Сорвижи (Троицкое)

Тип: село
Статус: существующий н.п.

СОРВИЖИ - Село относилось ко 2-му благочинному округу, в который также входили (в 1909 г.) сёла: Арбаж, Боровки, Васильково, Верхопижемье, Верхотулье, Вишкиль, Кормино, Рои, Сорвижи, Чистополье, Шараница и Шембеть.

   Одно из первых упоминаний встречается в писцовой книге 1678 г. В числе архиерейских вотчин значится Васильевская вотчина с погостом на Сорвижских горах. На высоком берегу стояла часовня, несколько семей решили сменить продуваемое ветрами место жительства и спустились поближе к Вятке на берег речки Сервижанка.

   Затем о Сорвижском погосте на Сорвижских горах упоминается в документах Вятской духовной консистории за 1727 г., а на погосте церковь во имя святого Власия (Василия), епископа Савватийского, которая стояла на Сорвижских горах. Изначальное название горы – Нагорская (дер. Нагорская (Нагоряны) и с. Сорвижи – почти единое целое селение, но сохранили разные названия. Жители на холме до сих пор называют себя – нагоряне, а Сорвижских – сорвижане).

   Троицкая церковь в Сорвижах – выдающийся памятник переходного периода от барокко к классицизму в провинции. Кирпичный храм Троицы ярусного типа «восьмерик на четверике» расположена в центре села Сорвижи на пересечении главных улиц. Вертикаль колокольни замыкает ось магистрали, протянувшейся от тракта Котельнич-Кукарка

   Сначала стояла деревянная церковь и часовня св. Василия Великого на Нагорской горе. В 1754 г. были уже две церкви: одна холодная – Алексеевская (во имя Алексия Митрополита), другая теплая – Васильевская. По указу духовной консистории от 3 декабря 1754 г. № 1586 ветхая Васильевская церковь была разобрана и в 1755 г. вновь выстроена деревянная, которая 1 февраля 1771 г. сгорела. По храмозданной грамоте от 12 марта 1773 г. начинается сбор пожертвований, продолжавшийся до 1782 г., на строительство каменного храма во имя Святой Троицы, к строительству приступили летом 1782 г.

   Возведение храма вчерне закончили к 1796 г., а в марте 1798 г. был освящён один из боковых приделов в честь святителя Василия Великого. В 1800 г., когда убранство трапезной было завершено, освятили другой престол, названный именем Тихона Амафунтского, разобрана старая деревянная Алексеевская церковь. Задержка с освящением главного Троицкого престола возникла в связи с выполнением декоративно-отделочных работ в холодном храме, проводившихся в 1805-1808 гг. Освящение состоялось 20 июля 1808 года. В церкви на память потомкам высечена надпись: “Сей каменный храмъ во имя Свъсвяться единосущныя и живоначальныя Троицы заложен в 1782 г. c благоволения епископа Вятского Лаврентия и освящён 20 июля 1802 г.”.                              

   В 1904 г. на колокольне был устроен «механический звон» самоучкой-механиком Нолинского уезда Верхосунской волости Д.П.Иванцевым.

   В советское время ее судьба полностью повторила судьбу всех православных святынь – разорение. Церковная служба была прекращена в 1920-е гг. В 1937 г. храм полностью разорили, сбросили колокола и кресты. Коммунисты в нём сначала сделали склад, затем зернохранилище. Трактора с прицепами заезжали прямо в церковь! Последней здесь была кочегарка.

   Решением № 6/191 Кировского облисполкома от 28.03.1983 г. здание Троицкой церкви поставлено на госохрану как памятник архитектуры местного значения. 10.01.1985 г. Арбажский райисполком вынес решение о проведении реставрации памятника с последующим использованием его помещений под краеведческий музей. Эти работы были начаты только в 1990 г. после передачи храма приходской общине. Хозяйственным способом на добровольные пожертвования были восстановлены утраченное завершение храма и шпиль колокольни, произведен ремонт помещений. Восстановление продолжается в настоящее время. Сейчас служба в церкви возобновлена, настоятель Троицкой церкви с 01.07.2013 – протоиерей отец Виктор (Негир).

   В 1900 г. при церкви была открыта первая в волости Сорвижская библиотека, а в 1907 г. передана в ведение земской управы и размещалась уже при начальной школе.

   В 1916 г. Сорвижский отдел Вятского епархиального братства Святителя и Чудотворца Николая организовал пять кружков: лекторский, библиотечный, сельскохозяйственный и др. Библиотечный кружок, в свою очередь, основал в церковно-приходской школе библиотеку-читальню, которая должна была играть роль Народного дома.

«Вятские епархиальные ведомости». Октябрь 1916 г. № 42 - 43.

 

   “Село Сорвижи – Троицкая церковь, каменная, построена в 1782 г.; расстоянием от г. Вятки в 110 вер., от уезднаго города в 73 вер., от благоч. в 30 вер.; часовни: деревянныя, Повойская и Васьковская; причта по штату положено: 3 св., 1 диак, 3 пс.; квартиры для причта казенныя, кроме свящ. Домрачева, имеющаго свой дом; земли: усад. 13 д., пах. 26 д., сенок. 41 д.; братский денежный доход: св. 791 р. 43 к., диак. 527 р. 62 к., пс. 263 р. 81 к.; руги собир. на весь причт по 25 п. ржи и 150 п. овса; прихожан: правосл. рус. 3166 м.п., 3412 ж.п.; приход состоит из 67 селений, разст 1-12 вер.

   Село расположено на правом гористом берегу р. Вятки. В приходе три школы – женская церк.-прих. и двухклассная мужская министерская в самом селе и земская смешанная в дер. Севастьяновская в 9 верстах. Главное занятие прихожан земледелие, в малоземельных же прибрежных селениях при-хожане занимаются бурлачеством и рыболовством. В селе имеются фельдшерские пункты – медицинский и ветеринарный, библиотека-читальня, волост. правл., камера земскаго начальника. Парох. пристань  Сорвижская в 3 вер.; ст. ж.д. в г. Котельниче. Село стоит на проселочной дороге. Из древних предметов в церкви хранится напрестольное Евангелие в медном окладе, изд. 1784 г. – дар члена Св. Синода архимандрита Иоанна”.  «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание, стр 285).

   “Ниже Котельнича вплоть до Кукарки идут красивые места. Верстах в 20 ниже Котельнича, на правом берегу Вятки лежит с. Вишкиль, с небольшой пристанью, на которой грузится до 300 тыс. пудов. В селе есть ссудо-сберегательное товарищество. В 220 верстах от Вятки, на правом берегу р. Вятки лежит с. Сорвижи. Близ села есть пароходная пристань, с которой отправляется грузов до 70 тыс. пудов”.

В.П.Семенов Тян-Шанский "Поволжье. Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой. 1925 г."

 

Газета "Голос Вятки" за 1910 г.:

   “Село СОРВИЖСКОЕ. Котельнический уезд.
16 января (1910 г.) в 5 часов вечера на северо-западе небосклона появилась комета, занимала она вертикальное положение, хвост узкий, обращён кверху, несколько изгибаясь по направлению к югу; цвет желтоватый. В 8 ч. комета скрылась, как бы расселялась в воздухе. С 18 до 21 она не показывалась, а 21 – снова появилась, только свет её значительно померк. Комета выз-вала много толков среди крестьян: Старые люди, особенно женщины, считают её предзнаменованием скорого светопреставления. Грамотеи рассуждают, что по Евангелию ещё не выходит: уменьшение веры и любви между людьми признают, умножение пороков бедствий налицо, но вот антихрист ещё не народился”.

Реестр жителей сёл, деревень, починков и займищ, а также заводов Вятской губернии на 1891 год:

  • Котельнический уезд. Сорвижская волость. Село Сорвижи.
  • 11 родов 11 семей.
  • Домрачевы- 1 семья

В настоящее время:

С. Сорвижи- Арбажский район, Сорвижское сельское поселение.

Татьяна Смертина. "ТРИ СЕСТРЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ" Путешествие детей интерната Малого оперного театра из блокадного Ленинграда в село Сорвижи и обратно.

   "Наконец, Котельнич. В здании деревянного, еще дореволюционного, вокзала нас накормили обедом и очень скоро по Вятке на пароходе отправили в Сорвижи. На пристани густо толпился народ. Нас ждали. На лошадиных подводах повезли в село. Всё удивляло и поражало необычностью: крутой берег Вятки, обросший елями и березами, глинистая дорога вдоль реки, подъем на холм, село с деревянными рублеными домами и необычайно красивая церковь. По селу, плача и причитая, нас сопровождали женщины-сельчане. Горе у всех было общее. Первое место, где нас поселили, село Кормино.

   Школьников разместили в здании школы – бывшая каменная церковь, а дошколят – в просторном деревянном доме. Спали на полу, на набитых сеном тюфяках. После долгой дороги хорошо выспались. Утром, когда вышли на улицу, увидели – нас ожидают местные женщины, которые принесли разную снедь: ватрушки с картошкой, молоко, яйца, молоко с творогом (грудки). Щедро нас угощали. Тогда они еще имели эту возможность. Позднее – сами жили впроголодь. Преклоняемся и чтим память о них, благодарим всех. В интернате сразу организовали горячее питание. На берегу пруда сложили местные жители из кирпича плиту, а кухарничала певица театра Лидия Петровна Горюнова. Варили молочный суп с рисом, кашу из ржаной муки (заваруху), горох, овес. Рядом с кухней, в молодой рощице, уродилось много грибов, мы собирали, и Лидия Петровна безотказно готовила грибовницу и грибную селянку. Хлеб давали по норме. Мяса, конечно, не было. В сельском хозяйстве требовались рабочие руки. Нас научили дергать лён, вязать снопы и ставить их шалашиком. Работали с удовольствием, сознавая причастность к настоящему делу.

   Учебный год начали в селе Сорвижи, куда всех переселили. Интернат занимал несколько зданий. Учились в местной Сорвижской школе-десятилетке. Домашние уроки готовили за большим общим столом при керосиновой лампе. Иногда при коптилке. Учителя относились к нам сочувственно, но и строго.

   Первая зима была очень трудной. Одеты по-летнему, но постепенно нас обеспечили теплой одеждой, выдали валенки. В этом, конечно, была заслуга нашей Ольги Ивановны и местных властей. Некоторым детям, в том числе и нам, родители сумели прислать теплые вещи в посылках. Как это удалось, не знаю, но почта работала бесперебойно, связь была даже с блокадным Ленинградом – 8 сентября 1941 года вокруг города сомкнулось вражеское кольцо. Мы жили в ожидании писем от родителей, постоянно бегали на почту. Сами тоже писали домой обо всём. Родители не сообщали об ужасах блокады, тяжело переживали разлуку с нами и утешали тем, что ужасы войны скоро кончатся, что мы должны хорошо учиться и выполнять всё, что от нас требуется: слушаться старших, быть опрятными и дружелюбными. Радовались, что мы сыты и здоровы.

   1942 год – страшный! Мама из Ленинграда написала, что в марте умер братишка, 15 лет. В апреле умер папа. Оба умерли от голода. Мама умерла в августе. От голода. Мы остались сиротами. Подоб-ные письма получали и наши товарищи. Горе сплачивало, мы рано взрослели. Кроме Кормино и Сорвижей, жили в Шаранице, учились одну зиму. Наших дошкольников отделили от нас – жили в Чекушах. Потом объединили, и все снова вернулись в село Сорвижи. Менялись не только места проживания, но и директора интерната. Ольга Ивановна уехала к месту эвакуации театра эстрады.

   Живя в Сорвижах занимались крестьянскими работами, копали картошку. Выезжали в деревню, поближе к картофельному полю, там квартировали. Днем работали. Начало учебного года перенесли на октябрь. Жизнь в интернате обустраивалась. У нас были обязанности по самообслуживанию: носили воду, пилили и кололи дрова, дежурили на кухне, топили баню. Со временем интернат завел свое хозяйство. Новый директор Александра Александровна Кукушкина была энергичной и предприимчивой. Интернату выделили большой участок пахотной земли в пределах села. Мы обрабатывали эту землю: носили навоз, вскапывали, садили картофель, лук, морковь. Посадочный материал добывала Александра Александровна. Хорошее подспорье – какое-то время кормились овощами своей земли. Интернат завел корову. Молоко давали детям со слабым здоровьем. Приобрели лошадку Савраску, мальчишки ухаживали за ней. Савраска была хорошей помощницей. Когда жили в Шаранице, Анна Абрамовна – директор школы, организовала праздник 7 ноября. Для интернатских необычно: кроме торжества в школе, нас пригласили в семьи местных детей-одноклассников. Женщины, крестьянки, радушно приняли нас, угощали в меру своих возможностей. Мы почувствовали домашнее тепло.

   Несмотря на трудное военное время, страна заботилась о детях (пишем без пафоса). Одна из нас, троих сестер, (Наташа) была болезненной девочкой, вспоминает: «Хорошо помню, как нас, группу детей нескольких детский учреждений Арбажского района, возили в г. Советск на рентген, это не близкий путь. В 1942 году двоих детей, меня в том числе, отправили в специальный детский санаторий в Трёхречье. Лучших учеников школы премировали путевками в здравницу поселка Просница Просненского района – там отдыхала старшая сестра Антонина».

   Время шло. В селе Сорвижи проходил призыв молодежи в армию. Устраивали проводы. Призывники разъезжали по селу в розвальнях, распевая частушки: Скоро, скоро нас погонят До Котельнича пешком, Наденут серые шинели, Подпояшут ремешком. Мы не знали этих ребят. Кто из них вернулся, кто погиб? Старших мальчиков из эвакуированных, подлежащих призыву, – тоже мобилизовали. Январь, 1943. Прорвали блокаду Ленинграда. Город в разрухе. Правительство приняло решение о восстановлении разрушенного. С этой целью из интернатов возвратили старших школьников в Ленинград. Их потом направляли в училища трудовых резервов, обучали профессиям столяров, плотников, штукатуров, маляров. Училища – на государственном обеспечении: форма, питание, общежитие. Наши старшие ребята уехали. Уехала старшая из нас, сестер, - Антонина.

   Жизнь в интернате не сводилась только к обустройству и учёбе в школе. В свободное время занимались самодеятельностью. Учили стихи о войне: Исаковского, К. Симонова, А. Суркова, О. Бергольц. Разучивали песни военных лет. Выступали в клубе на праздничных концертах. В Сорвижском клубе ставили опереточные спектакли-сказки: «Снегурочка» (роль снегурочки играла сестра Наташа), «Золушка». Спектакль «Золушка» богато оформили. Под руководством взрослых сшили бальные платья, как в настоящем театре. Из чего шили, где брали материал, не запомнилось. Лишь осталось в памяти – красовались очень нарядные. В спектакле использовали много музыки Джузеппе Верди. Арии пели на свои сказочные слова. Роль Золушки исполняла Сима Киселёва, она очень хорошо пела. Исполняли бальные танцы: полонез, мазурку. Всё это разучивали с нами профессиональные служащие Лениградского театра, которые хорошо знали разные виды театрального искусства. В Сорвижском клубе, где ставили спектакли, было всегда полно народу. Нас очень хвалили. Всё проходило на таком высоком уровне, что один из сорвижских спектаклей решили поставить в Вятке – выехать на гастроли. Но… Грянула Победа! Планы изменились.

   9 мая 1945. День Победы. Очень рано утром, еще затемно, стук в дверь разбудил нас. Лия Таширева, наша сверстница, ворвалась с криком: — Война кончилась! Радость и слёзы. Радио в Сорвижах не было. Семья Таширевых жила около почты. Они первыми узнали о Победе от служащих почты. 16 июня 1945. Мы уезжали в Ленинград. Пароход на Вятке, отчаливая от сорвижской пристани, дал прощальный длинный гудок. Нас провожало всё село, стояли на берегу. Мы плакали. Что с нами стало. Ребята из трудовых резервов работали на восстановлении города, позднее – доучивались в вечерних школах, техникумах, институтах. Продолжая работать во время учебы – стали классными специалистами. Среди интернатовцев врачи – Виктория Гербаневская, Татьяна Волкова (младшая из сестер). Учителя – Галина Чернобильская, Наталия Волкова (историк, средняя сестра). Преподаватели институтов – Маргарита Мартыненко (биолог), Валентина Мартыненко (физик). Из интернатовцев вышли – инженеры, люди театрального, музыкального, художественного искусства. Янина Чернявская – музыковед. Юрий Покровский – архитектор. Кирилл Юрьевич Лавров – народный артист СССР, Герой труда, почетный гражданин Петербурга. Его семья (дочь, сестра, племянник) – актеры. Дебютировал Кирилл Лавров – на сорвижской сцене, в деревянном клубе. Вера Костионова – всю жизнь проработала художником-осветителем и реквизитором сцены в Малом Оперном театре Ленинграда, который организовал нашу эвакуацию. Сейчас мы все на пенсии. Исключение – К.Ю. Лавров – известный артист, общественный деятель, уважаемый и любимый петербуржцами, директор Драматического театра им. Товстоногова.

   Сейчас мы не устраиваем больших традиционных встреч, но общаемся друг с другом по телефону, держимся небольшими группами, с кем особенно близки. Поздравляем друг друга с праздниками, всегда готовы прийти на помощь, если надо. Говорят, без Прошлого нет Будущего. Не знаю, насколько это верно, но уверена, что прошлое побуждает нас к размышлению, обогащает, помогает оценивать настоящее и жить полной жизнью.

   Встреча в Сорвижах – 30 июля 1977. Нам посчастливилось в 1977 году вновь побывать в Сорвижах. Мы уже взрослые, наши дети старше нас, чем мы в годы войны. Приехали на традиционную «Встречу выпускников Сорвижской школы всех лет» по приглашению – послала приглашения Екатерина Сергеевна Гарифова, в девичестве – Кислицына (Царствие ей Небесное). Взволнованные, счастливые, мы, при подъезде на автобусе к Сорвижам, увидели Сорвижскую церковь, радостно вскочили, зашумели. Пассажиры удивились, они не знали – мы возвращаемся в детские годы спустя 35-37 лет! Сорвижане встретили тепло, приветливо, как родных. Екатерина Сергеевна разместила нас в интернате, дали постели, принесли чай, сладкое. На следующий день были на торжественном собрании в том самом Сорвижском клубе, где ставили спектакли. Многие выступали. Сорвижанин Иван Матвеевич Сысолятин прочитал свои стихи, где упомянул ленинградских девчат. Читала свои стихи дочь Екатерины Сергеевны – Татьяна Смертина, известный российский поэт.

   От имени нашей ленинградской делегации выступила Наталья Николаевна (средняя сестра), учитель истории. Вкратце описала нашу жизнь в Сорвижах. Благодарила учителей, которые дали нам знания – в Ленинграде мы легко поступили в высшие учебные заведения. Встретились с одноклассниками. Юрий Смирнов, сын учителя по географии, его жена Надежда. Радость встречи. Юрия и Надежды, к сожалению, сейчас нет в живых, но мы их помним (Царствие им Небесное). После сбора по группам, дружно (по традиции Сорвижской школы) отправились на Вятку, взобрались на Нагорскую гору, пели там песни, частушки. Местные друзья удивлялись, откуда знаем эти частушки? А мы помним, пели давным-давно. Веселье звенело вдоль реки. Выкупались в Вятке. Перед отъездом нашего автобуса в Котельнич, директор школы Василий Петрович Чешуин устроил застолицу. Посидели за столом, пожелали друг другу добра. Время расставаться. С грустью покидали Сорвижи, друзей. Провожало много народу.

   А летом 1995 года Кирилл Лавров посетил Сорвижи. Мальчиком был эвакуирован, прожил здесь полтора года, считает Сорвижи второй родиной. И снова, как в детстве, выступал со сцены Сорвижского клуба. Таинственная и знаменитая дощаная сцена. На ней Лавров сыграл свою первую роль в водевиле Соллогуба «Спичка меж двух огней». Его слова в интервью из Арбажской районки: «Я еще раз убедился, что Россия, Русь – вот она где. Она не в Москве, не в Петербурге, она – здесь, настоящая, корневая Россия». Такова наша связь с Сорвижами, которая нам дорога, и мы сорвижан никогда не забудем.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      photo
      photo
      2008 год
      photo
      photo
      Фото Т.Смертиной
      photo
      photo
      photo
      Вид с колокольни. Фото 2009 г.
      photo
      Фото 2009 г.
      photo
      Фото 2011 г.
      photo
      Освящение алтаря 05.01.2015. Фото Л. Баранниковой
      photo
      Освящение алтаря 05.01.2015. Фото Л. Баранниковой
      photo
      Великое водосвятие на Вятке 19.01.2015. Фото Л. Баранниковой
      photo
      Сорвижи. Июль 2019 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сорвижи. Троицкая церковь. Июль 2019 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сорвижи. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Июль 2019 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сорвижи. Жилой дом. Июль 2019 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сорвижи. Жилой дом. Июль 2019 г. Фото Е. Чудиновских
      photo
      Сорвижи. Улица. Июль 2019 г. Фото Е. Чудиновских
      old_photo
      Киномеханик Саша (Валерий Золотухин) на пристани в селе Мамыль (село Сорвижи) в фильме "Берега" 1973г..
      old_photo
      Пристань в селе Сорвижи (в фильме "Берега" - село Мамыль на реке Юва) 1973г.. В съёмках участвовали местные жители.
      old_photo
      Пристань в селе Сорвижи (в фильме "Берега" - село Мамыль на реке Юва) 1973г.. В съёмках участвовали местные жители.
      old_photo
      Пристань в селе Сорвижи (в фильме "Берега" - село Мамыль на реке Юва) 1973г.. В съёмках участвовали местные жители.
      old_photo
      село Сорвижи (в фильме "Берега" - село Мамыль на реке Юва) 1973г.. В съёмках участвовали местные жители.
      old_photo
      село Сорвижи (в фильме "Берега" - село Мамыль на реке Юва) 1973г.. В съёмках участвовали местные жители.
      old_photo
      На пристани села Сорвижи. Фильм "Берега" 1973г.
      old_photo
      Окрестности села Сорвижи на реке Вятка. Фильм "Берега" 1973г.
      old_photo
      Дом культуры.
      old_photo
      совхозная контора
      old_photo
      ул.Красноармейская д.13, август 1966г.

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Сорвижи (Владимир Голубев)
      Сорвижи (Владимир Голубев)
      памятник героям ВОВ с. Сорвижи (valera-zimenko)
      памятник героям ВОВ с. Сорвижи (valera-zimenko)
      с. Сорвижи 2011 (bokax)
      с. Сорвижи 2011 (bokax)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-521, 1678 г.
      3511000Погост на Сорвишких горах вновь на росчисной земли, а на погосте церковь во имя Святаго Власиа епископа Севастийскаго[+]Российское царство, Вятка, Вотчины Вятского епископав Котельническом уезде, вотчины Предтеченского монастыря, Погост на Сорвишких горах вновь9658об
      Перепись мон. и архиер. вотчин 1702, РГАДА 237-1-55, 1702 г.
      2780245[погост Сорвишский][+]Российское царство, Вяткавотчины преосвященного Дионисия архиепископа Вятского и Великопермского, Архиепископля ж домовая вотчина волость Сорвишская над Вяткою рекою2497
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-73, 1709—1711 г.
      3811377На Сорвишском погосте[+]Сибирская губерния, Вятка, Вотчины Вятского архиепископаВ Котельницком уезде, Сорвижская и Васильковская волость328
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1098, 1710 г.
      1372132Погост на Сорвишских горах, а на погосте церковь во имя Святаго Власия епископа Севастийскаго, у той церкви[+]Сибирская губерния, Вятка, Вотчины Вятского архиепископаВ Котельницком уезде, Сорвижская и Васильковская волость8Σ 201048об.
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3820, 1720 г.
      2020684В вышепомянутой Сорвишской вотчине церковь во имя святаго священномученика Власия епископа Севастийскаго[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчины♂ 19307об
      2020772В Сорвишской вотчине церковь во имя святаго священномученика Власия Севастийскаго[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчины♂ 4364об
      1‑я ревизия (1719‑21), ЦГАКО 237-76-3, 1720 г.
      4270738В вышепомянутой Сорвишской вотчине церковь во имя святаго священномученика Власия епископа СевастийскагоСибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчиныцерковнослужители379об—380
      Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820
      4270785В Сорвишской вотчине церковь во имя святаго священномученика Власия СевастийскагоСибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчиныцерковнослужители432об
      Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3825, 1721 г.
      3890387На погосте [Сорвишском][+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчины, Сорвишская вотчина, В той же Сорвишской вотчине новорожденные, которые родились после прежних поданных первых и вторых сказок♂ 4281
      3890441Сорвишской вотчины [погоста][+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчины♂ 13286об
      3890461На погосте [Сорвишском][+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчины, Тоя ж Сорвишской вотчины новорожденные, которые родились после прежних поданных первых и вторых сказок♂ 4288
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3829, 1721 г.
      4011358[Сорвишской][+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктДомовые Архиерейские вотчины, Васильковская и Сорвишская вотчины, Сорвишская вотчина462об
      Сказки священнослужителей 1736, ГАСО (Екатеринбург) 24-1-577а, 1735 г.
      4420092Села Сорвижского Васильевской церкви[+]Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинция♂ 10269
      Сказки священнослужителей 1736, ЦГАКО 237-81-68, 1736 г.
      4430004[Котельницкого уезду домовой архиерейской Сорвишской вотчины Василиевской церкви][+]Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинцияВерхошижемский заказ♂ 3336
      2‑я ревизия, ЦГАКО 237-74-69, 1744—1745 г.
      4210184в селе Сорвижском церкви Василия ВеликагоКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездсвященнослужители111об—112
      4210456села Сорвижского Васильевской церквиКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уезднедействительные церковнослужители225об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1540, 1748 г.
      1410181вятского архиерея в селе СорвижскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездДому Вятского Архиерея вотчины, Сорвижская вотчинаархиерейские крестьяне♂ 133707—3719278—278 об
      1410182↑ <там же>государственные черносошные крестьяне♂ 113720—3730278 об—279 об
      Примечание: 280 - всего 24
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1541, 1748 г.
      1970151в селе СорвижскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездДому Вятского Архиерея вотчины, Сорвижская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 231892—1914126—127об
      1970152↑ <там же>архиерейские крестьяне♂ 161915—1930127об—128об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1572, 1762 г.
      1770035в селе СорвижскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездбывшие Архиерейские вотчины, Сорвижская вотчинаприродные [архиерейские] крестьяне♂ 14 ♀ 20129—131об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1576, 1762—1764 г.
      1810185в селе СорвижскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездбывшие Архиерейские вотчины, Сорвижская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 16 ♀ 7468—469
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1578, 1762—1763 г.
      1820077в селе СорвижскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездбывшие Архиерейские вотчины, Сорвижская вотчинаприродные архиерейские крестьяне♂ 14 ♀ 20193—195
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1573, 1763 г.
      1780032в селе СорвижскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездбывшие Архиерейские вотчины, Сорвижская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 16 ♀ 781—82

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0320028селоСорвижскоеКотельнитская округаСорвижская волостьчерносошных131, л. 149 об.
      економических61, л. 149 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      4975Сорвижскоес. каз.при р. Вятке и СорвижкеКотельнический уезд,
      Стан 1
      По левую сторону Московского почтового тракта от Котельнича к границе Яранского уезда, к югу от г. Котельнича75754152035Церковь православная 1. Волостное правление. Сельское училище. Торжков 4.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      8754село СорвижиВятская губерния, Котельнический уезд,
      Сорвижская волость, Повойское общество
      с. Сорвижи, Троицкая ц.
      (церковь в этом селении)
      Вятка → Кама1164заштат
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      040104селоТроицкое (Сорвижское)Котельнический уездСорвижская волость132027471, л. 223
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/4.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.Всего
      2-07-208селоСорвижи, ТроицкоеКотельнический уезд,
      Сорвижская волость
      Сорвижский868626182343

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Сведения на 1938 г. ?Число жилых строений и хозяйств приведено по данным сельсоветского учёта на 1938 г. для части районов Кировской области по источникам [3] и [4] (см. примечания). При наличии в источнике корректировок взяты последние (исправленные) значения.
      Жил. стр.Хозяйств
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1401216024селоСорвижиКировская областьАрбажский районСорвижский с/с (ц.)751613623356971. дом Заготзерно; 2. выселок[-]
      Источники: [1, л. 8 ↗; 2, л. 16 ↗; 3, л. 22 об. ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 3. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2301.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      011633селоСорвижиАрбажский районСорвижский сельсоветВ документе отметка: "колхозных дворов не имеет"1, л. 19 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      1110селоСорвижиАрбажский районСорвижский сельсоветцентр
      Расстояние до райцентра: 25 км.
      Центральная усадьба: совхоз Сорвижский

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      061101селоСорвижиАрбажский районСорвижский сельсовет (ц.)11995146851207523684сельское1, с. 30
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      1076селоСорвижиАрбажский районСорвижский сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 4 км

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33202840001селоСорвижиКировская областьАрбажский районСорвижский сельский округ (ц.)1013458555русские: 97 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33202840001селоСорвижиКировская областьАрбажский муниципальный районСорвижское сельское поселение (ц.)728322406сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      338769селоСорвижиСервижское, СорвижскоеАрбажский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Троицкая церковь

      Храмозданные грамоты

      Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
      № в книгеГодЗаголовок грамоты
      1331771Грамота Преосвященного Варфоломея на построение в селе Сорвижском, Котельнического уезда, вместо сгоревшей деревянной Васильевской церкви, новой деревянной церкви во имя Святит. Василия Великого с приделом в честь свят. Власия. 1771 г. 31 Мая.
      1401773Грамота Преосвященного Варфоломея на построение в с. Сорвижском, Котельнического уезда, вместо сгоревшей деревянной Васильевской церкви, вновь каменного храма во имя Святой Троицы с приделами в честь Свят. Василия Великого и Алексия Митропол. Московского. 1773 г. 12 Марта.

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село СорвижиТроицкая церковьКотельнический уезд2-й благочиннический округ
      №12, с. 403-404

      268. Троицкая в селе Сорвижах.

      Построена в 1782 г., каменная. Престолов три: в холодном храме во имя Св. Троицы, в теплом во имя Свят. Василия Вел. и Св. Тихона.

      Церковный причт состоит из трех священников, двух диаконов и четырех причетников. Дома у всех собственные. Земли церковной во владении причта усадебной пахатной, сенокосной и неудобной 88 дес. 1600 саж.

      В приходе 107 селений, в расстоянии от церкви от 1 до 15 в.; прихожан 3862 м. п. и 4492 ж.

      Село Сорвижи от г. Вятки в 110 в. Ближайшия села: Васильково в 17 в., Верхолипово в 20 в. и Арбаж в 25 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Сорвижская - Троицкая, церковь приходскаяКотельнический уезд2-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 4354, жен.п.: 4993. Штат — священников: 3. диаконов: 1. псаломщиков: 3. Рукописное примечание — До 1727.
      Повойская, часовня
      Мартыновская, часовня
      Журавлевская, часовня

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      СорвижиТроицкаяКотельнический уезд2-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село СорвижиТроицкая церковьКотельнический уезд2-й благочиннический округ

      9) Село Сорвижи – Троицкая церковь, каменная, построена в 1782 г.; расстоянием от г. Вятки в 110 вер., от уездного города в 73 вер., от благоч. вь 30 вер.; часовни: деревянные, Повойская и Васьковская; причта по штату положено: 3 св., 1 диак., 3 пс.; квартиры для причта казенные, кроме свящ. Домрачева, имеющего свой дом; земли: усад. 13 д., пах. 26 д., сенок, 41 д.; братский денежный доход: св. 791 р. 43 к., диак. 527 р. 62 к., пс. 263 р. 81 к.; руги собир. на весь причт до 25 п. ржи и 150 и. овса; прихожан: правосл. рус. 3166 м. п., 3412 ж. п.; приход состоит из 67 селений, расст. 1 – 12 вер.

      Село расположено на правом гористом берегу реки Вятки. В приходе три школы – женская церк.-прих. и двухклассная мужская министерская в самом селе и земская смешанная в деревне Севастьяновской в 9 вер. Главное занятие прихожан земледелие, в малоземельных же прибрежных селениях прихожане занимаются бурлачеством и рыболовством. В селе имеются фельдшерские пункты – медицинский и ветеринарный, библиотека-читальня, волост. правл., камера земского начальника. Парох. прист. Сорвижская в 3 вер.; ст. ж. д. в г. Котельниче. Село стоит на проселочной дороге. Из древних предметов в церкви хранится напрестольное Евангелие в медном окладе, изд. 1784 г. – дар члена Св. Синода архимандрита Иоанна.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. СорвижиСвято-Троицкая церковьКотельнический уезд2-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 67 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 678)
      Справочник по составу приходов церквей Котельничского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.

      Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].

      № (код)Город или село, церковьЗаписей[-]УездБлагочиннический округ
      91Сорвижи, село. Троицкая церковь14[-]Котельнический уезд2-й благочиннический округ
      Сведения о лицах духовных, дворян и наиболее крупных местных общественных деятелей купеческого и других сословий, погребенных в церковной ограде и на кладбище села Сорвиж Котельнического уезда Вятской епархиис. 210
      «1. В церковной ограде.с. 210
      “Под сим камнем покоится прах вятского купца Ивана Гавриилова Пупырева, родившегося 17...1, скончавшегося в 1823 году августа 13 дня, жития его было...”.1 Здесь и далее: так в донесении. По-видимому, часть текста не была разобрана составителями.с. 210
      “Здесь покоится прах священнической жены Анны Феоктистовой Сырневой, родившейся 1800 года, января 30 дня, умершей 1841 года июля 26 дня. Здесь погребены тела детей их: Александры, Анны, Параскевы и Татьяны”.с. 210
      “Здесь погребено тело диакона сего храма Иоанна Тимофеевича Мухачева, скончавшегося 1847 года 20 марта. Дочь его Мария Иоаннова и его родители: чтец Тимофей и Матрона”.с. 210
      “Здесь покоится прах священнической жены Ирины Феодоровой Сырневой, скончавшейся 1847 года марта 16 дня, прожившей 75 лет”.с. 210
      “Здесь погребено тело Анны Егоровой, жены Нолинского духовного училища учителя Ивана Сырнева, скончавшейся 1848 года сентября 15 дня”.с. 210
      “Здесь погребено тело священника сей церкви Феодора Феодотова Лучинина, скончавшегося 1848 года апреля 15 дня”.с. 210
      “Здесь покоится тело священника Карпа Иоаннова Емельянова, родившегося 1813 года октября 2 дня, скончавшегося 1854 года мая 17 дня”.с. 210
      “Здесь покоится прах священнической дочери девицы Елизаветы Карповой Емельяновой, родившейся 1842 года сентября 7 дня, а скончалась 1852 года апреля 14 дня”.с. 210
      “Здесь покоится прах священнической жены Иулиании Григорьевой Лучининой, скончавшейся 17 марта 1858 года, жития ее было 28 лет”.с. 210
      “Здесь покоится тело священника села Сорвиж Гавриила Феодорова Лучинина, родившегося 1824 года июля 8 дня, умер 1861 года июля 2 дня”.с. 211
      “Анна Гавриилова, жена священника Феодора Никитина Блинова родилась 1847 года ноября 25 дня, померла 1864 года октября 30 дня”.с. 211
      “Под сим камнем погребен раб Божий бутафор отставной Императорских театров двора Его Величества Лука Иванов Сластников, от роду имевший 55 лет, скончался 4 апреля 1864 года, из крестьян Котельнического округа Сорвижской волости деревни Васьковой”.с. 211
      “Здесь погребено тело благочинного священника села Сорвиж Иоанна Фомича Сырнева, волею Божиею скончавшего[ся] 1 апреля 1870 года, жития его было 76 лет, служения же священником при храме сем 52 года и 7 дней”.с. 211
      “Священник Михаил Александрович Падарин скончался 1 июля 1875 года”.с. 211
      2. На кладбище памятников нет».с. 211
      РГИА, ф. 549, оп. 2, д. 10, л. 6–7. Подписали священники Феодор Варгасов, Николай Кедров и Алексий Домрачев, диакон Николай Воробьев и псаломщик Иоанн Бабушкин.с. 211

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя tatiana1-51

        Добавила данные Реестра 1891 года.

        Аватар пользователя Сергий

        Спасибо!

        Аватар пользователя Ник.

        Может я ошибаюсь, и если это так, то пусть меня поправят Арбажские краеведы. У Сергия написано, что прежнее название села Сорвижи- Васильевское. Что -то нигде не встречал такой записи. В переписи 1710 г. на л.1048(об) упоминается погост на Сорвишских горах, далее встречается название Васковых гор Сорвишской волости, но названия " Васильевское" не встретил.

          Ниже по течению реки Вятки, в 10 км. от Сорвижей, расположено село Васильково, основанное в 1638 г. Во второй половине 17 -первой половине 18 веков оно являлось центром Васильковской вотчины Архиерейского Дома, а Сорвижи, основанные в 1670 г., поначалу входили в эту вотчину. В описании истории Сорвижей возможно просто перепутаны названия Васильково и Васильевское.

        Аватар пользователя Сергий

        Вероятно, Вы правы. Сейчас пытаюсь найти в своих архивах, источник этого "Васильевское". Выложил материал, составленный лет 6 назад, и после Вашего комментария увидел, что, действительно - нет такого названия. Разве, что из за названия церкви?...

        Позже отредактирую. Возможно, эти данные из переписки с местным краеведом, или из материалов Т. Смертиной.

        Аватар пользователя allaburdina

        По данным Реестра 1891 г. по 1 семье проживали:Ардышев,Беневитский,Демин,Емельянов,Кибардин,Лучинин,Москвин,Трапицын,Чемоданов,

        Из "Очерков истории Вятской епархии (1657 - 2007)" , Вятская епархия, 2007: "Но лучшие из учеников Вятской духовной школы становились известными не только на вятской земле, но и за её пределами. Замечательно, что все они были не только из Хлынова, а из сёл (порой весьма отдалённых от столицы епархии).

        Это архимандрит Иоанн (в миру Иакинф Тимофеевич Черепанов). Родился около 1720 года в с.Сорвижи (современный Арбажский район). Один из любимых учеников Финицкого, Черепанов после окончания Вятской семинарии преподавал в ней в 1741 - 1744 годах. После принятия монашества был келарем Успенского Трифоного монастыря, затем Троице-Сергиевой лавры. С 1770 г. Иоанн (Черепанов) стал архимандридом Новоспасского монастыря, а с 1773 г. - членом Св.Синода. Помогал Е.И. Кострову. Скончался в 1778 г."

        Аватар пользователя Ольга8871

        Добрый день! Не известно ли Вам что-либо о священнике Шилегодском, который упоминается здесь в переписи 1891 года? Есть и какие-то сведения о нем Имя, годы жизни и т.д.? Буду очень признательна за информацию.

        Аватар пользователя chudonastya

        Рисунок Борцова Николая Павловича из сборника "Храмы Котельничского уезда"

        Без названия - Ирина Геннадиевна Шкурихина

        Аватар пользователя Родыгина Анна

        Съёмки х/ф "Берега" (1973г., в ролях - В.Золотухин, С.Садальский, Б.Щербаков, Е.Прудникова) проходили в Кировской обл., в т.ч. в с.Сорвижи. В массовке снимались многие жители села. Есть ли у кого-нибудь какая-нибудь информация об этом? 

        Аватар пользователя Родыгина Анна

        Спасибо, интересные статьи. 
        Также на "Одноклассниках" прочитала комментарии к фото (кадры из фильма) тех, кто снимался в массовых сценах в Котельниче, Сорвижах. 

        Пристань в с.Сорвижи (в фильме с.Мамыль): 

            

        Аватар пользователя Сергий

        Спасибо, хорошие фото.  Только эти две фотографии опубликованы?

        Аватар пользователя Родыгина Анна

        Нет, это сделала фото кадров из фильма. Можно делать какие угодно. 

        В моём блоге ещё фото - https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3498/114096

        Аватар пользователя allaburdina

        В Вятских Епархиальных Ведомостях 1874 года №19 было  опубликовано объявление "От священно - церковно - служителей села Сорвиж Котельнического уезда":  В селе Сорвижском Котельнического уезда 26 месяца октября сего 1874 года назначены торги без переторжки на позолоту нового Иконостаса в холодном храме. На означенные торги благоволят явиться только те мастера позолотного дела, коих работа отличалась всегда прочностью левкаса и чистотой отделки, - с залогами и надлежащими документами.