Государственные крестьяне.

31 сообщение / 0 новое
Последнее сообщение
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Интересен статус населенных пунктов по сведениям СНМ-1873 годов: починки, деревни и села Котельнического уезда (меня интересует этот регион, в других, наверное, то же самое) - казенные, то есть находились в ведении казны, государства. 

    Вкратце из Википедии: государственные крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. В основном это денежный оброк. Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами - они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Им было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали государственные крестьяне, считались государственной собственностью, но за крестьянами признавалось право пользования - на практике крестьяне совершали сделки, как владельцы земли. Законом 1866 года "О поземельном устройстве государственных крестьян" за сельскими общинами сохранялись земли, находившиеся в пользовании на правах "владения" (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом законом от 12 июня 1886 года. Платежи были рассчитаны на 49,5 лет (до 1931г), но были прекращены с 1 января 1907 года в ходе столыпинской аграрной реформы.     

         То есть получается были лично свободны или почти свободны!? Это в общем. А как обстояли дела в Вятской губернии? 

         Еще одно наблюдение. На мой взгляд, именно необходимость выплаты денежного оброка заставляла селян после уборки урожая уходить на заработки или заниматься различного рода промыслами.

   Что думают форумчане по этим вопросам? Есть ли у них факты или рассказы предков?

     К большому сожалению, я слишком поздно занялся своей родословной - в живых со старшего поколения нет никого. А разговоров на эту отдаленную тему не было. Промыслы деда и прадеда знаю, но это все после отмены крепостного права.

Отредактировано: Александр Федорович 23.12.2014 - 21:33
Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Собственно - вы всё уже написали про гос.крестьян. Ну да, лично свободны, как и в большинстве уездов Вятской губернии (кроме Яранского и Сарапульского). Только про торговлю нюанс - право торговать появилось только после 1865 г., а до этого тороговать могли только купцы (крестьянин мог перейти в купцы только если проходил по лимиту объёма собственности и платил гильдевой сбор). 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Спасибо! 

Еще один интересный момент: карта Котельнического уезда 1893 г. Интересна она не только тем, что очень подробная в силу масштаба, но и указанием земель, принадлежащим деревням: пашня, сенокос, выпас и лесной надел. Очень рациональная организация сельскохозяйственного производства! (если можно так выразиться).

Получается, что могущество Российской империи держалось на вот таких свободных хлебопашцах и казачьем сословии. Это несколько другое по сравнению с тем чему учили в школах советского периода.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

А на чём держалось могущество Российской Империи по версии "школ советского периода"? А версия современных школ как-нибудь отличается? (извините за быть может наивные вопросы - просто я совсем далеко от школьной жизни, а интересно!)

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Очевидно я не точно выразился. В школе меня учили, что царь тот же помещик, а значит эксплуататор и кровопийца. А сила как всегда в народе. Здесь еще одна накладка - древние Греция и Рим рухнули как только резко уменьшилось число свободных гражан. Так учили. А в нашем случае цари всячески поощряри увеличение численность государственных крестьян, т.е свободных, если верить Википедии. В итоге получилось мое предыдущее выссказывание.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Выходит, правильно учат в школе! Ну, и слава Богу.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
allaburdina
Аватар пользователя allaburdina
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 10 часов 6 минут назад
Регистрация: 13.01.2013 - 11:12

А я, когда еще в школе училась в советское время у бабушки спросила "как же вы до революции то жили?" А бабушка сказала, что они жили хорошо.

Я интересуюсь фамилиями:
Бурдин Махнев Мохов Кислицын Шустов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Моя бабушка по маминой линии тоже говорила, что жили хорошо. Хотя их семья относилась к бедным. Ведь  все относительно...!?

А вот дед по отцовой линии, из вятских мужиков, за  Первую мировую имел Георгиевский крест 4 ст. , а в гражданскую воевал в Первой конной, у Буденного. Почему то сделал такой выбор. Человеку всегда хочется лучшего. Значит при царе- батюшке не все было хорошо! От хорошего не ищут лучшее. Не думаю, что деды большинства населения были так глупы, что сделали подобный выбор. 

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Тут есть один скользкий момент... живущие сейчас - это не те люди, которые жили во время революции и Гражданской. По линиям своих предков вижу, что за прошедшие с тех пор сто лет развились те ветки, которые и до революции были успешными, а загибавшиеся до революции - в основном не получили развития и в советское время, хотя есть примеры "социальных лифтов", которых конечно при советской власти было больше, чем при царской.  В итоге, к примеру, получилось, что у многих наших современников предки были раскулачены, наверное больше чем у половины из ныне живущих, а ведь в своё время категорически не допускалось раскулачивание более 5% хозяйств в каждой деревне, а норма была 3%. Конкретно в Гражданской из наших мало кто участвовал, но соотношение примерно 1:1, а ведь известно, что численность РККА превосходила численность всех белых армий вместе взятых примерно в 10 раз - получается, потомки многих красноармейцев не дожили до наших дней. Вобщем следует такой вывод: недовольных жизнью всегда больше, чем довольных, но даже после революции будущее формируется всё-таки "довольными". А потом среди них возникают новые недовольные - и всё повторяется.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Интересный тезис о преобладании недовольных. Наверное, так и есть. Им бы еще научиться реально оценивать перспективу. А то "хотели  как лучше, а получили как всегда "(дерьмо). 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Хуторянка
Аватар пользователя Хуторянка

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 2 недели назад
Регистрация: 30.06.2015 - 19:06

Ещё такой факт-Институт фамилий более или менее сложился у высших социальных слоев российского общества к XVII веку, тогда же получили официальные фа-милии богатые купцы и торговцы. Другие же сословия этот процесс затронул только в XVIII – XIX веках. У многих крестьян, за исключением государственных, не было наследственной фамилии вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., а некоторые (случалось и такое!) встретили глобальные катаклизмы 1917 года бесфамильными. У государственных же крестьян фамилии были уже в XVIII веке(встречаются даже единичные случаи крестьянских фамилий в XVII веке). Это,например, говорит о том, что мои предки как раз таки были государственными крестьянами Котельничского уезда.Что подтверждают "Метрические книги" и «Клировые ведомости»,в последних указывались категории прихожан.

Я интересуюсь фамилиями:
Селезенев Сметанин Овчинников Валов
татива
Аватар пользователя татива
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 10 часов 49 минут назад
Регистрация: 19.03.2012 - 22:00

Татьяна, опять же из своего опыта работы по родословной , хочу уточнить, государственные крестьяне имели фамилии уже и в 16 веке. В Писцовой книге 1629 г. прочитала , что  живший в Холунитском стане Некраско Корзунин помер в 1602 г. Значит жил он здесь уже в конце 16 вка и имел фамилию... А вот по другой линии своей родословной, уральской, получили из Москвы выписку из материалов второй ревизии. " Причисленный в 1735г. написанный в прежней переписи в Белозерском уезде Чудовской волости в деревне Кусие 
                   крестьянин Иван Григорьев сын Белых, 46
                   У него сын Михайло, 9 ..."

Причислен он к Юговскому заводу ( Пермская губерния), но Чудовской вол. в Белозерском у-де не было, а была Чуровская. Смотрю перепись 1710 года, Чуровская волость- это вотчина Святейшего Патриарха, а почти все крестьяне в ней бесфамильные! Возможно и были у них свои деревенские прозвища, а иначе откуда фамилия у моего предка? Хотя почти рядом , в Архангельской губернии в этой же переписи фамилия встречается часто... Но ещё больше удивилась я просматривая документы по этой же волости за конец 19 века, фамилий нет и в это время!

 

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Ещё круче: некоторые крестьяне и глобальный катаклизм 2-ой мировой войны встретили бесфамилиными. Конкретно я имею в виду пресловутую Абренскую волость (это та, насчёт которой Путин ответил на притязания Латвии - "от мёртвого осла уши вам, а не Абренскую волость", ныне Пыталовский р-н Псковской области) - оттуда происходит одна из веток моих предков. Когда в 1940 г. эта территория вошла в состав СССР и начался массовый призыв молодёжи в РККА, военкомы с удивлением обнаружили, что у многих призывников в метриках, выданных ещё до революции, фамилий нет, и других документов у них нет. Видимо, так сложилось потому, что в независимой Латвии праославное население некому было "окормлять", в т.ч. в вопросах ЗАГС. По тем метрическим книгам, которые я смотрел, могу скаать, что массовая запись фамилий крестьянам этой местности происходила где-то в 1880-1890-е годы, но процентов 10-20 крестьян действительно продолжали обходиться отчествами и в начале ХХ века (а метрики - это выписки из метрических книг).   

Ну, а на Вятке - крестьяне Родигины уже в начале XVII века имели фамилию, причём и черносошные, и монастырские, и заводские.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Геныч
Аватар пользователя Геныч

Не в сети
Последнее посещение: 6 месяцев 3 недели назад
Регистрация: 22.02.2015 - 17:32

Совершенно согласен, государственные крестьяне имели фамилии довольно рано, в 18 веке в подавляющем большинстве, а в 19 веке - все! Об этом свидетельствуют переписи населения, ревизские сказки , где необходимость иметь фамилию была реальна. Учет населения крестьян и был одним из главных "двигателей прогресса". Этим учетом серьезно стали заниматься с петровских времен, т.е. с начала 18 века. Но не всё так просто, у старообрядцев, бегущих из центральной России со второй половины 17 века на окраины, сначала на север, а потом на Урал и Западную Сибирь и избегающих всякие там переписи, фамилии формируются в те же сроки, а то и раньше .

 

Я интересуюсь фамилиями:
Останин Колодкин Сергеев Пестов Уланов
Геныч
Аватар пользователя Геныч

Не в сети
Последнее посещение: 6 месяцев 3 недели назад
Регистрация: 22.02.2015 - 17:32

Насчет успешности отдельных родословных веток. Православные видели в этом волю или благословение Божье. А Л.Гумилев говорит о пассионарности, которая становилась по его мнению причиной великих переселений, да и всех переломных исторических событий. Также она влияет (и влияла) на успешность развития отдельных семей, фамилий и родов. Логично предположить, что только энергичные (пассионарные) люди способны преодолеть многие жизненные трудности и быть успешными.

 

Я интересуюсь фамилиями:
Останин Колодкин Сергеев Пестов Уланов
Геныч
Аватар пользователя Геныч

Не в сети
Последнее посещение: 6 месяцев 3 недели назад
Регистрация: 22.02.2015 - 17:32

Еще раз к вопросу о фамилиях. Вы пишите, что в деревнях были прозвища. Так вот стремление давать прозвища в некоторых местах сохранилось и поныне! У нас в Красноярском крае есть село, которое образовали переселенцы-гос.крестьяне из Орловской губернии в 1851 году. Так вот там и поныне дают прозвища. Причем не только для различия людей с одинаковыми фамилиями, которых там много, но и в силу многовековой привычки, которая просуществовала несколько веков, и тогда, когда фамилии уже были! Разумеется, прозвища давно утратили роль фамилии.

 

Я интересуюсь фамилиями:
Останин Колодкин Сергеев Пестов Уланов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

У старообрядцев Витебской губернии (и, вероятно, вообще у старообрядцев, бежавших в пределы Речи Посполитой) к моменту перехода обратно в российское подданство (по случаю разделов Польши) фамилий почти не было - это видно по их учётным книгам (аналогам церковных метрических книг), но в течение первой половины 19 века постепенно все они обрели фамилии, а концу века - уже были 100 % с фамилиями. То есть у них процесс приобретения фамилий опережал, хотя и ненамного, офамиливание православных крепостных крестьян.

На Вятке Родигины частично тоже были старообрядцами. Вот это для меня - непонятный момент, ведь первые Родигины вроде бы были православными..., получается, что в некоторых семьях произошёл обратный переход - от никонианства в старообрядчество. Видимо, это связано с прекращением гонений на старообрядцев в 19 веке. Но в Витебской губернии такого обратного перехода не наблюдается - впрочем, там старообрядцы - зело дикие, федосеевцы.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Геныч, из Орловской - точно гос.крестьяне? А может - однодворцы? (это очень интересное сословие, поинтересуйтесь, при случае)

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Прозвища сохранились и в других регионах. В состав большого Северодонецка входит Боровское, образованнное как сторожевой кордон однодворцами, потом село, пгт. Образован выходцами из России, предположительно Смоленщина. Сохранили свой говор до сих пор. Коренные жители говорят: апасля, пайдем, павесил, сяло, корянные. Не зная как относительно женской части н.п., но для мужской характерны "уличные кликухи". Ее знание существенно упрощает нахождение нужного человека. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Геныч
Аватар пользователя Геныч

Не в сети
Последнее посещение: 6 месяцев 3 недели назад
Регистрация: 22.02.2015 - 17:32

Моя мысль такова: офамиливание не было однозначным процессом и зависело от многих условий. И эти условия у старообрядцев и православных были схожими и носили объективный характер. А по переходу в старообрядчество - стоит почитать исследования по расколу. В отдельные годы в России до половины всего православного населения уходило в раскол. Среди раскольников на Урале было большинство купеческого сословия. И потом у меня есть конкретный пример перехода из православия в безпоповцы в 60-е годы 19 века одним из предков уже после переселения в Сибирь. Каковы причины этого? Да, разные. Часто люди, особенно в 19 веке, не были религиозно фанатичны и их переход в раскол и обратно могло объясняться жизненной необходимостью. А насчет, однодворцы или нет переселенцы из Орловской губернии? Да, среди них много однодворцев, но в 19 веке они уже все - государственные крестьяне. 

Я интересуюсь фамилиями:
Останин Колодкин Сергеев Пестов Уланов
Пестриков Павел
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 5 месяцев 6 дней назад
Регистрация: 13.12.2014 - 18:32

При царе-батюшке не все было хорошо?

А как Вы думаете, многим в России было хорошо в 1941-1942 годах? А в чем разница? Россия до революции также была втянута в мировую войну. С той лишь разницей, что несла ответственность за каждую жизнь, будь то солдат на передовой, или большевистский революционер, находящийся в ссылке, которому власть еще и выдавала денежное довольствие. 

Похоже, нашим людям чем хуже - тем лучше. В 1941 году никто таких вопросов не задавал: а всем ли тогда хорошо жилось? В 41-ом боялись, а в 16-ом было можно, слишком мягкая и лояльная власть была в 16-ом.

Геныч
Аватар пользователя Геныч

Не в сети
Последнее посещение: 6 месяцев 3 недели назад
Регистрация: 22.02.2015 - 17:32

Может не совсем по теме, хотя происхождение фамилий в определенные периоды зависело от статуса крестьян:  Интересно возникновение фамилии Останин (в помощь форум  ВГД). С начала 16 века (1520-е) встречается Останин (Останков) в качестве отчества (сын Останка, Остани) в различных писцовых книгах. В конце 17 века, начале 18-го  Останин употребляется только как фамилия и полностью исчезает из употребления имя Останя, Останка, Останок. Всё это наводит на мысль, что фамилия Останин(Астанин) возникла и закрепилась как фамилия примерно в середине 17 века. Хотя может и пораньше - Старостин сообщает, что вятские Останины появились в Тотьме в 1632 г. У кого какие мнения на этот счет?

 

Я интересуюсь фамилиями:
Останин Колодкин Сергеев Пестов Уланов
maria

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 4 дня назад
Регистрация: 07.11.2017 - 02:31

Что значить кроме Сарапульского уезда , они что небыли свободно? Вообще я пытаюсь выяснить Откуда в с.Мостовое Сарапульского уезда попали люди, по перепеси 1710 года деревня уже существует - 16 дворов и люди все довольно молодые 35-45 лет , а стариков вовсе нет,  может ли это означать что их откуда то привезли всей деревней ?

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Чтобы разобраться с этим нужно точно знать статус крестьян: государственные черносошные или крепостные. Последние тоже были разные. Если черносошные могли сами выбирать место поселения в пределах имеющихся свободных земель, то помещик или другой собственник делал это самостоятельно исходя из личных потребностей. Есть примеры, когда это делалось для "ухода" от налога или укрытия от отдачи в рекруты. Раз в селе одни молодые, то последний вариант вполне может быть рабочей версией. 

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 58 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Таки да - возможно что не были свободными. В Сарапульском уезде было развито помещичье землевладение. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Kat

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 17 часов назад
Регистрация: 26.11.2019 - 13:25

Здравствуйте, может и не совсем по теме, Мой прапрадед родился в селе Великоречье, Яранского уезда в 1866 г. а сын у него родился в 1900 уже в Башкирской АССР, тогда, конечно, же не АССР ( я пока с этим не разбиралась) Как вы думаете, а может и знаете, причина переезда, поиски лучшей жизни? Был уже женат и даже дети маленькие были.

Я интересуюсь фамилиями:
Ухов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Вопрос риторический. Точный ответ вряд ли найдете. Но предположить можете, изучив историю Яранского уезда и Башкирии. А рабочая версия: нет земельного надела, потому и поехал с семьей, что в по молодости как-то перебивался,  а семью нужно кормить. Возможно в Башкирию был набор и там предлагали землю. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Kat

Не в сети
Последнее посещение: 4 дня 17 часов назад
Регистрация: 26.11.2019 - 13:25

Спасибо, я так и подумала, что надо именно историю изучать, нашла в информацию, что  в Башкирию с 1860 гг активно люди переселялись.

Я интересуюсь фамилиями:
Ухов
TAnka
Аватар пользователя TAnka

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 2 дня назад
Регистрация: 01.03.2018 - 10:11

Скажите, пожалуйста, а почему некоторых записывали в МК как государственных крестьян, а прочих из того же, скажем, села с той же фамилией - просто как крестьян? У меня есть пример с Мочаловыми из с. Русские Шои Уржумского уезда. Я уверена, что помещичих крестьян там не было. Почему же тогда _иногда_ некоторым указывали, что они крестьяне государственные?

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 27 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Записи в метрической книге являются документом, где социальное положение четко отслеживается. Посмотрите записи о крепостных. Всегда есть указание типа: "крестьянин помещика..." или "крестьянин деревни... собственника...".  Записи делал священник в определенной местности, т. е. точно знал округу. Село Русские Шои значится казенным. Если он указал просто крестьянин села, то просто поленился сделать полную запись, ведь все понятно.

Впрочем, могу и ошибаться. Мои предки все из Котельничского уезда, где крестьяне издревле черносошные либо были половниками. 

 

 

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
TAnka
Аватар пользователя TAnka

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 2 дня назад
Регистрация: 01.03.2018 - 10:11

Поняла, спасибо. То есть священник просто мог лениться; вариант понятный, но менее интригующий, чем мои предположения. :)