Гелоны и Будины. Хлыны и Вотины?

 

   Поговорим о древнейшей истории бассейна Вятки. Вот цитаты из Геродота о событиях середины 1 тысячалетия до н. э.:
   Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.
   Будины - коренные жители страны - кочевники. Это - единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками*. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой (лосей). Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки (точнее, применяется 'бобровая струя').
    []
   Комментарий*. Вероятно, такое сопоставление возникло оттого, что в названии племени содержалось слово 'белка', которая называлась на языке племени будинов 'поедатель сосновых шишек'. Векшеедами (поедателями белок) звали аборигенов Вятки - вотяков. На их языке река Ватка имеет перевод 'Бобровая'. Что касается "большого озера окруженного болотами", то за него можно было принять среднюю часть русла Вятки, со множеством многокилометровых стариц. Да, и болот на Вятке хватает. Эллины - Hellenes, самоназвание греков, отсюда имя племени Гелоны.
  
   Цитата из Медведев А.П. ГЕЛОН ГЕРОДОТА:
   Учитывая, что Геродот не менее чем в 8-10 раз преувеличил реальные размеры Вавилона, город Гелон был также намного меньше...
   По смыслу сообщения Геродота, Гелон находился в Левобережье Танаиса, к северу или к северо-востоку от 'земли савроматов'. Гелоны явно отличаются от скифов: 'У них (у скифов) не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса'. Еще более разительно различались эти этносы по отношению к культу Диониса: если гелоны ему поклонялись, то скифы убили своего царя-отступника Скила, совершившего обряд посвящения этому божеству. В другом месте историк замечает, что и у персов не в обычае воздвигать храмы, статуи, алтари. На этом фоне наличие эллинской культовой триады в Гелоне, не говоря уж о регулярных вакхических обрядах, может быть понято однозначно - с точки зрения Геродота, в этом сакральном центре проживали потомки эллинов. Имя Гелон было распространено у греков, поэтому велика вероятность, что настоящее название города звучало несколько иначе. Да и приверженность гелонцев греческой обрядности также может быть придумана автором из указанного сходства...
   'Сопоставление геродотова 'образа Гелона' и современных археологических данных о Бельском городище скорее заставляет усомниться в их тождестве, чем признать последнее'.
  
   Из Геродота:
   123. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты. Из их земли текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Названия этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис.
   124. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии - около 60 стадий друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени. Пока царь занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию... (далее описана партизанская война и отступление персов).
  
   Комментарий. Дарий наступая с запада, сначала форсировал Босфор, затем переправился через Дунай, Днепр и Дон. То есть, масштабы похода позволяют полагать значительное продвижение его войска вглубь страны скифов вплоть до Волги. Из описания можно видеть, что будины жили довольно далеко от Причерноморских степей, в северо-восточных лесных краях. Их иногда отождествляют с Городецкой культурой (верхннее Волго-Донье), а соседних с ней фиссагетов - с Ананьинской (Волго-Камской).
    []
   Но есть и другое мнение, будины - это ананьинцы, представители крупной культурно-исторической общности 1 тыс. до н. э., включавшей в себя несколько близких между собой народов-племен. Именно у них были известны города с древо-земляными стенами.
    []
   Карта находок киммерийских (скифских) мечей и кинжалов. Под цифрой III Волго-Камье: 1 - Ананьино; 2 -Билярск; 3 - Новомордово; 4 - Полянское; 5 - Старое Ахмылово; 6 - Татарский Вурнашев.
   "В этих кинжалах никак нельзя видеть импорт с Кавказа, как считают некоторые исследователи, а исключительно продукцию местных ремесленников, подвергших киммерийские образцы значительной переработке. Эти широкие кинжалы с широкими плоскими рукоятями не находят себе точных аналогий не только в степи, но и на Северном Кавказе. В Волго-Камье в результате эволюции, некоторые звенья которой нам еще не известны, создается своя, ананьинская локальная группа кинжалов".
  http://historylib.org/historybooks/Terenozhkin-A-I_Kimmeriytsy/9
    []
   Ананьинская культура 2: 1 - каменная псевдоантропоморфная намогильная плита с изображением боевого топора и кинжала; 2 - бронзовый пояс с бляхами-подвесками и каменным оселком (реконструкция); 3, 4 - железный и бронзовый наконечники копий; 5, 6, 8 - бронзовые наконечники стрел; 7 - железный наконечник стрелы; 9 - костяной наконечник стрелы; 10 - бронзовый топор-'кельт'; 11 - биметаллический кинжал; 12 - бронзовый клевец с зооморфным обушком; 13 - железный кинжал; 14 - керамический сосуд; 15 - бронзовый браслет; 16 - бронзовая секира с зооморфными втулкой и обушком (парадная, для сопровождения вождя, Вятка); 17 - бронзовая уздечная бляха в виде свернувшегося хищника.
   На сегодняшний день на территории Прикамья известно более 100 ананьинских городищ. Для вятского локального варианта основным будет тип IА1D (мысовое треугольное с курганообразным валом и дугообразным рвом с напольной стороны). Городища и селища Ананьинской культуры располагаются в основном вдоль берегов крупных рек (Волга, Кама, Белая и Вятка) и их притоков. Городища часто группировались и окружались селищами, что внешне могло выглядеть как один большой город. Курганообразный вал - остаток большой сторожевой башни, нечто вроде донжона, защищавшего городок со стороны поля. Вероятно, башня стояла на искусственной насыпи, при этом нижний этаж ее мог быть заполнен землей. С этой башни при нападении вели огонь, а в случае прорыва ограждения, в ней собирались обитатели данного поселения. Типичные размеры таких городищ: вытянутая мысовидная площадка длиной около 100м и шириной со стороны поля 30-40м, вал размером 30х30 м высотой до 4 м, дуговидный ров (в полукруг вала) глубиной до 1,5 м., на оконечности мыса культурный слой до 70 см.
    []
   Городок Вятских анаьинцев.
  
   А теперь самое удивительное. Подобные городки встречаются в других местностях Европы. И прежде всего, в качестве семейных замков рыцарей Нормандии, выходцев из знати викингов.
    []
   Замок Motte представлял собой насыпной холм из земли. Высота насыпи в большинстве случаев не превышала 5 метров. Холм был круглый или приближенный к квадрату. На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом (Е. Х. - интересно, что слово палисад употребляется на Вятке для обозначения изгороди). Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь.
   Итак, на Вятке за 1000 лет до эпохи викингов-норманов уже существовали аналогичные во многом поселения замкового типа. Можно предположить, что в них в центре ареала Ананьинской культуры (между Волгой и Камой) в родовых замках жила военная верхушка ананьинцев - племя гелонов. Можно уточнить конструкцию Вятского варианта замка. Учитывая, что здесь городки устраивались на продолговатом береговом мысу окруженном с двух сторон крутыми склонами широких и глубоких оврагов, перекидной мост через которые сделать затруднительно, вход в замок мог быть со стороны пристани на берегу реки (подобное встречалось у норманов), или через относительно неширокий копанный ров со стороны поля. Башня-донжон в ту пору могла выполнять роль наблюдательной вышки, здесь постоянно находился небольшой караул. С неё также удобно было вести обстрел из луков прилегающей местности. Она также могла быть убежищем в случае штурма.
    []
   Известные города греков в Причерноморье Пантикапей и Илурат расположены на береговых холмах с крутыми склонами и площадью крепости Акрополя не менее 3 га. Поэтому и на севере в стране Будинов нужно искать похожее место. Город Гелон - столица ананьинцев - мог располагаться на Елабужском городище, здесь есть свидетельства города той поры. После нападения Дария он был заброшен, а население из разоренных областей перебралось на среднюю Вятку (всё сказанное подтверждается археологией). Само имя Ела-буга в первой части напоминает Гелон, от самоназвания греков - эллины. Невдалеке от Елабуги знаменитый Ананьинский могильник.
   Погребальный обряд ананьинцев характеризуется, как кремацией (трупосожжение), так ингумацией (трупоположение). "Особой чертой ананьинских могильников становятся захоронения в 'домиках мёртвых' - деревянных срубных конструкциях, имитирующих дом, который возводился над могилой или несколькими могилами. Захоронения совершались близко к воде и ногами к реке, что указывает на тесную связь воды и представлений о стране мёртвых.
   "Оригинальны могилы VI-V вв. до н.э. под "курганами". В насыпи под самым богатым мужским погребением ("могила вождя") находилась выложенная плитами яма, имевшая вид лодки (около 5,2x2,7x0,9 м). "Ладья" состояла из двойного, а на дне - из тройного ряда плит, нижний из к-рых прилегал к сгнившим доскам. В заполнении ямы и между плитами найдено много угольков, пепла и обожженных косточек - следы заупокойной тризны. Под каменной лодкой находилась прямоугольная могила с отвесными стенками и плоским дном (около 2,6x0,3 м), в к-рой был захоронен мужчина с богатым сопровождающим инвентарем (серебряные и бронз. украшения, бронз. секира-клевец, жел. наконечник копья, нож, каменный оселок, кремневые наконечники стрел, берестяные "футляры" и т.д. и заупокойной пищей (глиняный сосуд, кость быка). Здесь же лежали обломки каменных плит, в т.ч. одна с орнаментом. Дно могилы было покрыто тонким слоем пепла и угля..."
   http://www.ihist.uran.ru/_ency-show-59
   Данное описание очень напоминает захоронения знатных русов эпохи викингов, но совершены они на 1000 с лишним лет раньше. Нужно особо подчеркнуть, что наблюдается полная историко-культурная преемственность населения Вятского региона на протяжении не менее 3 тысяч лет. Видимых археологических разрывов между разными вятскими культурами нет. Можно говорить о непрерывном проживании людей на данной территории. Смена материальных культур происходила за счет внешнего влияния, так как обитатели Вятки никогда не замыкались, поддерживали торговые и человеческие связи с соседними и отдаленными регионами. Приток новых лиц и идей приводили к видоизменениям, но сохранялся и древний пласт культур и их носители. Будины (вотины) - это предки вятских поселенцев северо-азиатского происхождения (удмуртов), а гелоны - хлыны, европейского греческого происхождения, предки вятских русов. Жили они в соседстве на берегах реки Вятки, которая издревле имела двойное название: Холун и Ватка.
  
   О происхождении гелонов можно сказать следующее. Геродот приводит такой рассказ о скифах:
   "Следуя за киммерийцами, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян. Когда затем после 28 летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами: они встретили там сильное вражеское войско. Ведь жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами... От этих то рабов и жен скифов выросло молодое поколение. Узнав свое происхождение, юноши стали противиться скифам, когда те возвратились из Мидии. Прежде всего, они оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера. Когда затем скифы пытались переправиться через озеро, молодые рабы, выступив им навстречу, начали с ними борьбу. Произошло много сражений, но скифы никак не могли одолеть противников; тогда один из них сказал так: 'Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. По-этому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам, т.е. свободнорожденными. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться'... Услышав эти слова, скифы тотчас последовали его совету. Рабы же, устрашенные этим, забыли о битвах и бежали".
   Это сообщение перекликается со "Сказанием о вятчанах":
   "В лето 6682-е (1174) в Великом Новеграде бысть великий князь Ярослав сын Владимеров. И посла боляр своих и воевод со многими силами из Новаграда под град Корсунь. Они же быша тамо под градом и стояша семь лет. Жены ж их ждаша мужей своих в Новеграде многое время и недождя, чающе их побитых, и начаша жити за немощь естественную болярыни и княгини и служилых людей жены совокупишася с холопи своими, а простии також с чюжими мужи. И по окончании семи лет приидоша вестницы в Новъград, что идет все воинское во свояси. Жены же их и дщеры слышаша приход их и убояшася и с теми своими рачители из Новаграда бегуяшася и приидоша на реку великую глаголемую Каму и поставиша подле град и нарекоша имя ему...".
   По некоторым признакам, речь идет о Елабужском городище. Дальше беглые рабы перебираются на Вятку (отождествление их с новгородцами вызвано политическими соображениями времён написания сказания). То есть, косвенно подтверждается переселение с Причерноморья на Вятку скифских восставших рабов, которые могли быть греческого (европейского) происхождения (Геродот называет таковыми гелонов). 
Таким образом, есть основания вывести одно из имен вятчан - Хлыны - от Гелонов, живших еще до нашей эры на правобережье Вятки. На левом берегу в ту пору и до наших дней проживают рыжеватые будины-удмурты.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Дополнение. Историки прошлого отождествляли будинов с предками вотинов-удмуртов. В частности, вятский Вештомов. В качестве города Гелона они видели Елабужское городище.
На карте распространения рыжеволосых среди населения Европы выделяется отдельное яркое пятно с центром на территории Удмуртии. Среди удмуртов и их соседей вятчан действительно велик процент рыжих. Рыжие волосы в Зап. Европе можно связать с расселением Скандинавских викингов. Но были ли какие-то связи между населением Прикамья и Скандинавии? Прояснение данного обстоятельства будет дано в следующей статье.