Родина казачества (2 часть)

   Проблема происхождения русского казачества остается острой и крайне политизированной. Ситуация особенно обострилась в последние 20 лет в связи с процессом возрождения казачества после десятилетий гонений и отчасти даже ликвидации самого этого явления. Не секрет, что казаки часто выступали на стороне ярых противников Советской власти, включая белое движение и германских оккупантов. В настоящее время в процесс самоорганизации казачества встревают ангажированные различными про властными структурами 'историки' и 'атаманы'. Так было всегда, и так остается. Казачество изначально делилось на вольное и служивое. Гипотез происхождения казачества было выдвинуто много десятков. В Советское время основной была 'бегло-холопская'. По ней в казаки уходили выходцы из различных сословий Московского государства, прежде всего, из крестьян и беглых преступников. На дальних окраинах государства они находили прибежище от преследования властей. Действительно, традиционные области расселения казачества совпадают с границами Московии 16-17 веков, времени появления первых документальных свидетельств о казаках. Это низовья Волги и Дона, а также, Днепра. Однако, переписные книги того времени дают сведения о присутствии казаков и в районах Русского севера и Сибири. А первые упоминания о казаках в летописях середины 15 века связаны с Рязанской землей и Казанским царством. В этот же период казаки с татарами нападали на восточные украинские владения Польши. О волжских и нижнедонских казаках первые сообщения появляются только в 16 веке, когда в районе переволоки они строят несколько своих укрепленных городков (станицы и хутора появляются позже).
   На Днепре возле Чигирина раскопано казачье кладбище, первые захоронения датированы рубежом 15-16 веков. При этом, этнический тип мужчин отличнается от славянского. Это дает основания говорить о приходе казаков на Днепр откуда-то со стороны. Днепровских казаков звали 'черкасцами', но связь имени с кавказскими черкесами не подтверждается генетикой и антропологией. Мною была выдвинута гипотеза, что слово 'черкасцы' означает 'люди церкви', от варианта слова церковь - 'черкаф'. Черкассцы были русскими христианами, говорили по-русски, но по результатам исследований захоронений имели булгаро-половецкий тип внешности. Эти люди пришли на Днепр уже сложившимся военизированным мужским сообществом (жен брали из местных). Откуда? Булгар и половцев к тому времени давно не существовало. Очевидно, где-то до 15 века, в трудные века Золотоордынской власти, сохранялся некий реликтовый анклав. Всвязи с этим, некоторые историки выдвигают гипотезу о зарождении и существовании казачества в структурах Орды как особых русско-татарских отрядов, выполнявших пограничные и охранные функции.
   Существование татарского казачества в 13-16 веках мною не подвергается сомнению, но отождествлять его с русским вольным казачеством 15-16 веков нет оснований. Отличий множество и они принципиальные. Первые русские казаки селились в небольших крепостях вдоль важнейших речных путей и передвигались на сотни и тысячи км в основном на судах. Конный строй они освоили только к 17 веку. До того времени все военные походы проходили по рекам и морям, а зимой - на лыжах. Важна также изначальная приверженность казачества христианской вере русской обрядности и владение правильной русской речью. Сохранить всё это в случае долговременного проживания в условиях степного Ордынского государства было бы невозможно. Татарские войска исключительно конные. Некоторым их пограничным отрядам могли давать казачьи вольности, но это было чисто внешнее сходство с русским казачеством. Можно допустить, что какая-то часть этих татар позже влилась в русское казачество, но не она была первопричиной его зарождения. Скажу больше, на мой взгляд, служивое казачество Московии 15-17 веков берет свое начало от квазиказачих формирований Ордынского государства.
   Сказанное заставляет искать родину казачества в стороне от традиционных регионов его расселения в 16-18 веках, но в пограничье русских и татар в предшествующее время. Вятская республика 13-15 веков - единственно возможный вариант, соответствующий всем условиям и фактам. Дореволюционный историк казачества Евграф Савельев в своих работах после поиска всех возможных предшественников казаков (от хазар, половцев и черкесов до степных кайсаков) в конечном счете признает самым вероятным участие в этом процессе Хлыновских ушкуйников, бежавших на Волгу и Дон после разгрома республики на Вятке в конце 15 века. Проблема в том, что история Вятки до последнего времени оставалась мифологизированной и далекой от реальных фактов и современных исторических представлений. Согласно известному 'Сказанию о вятчанех' и ей подобным сочинениям 17 века языческая вотско-черемисская Вятка заселялась богобоязненными новгородскими беглецами в конце 12 века.
   Но археология этого не подтверждает. Бассейн Вятки был заселен на протяжении 3 тысяч лет. При этом, резкой смены населения не наблюдается. Вновь прибывающие извне уживались и смешивались с прежним населением. Можно даже говорить о существовании особой Вятской древнерусской народности. Постепенная ликвидация ее произошла уже после присоединения к Московскому государству. Рудименты вятского самосознания сохранялись до 19 века. Вятичи-вятчане долго не считали себя русскими в узком тогдашнем понимании этого слова (как подданные Московской Руси). Значительная часть древневятского населения в конце 15-го - в начале 16-го веков покинула регион. На их место прибывали переселенцы с Русского севера и других земель. Оплотом новой власти стал построенный в начале 16 века новый Хлынов, заселенный, в основном, устюжанами и нижегородцами. Чтобы понять феномен Вятской земли следует углубиться в далекое прошлое.
   В 1 тыс. до н. э. столицей Прикамья был легендарный Геродотовский деревянный город Гелон, который можно отождествить с многослойным Елабужским городищем. Население региона в ту пору по Геродоту составляли отличные друг от друга, но дружественные племена - гелоны и будины, под которыми можно понимать европейский и азиатский по происхождению компоненты развитой Ананьинской археологической культуры бассейна Вятки. Отсюда происходит известная в средние века пара этнонимов Хлыны и Вотины, а также двойственность названий главной реки - Холун и Вятка (Ватка, Вотка). Ват на многих языках означает "вода".
   В 3 веке н. э. к югу от постананьинской Азелинской культуры появляется европеизированное именьковское население, в основе своей праславянское. В 4-6 веках в контактной зоне (территория северного Татарстана) происходит соприкосновение этих культур и появление в Волго-Вятском регионе качественно нового этноса. Историк В. Седов на основании славянских заимствований в прапермских языках считает, что он звался Русы. Особую роль в этом процессе сыграли отряды европейского и азиатского рыцарства (остготы и гунно-угры) оставившие богатые воинские захоронения на Вятке и нижней Каме. Столкновение и последующее примирение этих двух группировок привели к появлению Волго-Вятских русов, предков Скандинавских викингов. Вятка-Камье той поры и есть описанная в сагах Великая Холодная Свитьод, родина вождей викингов. Часть рыцарей во главе с легендарным Одином (Wotan) ушла в 5 веке по известному с древности 'Меховому пути' на запад. Связи Вятки-Перми (Биармии) с Балтикой и Скандинавией прослеживаются на протяжении 5-15 веков. По сагам Биармия была богатой страной, управляемой на основах военной демократии близкой скандинавам. В соседстве с Биармией, южнее ее, располагалась отдельная область Алаборг, очевидно, княжество в низовьях Вятки и Камы с центром на всё том же Елабужском городище. Это и есть легендарная столица предков викингов (асов) Асгард. Окончательное падение ее под натиском монголо-татар произошло только в середине 13 века, когда часть биармов бежала в Норвегию, а часть еще ранее отошла на среднюю Вятку.
  
    []
   Подтверждением древних связей населения Прикамья и Балтики является необьяснимый иначе факт распространения рыжего цвета волос. Максимальный процент рыжих людей наблюдается на крайнем северо-западе Европы, а также изолированно у современных удмуртов. Геродот в 5 веке до н. э. подметил рыжину будинов (вотинов). Именно они (ваны) в начале 5 века н. э. во главе с гуннами Одина-Вотана (сына вотки?) ушли на северо-запад. К настоящему времени значительный процент рыжих сохранился лишь на достаточно изолированных северных островах континета в популяциях относительно небольших этносов ирландцев, шотладцев и исландцев. Кстати, в их этногенезе принимали активное участие викинги Скандинавии.
  
   Дополнение о слове "РУСЬ"
   Мягкий знак, как и твердый, обозначают редуцированные звуки И. Поэтому слово Русь изначально звучало как Руси, то есть, русы. Так что никакого женского рода и ед. числа, а множественное от мужского Рус. Русы в описаниях арабов - рослые блондины с розовой кожей и рыжеватыми (красными) волосами, бородами. Это однозначно северный народ. Отсюда их прозвище Русы, то есть красные или рыжие. Русь происходит от иранского "белый", "светлый". Само это слово ясно указывает на принадлежность к выходцам из северных народов, светлокожих, розоватых, рыжеватых блондинов. Данная мутация произошла на территории Скандинавии (центр в районе границы Швеции и Финляндии) примерно 5 тыс лет назад. Этих особенных людей южные народы стали звать русами. Вопрос в том, когда русы появились в Вост. Европе: в эпоху викингов или ранее. Но в любом случае, данная мутации могла стать доминантной только в высоких широтах, так как дает преимущества лишь при недостатке ультрафиолета. Север Скандинавского п-ова идеален для этого: изолированная большая территория.
  
    []
    []
   Карты распространения светлого цвета волос и глаз в Европе.
  
   Западные славяне, выходцы с южного побережья Балтики, сыграли важную роль в формировании древнерусской народности, надо только помнить об их сложном происхождении. По современной археологии и геногеографии родина славянства Днепр Славутич. В эпоху ВПН эти начальные славяне расселились западнее - до Вислы и Дуная, и даже далее, - по пути вбирая в себя иные племена. Можно положить, что коренных славян звали кривичи, дреговичи, уличи. Поляне, северяне, словене, галичане - это как раз ославяненные, но прежде иные по происхождению народы, в том числе, германские и скандинавские.
   Русь, в списке народов упоминаемых в Начальной летописи, стоит среди финноугорских: весь, сумь, емь, либь, водь, чудь, пермь, жмудь, корсь, голядь... Поэтому я считаю, что первые русы были оскандинавленные и ославяненные финноугры. Рюриковичи с их финноугорской N1c как раз такие, пришли в Швецию в 5 веке, а в 9 вернулись на Русский север, родину предков. Финноугорский материал сопровождает древнерусские находки, историкам приходится признать, что в войсках русов 9 века большинство составляли именно финноугры. Лишь несколько позже скандинавы варяги начинают появляться в Вост. Европе, сначала как наемники, а со временем и как хозяева.
   Археология ранних русов дает подавляющее число финноугорского материала, скандинавского и славянского не более 20%. Кстати, укороченные имена народов с окончанием Ь возможно имели пренебрежительную окраску, так славяне звали чуждых или неприятных для них соседей, говорящих на непонятных языках.
   Славянство понятие этнокультурное, происхождение от первых славян имеет значение, но уже вторичное. Северные русские отличаются большей долей финноугорской гаплогруппы N1c, и обьяснить это только ассимиляцией со стороны славян нельзя. В русском языке до сих пор сохранилось много корней слов древнескандинавского языка (в вятском говоре по сведениям этнографа Зеленина - 7%).
   ***
  
   Биармия всегда интересовала балтийских викингов скандинавского и западно-славянского происхождения. Эти искатели приключений и богатств, оседавшие в Вост. Европе, получили здесь имя Русы. Одна из их группировок во главе со своим конунгом обосновалась в Волго-Клязьминском междуречьи (центр Сарское городище). Это был известный по сообщениям арабов Каганат русов на 'острове русов'. Вятские русы-биармы были их главными союзниками и составляли основу объединенного войска. Русский каганат на Волге вел в 9-10 веках войны с Киевскими рюриковичами, для удержания позиций было предпринято массовое переселение с Волго-Вятского региона (терр. Мари-Эл) на Оку. Так появилось славяно-вотское племя Вятичи (потомки именьковцев и азелинцев). Волжские русы и их союзники сыграли важную роль в разгроме Хазарии, но их силы оказались подорваны войнами на два фронта, что привело к падению независимого Русского каганата, его продолжением стала Владимиро-Суздальская русь с династией киевских князей. При этом Вятские русы, жившие на окраинах этого государства, оказались разделены на три анклава: Вятка, Ока и Водская земля к северу от Новгорода. Опустевшее Ветлужско-Вятское междуречье в 11 веке заселили предки нынешних марийцев. В предшествующей им культуре древнерусский элемент явно присутствует, в Волго-Вятском междуречьи сохранялся он и далее. Надо только учитывать, что Вятские русы в виду тесного продолжительного контакта с народами Прикамья оставили специфический археологический материал, отличный от остального древнерусского.
   []
  
   Археология 1-го тысячелетия н. э. свидетельствует о развитом производстве металлов на берегах Вятки и Камы. Отсюда далеко на запад и восток распространялись бронзовые украшения и амулеты Пермского звериного стиля и серебряные гривны Глазовского типа Чепецкой археологической культуры. На Вятке и верхней Каме были найдены самые ранние в Восточной Европе клады арабского серебра, монеты и художественные вещи 5-8 веков. Прикамская Биармия поставляла меха чернобурых лисиц и соболей в северную Европу и арабам. Здесь раньше, чем в других регионах Сев. Европы появилась технология тройного пакета в изготовлении клинков. Не случаен интерес Скандинавских викингов, торговцев и разбойников, к этому региону. Попадали они сюда несколькими путями: через Зап. Двину или Ладогу в бассейн Волги; или в обход Скандинавского п-ова через Сев. Двину. В саге описаны три пути в далекий город на востоке, Алаборг, в котором узнается Елабужское городище, центр отдельного княжества на южный пределах Биармии. Ведут туда три пути, все трудные и опасные. Самый короткий, но и самый опасный, - по Волге, известный с древности Меховой путь. Самый дальний - обходной северный, по морю и северным рекам, Двине, Печоре и другим. Третий проходит через три леса (три волока, водораздела) и земли опасного племени, вероятно, самих биармов. Они предстают в сагах как богатыри во всём равные самим викингам, их князья владеют землями, имеют хорошо вооруженных рыцарей, родство с биармами считается почетным. Однако скандинавских артефактов в Прикамье немного, из чего можно заключить, что бывали они здесь нечасто и короткое время.
   []
   Арабские авторы 9-12 веков свидетельствуют о трех видах руси, древнерусских протогосударствах. В двух из них легко угадываются киевские и новгородские русы. Третья русь, Арта или Арса, отождествима с финно-угорскими русами Сарской округи и Прикамья.
   []
  
   По Фадлану, побывавшему у волжских булгар в 922г., богатые русы прибывали к ним на судах для торговли, имели свои большие дома-комунны, мольбища и захоронения. Археология подтверждает присутствие русов в крупных городах булгар. В летописи в связи с событиями вокруг войны русов с хазарами говорится также о военных действиях киевских русов против вятичей, под которыми понимают население Оки, югозападного форпоста русского каганата. Нельзя исключить, что после разгрома русского каганата на Волге в конце 10 века артанские русы перебрались ниже по Волге, где основали первоначальную Казань, в археологии которой есть древнерусские артефакты, в частности, каменные укрепления схожие с древнеладожскими. Кроме того, цитадель Елабужского городища напоминает норманские каменные крепости 10-11 веков. Оба сооружения не имеют аналогов у булгар, само присутствие которых на сев. берегу Камы до 13 века остается под вопросом. Междуречье Волги и нижней Вятки имело особый статус и звалось в русских летописях Камской Булгарией. Вероятно, это был союзник Волжских булгар, которые, разумеется, пытались временами установить здесь свой контроль. После разгрома булгар монголо-татарами сюда на северный берег Камы устремились беженцы, булгары-мусульмане, что привело к изменению этнической ситуации в регионе. Этой территории удавалось много лет сохранять свою независимость от татар, Старая Казань пала только в 1268 году под ударом обьединенного русско-татарского войска, город запустел на сотню лет, население, видимо, ушло на север.
   К сказанному можно добавить следующее. В картографии Идриси (12 век) некие русы располагались в соседстве с булгарами где-то на территории нынешнего северного Татарстана и Мари Эл. Другой арабский путешественник Гарнати, побывавший в Вост. Европе в 12 веке, описывает прибывших в Булгар зимой купцов Вису по внешности и характеру схожих с русами. Дорогая меховая одежда, розовый цвет кожи, склонность к крепкому алкоголю. Это могли быть пермии-биармы, особые финноугорские русы, поселившиеся в бассейне Вятки и Камы.
   Булгарские хроники повествуют о сложных процессах происходивших в Приказанье и Нукрате в предмонгольский период: столкновения с булгарами, восстания против поборов, построение крепостей и участие в войнах с русскими, заселение территории выходцами с запада (балтами и колбягами, новгородцами, берладниками и вятичами). Таким образом, существование некого особого древнерусского образования (Артания) севернее Волжских булгар не вызывает сомнений. В 13 веке большая часть его населения переместилась на Вятку, именно тогда здесь отмечается рост городов. Биармы торговавшие со скандинавами, остались жить в Норвегии.
  
   Важным событием в истории нашей земли стало появление на Волге выше Казани около 1171г. выходцев с Галицкого княжества - бродников-берладников, - военизированного сообщества профессиональных наемников. Здесь они поселелись в пограничье русских и булгар. Покинуть родину (территория Молдовы и Галичины) их заставило поражение в нескольких столкновениях с Киевскими князьями и преследование за приверженность старославянскому язычеству. На новом месте они вскоре не поладили с булгарами и часть их, поселившаяся на Елабужском городище, после разгрома крепости ушла вверх по Каме и далее на Вятку. Другая часть, остававшаяся на Волге (Важнангерское городище), бежала от карательного рейда булгар вверх по Ветлуге также на Вятку. Эти события искаженно отражены в Сказании о вятчанах.
   На Вятке берладники поселились в двух анклавах: Вятско-Моломском и Микулицко-Слободском. (На Пижме в это же время обосновались славяне, жившие до того в пределах Булгарии.) Так как женщин берладники брали в основном из числа местных, их потомки стали славяно-вотскими метисами. По керамике они составляли от 10 до 50% населения средне-вятских городов 13-15 веков, и оставили у нас заметное число гидронимов с характерным для юго-запада Украины окончанием "-ица". Часть берладников придерживалась славянского язычества, на территории Александровского сада в Кирове у них был культовый центр - Вятское городище (святилище).
   Оставшиеся на Волге берладники женились на черемисках, их потомки звались горные черемисы или мари. Имя созвучно с молдавским словом "маре" - высокий, верхний, великий, а, также, море.
   Некоторые важные сведения по рассматриваемой теме содержатся в непризнанной официальными историками булгарской хронике Джагфар Тарихы. В ней говорится, что опальный и отчасти близкий к русским правитель Гази Барадж для восстановления своей власти в Булгаре нанял в качестве гвардии приказанских язычников гарачцев (живших в крепости Аркоч на Волге), в которых легко угадываются поселившиеся в пограничной полосе галицкие берладники (предки горных мари). После его свержения гарачцы ушли на Вятку, где жили в нескольких городках, один из которых назван как Гарья (Карино-Нукрат). В дальнейшем эти гарачцы, которых в летописи называют первыми казаками, участвовали в западном походе монголо-татар 1239-42 годов, на стороне которых оказался эмир Барадж-Бурундай. Из вятских казаков, разделившихся в последствии на христиан, мусульман и язычников, вышло Яикское казачество. В войсках Бату для охранных функций из степняков-христиан, живших на границе Руси и степи, были созданы аналогичные казачьи части, пользовавшиеся определенными вольностями.
  
   В довольно обстоятельной работе Неделько Г. Б. "Блудные сыны Руси-Матушки..." обосновывается версия о происхождении русского казачества от охранных отрядов ордынских баскаков 13 века. В 14 веке в связи с переходом функции сбора дани к русским князьям, эти люди остались не у дел и оттого подались в вольные казаки. При этом автор обращает внимание, что баскаки в ту пору проживали в пограничье русских и татар. Большинство баскаков летописи называют бесерменами, то есть мусульманами, под которыми, чаще всего, понимались соседние волжские булгары. В хронике Джагфар Тарихы говорится, что сбор дани с русской области Джир (Волго-Окское междуречье, Владимирская Русь) монголы передали именно булгарским откупщикам. Поэтому можно предположить, что охрану этих бесерменов составляли соседние с булгарами Волго-Вятские казаки, уже использовавшиеся ими ранее в качестве гвардии эмира Бараджа, участвовали в походах монголов и булгар на Русь и Западную Европу. Эти люди наверняка знали пути и ситуацию в русских землях, говорили по-русски, а потому не вызывали дополнительного раздражения в ходе этого непростого мероприятия. Большая часть дани отсылалась в монгольский Кара-Корум. Главным пунктом сбора в начале 14 века был Устюг-Гледен (в прошлом вятско-булгарская крепость), прямой путь из него в Сибирь проходит через среднюю Вятку. Поэтому некоторые исследователи указывают на этот путь как основной для доставки русской дани в Монголию. Действительно, минуя ордынское Поволжье можно было уберечь собранное от алчности ханов Золотой Орды. Сказанное обьясняет существование некой особости и независимости Вятского региона в 13-14 веках. Вятские казаки обеспечивали сбор и доставку дани до некого пограничного пункта, где происходила передача ее непосредственно монгольской страже. С. Пленкин считает, что это было татарское поселение Карино к востоку от Слободского города.
 

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

В предыдущей  части (см. комментарии) были обоснованы выводы о происхождении первоначального Донского и Волжского казачества конца 15-го - начала 16 веков под влиянием выходцев с Вятки после ее присоединения к Московскому царству. Отдельные речные ватаги вятчан могли спускаться по Волге уже с 1471 года (поход на Сарай). Для этого у них был лучший на тот период в Восточной Европе военно-торговый флот из примерно полутора сотен небольших скоростных судов ушкоров. Потомки взятых в плен Сарайских женщин наверняка унаследовали от матерей татарскую речь и внешность, что облегчило адаптацию их в нижнем Поволжье. Выведенные с Вятских городов в 1489 году семьи вятчан были расселены на южной границе Московии, из них в заметной мере (судя по фамилиям) формировались Тульские и Рязанские казачьи сотни. В последствии молодежь этих вятчан-казаков, спускавшихся вниз по Дону по делам службы, могла оставаться в низовьях реки на вольное жительство. Так появилось Донское казачество. Разумеется, в казаки шли выходцы из разных народов и сословий, но организующее начало было за вятчанами. Иного просто не могло быть. Только на Вятке с ее республиканскими порядками в 15 веке были все условия для зарождения и становления русского предказачества.

Остается вопрос с происхождением Днепровского казачества. На основании раскопок могильника 16-17 веков, по внешности козаки Чигирина (а это первоначальный их центр на Днепре) отличались от славян, а более схожи с половцами и булгарами, - уже давно исчезнувшими к той поре народами. К сожалению, нет сведений о классификации черепов из вятских захоронений 13-15 веков. Нельзя исключить, что эти вятчане также имели черты не вполне славянские. Это и не удивительно, жили они в окружении не славянских народов, часто роднились с ними. Еще более сказанное относится к жителям Каринского анклава (Арской земли) в левобережье Вятки выше Чепцы. Именно здесь собрались потомки берладников, в среде которых могли быть половцы и другие степняки с южной границы Киевской Руси. Кроме того, Каринские татары (князья) считали себя "бигерами", то есть, булгарами. По преданию, пришли они на Вятку с низовий Волги после разгрома от Батыя. В их языке заметно сходство с Северо-Кавказскими народами. Таким, образом, булгаро-половецкий элемент у них имелся. Возможно, именно из Арских вятчан были первые козаки пришедшие на Днепр. Отсюда и Вятская символика - лук-арбалет на гербе Киева! Что касается вероисповедания, то, судя по именам начала 16 века, Каринские князья частично крестились.

 

Аватар пользователя skygrad

Обстоятельства и время возможного переселения Вятских потомков берладников на Днепр ("историческую родину") неизвестны. Есть лишь косвенные свидетельства этому. Арян (славяно-вотских метисов) и Каринских князей вывели вместе с другими вятчанами в 1489 году. По сообщению летописей, Вятчан расселили на южной границе, Арских же людей спустя какое-то время  вернули на свои земли. Вполне возможно, что и они недолго проживали где-то на южном рубеже Московии. Причиной же их возвращения могло стать самовольное бегство. Поэтому, пока они все не разбежались, их и решили отослать обратно. 

То, что такое вполне могло случиться, подтверждает следующий факт. В 1469 и 1523  годах в ходе военных действий более тысячи горных черемис были взяты в плен и выведены на южную границу Московии. Известно, что в 1527 году многие из них бежали на Днепр в Литву. В дальнейшем к ним присоединились и другие черемисы, поднимавшие восстания против Москвы во второй половине 16 века. На Днепре черемисы (под именем "чемерисы") участвовали в войнах на стороне тамошних козаков, часть разделила их судьбу. 

По моей версии, горные черемисы и вятчане 13 века имеют по отцам общее происхождение от заднепровских берладников. Поэтому можно предполагать, что оказавшись в схожих условиях они действовали аналогично. То есть, аряне-вотины так же могли бежать на Днепр с поселений на границе. 

О времени бегства с границы Вятских арян можно заметить следующее. В Московском походе на Югру 1499 года приняли участие "вятчане-жильцы" поселенные в Московии. Арян среди них не упоминается. Они действовали отдельно в небольшом Вятском отряде в десятеро меньше основного, что явно  свидетельствует об отсутствии значительной части арян. Именно эти недостающие люди (не меньше тысячи) в 1490-х годах бежали на Днепр и стали ядром Украинского козачества.

 

Аватар пользователя skygrad
Во второй половине 14 века на Вятку стали проникать флотилии ушкуйников. Эти вольные люди обосновались на восточной окраине Новгородской земли, Перми Великой: на Вычегде в Усть-Выми, и на верхней Каме в Искорском и других городках. Под водительством беглых новгородских бояр эти "разбойники" устраивали грабительские походы на города Поволжья, прежде всего, Булгарии, вассала Орды. Вятка привлекала их как удобный плацдарм, более обжитой, чем глухие леса севера. Свои набеги они оправдывали борьбой с иноверцами. На Вятке им оказали сопротивление славяно-вотские язычники. После нескольких попыток ушкуйникам удалось захватить и разрушить святилище на территории современного Александровсеого сада в Кирове, но обосноваться на левом берегу Вятки им так и не удалось. Уцелевшие вятские язычники разошлись по сторонам, часть обосновалась в районе с. Карино (Кара-гурт). В начале 15 века власть здесь оказалась в руках Арских князей, потомков разных булгаро-половецких князей, собравшихся в Приказанье после воцарения в степях монголо-татар. Джагфар Тарихы нелицеприятно описывает ушкуйников-разбойников, часто нападавших на города Булгарии. Вместе с тем, она признает выборность воевод, достаточную организованность и многочисленность их поселений на Каме (где она поворачивает на юг), а также сообщает интересный факт, что слово Ушкуй было придумано вятчанами. Скоростные вятские суда были известны в 15-16 веках. На мой взгляд, непонятное по происхождению слово "ушкуй-ускол" может быть искажением от вятского словечка Ускор, ускорное (скоростное) судно.
   В устье Моломы, на стратегическом пути с Устюга в Булгар, располагалась древняя Вятка, центр отдельной волости на границе русских и булгар. В 12-15веках она часто переходила из рук в руки, в 1375 году, в числе многих других русских городов, Вятка попала в список плательщиков ордынской дани. Ушкуйники, поселившиеся в Микулицкой волости, вели упорную войну за нее, столкновения продолжались до 1421 года. После этого можно говорить о консолидации Вятской земли, формировании некой общности, известной по летописям под именем вятчане. В знаменитом походе 1471 года на Сарай могло принять участие всё мужское население вятских городов, включая потомков ушкуйников, берладников, вотских язычников и мусульман.
   В походах вятчане управлялись выборными воеводами и ватаманами, авторитетными командирами, предводителями ватаг, военных подразделений-флотилий в несколько сотен речных стрелков. На суше эта ватага действовала боевым клином, который звался "вятка". Колын, второе название самого известного вятского города, Вятки на Моломе, связано с именем хлын. В 1391 году Колын-Вятка был взят войсками Тохтамыша, бежавшего от разгрома на Кондурче, а его население уведено в Москву, где появилась слобода Хлыново.
   В 15 веке Вятская волость временами попадала в зависимость от Казанского царства, но в 1459 и 1478 годах возвращалась под власть московских правителей. Арская земля, в западной части которой жили потомки ушкуйников и галичан, оставалась непокоренной. Именно сюда в 1489 году был предпринят известный поход огромного московского войска, в результате которого была ликвидирована республика. Остатки вольностей сохранялись здесь до середины 16 века, времени окончательной победы над Казанью. Часть населения Вятской земли в конце 15 века бежала в верх и вниз по Вятке. Так появилось северное (верхнекамское и Сибирское) и Волжское казачество. Низовья Волги были известны вятчанам по походу 1471 года. 
Существующих свидетельств уже вполне достаточно, чтобы считать Вятскую версию происхождения казачества наиболее основательной. Перечислю еще раз важнейшие:
   1. Схожесть десятков казачих фамилий 16-17в. на верхнем Дону и Вятке.
   2. Схожесть говоров донских казаков и вятчан.
   3. Факт существования Вятской республики в 13-15в., во многих моментах аналогичной казачьим республикам Дона и Украины.
   4. Факт переселения вятчан в 15в. в верховья Дона.
   5. Идентичность захоронений казаков 16-17в. на Украине с Никульчинским могильником 13-15в. на Вятке.
   6. Свидетельства иностранных источников о существовании казаков на Вятке с 13в. (Джагфар Тарихы, Нариман Тарихы).
   7. Свидетельства российских источников (летописей, грамот и переписей 16-17в.) о казачьем образе жизни вятчан.
   8. Полная идентичность рисунка Вятского герба с казачьими гербами, печатями и эмблемами.
   9. Поддержка Вятской версии видными историками казачества (Е. Савельев и др.)
   10. Генетическая близость вятчан и казаков.
   Ничего подобного в пользу какой-то иной гипотезы просто нет.
 
 
Приложение:
 
Владимир Катаев
   https://m.vk.com/id17297533?own=1#wall
   (Отрывок из записи ВК 10 апреля 2017г.)
   Как известно, территория Вятской губернии не относилась к традиционным казачьим землям, установившимся к началу ХХ столетия в Российской империи, т.е. таким, как земли одиннадцати Казачьих Войск России. Но Казачество на Вятке было и оставило свой яркий след в истории нашего края.
   Конечно это в первую очередь ушкуйники, одни из основателей Волжского и Донского казачества. Принесшие в казачество традиции, образ жизни и военное умение. Казаки на конях это уже потом, а сначала казаки на ладьях, стругах. Летописное упоминание за 1578 год, что в составе Волгского казачьего Войска появился Вятский отдел (сотня), которую возглавлял будущий покоритель Сибири Атаман Ермак Тимофеевич. Его отряд базировался в Вятском имении купцов Строгановых городке Кае (ныне Кай-городок Республики Коми) и ему было придано '...200 вольных мастеровых из Слободского уезда'. Кроме того, в Вятке были приняты есаулы Ермака Тимофеевича Иван Кольцо и Илейка Муромец (будущий самозванец Лжедмитрий II). Долгое время эти есаулы состояли в охране вятских купцов Рязанцевых, ведущих торговлю с Астраханью '...сапогами, кожами, толокном и овсом...' и их стараниями были основаны казачьи поселения на Вятке: Казаковщина, Казаковцевы, Эсауловы.
   Поход 1584 года в Сибирь Атамана Ермака Тимофеевича тоже потребовал дополнительных людских ресурсов - 200 человек на реку Туру и 200 человек на укрепление Пелымского городка. Их набирали в Слободском и Котельнических уездах. В том же году, Волгское казачье Войско набирало на Вятке 500 человек на укрепление крепости Терка (ныне это Наурский и Шелковской районы Чеченской Республики), которая в 1578 году стала центром Надтеречного Казачества (ныне Терское Казачье Войско).
   Позднее, начиная с середины 17-го века, Казачьи Войска Российской империи '...приискивали себе потомков казаков с Вятки...'. Так например, из выходцев Вятки проживающих в селе Ощепково, Тюменской губернии в 1761 году был сформирован Тобольский казачий полк Сибирского Казачьего Войска. В последующие годы, вплоть до Первой мировой войны, и другие Казачьи Войска 'приискивали' на территории Вятки потомков вольных казаков. Якутский казачий полк 1899,1905-1906 годы, Уссурийский казачий полк 1905-1906 годы, Тобольский казачий полк 1896- 1897 годы, Терское Казачье Войско 1881-1889 годы, Сибирское Казачье Войско 1889-1895 годы, Семиреченское Казачье Войско 1891-1896 годы.
   Знаменитая Отечественная война 1812 года тоже упоминается в хрониках о казаках Вятки. Когда Донской Атаман Матвей Платов бросил клич о казачьем ополчении на войну с Наполеоном, вятские городовые казаки не остались в стороне. Ими был сформирован пятисотенный казачий конный полк и шесть пластунских казачьих пеших команд общей численностью 1200 человек - всего 1700 казаков под началом войскового старшины Никиты Перминова, есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожка (Рожкова). Перед уходом в поход, казаки заложили на месте обнаружения целебного источника часовенку в честь Иоанна Предтечи, а когда вернулись из заграничных походов в 1815 году, на трофеи в этих походах заложили каменную церковь Иоанна Предтечи. Также на средства казаков были построены Донская и Пятницкие церкви (ныне уничтоженные).
   Не стоит забывать и 1555 год, Судбищенская битва с крымским ханов Давлет-Гиреем, в котором участвовали вятские казаки атамана Бахтияра Зюзина.
   По собранным материалам на севере Вятки, на территории нынешнего Подосиновского района Кировской области, вдоль реки Юг находились казачьи поселения Романово, Кошково, Ивково и другие. Там проживали казаки-северюки. В настоящее время издана книга Меньшенина В.И. 'Казаки-северюки' в четырёх томах, где подробно описывается их быт, традиции, воспитание молодёжи, ратные подвиги на всех войнах, которые вела Россия и уникальное обучение ратному искусству казака-северюка.
 
Аватар пользователя bookreader

Вы пишите:  "Ими был сформирован пятисотенный казачий конный полк и шесть пластунских казачьих пеших команд общей численностью 1200 человек - всего 1700 казаков под началом войскового старшины Никиты Перминова, есаулов Игната Мосяка и Никифора Рожка (Рожкова)."

 

А где бы можно было ознакомится со списком этих 17 сотен казаков?   Очень интересно бы глянуть... 

 

История казачества, возможно началась отсюда (это мое "предположение", фактами не могу подтвердить - но может кто другой сможет?  :)) ):

 

После взятия Гранады испанскими войсками 2 января 1492 года закончилась 700-летняя эпоха «отвоевания Родины», известная как «Реконкиста». Последние военные кампании, закончившиеся полной победой над маврами, стали возможными в том числе и благодаря финансовой поддержке, полученной от банкиров-евреев Исаака Абраванеля и Абрахама Сеньора (1412—1493).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Альгамбрский_эдикт

 

Текст, кстати, очень напоминает указ Екатерины 2 о переименовании Хлынова.   Тоже очень похоже на  "отвоевание Родины".  

 

PS

Вы пишите:

" покоритель Сибири Атаман Ермак Тимофеевич. Его отряд базировался в Вятском имении купцов Строгановых городке Кае"

Не верится, что казаки "служили"  Строгановым.    И вообще не верится, что отвоевывали у кого то Сибирь, в те годы там вообще никто не жил. И тем более не верится, что для Строганова это делалось.  Некто "династия царей  Иваны 1-4" вторглись и казаки отступили на восток.   Строганов это "английская марионетка".  Казаки забирали грузы у англичан из караванов идущих по Волге. Как бы они могли служить "английским марионеткам"?  Это явно ложь...  

 

 

Аватар пользователя skygrad

Я привел цитату из блога моего френда В Контакте Катаева Владимира, Вятского казака. К нему можно обратиться за разъяснениями по ссылке. 

Насколько я знаю, Ермак использовал Строгановых с их финансовыми возможностями для организации похода в Сибирь. Сам Строганов отписал царю, что казаки ушли самовольно. Ермак в то время был опальным атаманом, поэтому хотел уйти от своих неприятностей подальше на восток. Сибирское татарское ханство было довольно сильно: ногаи и сибирцы добили последнего влиятельного Ордынского хана Ахмата. Удар Ермака поколебал власть татар над народами Сибири. Правда, для установления полного контроля потребовалась вторая экспедиция.

 

Аватар пользователя bookreader

Ну не знаю, Вы пишите чуть ли не глобальную историю всего казачества российской империи, а от описания такого архиважнейшего  факта  как участие вятских казаков в самой что ни наесть первой мировой войне как то уклоняетесь?  :)

Факт то "супер глобально-важный" - для "вятского казачества".

Первым делом его нужно было изучить и опубликовать, а уж потом всякие там  - "берладники" и "украинцы". 

Что не так с этим делом?   Непонимаю... 

Париж то "взяли казаки"?     (Ну там - "бистро, бистро" и все такое...)  

 

Аватар пользователя skygrad

Я занимаюсь историей Вятки и России ранее 17 века. Конечно, для понимания этого раннего периода приходится залазить и в более близкие нам времена, но не столь подробно, всего не обьять. Могу лишь сказать, что в 17 веке казаков на Вятке не числилось. Но можно видеть, что при желании мужское население региона могло уходить в казаки. Вообще, после присоединения Вятки к Московии-России она еще долго сохраняла особые отношения с Москвой  через посольский приказ, то есть, как с иностранным государством, при этом сами вятчане формально оставались лично свободными, не были  закрепощены. По этой причине из них легко формировались казачьи части. 

Многое свидетельствует, что именно от берладников пошло Днепровское козачество. Украинские историки ищут следы потомков берладников (как вероятных предшественниках козаков) на их исторической родине между Дунаем и Днестром, а также на нижнем Дону. Но они в 13-15 веках жили на Вятке! Это важный козырь в пользу Вятской версии.

Аватар пользователя bookreader

Если до  Хлынова  была  Вятка - то нужны хотя бы ссылки.   Ссылок то нет?  :) 

Если их нет, то нужно говорить "хлыновские казаки". А иначе тарабарщина какая то получается - вообще ничего не понятно.

России в то время тоже не было - был "Третий Рим", "Московское княжество" и т.д.   

 

Между началом 17 века и 1812 годом всего 200 лет.

Можно исследовать родственные связи тех 17 сотен казаков и  тогда будет известно где они жили и какому роду племены принадлежали.  Это сразу будет иметь доказательную базу - вполне логичное такое исследование.   Разве нет? 

И причем тут "днепровские казаки"?   Тема то "Вятские казаки", а Вятка была  образована в конце 18 века.   

Китайские казаки еще были - и что они тоже все из Вятки?   

Нет логики... 

Аватар пользователя skygrad

Евгр. Савельев упоминает "хлыновцев" как организующее начало казачества Волги и Дона. Но он писал давно, в ту пору о Вятской истории ходили неверные домыслы. Ныне становится ясно, что Хлынов появился уже после присоединения Вятского региона к Москве. Хотя само понятие "хлыны" могло существовать на сотню лет ранее. (От татарского названия города Вятка - Колын). 

"Россия" появляется на иностранных картах 15 века как территория проживания русского  народа, включая украинцев, белорусов, московитов и северных русских.

Казачьи сотни формировались из вятчан вообще, любого рода и фамилии, все вятские мужчины были одинаково годны для этого ввиду личной свободы.

Тема наша "Родина казачества". По моему мнению, казаки Дона и Днепра вышли из вятчан, хотя сами вятчане 15 века казаками не счииались. Казаки в ту пору - это вольнонаемные служивые воины или работники (охранники), а также самовольные военизированные формирования. Казаки были разные, в том числе татарские. Но русские казаки Дона и Днепра ведут свое начало от вятчан. По моей версии, разумеется.

Не надо путать город Вятку и Вятскую землю. Город Вятка был в конце 14-го - начале 16 века. Потом появился новый город Хлынов в другом месте, который в конце 18 века был переименован в Вятку. 

 

Аватар пользователя bookreader

(От татарского названия города Вятка - Колын).

Почему от татарского?    Зачем "новгородцам" называть свой город на "чужом" для них языке"?   Не нашлось названия в  "родном языке"?     :)

Назвали бы тогда лучше на иранском наречии - иранцы вон какие красивые серебрянные тарелки делали...   

А что "татары" то умели делать в 15 веке?  (по сравнению с иранцами хотя бы) - в том смысле, что "тарелки" эти до сих пор находят...

PS

"Казачьи сотни формировались из вятчан вообще, любого рода и фамилии, все вятские мужчины были одинаково годны для этого ввиду личной свободы.

 

Они то может были и годны, да думаете результат бы был в военном плане "от кого попало"?

А слабо сразу всю действующую армию переименовать в казаков - вот бы всем "напиндуляли" сразу...  :)))

 

Аватар пользователя skygrad

Колыном булгары назвали свою крепость (Ковровское городище 12-15 в. в устье Моломы). Такое имя, на мой взгляд, от древнего названия реки Вятки - Холун. Рядом с ним (в 300м) был другой городок, Шабалинское городище. В нем жили новгородские купцы. По русскому имени реки он звался Вяткой. Колын как стратегически важный узел переходил из рук в руки. Для внешнего наблюдателя эти два близко расположенных городка воспринимались как один.

П.С. Вятские - парни хватские! Всегда ценились на войне и в армии. Наверно в них сохранялись гены берладников и ушкуйников.

Аватар пользователя bookreader

"Казачьи сотни формировались из вятчан вообще, любого рода и фамилии, все вятские мужчины были одинаково годны для этого ввиду личной свободы".

 

Личная свобода у холопов?        Это круто сказано...   

"Одинаково годны" (с)           Надо бы запомнить.    :))

Тут смотрел  вчера по 1 мировой  статьи - попалось это,  интересно написано:

"«Когда российский какой полк стоит, гер-
манцы выставляют 2 часовых, а как только разведали,
что подошел сибирский, то 20 часовых выставят».

Аватар пользователя skygrad

Формально крепостных и помещиков на Вятке не бывало. Разумеется, постепенно население менялось, гайки закручивались, но формально население сел и городов оставалось лично свободным. Поэтому из вятчан легко набирали  казачьи сотни, а сами они уходили в Сибирь (через Вятку шел Сибирский тракт), где опять же, часто становились казаками. 

Вы наверно плохо знаете Вятские реалии 16-19 веков. 

Аватар пользователя bookreader

Литературным произведениям Пушкина не верю. :)

А к первоисточникам доступа не было.  Откуда знать эти реалии... 

 

Все истории про казаков  сходятся к Тамерлану.   

Может быть как то  казаков вместе с историей о Тамерлане  начать все рассматривать?  А то поотдельности как то непонятно получается (слишком фрагментировано, поэтому  смысл теряется).

"о начале Яицкого Войска сообщила: «В самые де те времена, когда Тимир Аксак (в Еврепе названный Тамерланом"

https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43846743405/O-proishozhdenii-YAits...

Аватар пользователя skygrad

Прежде чем писать Капитанскую дочку, Пушкин на основе документов работал над Историей Пугачевского бунта. Так же и я поступаю. 

Тамерлан и казаки по моим сведениям никак не пересекались. Читал историю его походов написанную его личным секретарем. Не помню там про казаков. 

Булгарская хроника сообщает следующее:

 "По булгаро-кыпчакскому договору, заключенному при Менгу-Тимуре в 1280 г., несколько сот нукратских и заказанских гарачцев-христиан заняли часть бывших земель корпуса Нимруя и стали служить здесь в качестве булгарской пограничной стражи. Менгу-Тимур согласился с этим потому, что сам был христианином и доверял только христианам".

Менгу Тимур был ханом Орды после Берке. Совместно с русскими он взял Казань, в округе которой продолжалось сопротивление булгар монголам. Остоятельства переселения людей в пограничье Булгарии и Сарайской Орды не вполне ясны, но в данном отрывке явно говорится о происхождении Яикского казачества от вятских и марийских потомков берладников. Если они там находились и в 14 веке, то какое-то соприкосновение с войском Тамерлана в 1391 году возможно.

Аватар пользователя bookreader

Формально крепостных и помещиков на Вятке не бывало.

 

А для рабов какая разница как назывались  (лингвистами)   рабовладельцы?   

Это важно?    Для них что то менялось?  

Тысяча монастырей. Миллионы рабов.  

Кстати, монастырские - были   "самые-самые"  бедные из всех типов.  :)

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Секуляризационная_реформа_1764_года
Уничтожение монастырских вотчин — реформа, проведённая в Российской империи Екатериной II в 1764 году с целью изъятия церковных владений, упразднения части монастырей, а также определения содержания для епархий и некоторых обителей
Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение беломестных (свободных от налога) церковных земель, снижавшее доходы казны. «Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времён в организме нового централизованного государства»
О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно.
По донесению Святейшего Синода от 1 (12) января 1762 года во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря

Аватар пользователя skygrad

В 18 веке закабаление крестьян достигло пика. Особенно зверствовали в выбивании долгов монастырские охранники. Монастыри и церкви накопили к той поре огромные земельные владения, которые сдавали в аренду. Подобные эпизоды известны и на Вятке. Но мы ведем речь о 15 веке. В ту пору монастыри у нас на Вятке тоже были, но они играли совсем иную роль. Это были некие рыцарские ордены, дружины из ученых молодых монахов выполняли функции ударных отрядов. С достижением возраста 25-30 лет монахи расстригались и жили семейной жизнью. О существовании у козаков подобного пишет француз Боплан в его путешествии по Днепру.

Аватар пользователя bookreader

дружины из ученых молодых монахов выполняли функции ударных отрядов

 

Это просто кошмар какой то.  :))  

Аватар пользователя skygrad

Обычная практика той поры. Дружины молодых монахов несли охранные функции, иногда участвовали в войнах и сражениях. Вспомним поединок монаха Пересвета с Челубеем. На Вятке была своя специфика, монашество было чем то вроде  армейской службы для молодежи. Но наверно, не для всех обязательная.

Аватар пользователя bookreader

Вспомним поединок монаха Пересвета с Челубеем.

 

Эту "битву" скоро тоже должны отменить, как уже отменили "татаро-монголькое иго".   Фальсификация истории - и не более того...     :))  

Аватар пользователя skygrad

Мамаево побоище (Куликовская битва) было. Немного не так как в официальном мифе, но всё было. В частности, подосланый монах отравил подставного хана Телубея, протеже Мамая. А самого его разгромил подоспевший с востока из Синей Орды Тохтамыш. Кстати, не поверите, но заваруху с множеством погибших начали вятчане)). Иго, к сожелению, было, до сих пор остается. 

http://samlib.ru/h/harin_e_a/kulik.shtml

Аватар пользователя bookreader

Тут явно говорится о происхождении Яикского казачества от берладников-христиан, поселившихся на Вятке и Волге.

 

Анализ ДНК покажет:       "Кто есть ху..." (М.С.Горбачев.)    :)

Аватар пользователя skygrad

Генетические свидетельства уже есть. Сейчас накапливается база данных по казакам. Так вот, некоторые потомственные Запорожцы находят родственников по общему предку жившему 800 лет назад с нынешними вятчанами! Берладники жили как раз 800 лет назад. Это важное свидетельство происхождения начальных казаков от берладников и вятчан.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Интересно узнать про свидетельства и про генетику казаков по-подробнее. Считается, что мой клан берет начало от племени нёвров. Есть ли какие-то наработки?

Аватар пользователя skygrad

http://samlib.ru/h/harin_e_a/kozaki.shtml

http://samlib.ru/h/harin_e_a/vrk2.shtml

Несколько лет назад я работал на казачьем форуме, убеждал Донских казаков в своих идеях. Можно посмотреть мои выписки той поры. Результаты ген исследований не полны, но кое-что есть. 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, исправил вёнедов на нёвры, ошибся.

Аватар пользователя bookreader

"Ну раз пошла такая пьянка - режь последний огурец..." (с)

 

Я тоже тогда "выдвину лингвистическую гипотезу".

Раньше указывал ссылки на  копию перевода  книги австрийского шпиона Адама Оленариуса датируемой около 1650 года. Он пишет:

 

"Говорят, что в казанской области, к югу от Казани миль на 40, в болотистой местности имеется река, именуемая [427] у них Немдою. Сюда они направляются со своими паломничествами и жертвами. Они говорят: «Кто сюда придет и ничего не принесет в жертву, тот зачахнет или засохнет». Они полагают, что черт имеет резиденцию свою там или, точнее, у реки Шожшем, лежащей в 10 верстах от Немды, Говорят, что эта река не глубже 2 локтей, течет между двух гор и никогда не замерзает! Ее черемисы очень боятся. Они полагают, что если кто-либо из их нации прядет к этой реке, то он тотчас и помрет; русские же без опасности могут приходить к ней и уходить от нее."

http://www.bibliotekar.ru/rus/27.htm

 

"Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка[38]. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Прозвище Черт более старинное: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году[38]. Этимология слова остаётся спорной до сих пор.[39]

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрт

 

Вот если  посмотреть  близкие по произношению  слова, ну это латинское и тоже самое на древне-итальянском  =   shirt  (рубашка). так звали людей  которые "родились в рубашке", т.е. просто "счастливчик".  

  А резиденция (представительсто) - это  missione.

Ну и получается "щёрт миссион", (ну или просто "черемисин") - т.е. человек из  представительства   Васко "Рубахи".   

 

Ну как вам?   :) 

Аватар пользователя skygrad

Слово черт есть в славянских языках, схожее есть у балтов. Возможно связано с "черный". Так что к черемисам не имеет отношения. Скорее можно поверить булгарской хронике, она называет народы жившие в волго-вятском междуречьи "чирмышами", это по булгарски значило "военнообязанные земледельцы", позже стало синонимом "язычники".