном опыте изучили состояние дороги Троица - Чёрная Холуница.
На следующий день мы погуляли по лесу и набрали грибов, с которыми и вернулись в Киров.
Саше Гагаринову - большое спасибо за поездку!
Кстати, 10 лет назад по сёлам Белохолуницкого района катался на велосипеде Александр Гвоздев, его отчёт также есть на нашем сайте: «Как прокатать лето в Белохолуницком районе» (опубликовано 12.10.2015 г.).
Спасибо, очень интересно. И у вас в материале, и в других сообщениях особенно впечатляют остовы и руины православных храмов. Причем сооружений монументальных. А это значит, что приходы были крупными, деревень было очень много. Об этом также свидетельствуют карты 18-19 веков. И всё запустело, выглядит сиротливо. Что-то в государстве было сделано не так как следует...
Денис, спасибо за фотоотчёт. Интересные места!
Спасибо! Интересная поездка и фотографии, получил представление.
Мой отец такие дороги называл "лежнёвкой".
Еще удивил памятник на кладбище в Посёлке №2. С виду мемориальный, большой список фамилий, но даты смерти с 1969 по 2003. Не братская же могила, должны бы индивидуальные могилы сохраниться, не понял смысл такого памятника.
Думаю, что лежнёвкой тоже можно назвать. Не знаю, в чём принципиальная разница между этими словами. Яндекс-картинки показывают одно и то же по запросу "гать" и "лежнёвка". У нас лежнёвкой называли лесовозные дороги, построенные из брёвен, причём брёвна выкладывались вдоль, в виде колеи для лесовозов. Типа такого (источник):
Вот на том участке дороги, где мы застряли, как раз когда-то была лежнёвка:
Про памятник на кладбище у посёлка № 2 - согласен, непонятно. Годы смерти 1969 - середина 2000-х. Посёлок № 2 ликвидировался в 1977 г. и перед этим все жители разъехались. Может быть перечисленные люди жили здесь, но умерли в других местах, и бывшие земляки решили их собрать вместе на одном памятнике?
У нас по северу Фаленского района тоже лежневка проложена была для вывоза леса. Судя по фото, там 2 слоя брёвен, нижний слой поперечный. Представляю, сколько кубов леса уходило на такие дороги...
Нашел информацию, не знаю, можно ли верить: "Как правило, на строительство лежневок тратится порядка 30-35% вырубаной древесины, а это около 800 куб. на 1 км пути. В зависимости от технологий постройки, применяемых сортов древесины и региона, срок их службы может составлять от четырех до двадцати лет" (источник)
Кстати, до сих пор строят такие дороги, пример: Наше производственно-строительное предприятие выполняет услугу сооружения лежневок «под ключ» - от проведения геодезических изысканий на местности и заготовки лесоматериала до подписания акта приемки-передачи работ...
Разрушаются храмы - разрушаются души; грехов немерено, а мы всё ждём чего-то, надеемся на лучшее и считаем себя православными людьми. Все эти слова отношу в равной мере и к себе, и совестно мне, и тяжко.
Какая красивая природа! Водичка чистенькая, нет никакого бытового мусора. Церкви стоят на высоких местах, на просторе. " А храм разрушенный все храм..." Как красиво и торжественно смотрелись эти храмы, строились на века и даже в запустении продолжают нести свою великую миссию служения православной вере.
Согласна, что и руины храмов могут быть величественными, но не в этом случае, когда сверху растут сорные деревья, а внутри наверняка груды битого кирпича и мусора. Беспросветно.ру, а главное - ничего уже не исправить, "поздно пить боржом, когда почки отвалились", когда умирают не только церкви, но и деревни. Было бы лучше, если бы в них по-прежнему находились клубы, зернохранилища и МТС, так хотя бы здания сохранились. А сейчас они стоят простоволосые под дождём и снегом, без куполов и крестов, и смотрят на нас с немым укором пустыми глазницами окон, Как наши предки из могил, что строили их всем миром, уж простите мне мой пессимизм.