1 сентября отмечается День российского казачества. В этот праздник хочется поднять вопрос о вятском казачестве.
Некоторые краеведы считают Вятку прародительницей всех российских казаков, которые, в свою очередь, якобы произошли от новгородских ушкуйников.
Что можно на это сказать? Никаких источников, подтверждающих данные высказывания, не имеется. Я могу только ответственно заявить, что источникам XVI–XVIII веков термин «вятский казак» неизвестен. В это время многократно упоминаются донские, волжские, терские, яицкие, запорожские (иногда именовались черкасами) и некоторые другие казаки. Но вятских нет.
Мало того, например, в грамоте от 25 января 1610 года сообщалось, что «на Вятке служивых людей, стрелцов и казаков, и вогненного бою нет».
А ранее, ещё в 1528 году, великому князю Василию Ивановичу «били челом вятчаня из Слобоцкого Верхнего городка… о том, … что у них в Слободцком городке и в волостях пришлым казаком нетяглым и лихим людем не быти».
Часто возражают, что ведь на Вятке есть деревни с названиями Казаково, Казаковская, Казаковцы, Казаковцевы и с другими подобными. Есть фамилии Казаков, Казаковцев. Значит и казаки на Вятке были. Никто ведь и не спорит, были казаки на Вятке. Только какие казаки?
«Областной словарь вятских говоров» самым первым значением слова «казак» отмечает – наёмный работник. И действительно, такие казаки многократно отмечаются в вятских писцовых и переписных книгах:
- да наемной казачек Ромашка Матвеев сын, Ромашка 11 лет (1646 год);
- да наемной казачек Оска Трофимов сын Булычев 10 лет (1646 год);
- да у него ж живет казачек ево Онтонко Семенов сын Артабузов // 22 лет, живет из найму (1646 год).
Кроме того, существовало личное имя Казак. Встречается такое и на Вятке:
- Казак Андреев сын Пустоселов (1592-1606 годы);
- Казак Родионов сын Шешин (1615 год).
Было и прозвище Казак: Семейка Попов Казак (1622 год); бобыль Илейка Казак (1629 год); Ивашка Казак (1592-1606 годы).
Вот от этих казаков и образовались фамилии и деревни с названиями Казаковы, Казаковцевы.
В то же время, вятчане наравне с казаками постоянно участвовали во многих «боевых» мероприятиях Российского государства, особенно в XVI веке. Вот некоторые примеры:
- 1551 год: «…стоял Бахтеяр Зузин с вятчаны да казакы государевы Федка Павлов да Северга. И крымцы поделав тары да повезлися, и пришел на них Бахтеяр с вятчаны и казакы да их побили на голову и потопили».
- 1552 год: «А на Каму государь… с Вяткы велел итти на Каму Пауку Заболотскому с узтюжьскыми волостели и вятцкыми, а с вятчаны велел итти Григорию Сукину. И велел князю Михаилу поставити по всем перевозом по Каме и по Вятке детей боярьскых и стрелцов и казаков и вятчан».
- 1556 год: «Того же месяца отпустил царь и великий князь в Асторохань голову стрелецкого Ивана Черемисинова с его стрелцы да Михаила Колупаева с казаки, да с вятчаны велел ити Федору Писемскому; да послал государь в прибавку голову же стрелецкого Тимофея Пухова сына Тетерина с его стрелцы, да с вятчаны Федора Писемьскаго, да с ними атаманы многие с казаки».
- 1572 год: «А вятчаном стояти в струзех в Колуге, с ними казаком полским наемным с пищалми 1000 ч. з двема головами, а от Колуги б по вестем послати их по цареву приходу смотря»; «и вятчаном и казаком с пищалми к тому месту спешить в струзех и промышляти у реки со царем»; «и в судах Окою вятчан и казаков полских с ружницами и з головами отпустить под царя».
- 1582 год: «И мы послали в Пермь Воина Оничкова, а велели тех казаков Ермака с товарыщи взяв отвести в Пермь и в усолье в Камское, и туто им стоять велели, разделяся, и из тех мест на Пелынскаго князя зимою на нартах ходить воевать велели есмя тем всем казаком и пермичам и вятчаном с своими посланники с Воином с Оничковым да с Ываном с Глуховым»; «Повоева же многие городки и казанские, свияжские стрельцы, да пермяки, да вятчичи. А припасов они не имели никаких. И те все присланные люди: казанские и свияжские стрельцы и пермские да вятские ополченцы поумирали в Старой Сибири от голода и осталось (в живых) только девяносто человек Ермаковых казаков».
- 1592 год: «А воеводе Микифору Васильевичю с товарыщи, а с ним ратные люди, дети боярские, и атаманы, и казаки, и земские ратные люди: пермичи, и вятчане, и вымичи, и усольцы, пойдут по росписи в Сибирь, в Тобольской город».
Во всех этих примерах важно, что вятчане никогда не смешиваются с казаками, хотя действуют вместе! Здесь вятчане – это земские ратные люди, ополченцы, но никак не казаки.
Итог: я не знаю, когда точно на Вятке появились казаки как сословная группа и вооружённое формирование. По крайней мере, в XVI - первой половине XVIII веков по письменным источникам о них ничего не известно. Первое возможное указание на вятских казаков, которое мне встретилось – это росписной список передачи дел от одного вятского воеводы к другому от 1740 года. В нём указано: «в Кремле городе подле вал стоит ветхая архива деревянная, а в той архиве воинских материалов, а имянно: 2 значка казачьих крашенинных, в них в средине по красному кумачю написаны гербы: дротики без копей». Что это за значки, кому они принадлежали, непонятно. Но важен сам факт их наличия в Хлыновском кремле.
Как бы то ни было, сейчас на Вятке казачьи подразделения существуют, и всех вятских казаков я поздравляю с праздником!



Совсем рядом с Сарапульским да Елабужским уездами соседствовал Уфимский уезд. По Каме да Белой от Уфы и до Челнов казаков хватало, правда назывались они не вятскими, а уфимскими (мензелинскими, челнинскими и т.д.). Недалеко от тех же мест в Каму впадает Вятка и казаки с Волги да Камы мелькали, а некоторые из них вели вполне себе оседлый служивый образ жизни на левобережье Камы. Фигурировали они по разным документам в 1650х-1710х гг. Потом исчезли. А вот вятские казаки в тех местах в 18-м веке - не обнаруживаются. =)
Спасибо за интересную информационную подборку и аналитику! Тема с казаками всех мастей - не может быть неинтересной! )
Сергей, спасибо за отзыв!
Когда-то видел интересный документ середины 17 века Раскладка служивых людей России по землям, от воевод, князей, казаков и стрельцов и пушкарей до писарей, всего 64 тысячи. Вятка в этом плане поражала малочисленностью, - пара десятков пушкарей да писцов. Вместе с тем, в военном отношении вятчане представляли собой некое отдельное сословие, близкое к казакам (о чем, в частности, говорят хранившиеся на складе Хлынова знамена казачьего типа). Учитывая смысл тогдашнего понятия Казак (праздношатающийся человек, вольнонаемный работник или воин) оседлые вятские жители казаками зваться не могли и не хотели. Но вятская молодежь во все времена могла уходить на границу Леса и Степи в поисках воли и приключений. Походы ушкуйников и вятчан 14-15 веков проложили пути на Волгу и далее на Дон. Вот поэтому Вятку можно видеть в качестве родины начального вольного казачества. Замечу, что в Орде и России по примеру казачьей войсковой самоорганизации создавались служивые (реестровые) казачьи части с элементами вольностей.
//Вот поэтому Вятку можно видеть в качестве родины начального вольного казачества.//
Как ни странно, Вятская родина казачества историкам казачества не удобна и вызывает раздражение. Евграф Савельев когда-то признал роль ушкуйников-хлыновцев в становлении ядра донцов, но с оговорками и как одну из составных частей. Современным апологетам казачества тем более наша Вятка не нужна, они ведут свой казачий род с испокон веков Степного Юга (в надежде на восстановление Донской автономии). Запорожцы (кубанцы) еще более скептичны в этом вопросе. Непосредственно заинтересовано само Вятское казачество, но и тут есть разнобой мнений. Так что исследовать этот весьма политизированный вопрос никто не спешит, помимо сторонних лиц.
Максим, Евгений Анатольевич, я ведь пишу не о том, приняли ли вятчане участие в формировании казачества в других регионах России, а о том, что на самой Вятке не было казачьих формирований.
На Урале, в Оренбуржье и Сибири вятчане вне всякого сомнения частично пополнили ряды казачества.
С другими казаками (донские, терские, запорожские и др.) сложнее. Естественно, вятчане могли пополнить ряды и этих казаков, но здесь проблема с письменными источниками (кроме XVII века). Это можно сделать частично только с помощью лингвистических, фольклорных источников и генетических экспертиз.
Доказать, что казаки (любые) произошли от ушкуйников, невозможно. Для этого нет никаких письменных и других источников.
Вот что пишут об ушкуйниках и казаках современные исследователи А.В. Малов (я знаком с ним лично) и Н.И. Никитин:
(Малов А.В., Никитин Н.И. Российское казачество на заре своей истории (XV–XVII века): исследования, справочные материалы, источники / А.В. Малов, Н.И. Никитин, коллективная монография / Отв. ред. Р.Г. Гагкуев; науч. ред. Д.М. Володихин. — Москва : 2023)
В булгарских хрониках четко сказано о происхождении казачества от бродников конца 12 века, поселившихся на Вятке!)) Но эту Ф-грамоту к вашему Делу не пришьешь. Я пошел по указанному следу и кое-что накопал в подтверждение. Происхождение самих ушкуйников не понятно, видеть в них исключительно новгородцев нет оснований. Возможно, это потомки берладников, вобравших в себя выходцев с севера. У берладников была воинская культура власти, видимо, утвердившаяся на Вятке и переданная первым казакам.
Я думаю, речь идет о схожих элементах военной демократии. Военная демократия - далеко не уникальное явление. Признаки ее имелись и у древних славян, и у норманнов, и у многих других древних народов или обособленных социальных групп. И не только у древних. Особенно у тех, которые промышляли грабительскими военными походами, т.е. разбоем. Поэтому совсем не обязательно, что в казачью среду эти элементы попали именно от берладников.
Об этом же и в книге говорится, из которой я фрагмент выложил.
У меня не открылись сканы, пора на другой браузер переходить.
Военная демократия и военная организация были у разных народов и племен, но речь о передаче традиции во времени и пространстве без разрывов. Присутствие выходцев из Юго-западной Киевской Руси домонгольского времени в виде военизированного сообщества прослеживается в вятской и горно-марийской археологии (Макаров). Деятельность ушкуйников в 14 в. и вятчан в 15 в. связана, опять же, с Волго-Камьем. Ликвидация Вятской республики совпадает с первыми сообщениями о казаках на Волге, Днепре и Дону.
Судя по двум Хлынино близ истока Оки потенциал у южнорусского происхождения есть.
" На Чепце", "устье Чепцы", а в какое время Чепца получила своё название, как долго речка была безымянной, есть только одна Чепца вне Вятки - в Вологодской обл., какие на этот счет существуют мнения? В принципе, логично, река с которой все началось долго может не иметь названия, она - Река, и этого достаточно, И только потом, позже, пришедшие через Устюг принесли с собой Чепцу.
На карте Герберштейна 16в.Чепца подписана как река Rechitsa - Речица. Нельзя исключить, что Чепцу принимали за верховья Вятки как более значимый речной путь, ведущий к Чепецкой АК 10--13в. Вдоль Чепцы шел ранний Сибирский тракт (Сибирка - Сибирца - Цибирца - Чепца?).
Самое древнее упоминание названия р. Чепцы, точнее Чепецкого стана, - в грамоте Василия III 1510 г.
Д. Дуванное на высоком берегу Моломы. Дуван, у казаков — военная добыча. Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в походную войсковую казну. Лишь по окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» — производить дележ.
Здравствуйте, Дуванное судя по всему позднее поселение, 18-й век.
К тому же не вятское. Эта территория вошла в состав Кировской области в 1940-е годы.
Жители, проживающие в верхах Моломы никогда не считали себя Вологодскими, также не считали себя Вологодскими, во всяком случае в 19-20 веках и жители современного Октябрьского района Костромской области. На верхней Моломе и говорили на Котельнической группе Вятского говора, хотя и были черты Вологодского северо- восточного говора, но преобладал все таки Вятский. А Дуванное это высокое, открытое место. До 20-х годов 18 в проживало несколько семей зырян, промышлявшие рыбной ловлей на Моломе и Кузюке, и впоследствии ставшие монастырскими крестьянами Верхнемоломского монастыря....
Для информации "почетному" краеведу....
Слово "дуван" употребляемо в смысле "общий доход, добыча" далеко не только у казаков.
Но имеется другое значение этого слова. На Вологодчине, в Перми, на Урале это слово означает "ветер". Эта территория как раз относилась к Вологодской губернии. Так что, скорее всего название деревни может означать всего-навсего Ветренное.
(см. Словарь русских народных говоров)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ РАССЕЛЕНИЯ КАЗАКОВ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ И СЕВЕРНОМ КРАЕ. Меньшенин В.И.
https://vk.com/wall-118622843_4545
https://herzenlib.ru/booklovers/club_conference/detail.php?ID=99
Спасибо, прочитал. Что характерно, в статье отсутствуют факты расселения казаков в Вятской губернии...
И что характерно: вместо "фактов" какие-то документы...
И где там документы, я не понимаю? Сказки в стиле булгарской "летописи" "Джагфар тарихы".
Читал я эти сказки. Ни одного реального факта.
А в каком офисе разделяют "реальный" факт от "нереального"? Меня бы устроило мнение профессионалов, прежде всего.
В связи со странной дискуссией на этой ветке сайта РВ, возникает ряд вопросов:
1) Почему вольные, "гулящие" люди, бежавшие на Днепровские пороги и на Дон - это КАЗАКИ,
а вольные, "гулящие" люди, бежавшие на Двину, Юг, Вятку - это не КАЗАКИ? В чём по-существу разница?
2) Люди, на приведенном сайте В Контакте называют себя казаками, и что более важно - потомками вятских казаков.
Это что, "городские сумасшедшие" ?
Есть люди, которые называют себя, например, хоббитами или джедаями, даже при переписи населения. И что из того?
А вообще, не вижу смысла общаться с людьми, которые на вопрос отвечают вопросом.
Не общайтесь.
Страницы