-
В 60-х годах из небольшого количества пародистов эстрады выделялись Таропунька, ростом 2 метра, и Штепсель, чуть выше 1,5 метра. Вот они прокатили по центральному телевидению строительство ныне Старого моста в Кирове таким образом.
В Интернете мало сведений об этой грандиозной стройке. Киров тогда весь был превращен в грандиозное строительство. ТЭЦ 4, ДСК, цех проката ОЦМ, ЖБК, Стрижевский силикатный, больницы, реконструировались все предприятия, сталинки, хрущевки, возводлись небывалыми темпами.
Поводом пародии послужило продолжительное строительство моста. Около 5 лет. Объективно не заслуженное обвинение. Дело в том, что мост возводился монолитно железобетонном исполнении. Правобережные пролеты формировались огромными опалубками в половину пролета. Опалубка опиралась на забитые в русло реки сваи. Однажды произошел пожар на одних из лесов на стадии формирования бетона. Судоходный, левобережный пролет возводился при помощи выдвижной опалубки навесного бетонирования без перекрытия русла. Монтировалась арматура с предварительным натяжением и все хозяйство монолителось высокопрочным бетоном с соблюдением специальной беспрерывной технологии. Загадка, как готовился бетон, как он подавался и заливался в опалубку в огромнейших объемах на значительное расстояние от берега По неизвестным причинам фотографии этапов строительства пылятся где то в архивах.
Сейчас мосту 53 года. Помимо прочего транспорта, через него прошли 20 тонные панелевозы ДСК. Которые перевезли элементы домов суммарной площадью 3 миллиона квадратных метров. Строительство домов шло круглыми сутками. За неделю на каждом строящемся дому воздвигался целый этаж – тысяча квадратных метров. Последняя серия панельного дома отличалась прекрасной планировкой квартир со стороны лоджии.
Мост числился экспериментальным. Использовалась европейская технология навесного непрерывного бетонирования. Двадцатилетняя эксплуатация потребовала ремонта моста с его закрытием. Ремонтные работы проводились с целью уменьшения веса дорожного покрытия моста. Заменены гранитные ограждения проезжей части на стальные отбойники, сняты наслоения асфальта, другие текущие работы. При этом, в 1982 году последний раз был сооружен временный автомобильный мост у Заречного парка с привлечением резервистов Слоботского саперного подразделения. Недавний ремонт в 2008 году с реверсивным ограничением движения транспорта предусматривал установку дополнительной стяжки для усиления штатной арматуры, замены гидроизоляции.
Каждый год весной мост проходит импровизированное испытание на прочность сплошным потоком паломников. Конечно, за состоянием моста ведется положенное наблюдение соответствующими службами с использованием приборов. Но в практике это уникальный случай. Может найдется подобный пример?
Река Вятка все-таки покажется широкой, это станет ясно после продолжительного пребывания в пробке в час пик на подъезде к мосту.
Вспоминается спокойная размеренная обстановка на деревянном временном мосту с особым запахом вятской воды теплого выходного дня с церковным звоном Серафимовской церкви при западном ветре под вечер. Было время, на левом берегу реки у деревянного моста организовывался пляж со сплошным навесом над скамейками. С улицы Ленина 10 минут после работы, купаешься в более чистой воде, нежели после стоков из Вахрушей основного пляжа. Однажды в те времена, у моста стояли киоски, на левом берегу виде огромной бутылки, на другом бочонка.
Мост у Дымково был открыт 1962, а 1966 году был сдан в эксплуатацию мост через Вятку в Слоботском. Могу ошибаться, у этого моста в монолитном исполнении выполнен один пролет. Остальные пролеты из сборного железобетона. После непродолжительной эксплуатации мост ремонтировался связи с провалом на проезжей части северной полосы. Редкими считаются фотографии, которые отображают строительство временного деревянного моста в Кирове. Его, как правило, строили очень быстро. Сначала при помощи ручных баб забивались сотен пять свай строго по нитке на быстром течении. Позже появись копры с лебедкой. Осенью мост разбирался. Временный мост, в пешеходном варианте устанавливался еще несколько раз после пуска стационарного. Отдых в Заречном парке пользовался большой популярностью. Был свидетелем случая на пешеходном мосту, на котором запрещалось передвижение на велосипедах, мотоциклах. Один подросток из группы демонстративно сел на велосипед перед милиционером. Кара следовала выкручиванием ниппеля с возвратом в отделении милиции. На этот раз подросток установил колесо в нижнем положении ниппеля. В колесе была накачена вода, которой был забрызган белый китель стража порядка. Только из-за большого количества свидетелей, подросток отделался продолжительным воспитательным моментом.
Без Таропуньки и Штепселя Новый мост Кирова строился в два раза дольше. С 1986 по 1998 год. Вот что значит отсутствие ГОСПЛАНА.
PS. В 60 годах монолитное бетонное конструирование применялось в судостроении. Строились морские суда более 100 метровой длины. В Союзе нашло применение бетонные дебаркадеры пристаней. В Кирове, пристань производства Костромы, утилизирована в так называемом Титанике. В Котельниче, производство Гороховца.
Стационарные дебаркадеры из железобетона строятся до сих пор. Мода этого материала в морском судостроении быстро прошла из-за непрактичности эксплуатации громоздких сооружений. Технология навесного бетонирования в мостостроения широко применяется в Московском регионе.
В Сети, можно найти небольшой ролик репортажа строительства моста в зеркальном изображении. На сайте краеведческого музея Котельнича имеются фотографии строительства железнодорожного клепанного моста.
Представленные снимки за исключением временного моста взяты из Сети.
Такие личные воспоминания тех событий.
Через Вятку.
Каждую весну, когда Вятка скидывает ледяные оковы и широко разливает свои воды, на Слободском спуске в городе Кирове выстраиваются длинные вереницы машин. Час — полтора томятся шоферы в ожидании парома. И среди них нередко можно слышать такие разговоры:
— Эх, если б мост. Давно бы съездил и домой вернулся. А тут торчи полдня...
Мост через Вятку. И не временный, а постоянный, большой, на бетонных опорах, которому были бы не страшны ни ледоходы, ни половодье. Кто из кировчан не мечтал об этом? Сейчас эта мечта становится явью. Забегая вперед, скажем, что, может быть, через три-четыре года автомашины из Кирова в Слободской будут ходить по новому железобетонному мосту.
Строительство моста началось. В прошлом году на него израсходовано 3 миллиона 800 тысяч рублей. Появился небольшой участок дамбы, в которую намыто 40 тысяч кубометров грунта.
Каким же должен быть мост? Прежде чем решить эту сложную задачу, проектировщикам надо было найти выход, из чего же его строить. Если делать из металлических конструкций, потребуется огромное количество металла.
Выручил проектировщиков преднапряженный бетон. Получается он так. Перед тем, как укладывать бетон, арматуру вытягивают, или, как выражаются строители, ставят под напряжение. После того, как бетон схватится, арматуру - толстые, из особой стали канаты — освобождают от напряжения, и она как бы сжимает бетон. Конструкция выдерживает нагрузку в несколько раз большую, чем из обычного бетона, и значительно долговечнее.
Так, несмотря на большую длину пролетов, доходящих до 84 метров, мост через Вятку не будет громоздким и массивным. Это намного снизило расход цемента, металла и позволило уменьшить сечение мостовых опор.
Такой мост, как у нас, в стране строится впервые. Правда, небольшие мосты из преднапряженного бетона строили. Наш же мост представляет грандиозное семипролетное строение длиной 538 метров, шириной 17 метров. Высота его от уровня воды равняется 13 метрам. Земляная дамба протянется на два километра. По объему земляных и бетонных работ эта стройка самая большая в нашей области.
Мост через Вятку строит коллектив мостопоезда 452, имеющий большой опыт в этом деле. Сейчас главные работы развернулись на строительстве опор.
Сооружение опор — одна из сложнейших задач в мостостроительстве. Ведь только фундаменты этих опор уйдут в землю на глубину до 11 метров. Как же подготовить такой котлован в русле реки? Строители применяют испытанный метод — они огораживают место, где будет закладываться фундамент опоры, металлическими сваями — шпунтами. Получается огромный колодец. Из него откачивается вода, вынимается грунт и начинается укладка бетона. Таким способом на нашем мосту строятся две опоры. Остальные же сооружаются иначе: на песчаных островках строятся бетонные колодцы—стаканы, разделенные на три секции. Основания у этих колодцев заострены, как ножи. Когда внутри колодца начинают вынимать грунт, вся громада под силой своей тяжести опускается до заданной отметки, иногда на десяти-двенадцатиметровую глубину. Спускание колодца — дело сложное. Случается, что попадет в одном месте грунт мягче, и весь колодец может перекосить или увести в сторону. Попробуй тогда сдвинуть такую махину.
Отпускание колодцев мостоетроевцы выполнили мастерски. Отклонение четвертой опоры от проектных точек составило всего два сантиметра.
Нелегкий нынче выдался год для строителей.
К началу паводка мостостроевцы успели заложить фундаменты двух опор — первой, береговой, и второй, русловой. Был залит бетоном опускной колодец четвертой опоры.
Весна выдалась нынче холодная, затяжная. Май был уже на исходе, а река и не собиралась уходить в свои берега. Высокий горизонт воды продолжался и весь июнь. Начинать сооружение новых и продолжать строительство начатых второй и третьей опор невозможно. Все силы сосредоточили на четвертой опоре. Здесь на понтонах установили кран с грейфером. При помощи его началась выемка грунта и постепенное спускание колодца до проектной отметки.
...Как только спала вода, сразу же начались работы на семи опорах. Последняя, правобережная, будет стоять на свайных основаниях. Для нее заготовлялись 14- метровые железобетонные сваи.
Каждый день со стройки приходили вести о замечательных успехах мостостроевцев. Редко бывало, чтобы бригада монтажников Петра Сивченкова уходила домой, не перевыполнив сменного задания в два-три раза.
Почти одновременно шло сооружение опалубок колодцев пятой, шестой и седьмой опор. Несмотря на холодную погоду, плотникам было «жарковато». И трудно сказать, какая бригада, Федора Демидкина или Алексея Зубарева, работала лучше.
Так работали мужчины. Не отставали от них и женщины-бетонщицы. Три бригады Нины Прониной, Александры Зубаревой и Александры Белкиной соревновались между собой. По тридцать кубометров бетона укладывали бригады за смену, намного перекрывая нормы.
Есть среди мостостроевцев люди еще одной замечательной специальности. Это каменотесы. Все русловые опоры на высоту самого высокого горизонта воды облицовываются гранитом. Это довольно сложная работа. Здесь каждый камень подгоняется друг к другу, поэтому они обтесываются с точностью до 5 миллиметров и получают «паспорта»: на них указывается, в каком ряду и в каком месте камень должен стоять.
Укладка их требует тоже точности. Если учесть, что «камешки» весят до 300 килограммов, то можете представить, какой это труд!
Десятки лет работает каменотесом Петр Смаглий. Он знает все тонкости этого дела. Его руками уложен гранит во многие мостовые опоры, набережные. Теперь Петр Смаглий трудится на нашем мосту. Работой его бригады довольны все. Получается у каменотесов, как говорят, скоро и споро.
У строителей еще очень, много дела впереди. Мостостроевцам немало встретится трудностей, попадет «трудных орешков». Но с одним «орешком» они уже встретились. Это третья опора. Как уже писалось выше, строится она котлованным способом. По плану она должна быть пущена раньше других.
Сначала все шло хорошо. Строители огородили шпунтом котлован, но когда стали из него выкачивать воду, несколько мощных насосов не смогли, ни на метр понизить уровень воды. Где-то была течь. Но где? Может быть, ошиблись проектировщики, неудачно исследовав грунт? Было сделано дополнительное бурение, еще раз взяты пробы грунта. Нет, все расчеты правильны.
Течь давал шпунт. Стали исследовать. Несколько раз зимой в ледяную воду спускались водолазы. Когда были обнаружены места течи, началось «лечение» шпунта. Места соединений заливались бетоном, засыпались песком, опилками.
«Лечение» отняло много времени. Уже заканчивались работы на других опорах, а на третьей все оставалось без перемен. Вода сводила на нет все усилия мостостроевцев. Дела на третьей стали вызывать тревогу.
Долго ломал голову главный инженер строительства А. Л. Рендель: как быть? Наконец, было применено еще одно средство. Котлован огородили вторым рядом шпунта. Только этот ряд был уже деревянным. Получились двойные стенки. Пространство между ними засыпали песком. После этого откачка воды прошла успешно. В короткий срок был вынут грунт и заложена последняя опора.
Немало и других трудностей приходится преодолевать строителям. Так, при опускании шестой опоры на глубине 5 метров встретились топляки. Видимо, когда-то здесь проходило русло реки, на дне которого и затонули бревна. Пришлось обращаться к взрывчатке.
Такие непредвиденные обстоятельства несколько выбивали строителей из графика. Но зато в последующие дни мостостроевцы наверстывали упущенное.
1958 год, являющийся по существу первым годом строительства моста через Вятку, коллектив мостопоезда провел успешно. За год вместо планируемых вначале 4 миллионов рублей освоено более девяти. Набирая темпы, строители планируют закончить сооружение моста на год раньше срока и пустить его не в 1962, а в 1961.
— Мы не подведем,- заявляют руководители стройки.
Уже недалек день, когда кировчане могут поехать в заречную часть города по новому красивому мосту.
М.И. Колотов
Материал из книги «Репортаж, очерки, фельетоны» Кировское книжное издательство 1959 год
Анатолий Васильевич, огромное спасибо за комментарий. Он напомнил начало строительсва. В то время работал, вечерами учился. да и особо не интересовался стройкой. Припоминаю, была информация, что на левом берегу располагался ЖБК строительства. Позже выложу свой снимок перекрытия судоходного пролета.
С уважением Валерий Николаевич.
Видео о строительстве старого моста: https://vimeo.com/97828373 (выложил С. Суворов "Пешком по Вятке").
К сожалению, без дикторского сопровождения, но оно отлично иллюстрирует заметку, выложенную в комментарии Анатолия Васильевича.
Тот самый ролик, надо смотреть через зеркало. У Касанова он со звуком. Обычный репортаж, мало познавательного.