Кучков и Кошкаров

   Выше были рассмотрены свидетельства переселения на Оку в 9в. ославяненных финно-угров с Вятки. Также было высказано предположение о возвращении части вятичей в 12в. обратно на Вятку. Поищем подтверждения этого события. Нужно напомнить, что в последний период существования вольных вятичей территория их обитания сместилась на север в бассейн р.Москвы. Ими были построены здесь довольно значительные города и селения, в том числе Москва. Первоначальным названием ее было Кучков. Городок был взят Юрием Долгоруким и в дальнейшем поименован Москвой. По одной из легенд, князь Юрий Долгорукий утопил в Чистом пруду боярина Кучку, владевшего окружающими селами и землями. На месте боярских владений этого Кучки, как сообщает Тверская летопись, в 1156 году Юрий заложил в устье реки Неглинки крепость. В Ипатьевской летописи под 1176 г.: 'Идоша с ним до Кучкова рекше до Москвы'. Кучков город упомянут в Новгородской берестяной грамоте 1160-80г. "Поклон от Душилы Нясте. Я пошел в Кучков. Хотят ли ждать или не хотят, а я у Федки, отдав ей браслет, своё возьму". - Из неё просматриваются близкие связи населения Новгорода и начальной Москвы.
  
    []
   Вероятно Кучка был из вятических старейшин или князьков, отстаивавших свои земли от притязаний Киевских и Суздальских князей. Кучкова дочь Улита стала женой Андрея Боголюбского (болгарка, как ее зовут в летописи, участвовала в заговоре против мужа и была казнена), а уцелевшие сыновья жили в Булгарии и Руси. Непризнанная официальным научным сообществом Булгарская хроника Джагфар Тарихы связывает этот род с потомками предводителя вятичей Ходоты, бывшего в родстве с династией Киевских и Булгарских правителей.
   Возглавил вятичей "сын Мардана - Хадаш или Хаддад. Мардан был сыном Джилки (правителя булгар во 2 пол. 9в.) и мурдаски, а матерью Хаддада была буртасская бика Леклек, поэтому он пользовался любовью и доверием как наших буртасских булгар, так и ульчийских мурдасов, которых называли батышцами (вятичами)". Выражение "ульчийские мурдасы" соответствует "ославяненные беглые именьковцы".
  
   'Хаддад был очень гордым, и когда после смерти Мардана беллакские бии предложили ему возглавить их (буртаская удельная область Мардан-Беллак в правобережном Поволжье), то отказался и сказал: 'Если я и займу какой-либо трон - то только канский'. Осенью 930 года, когда возмущение народа правлением Газана достигло предела, он счел удобным моментом для захвата трона и двинулся из своей станции Кубар или Хорысдан на Болгар. Однако переправиться через Идель у Арбуги ему не удалось из-за действий флота Хума (Волжские русы-сканды), и он отступил в Буртас. Зимой уже Газан двинулся на него, но Хаддад со своими ближайшими джурами (рыцарями) ушел к батышцам. Те, пораженные великолепием одежд и оружия эмира и его воинов, избрали Хаддада своим беком' (воеводой).
   "В память о своем бегстве Хаддад назвал себя Качкыном, и его род стали называть Качкынами или Хаддад. Свою столицу (вятичский Кордень-Кордно), построенную по образцу буртасских городов, он назвал именем своего последнего булгарского пристанища - мензеля Хорысдан (Коростень к востоку от Киева). А сам Хаддад Качкым и его потомки были опасны для правителей Булгара и Руси, как принцы дома Дуло и, значит, претенденты на оба трона (Киевский и Булгарский), поэтому и те, и другие не жалели усилий для искоренения этой булгарской династии. Долгое время труднодоступность Батыша спасала дом Качкынов. Однако в 964 году Барыс отнял у них Кан (Муром), а в 1088 году капские батышцы отняли у Батыша и Кисаискую область (Рязань). Наконец, в 1112 году Булымер-Карак (Владимир Мономах) штурмом взял Хорысдан в отместку за приют, данный Качкынами куманам Шарыхана, и оставил последнему потомку Мардана Хаддад-Шамгуну лишь небольшую часть Кортджака (окрестности Москвы)".
  
    []
  
   В 964 году Киевский правитель Святослав (Барыс-Пардус) сговорился с булгарами и Волжскими русами о нападении на Хазарию.
   'На обратном пути Барыс (за сотрудничество с хазарскими буртасами) выбил сына Хаддада Алыпа из Кана (Муром). В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: Батышцев (вятичей) считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев и мурдасов (славян и именьковцев). На самом деле батышцы являются потомками мурдасов и садумского (скандинавского) племени Худ, некогда владевшим Русью. Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси (Киева), чем Барыс, и постарается при случае их осуществить'.
  
    []
   Родословная Кучковичей (Качкынов)
   http://skolo.ru/personality-dynasty/145-rodoslovnaya-kuchkovichey.html
  
   "А его сын Яхам, названный так в честь дяди Яхама, украшал храм в балынском городке Джурги и в... А сын его Абархам, бывший членом ордена 'Эль-Хум' и дававший на содержание этого братства большие средства, был убит уланами возле булярской церкви 'Нишан'... Опасаясь осквернения могилы отца, сын Абархама Ас разрешил перенести его останки в Булымер (во Владимир), откуда когда-то ушел в Булгар Аслан".
  
   Род Хаддада по мужской линии происходил от булгарского канна Габдуллы-Джилки (отец Киевского князя Игоря Старого). В его военно-рыцарском окружении, с которым он пришел на Оку, видимо, были потомки скандинавов-датчан из племени Худ (в 9в. служивших при Киевском хазарском наместнике Худе). Породнившись с мурдасами, их потомки стали военно-дружинным сословием вятичей-батышей. Вероятно, именно эти русы возглавляли описанные выше военные походы на границах вятичей с Киевским княжеством и хазарами. О потомках Алыпа сообщений нет. Однако другие потомки Хаддада (Московские Качкыны-Кучковичи) жили в Булгарии и занимались северной торговлей до Печоры и Оби. Гусман основал город на р. Юг (вероятно, Гледен). Кто-то из их рода вполне мог в конце 12в. построить на Вятке знаменитый город Кошкаров: Кач-кар - 'город Качкынов'. (Кар на пермских языках значит город, например, Иднакар - город Идны)
   Этому есть косвенные свидетельства. На Вятке в окрестностях Слободского встречаются фамилии Кушковы и Кучковы, а также соответствующие им названия деревень. Носители этой Вятской фамилии могут быть как-то причастны к роду Кучковичей или быть выходцами из древней Москвы. Слово Качкар в тюркских языках означает "племенной баран-вожак". Символ 'Кошкар-муйиз' ("бараньи рога") известен всем евразийским кочевникам и является древним знаком изобилия. Завитки напоминающие рога барана, совмещены с неким вертикальным элементом. Можно предположить, что такое название пошло от вида этого символа напоминающего витые рога барана. С другой стороны, Кучковичи (а также Киевские и Булгарские князья) были из гуннской династии Дуло, у которой родовой герб (тамга), по описанию в Джагфар Тарихы, выглядел так:
   Ψ, - где знаком I отмечается топор, а знаком W - лук. Самое интересное, что у провинции Бийсу (начиналась от Вятки-Нукрат и шла до устья Печоры) был (и остается ныне у вятчан) очень схожий по виду герб - натянутый лук. Похожая на него тамга была и у булгарской провинции Тубджак - Сев. Казахстан. Из всего этого следует, что название Вятского города Кошкаров может быть связано с князьями рода Дуло - Вятичскими Кучковичами. (Замечу, что булгары с принятием мусульманской веры отказались от своего древнего символа). В просторечии по внешнему сходству эмблема получила прозвище "бараньи рога".
    []
   Монета Киевского князя Владимира Святославича с трезубцем, герб Вятки, кошкар-муйиз.
  
   Кроме этого, есть еще одно важное обстоятельство. После ухода вятских людей на Оку в 9в. в междуречье Вятки и Ветлуги пришли предки марийцев. В 12 веке заселены были также и средняя Вятка и Чепца. Поэтому для устройства нового Кучкова города было выбрано свободное место выше по реке Вятке. Это соответствует сделанному предположению, что старое название Слободского города было Кошкаров.
  
   От средневекового Слободского города ещё в конце 19 века сохранялся дугообразный вал длиной около 180 м, высотой до 4 метров и шириной в основании более десяти. Археологические находки, добытые д. и. н. Л. Д. Макаровым (Ижевск) в ходе разведочных исследований на остатках вала и вдоль кромки берега, дали ему основание говорить о возникновении здесь русского города в 13 веке на пустом месте. В настоящее время остатки вала Слободской крепости представляют собой небольшой продолговатый бугор между зданием полиции и Екатерининской церковью. Внутри него были обнаружены деревянные укрепления различных конструкций, отражающие этапы перестройки городовых стен. В восточной части вала сохранились ряды брёвен, скрепленных с помощью крюков (сучьев), что характерно для городов западных славян 8-10 веков. Внутривальные конструкции подобного типа изредка встречаются в стенах детинцев древнерусских городов: Минска, Витебска, Киева, Москвы (сер. 12в.), Твери, Смоленска и Новгорода (Рюриково городище, городки на Маяте и Луге 10в.). Все они относятся к домонгольскому времени. Как видим, такие деревоземляные стены применялись при строительстве ранних и притом важнейших крепостей Древней Руси. Это весьма интересный и неожиданный факт, ничего подобного на Вятке и на сотни километров вокруг нет. Исходя из него, укрепления Слободского детинца были сооружены не позднее середины 13в. Ближайший по времени и пространству тип данных древо-земляных укреплений - древнейшая Москва, город Кучковичей.
    []
   Рис. Г. В. Борисевич. Строительство Москвы в 12в. В качестве фундамента для деревянных срубных стен сделан древо-земляной вал с крюковыми конструкциями. Вероятно, аналогично было устроено и в Слободском городе.
  
   Крюковые сооружения применялись западными славянами в чешских и польских крепостях в VIII-XI веках. В их основе лежал разреженно уложенный перпендикулярно оси вала параллельный ряд бревен, порой закрепленных колышками. Поверх наката перпендикулярно размещали длинные лаги; бревна порой скрепляли крюками из обрубленных сучьев. Выше накаты вновь чередовались с лагами, а внутренние пустоты засыпались грунтом. На Руси крюковые устройства единично обнаружены в городских валах конца XI - середины XIII вв., а в массовом количестве изучены в Змиевых валах (территория Украины), где встречаются и двухрядные сооружения с внутренней грунтовой забутовкой.
  
    []
   На поперечных бревнах решетчатого каркаса укреплений оставлены мощные ветви в качестве крючьев, что позволяло существенно увеличить размеры деревянной основы земляного оборонительного вала. Первоначально такое укрепление имело вид вала с очень крутыми склонами высотой до 3,7 м. Зарубежные исследователи считают крюковые конструкции остатками вертикальных древо-земляных стен, а наши - основой валов, на которые ставили деревянные стены. Но одно другому не мешает: на старые древо-земляные стены как на фундамент ставили новые срубные стены.
  
   О судьбе Вятских Кучковичей сказать что-то определенное невозможно. Невдалеке от Слободского на другом берегу Вятки расположено крупное татарское селение Карино, известное с 15в. своими Вятскими Арскими князьями спорного происхождения. По Булгарской хронике потомки Хаддад-Шамгуна жившие в Булгарии были мусульманами.
  

Комментарии

Аватар пользователя bookreader

По Булгарской хронике потомки Хаддад-Шамгуна жившие в Булгарии были мусульманами.

По телевизору сказали, что главные мусульманские святыни находятся в  Саудовской Аравии (охотно в это верю).   А как известно Константинополь (современный Стамбул) был захвачен мусульманами только в 1453 году.  Напрашивается вывод, что до этого момента мусульман не должно быть севернее Константинополя.   :) 

 

 

Аватар пользователя skygrad

О принятии ислама волжскими булгарами в начале 10века есть подробнейший отчет багдатского посланника ибн Фадлана Путешествие на Волгу. Советую ознакомиться.