На примере Троицкой церкви села Чудиново, которая официально не подвергалась закрытию с момента освящения 1776 года, возник интерес о судьбе остальных храмов области в годы репрессий на священнослужителей.
Вятской эпархи на этот счет имеются разночтения между официальными данными и публикациями священника Дудина, заведующим архивом. Перечень неоскверненных закрытием Церквей не содержится в кандидатской работе священника Балыбердена, бывшего сотрудника по юридическим вопросам отдела уполномоченного по Кировской области.
Епархия не смогла назвать церкви, в которых не прекращалась служба.
Прояснил ситуацию архив - ГАКО, фонд 2169, опись 45, дело 57.
Решением облисполкома № 824 от 1.11.43 года, распоряжением № 1474 от 22.11.43 года организован отдел уполномоченного по Кировской области.
Дело 57 содержит самодельную разлинованную тетрадку, начатую 1944. Тетрадка имеет официальный сопроводительный документ - как список действующих православных церквей Кировской области в 1944 году.
Графы перечня содержат даты, когда были вновь открыты церкви в период ВОВ и прочерки отсутствия закрытия церкви в процессе довоенных сталинских репрессий. В примечании сделаны позже отметки закрытия храмов в период хрущевских репрессий 60 годов. В списке отсутствует даты первоначального закрытия церквей, которые вновь открывались по указанным годам.
В списке 86 церквей. Две церкви перешли в Горьковскую область, одна в Костромскую. Итого 83 действующих церквей в области в 1944 году. 10 церкви не были закрыты перед войной.
В области выдержали обе волны репрессий 4 церковные общины. Официально не закрывались церкви.
1. Троицкая (1808) села Истобенск, Оричевский район.
2. Троицкая (1763) села Быстрица, Оричевский район.
3. Введенская (1800) село Ильинское, Немский район. Перерыв в служении 39 году.
4. Троицкая (1776) село Чудиново Халтуринсий (Медянский) район. Перерыв в служении 1942 году. (см. блог – Забытое служение. История одной семьи)
Выдержали сталинские репрессии предвоенные годы, следующие церкви, которые затем закрыты при Хрущеве.
- Село Пищалье. Троицкая церковь (1820) – закрыта 1961 году.
- Село Коршик. Зосима Савватиевская церковь (1777) закрыта 1963 году.
- Село Маностырщина. Троицкая церковь (1892 – деревянная), Оричевский район, закрыта 1961 году.
- Село Адышево. Покровская церковь (1791) закрыта 1961 году.
- Белая Холуница. Всех Святых церковь (1868) закрыта 1962 году.
- Село Чигирь, Нолинский район. Крестовоздвиженская церковь (1875) закрыта 1961 году.
Необходимо сделать уточнение по перечню. Отсутствуют данные исполнителя. Позже сделанные отметки в 60 годах, сдача в архив свидетельствуют о формальной достоверности сведений в рамках начала работы уполномоченного отдела.
Формально. Отсутствие ссылок на документы, по которым закрывались открываемые церкви в данном перечне. Сведения местных советов на примере села Чудинова, не всегда отражали действительность.. В свое время поднимался вопрос по церкви села Завертная Советского района. По перечню она вновь открывалась в 1944 году, так как считалась ранее закрытой.
На основании вышеуказонного документа делается вывод, что перед войной в области продолжали функционировать 10 церквей, 1944 году 81 единиц, после 1963 года только 4.
Попутно на удивление, архив имеет в электронном виде фамилии священнослужителей всех церквей Вятской губернии по состоянию 1 января 1917 года, а также список церквей губернии на начало 20 века.
Валерий Николаевич, огромное спасибо за эту информацию!
Интересно, что из 4-х церквей, которые не закрывались в советское время - три из Орловского уезда, а из 6-и церквей, которые были закрыты при Хрущеве - четыре из Орловского уезда!
Валерий Николаевич, Вы подняли вопрос, который мы тут уже не раз пытались обсуждать. Но далее обсуждений дело пока не продвинулось. Общими усилиями составить такой список церквей пока не удалось.
Ваш список так же не полный. Нуждается в уточнении. У меня будет несколько дополнений.
1) Недавно проездом побывал в церкви с. Спас-Талица. На мой удивленный вопрос, как же удалось сохранить росписи внутри храма, работающая там женщина сне сказала, что их храм не закрывался в ХХ веке.
2) Меня самого 7-летнего бабушка возила крестить в 1970-тые годы (ок. 1975) в храм г. Кирса. Помн смутно, только сам обряд. Как назывался храм, не занаю.
При этом, она говорила, что-то еще про то, что какая то церковь работает в Унинском районе, но я не запомнил.
Поэтому, делать окончательный вывод о том, сколько же церквей не закрывалось, пока преждевременно.
О церкви в с.Чигирень в книге священника В.Васильевых "Нолинск православный" (Нолинск, 2007): «10 мая 1940г. было запрещено проведение всех служб по мотивам антисанитарии, на священника Двоеглазова наложен штраф. 17 июня 1940г. заседание Кырчанского райисполкома постановило церковь закрыть и здание передать под клуб. В августе церковь закрыта и опечатана. Составлен акт на ремонт. Силами прихожан ремонт проведен, но ключи прихожане не получили.
В январе 1941г. община верующих с.Чигирень написала заявление в Президиум Верховного Совета СССР. Ответ с резолюцией: «Церковь открывать нет необходимости, т.к. священник Двоеглазов от исполнения обязанностей отказался, и в настоящее время в селе нет священнослужителя». в 1962г. здание использовали под зерносклад». Хотя в списке священнослужителей указано: иерей Е.Винокуров служил в 1959г. (Автор ссылается на ГАКО (ф.170) и Нолинский районный архив).
О священнике церкви с.Чигирень (1930-1940-е годы) А.Юфереве рассказ его внучки - http://www.selskaya-nov.ru/page/pro-dedushku-arkadija-i-babushku-mariju.
Моя знакомая (тоже его внучка, сестра автора рассказа) сказала, что в рассказе могут быть неточности.
Что можно сказать дополнительно по данной теме. Надо констатировать, что данная тема не интересна священнослужителям. Не интересна судьба старшего поколения, связанная с историей каждого храма. Со временем, к сожалению, изменилась идеология культа, в том числе с обнажением неприглядной стороны. Поражает современная контрастность бытия.
Я встретил единственное издание истории церкви, достойное похвалы.
Русский путь. К 105- летию прихода Михаило – Архангельского храма села Русское, Вятской епархии. Автор журналист А.В. Маркелов. 60 страниц со ссылкой на источники на 3 страницах. Тираж 1000 экз. 2006 год. К сожалению, автор переключился на иконографию.
Далее. Действительно, учитывая время составления перечня храмов, отсутствие первоисточников, можно предполагать небольшие неточности.
В быту сложилось множество версий, как отстаивались от закрытия церкви. В данном случае необходимо, конечно, опираться на официальные факты.
Уважаемый Виктор, где можно познакомиться, как обсуждалась ранее данная тема.
Так в том то и дело, что точных официальных данных нет, или они разнятся.
Эту тему обсуждали или упоминали здесь:
"...письмо начальника УНКВД по Кировской области капитана государственной безопасности Шустина от 31 октября 1941 года секретарю Кировского областного комитета ВКП(б) В.В.Лукьянову о религиозной политике:
«На территории Кировской области в настоящее время имеется шесть действующих церквей, которые расположены в Оричевском, Кикнурском и Малмыжском районах. - http://rodnaya-vyatka.ru/blog/3904/106619
И в комментариях ниже.
Здесь пишут, что не закрывалась церковь в с. Завертная: http://rodnaya-vyatka.ru/places/71095
Храм в с. Беляево Кикнурского района закрывался в 1930-тые годы, открыт в 1946 г. и более (при Хрущеве) не закрывался. Поэтому и цифра 4 действующих храма после 1963 г. так же сомнительна.
Оричёвский район село Спасо-Талица, не закрывался храм Спаса Нерукотворного. Но часть колоколов были сброшены с колокольни.
Ещё про один храм знаю точные даты это село Илгань Верхошижемского района, закрыт в 1934, по просьбе верующих вновь открыт и освящён в 1948 году. В 1961 снова закрыт, здание передано совхозу. 20 августа 1915 года в храме совершена первая Литургия после начала восстановления в 2013 году.
Некоторые неточности в датах. Церковь в Илгани была закрыта в мае 1939 года и занята под склад льно кудели. В ноябре 1946 года церковь снова передана верующим. Решением Кировского областного Совета от 26 мая 1961 года здание церкви передано Коршикскому совхозу под клуб.
Уважаемый Виктор. Благодарю за ответ. По Лукьянову, становится понятна, откуда скопирована цифра 6 и районы, которые фигурируют в епархии. Про Беляево, в церкви 16 лет не служили. А речь идет о списке не закрываемых храмов за время существования.
Церковь села Завертная, есть утверждения ранее, как белые платочки отстояли церковь, затем повторные сомнения. По перечню она вновь была открыта в 1944 году. Попытаюсь прояснить ситуацию.