Карино и Нукрат

 []
  
   'Верстах в 20 от Слободского, по Глазовскому тракту, в Ярославской волости есть группа татарских деревень, исстари известная под именем Карина и заселенных, кроме татар, вотяками, чувашами и бесермянами. Сами каринцы производят себя от арских князей. Этим князьям принадлежали поместья в Карине, пожни и озера по р. Чепце, и целые жалованные деревни. Пожалования относятся ко временам вел. кн. Василия Ивановича и к последующему времени, но лишь до тех пор, пока каринцы служили Москве в войнах против Казани; с покорением Казанского царства роль каринцев пала, пожалования прекратились, привилегии их забылись, и они постепенно перешли в податное состояние'. Энциклопедия Россия, 1914г.
   Начальная история села Карино остается во многом загадочной и неразрешимой с позиций устоявшихся исторических представлений. В работах большинства историков прошлого Карино выглядит неким чужеродным элементом, привнесенным на нашу землю из далеких пределов. Вместе с тем, документы 16 века не оставляют сомнений в важной роли этого городка и его округи в средневековой жизни Вятской земли.
   Помимо Арских князей и татар в Карино, с середины 15 века известны Арские князья и татары в городе Арске на реке Казанке в 60 км выше Казани. При взятии этого города войсками московского царя в 1552 году в числе пленных упомянуты '12 арских князей, 7 воевод черемисских, лучших людей и сотников старейших 300 (некоторые татарские историки причисляют последних к казакам), и всех до 5000 человек'. Вероятно, город-крепость Арск был административным центром Арской даруги (земли), географически приближенным, как и другие такие центры, к столице ханства Казани. Карино было далёким северным форпостом этой земли. С завоеванием Вятки Каринские татары попали под управление Москвы (Арские князья присягнули её правителю и были отпущены на свою землю), хотя связи с часто враждебной Москве Казанью наверняка существовали. В народной памяти татар Карино сохранилось предание о выходе первых князей Касимовых именно из Арска.
   Полная и точная родословная Арских князей до конца еще не составлена, надежные (письменные) даты их жизни появляются только с 1505 года. Шеджере написанная в Карино начинается 1462 годом.
   "Постоянное татарское население появляется на Вятке, по-видимому, лишь вместе с арскими князьями не ранее середины XV в., т.е. после образования Казанского ханства. При этом оно сосредоточилось к востоку от Хлынова в междуречье Вятки и Чепцы вокруг Карино. Исследование этого района пока результатов не принесло. В то же время из источников хорошо известно, что вплоть до середины XVI в. татары проживали в городах региона. Вероятным маркером этого является, по-видимому, выделенная Д.А.Салангиным так называемая "татарская" керамика, выявленная по материалам Казани, Москвы, Подмосковья, Чердыни, и Вятки. Во всяком случае, проблема существования булгаро-татарского компонента на Средней Вятке, как впрочем, и многих других районах Прикамья, требует дальнейшей разработки". Макаров Л. Д.
  
   Татарская керамика Москвы []
   Преобладающая керамика Москвы середины 14 - конца 15 веков. Ордынский тип.
  
   Татарская керамика датируется 14-16в. Появление ее в Москве можно связать с переселившимися сюда при Иване Калите ордынцами и строительством Кремля и Китай города в середине 14в. В 1445г. Московский царь Василий Темный был захвачен в плен казанскими царевичами, и в результате этого допустил значительное количество татар в свое окружение, дал им в кормление целые города, прежде всего, в Подмосковье. Известно, что первые наместники Вятских городов были также татарского происхождения. Находки татарской ерамики могут быть связаны с пребыванием в городах России "ограниченного контингента" выходцев из ордынских и казанских татар. К 17 веку они обрусели или, во всяком случае, перестали пользоваться специфической керамикой.
   По первым сохранившимся описям начала 17 века, татары составляли лишь часть жителей Карино, большинство проходят под именем '(в)отин' и 'бесермен'. При этом выделяются Каринские или Арские князья. В легендах самих каринцев их предками названы булгары, и пришли они на Вятку в связи с нашествием Батыя. С другой стороны, ныне живущие в окрестностях Карино северные удмурты в своих преданиях сообщают, что их предки пришли в Карино, которое они называют Кара-гурт, с территории Хлынова-Вятки, где у них был культовый центр на месте Александровского сада. Действительно, по археологии там имеется плохо изученное 'Вятское городище' 12-14 веков и соседнее с ним 'Хлыновское селище' 13-15 веков. Мною предположено, что Вятское городище представляло собой городище-святилище близкое по типу синхронному горно-марийскому Важнангерскому городищу, а то, в свою очередь, имеет сходство с языческими славянскими культовыми центрами Галицкого княжества 12 века. На основании этого и других обстоятельств, первыми славянами поселившимися в пограничной полосе между булгарами и русскими в землях волжских и вятских угро-финнов были заднепровские бродники. Это были профессиональные воины, бродяги и наемники. Жен они брали из местных женщин, поэтому их потомки по матерям оказались горными марийцами и северными удмуртами. Эти народы заметно отличаются от остальных марийцев и удмуртов по языку и внешности ввиду сходства с русскими. Новгородские ушкуйники в конце 14 века вытеснили этих славяно-вотских метисов язычников на восточный берег Вятки в район Карино, где их возглавили Арские князья, - потомки различных булгарских князей, бежавших от монголов с низовий Волги за Каму (в том числе в Арский городок на р. Казанке). На Вятку они могли попасть в период усиления Казанского ханства. Под их влиянием часть вотинов стала мусульманами (бесерменами). Словом АРЫ татары звали южных удмуртов, а в прошлом, видимо, всех финноугров. Учитывая неясное происхождение и замечание Джагфар Тарихы, изначально оно звучало КАР или ГАР. Смысл этого слова станет ясен из дальнейшего.
  
    []
  
  Потомков ушкуйников, как ярых противников Москвы, в значительной мере вывели из региона после Вятского взятия в 1489 году. Старые вятчане (вотины) в 16-18 веках частью крестились и смешались с прибывающим русским населением, став основой современных вятских людей. Таково вкратце моё видение событий прошлого нашего региона. Далее подробнее рассмотрим некоторые спорные моменты по данной теме.
  
  Сказанное проиллюстрирую на своей фамилии - Харин - одной из самых распространенных на Вятке. В основном носители данной фамилии русские, но есть и коми-пермяки и удмурты. По первым описям начала 17 века христиане Харины жили в окрестностях Слободского. Но в тех же описях по селу Карино упоминается вотин Карин и имя Кара у других живших там вотинов.
  
  Село Карино ныне, в основном, татарское, но в округе до сих пор живут северные удмурты (вотяки), которые заметно отличаются от южных. Северные чаще смуглые с европейской внешностью. Карино они называют Кара-гурт (город Кары). Арские князья пришли сюда несколько позже и возглавили население бассейна Чепцы, часть которого под их влиянием приняла мусульманскую веру. Так появились жившие в Карино еще в недавнем прошлом 'бесермены'. По моим разысканиям, вятские вотины являются смешением пришедших сюда в конце 12 века Галицких берладников (славян-язычников) и местных финноугорских женщин. По матерям они были близки нынешним удмуртам, марийцам и коми-пермякам. В 15 веке после разгрома Вятского святилища эти люди примкнули к родственным им южным удмуртам (арянам), селившихся возле Карино, а часть крестилась и смешалась с Вятскими русскими, потомками ушкуйников. В 1489 году значительное число последних было выведено с Вятки и расселено на южных границах Московии. В списках первых Тульских казаков есть до 160 характерных вятских и слободских фамилий, в том числе и Харин.
   Имя Кара было у славян и русов, его давали, скорее всего, ребенку с темными волосами и глазами, поэтому оно было распространено у вятских вотинов - потомков славян и ославяненных финнов. С другой стороны, в булгарской хронике Джагфар Тарихы фигурируют язычники гарачцы, жившие на Вятке, в том числе, в Карино (Гарья). Поэтому можно предположить связь имени этого народа с названием села. Из документов 18 и 19 веков известно проживание на Вятке особого народа гагары или кукары, имевшими свой говор и выделявшиеся среди остальных вятчан смуглой внешностью. Возможно, это были потомки обрусевших гарачей.
   ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  "Карино имеет уникальную структуру строения. Состоит из трех частей. Верхнее, Нижнее, Ильясово. Верхнее состоит из Девлетьярово ('би-як') и Митюково ('бочорман як'). Нижнее состоит из Арсланово, Касимово-би-як и Абашево-бочорман як. Возле Верхнего Карино находится Шептяк-тау, там видимо, была деревня Шептяковская, дарованная Девлетьяровым в 16 веке. Как минимум Ильясово основано в первой половине 15 века. Возможно, оно основано самим Кара-биком. Мурзасеит остался жить в Ильясове, а его брат Мавляберди поселился в Нижнем Карино. Получается, что Нижнее Карино возникло позже Ильясова. Девлетьярово считается самым древним селением. Если это так, то основано оно в конце 14 - начале 15 веков или первоначально в нем жил сам Кара-бик. Само происхождение название остается открытым вопросом. Возможно так оно было названо в честь Кара-бика. С другой стороны Кар по-удмуртски означает городище, поселение. Второе название Карино - Нократ. И здесь есть два варианта - от арабского 'нухрат' - серебро или от русского - Новгород. Так или иначе основание Карино явно коррелирует с основанием Казанского ханства и тогда становится понятным заселение Чепцы и основание села татарской феодальной знатью с целью контроля территории по арской дороге ханства. В 1489 году Карино переходит под юрисдикцию московского государства. Этому способствовала промосковская группировка в Казани, вследствие чего между каринскими татарами и Казанью возникли враждебные отношения. То, что каринские князья были 'смотрящими' за арской дорогой ханства говорит и тот факт, что в большинстве своем потомки селились по деревням арской дороги, то есть в тех местах, где они ориентировались". www.bastanovo.ru/2012/07/karino/
  
  
   ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  Известны славянские и древнеславянские имена Кар, Кара, Каран, Карана, Карей, Карен, Карец, Кариба, Карий, Карин, Кариш, Кария, Карой, Карь, Карьба, Карьи, Карья, Кары, Каря - карий, чёрный. 'Карьба' - 'печаль, плач, упрёк, брань'. Имя упоминается в 282 году (Кар) - иллирийский славянин, ставший римским всадником, осенью 282 г. избран императором Римской империи, в 283 погиб от удара молнии. Карин, старший сын Кара, ещё при жизни отца провозглашённый соимператором, едва вступив на престол, в 284 г. был убит по приказу Диоклетнана.
  944 (Кары), посол русский в посольстве князя Игоря в Византию. 1107, 1108 (Карен, Кариш) в Богемии и Моравии. 1136, 1222, 1253, 1256 (Карь), поляки;1189, 1558 (Карец, 'Карин, брат Твертка'), русские. 1253, 1302 (Кариба, Карьба), сербы. XIV-XVI вв. (Карана) в Киеве. 1495 (Карей), крестьянин туровский. 1539 (Карь), крестьянин дегожский. 1552 (Карой) в Киеве. 1605 (Кары), казак в Новгороде-Северском. 1682, 1705 (Карин, Кария, Карь, Каря) в Москве. XVIII в. (Кара Георгий), руководитель сербского восстания против турок http://kod-uimeni.ru/slavyanskie_drevneslavyanskie_imena/kara.html

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Разместил начало одной из последних моих работ.  Хотелось бы обсудить, если будут вопросы, с удовольствием отвечу на все. 

Евгений Анатольевич, добрый день! Посмотрите, пожалуйста, что у Вас есть про время образования дер. Больше Воробьевской (Порошины, Чеузовы, Чухловы) Каринского волостного правления и дер. Блиновской (Блиновы) Вожгальского волостного правления. Это, конечно, вопрос не про не про Карино, а про более маленькие деревни - но может быть есть какая-то информация? С уважением, Яровиков А.А.

Аватар пользователя skygrad

К сожалению, по этому вопросу пока не смогу вам ничем помочь. Но буду иметь в виду, если  встретится информация.

Аватар пользователя дядя Женя

Евгений Анатольевич! В летописях о событиях, предшествовавших взятию Казани в 1552 г. встречается информация о вятском воеводе Бахтеяре Зюзине: "В 1551 году... в июле, когда "от Василя города (Васильсурск) и по Каму, а Камою вверх на Вятку, и Вяткою вверх по всем перевозом" накрепко стояли казаки и вятчане, "крымцы (бывшие в Казани), триста человек уланов и князей, и мурз, и казаков добрых, оприч их людей, пометав жён и детей (в Казани), побежали вверх по Каме и прибежали к Вятке (р.), а уже тут не чаяли великаго князя людей, стояли, бо убояся, по сторожам. А стоял Бахтеяр Зюзин с вятчаны да казаки, да Федька Павлов, да Северга. И крымцы, поделав тары, да везлися; и пришёл на них Бахтеяр с вятчаны и с казаки, да их (крымцев) побили наголову и потопили, а живых изымали, Кощака-улана (главного), Иш-Махумета, мурзу Сулешева, брата крымского (хана?) и иных уланов и князей, и ко государю (в Москву) привезли 46 человек". (Никоновская... Львовская ... летописи...). Вятский воевода, по имени, фамилии, явно не русских кровей. Надо полагать, из каринских татар. Известно ли что о нём? Откуда появился, куда делся? О его потомках?

Аватар пользователя skygrad

Вот, что пишет Казанский академик И. Тагиров. «Иван IV приказал, перешедшему на его сторону Бахтиару Зюзину, блокировать, с отрядом казаков верхние речные пути к Казани. Касимовских татар он обязал, построив суда, перекрыть путь к столице ханства с низовьев Волги..." 

 

Аватар пользователя skygrad

Война началась в апреле 1551 года. Вниз по Волге начали сплавлять город-крепость Свияжск в разобранном виде. Одновременно из Москвы вышли воинские контингенты для оккупации речных путей. Первый отряд на судах спустился по Волге и занял дислокацию выше Казани. Второй отряд (из касимовских татар) пришёл к месту своей дислокации (ниже Казани) по суше. Третий отряд (главные силы) вместе со строителями дислоцировался в Свияжске. Четвёртый отряд, под командованием Бахтияра Зюзина, шёл с р. Вятки на р. Кама. Таким образом, были заблокированы все речные пути ханства – по Волге, Каме, Вятке и Свияге.

ЗЮЗИНЫ довольно распространённая в ХV – ХVI вв. фамилия тюркского происхождения, скорее всего, от прозвища Сюдзи – сюзле "имеющий голос" (РБС, VII, с. 582). Ещё на рубеже ХV – ХVI вв. в Твери отмечается Бахтияр Зюзин (Веселовский 1974, с. 125). В середине и второй половине ХVI века упоминается несколько Зюзиных в Казани.

Зюзины, Зюздины и Зязевы есть у нас на Вятке, Есть и топонимы гидронимы типа Батияр, Бахта. Зюздинская волость была на верхней Каме. Откуда был родом Бахтияр Зюзин сказать пока трудно, мог быть московского происхождения назначен на Вятку воеводой, мог и из местных. У жителей  окрестностей Карино встречается фамилия Зюзин и Дзюзин, и имя Дзюзя и тп., но не у татар, а у отинов.

Аватар пользователя дядя Женя

Спасибо за информацию. В грамотах и актах Вятского архиерейского дома за №№ 1 и 2 есть грамоты: одна котельничанину Каше Мартьянову на луг ниже Котельнича, другая - его брату Титу Мартьянову - на Шабуровский остров между Вяткою и Моломою, датированные 29 июля 7059 г (1551 г.). В Кашиной грамоте, полученной в то время, когда он сопроводил пленных крымцев в Москву к Ивану Грозному, есть приписка: "А наперёд того, сего ж году, в генваре, дана была Каше на тот луг моя, царя и великого князя, грамота жалованная такова ж, и ту деи у него грамоту взяли Казанская Черемиса за Устюгом на Кае реке, тогды, как Каша ехал с Москвы на Вятку с Бахтеяром Зюзиным". То есть, Бахтеяр Зюзин ещё до 1551 г., видимо, был вятским воеводой, хорошо знаком с Кашей, поскольку тот его сопровождал. А в грамоте Каши записано "СЛУЖИЛ нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы". Вероятно, собирался в отставку. У Тита написано: "СЛУЖИТ нашу казанскую службу зим и лет по вся годы". Это было ещё до взятия Казани.  О блокировании речных путей в 1551 г.: ... а с Вятки велел идти Бахтеяру Зюзину с вятчаны на Каму..."

Аватар пользователя skygrad

Тут, старый втпрос о маршруте движения с Москвы и Устюга через р. Кай. Или приток Моломы, что ближе к средней Вятке и зоне набегов черемисы казанской; или они шли в обход через верхнюю Вятку. Второй вариант удобнее для сбора всего вятского ополчения, вкючая, каринцев и слобожан. Как ваше мнение?

Интересно и то, что грамоты отняли, а самих отпустили. 

Аватар пользователя дядя Женя

В летописи не сообщается, как передвигалось вятское войско: пешим ходом, конным или судами. Если судами, подручнее по течению идти, собирая, начиная со Слободского, рать в Хлынове, Орлове, Истобном и Котельниче. О том, что грамоты отняли, а самих отпустили, у меня такое предположение. Вероятно, акт доброй воли. Вспомнили, что в 1542 году, когда вятчане разгромили казанских татар в устье Моломы, добычу отняли , а черемис, насильно взятых татарами в поход, отпустили ("черемиса ушла лесами за Пижму"). Да и чувствовали, что Иван Грозный серьёзно взялся за Казань. Не захотели нарываться на неприятности, тем более, в пленили самого воеводу Бахтеяра Зюзина. За это бы Иван Грозный им спуску не дал. А грамоту забрали в отместку за то, что вятчане отняли у них добычу в 1542 году. Трофей, так сказать. Прошло менее 9 лет между событиями.

Аватар пользователя skygrad

Наверно на тот момент еще был мир, поэтому не взяли в плен, но пограбили что могли, кроме документов могли отобрать еще что то, оружие и коней, например. Вятчане, в основном, передвигались в походах на судах, а на небольшие расстояния - пешком или на добытых конях. В 1552г. Курбский описал передвижение вятчан от осажденной Казани до Нижнего (по заданию) на небольших быстроходных судах, вероятно, ушкуях.

Шестаковский городок в ту пору уже был, они могли принять участие в войне. В грамоте 1552г. они жалуются что пострадали от казанских воинских людей. Неужели до Шестаково добрались в конце года!? Или это о потерях в боях.

Кстати, вы наверно проследили потомков Тита и Каши, какие у них фамилии и места селения в 17в.?

Аватар пользователя дядя Женя

Тит, очевидно, после взятия Казани (там вятский полк был в арьергарде полка князя Серебряного) и походов по Вятке, Каме, похода на Астраханское ханство в 1554 г. получил прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник). От этого прозвища пошла фамилия Вершининых, что подтверждается документами о наследовании Шабуровского острова. В договорной записке о разделе по третям Шабуровского острова указаны три персоны, в т.ч. Михайло Иванов сын Вершинин (1652 г.). В переписи В.П.Отяева он записан как Михайло Иванов сын Мартьянов, а его братья - Баженко Иванов сын Мартьяновых Вершинин, Васка Иванов сын Вершинин. Мартьяновская фамилия (родовые деревни Мартьяновская и Кирилловская к северу от Котельнича в 10 км., в километре от селения ГОРОДОК) частично осталась в Котельничском уезде к северу от Котельнича в близ лежащих волостях, частично, как и многие другие фамилии, ушла в приграничье Удмуртии с Кировской обл. Вершинины в нач. 17 в. меньше в Котельничском уезде, больше - в Слободском в районе Волковского и Никульчинского погостов, также в самом городе. (Косвенно подтверждается статусное прозвище. Семейка Вершинин - городовой приказчик). В Истобенском - Марко Вершинин и его брат Ишута (ласкательное от Иван). Марко в 1602 г. - один из 3 ходоков в Москву к патриарху Иову за храмозданной грамотой на строительство Шалеговской церкви. Умер на обратном пути "на реке Ветлузи выше Козмодемианска". Был лет 40-45, вероятно, проводником. Его сын Данилко, прозвищем Ёж (вероятно, за колючий характер) жил на Истобенском погосте. От него, кроме Вершининых) пошла фамилия Ежевых. От Ишуты Вершинина - фамилия Ишутиных. От Каши Мартьянова, кроме родовой, пошла фамилия Кашины. На месте его "луга в 10 верстах ниже Котельнича", что он получил по жалованной грамоте, ест деревня Кашинская, поч. Кашинской и поч. Лариона Кашина. Это, очевидно, деревни его наследников. Сам Каша, вероятно, по службе, подался в Вобловицкий стан в вотчину Трифонова монастыря, где в писцовой книге 1595 г. упоминается в починках фамилия Кашины. Есть там и Мартьяновы.
Получается, из рода Мартьяновых, кроме непосредственно родовой фамилии, вышли Вершинины и Кашины, от Вершининых - Ежевы и Ишутины. Вероятно, от Мартьяновых пошла и фамилия Набатовы (цепочку не проверял, но в родовой деревне такая упоминается в 1646 г. Ясно, что произошла от прозвища Набат, но могла не получить развития. Встречал её в одном из починков в Котельничском уезде в 1678 г., дальше не проверял.)

Аватар пользователя skygrad

Благодарю за развернутый ответ. Кашины и Вершинины у нас до сих пор живут и временами даже занимают важные посты. Где то встречал мнение, что предки Каши и Тита Мартьяновых были с Устюга или откуда то с той округи?

Аватар пользователя дядя Женя

Я полагаю, что действительно предки Тита и Каши Мартьяновых с устюжской стороны, как и многие котельничане. Праздинк Семик в Котельниче - это день поминовения устюжских прародителей, а церковь в Гостеве имела проименование Прокопия, устюжского чудотворца. И связи с Устюгом сохранялись на протяжении многих лет

Аватар пользователя Katze

Кстати, Евгений Аркадьевич, фамилия Набатов в Котельниче существует до сих пор. По крайней мере одну семью я знаю лично.