Ещё раз о вятских казаках

‼ 1 сентября отмечается День российского казачества. В этот праздник хочется поднять вопрос о вятском казачестве.
Некоторые краеведы считают Вятку прародительницей всех российских казаков, которые, в свою очередь, якобы произошли от новгородских ушкуйников.
👉 Что можно на это сказать? Никаких источников, подтверждающих данные высказывания, не имеется. Я могу только ответственно заявить, что источникам XVI–XVIII веков термин «вятский казак» неизвестен. В это время многократно упоминаются донские, волжские, терские, яицкие, запорожские (иногда именовались черкасами) и некоторые другие казаки. Но вятских нет.
Мало того, например, в грамоте от 25 января 1610 года сообщалось, что «на Вятке служивых людей, стрелцов и казаков, и вогненного бою нет».
А ранее, ещё в 1528 году, великому князю Василию Ивановичу «били челом вятчаня из Слобоцкого Верхнего городка… о том, … что у них в Слободцком городке и в волостях пришлым казаком нетяглым и лихим людем не быти».
👉 Часто возражают, что ведь на Вятке есть деревни с названиями Казаково, Казаковская, Казаковцы, Казаковцевы и с другими подобными. Есть фамилии Казаков, Казаковцев. Значит и казаки на Вятке были. Никто ведь и не спорит, были казаки на Вятке. Только какие казаки?
👉 «Областной словарь вятских говоров» самым первым значением слова «казак» отмечает – наёмный работник. И действительно, такие казаки многократно отмечаются в вятских писцовых и переписных книгах:
- да наемной казачек Ромашка Матвеев сын, Ромашка 11 лет (1646 год);
- да наемной казачек Оска Трофимов сын Булычев 10 лет (1646 год);
- да у него ж живет казачек ево Онтонко Семенов сын Артабузов // 22 лет, живет из найму (1646 год).
👉 Кроме того, существовало личное имя Казак. Встречается такое и на Вятке:
- Казак Андреев сын Пустоселов (1592-1606 годы);
- Казак Родионов сын Шешин (1615 год).
Было и прозвище Казак: Семейка Попов Казак (1622 год); бобыль Илейка Казак (1629 год); Ивашка Казак (1592-1606 годы).
Вот от этих казаков и образовались фамилии и деревни с названиями Казаковы, Казаковцевы.
👉 В то же время, вятчане наравне с казаками постоянно участвовали во многих «боевых» мероприятиях Российского государства, особенно в XVI веке. Вот некоторые примеры:
- 1551 год: «…стоял Бахтеяр Зузин с вятчаны да казакы государевы Федка Павлов да Северга. И крымцы поделав тары да повезлися, и пришел на них Бахтеяр с вятчаны и казакы да их побили на голову и потопили».
- 1552 год: «А на Каму государь… с Вяткы велел итти на Каму Пауку Заболотскому с узтюжьскыми волостели и вятцкыми, а с вятчаны велел итти Григорию Сукину. И велел князю Михаилу поставити по всем перевозом по Каме и по Вятке детей боярьскых и стрелцов и казаков и вятчан».
- 1556 год: «Того же месяца отпустил царь и великий князь в Асторохань голову стрелецкого Ивана Черемисинова с его стрелцы да Михаила Колупаева с казаки, да с вятчаны велел ити Федору Писемскому; да послал государь в прибавку голову же стрелецкого Тимофея Пухова сына Тетерина с его стрелцы, да с вятчаны Федора Писемьскаго, да с ними атаманы многие с казаки».
- 1572 год: «А вятчаном стояти в струзех в Колуге, с ними казаком полским наемным с пищалми 1000 ч. з двема головами, а от Колуги б по вестем послати их по цареву приходу смотря»; «и вятчаном и казаком с пищалми к тому месту спешить в струзех и промышляти у реки со царем»; «и в судах Окою вятчан и казаков полских с ружницами и з головами отпустить под царя».
- 1582 год: «И мы послали в Пермь Воина Оничкова, а велели тех казаков Ермака с товарыщи взяв отвести в Пермь и в усолье в Камское, и туто им стоять велели, разделяся, и из тех мест на Пелынскаго князя зимою на нартах ходить воевать велели есмя тем всем казаком и пермичам и вятчаном с своими посланники с Воином с Оничковым да с Ываном с Глуховым»; «Повоева же многие городки и казанские, свияжские стрельцы, да пермяки, да вятчичи. А припасов они не имели никаких. И те все присланные люди: казанские и свияжские стрельцы и пермские да вятские ополченцы поумирали в Старой Сибири от голода и осталось (в живых) только девяносто человек Ермаковых казаков».
- 1592 год: «А воеводе Микифору Васильевичю с товарыщи, а с ним ратные люди, дети боярские, и атаманы, и казаки, и земские ратные люди: пермичи, и вятчане, и вымичи, и усольцы, пойдут по росписи в Сибирь, в Тобольской город».
Во всех этих примерах важно, что вятчане никогда не смешиваются с казаками, хотя действуют вместе! Здесь вятчане – это земские ратные люди, ополченцы, но никак не казаки.
‼ Итог: я не знаю, когда точно на Вятке появились казаки как сословная группа и вооружённое формирование. По крайней мере, в XVI - первой половине XVIII веков по письменным источникам о них ничего не известно. Первое возможное указание на вятских казаков, которое мне встретилось – это росписной список передачи дел от одного вятского воеводы к другому от 1740 года. В нём указано: «в Кремле городе подле вал стоит ветхая архива деревянная, а в той архиве воинских материалов, а имянно: 2 значка казачьих крашенинных, в них в средине по красному кумачю написаны гербы: дротики без копей». Что это за значки, кому они принадлежали, непонятно. Но важен сам факт их наличия в Хлыновском кремле.
🍸 Как бы то ни было, сейчас на Вятке казачьи подразделения существуют, и всех вятских казаков я поздравляю с праздником!

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Совсем рядом с Сарапульским да Елабужским уездами соседствовал Уфимский уезд. По Каме да Белой от Уфы и до Челнов казаков хватало, правда назывались они не вятскими, а уфимскими (мензелинскими, челнинскими и т.д.). Недалеко от тех же мест в Каму впадает Вятка и казаки с Волги да Камы мелькали, а некоторые из них вели вполне себе оседлый служивый образ жизни на левобережье Камы. Фигурировали они по разным документам в 1650х-1710х гг. Потом исчезли. А вот вятские казаки в тех местах в 18-м веке - не обнаруживаются. =)

Спасибо за интересную информационную подборку и аналитику! Тема с казаками всех мастей - не может быть неинтересной! )

Аватар пользователя a-musikhin

Сергей, спасибо за отзыв!

Аватар пользователя skygrad

Когда-то видел интересный документ середины 17 века Раскладка служивых людей России по землям, от воевод, князей, казаков и стрельцов и пушкарей до писарей, всего 64 тысячи. Вятка в этом плане поражала малочисленностью, - пара десятков пушкарей да писцов. Вместе с тем, в военном отношении вятчане представляли собой некое отдельное сословие, близкое к казакам (о чем, в частности, говорят хранившиеся на складе Хлынова знамена казачьего типа). Учитывая смысл тогдашнего понятия Казак (праздношатающийся человек, вольнонаемный работник или воин) оседлые вятские жители казаками зваться не могли и не хотели. Но вятская молодежь во все времена могла уходить на границу Леса и Степи в поисках воли и приключений. Походы ушкуйников и вятчан 14-15 веков проложили пути на Волгу и далее на Дон. Вот поэтому Вятку можно видеть в качестве родины начального вольного казачества. Замечу, что в Орде и России по примеру казачьей войсковой самоорганизации создавались служивые (реестровые) казачьи части с элементами вольностей. 

Аватар пользователя Shulmin

//Вот поэтому Вятку можно видеть в качестве родины начального вольного казачества.//

 
Ничего не знаю насчёт юга, а вот в возникновении и формировании сибирского казачества Вятка должно быть сыграла определённую роль.
 
Часть моих предков из Забайкалья, казаки Вершинины например, и мне показалось, что среди забайкальских и амурских казаков мелькают знакомые по Вятке фамилии. 
 
Думаю эта тема еще ждёт своего исследователя. 
Аватар пользователя skygrad

Как ни странно, Вятская родина казачества историкам казачества не удобна и вызывает раздражение. Евграф Савельев когда-то признал роль ушкуйников-хлыновцев в становлении ядра донцов, но с оговорками и как одну из составных частей. Современным апологетам казачества тем более наша Вятка не нужна, они ведут свой казачий род с испокон веков Степного Юга (в надежде на восстановление Донской автономии). Запорожцы (кубанцы) еще более скептичны в этом вопросе. Непосредственно заинтересовано само Вятское казачество, но и тут есть разнобой мнений. Так что исследовать этот весьма политизированный вопрос никто не спешит, помимо сторонних лиц. 

Аватар пользователя a-musikhin

Максим, Евгений Анатольевич, я ведь пишу не о том, приняли ли вятчане участие в формировании казачества в других регионах России, а о том, что на самой Вятке не было казачьих формирований.

На Урале, в Оренбуржье и Сибири вятчане вне всякого сомнения частично пополнили ряды казачества.

С другими казаками (донские, терские, запорожские и др.) сложнее. Естественно, вятчане могли пополнить ряды и этих казаков, но здесь проблема с письменными источниками (кроме XVII века). Это можно сделать частично только с помощью лингвистических, фольклорных источников и генетических экспертиз.

Доказать, что казаки (любые) произошли от ушкуйников, невозможно. Для этого нет никаких письменных и других источников.

Аватар пользователя a-musikhin

Вот что пишут об ушкуйниках и казаках современные исследователи А.В. Малов (я знаком с ним лично) и Н.И. Никитин:

(Малов А.В., Никитин Н.И. Российское казачество на заре своей истории (XV–XVII века): исследования, справочные материалы, источники / А.В. Малов, Н.И. Никитин, коллективная монография / Отв. ред. Р.Г. Гагкуев; науч. ред. Д.М. Володихин. — Москва : 2023)

Аватар пользователя skygrad

В булгарских хрониках четко сказано о происхождении казачества от бродников конца 12 века, поселившихся на Вятке!)) Но эту Ф-грамоту к вашему Делу не пришьешь.  Я пошел по указанному следу и кое-что накопал в подтверждение. Происхождение самих ушкуйников не понятно, видеть в них исключительно новгородцев нет оснований. Возможно, это потомки берладников, вобравших в себя выходцев с севера. У берладников была воинская культура власти, видимо, утвердившаяся на Вятке и переданная первым казакам.

У берладников была воинская культура власти, видимо, утвердившаяся на Вятке и переданная первым казакам.

Я думаю, речь идет о схожих элементах военной демократии. Военная демократия - далеко не уникальное явление. Признаки ее имелись и у древних славян, и у норманнов, и у многих других древних народов или обособленных социальных групп. И не только у древних. Особенно у тех, которые промышляли грабительскими военными походами, т.е. разбоем. Поэтому совсем не обязательно, что в казачью среду эти элементы попали именно от берладников.

Аватар пользователя a-musikhin

Об этом же и в книге говорится, из которой я фрагмент выложил.

У меня не открылись сканы, пора на другой браузер переходить.

Аватар пользователя skygrad

Военная демократия и военная организация были у разных народов и племен, но речь о передаче традиции во времени и пространстве без разрывов. Присутствие выходцев из Юго-западной Киевской Руси домонгольского времени в виде военизированного сообщества прослеживается в вятской и горно-марийской археологии (Макаров). Деятельность ушкуйников в 14 в. и вятчан в 15 в. связана, опять же, с Волго-Камьем. Ликвидация Вятской республики совпадает с первыми сообщениями о казаках на Волге, Днепре и Дону. 

Аватар пользователя skygrad
История татар с древнейших времён в семи томах.
   Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.
   С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск)
   глава 'НАСЕЛЕНИЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ В БУЛГАРСКОЕ ВРЕМЯ'
   "По мнению Л.Д.Макарова, Вятская земля была феодальной вечевой республикой (по типу Великого Новгорода), управляемой местным боярством, земскими воеводами и ватаманами. Впрочем, судить о структуре управления и социальном составе Вятской земли пока еще очень сложно, т.к. эти аспекты лишь бегло упомянуты в одном-единственном источнике - грамоте митрополита Ионы, направленной на Вятку около 1452 г...
   В отличие от Л. Д. Макарова, говорящего о феодальной вечевой республике, В. В. Напольских (устное сообщение), учитывая отсутствие источников, свидетельствующих о собственно феодальной организации вятского общества и о республиканских институтах, предлагает использовать в отношении населения Вятской земли и его социально-политической структуры термин "предказачество", имея в виду, что источники формирования населения (выход на 'вольные земли' на окраинах Руси), образ жизни (сочетание крестьянского хозяйства с военной активностью и соответствующей организацией, охватывавшей, видимо, всё мужское население) и политическая организация (известно мало, но во всяком случае речь идёт об отсутствии у вятчан единоличной власти и наличии руководителей, так или иначе опирающихся на одобрение со стороны вольницы) вятчан XIV-XV вв. и казаков XV-XX вв. были близки. Отличие, которым обосновывается приставка "пред-", состояло в том, что, вятчане не состояли на службе у государя в силу отсутствия такового".
 
  Л. Д. Макаров (из диссертации) Древнерусское население Прикамья в X-XV веках :
"Средняя Вятка, начала заселяться славянами и ославяненными финнами во второй половине XII - начале XIII в. Население Пижемской и Лебяжско-Уржумской волостей состояло, судя по керамике, в основном из славянских поселенцев. Монголо-татарское нашествие усилило поток переселенцев с территории Владимиро-Суздальской и Южной Руси, принесших с собой традиции постройки полуземляночных жилищ и оборонительных укреплений, а также предметы киевского происхождения. Набеги новгородских ушкуйников и золотоордынских отрядов на вятские поселения обусловили их значительные перестройки, выразившиеся в усилении оборонительных укреплений и изменении планировки на ряде памятников. В 1489 г. Вятская республика была ликвидирована, часть ее руководства казнена, а оставшаяся переселена в подмосковные земли. С конца XV в. на Вятку переместилось значительное количество переселенцев из северо-русских земель, что нашло отражение в особенностях языка, фольклора, топонимики, материальной культуры.
  Древнерусские предметы найденные на Вятке имеют аналогии в Новгороде, в Рязано-Окском вятичском регионе и Киевской Руси. Начало древнерусского заселения относится к домонгольскому времени, что подтверждается археологическими данными и сведениями местных источников. Колонизация вятского бассейна носила характер сочетания двух основных форм: стихийной (крестьянской) и дружинной (из новгородских и великокняжеских земель). Первоначально на Вятке сложилось несколько (от двух до четырех) древнерусских общин. Предполагается участие в сложении и управлении Вятской земли представителей аборигенной знати. Большинство городов на Вятке возникает в конце XII-XIII в., хотя их городской статус фиксируется в документах конца XIV - начала XV в. Период X-XI вв. - время начального появления выходцев из Древней Руси в Волжской Болгарии. По некоторым упоминаниям в письменных источниках и археологическим материалам древнерусские люди пришли сюда из земель Южной Руси. Не исключено, что после разгрома Волжской Булгарии Батыем часть древнерусского населения мигрировала в Марийско-Чувашское Поволжье, на среднюю и нижнюю Вятку, в среднее Прикамье".
 "На укрепленных поселениях Вятской земли выявлены остатки 74 жилищ - землянка, полуземляночные и наземные. Землянка конца XIII - начала XIV в. подквадратной формы размером 4х4, углубленная на 1,8-2,0м, имела бревенчатые стены, двускатное перекрытие, дощатый пол и следы печи у середины стены. Полуземлянки (20 сооружений XIII-начала XIVв.) делятся на две группы. Одна объединяет 4 постройки квадратных очертаний со стороной 4-6 м, углубленных на 0,3-0,6 м, внутри которых зафиксированы подпольные ямы и следы глинобитных печей у середины стены. Вторая разновидность полуземлянок (16 построек) состоит из двух частей: жилой камеры (1,7-2,5 м в поперечнике), углубленной на 0,4-0,7 м, и тамбура аналогичных размеров, вход из которого в жилой отсек шел по земляным ступенькам). В жилой камере обнаружены следы глинобитных печей и каменок, располагавшихся чаще (глинобитные) в дальнем от входа углу, иногда на останце или (каменки) справа от входа у середины стены. Зафиксированы как столбовая, так и срубная конструкции полуземлянок. Сооружение двухкамерных полуземлянок со входом через дополнительное помещение характерно для района Среднего Поднепровья в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а). Наличие их на Средней Вятке свидетельствует о появлении здесь во второй половине XIII в. южнорусского населения".
  
   Другой важной особенностью Вятских крепостей 12-15в. является использование под жилье внутривальных укреплений, срубных клетей, в сущности, тех же полуземлянок, но выстроенных вряд в плотную к земляному валу и составляющие с ним единую конструкцию. Эти жилые стены описаны в Повести о стране Вятской: "где ныне Кремль городъ, построенныи жития жителей тех кругомъ града храмины другъ подле друга въ близости задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены". Жилые стены обнаружены на многих Вятских городищах.
   Л. Д. Макаров, Слободской и слобожане, Материалы IV научно-практической конференции, 2001: "В 1984 г. нами была проведена частичная прорезка вала и рва кремля г. Слободского, при этом удалось выделить 8 условных строительных периодов существования укреплений. Два наиболее древних периода приходятся на XIII-XV вв., когда укрепления представляли собой срубную стену, вероятно разделенную на отсеки для жилья и хозяйственного использования, подобно укреплениям Подчуршинского городища".
   "Крепостные сооружения исключительно дерево-земляные (прорезка произведена на Хлыновском, Слободском и Ковровском городищах, при этом на первых двух под насыпями валов зафиксированы более ранние жилые и хозяйственные срубные конструкции). Следы укреплений в виде срубных клетей выявлены также по периметру площадок крепостей (Подчуршинское, Ковровское, Никульчинское, Шабалинское городища). В XV-XVII вв. расспространяется традиция сооружать укрепления в виде клетей, забутованных глиной (Хлынов, Слободской, Котельнич, Подрелье). Обнаружение жилых и хозяйственных оборонительных клетей свидетельствует о живучести домонгольских традиций крепостного зодчества на Средней Вятке, а также о связях с Южной Русью, где аналогичные сооружения строились в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а), а с XIII-XIV вв. распространились на Русском Севере".
 Е. Х. - Итак, чтобы ответить на вопрос, откуда пришли на Вятку первые славяне, нужно поискать эти характерные особенности жилищ на древнерусских городищах 12-13в. Для этого воспользуемся справочником Раппопорт П.А., Древнерусские жилища, 1975г., в котором описаны жилища более 300 городищ. Жилые стены выявлены в очень немногих из них. В основном это хорошо укрепленные крепости на юго-западной границе Киевской Руси, - в Галицкой земле (верховья Днестра и Юж. Буга) и на Днепре ниже Киева:
   *Ленковецкое городище (Черновцы) Во внутреннем валу окольного города и внешнем валу детинца обнаружены остатки деревянных клетей, служивших жилыми и хозяйственными помещениями,
   Городище Галица (г.Кучелмин в Черновицкой области) Основу конструкции вала составлял ряд дубовых срубов не засыпанных землей, а приспособленных для жилья и хозяйственных нужд,
   Городище на р. Згар (верх. Юж. Буг) На валу два ряда срубных клетей. Наружные забутованы глиной. Внутренние - жилые и хоз. помещения (4,7 на 4м),
   *Колодяжин на правом берегу реки Случь (Житомирская обл.) Срубные клети (3,6 на 3,2м), вплотную примыкавшие к валу по всему периметру городища, Райковецкое городище (Житомирская обл.) Срубные клети по всему периметру, с напольной стороны забиты грунтом,
   Судовая Вишня (Львовская обл.), Изяславль (на Киево-Галицко-Волынском пограничье),
   Иван-гора на Днепре, двойной ряд дубовых городен составлял основу конструкции вала. Во внутреннем ряду жилые клети чередовались с целиком засыпанным грунтом,
   Щучинка (Балыко-Щучинское городище возле г. Ржищев на Днепре) Срубные жилые клети примыкающие к основным клетям вала,
   *Замковище у с. Кононча на р.Рось, приток Днепра. Срубные полуземлянки (2,5 на 3,5м), располагались двумя рядами вдоль рва, в 2 из 7 жилищ печи стоят у сер. стены,
   Воинская Гребля (г.Воинь на Днепре в устье Сулы) Срубные жилые клети на валу, внешний ряд клетей забит грунтом.,
   Коростень (Житомирская обл.) Основу конструкции валов составлял ряд деревянных срубов, забитых камнями и землей, ним примыкал изнутри ряд жилых клетей,
   Телиженцы в Хмельницкой обл, на мысу правого берега реки Иквы (пр. Ю. Буга), в валу ряд деревянных клетей жилого и хоз. назначения, на площадке городища жилища-полуземлянки и хозяйственные постройки,
   Матвеевка в Полтавской обл., внутри вала срубная конструкция из 2-х рядов клетей, внешний ряд забит землей, внутренние клети - пустые,
   Головно в Волынской области, основу вала составляли два ряда клетей, внешний был забит землей, а внутренний приспособлен для жилья и хоз. нужд,
   Городное в Харьковской обл., основу вала составляла деревянная конструкция из клетей,
   Каменное в Сумской обл., городище, на правом берегу реки Псел, основу конструкции вала составлял ряд деревянных клетей,
   Миклашевский, Полтавская обл., основу вала составляли три ряда дубовых срубов, 2 внутренних ряда не заполнялись грунтом и использовались под жилища и хоз. нужды,
   Процев в Киевской обл., в валу деревянные конструкции, жилые и забитые землей клети,
   Ржищев, город в Киевской области на Днепре, двойной ряд дубовых городен составлял основу конструкции вала, во внутреннем ряду жилые клети чередовались с засыпанными грунтом,
   Ходоров в Киевской области на Днепре, основу вала составляли два ряда деревянных клетей, во внутреннем ряду жилые помещения чередовались с целиком засыпанным грунтом,
   Гринчук в Хмельницкой обл., на мысу высокого левого берега реки Днестр, основу конструкции вала составлял ряд деревянных клетей, приспособленных для жилья,
   Старая Ушица в Хмельницкой обл. на р. Днестр, основу вала составляли два ряда деревянных клетей, один из них был забит землей, а второй (внутренний) - пустой, пригодный для жилья и хозяйственных нужд.
   Мерешевка (р-н Окница, Молдова) в урочище Четэцуе на высоком мысовидном холме вдоль правого берега Днестра, наличие жилищно-хозяйственных клетей с тыльной стороны оборонительного вала позволяет интерпретировать данное городище в качестве самой южной сторожевой крепости Галицкой Руси,
   *Слободка (замок русского феодала на Оке в земле вятичей) Жилища с досчатыми полами, наземные, полуземлянки и привальные срубные клети 4 на 2,5м.
  
   Звёздочкой (*) отмечены городища, внутри которых есть полуземлянки с печами у середины стены. Такая особенность встречается также на городищах: Осовик в Брянской области; Спас на Оке; Каневское на Днепре, Городск в Житомирской обл.
 
Итак, подобные Вятским особенности жилищ (полуземлянки с печами у сер. стены, срубные жилые клети внутри вала) были характерны исключительно для крепостей Южной Руси с профессиональным военным гарнизоном (находки на Оке в земле вятичей будут объяснены ниже). Такая конструкция жилищ отвечает требованиям жизни мужчин-воинов. Если в семейном жилище печь-очаг обычно ставили в угол (больше свободного места) и служит она не только для обогрева, но и для приготовления пищи, то у воинов еду готовили в общих котлах на улице. Поэтому печь удобно расположить у стены и устроить над ней невысокие полати - лежанку для отдыха. Такая конструкция известна у казаков в 16-18в. 
 
  
Аватар пользователя skygrad
 Историк Рыбаков Б.А. из книги "Рождение Руси":
   "Последним представителем мелких князей-изгоев был Иван Ростиславич Берладник, внук Володаря. В 1144 году он княжил в небольшом Звенигороде (на севере от Галича), а галичане, воспользовавшись тем, что их князь Владимир Володаревич был на охоте, пригласили Ивана и "введоша к собе в Галич". Когда Владимир осадил Галич, весь город отстаивал Ивана, но, в конце концов, ему пришлось бежать на Дунай, а Владимир, войдя в город, "многы люди изсече". На Дунае Иван Ростиславич по области Берлади и получил прозвище Берладника.
   В 1156 году мы видим Берладника в вятических лесах (отсюда артефакты присутствия воинов-галичан на Оке - Е.Х.), где он за 12 гривен золота и 200 гривен серебра служит неудачливому союзнику Юрия Долгорукого - Святославу Ольговичу. Затем он перешел в другой лагерь, и сразу его судьбой заинтересовались и Юрий Долгорукий, которому удалось схватить его и заточить в Суздале, и на другом конце Руси, в Галиче, - Ярослав Осмомысл, помнивший вражду Берладника с его отцом. Он посылает целое войско к Юрию, чтобы доставить Берладника в Галич и казнить. Но на пути неожиданно дружины черниговского князя Изяслава Давыдовича отбили Берладника у суздальских войск.
   В 1158 году он уезжает от гостеприимного Изяслава, ставшего уже великим князем киевским, так как дипломатический конфликт из-за него принял европейский масштаб: к Изяславу в Киев прибыли послы Галича, Чернигова, Венгрии и Польши, требуя выдачи Ивана Берладника. Он снова вернулся на Дунай, а оттуда во главе шеститысячного войска пошел на Галицкое княжество. Смерды открыто переходили на его сторону, но союзные половцы покинули его, так как он не разрешил им грабить русские города. Изяслав и Ольговичи поддерживали Берладника и затеяли поход на Галич, но галицкие войска Ярослава опередили их, оказались под Киевом и скоро овладели столицей. Ярослав "отворил ворота Киеву", а Изяслав и Берладник бежали к Вырю и Вщижу.
   Спустя три года, в 1161 году, Иван Берладник оказался в Византии и умер в Салониках; ненависть князей настигла его здесь: "Инии тако молвяхуть - яко с отравы бе ему смерть". Князь, за которого горожане Галича целый месяц сражались насмерть, князь, не допускавший половецких грабежей, князь, к которому "смерды скачут через заборола", конечно, интересная фигура для XII века, но слишком односторонне обрисованная враждебными летописями.
   Сторонников князя Ивана звали берладниками, были они, в основном, беглыми галичанами. В 1160 г. берладники ограбили киевский порт Олешье с устье Днепра. "Посла Ростиславъ ис Киева Гюргя Нестеровича и Якуна в насадехъ на Берладники, иже бяхуть Олешье взяли, и постигше я оу Дциня избиша я и полонъ взяша.." (Дичин - город в низовьях Дуная). В 1174 г. Андрей Боголюбский разгневался на Ростиславичей и велел им передать: "не ходите в мое воли. ты же Рюриче поиди вь Смолньскь кь брату во свою отчиноу, а Давиду рци - а ты поиди вь Берладь, а в Руськои земли не велю ти быти". В 1189 г. овладеть галицким престолом попытался сын Ивана Берладника Ростислав. Галицкие бояре призвали его, но в самый решительный момент изменили. Он был ранен в бою с венграми и взят в плен. Венгры приложили смертельный яд к ранам Ростислава, отчего он умер.
 
Е. Х. - О проживании берладников в земле Окских вятичей можно высказать следующие предположения. Это могли быть наемники местного владельца вотчины в недавно завоеванной стране. Временным управителем данной волости мог быть и сам князь Берладник. Дальнейшее передвижение берладников на восток (на Волгу и Вятку), связанное с княжескими разборками, могли сопровождать выходцы из вятичей. Этим объяснимы Окские артефакты на Вятке, впрочем, не многочисленные. В 1174 году берладники поселяются на Волге выше Казани в земле черемис. В этот период происходили частые нападения русских на булгар. Обычно отряды князей сплавлялись по Волге и неожиданно нападали на города булгар. Поэтому вполне понятно желание последних иметь пограничный анклав из наемных профессиональных воинов, имеющих навыки судовождения. Берладники имели враждебные отношения с некоторыми князьями, но, всё-таки, это были русские люди. Поэтому нельзя исключить, что в 1181 году они пропустили вниз по Волге отряд неких "новгородцев", и даже сами приняли участие в этом набеге. Захват Елабужкой крепости был попыткой закрепиться на правом берегу Камы, ослабить влияние булгар здесь и без того не столь сильное. Но это не удалось, противник подтягивал войска. Разрушив стены укрывшей их небольшой каменной крепости, "новгородцы" вынуждены были бежать вверх по Каме. Возможно их преследовали, пришлось бросить суда и скрыться в лесах в надежде перейти в бассейн Вятки. Верховья Чепцы очень близко подходят к притоку Камы Обва, что немного выше устья Чусовой. На Обве был городок булгар Каргадан (Рождественское городище). Именно эти места указывают Вятская Повесть.
   На Чепце в ту пору были городки-фактории аборигенов, главный из которых на городище Иднакар у Глазова. Вполне возможно, что наши беглецы пограбили их и захватили необходимые им для дальнейшего передвижения суда. Но запустение Чепецкой археологической культуры скорее связано с произошедшим немного позднее монгольским завоеванием, вызвавшим серьезные политические и экономические перемены в Поволжье. Далее "новгородцы" достигли устья Чепцы и поселились в имевшихся вблизи небольших городках. Вряд ли это произошло мирно, но дальнейшее совместное проживание славян и вятских аборигенов археологически просматривается. Так появилась Никулинская волость с четырьмя главными городищами. Вообще, население средневятских городов было довольно пестрым, видимо, потомки берладников составляли примерно треть мужского населения. Но их влияние, особенно поначалу в 13 веке, было значительным. В пользу этого говорят многочисленные старославянские названия притоков средней и верхней Вятки. По культуре берладники были русскими, но в их среде могло быть заметное число выходцев из степных народов, в частности, половцев и булгар. Учитывая также тот факт, что примерно половина женщин были местные финно-угорки, вятчане той поры внешне заметно отличались от классических славян. Это как раз тот самый "булгаро-половецкий" тип (с монголоидностью), обнаруженный у первых козаков.
Аватар пользователя Акулов Олег

Судя по двум Хлынино близ истока Оки потенциал у южнорусского происхождения есть. 

" На Чепце", "устье Чепцы",  а в какое время Чепца получила своё название,  как долго речка была безымянной,   есть только одна Чепца вне Вятки - в Вологодской обл.,  какие на этот счет существуют мнения? В принципе, логично, река с которой все началось долго может не иметь названия,  она - Река, и этого достаточно, И только потом, позже, пришедшие через Устюг принесли с собой Чепцу. 

Аватар пользователя skygrad

На карте Герберштейна 16в.Чепца подписана как река Rechitsa - Речица. Нельзя исключить, что Чепцу принимали за верховья Вятки как более значимый речной путь, ведущий к Чепецкой АК 10--13в. Вдоль Чепцы шел ранний Сибирский тракт (Сибирка - Сибирца - Цибирца - Чепца?).

Самое древнее упоминание названия р. Чепцы, точнее Чепецкого стана, - в грамоте Василия III 1510 г.

Д. Дуванное на высоком берегу Моломы. Дуван, у казаков — военная добыча.  Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в походную войсковую казну. Лишь по окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» — производить дележ. 

Аватар пользователя Акулов Олег

Здравствуйте, Дуванное  судя по всему  позднее поселение,  18-й век. 

Аватар пользователя a-musikhin

К тому же не вятское. Эта территория вошла в состав Кировской области в 1940-е годы.

Жители, проживающие в верхах Моломы никогда не считали себя Вологодскими,  также не считали себя Вологодскими, во всяком случае в 19-20 веках и жители современного Октябрьского района Костромской области. На верхней Моломе и говорили на Котельнической группе Вятского говора, хотя и были черты Вологодского северо- восточного говора, но преобладал все таки Вятский. А Дуванное это высокое, открытое место. До 20-х годов 18 в проживало несколько семей зырян, промышлявшие рыбной ловлей на Моломе и Кузюке, и впоследствии ставшие монастырскими крестьянами Верхнемоломского монастыря....

Для информации "почетному" краеведу....

Аватар пользователя a-musikhin

Слово "дуван" употребляемо в смысле "общий доход, добыча" далеко не только у казаков.

Но имеется другое значение этого слова. На Вологодчине, в Перми, на Урале это слово означает "ветер". Эта территория как раз относилась к Вологодской губернии. Так что, скорее всего название деревни может означать всего-навсего Ветренное.

(см. Словарь русских народных говоров)

Аватар пользователя Пенсионер

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ РАССЕЛЕНИЯ КАЗАКОВ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ И СЕВЕРНОМ КРАЕ. Меньшенин В.И.

https://vk.com/wall-118622843_4545

https://herzenlib.ru/booklovers/club_conference/detail.php?ID=99

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ РАССЕЛЕНИЯ КАЗАКОВ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ И СЕВЕРНОМ КРАЕ. Меньшенин В.И.

https://vk.com/wall-118622843_4545

https://herzenlib.ru/booklovers/club_conference/detail.php?ID=99

 

Спасибо, прочитал. Что характерно, в статье отсутствуют факты расселения казаков в Вятской губернии...

Аватар пользователя Пенсионер

И что характерно: вместо "фактов" какие-то документы...

Аватар пользователя a-musikhin

И где там документы, я не понимаю? Сказки в стиле булгарской "летописи" "Джагфар тарихы".

Читал я эти сказки. Ни одного реального факта.

Аватар пользователя Пенсионер

А в каком офисе разделяют "реальный" факт от "нереального"? Меня бы устроило мнение профессионалов, прежде всего.

В связи со странной дискуссией на этой ветке сайта РВ, возникает ряд вопросов:

1) Почему вольные, "гулящие" люди, бежавшие на Днепровские пороги и на Дон - это КАЗАКИ,

а вольные, "гулящие" люди, бежавшие на Двину, Юг, Вятку - это не КАЗАКИ? В чём по-существу разница?

2) Люди, на приведенном сайте В Контакте называют себя казаками, и что более важно - потомками вятских казаков.

Это что, "городские сумасшедшие" ?

Аватар пользователя a-musikhin

Есть люди, которые называют себя, например, хоббитами или джедаями, даже при переписи населения. И что из того?

А вообще, не вижу смысла общаться с людьми, которые на вопрос отвечают вопросом.

Аватар пользователя Пенсионер

Не общайтесь.

Страницы