-
История началась в конце 20-х, в начале 30-х годов в Хабаровском крае.
Край состоял из переселенцев со всей России на границе с Китаем. Наводнение бандитов, в том числе из-за границы, случаи обстрела из орудий через Амур Хабаровска. Недавняя интервенция, становление новой власти с соответствующими перегибами в конечном счете привели к разорению и закрытию епархии на Дальном Востоке. Были по-современному оптимизированы епархии в одном Иркутске с территорией от Тихого океана до Западной Сибири.
Попов Матвей Гаврилович, священник Хабаровска, имевщий большую семью, в том числе трех детей школьного возраста, вынужден был сменить место жительства. По совету коллеги, ранее обосновавшемся в селе Волково, он добрался до Вятки, где получил приход в селе Чудиново. В конце 30 годов и в Кировской области начались жесткие репрессии в отношении священнослужителей, Прекратили службу около 140 церквей. Стал вопрос о закрытии Троицкой церкви Чудинова. Отца Матфея на новом месте настигло повторение пройденого. Приходской совет решил по этому поводу направить гонцов в Москву. С отцом Матфеем поехал один из крестьян. Наверняка, единичный случай. Не малую роль у гонцов сыграл - колоритный дуэт и мастерство убеждений плюс детская наивность. Тем не менее, они получили документ о сохранении прихода, со слов якобы, у Калинина. До 60-х годов на одном из проемов в церкви висел в рамке под стеклом документ ссылкой на разрешение. Священник не был репрессирован, но с началом ВОВ, чиновники района отыгрались непосильным налогом на приход. Церкви закрыты, план надо выполнять, в таком случае, для своего спасения надо искать вредителя — саботажника. В результате, после аппеляции Попов с диаконом был осужден на годичное заключение. С лесоповала привезли на пару недель умирать одного диакона. Так была спасена от уничтожения церковь. Со слов сельчан церковь официально не закрывалась. Данная информация прозвучала и при проведении службы митрополитом Марком в Чудиново.
Были тяжелые для церкви времена. Исчезли иконы, которыми были заставлены подоконники из закрытых храмов. Убранство храма доходило до убожества. С назначением настоятелем церкви отца Геннадия из Серафимовской церкви, была восстановлена кровля, оконные проемы, проведены другие мероприятия.
Однако, история сохранения церкви нашла вариант новоделов.
В одно из посещений церкви родственниками Попова М. Г., старосте церкви, в знак признательности для отца Геннадия, были переданы две фотографии. Портрет и коллективный снимок прадеда.
Групповая фотография в районе 36 года
В центре отец Матфей, слева сидит диакон Сенилов Алексей Евгеньевич. Справа сидит прихожанин из деревни Булычи. Внизу сидят на зекмле прихожанин из деревни Лопатины и с залысинами из деревни Малые Варзеги. Стоят. Первая слева Жена диакона Сенилова Марья Степановна, дочь Тронина Степана Акадьевича – благочинного 2 Халтуринского округа. Четвертая слева Попова Ольга Ивановна, жена отца Матфея. Пятая слева Тронина Анна Яковлевна, мать Марьи Степановны. Четвертая справа Сенилова, мать диакона. Записано со слов сына Сенилова А.Е. Фото якобы участников церковного хора.
Преподавателя школы села, и директора ГАСПИКО, родившейся в селе Чудиново, эти снимки навели на умозаключение о грузинской национальности отца Матфея и личного знакомсва с Сталиным в период его революционной деятельности. Эти факторы якобы спасли церковь, но не жизнь священника. Естественно, без элементарных доказательств архивного работника, при желании вхожего в архив епархии.
Так возник глобальный вопрос. Какие церкви области не закрывались Советской властью, по какой причине были сохранены отдельные приходы !!!
На офицальном сайте епархии значатся 6 таких церквей с упоминанием Оричевского, Малмышского и Кикнурского районов. С другой стороны, архивариус епархии А. Дудин со сылкой на государственнй архив приводит районы Оричевский, Белохолуницкий и Кикнурский. При этом в обоих случаях не упоминается село Чудиново.
По запросу о разночтении и конкретного перечня церквей - канцелярия епархия предложила самостоятельно отыскать не оскверненные церкви. Епархия не смогла ответить на вопрос о периоде службы Попова в Чудиново. Отсутствие полноценного штата делает закрытым для пользователей архив епархии. Просто, история епархии не входит в рамки ее итересов.
Государственные архивы переполнены составителями родословных с использованием церковных материалов до 17 года. Зато родственники священника не могут узнать период его службы в Чудиново, его трудов на этом поприще тридцатых годов.
Одним словом, равнодушие........
Так случилось с моим предупреждением разрушения крыши на Спасском соборе прошлой весной с 250 тысячами рублей убытков, риска разрушения сводов от торцевого удара балок и вероятности человеческих жертв. Причина - не соблюдение технологии реконструкции здания.
Последний случай - по безопасности паломников на старом мосту Вятки во время организовнного епархией Великорецкого хода. Где простейшие расчеты доказывают наличие огромных нагрузок от веса людей. Они равноценны 2 - 3 рядам сплошных цепочек 20-тонных груженых Камазов! Возможна накладка неблагоприятных природных условий. Намокшая одежда, пропитанный влагой бетон моста в любой момент могут сыграть злую шутку.
Ответ не получен из епархии, так и ВЯТГУ, центра вятской профильной науки.
Проявленная внуком священика Попова кропотливая работа в архивах, в Троицкой церкви, в городе Орлове, органах судопроизводсва увенчались только копиями с красивым почерком священника служебных бумаг. МВД несколько лет назад начало оцифровку списков граждан, подвергнутых аресту — безрезультатно.
Судьба жестоко расправилась с семьей священика. Один сын после школы погиб в 42-м при обороне Москвы, другой пропал без вести, третий выжил один из группы матросов. Дочь образование могла получить только в сельхозинституте по заведенному в то время циркуляру отбора. Возрасте 16 лет скончалась от болезни старшая дочь.
Поиски места гибели, погребения священика из ряда фантазий. Во время войны ИЖМАШ потреблял не менее 300 двухосных вагонов леса в сутки. Лес обеспечивал газогенераторным газом нагревательные печи металлургического производства, работу электростанции. Завод имел собственное большое железнодорожное хозяйство, протяженность путей составляло свыше 200 км. Такие масштабы лесозаготовок! Заготовка леса ручным способом требовала огромного количества людей. Обеспечение лесом производства оружия контролировалось на уровне выпуска стволов. Срыв поставок, особенно весной, карался жестоко. В таких условиях выжить заключенному возраста под 60 лет практически было невозможно.
Никто не знает, сколько захоронений русских находится в северных лесах Кировской области, Удмуртии. Пофамильно ни один архив не располагает такими данными.
Примечание: Данные по Ижмашу взяты из воспоминаний зам. Устинова, Новикова В.Н. под названием — Накануне и в дни испытаний. 1988 год. 396 страниц. Достаточно подробно описана работа наркомата, завода в четком стиле технаря.
Упомянутые две фотографии выложены ГАСПИКО в разделе Духовенство.
Виктор Иванович. Я начинающий, не могу открыть окно: Открыть фаил. Очевидно, по моей сылке это сделал неудачно администратор сайта. Надписи на общем снимке, самодеятельность архива. Диакон Сенилов, а не Синилов. Монаха не я придумол. Мы встречались с родственниками диакона в Орлове. Николай Попов мне неизвестен.
Да, надписи были с сайта архива. Я убрал, раз они неверны. Предлагаю вам сделать более точные аннотации.
Мои пояснения по снимку. В центре (с цепочкой креста на груди) священник Матфей. Женщина, четвертая слева в последнем ряду, Попова Ольга Ивановна (1886-1951) Диакон Сенилов, не точно, справа от Попова. Мое предположение, Ольга Ивановна имела хороший голос, значит женщины на снимке имеют отношение к церковному хору. Семья священика музыкальная. Гитара, боян, пианино.
В с.Завертная Советского района не закрывался храм Свт.Николая Чудотворца, жители смогли отстоять храм от закрытия.В советское время многие жители Арбажского района крестили своих детей в этом храме.
интересная жизнь и судьба о. Матвея, я думаю, еще ждет своего исследователя. В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранятся следственные дела только на осужденных по 58 статье, так что дела на М.Г. Попова в архиве быть не может. В госархиве о Чудиновской церкви материалы должны быть обязательно. Также автору статьи хочу сказать, что я, являясь директором архива, ни в коем случае не могла делать таких умозаключений о национальности священника, а также и о его встречах со Сталиным. Также я не являюсь и уроженкой села Чудиново, а родилась в г. Кирове. Что касается версии учителя Чудиновской школы, то я тоже ее слышала на одной из православных конференций в г. Орлове, но не разделяю. Скорее всего, тогда же слышал ее и автор данного материала. О равнодушии работников архива могу сказать, что архивисты не могут знать все и исследовать все темы, интересующие пользователей. Если автора эта тема по-настоящему интересует - очень хорошо. Значит, будут новые открытия, новые интересные опубликованные материалы.Е. Чудиновских
Уважаемая Елена Николаевна. Весной этого года, в вашем кабинете решил исправить свою оплошность. С демонстрацией оригинала, с пояснением получения зеркального портрета М.Г. Попова. Дальнейший разговор изложен в блоге. Без упоминания таинственного священника, передавшего снимки, т.е. отца Геннадия.
Как упоминал, в палатке церкви отсутствуют документы того периода. Со слов, ими разжигали печи. Какое-то время не было приходского священника. Положение усложняется изменениями районного подчинения села.
Назначение священника прихода сопровождалось представлением духовных органов, с утверждением кандидатуры в партийных. Последние так же усердно фиксировали свои действия. Такое было время.
Эти архивы закрыты.
Задача под силу профессионалам.
Вот и живут перерассказы смелых белых платочков бабушек, противостоящих закрытию церквей.
Назначение священника прихода сопровождалось представлением духовных органов, с утверждением кандидатуры в партийных. Последние так же усердно фиксировали свои действия. Такое было время.
Это не совсем верно.
1. В документах партийных органов таких согласований и утверждений не имеется (я их достаточно хорошо изучила, просмотрев почти все в процессе рассекречивания за 20 лет работы в комиссии по рассекречиванию).
2. В настоящее время рассекречены документы всех основных фондов партийных органов, учреждений и организаций. Поверьте, мы ничего не скрываем от пользователей.
3. Возможно, что такие согласования имеются в фонде Уполномоченного по правам религий (такой аппарат существовал в советское время, начиная с 1944 года). Этот фонд хранится в Государственном архиве Кировской области (у нас имеются отдельные дела уполномоченного - они не секретны). То, что что-то скрывается - это тоже легенда. Имеются ограничения на ознакомления с документами конфиденциального характера, которые могли бы повредить человеку (сведения об адресах, коллекциях, здоровье, личной жизни и т.п.) на 75 лет. Остальное в свободном доступе.
4. Конечно, если документами топили печи, то они не сохранились. Архив хранит только то, что на хранение поступило и с удовольствием делится информацией со своими пользователями. Удачи в поисках. Е. Чудиновских
В ГАСПИКО на запрос по работе с фондом 6799, номер которого был обнаружен в сылке книжного издания (В1937 году ОГПУ Кир. обл. развернуло дело контр. организации Ист. Православной церкви) было отказано в работе с этим документом. Предложено сделать заявку на предмет репрессии конкретного лица работниками архива. В иных случаях есть вариант ветхости фонда.
Фонд 6799 содержит сведения, касающиеся личной жизни граждан, поэтому есть ограничения в его использовании. Можно поработать с Книгой памяти жертв политических репрессий Кировской области, выбрать интересующие вас фамилии и заказать дела. В каждом случае вопрос о доступе к ним решается особо, т.к. Закон Об архивном деле в Российской Федерации ограничивает доступ к таким сведениям на 75 лет. Это соответствует международным нормам и правилам. Доступ к делам, где срок конфиденциальности не истек, имеют право только наследники или доверенные лица. Больше никаких ограничений нет.
Елена Николаевна, есть доказательства использования фонда 6799 с публикациями архивных данных опаси 3, 8 с указанием № трех дел. Значит, имеет признак заблуждения.
Как указывал ранее, данная история подсилу профессианалам, имеющим доступ. Будем ждать, может, появится кандидатская работа. Тема громкая.
Этот фонд активно используется. Я Вам объясняла правила работы с этим фондом. А ждать, когда придут профессионалы и разработают интересующую Вас тему придется долго...