Слободской город в 13-16 веках

 По археологии Слободской городок (крепость с древоземляными стенами-валами) был построен в 13 веке на чистом месте, в его конструкции есть элементы сходства (крюки) с древней Москвой (северной крепостью вятичей), а также, с пограничными крепостями юго-западной Киевской Руси (жилые стены и расположение печей вдоль стен, иногда встречаемое и у вятичей). Всё это свидетельствует в пользу появления на Вятке в предмонгольский период переселенцев с данных территорий.
    []
   Слободской городок в 15-16 веках состоял из Детинца (крепости в 1,5 га) и Острога (огражденного пасада 3 га). Население до тысячи жителей, в осадное время вдвое больше.
   1. Остатки вала возле здания полиции. 2. Остатки башни, обнаруженной в 93г. 3. Участок стены, обнаруженный в 93г. 4. Мост через ров. 5. Угловая башня (на месте ротонды), - цитадель для контроля пристани.
  
   Изначально в наших лесных и болотистых краях укрывались от княжеской и царской власти всевозможные язычники, раскольники, вольнодумцы, беглые оппозиционеры и разбойники. Во второй половине 14 века отмечается перестройка и рост Вятских городов, что можно объяснить проникновением с верховий Вятки ушкуйников - речных пиратов, укрывавшихся в Пермско-Вычегодских краях. Потеснив местных аборигенов - черемисов, отяков и чудь (потомков славян-язычников) - новгородцы и другие русские христиане обосновались в их городках. В московских бумагах появилось "Вятка со слободами". У нас ходило предание о посещении города Пермским епископом Стефаном и освящении им первой деревянной Никольской церкви-часовни располагавшейся на территории Слободского городища (треугольный мыс между берегом реки и оврагом, где ныне вечный огонь и Екатерининская церковь). На склоне лет весной 1396 года святой старец, приустав и отчасти разуверившись в результатах своего миссионерского труда среди неблагодарных пермяков, ехал через Вятку помирать в Москву.
    []
   Герб Слободского 18 века. Вверху общевятская печать. Внизу изображены некие плетеные приспособления для ловли рыбы. Учитывая назывной характер символов на гербах других вятских городов того времени (Котельнич - котел, Орлов - орел, Глазов - глаз), можно полагать, что и символ Слободского как-то связан с его названием.
   В "Сказании о вятчанах" (спорный и мифологизированный источник сведений по ранней истории Вятской земли) говорится, что в 1181г. некие беглые новгородцы захватили чудские вотские городища и поставили свои городки Микулицин и Кошкаров, и лишь спустя много лет этими поселенцами был основан Хлынов. Микулицин - это известное по археологии городище Никульчино в 20 км ниже Слободского по реке. Слободской не упоминается ни в "Сказании", ни в созданной на его основе "Повести о стране Вятской". Учитывая, что плетеные корзины без дна применяемые для ловли рыбы назывались в прошлом Коши, нельзя исключить, что Слободской - это древний славяно-вотский Кошкаров. Кошем у казаков также зовется лагерь, стан, городок. Кар или ар - булгаро-татарское имя финноугров (в частности, южных удмуртов). Гарач(цами) в булгарских хрониках названы казаки, живших к северу от булгар в Волго-Вятском регионе.
   Прибывавшие на Вятку русские смешались с местными обитателями, это дало начало самобытной вятской народности существующей поныне. Верховодили здесь самые отчаянные - хлыны-ватаманы. В конце 14-го - начале 15-го веков дерзкими налетами вятчане наводили страх на окружающие земли и города.
  
    []
   Вятская республика в 13-15 веках представляла собой конфедерацию волостей: Вятская волость с центром Вятка в устье Моломы; Слободская волость с городами-слободами Микулин, Кошкаров и другие; Арская (Нукратская) земля с центром в Карино (протекторат Казанского ханства в 15в.); Пижемская волость (существовала до середины 15в.).
  
   В середине 15 века при московском князе Василии II, принявшем на службу большое количество татар, бежавших из развалившейся Орды, произошло усиление военной мощи Москвы, и, как следствие, рост территории ей подвластной. Вятская земля долго оставалась независимой. Лишь после подчинения Москве Владимира, Ростова, Суздаля, Твери, обоих Новгородов и других земель, настал ее черед. В 1489 году в царствование Ивана III Вятской вольнице пришел конец. Всех зажиточных вятчан и слобожан вывели в Московию, а Слободской посад под присмотром присылаемых наместников татарского корня заселили устюжанами. Слобожане, уходя подальше от злой власти, основали на Вятке новые сёла и городки (Шестаков и Кай) и оттуда наведывались на свою родину торговать и грабить, чем вызывали недовольство их жителей. В виду этого, а также непрерывных войн с Казанью, новая власть, собрав преданных ей жителей Вятки, Слободского и Микулина, отъехала подальше из неспокойных мест. Новый город - Хлыновский кремль - построили в центре Вятской земли примерно в 1510г.
   В 15-16 веках по средней Вятке проходила граница с Казанским ханством. Лишь в 1552 г. после кровавых походов Ивана Грозного Казань окончательно покорилась Москве. После этого началось постепенное превращение Вятской земли во внутреннюю провинцию Российской империи. Жизнь в Слободском и Шестаковском городах была далека от идиллии, народ разбегался, пойманных возвращали на прежнее жительство. В местных тюремных острогах томили политических противников, разбойников, еретиков и должников. Вятка превращалась в место ссылки, сначала дальней, а с покорением Сибири, - ближней. 

Комментарии

Евгений, добрый день! (укажите, пожалуйста, своё отчество - возраст надо уважать всегда). Огромное спасибо за статью - всё очень познавательно  и интересно! Поясните, пожалуйста:

1.  в какой период времени было название Вятка и Вятская волость (рядом с Котельничем) и как называется сейчас эта Вятка?

2. Слободской посад заселялся устюжанами, а Орлов и окресности кем заселялся (костромичами, устюжанами, суздальцами или кем-то ещё)?

3. в Московию вывозили только вятчан и слобожан, а жителей Орлова и Котельнича вывозили?

С уважением, Яровиков Андрей Александрович

 

Аватар пользователя skygrad

1. Я высказываю личное мнение на основании своих знаний и размышлений. Хотя насчет Вятки на Моломе и до меня ходили разговоры. Там есть два городища, Ковровское и Шабалинское. Втрое из них около 3га, оно могло быть городом Вятка в 13-15 веках. Ковровское меньше, там могла быть крепость булгар, а позже татар, но не постоянно, в какие то периоды. Между городищами около 500м, так что похоже на пограничную ситуацию, торговля шла, обмен товарами новгородских и булгарских купцов.
2. Думаю, устюжане и другие сев русские составляли заметную часть населения всех средне вятских городов 16в. Но постепенно по мере роста числа горожан, шло пополнение из сельской местности, где коренные вятичи доминировали. В Хлынове также были, видимо, переселенцы из Москвы и нижегородцы.
3. Насчет населения Орлова я сказать не могу, но скорее он не был исключением. Новая московская власть выселила из городов прежде всего всех ненадежных, противников и оказавших сопротивление. Вывели или бежали сами примерно 80% горожан, но на селе сохранилось много, так что всего осталось примерно половина древневятского населения.
Харин Евгений Анатольевич.

Евгений Анатольевич, добрый день! Спасибо за разъяснение! А есть ли у Вас сведения про время образования села Подрелье (в ЭЗВ, т.4. сказано, что Подрелье образовалось до 1615 г. - к этому времени был уже погост и Введенско-Богородицкая церковь). И как Вы считаете - откуда могли придти "русские колонизаторы" на это место?  На Вашей карте Вятка - это места между современными н.п. Кардаковы и Юрьево? С уважением, Яровиков Андрей Александрович

Аватар пользователя skygrad

Андрей Александрович, под городом Вятка я более склонен подразумевать Шабалинское городище, оно достаточно большое 3 га и архаичное, Макаров Л. Д. датирует его 13-нач.16в. Конечно, на Моломе могут быть и другие подходящие места, то же Юрьево. Но пока там археологи ничего значительного не нашли. Подрельское городище датируют 12-13в., но оно плохо изучено. Так что люди там жили задолго до 1615г., но сведений нет. Берега Моломы должны бы быть очень интересны для историков и археологов. Так как вдоль нее шел крупный путь от Булгар на Сухону, Двину, Новгород и Скандинавию, то именно их обитатели могли здесь селиться временно и постоянно. Помимо аборигенов прапермян. 

Евгений, добрый день! У меня тоже есть вопрос. На приведенной схеме города крепость обозначена как «детинец», а известно, каким было ее первичное наименование «детинец» или «кремль»? Дело в том, что первое из этих слов считается новгородским, а второе владимиро-суздальским и соответственно это наименование может указывать на  происхождение первых русских поселенцев в Слободском.

Кстати, эти два слова наводят на мысль еще об одном противоречии, скрывающемся в «Повести о стране вятской» – крепость в Хлынове, основанном по ПСВ новгородцами, почему то именуется «кремль», а не «детинец», хотя второе для новгородце более свойственно.

Аватар пользователя skygrad

Насчет вашего замечания о кремле Хлынова в ПСВ, очень справедливо. Указывает на позднее  время написания этого текста и косвенно на причастность Москвы ко всему этому. На завоеванных территориях москвичи строили кремли - мощные крепости для опоры в регионе (Новгородский, Псковский, Тверской и Казанский). Так делали еще викинги-норманы в Европе, и наверно, у нас на Руси (Ладога к примеру). Само название кремль - явно московское. Так как я (исходя из археологии) отношу  основание городов на Вятке к домосковскому времени, то применяю соответствующие принятые в литературе термины. Но в вятских документах 15-16в. детинца и кремля нет, там для наименования крепости употребляется название город (для Хлынова - малый город). Нет кремля и в Сказании о ветчанех, и также в той части ПСВ, которая взята оттуда. В описи Слободского 1615г. помимо города есть острог, огражденный посад. 

Вообще слово кремль - довольно позднее, в 14в московскую крепость звали Кремник, возможна связь с татаро монгольским Кырым, правда, есть и западно русское Кромы. 

Аватар пользователя дядя Женя

Евгений Анатольевич, а Истобенск, по Вашему мнению, когда появился на Вятской земле? Его нет на данной карте, но в 16 в. он, видимо, уже существовал.

Аватар пользователя skygrad

с Истобенском я когда то давно пытался разбираться, но помню, реальных фактов мало, поищу в своих записях и отвечу... Рад вас встретить!))

Аватар пользователя skygrad

Я тогда пришел к выводу, что Истобенск и округу заселяли в 16в. слобожане, но аргументы спорные и косвенные (фамилии и гидронимы, городской характер деятельности истобенцев и тп).  В Харанчугах нашли монету предположительно 1535г.

Аватар пользователя a-musikhin

Ну теперь, стало быть, пошло. Пропал дом... (фильм "Собачье сердце")

Аватар пользователя skygrad

Как приятно встретить старого знакомого!))

Евгений Анатольевич, есть ли у Вас информация о сохранившейся части Дозорной книги 1590 г. по Хлыновским и Вятским землям? И вообще есть ли какие либо сохранившиеся Переписи более ранних времён про вятчан? С уважением, Яровиков А.А.

Евгений Анатольевич, а Вам стречалась информация о сохранившейся части Дозорной книги 1590 г.? Какие ещё есть более ранние источники переписи про вятчан? И ещё: Небесный град - это про Слободской?

Аватар пользователя skygrad

По 16в. мне известна только опись по Вобловицам. Другие видимо, не сохранились, хотя были, конечно. Думаю в 1489г переписали впервые. "Небесный Град" - это название ненаписанного мною фантазийного романа. Но что то в этом есть применительно и к городу реальному.

Евгений, читать Вас интересно, но хотелось бы для поддержки репутации сайта "Родная Вятка", что бы Вы указывали источники информации, когда высказываете отличные от общепринятых фактов мнения, например, что г. Слободской основан в 13 веке.

Или фраза: "Изначально в наших лесных и болотистых краях укрывались от княжеской и царской власти всевозможные язычники, раскольники, вольнодумцы, беглые оппозиционеры и разбойники. Во второй половине 14 века..."  - Ну какие в 14 веке "цари" и тем более "раскольники"?

 

Аватар пользователя skygrad

Герберштейн писал о Вятке как пристанище беглых и разбойников. О проживании на Вятке оппозиционных бояр и князей также хорошо известно. Скрывались у нас и старообрядцы. Фраза относится ко всем векам существования достаточно вольной Вятской земли.

Царем в 14в. в летописях называли Сарайских ханов. А в 15в. - московского правителя звали на Вятке (удмурты) белым царем. 

Постараюсь выложить здесь отрывки из доклада археолога Макарова о его работах в Слободском, тогда будет более понятна моя датировка 13 веком.  У меня все ходы записаны! Данная заметка имеет обзорный характер на основании более пространных статей с цитатами и ссылками имеющихся в сети на моей странице в самиздате и др сайтах.

Аватар пользователя skygrad

Приведу отрывок доклада на конференции 2015г. по истории города.

доктор исторических наук, профессор Удмуртского государственного университета Л.Д. Макаров:
   'Вопрос о ранней истории г.Слободского многие годы не дает покоя историкам и краеведам. Главным остается вопрос о дате его образования. 20 лет назад ответ на него попытался дать кировский ученый В.В. Низов. Он тщательно проанализировал источники и указал на значительный разброс дат под пером разных авторов - от первой половины XIV века до середины XVI века. Также В.В. Низов, изучив устные предания о деятельности епископа Стефана Пермского на Вятке, выдвинул предположение о закладке им в 1396 году часовни в основанной устюжанами незадолго до этого Верхней Слободе, вошедшей в состав Пермской епархии. Понятно, что предания историческим источником назвать сложно, но есть основания некоторым из них доверять. Об этом говорит и мой опыт археолога. В 1984 году под моим руководством на территории Слободского кремля (городища) Камско-Вятская экспедиция провела рекогносцировочные раскопки, в 1987-м я вновь побывал в Слободском. А в 1993-м сотрудники Кировского объединенного музея вели охранные наблюдения за земляными работами при прокладке траншеи на ул.Володарского. В итоге мне удалось установить, что в истории укреплений Слободского кремля насчитывается 8 периодов. Самый ранний слой говорит о том, что изначально здесь поселения не было, сразу же стали строиться укрепления, был выкопан ров, как и полагалось при строительстве древнерусских крепостей. Найденные обломки архаичной полулепной посуды датируются XI-XIII веками. Город надо исследовать дальше, он хранит много тайн. Вал, где стоял Слободской кремль, надо музифицировать. Обращаюсь к руководству города с просьбой поберечь этот объект, так как он важен и для определения более точной даты основания города, и для туризма'.
Аватар пользователя skygrad

Так что моя датировка основания города в 13в. очень осторожная, реально может быть и 12-ый!

Спасибо, а можно ссылку на указанную статью Л.Д. Макарова?

Аватар пользователя skygrad

Цитата взята с сайта газеты

'Пусть история нас рассудит' Автор Надежда Мокерова 08.04.2015 газета "Слободские Куранты"

Но у меня есть сборник докладов конференции по истории города, там подробнее с картинками, может размещу его в сети как нибудь.

http://kurantynew.ru/new/2015/04/08/pust-istoriya-nas-rassudit/

Спасибо, прочитал. В то время, когда местные историки сетуют на отсутствие письменных источников и не лезут в вятское темное прошлое, боясь потерять авторитет ученого, слободские краеведы выдвигают гипотезу за гипотезой. Смело! Особенно про пушки на гербе и вятскую печать - символ артиллерии.

Ну ладно, кто ж знает, как там на самом деле было в 13-15  веках.

Но Макаров Л.Д., даже в таком пересказе, не утверждает, что город возник в 13 веке. Наличие керамики еще не факт основания города.

Аватар пользователя skygrad

Там есть тонкие моменты, архаичная полулепная керамика (35 обломков) найдена в нижнем слое насыпи вала, то есть, она принадлежала строителям первоначальных укреплений, кстати, довольно сложных. А ниже материк нетронутый. То есть, город построили на чистом месте, керамика по форме славянская, финноугорской нет на валу и под ним. Конечно, на мысу или еще гдето поблизости могло быть дорусское поселение. Но городские стены построили славяне и притом не позже 13в.