Родина казачества (1 часть)

 "Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей) заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино*) и ряд других селений (Кошкаров и Мукулин). Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238-41 гг.
   После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами" (жили в Карино).
   (комментарии в скобках кроме отмеченной * - Е. Х.)
   Это цитата из 2 тома булгарской хроники Джагфар Тарихы, из которой следует, что первый казачий корпус был сформирован опальным правителем булгар Гази Бараджем в качестве своей гвардии из заказанских язычников-гарачцев, в которых легко видеть потомков берладников (западных бродников, выходцев из галичан) поселившихся на Волге в пограничье русских и булгар в конце 12 века (горные мари). С помощью этих наемников в 1229г. он захватил власть в Булгаре, но был обвинен в симпатиях к христианам, свергнут и бежал за помощью к подступившим к Булгарии монголам. Гарачцы же поселились на Вятке и участвовали в походах монголо-татар и булгар на Русь и западные страны. По иностранным источникам войско монгол в западном походе 1242г. состояло из русских, булгар, половцев и бродников. Именно воины-наемники, бродники, поселились на Вятке в ту пору. Учитывая дальнейшее существование Вятской республики, роль Вятки в происхождении русского казачества очень важна. О происхождении Яикского Уральского казачества от Нукратских гарачцев прямо говорит тот же цитированный Ахметзян Култаси. Однако комментатор ДТ дает такую трактовку происхождения казачества:
   "В 1242 г., когда Украина была подчинена Монгольской Орде, Булгарский царь Гази-Барадж предложил своему Монгольскому союзнику - хану Батыю - сформировать особый корпус из Булгарских кочевников Украины (анчийцы и коубийцы) - для охраны торгового пути из Киева в Болгар - и дать этому корпусу тамгу 'казак' (трезубец) и имя 'казаки'. Батый согласился, и такой корпус был сформирован и действовал под общим Булгаро-Монгольским командованием до середины 14 в. Монгольский хан Узбек распустил казаческий корпус, т.к. он состоял, в основном, из Булгар-Xристиан, и оставшиеся без дела казаки влились в отряды Чиркесов.
   Еще в 10 в. Булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников Булгары называли 'чиркес', что по-Булгарски значит 'бродящий, вольный (чир) человек (кеше)'. Русинцы переводили это слово, как 'бродник'. Большинство Чиркесов были Украинцами-Xристианами. После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), Чиркесы поступили на службу Монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, Чиркесы остались на Монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, Монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они, Украинцев-Казаков. Постепенно для Чиркесов название Казаков стало сначала вторым, а потом главным именем, а Казацкий 'трезубец' - гербом. Когда в 1362 г. Литва захватила Киев и ее владения вплотную подошли к границе леса и степи, Украинские Казаки-Чиркесы немедленно объявили о своей независимости от Монгольской Орды. Центром независимого Украинского казачества, восстановившего в своем лице Киевско-Русинское государство (Русь), стал остров Хортица. С этого времени Булгаро-Казацкий трезубец вновь возвращается к Украинскому народу в качестве все-Украинского символа".
   Это текст Ф.Нурутдинова, его трактовка сообщений булгарских хроник во многом повторяет гипотезу о формировании казачества в недрах Ордынского государства на основе бродников и северо-кавказских черкесов. Однако он игнорирует некоторые упомянутые выше сообщения самой ДТ, поэтому полностью принимать на веру сказанное им нельзя. Хотя бы потому, что он не располагал всеми доступными ныне археологическими фактами по Вятке и соседним землям. Начнем с важнейших для нас имен - козаки и черкасцы, именно так они звучали в 15-16 веках. Инострацы побывавшие на Днепре в 17 веке описали изначальных козаков как членов некого рыцарского ордена, традиции которого к тому времени были уже отчасти утрачены ввиду массового притока новобранцев. При этом они отмечали приверженность козаков к "русской вере", навыки мореплавания и судостроения, храбрость, но недостаточную уверенность в конном бою. Имя козак географ Боплан обьясняет как производное от слова "коза". В этом можно видеть косвенное подтверждение сообщения ДТ о трезубце, как символе козаков. Трезуб, и особенно его вариант двузуб, напоминают рогатую голову козы. Другое дело, когда и при каких обстоятельствах этот символ появился у козаков. Из текста Нурутдинова следует, что первые ордынские казаки и "чиркесы" были христианами. Народ черкеслар жил еще недавно на территории Татарстана вблизи низовий Вятки, так звали татар-христиан, крешенов. Кроме того, известно, что кавказские черкесы также поначалу были христианами. Из этого мною было сделано предположение, что слово черкасцы означает "церковники", люди церкви, сторонники христиаской веры. Так могли звать всех не великоросских приверженцев восточноевропейского христианства. Козаки в пограничье леса и степи как раз соответствовали этому пониманию. В этническом плане эти казаки были не вполне славянского происхождения. Общими у них с великороссами (русскими Московии) были вера и разговорный язык.
   О гербе Вятки Нурутдинов на основе текста ДТ пишет следующее:
   "Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII - XIV вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак, означавший лук и стрелу и называвшийся 'Балуанская (Богатырская) Тамга'. Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. - в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа - князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата. До этого гербом Бийсу была старая тамга Буляра (рог изобилия), воспринимавшаяся простым народом как изображение алпа изобилия Самара. Действительно, на суровом севере булгарам так хотелось тепла и сытости юга... Интересно, что московские власти, захватившие в 1489 г. западную часть булгарской губернии Нукрат (Вятка по-русски), сохранили за городом Нукратом (Вятка, современный Киров) его старый булгарский герб - лук со стрелой".
    []
   Вятский символ на печати Ивана 4
   Во время осады Буляра русскими в 1183г. Мер-чура со своми воинами сидел в зиндане. По сообщению ДТ из тысячи нукратцев взятых в плен в ходе карательной акции против них, выжило три сотни. Они были освобождены восставшими жителями столицы и участвовали в обороне города. Интересно, что в это же время в плену находились и аркочцы-берладники, против которых также был карательный поход. В самом тексте 1 тома ДТ (летописи Гази Бараджа) аркочцев нет, их там называют гарачцы, часть которых по сообщению Култаси перебралась в 13 веке на Вятку. Связь или даже тождество аркочцев, колынцев-нукратцев и гарачцев явно прослеживается. Поэтому Вятский герб с натянутым луком может быть связан с аркочцами - галицкими берладниками. Особенно если вспомнить о божестве западных славян с острова Аркона - Свентавит с изогнутым луком.
   Гербом хонов рода Дуло (гунских и булгарских правителей, Атилла, Кубрат, Алмуш и др.) был символ балтавар, топор-лук, напоминающий по виду трезубец или натянутый лук-арбалет: "некоторые видели в знаке Балтавар изображение лука и стрелы или сокола". Вятский герб (натянутый и наклоненный лук) в первоначальном виде более схож с арбалетом, старое название которого, - роженцы (рожки, концы натянутого изогутого лука назывались "рога"). Древний герб Киева очень близок к Вятскому. Обьяснение этому может быть разное. Но учитывая сообщение ДТ о казацком трезубце, можно полагать, что казаки бежавшие с Вятки в конце 15 века вернули на Днепр древний символ.
    []
   Обратим внимание на то, что основные цвета Вятского герба совпадают с цветами Украинского флага, которые связывают с Галицкой землей. Напомню, что вятские ватаманы носили полосатые желто-синие шаровары. Появление галицких символов можно обьяснить прибытием в конце 12 века в Волго-Вятский регион галицких бродников. В ДТ говорится также что символом восставших против властей в ту пору было изображение грача, как и галка, птицы из вороновых, - символа галичан. Первых казаков поселившихся на Вятке в ДТ называют гарачцы, от слова гарач, грач, Кар или Гар - ворон на многих языках (от характерного "карканья" этих птиц). Грачами в ДТ названы восставшие в Булгаре сторонники братства Эль Хум, на знамени которых была эта птица. Само братство пошло от мечети, построенной в Биляре по завещанию конунга Хума после похода волжских русов 943-944 г. на кавказских мусульман. В дальнейшем братство базировалось в Елабужской крепости. Вероятно, это была разновидность суфизма, мистического течения в исламе известного своими замкнутыми братствами, чем-то схожими с западно-христианскими рыцарскими орденами. Гарачцы же (галиджийцы, галичане, галлы) были западно-славянскими язычниками, а позже мусульманами и христианами. Общим для всех этих групп была древнерусская дружиннкя культура и территориальные интересы (Волго-Вятское междуречье и торговые пути по северным рекам).
  
    []
   Казацкое надгробие 18в. на Украине (Трахтемиров). Подобный символ (сочетание креста и полумесяца) был на знаменах казачих полков, позже полумесяц заменяли подковой или луком. Схожий символ был также у казахов (потомков ордынских казаков). По ДТ провинция Тубджак (Сев. Казахстан) имела герб булгарского рода Дуло - балтавар, который по виду схож с Вятским гербом - натянутым луком.
    []
   Казахский орнамент "кошкар муйиз" - бараньи рога.      
    []
   Каменные кресты - качкары в Армении. Просматривается сочетание креста и полумесяца (круга).
        http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/index.html Книга про качкары. http://armenianhouse.org/yakobson/armenian-khachkars/illustrations-1.html Илл. ранних качкаров.
  
    []
   http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/ukraine/cosaccos.htm Знамя Богдана Хмельницкого
  
      Большое знамя (хоругвь - корогвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой - белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею".'Абданк' - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры 'W'. C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем. http://www.vexillographia.ru/ukraine/cosaccos.htm
    []
    []
      Из этого видно, что символика и религиозные пристрастия казаков были очень близки к Вятским. Те же святые: Николай-Микола и Михаил архангел; лук-арбалет (потом его заменил новый вид грозного оружия - мушкет, ручница); лапчатый крест. Кошкаром (рога барана или козы) звали вариации герба рода Дуло. На части русских, казачих и вятских церквей этот символ до сих пор - сочетание креста и полумесяца. Думаю, границы распространения этой символики совпадают с территорией влияния булгар. Очень схожий с армянскими качкарами символ - Процветший крест - был связан в Византии с культом св.Николая Мирликийского, часто трактуемый как якорь.
         []
   Однако сам символ имеет очень древнее происхождение и связан с культом плодородия, мужского и женского начал.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Юхан ученый человек, он сторонний наблюдатель, подробно описывает быт казаков, ему можно верить. Речь у него идет о Днепровских казаках. Поляки в ту пору контролировали данную территорию, часть казаков сотрудничала с ними, часть иногда восставала. Левобережье казацкое заключило договор с Москвой, часть казаков (ветеранов?) ушла на низ в Запорожье, где сохраняло Сечевую вольность. Но в дальнейшем под ударами турок и поляков им пришлось уйти на Дон и Кубань. Возможно, что оставшиеся на Днепре и были беглыми холопами, но я в этих тонкостях не разбирался.

Волга в 17 веке контролировалась Россией, вольного казачества здесь уже не было, хотя казаки по ней еще плавали, с низовий Дона на Каму, к примеру.

Интерес Англии или еще какой-то Европы к Волжскому пути не мог быть серьезным. Хлеб шел с Вятки, это много севернее. Нижнее Поволжье в 17 веке было малонаселенным, немецкие  колонисты появились здесь через сотню лет.

  Первые сведения о казачьих городках на Дону относятся к середине XVI в., когда под 1548 г. упоминались "остроги" Черкашенина и Извольского, а под 1549 г.- "города" Сары Азмана "в трех и в четырех местах". И если по поводу "остроги" известно, что они стояли "на Великом Перевозе", т.е. на Волго-Донской Переволоке, то по поводу расположения городов Сары Азмана точных указаний источники не содержат, но более вероятно, что эти поселения казаков были на р. Воронеж, то есть, довольно далеко от низовий Дона. Этот факт отражает постепенную колонизацию казаками бассейна Дона с севера на юг. Судя по ремарке хана о Сары Азмане, можно предположить, что первые вольные казаки были из числа беглой молодежи семейных служивых казаков живших в 16в. на южной границе Московии в районе Тула - Рязань. Эти воины участвовали в военных и торговых походах Москвы на нижний Дон, переволоку и Волгу, постепенно осваивали регион, и в какой-то момент там остались. Чтобы порвать со своим зависимым прошлым (все служивые люди в Московии были переписаны) эти люди брали новые имена-прозвища, для конспирации "татарские". Это подтверждает фраза "Сары Азман словёт", то есть известен под такой кличкой, а в действительности мог быть каким-нибудь "Михалкой Жуковым".
  
  Подьячий Посольского приказа Григорий Катошихин в конце XVI века так написал о донских казаках: "...А люди они, породою москвичи и иных городов, и новокрещённые татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них (от) московских бояр (беглые), и торговые люди и крестьяне, которые приговорены были к казни в разбойных и татьиных (воровских) и иных делах, и, покрадчи и пограбя бояр своих, уходят на Дон. И дана им на Дону воля своя и начальных людей меж себя атаманов и иных избирают и судятся во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу...".
  
  Выражение "породою москвичи и иных городов" нужно понимать как выходцы из Московии, в которую в то время уже входил весь русский север.
  
  С Москвы по Дону в 16 веке шел в обход Казани водный и сухой путь на нижнюю Волгу. На этом пути селились казаки, в число которых в поисках вольного житья стекались всевозможные "лихие" люди. Но в основе казачества наверняка было ка-кое-то организующее начало, вокруг которого и шла кристаллизация.
Аватар пользователя bookreader

 наверняка было ка-кое-то организующее начало, вокруг которого и шла кристаллизация

 

Скорее всего было наоборот.  Это была не кристаллизация, а растворение традиций.  Для существования государства нужна структура -  администрация, суд, военные, жрецы и т.д.   Вот Вы говороите стекались всевозможные "лихие" люди.  Ну они стекались не только к казакам - они это делали в разные стороны.  Но как то акцентируется только на казаках.  А что же эти "лихие" люди не организовали эффективных военных организаций - с другими традициями  в других местах?     

Совершенно не рассматривается вариант  существования казачества как "обломков княжества" после вторжения  англичан (и их союзников французов) с турками.  Силы европейских рыцарских орденов превосходили войско казаков и по вооружению и по численности.  Допустим захватили  казаки  Москву в 1600 годах, удерживали 3 месяца - и что?  Через три месяца пришли войска (из Франции?)  и разбили их.  Отменили крепостничество?  Да, это достижение было.  Но в 1650 году снова объявили закрепощение крестьян.  Снова  война - в 1670 году. И далее серия постоянных войн.  Казаков "выдавливали" с Дона и с Волги - в Сибирь и на Дальний восток.  Вы все намекаете на запорожкских казаков (типа украинских) - а какие у них "достижения" были?  Они против рабства воевали?  Не было такого.  За польские "злотые" подавляли бунты "русских холопов" - ну молодцы так то...    Но это всего только одно казачье войско (запорожское) - а (до революции) их было аж 11.  Большая часть казаков переселилась на Урал, Сибирь и Дальний Восток.  И переселяться они начали еще во времена так назваемого "взятия Казани Иваном Грозным" - в 1550 году.  Кстати, хан Казани брал ярлык на правление у польского короля.   Было недавно 1000-летие Казани и поляки подарок сделали - "вернули" один такой ярлык (завалялся у них).  А король Польши, скорее всего,  был вассалом французского короля. Просто французам самим было лень ездить так далеко - комары, холодно...   Приехали они  все сюда массово,  когда у них там началась гражданская война,  в середине 18 века. 

А Вы не задумывались, почему мать Христа и большинство апостолов  церкви похоронены были на севре Франции (Амьен?)?  Думаете, эта тема не связано с казаками?   А я вот считаю, что напрямую связана.  Очень похоже, что ровно в то время когда были построены там эти все монастыри и церкви - тут появилось казачество.  

Аватар пользователя skygrad

На вашем фоне уже никто не станет величать меня "Вятским Фоменко"!)) Дались вам эти французы и англичане! До Петра их тут и не пахло.

Что касается притязаний поляков. Хан Золотой Орды Тохтамыш в конце 14 века за помощь Литвы передал ей Московский улус с Казанью. Вот почему спустя сто лет москвичи пригласили править польского короля Владислава, но тот сам не поехал, а от греха подальше послал войско с  Лжедмитрием в качестве своего наместника.

Я как раз и говорю, что существовало организующее ядро казачества со своими военными и административными традициями. Новобранцы, кто бы они ни были, неизбежно прибывали и были необходимы. Но всё дело в их адаптации, приучению к порядку. На Днепре в ходе непрерывной войны с поляками и турками процесс этот вышел из под контроля, лихой элемент перевесил численно. Казачество превратилось в разбойничество, что и определило постепенную его гибель. 

Что касается происхождения ядра казачества, то кроме Вятской республики другого варианта я не вижу. И пытаюсь это доказать. 

Аватар пользователя bookreader

Не согласен по части французов и англичан.   У Тамерлана в союзниках были - англичане и французы.  Турки и Тамерлан это одни и те же люди.   

Посудите сами, у советского государства (Сталина) были только три союзника - они  принимали капитуляции Гармании, это Франция (хотя даже не участвовала в войне) Англия и Америка (то же что и Англия - те же люди).  И одни и те же враги у советского государства и англичан - казаки, например.   

По этой причине "красные историки" продолжили дело "зачистки истории" начатое еще при Петре 1, затем продолженное при Екатерине 2, и доведенное до "логического конца" - при большевиках и коммунистах. 

Помните, я писал тут где то, что в переписной книге Котельнического уезда от 1678 года  стояла дата  186 год.   Мне сказали что это просто был  7186 год с сотворения как Мира.  Но на самом деле  в 1492 году была создана "Новая Эра" и отсчет времени начался с той даты. И в вятских книгах указан правильный год - 186 с начала Новой Эры.  

Первая "руская крепость", построенная "русскими" это Ивангород, якобы для защиты Новгорода - который за несколько лет до этого и был полностью "вырезан" этими самыми  "защитниками".    Ну это же факт... 

Кто от кого там защищался?   

Вы говорите про каких то там литовцев?    А это были на самом дете - датчане?  

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_III_Васильевич
Большой шаг вперёд при Иване III сделало русское зодчество; немалую роль в этом сыграло то, что по приглашению великого князя в страну прибыл целый ряд итальянских мастеров, познакомивших Россию с архитектурными приёмами бурно развивавшегося Возрождения.
в 1492 году на границе с Ливонией, напротив Нарвы, была возведена крепость Ивангород. Обновлялись также крепостные сооружения Пскова, Старой Ладоги, Яма, Орехова, Нижнего Новгорода (с 1500 года); в 1485 и 1492 годах были проведены масштабные работы по укреплению Владимира. По приказу великого князя были построены крепости и на окраинах страны: в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год)

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ивангородская_крепость
Ивангоро́дская кре́пость (Ивангород, Ленинградская область, Россия), была построена летом 1492 года на правом берегу Нарвы.
Была названа в честь царствовавшего в то время Ивана III Васильевича. Целью возведения Ивангородской крепости была защита Новгородской земли со стороны её западных соседей.  Ивангород стал форпостом на западе русской земли, на границе с Ливонией, где на левом берегу реки с XIII века стояла датская крепость (Нарвская крепость), которую затем расширил и укрепил Ливонский орден. Сам Ливонский орден в 1237 объединился с Тевтонским орденом.
Ивангородская крепость была уникальна для своего времени ещё и тем, что строилась с нуля и строителей не сдерживали очертания более старой крепости или города

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/1492_год
Начало правления государственных деятелей
1492—1494 — правитель Флоренции Пьеро Медичи.
1492—1501 — король Польши Ян I Альбрехт.
1492—1506 — великий князь Литвы Александр (1460—1506).
1492—1503 — папа Александр VI.

 

Аватар пользователя skygrad

Турки и Тамерлан немного разные вещи. Тимур погромил турок, взял в плен султана, и возил его с собой в клетке!))

При Иване 3 были присоединены к Московии много соседних земель, для удержания их строили кремли - крепости для размещения гарнизона с администрацией наместников. На Вятке в то время построили Хлынов.

Нарва первоначально была датской, но в рассматриваемое время (15-16 века) это была крепость Немецкого ордена. Ивангород построили для противостояния и обстрела Нарвы.

Аватар пользователя bookreader

Вы пишите:   "существовало организующее ядро казачества со своими военными и административными традициями"

 

Поиск "организующего ядра"  у казаков лет 500 уже идет, но найти не могут...   Послушайте, что говороил об этом основатель Красной Армии - Лейба Давидович - "Казаки - это единственные (из руского народа)  кто способен к самоорганизации".  В этом на самом деле вся суть.  У казкаков нет "организующего ядра" - у них просто мозг устроен по другому. Они - "другие" (не руские).   

Я вам тут это пытаюсь обьяснить  дня два...      Нету его, и все...   :))

 

Аватар пользователя skygrad

Казаки особая порода русских, с этим согласен. Вятчане 15 века тоже особая порода русских. К настоящему времени в виду притока иных русских они утратили 90% индивидуальности. Но чтобы порода появилась нужна селекционная работа, а это и есть начальное организующее ядро. Если же исходить из чисто генетического изначального отличия, то это будет неполиткорректно, по расистки)). Ген казачий (как и русский) пока не нашли. Хотя могу положить, что в основании этих этносов были какие-то специфические этногруппы. Поиском таковых озадачены некоторые участники генетич форумов. Казаки разделились на несколько основных гаплогрупп, есть и "евреи")) и данарцы. Казачим атаманам (как и властям вообще) вся эта современная генетика не по нраву. У казаков обнаруживаются дальние родичи по общему предку жившему, скажем, 800 лет назад, в разных странах и народах, включая вятчан.

Аватар пользователя bookreader

Вы пишите:  Казаки особая порода русских, с этим согласен.

 

А  Вы согласны в этом вопросе не со мной - а с Троцким ( Лейбой  Бронштейном).

Я то наоборот тут говрил, что казаки - вообще (даже генетически) не русские.  :)

 

Вы сами говорили, что к казакам приходило много "беглых".  Многих туда было приписано  "правительством" - например, Вы говорили про марийцев.  Что касается евреев, то у них национальность по матери - а у казаков по отцу, проблем особых нет с этим.   Вы говорили, что казак тот кто участвовал в военных походах.  Генерал казачьих войск в гражданскую (Краснов?) вообще утверждал, что казаки это прямые родственники германцев ( но не немцев - немцы могут быть и румынами и поляками), пусть будут еще и казаки-германцы.   Лично мне нравится идея,  что  казаки могут быть выходцами из Германии - около 1000 лет назад.  

Если их классифицировать по участию предков в военных походах, то сразу понятно, кто за что воевал - если на Волге, то это волжские казаки, если на Дону - это донские, а если на Днепре - запорожские, и если на Яике, то это яицкие казаки.   Вятские тоже наверное были - но Вятка впадает в Волгу - тогда, вопрос, а  почему не хотите быть волжскими казаками?  :) 

Аватар пользователя skygrad

Казаки говорят по-русски, имеют по их словам "русскую веру" (это по тексту Боплана, побывавшего на Днепре в нач. 17 века!) Поинтересуйтесь историей, внешностью и говором казаков некрасовцев, в 1708 г. они ушли с Дона к Османам и там (в Румынии) сохранились до сих пор. На мой взгляд, некоторые лица схожи с вятскими. Фамилии у них русские вполне, даже Харин есть!)) А сохранившаяся у них традиционная одежда совсем не схожа с известными нам нарядами донцов. Преобладают цвета характерные для вятчан: красный, белый, желтый и синий.

Евграф Савельев писал сто лет назад, так он выводит первых Волжских казаков от беглых хлыновцев, затем они перешли в Дон и там смешались с местными казаками. Но организация началась с них.

Германская версия не находит подтверждений, как и черкесская.

казачий костюм

 

Аватар пользователя bookreader

Но чтобы порода появилась нужна селекционная работа, а это и есть начальное организующее ядро.

 

Это вообще легко.  Помните как было с ЕАО (Биробиджан). Они там даже никогда не жили раньше.  Большевики  взяли карандаш - и со словами - "а дофига земли в СССР" начертили на карте целую "страну".  А у казаков есть места традиционного проживания - на Дону.  Взял бы кто ни будь карандашик и нарисовал на карте  КАО.    Какие проблемы?   

Казаки сами проведут "селекционную работу" - при их то способности к самоорганизации...   Будет  и "порода",  будет и "ядро". :)  

Аватар пользователя skygrad

В настоящее время эта "самоорганизация" вызывает улыбку и критику. У нас что ни организуй - всё кпсс получается))

Аватар пользователя SV Vyatka

Территория - есть.
Обычаи, обряды, культурные традиции - гляжу, полна копилка.
С языком для суперэтноса как быть, господа селекционеры :)?  Как он назывался или будет называться? Казацкий?  Тогда казацко-русский разговорник продайте. Возьму два, нет три: преподу-филологу для изучения, себе и тёще. Чтоб с последней не изъясняться на повышенных, жить в миру:).
 

P.s.Читал где-то. Был у казаков в XVIII веке обычай. Под новый год ходить к друг-другу в гости в баню. Как ходить? По рекам, разумеется. C Яика на Дон, с Дона на Яик.

Аватар пользователя bookreader

Есть уже словарь:   "Материалы для объяснительного областного словаря вятскаго говора.   Н.М.Васнецова.   Вятка.  1907г."

Мой дед и бабушка именно этими словами разговаривали.     

Аватар пользователя bookreader

Вряд ли в нашей стране возможно возрождение казачества.   Ну разве что устроят еще один ядерный полигон.  

 

https://gifakt.ru/archives/index/kazaxstan-do-1936-goda-byl-kazakstan-t-e-kazackij-stan/

Казахстан – до 1936 года был Казакстан, т.е. казацкий стан. В феврале 1936 году Постановлением ЦИК и СНК Казакской ССР ”О русском произношении и письменном обозначении слова ”казак” сказано, что последняя буква ”к” заменяется буквой ”х”. В соответствии с этим писать надо было на ”казак” и не ”Казакстан”, а ”казах” и ”Казахстан”. И что в состав теперешнего Казахстана вошли земли сибирских, оренбургских и уральских казаков.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Семипалатинский_испытательный_полигон

Семипала́тинский испыта́тельный полиго́н — первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР, также известный как «СИЯП» — Семипалатинский испытательный ядерный полигон.[1] Официальное название: 2-й Государственный центральный научно-исследовательский испытательный полигон (2 ГЦНИИП). В среде испытателей полигон получил неофициальное название «двойка».

Полигон расположен в Казахстане

12 августа 1953 года на полигоне был испытан термоядерный заряд РДС-6с мощностью 400 килотонн[1]. Взрыв был низкий воздушный, заряд размещался на башне на высоте 30 м над землёй. В результате этого испытания часть полигона была очень сильно заражена радиоактивными продуктами взрыва и до сих пор в некоторых местах сохраняется небольшой фон.

22 ноября 1955 года было проведено испытание термоядерной бомбы РДС-37 на высоте около 2 км сбрасыванием с самолёта.[10]

11 октября 1961 года на полигоне был произведен первый в СССР подземный ядерный взрыв.

После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (в воздухе, космосе и под водой), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.

С 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 468[1] ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землёй (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний (т. н. «НЦР» — неполные цепные реакции). Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в период с 1949 по 1963 годы на Семипалатинском полигоне, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму[11]. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

В 1989 году известным казахстанским общественным деятелем Олжасом Сулейменовым было создано движение Невада — Семипалатинск, объединившее жертв ядерных испытаний по всему миру.

Последний взрыв на полигоне был осуществлён 19 октября 1989 года.

 

Большевики  называют казаков  "ворами и бандитами".   А сами то кто?   :)

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тифлисская_экспроприация

 Тифли́сская экспроприа́ция — нападение 13 июня (26) 1907 года в Тифлисе на карету казначейства при перевозке денег из почты в Тифлисское отделение Государственного банка. Нападение было осуществлено большевиками под руководством Камо, и признано одним из самых громких[1] за время революции 1905—1907 годов. В пересчёте по курсу 2012 года было украдено около 5 млн долларов США

Сталин имел опыт в организации ограблений, и это помогло ему стать основным поставщиком средств для партии.[12][5] Камо, на четыре года моложе Сталина, имел репутацию безжалостного боевика.[13] Во время встречи Камо руководил преступной организацией под названием «Наряд».[14] Сталин отзывался о Камо как о «мастере маскировки»,[13] Ленин называл Камо «кавказским бандитом».[13] Сталин и Камо вместе выросли

 

https://www.kazan.kp.ru/daily/24197.3/402756/

Следствие выясняет: ограбление в Тифлисе произведено большевиками Тифлисской организации. Тифлисский подпольный комитет очень интересует, куда делась огромная добыча - четверть миллиона рублей. Но деньги уже на пути в Финляндию, на конспиративную дачу Ленина. Эту тайну Коба раскрыть не может. Договор с ленинской «Коллегией трех» - слишком опасный секрет. Он все берет на себя. Тифлисский комитет исключает Сталина из партии. Сообщение об этом отправлено в центр. Сталин поспешно исчезает из Грузии и залегает на дно.

Агент или не агент?

Был ли Сталин агентом охранки? Такие подозрения есть. Но документов, подтверждающих или опровергающих это, не найдено.

Сталина арестовывали пять раз, но каждый раз ему чудом удается либо избежать наказания, либо совершить побег из ссылки.

Коба переезжает в Баку. Он застал город на пике нефтяного бума начала века. Самые расторопные делали миллионные состояния. Территорию города делили между собой «гочи» - вооруженные головорезы, объединенные в кланы. Этих бандитов Коба приглашает в состав своей новой боевой дружины. Согласно полицейским сводкам, за несколько лет общая сумма всех ограблений достигла трех миллионов рублей.

Вершиной грабительской деятельности банды Кобы было нападение на пароход «Император Николай Первый».

1908 год. Перед самым отходом почтового парохода на пристани появляются люди в полицейской форме. Они поднимаются на борт под предлогом поиска опасных преступников. И тут раздается крик: «Бросай оружие, это налет!» Охрану быстро загоняют в каюту.

Сталин со своей группой захватывают сейф. Лучший медвежатник города Ахмед вскрывает сейф, откуда вытаскивают миллион двести тысяч рублей (!).

Сталин вместе с Ахмедом пересаживаются на быстроходный катер. Охрана выламывает дверь каюты и выскакивает на палубу. Но катер уже скрылся из виду...

А вот ограбление века в Тифлисе не принесло секретной «Коллегии трех» ни копейки. Отчаявшись выйти на след налетчиков, российская полиция разослала во все мировые банки номера похищенных банкнот. Первые пятисотрублевки всплыли во Франции и Англии. С ними арестовали известного революционера Валаха Меера, будущего Максима Литвинова, наркома иностранных дел Советского Союза, при пересечении Ла-Манша.

Арестованы с этими деньгами и еще несколько большевиков. В Берлине арестован Камо...

Партийная касса находилась под личным контролем Ленина. Возглавив партию, Ленин своим единоличным решением переводит Сталина в состав Центрального Комитета.

Гроза нефтяных магнатов и банкиров через десяток лет получит абсолютную власть над огромной страной. До триумфа Сталина никто из главных участников ограбления века не доживет. В 1922 году при загадочных обстоятельствах погибнет под колесами грузовика легендарный Камо. Леонида Красина после Октябрьской революции отправят полпредом в Лондон, где он вскоре умрет. Следом, после неудачного переливания крови, скончается последний член «Коллегии трех» Александр Богданов. К этому моменту Сталин уже стал генсеком...

Аватар пользователя skygrad
Евграф Савельев
  
   ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII ВЕКА.
   Историческое исследование в трех частях.
   Часть ІI
   РОЗЫСКАНИЕ О НАЧАЛЕ РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА.
   Глава ІV.
   Новгородские повольники на Дону (отрывки)
  
   Еще в конце ХII в. отважные новгородские "повольники" или "ушкуйники" основали на р. Вятке гор. Хлынов, переименованный впоследствии в Вятку, и оттуда предпринимали свои торговые путешествия или военные набеги вниз по Волге. В 1361 г. они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик, а в 1364-65 гг. - за Уральский хребет на берега р. Оби. Предводители этих "ватаг" именовались "ватманами", а впоследствии атаманами. Основанные повольниками общины, по примеру Новгорода и Пскова, управлялись "вечем", т.е. народным "кругом", где каждый гражданин имел равный голос со всеми. После разгрома Хлынова Иваном III, 1489 г., большая часть его граждан, жаждавших свободы и независимости, ушла на Северную Двину, Каму и вниз по Волге; другая часть была расселена по московским областям.
   Хлынов был большой торговый город, управлявшийся вечем и имевший свой вечевой колокол. Духовенство Хлынова, избираемое вечем, было совершенно независимо как от новгородской, так и московской митрополий. Московский митрополит Геронтий, современник Ивана III, в 1471 г. писал про вятчан, что "он не знает даже, кто там духовенство". Ушедшие вверх по Каме новгородцы основали г. Елабугу среди покоренных ими вотяков; двинувшиеся же вниз по Волге могли только поселиться в таком месте, где бы они могли добывать средства к существованию, т.е. иметь торговые сношения, запасы хлеба и огнестрельные снаряды. От устья Камы до нынешнего Симбирска весь горный берег в то время был занят воинственными мордовскими племенами и черемисами; места же от Самары до Оренбурга заняты были кочующими башкирами; горный берег нынешней Саратовской губернии до Балашова занимала та же мордва, а ниже г. Саратова до Камышина, изрезанный крутыми оврагами и поросший лесами, неудобный для кочевья берег был свободен от поселений. Ниже Камышина до Астрахани кочевала Золотая Орда.
   Из этого краткого обзора видно, что пространство, занимаемое ныне г. Камышином, было самое удобное и безопасное для поселения новгородцев, ушедших из Хлынова. Действительно, местность эта представляет высокое плато, ограниченное огромными оврагами в 40 саж. глубины, а потому имеет вид как бы природного городка, в котором можно было защищаться и откуда производить нападения. На запад плато это понижается, переходит в волнистую возвышенность, поросшую кустами, а прежде дремучим лесом, и вступает в Донскую область, где течет р. Иловля и где в XV в. были уже поселения и церкви, подчиненные епископу Сарайскому. Пространство между р. Иловлей и Урюпином, крайним пограничным пунктом рязанских укреплений, было раньше занято, судя по сохранившимся в архиве Саратовской Духовной Консистории антиминсам, также христианским населением. Верховье р. Иловли почти соприкасается с верховьями р. Арчеды, впадающей в Медведицу, а между Медведицей и Бузулуком есть небольшая речка Перевозинка, как бы соединяющая эти две реки. По Бузулуку, мимо нынешней Алексеевской станицы, можно попасть в р. Хопер, а оттуда Хопром вверх до Урюпина или же до р. Тишанки, скрывающейся в лесистых горных местах. Название речки Тишанки встречается еще ниже впадения реки Иловли в р. Дон; вершина этой второй речки переходит в Саратовскую губернию и принимает в себя речку Лазную, узенькую, но удобную весной для перевала лодок через овраг, граничащий с р. Волгой. Вот в этих-то местах, согласно памяти народной, выраженной в песне волжско-донской вольницы - "Как пониже-то, братцы, было города Саратова, а повыше-то было города Камышина, протекала Камышинка река"... и нужно искать первые становища хлыновцев, бежавших от порабощения московских князей. Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать "зипуны", а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую новгородцы могли получать хлеб и порох. Иван III, зная предприимчивый характер этой удалой вольницы, поселившейся за пределами его владений, вблизи окраин враждебного ему княжества Рязанского, зорко следил за движениями этой горсти людей, не пожелавших ему подчиниться.
   Чтобы предупредить сношения рязанцев с этой вольницей, Иван III напоминал своей сестре, вдовствующей рязанской княгине Агриппине, не пускать ратных людей дальше Рясской переволоки, "а ослушается кто и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнити". Иван III не ошибся, придавая в своих политических соображениях большое значение новому, поселившемуся на границах Рязанской области враждебному ему элементу, так как со смертью Агриппины Рязанское княжество, по замыслам великого князя, должно быть присоединено к Москве. Присоединение это и состоялось при Василии III в 1517 г. При движении на Дон с Днепра черкасов, белогородских и старых азовских казаков новгородцы спустились вниз по этой реке до самого Азова, смешались с другими казацкими общинами и таким образом положили основание "Всевеликому Войску Донскому", с его древним вечевым управлением. Казаки-новгородцы на Дону - самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослы, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым подбородком, с круглой головой и высоким лбом. Волосы на голове от темно-русых до черных; на усах и бороде светлее, волнистые. Казаки этого типа идут в гвардию и артиллерию246).
Аватар пользователя skygrad
 Говор современных новгородцев, в особенности коренных древних поселений, во многом сходен с донским, жителей 1-го и 2-го Донских округов247). Как те, так и другие звук щ не выговаривают, а заменяют его двойным ш, например: ишшо, ишшобы, пешшаный, пешшинка, што (что), пишша и пишта (пища) и проч. Вместо жд всегда почти употребляют ж: Рожество, одежа, надежа (надежда), дож и проч. Вместо к - всегда х, в словах: хрешшенье, дохтур и др. Также: скусно, свиток и твиток (цветок), сумлеваться, сусед, укунуться, анагдась, глыбоко, быдто, кружовник, ослобонить, некрут, антиллерия, дака (дай-ка), ухи, польга (польза), слухать, верьх и верьхи (верхом), молонья (молния), женьшина, болесть, ужасть, жисть, скупердяй, панафида (панихида), трухмал, лясы точить, ну те к ляду, сиверка, сивер, исть (есть) и др.
   Новгородцы лучше, чем москвичи, знали древние сказания о начале Руси и ее славных витязях-богатырях. Язык их деловых бумаг, как и старых донских казаков, чище московского и отличается от последнего как чистотой, так и образностью выражений. Новгородцы также занесли на Дон названия: атаман, стан, ватага, ильмень (общее название большого чистого озера) и др. Кроме того, многие донские станицы и хутора носят чисто новгородские названия: Ярыженская (от ярыжки и ярыга - наемные люди и бездельники); Багаевская (одноименные села по пути движения древних новгородцев в губерниях: Казанской, Вятской и др.); Ведерниковская, ныне переименованная вместе с Бабской в Константиновскую (в губерниях: Вятской, Пермской, Нижегородской, Смоленской и др.); Михалевская, ныне Николаевская станица (в Псковской губ. 21 селение и 3 деревни); Каргальская - Каргалы на Каме; Гундоровская - села в Архангельской, Вятской и Самарской губ. Хутора и фамилия Черевков - село Черевково, Сольвычегодского уезда, на Северной Двине, древнее поселение новгородцев - ушкуйников; жители отличаются предприимчивым и энергичным характером, не знавшие никогда крепостного права. Древний новгородский погост Ягриш Архангельской губер., близ погоста Верхотоимского, отличается самыми жгучими брюнетками севера. Погост этот упоминается еще в завещании Ивана III. Станица Раздорская, древняя столица донского казачества, также звучит чем-то новгородским; слово "раздоры" - излюбленное выражение во всех новгородских актах, постоянные жалобы на "раздоры", т.е. несогласия.
   Присутствие новгородского элемента в Донском казачестве сказывается также в архитектуре построек древних церквей, часовень, народной орнаментации, нравах, обычаях, суевериях, свадебных обрядах, вечевом правлении, говоре и проч. 
 
..... Из братчины никольщины выходили, по народным преданиям, и те удалые ушкуйники-повольники, которые, недовольные порядками на родине, основывали по северу, востоку и юго-востоку нынешней России новые колонии и наводили страх не только на соседние народы, но даже и на московские окраины. Николай угодник был любимым святым этих удалых добрых молодцев и во всех путях жизни был могучим их патроном и покровителем. Самое имя Николай считалось у братчины в Новгороде и Пскове, как у Гетов-Руссов бог Марс, признаком смелости, бесстрашия и безнаказанности. Юродивый Николай Качанов всенародно порицал новгородскую разладицу, тогда как другие безнаказанно этого сделать не могли. В Пскове юродивый Салоса, прикрывшись именем Николая, совал неистовавшему там Грозному царю кусок кровавого мяса, смело называя его убийцей и кровопийцем, и остался безнаказанным, т. к. магическое имя Николай ограждало его от всяких бед. Ушкуйники из братовщины никольщины популярность имени этого святого перенесли и на Дон и первые свои часовни и церкви посвящали ему.
 
Собиратель древностей Зеленин пишет о братчинах так:
   http://svitk.ru/004_book_book/14b/3162_zelenin-brathina_kak_prazdnik.php
   "Вряд ли можно сомневаться в том, что великорусские обрядо?вые праздники, известные и те-перь под названиями: братчина, мольба, канун, ссыпка, ссыпщина, а также Никольщина и т. п., являются именно остатками древних братчин. Теперь это имеющие религиозно-церковный характер коллективные трапезы-пиры, для которых продукты собираются со всей общины.
   Русский обряд братчины, связанный с охотой и звероловством, не сохранился до нас, но память о нем еще жива в народных преданиях. На всем русском севере, где только сохранились остатки братчин, широко распространены местные сказания о том, как в старину в Ильин день (обычный здесь день скотоводческих братчин) прибегал из лесу к местной часовне олень, которого община закалывала, варила и съедала. Каргопольский и соседние с ним уезды бывш. Олонецкой губ., Вельский и Кадниковский Вологодской губ., Белозерский уезд Новгородской губ., - вот места широкого распространения преданий о чудесном олене. В XX веке легенду эту отметили здесь П.Шереметев, А.Шустиков, С. Скороходов. Не приводим многочисленных свидетельств о том же авторов XIX века. То же предание известно еще зырянам (коми-соседи вятчан)".
   Олень с золотыми рогами был в поверьях вятчан. Эта главная лепная фигурка Вятской глиняной игрушки. Скульптура 'Скачущий Олень' стояла на берегу реки у Слободского (сломали в 90-х). Обычай "складчин" бытовал у вятчан еще в советское время, что-то сохраняется поныне, когда на общий праздник соседи или друзья приносят каждый свой вклад. Первый герб Войска Донского - Олень пронзенный стрелой. Эмблема раненого оленя восходит к печати войска XVII-XVIII веков, в свою очередь заимствованой с печати Бугогардовской паланки Запорожского войска. Есть сведения о существовании флагов с изображением раненого оленя.:
    []
   Откуда у казаков, практически, самых южных русских обитателей России, совершенно северный символ?
   'Верховые казаки по большей части русые, сероглазые, брюнетов между ними мало. Они крепкого сложения и способны переносить всякие невзгоды, развива-ются очень медленно, но потом крепчают и достигают глубокой старости. Низо-вые казаки по большей части брюнеты, черноглазые и черноволосые. От природы они менее крепкого сложения и нелегко переносят большие труды. Они ловки и проворны и быстро развиваются, но, подобно всем южным народам, не долговеч-ны'. (Д. Семенов, 'Отечествоведение', М. 1879 г. II, ст. 136).
  
   Замечание. На Вятке наблюдается до сих пор два этих столь разных типа населения, в том числе и по характерному черкасскому говору, указанному Савельевым. Он относит Вятку к колонии Новгорода, что не вполне правильно. Новгородцы к нам прибывали издавна, в качестве поселенцев, ушкуйников и воевод, но не на пустое место.
Аватар пользователя bookreader

Новгорода и Пскова, управлялись "вечем", т.е. народным "кругом", где каждый гражданин имел равный голос со всеми.

 

Очень важный момент. А кто такой тогда княз Новгородский - Рюрик?   Князь и граждане вещи не совместимые.  Что бы понимать откуда взялись казаки, нужно  понять откуда у них принципиальный отказ от княжеской формы правления (не было у казаков князей - факт).  Нам говорят, что якобы в Древней Греции (например) было народное правление, но эти же люди нам говорят, что там были всегда цари и рабство (Спарта и т.д.) - т.е. одно утверждение ложь (если там были цари, то демократии не могло быть в принципе).   Если в Новгороде были граждане - то князь Рюрик Новгородский - это сказочный персонаж.  Никто же не отрицает, что у казаков была  демократия во всем - это их принципиальное отличие от всех других народов.    

Аватар пользователя skygrad

В Новгороде были сильная вечевая и даже "парламенская" традиции. Плюс, окраинное положение и близость к иным странам и народам. Поэтому он всегда  был на особом положении в Киевской Руси. Князей сюда приглашали, нанимали в качестве авторитетных воевод, иногда изгоняли. Как и Новгород Вятка в 12-16 веках располагалась на окраине русского расселения той поры. Вятчане могли перенять некоторые из демократических традиций у новгородцев. Хотя сами новгородцы казаками не были. Вятка была промежуточным звеном, где новгородские демократические порядки, избавившиеся от опеки верховной власти князей и митрополитов вызрели в казацкое народоправство. 

 Отрывки из работы А.Г. Бахтин 'Казанская украина' на рубеже XV-XVI вв.
   "В источниках XV-XVI вв. встречается понятие южной 'крымской' и восточной 'казанской украины' (окраины). Последняя представляла собой буферную зону шириной от нескольких десятков до нескольких сотен километров... В целом граница определялась лишь приблизительно, по принципу уплаты населением ясака. Условно от устья Суры ее можно провести на север через Ветлуж- ско-Унженское междуречье к Средней Вятке и далее к Каме выше устья реки Белой, на юг - вдоль русла Суры к Дикому полю, где находилась 'крымская украина'. В зависимости от результатов военных действий граница сдвигалась в том или ином направлении...
   Полная опасностей жизнь жителей 'казанской украины' - вятчан, унжан, галичан и нижегородцев - закаляла характер, сплачивая их в борьбе за существование. В первой половине ХVI в. немало русских беглых людей скрывалось на 'казанской украине', где было опасно, но куда не всегда дотягивались руки боярско-дворянского сыска. Герберштейн писал, что Вятская земля 'служит своеобразным убежищем для беглых рабов и злодеев'...
   Пограничье требовало создания и сохранения там особых административных образований. По периметру восточной границы в силу особой политической ситуации и целенаправленной государственной политики сложились полунезависимые политические образования. На севере это была Вятская земля, на юге - Касимовское царство, Темниковское княжество и др., южнее начинались казачьи области...
   У вятчан была налажена торговля с Казанью. Оттуда они получали хлеб. Вятская земля для выживания использовала не только силу, которой не всегда было достаточно для противостояния сильным соседям, но и политические контакты. Временами вятчане платили дань в Казань. Такие отношения существовали и после подчинения Вятки Москве. Об этом свидетельствуют сепаратные переговоры вятчан с казанским ханом Сафа-Гиреем в 40-е гг. XVI в...
   По свидетельству краеведов XIX в., многие жители Вятской земли и Поветлужья вели свою родословную от местного мерянского, марийского или удмуртского населения... Во время восстания народов Поволжья в 1582 г. 'казанская украина' упоминается в разрядной книге. Последний раз это понятие употреблялось в Смутное время".
Аватар пользователя SV Vyatka

Всё-всё. Казацкий говор русского языка. Или русский диалект древне-каза[х]ского. Убедили. Вступаю.

Взносы кому?

И можно ль шашку сразу. Не толовую, а настоящую. На стенку подвесить. Ну, тёще в подарок.

Без казачества нонче не обходится ни один праздник. Без Вас, родимые, со скуки кони двинешь.

Аватар пользователя skygrad

Здесь обсуждаются вопросы Истории народов, в данном случае, связи вятчан 15 века с ранним казачеством Дона и Днепра. Современного состояния дел мы не касаемся, пусть этим занимаются историки будущего. Большое видится на расстоянии.

Аватар пользователя bookreader

"Казацкий говор русского языка. Или русский диалект"

До 1930 года в СССР не было русских - был утвержденный большевиками список национальностей которые можно было указывать, были только  великороссы.  Еще в 1922 году в анкетах Ульянов (Ленин) писал - великоросс  (хотя был калмыком), и не только он один. В древности  людей называли по городам в которых они жили и т.д.  Например, москали - от слова Москва.  Вятчаными - хлыновцы стали после указа императрицы (якобы немка, но родилась она в польше, кстати - правильно было бы говорить - полячка).  Поэтому говорить "вятские казаки" - это двусмысленно, потому как с переименованием Хлынова в Вятку - эти самые казаки и начались массово уничтожаться.  Называть казаков вятскими -  это какой то "нонсенс",  "абракадабра".  :)

То что все казаки сейчас разговаривают не на своем языке, а на  русском, это только потому что их уничтожали большевики по национальному  признаку - не за какие то преступления или даже высказывания - просто за "принадлежность", это единственный шанс был выжить - начать говорить на языке людей, которые всеми способами пытались уничтожить народ.  Предполагаю, что и в наше время кого то очень сильно огорчает, что часть казаков все же выжила в тех условиях... 

Но это не повод их обзывать - "русским этносом".   Думаю, многие из их среды это воспринимают как оскорбление. (на современном слэнге - это "стёб").     :))  

Аватар пользователя skygrad

Казаки Некрасовцы покинули Россию еще в начале 18 века, поэтому сохранили свой язык, который вполне понятен нам, современным русским людям. Да, и внешность их близка к северным русским. Так что прав Савельев, писавший свои труды до большевиков, находивший сходство верхнедонских казаков с новгородцами.

Еще раз повторю, Хлынов появился в 16 веке, до него был город Вятка в другом месте. Вятчанами звали уже, по крайней мере, в конце 14 века. Это имя распространялось на всех обитателей Вятки (окрестностей одноименной реки). Наименование "казаки" применительно к вятчанам втречается в  источниках 16-17 веков. Но казачество у нас не было организованно, точнее, всё мужское население представляло собой "предказачество" по выражению историка Напольских. 

   История татар с древнейших времён в семи томах.
   Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.
   С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск)
   глава 'НАСЕЛЕНИЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ В БУЛГАРСКОЕ ВРЕМЯ'
   "По мнению Л.Д.Макарова, Вятская земля была феодальной вечевой республикой (по типу Великого Новгорода), управляемой местным боярством, земскими воеводами и ватаманами. Впрочем, судить о структуре управления и социальном составе Вятской земли пока еще очень сложно, т.к. эти аспекты лишь бегло упомянуты в одном-единственном источнике - грамоте митрополита Ионы, направленной на Вятку около 1452 г...
   В отличие от Л. Д. Макарова, говорящего о феодальной вечевой республике, В. В. Напольских (устное сообщение), учитывая отсутствие источников, свидетельствующих о собственно феодальной организации вятского общества и о республиканских институтах, предлагает использовать в отношении населения Вятской земли и его социально-политической структуры термин "предказачество", имея в виду, что источники формирования населения (выход на 'вольные земли' на окраинах Руси), образ жизни (сочетание крестьянского хозяйства с военной активностью и соответствующей организацией, охватывавшей, видимо, всё мужское население) и политическая организация (известно мало, но во всяком случае речь идёт об отсутствии у вятчан единоличной власти и наличии руководителей, так или иначе опирающихся на одобрение со стороны вольницы) вятчан XIV-XV вв. и казаков XV-XX вв. были близки. Отличие, которым обосновывается приставка "пред-", состояло в том, что, вятчане не состояли на службе у государя в силу отсутствия такового".
Аватар пользователя bookreader

Skygrad  пишет:   "Хотя сами новгородцы казаками не были. Вятка была промежуточным звеном, где новгородские демократические порядки, избавившиеся от опеки верховной власти князей и митрополитов вызрели в казацкое народоправство." 

 

Скорее всего утверждение того, что казаки были под князьями и митрополитами - это "обычное вранье".  Не было такого - фактов этого нет.

Скорее всего,  священнослужители и  слуги князей стали обозначать неких людей  "казаками".  Затем это стало официальным названием,  и сами представители этого народа  стали себя так называть.   Так как они часто противостояли "администрации", их пытались  "загнать" в некое  "казацкое  сословие".   В этом есть логика.   

 

Skygrad  пишет:    "Евграф Савельев.  
 От устья Камы до нынешнего Симбирска весь горный берег в то время был занят воинственными мордовскими племенами и черемисами;"

Насчет черемисов - какая то засада.  Много раз слышал, когда марийцы обижались коргда их называли черемисами.  Хотя  во всех церковных документах  с определенного периода им стали  писать  не  "новокрещены", а  "из черемис".   С точки зрения  христианской религи писать национальность людям в метриках  это как то очень и очень странно.   Это даже  подозрительно.  Очень возможно, что черемисы  не были марийцами.   Возможно, это вот те люди которые жили в селах Алексеевском (Кичма), Ильинское (Токтай-Беляк), Благовещенское (Сернур) до  экзекуции 1780 года.  Возможно это было их самоназвание.  В 1830 году стали массово крестить марийских язычников (я писал где то про Яранский уезд в 1830 году).  Крестили целыми деревнями - и не писали тогда им  "из черемис".   Просто миссионер давал только одни имена (в честь христианских святых) - фамилий тоже не было.   Возможно, что их переселяли откуда то и сразу тут  крестили.   Не происходило так,   что бы их  "подселяли"  к каим то  селам - и затем "заставляли" в тех церквях креститься.  Если их миссонер оптом крестил,  и некоторое время им писали "из новокрещен" - зачем им стали позже писать "из черемис".   Но церковь была Вятской епархии - а миссионер возможно был из Казанской епархии (сейчас уже не помню).    Может это "межцерковные разборки" какие то?        
Пишут, что черемисы успешно противостояли московскому флоту на Волге.   Т.е. черемисы были успешными строителями кораблей и умели воевать на воде.  Война на воде - это довольно не простое занятие (опреленные навыки и традиции).  Например, марийцы не строили кораблей, и не уверен даже что они вообще ловили ли рыбу?  Скорее всего они прибыли из районов где не было рек и не было традиций мореплавания.  

 

Skygrad  пишет:    "Евграф Савельев.   Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать "зипуны", а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую новгородцы могли получать хлеб и порох. Иван III, зная предприимчивый характер этой удалой вольницы, поселившейся за пределами его владений, вблизи окраин враждебного ему княжества Рязанского, зорко следил за движениями этой горсти людей, не пожелавших ему подчиниться."

Откуда известно, что до разрушения этого города Тамерланом (или кем то) в 1440 году там была княжеская форма правления?    Вполне возможно,  что Рязань имела так же "вечевое" общество.   

 

Skygrad  пишет:    "Николай угодник был любимым святым этих удалых добрых молодцев и во всех путях жизни был могучим их патроном и покровителем."

Искал в интернете похожую икону,  на ту,  которая была у моей бабушки - нет таких.  Другие иконы сейчас. :)   
Церковь с мощами Николая угодника находится в Италии.  Пишут, что якобы они были привезены из Турции - но это может быть "обычным враньем" (учитывая интерес церковников).  Даты тоже скорее всего - подтасовка.   
  Факт в том, что храм Николая угодника находится   в Италии.  Это важный  "намек" на связь казачества с Италией.  Второй важный момент - там рядом с Италией  живет народ - Сербы, которые и сейчас говорят на языке очень близком к "вятскому говору".    Корни "раннего казачества" нужно искать там, а не на Вятке.   

https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Чудотворец
Никола́й Чудотво́рец[2]; Николай Уго́дник; Николай Мирлики́йский[1]; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Патара[1], Ликия — около 345 года, Миры[1], Ликия) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских[3] (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот

https://ru.wikipedia.org/wiki/Базилика_Святого_Николая
Базилика Святого Николая (итал. Basilica di San Nicola) — католическая базилика в городе Бари (Италия).

Аватар пользователя skygrad

"Хотя сами новгородцы казаками не были. Вятка была промежуточным звеном, где новгородские демократические порядки, избавившиеся от опеки верховной власти князей и митрополитов вызрели в казацкое народоправство." 

Вы неверно поняли эту фразу. Избавились от опеки князей и митрополитов новгородские порядки, а не новгородские казаки, которых не было!))

Казаками в Московии 15 века звали вольнонаемную молодежь. По теперешнему, контрактники. Когда казаки самовольно поселились на Волге и Дону, понятие казак стало меняться в современную сторону.

Марийцы изначально делились на горных и луговых. Первые по сообщению Булгарской хроники и моим разысканиям были поселившимися на Волге в пограничье русских и булгар галицкими берладниками, марийцами они были по матерям. Черемисами от булгарского "чермыш" (оседлый земледелец) звали всех финноугров живших к северу от Казани. Горные мари сохранили от своих предков берладников навыки судостроения (жили во 2 пол. 12 века в устье Дуная). Само слово Мари (мары) происходит от море, то есть, мореходы. Берладники в качестве наемников-казаков были на службе у булгарского князя Гази Бараджа. Часть их потом перебралась на Вятку.

Рязанское княжество существовало до начала 16 века пока не было присоединено к Москве.

Николай Мирликийский был похоронен на территории нынешней Турции, в ту пору Византии. Много веков позже его останки перевезли в Бари, Италия. Тогда началось его почитание в Зап. Европе, дошедшее до Новгородской Руси ввиду ее торговых связей с Западом. На Вятке Микола был главным святым (чего не скажешь о самом Новгороде). Отсюда его особое почитание перешло и на казаков Дона. Это еще одно свидетельство в пользу данной версии происхождения казачества. Савельев жил более ста лет назад и не мог знать вновьоткрытых подробностей Вятской истории. В его работе "новгородцев" следует заменить на вятчан. В 15 веке новгородский элемент на Вятке заметен, но не он один лежал в основе Вятской народности.

Культ Миколы могли принести к нам ушкуйники, но это не факт, берладники также были знакомы с этим святым. В их краях был городок Микулин. Не отсюда ли наш Микулицын?

Аватар пользователя bookreader

Насколько я могу судить Николая угодника  звали  Никола, так же как на итальянском - Nicola.   И уж точно не - Микола. 

На церковные источники ссылаться нет смысла, т.к. там много фальсифицированных данных.  Сто раз всех крестили, перекрещивали, снова крестили...  То что Никола был первоначально похоронен в Турции - может это и правла, а может и вранье.  Факт (и то вероятность) только в том, что его мощи находятся в Италии. Там были массовые войны в те годы, и историю могли фальсифицировать  в политических интересах.  Вы же не будете отрицать, что значительная часть документов была фальсифициоравана. Даже при Екатерине 2 этим занимались аж целых две "госкомисии".  А сколько было такого "добра"  понаделано в те далекие годы?    

Если бы город Микулицын  был назван в честь Миколы он бы назывался  скорее всего  - Миколин.   

Аватар пользователя skygrad

Имя св. Николая на Вятке и в славянских землях вообще до 17 века известно в форме Микола, Микула. Микулица - это раннеславянская форма имени. Сравним с окончанием притоков Вятки Быстрица, Холуница, Хлыновица, Черняница, Озерница и т.п. Недалеко от Никульчино (древний городок Микулицын) есть поселение Рубежница. Подобное распространение окончаний -ица характерно для юго-западных областей Украины, в России в таком числе более нигде не встречается.

Кстати, в этом году было сообщение, что в Турции, якобы, нашли не потревоженную могилу св.Николая.)) В Италии тогда не его останки.

Аватар пользователя bookreader

Кстати, в этом году было сообщение, что в Турции, якобы, нашли не потревоженную могилу св.Николая.)) В Италии тогда не его останки.

 

Смотрел передачу  по ТВ  про экстрасенсов, а еще знаю человека который был на "концерте" Вольфа Мессинга - думаю, "чудотворцы" из монастырей точно  знают "где и чьи"  мощи находятся.   Другое дело, что св. Николаев было несколько, в разные годы и в разных странах... Так что турки тоже могли найти могилу св. Николая, а почему нет?   

Микулница может и раннеславянская форма, но какое это имеет отношение к предказачеству?   Это из другой "оперы".   Известно, что древние германцы имели обширные контакты с  древними итальянцами. Известно, что древние германцы имели  связи с древними новгородцами. Известно, что древние новгородцы имели связи с древними хлыновцами.   И наличие ко всему этому сербов рядом с Италией (говорящих на похожем диалекте) -  этого вполне достаточно, для построения "теории  предказачества".   Зачем туда еще  Рубежницу "приделывать".    Причина наименования населенных пунктов не всегда понятено - пример:  Токтай-Беляк, Сернур, Кичма и т.д.   Да кто угодно мог переименовать эти населенные пункты, хотя бы путем переписывания (подделки) летописных докуменетов.  Другое дело  - ганзейский союз, серьезная организация.   

Откуда извстно, что казаки не имеют общих корней с древними германцами?      

Аватар пользователя skygrad

На городище Никульчино найдено наибольшее в нашем регионе количество предметов вооружения, некоторые на уровне "высоких технологий" той поры. Никульчинские захоронения похожи на Чигиринские на Днепре, а это родина тамошнего казачества. Так что Микулицын наиболее подходит нам в качестве вятской родины казачества)). 

Окончания ица отсылают нас к происхождению вятского славянского  говора, а именно - к галицким берладникам.

Германская версия была поддержана нацистами во время войны. Они так привлекали казаков на свою сторону. Но генетически это пока никак не подтверждается.

Аватар пользователя bookreader

Германская версия была поддержана нацистами во время войны.

 

Какая разница что думали нацисты - все врали и большевики и нацисты.    Командующий  казачьей Донской армии еще в гражданскую это утверждал, а воевал он под Царицыным (Сталинградом)  с двумя армиями с западной украины, дезертировавшими с германского фронта.    Откуда там казаки взялись?   Казаки - это Болотников, Разин, Пугачев - это все по реке Волге.      Снова марийские казаки?  :))   

У меня большие сомнения, в том что генетически не подтверждаются связи казаков с древними германцами.  Недавно в интернете была статья,  в которой говорилось про ген  цвета глаз - голубой.  Первоанчально появились люди с голубыми глазами в Испании.  Это как бы оспаривать нет смысла - факт.     Известно, что у старинных казаков был тоже цвет глаз голубой.   А что там у "украинских казаков" с голубым цветом глаз?   Нет этого?   Так что не верю в это даже приблизительно.   Как попали казаки на Днепр?   Ну это просто - рядом была река Дон,  даже не отселились туда - просто днепровские переняли уклад и традиции - донских.  Большого ума не надо - сложного то ничего нет в их укладе.      

  

Аватар пользователя skygrad

Насчет первенства донских или днепровских казаков идут споры. Известное мне первое сообщение о набеге на Польские владения на Днепре неких казаков с востока датировано 1469г. Осели они здесь на 20 лет позже.

"У 1469 р. велике татарське військо, набране з утікачів, розбійників, вигнанців, яких звуть вони своєю мовою козаками, під проводом хана Маняка, напало на землі Польськое Корони".

Ниже по ссылке мною собраны материалы о раскопках казачьего кладбища в Чигирине 16-17 веков. Вывод такой: казаки пришли на Днепр без женщин, сложившимся воинским коллективом, отличным от местного славянского населения той поры. По черепам схожи с половцами и булгарами. (Казачьи городки и могильники на Дону до сих пор не исследовались.)

http://samlib.ru/h/harin_e_a/chigirin.shtml

Волга была важной речной магистралью той поры, в конце 15 века как раз освободившаяся от Сарайских ордынцев. Вятчане могли появиться на Волге (на жительство) сразу после удачного похода на Сарай в 1471г. Хотя и более ранняя дата их появлений здесь вполне возможна. Какие-то "татарские" казаки в Поволжье ниже Камы могли быть и до них. Но первые казачьи городки здесь появились явно при их участии, - других русских на Волге в ту пору просто не было. 

Что касается цвета глаз, то современный центр светлоглазости в Скандинавии, там же и родина блондинов. И такая ситуация сохраняется много веков. Так что если среди казаков есть заметное число голубоглазых, то это гены выходцев с севера. Но не обязательно напрямую от германских народов, а скорее через древних русов. На русском севере светлоглазые составляют не менее половины.

Страницы