Родина казачества (1 часть)

 "Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей) заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино*) и ряд других селений (Кошкаров и Мукулин). Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238-41 гг.
   После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами" (жили в Карино).
   (комментарии в скобках кроме отмеченной * - Е. Х.)
   Это цитата из 2 тома булгарской хроники Джагфар Тарихы, из которой следует, что первый казачий корпус был сформирован опальным правителем булгар Гази Бараджем в качестве своей гвардии из заказанских язычников-гарачцев, в которых легко видеть потомков берладников (западных бродников, выходцев из галичан) поселившихся на Волге в пограничье русских и булгар в конце 12 века (горные мари). С помощью этих наемников в 1229г. он захватил власть в Булгаре, но был обвинен в симпатиях к христианам, свергнут и бежал за помощью к подступившим к Булгарии монголам. Гарачцы же поселились на Вятке и участвовали в походах монголо-татар и булгар на Русь и западные страны. По иностранным источникам войско монгол в западном походе 1242г. состояло из русских, булгар, половцев и бродников. Именно воины-наемники, бродники, поселились на Вятке в ту пору. Учитывая дальнейшее существование Вятской республики, роль Вятки в происхождении русского казачества очень важна. О происхождении Яикского Уральского казачества от Нукратских гарачцев прямо говорит тот же цитированный Ахметзян Култаси. Однако комментатор ДТ дает такую трактовку происхождения казачества:
   "В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, Булгарский царь Гази-Барадж предложил своему Монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из Булгарских кочевников Украины (анчийцы и коубийцы) - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу 'казак' (трезубец) и имя 'казаки'. Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим Булгаро-Монгольским командованием до середины 14 в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из Булгар-Xристиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды Чиркесов.
   Еще в 10 в. Булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников Булгары называли 'чиркес', что по-Булгарски значит 'бродящий, вольный (чир) человек (кеше)'. Русинцы переводили это слово, как 'бродник'. Большинство Чиркесов были Украинцами-Xристианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), Чиркесы поступили на службу Монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, Чиркесы остались на Монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, Монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, Украинцев-Казаков. Постепенно для Чиркесов название Казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а Казацкий 'трезубец' - гербом. Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, Украинские Казаки-Чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды. Центром независимого Украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. С этого времени Булгаро-Казацкий трезубец вновь возвращается к Украинскому народу в качестве все-Украинского символа".
   Это текст Ф.Нурутдинова, его трактовка сообщений булгарских хроник во многом повторяет гипотезу о формировании казачества в недрах Ордынского государства на основе бродников и северо-кавказских черкесов. Однако он игнорирует некоторые упомянутые выше сообщения самой ДТ, поэтому полностью принимать на веру сказанное им нельзя. Хотя бы потому, что он не располагал всеми доступными ныне археологическими фактами по Вятке и соседним землям. Начнем с важнейших для нас имен - козаки и черкасцы, именно так они звучали в 15-16 веках. Инострацы побывавшие на Днепре в 17 веке описали изначальных козаков как членов некого рыцарского ордена, традиции которого к тому времени были уже отчасти утрачены ввиду массового притока новобранцев. При этом они отмечали приверженность козаков к "русской вере", навыки мореплавания и судостроения, храбрость, но недостаточную уверенность в конном бою. Имя козак географ Боплан обьясняет как производное от слова "коза". В этом можно видеть косвенное подтверждение сообщения ДТ о трезубце, как символе козаков. Трезуб, и особенно его вариант двузуб, напоминают рогатую голову козы. Другое дело, когда и при каких обстоятельствах этот символ появился у козаков. Из текста Нурутдинова следует, что первые ордынские казаки и "чиркесы" были христианами. Народ черкеслар жил еще недавно на территории Татарстана вблизи низовий Вятки, так звали татар-христиан, крешенов. Кроме того, известно, что кавказские черкесы также поначалу были христианами. Из этого мною было сделано предположение, что слово черкасцы означает "церковники", люди церкви, сторонники христиаской веры. Так могли звать всех не великоросских приверженцев восточноевропейского христианства. Козаки в пограничье леса и степи как раз соответствовали этому пониманию. В этническом плане эти казаки были не вполне славянского происхождения. Общими у них с великороссами (русскими Московии) были вера и разговорный язык.
   О гербе Вятки Нурутдинов на основе текста ДТ пишет следующее:
   "Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII - XIV вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак, означавший лук и стрелу и называвшийся 'Балуанская (Богатырская) Тамга'. Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. - в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа - князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата. До этого гербом Бийсу была старая тамга Буляра (рог изобилия), воспринимавшаяся простым народом как изображение алпа изобилия Самара. Действительно, на суровом севере булгарам так хотелось тепла и сытости юга... Интересно, что московские власти, захватившие в 1489 г. западную часть булгарской губернии Нукрат (Вятка по-русски), сохранили за городом Нукратом (Вятка, современный Киров) его старый булгарский герб - лук со стрелой".
    []
   Вятский символ на печати Ивана 4
   Во время осады Буляра русскими в 1183г. Мер-чура со своми воинами сидел в зиндане. По сообщению ДТ из тысячи нукратцев взятых в плен в ходе карательной акции против них, выжило три сотни. Они были освобождены восставшими жителями столицы и участвовали в обороне города. Интересно, что в это же время в плену находились и аркочцы-берладники, против которых также был карательный поход. В самом тексте 1 тома ДТ (летописи Гази Бараджа) аркочцев нет, их там называют гарачцы, часть которых по сообщению Култаси перебралась в 13 веке на Вятку. Связь или даже тождество аркочцев, колынцев-нукратцев и гарачцев явно прослеживается. Поэтому Вятский герб с натянутым луком может быть связан с аркочцами - галицкими берладниками. Особенно если вспомнить о божестве западных славян с острова Аркона - Свентавит с изогнутым луком.
   Гербом хонов рода Дуло (гунских и булгарских правителей, Атилла, Кубрат, Алмуш и др.) был символ балтавар, топор-лук, напоминающий по виду трезубец или натянутый лук-арбалет: "некоторые видели в знаке Балтавар изображение лука и стрелы или сокола". Вятский герб (натянутый и наклоненный лук) в первоначальном виде более схож с арбалетом, старое название которого, - роженцы (рожки, концы натянутого изогутого лука назывались "рога"). Древний герб Киева очень близок к Вятскому. Обьяснение этому может быть разное. Но учитывая сообщение ДТ о казацком трезубце, можно полагать, что казаки бежавшие с Вятки в конце 15 века вернули на Днепр древний символ.
    []
   Обратим внимание на то, что основные цвета Вятского герба совпадают с цветами Украинского флага, которые связывают с Галицкой землей. Напомню, что вятские ватаманы носили полосатые желто-синие шаровары. Появление галицких символов можно обьяснить прибытием в конце 12 века в Волго-Вятский регион галицких бродников. В ДТ говорится также что символом восставших против властей в ту пору было изображение грача, как и галка, птицы из вороновых, - символа галичан. Первых казаков поселившихся на Вятке в ДТ называют гарачцы, от слова гарач, грач, Кар или Гар - ворон на многих языках (от характерного "карканья" этих птиц). Грачами в ДТ названы восставшие в Булгаре сторонники братства Эль Хум, на знамени которых была эта птица. Само братство пошло от мечети, построенной в Биляре по завещанию конунга Хума после похода волжских русов 943-944 г. на кавказских мусульман. В дальнейшем братство базировалось в Елабужской крепости. Вероятно, это была разновидность суфизма, мистического течения в исламе известного своими замкнутыми братствами, чем-то схожими с западно-христианскими рыцарскими орденами. Гарачцы же (галиджийцы, галичане, галлы) были западно-славянскими язычниками, а позже мусульманами и христианами. Общим для всех этих групп была древнерусская дружиннкя культура и территориальные интересы (Волго-Вятское междуречье и торговые пути по северным рекам).
  
    []
   Казацкое надгробие 18в. на Украине (Трахтемиров). Подобный символ (сочетание креста и полумесяца) был на знаменах казачих полков, позже полумесяц заменяли подковой или луком. Схожий символ был также у казахов (потомков ордынских казаков). По ДТ провинция Тубджак (Сев. Казахстан) имела герб булгарского рода Дуло - балтавар, который по виду схож с Вятским гербом - натянутым луком.
    []
   Казахский орнамент "кошкар муйиз" - бараньи рога.      
    []
   Каменные кресты - качкары в Армении. Просматривается сочетание креста и полумесяца (круга).
        http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/index.html Книга про качкары. http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/illustrations-1.html Илл. ранних качкаров.
  
    []
   http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/ukraine/cosaccos.htm Знамя Богдана Хмельницкого
  
      Большое знамя (хоругвь - корогвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой - белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею".'Абданк' - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры 'W'. C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем. http://www.vexillographia.ru/ukraine/cosaccos.htm
    []
    []
      Из этого видно, что символика и религиозные пристрастия казаков были очень близки к Вятским. Те же святые: Николай-Микола и Михаил архангел; лук-арбалет (потом его заменил новый вид грозного оружия - мушкет, ручница); лапчатый крест. Кошкаром (рога барана или козы) звали вариации герба рода Дуло. На части русских, казачих и вятских церквей этот символ до сих пор - сочетание креста и полумесяца. Думаю, границы распространения этой символики совпадают с территорией влияния булгар. Очень схожий с армянскими качкарами символ - Процветший крест - был связан в Византии с культом св.Николая Мирликийского, часто трактуемый как якорь.
         []
   Однако сам символ имеет очень древнее происхождение и связан с культом плодородия, мужского и женского начал.

Комментарии

Аватар пользователя bookreader

Skygard, Вы пишите: 
Рабская психология прививалась веками, вероятно, произошли изменения на ген уровне. Быть холопом стало привычно и даже удобно. 
Изменения на ген уровне происходят постоянно. Я про мутации. Полезные с помощью отбора (влияния внешней среды) закрепляются в следующих поколениях, а неактуальные выбраковываются. Это закон природы. Нет оснований сомневаться в его применимости к человеческим существам.
Отбор действует на всех без исключения, даже на полностью изолированные группы живых организмов на далеком острове. Но характер воздействия окружения (среды) и его результаты отличны. Казаки изначально жили в пограничье государств, отбор здесь был направлен на выживание более крепких и ловких, способных к войне, особо своевольные выдвигались в атаманы .  
В дальнейшем по мере укрепления гос власти в России и расширения ее территории, казаки часто бунтовали в стремлении сохранить свои вольности и привелегии. Власть старалась их приручить, но вместе с тем, уничтожить более своевольных. Казаков использовали для наведения порядка в городах и весях в предреволюционный период, это вызвало недовольство к ним в народе. В ходе большевицкой революции казаки стали врагами новой власти, так как она хотела всех сравнять и подчинить целям переустройства общества.  История сложная. 

Похоже  это все  проповедует наука - "педагогика".  Имеется ввиду, что как бы можно научить кого угодно и чему угодно.  Но по моему скромному мнению - это "лженаука".
Был такой фильм в 2012 году "Джанго освобожденный".  Такой резвый афроамериканец, одет как "янки", ездит на лошади как "янки", говорит как "янки", пистолет у него как у "янки" и т.д.  И вот он приходит к своему бывшему рабовладельцу, что бы отомстить за свои "мучения". А рабовладелец и говорит ему: А ты думаешь я тебя наказывал потому что не люблю негров?  Совсем не поэтому -  просто после наказания негр становится лучше. Но негр это всегда - раб. И достает  череп (одного из бывших рабов) и показывает Джанго - "Смотри, у негров есть три выступа внутри черепа. У белых этого нет.  Это происходит потому что в этом месте у белых часть мозга которая не дает им быть рабами".  :)  
За точность "перевода" не ручаюсь - всетаки 6 лет прошло...   (это я так понял сюжет фильма). 

Первая мысль у меня была - "А почему автора фильма не обьявили расистом и не запретили этот фильм?"    Но как оказалось фильм не о расизме и не о превосходстве "белых" над "черными".  Дело  все в том, что у индейцев северной америки (т.н. - "краснокожих")  эта часть мозга еще больше развита чем у "белых". :) 
Суть в том, что в америке есть институт который изучает проблемы старения человека, и они выяснили, что старением управляет мозг большей частью (я так понял).  В америке  есть очень много богатых людей которые вообще не заморачиваются на эту тему - один торлько Дэвид Рокфеллер (самый богатый человек в мире, недавно умер) поимел 7 сердец от других людей (и неизвестное количество разных органов).   И побочным эфектом они выяснили, что у афроамериканцев нет той части мозга (а именно которое отвечает за рабство) - от слова "вообще".   Т.е. это все наука о мозге, самые передовые ее достижения -  и никакого расизма.
Но первые конквистадоры в Америки об этом узнали лет на 500 раньше.  Ну посудите сами, сколько лет не пытались заставить  индейцев северной Америки работать на плантациях - никак не получалось. Что они только не делали...   Говорят, что в 1492 году их было там 100 миллионов.  А сейчас осталось меньше 5 (числа совпадают с казаками).   И пришлось  рабовладельцам возить рабов за тысячи километров - дорого, трудно, но что поделаешь. 
А вы говорите, что используя "воспитание" можно добиться каких то там результатв...  Нет, ну конечно, когда ни будь "эта часть мозга" вполне может - "отрастет".  Но, думаю, мы с вами не доживем (до этих счастливых дней).   :)
Что касается казаков:  Как отличить казака от неказака?  Это "архиважнейший вопрос" (как любил говорить Ильич).   
Тут один путь: построить всех претендентов на звание "казак" - в ряд, и сказать им:  "всех кто откажется быть рабом - пристрелим".  И начать их отстреливать.  Типа: "Будешь рабом? Нет? - Бааххх...".  И вот только те кто отказался быть рабом и есть "казак".  Ну как индейцы в америке...  Только про индейцев в Америке хоть фильмы снимают - а у нас даже и этого нет.  И резервации у них там есть!     :) 
Так вот, у казаков,  очевидно эта часть мозга тоже присутствует, и в не меньшей степени чем у индейцев северной Америки.   
Будем ждать пока "отрастет" эта часть мозга  у всех остальных?  (это шутка)  :)) 

Аватар пользователя skygrad

Генетика и естественный (искусственный) отбор имеют отдаленное отношение к педагогике. Человеческие этносы можно сравнить с подвидами и породами животных. В первом случае отбор идет силами и средствами самой Природы, а во втором - этим занимаются селекционеры, функции последних исполняют власти в тоталитарных государствах с их органами наказания и подавления неудобных ей индивидов, а также, путем поощрения поклалистых и смирных.

Ваш пример с отстрелом применялся как раз для выбраковки опасных для власти лиц. Выживали готовые подчиниться - рабы. Между "дикарями" Америки и Африки была только одна разница: последние будучи привезенными в Новый Мире, оказались в незнакомых условиях, что и приводило к их покорности. Буйных и беглых уничтожали, таким образом шла селекция. Местные индейцы легко сбегали. Индейских женщин янки использовали в качестве жен. Отчего их потомки приобрели специфические черты внешности. Вспомните старые фильмы Штатов, там среди актеров полно таких метисов. 

Казаки также неминуемо менялись в протяжении своего исторического пути. Раннее казачество, видимо, отличалось собственным этническим типом, но постепенно в него вливались выходцы из других этносов, в основном, различные русские и татары. Существовал также значительный по числу класс городовых казаков, они квартировали по всей России 17 века кроме Вятки, что само по себе уже примечательно. Эти казаки наверняка отличались от живших на Донской и Днепровской окраине.

Казака от неказака отличали легко: брали с собой в поход, если выживет и отличится храбростью - значит Казак!

Skygrad, с интересом прочитала вашу статью. Мои предки родом из деревни Воронье Малмыжского уезда Вятской губернии (сейчас Кильмезский р-он) https://rodnaya-vyatka.ru/kvr/places/50801/9695  Моя бабушка говорила и от других родственников слышала, что их предки и фамилия Коршуновы из казаков. Я посмеивалась:"где вы и где казаки". Сейчас стала заниматься составлением родословной и меня очень удивил тот факт, что в деревне Воронье 20 семей с фамилией Коршунов.   https://rodnaya-vyatka.ru/kvr/families/6001  В Вятской губернии самое плотное проживание Коршуновых в 19 веке. Считается, что основано Варонье переселенцами из густозаселенных районов в 1834г Эта дата была опубликована в статье в районной газете. Заложили камень с датой основания деревни. Никто не помнит откуда она взялась, но судя по Ревизским сказкам 1858 просматривается несколько семей первопоселенцев. Фамилии Коршуновы, Дударевы, Коротких я расписала до "отцов -основателей" Но родословные линии подтверждены записями в метрических книгах и ЗАГС  с 1890-1900х до нашего времени. Обращалась к краеведам местным  в районный архив , областной архив . Встречались ли вам какие-то источники о переселениях казаков. Или губернские  приказы о переселении крестьян из густонаселенных районов губернии. Имеет ли место версия о казаках в Малмыжском уезде в 19 веке или ранее? 

Аватар пользователя skygrad

Fay, посмотрите здесь о казаках на Вятке Харин Евгений Анатольевич. Родина казачества (samlib.ru)

Skygrad, я читала эту статью, спасибо. Почему и решила Вам написать.

Встречались ли вам какие-то источники о переселениях казаков. Или губернские  приказы о переселении крестьян из густонаселенных районов губернии. Имеет ли место версия о казаках в Малмыжском уезде в 19 веке или ранее в 18?  О том, как возникли казаки на Дону, ваша вершия понятна. Она очень интересна! Обратного процесса в 17-18 веке быть не могло?

    Fay, а зачем, с какой целью, казакам, которые являлись полупривелигерованным сословием, переселяться в Кильмезь? Что бы потерять все привилегии и стать обычными государственными крестьянами?

    vikt0r, спасибо! Значит версия бабушки, о том что они из казаков, нежизнеспособна. Может быть на это повлияло, что у одного из героев "Тихого Дона" была фамилия Коршунов;))) Отец моей бабушки прадед Коротких на фотографиях когда ему было за 70 выглядит как настоящий казак с залихватским чубом и военной выправкой.  Бабушки рассказывали, что никогда не было смешанных браков, хотя вокруг татарские ,марийские, удмуртские деревни. Было не принято. В деревне из 600 чел исключительно русские по переписям. Женились на своих с кем переселились- по родословной сплошные родственники, только дальние. Значит будем искать из какого уезда Вятской губернии были переселены в 1834г по метрическим книгам. 

    Аватар пользователя skygrad

    их могли высылать на Вятку за бунты. Но вообще говоря, всё мужское население Вятки в 16-17 веках негласно считалось казачеством.

    Огромное спасибо, будем искать!

    Смотрите в ревизии 1834 г. Если починок возник тогда, то должно быть указано откуда переселились. По Вятской губернии все переселения крестьян оформлялись указами Вятской казенной палаты. Ну а про казачество в 17 веке можно получить сведения из имеющихся переписных книг. То, что все население Вятки считалось казаками - не согласен, выдумки это. Действительно в переписях казаки встречаются, но словом "казак" на Вятке называли свободных наемных работников. Никак не военное сословие.

    Сослать на Вятку за участие в бунтах, конечно могли. Но таковых фактов 18-19 вв., подтвержденных документально, неизвестно.

    vikt0r, благодарна вам за комментарий! До ревизии 1834 пока не добралась, поскольку родословных веток из одного починка много, расписала всех включительно до  переписи 1850. Хотя сейчас в разговоре с вами подумала, что конкретика не принципиальна, поскольку переселенцами были все в деревне, может плюс минус другой год или другой починок для какой то фамилии . Я спрашивала в областном архиве про указы о переселении, мне сказали , что таковых нет. Не подскажете номер фонда или это может быть раскидано по разным фондам? Значит сначала надо уточнить год и поднимать указы за этот год Вятской казенной палаты? В нем искать причину переселения: густонаселенность, эпидемии и тд? Еще очень интересно: существуют переписные книги казаков по Вятской губернии в 17в?  Это книги по районам или общая по вятской губернии какого -то военного ведомства, там может быть указано, из какого починка служивый? По переписям 1850 и 1858г в каждой семье один или двое из мужчин  (не 1 сын) был на службе. Это обязательно для каждой семьи? Это 25 лет? Кстати в переписи 1850 не написано откуда они прибыли, просто указывается кол-во лет по предыдущей переписи. Все числятся государственными крестьянами. Значит уже не казаки?

    Я встречал в ревизских сказках указания на №№ и даты указов Казенной палаты о переселении. Сохранились ли сами указы - не знаю.

    Про казаков на Вятке в 17 в. я уже написал выше. Никаких переписных книг о них нет, т.к. казаков не было. Что им тут делать? Казаки - жители дикого поля, пограничья. Они жили на Дону, Урале, Запорожской украине, Сибири. В более ранние времена, когда Вятка была окраиной русского государства, тогда возможно казаки здесь и жили, но в переписных книгах их нет. В 19 веке их здесь точно не было, т.к. ревизии сохранились.

    Если у Вас есть записи, что кто-то в семье "был на службе", то прошу их воспроизвести точно, процитировать. Если написано "в рекрутах" - то тем более не казаки, казаки от рекрутской повинности были освобождены.

    Срок службы рекрута: https://ru.wikipedia.org/wiki

    Из-за эпидемий не переселяли, переселяли из-за нехватки земли.

    Аватар пользователя skygrad

    vikt0r на Вятке в 17 веке не числилось ни одного казака, лишь несколько десятков служивых людей вроде писарей и пушкарей. Это единственный регион такой, в других хотя бы по сотне казаков, видимо, присланных. В поздние века на Вятке казаки были но они приписывались к другим войскам (Сибирскому и тп). С другой стороны, вятчане легко становились казаками при переселении за пределы Вятки, этому способствовал их статус вольных людей, отчасти даже бывших как бы "иностранцев". Эти наблюдения в купе с домосковской историей региона дают основания считать вятчан 17 века в правах как приравненных к казачеству.

    vikt0r, я посмотрела фото ревизской сказки 1858, там написано в каждой семье моих предков по 1 мужчине (не 1 сын) "отдан в рекруты в 1855" . Может быть так совпало, но на всех 15 листах, что я фотографировала в каждой семье отдан в рекруты в 1853-1855. Спасибо, что обратили на данный факт мое внимание. Значит государственные крестьяне. А годы как раз Крымская война, это может быть дополнительным призывом? Прочитала статью в википедии про рекрутов ;)) Все правильно Крымская война. Посмотрела метрические книги предков мужа. В метрической книге Главно-Холуницкой волости и завода при крещении ребенка отец записан "крестьянин (в запасе армии)" 1897год Отцу ребенка на тот момент  27 лет И таких записей крестьянин (в запасе армии) на 1 стр при крещении других детей повторяется 3 раза. Это все работники завода. У мужа прадед был кузнецом это мы точно знаем. Тогда уже в рекруты не отдавали? Поясните пожалуйста эту запись. Это связано с тем, что это работники завода? Ревизских сказок по Главной Холунице мы пока не смотрели.

    Да, после военной реформы 1874 г. произведен переход к всесословной воинской повинности. Неграмотные служили 7 лет, потом числились в запасе. С начальным образованием служили уже в 2 раза меньше, 3 года, кажется. Чем выше образование - тем меньше срок действительной службы. Вот потому они в 27 лет уже отслужили и числятся в запасе. Повинность всесословная - работники завода, как и крестьяне, разночинцы и другие сословия  - все годные по здоровью - проходили службу (не обязательно действительную, могли по жребию сразу в запас попасть). Продолжительность службы зависела только от уровня образования.

    Аватар пользователя skygrad

    В указанной ссылке в конце есть приложение заметка Катаева казака и там есть все основные переселения казаков на Вятку. Сам я занимался лишь ранней историей казачества до 18 века. О ранних казаках 15-16 в. на юге Вятки есть местные предания упомянутые мною где то.

    Аватар пользователя skygrad
    Владимир Катаев
       https://m.vk.com/id17297533?own=1#wall
       (Отрывок из записи ВК 10 апреля 2017г.)
       Как известно, территория Вятской губернии не относилась к традиционным казачьим землям, установившимся к началу ХХ столетия в Российской империи, т.е. таким, как земли одиннадцати Казачьих Войск России. Но Казачество на Вятке было и оставило свой яркий след в истории нашего края.
       Конечно это в первую очередь ушкуйники, одни из основателей Волжского и Донского казачества. Принесшие в казачество традиции, образ жизни и военное умение. Казаки на конях это уже потом, а сначала казаки на ладьях, стругах. Летописное упоминание за 1578 год, что в составе Волгского казачьего Войска появился Вятский отдел (сотня), которую возглавлял будущий покоритель Сибири Атаман Ермак Тимофеевич. Его отряд базировался в Вятском имении купцов Строгановых городке Кае (ныне Кай-городок Республики Коми) и ему было придано '...200 вольных мастеровых из Слободского уезда'. Кроме того, в Вятке были приняты есаулы Ермака Тимофеевича Иван Кольцо и Илейка Муромец (будущий самозванец Лжедмитрий II). Долгое время эти есаулы состояли в охране вятских купцов Рязанцевых, ведущих торговлю с Астраханью '...сапогами, кожами, толокном и овсом...' и их стараниями были основаны казачьи поселения на Вятке: Казаковщина, Казаковцевы, Эсауловы.
       Поход 1584 года в Сибирь Атамана Ермака Тимофеевича тоже потребовал дополнительных людских ресурсов - 200 человек на реку Туру и 200 человек на укрепление Пелымского городка. Их набирали в Слободском и Котельнических уездах. В том же году, Волгское казачье Войско набирало на Вятке 500 человек на укрепление крепости Терка (ныне это Наурский и Шелковской районы Чеченской Республики), которая в 1578 году стала центром Надтеречного Казачества (ныне Терское Казачье Войско).
       Позднее, начиная с середины 17-го века, Казачьи Войска Российской империи '...приискивали себе потомков казаков с Вятки...'. Так например, из выходцев Вятки проживающих в селе Ощепково, Тюменской губернии в 1761 году был сформирован Тобольский казачий полк Сибирского Казачьего Войска. В последующие годы, вплоть до Первой мировой войны, и другие Казачьи Войска 'приискивали' на территории Вятки потомков вольных казаков. Якутский казачий полк 1899,1905-1906 годы, Уссурийский казачий полк 1905-1906 годы, Тобольский казачий полк 1896- 1897 годы, Терское Казачье Войско 1881-1889 годы, Сибирское Казачье Войско 1889-1895 годы, Семиреченское Казачье Войско 1891-1896 годы.
       Знаменитая Отечественная война 1812 года тоже упоминается в хрониках о казаках Вятки. Когда Донской Атаман Матвей Платов бросил клич о казачьем ополчении на войну с Наполеоном, вятские городовые казаки не остались в стороне. Ими был сформирован пятисотенный казачий конный полк и шесть пластунских казачьих пеших команд общей численностью 1200 человек - всего 1700 казаков под началом войскового старшины Никиты Перминова, есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожка (Рожкова). Перед уходом в поход, казаки заложили на месте обнаружения целебного источника часовенку в честь Иоанна Предтечи, а когда вернулись из заграничных походов в 1815 году, на трофеи в этих походах заложили каменную церковь Иоанна Предтечи. Также на средства казаков были построены Донская и Пятницкие церкви (ныне уничтоженные).
       Не стоит забывать и 1555 год, Судбищенская битва с крымским ханов Давлет-Гиреем, в котором участвовали вятские казаки атамана Бахтияра Зюзина.
       По собранным материалам на севере Вятки, на территории нынешнего Подосиновского района Кировской области, вдоль реки Юг находились казачьи поселения Романово, Кошково, Ивково и другие. Там проживали казаки-северюки. В настоящее время издана книга Меньшенина В.И. 'Казаки-северюки' в четырёх томах, где подробно описывается их быт, традиции, воспитание молодёжи, ратные подвиги на всех войнах, которые вела Россия и уникальное обучение ратному искусству казака-северюка.
      

    Этот материал я часто встречал в и-нете в разных вариациях. Кое-какие исторические факты в нем бесспорно есть. Но значительная часть - что называется "притянута за уши". Личность Лжедмитрия II до сих пор не идентифицирована, фамилия Казаков может быть от казаков-наемных работников, Подосиновский район - совсем не Вятка. Бахтияр Зюзин - вряд ли казак, скорее дворянин, служилый по отечеству. Нигде в источниках нет указаний на его казачье происхождение.

    Ушкуйники - в моем понимании не казаки, а их предтечи. Сходство есть. Но никто же морских пиратов казаками не именует.

    Вышеизложенные материалы собраны, что бы идейно-исторически обосновать наличие казачьей организации в наши дни в Кирове. Т.к. они тут выполняют важную патриотическую и организационную функцию, историки помалкивают, не подвергают критике вышеприводимую полуправду.

    Аватар пользователя skygrad

    Катаев современный казак вятского происхождения, но живет не у нас. Разумеется, это его подборка и видение истории, я привел для иллюстрации так как собственно историей казачества не занимался. Но мои мысли близки к изложенным, ушкуйники наверняка предтеча русских казаков. Связь их с Вяткой прослеживается.  

    "В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде"

    как говорится, дальше можно не читать)

    Аватар пользователя skygrad

    Это закавыченая цитата современного комментатора булгарской хроники Нурутдинова. Понятно, что он говорит о нынешней территории Ураины, в прошлом тут были южнорусские княжества, Киевское, Черниговское и др.

    Обращаю внимание, казаки изначально составились из двух ветвей, первая - Нукратская, вторая - Ордынская.

    Аватар пользователя bookreader

    Между "дикарями" Америки и Африки была только одна разница: последние будучи привезенными в Новый Мире, оказались в незнакомых условиях, что и приводило к их покорности.

     

    И кто мешал возить индейцев в Африку?  Этих бы туда, а других наоборот (чартарными рейсами всех).  Все бы "перепугались" и были бы рабами... 

    Нет логики в этом.  :)

    Аватар пользователя skygrad

    Практика переселения людей с целью их дальнейшего подчинения применялась еще в Древнем Мире, вспомним рабов гладиаторов, выходцев из покоренных окраин Империи. Уж они то не были людьми с ущербным мозгом)), их ставили в условия без выбора: или жизнь или смерть. Наверняка некоторые предпочитали смерть. Так происходила начальная сортировка человеческого материала.  Кстати, некоторые рабы со временем  получали "гражданство Рима".

    Сев. Америка осваивалась активными выходцами с Европы, при этом, в южные штаты с их теплым климатом требовались сельхозработники. Местные работать даром и даже за плату не хотели, разбегались.  Индейцев с Америки вывозили, но не помню подробностей.

    Что касается перемещения (перемешивания) населения, то оно происходило в 15-16 веках на Вятке и других вновь завоеванных областях России. Вятчан вывели, на их место прислали устюжан и других русских. 

    Прошу быть ближе к нашей главной теме. 

    Аватар пользователя bookreader

    Прошу быть ближе к нашей главной теме. 

    По моим данным, первое упоминание о казаках это в 1440 году - при взятии города Рязани войсками, скорее всего,  вот того самого Тамерлана, который впоследствии построил город Булгар, рядом с современной  Казанью (это кстати недалеко находится).  Как бы до того момента и не было  слова "казаки" в обиходе.  Возможно их как то называли по другому?  Как звали жителей Рязани до нападения Тамерлана?  Возможен такой вариант, что рязанцы стали казаками после изгнания с родной земли.  Как Вам такой вариант?   А что бы говорить что казаки были еще до 1440 года - нужны какие то убедительные  факты. 

    Как говорится, "не верю", что казаки были до 1440 года... :) 

     

    Аватар пользователя skygrad

    Впервые слово «казак» приводится в 1395 году: «А монастырские люди были Иван Кащеев да Олюша Филипов на службе мона­стырской казак. Каков казак придет вновь жити, а похочет в коея нашей волости жити и промышлять и У кого станет жити, и как придет доводчик в коею волости тому чело­веку казака доводчику объявити. А прилу­нится тому человеку быть в Вирме не того ради дела у коего казаки вновь живут, и им являти приказчику самим да и пошлине дати. А который казак сойдет не объявлясь, и тот человек у коего он жил не объявит же и прикащику взяти на нем пошлина монастыр­ская и своя. А каков казак; у коего человека сбежит безвести и того человека опросити приказшику крестному целованью того че­ловека у коего он жил». (И. Г. А. Н. т. VI, 563). 

    Это первое упоминание казаков в документе. Из него следует, что казак это наемный работник, охранник и тп. 

    В Никоновской лето­писи под 1444 г. (Тамерлан громил Орду Тохтамыша в 1390х) при описании отражения набега татар на помощь москвичам «придоша  мордва на ртах (лыжах) иако казаки рязанские тако же на ртах с сулицами, рогатинами, саблями с другой стороны». Упоминание о московских казаках в походе на Казань 1468 г. Это были татары-мещеряки. Городецкими казаками назывались Касимовские татары. В Крымской орде казаки упоминаются с 1476 г., в Волжской с 1492 г., в Азовской с 1499 и Аккерманской с 1515 г. С 1531 г. упоминаются казаки Северские, Украин­ские, и Севрюки. 

    То есть, казаками звали вольнонаемных охочих повоевать молодых людей. В иностранных источниках слово казак кайсак встречается раньше.

    Фамилия татарская, а топит за хохлов - столько раз слово Украина встречается там, где ее быть не могло

    Аватар пользователя skygrad

    Название Украина появляется на картах в 17 веке. В этот период казаки играли важную роль на Днепре. Часть их вступила в договор с Москвой, остальные под ударами поляков отступали на низ, и далее ушли на Кубань.

    Мы обсуждаем связи раннего казачества с Вяткой, дела многовековой давности, имеющие отдаленное отношение к современным народам и политике. Нурутдинов писал 20 лет назад. 

    Аватар пользователя bookreader

    Казака от неказака отличали легко: брали с собой в поход, если выживет и отличится храбростью - значит Казак!

    Ну вобщем то "знакомая песня". Типа, все казаки беглые "воры и холопы".  Слышал много раз, но все без подтверждения.

    А вот мои бабушка и дедушка говорили "не на русском языке"  - и это не украинский язык 100%.  Я на украине почти  10 лет жил, учился в укаинской школе и изучал их мову.  Так что точно - это не оно.   

    В графе национальность свидетельства о рождении  моего деда стоит - "прочерк" .  В свидетельстве о рождении моей бабушки вообще нет графы национальность.  

    Вот у Вас, skygrad, в графе национальность вашего деда что написано?  (если не секрет конечно...)  :) 

    Аватар пользователя skygrad

    Все известные предки мои были вятчанами, по крайней мере, за последние 300 лет. Разговор идет о народах живших 500 и более лет назад, они отличались от нынешних. 

    Вот отрывок из документа периода Смутного времени:
         ЮХАН ВИДЕКИНД. ИСТОРИЯ ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ.
        
         "Происхождение имени. Казаки названы так татарами, а у татар это имя означает разбойников, то есть то же, что у венгров называют мартолоссами, а у итальянцев - бандитами. Название "запорожские" происходит, я думаю, от слова "табор", означающее лагерь, умело защищенный выстроенными в ряды возами, наподобие весьма сильного укрепления: в таком лагере они находят при нападении врагов последнее убежище. (Е. Х. - название запорожские он трактует явно неверно; для татар имя казак стало синонимом "разбойник", вспомним о нападениях ушкуйников и вятчан на булгарские и татарские города Поволжья)
         Происхождение народа. Сюда в старину стекались самые разные люди, больше всего из России, привыкшие жить грабежом добычи у врагов, а также (многочисленные) запятнанные бесчестием дворяне из Великой и Малой (Верхней и Нижней) Польши, люди, изгнанные за преступления из Франции, Италии и Испании. Все они обязаны следовать греческой религии и держаться русского языка, отказавшись от знатности рода, принять плебейские прозвища, отбросить всякую культурность и жить мужицкой (крестьянской) жизнью. Пока военная дисциплина у них не испортилась, они делились на роты и полки, жили в воздержании и послушании, непрерывно предаваясь войнам; необходимую пищу добывали охотой и рыболовством и больше всего уважали умеренность. Далекие от городской обстановки, чуждые невоздержанности и необузданности, они мало заботились или вовсе не думали об имуществе, гоняясь больше за оружием. В очаковских степях они часто победоносно сражались с татарами (да и турка с его галерами они не оставляют в покое, часто нападая на них в море).
         Устройство. Войско они содержат в несколько тысяч человек, соблюдают военные чины, величайший почет оказы-вают ветеранам и заслуженным воинам. Потому-то короли польские и давали им определенные права и свободы, оказывали милости, а часто и покровительство.
         С течением времени старые нравы начали портиться: воинов перестали ценить за доблесть и заслуги, а стали стекаться туда отовсюду из русских областей преступники, которых закон изгнал с родины, и бездельники, бежавшие от земледельческой работы или ремесла. Эта непригодная к войне масса могла быть только обузой ветеранам..."
    Первоначальное ядро казачества было, о нем и будет наш разговор, вокруг него собирались беглые со всех сторон. 
    Аватар пользователя bookreader

    ЮХАН ВИДЕКИНД?      :)) 

     https://ru.wikipedia.org/wiki/Видекинд,_Юхан
    Юхан Видекинд (швед. Johan Widekindi, также Widichindi или Widichinni; 1618 или 1620, Вестманланд — 24 декабря 1678, Стокгольм) — шведский историк
    Родился в селе Бру в Вестманланде, в семье сельского священника; в 1640 стал студентом Уппсальского университета, где стал известен, благодаря своему искусству красноречиво изъясняться на латыни. В 1653 получил степень магистра в Оксфордском университете и по возвращении в Швецию стал преподавателем риторики в гимназии Стокгольма

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Разин,_Степан_Тимофеевич
    Степа́н Тимофе́евич Ра́зин, известный также как Сте́нька Ра́зин[4] (1630 год, Зимовейская-на-Дону, Русское царство — 6 [16] июня 1671, Москва, Русское царство) — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России
    Однозначно известно, что родился Разин на Дону, но точное место рождения не установлено.
    К восстанию Разина было приковано внимание Европы: от исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывавших Европу с поставщиками русского хлеба и с Персией. Ещё до окончания восстания в Англии, Нидерландах, Германии появились статьи и даже книги о мятеже и его предводителе, часто фантастические в подробностях, но нередко сообщающие ценные сведения. 
     Соборным уложением 1649 года было восстановлено упразднённое в ходе Смуты и крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова крепостное право, за отмену которого безуспешно боролись разинцы.

     

    Оксфорд - это Англия, там учился этот Юхан Видекинд.  Казаки боролись против крепостничества, создавая при этом проблемы торговым караванам  хлеба  в Англию.  Англичане ввели рабство "на Руси", грабили "руское" население -  казакам это не нравилось, они немного "пинали" англичан.  Ну почему сразу "воры и бандиты".  Они на своей земле жили...   Думаю, англичане не платили им "таможенные сборы".  А это большое экономическое преступление (по любым законам) - за это их суда конфисковывали.   Все законно.  А этот Юхан просто лжец... 

    И где тут вообще  украина?  Это вот та - "малая Польша"?  Какое отношение к казакам могут иметь - "польские холопы"?  Никакого...  

             

      

    Страницы