Историко-родоведческое общество. Актуально ли?

Много лет работаю в архивах и общаюсь с краеведами. Но всё как-то больше в социальных сетях. Для оперативной работы это важно, но хочется и праздника. В некоторых регионах и даже областях есть свои историко-родоведческие общества. Смотрел отчёты Уральского историко-родоведческого общества (УИРО). У них и краеведческие конференции проводятся, и генеалогические выставки. Люди общаются, делятся опытом. У нас есть прекрасный краеведческий портал "Родная Вятка", Герценка проводит свои мероприятия. Но Герценка - научная библиотека, и обсуждение там идёт на уровне научных сотрудников. Большинство же генеалогов - обычные люди. У многих большие наработки по своим родословным, но где их можно показать и где посмотреть работы других?

Другой вопрос: отношение краеведов и краеведческих музеев в районах. Как обстоят дела с этим вопросом на уровне районов и области? В 2016 году в рамках возрождения Воскресенской ярмарки в Туже мы пытались провести родоведческую конференцию. Впрочем, почему пытались? Мы её провели. Приезжали представители 7 районов области. Были прекрасные презентации. Но, уровень подготовки к мероприятию со стороны краеведческого музея и отдела культуры, соответственно, оказался явно недостаточным. Не было места для размещения экспозиций районов. Родословные древа развешивали на витрины с экспонатами, ставили на столы по стеночкам и позади сидевших в зале людей. Выступающие вынуждены были держать планшеты в руке, чтобы показать что-то на древе. И общения после презентации не получилось. Работники музея спешили на другую конференцию в зал администрации района, где собрались священнослужители епархии для своей конференции, посвящённой Воскресенскому храму. Год или два спустя, на подобную родоведческую конференцию никто из районов не приехал, хотя на уровне района она получилась - информационная база за это время значительно увеличилась, и было о чём рассказать.

Тужинский краеведческий музей довольно богат экспонатами, благодаря его активному организатору учителю-краеведу Анатолию Александровичц Кожевникову (ныне покойному), который положил на создание музея, сначала школьного, затем районного не один десяток лет. К сожалению, после него не было таких энтузиастов краеведения, прекратилась краеведческая работа. Для проведения мероприятий со школьниками практикуются презентации с "нарезками" из интернета, хотя своя база экспонатов достаточна для любых лекций (более 4 тыс.), но знаний по ней нет. Потому тематика мероприятий перекликается с тематикой Дома детского творчества и других организаций, не имеющих никакого отношения к краеведению, вплоть до лекций по борьбе с курением, алкоголем, наркотиками. Актуально? Да. Но тема не для краеведческого музея.

Отношение администрации района к музею и краеведческой работе. А никакого. Готовы, сократить, закрыть или использовать не по назначению. Я уже писал о реконструкции нежилого помещения (автостанции) под "Центр туризма и краеведения". Построили по ППМИ под этим названием автостанцию с кассой и залом ожидания и какую-то комнатушку, якобы для работы мастеров. Ныне пытаются организовать там женский клуб под эгидой ЛДПР. Конечно же никаких инструкторов по туризму в этом 2центре туризма" нет как нет и "экскурсовода" для показа повешенных по стенкам картин местных художников. И, согласитесь, как-то неудобно приглашать на краеведческую конференцию в зал ожидания краеведов из соседних районов, хотя официально "центр туризма и краеведения" находится на балансе краеведческого музея.

И, наконец, хотелось бы обратить внимание губернатора, в первую очередь, как председателя военно-исторического общеста, и правительства области на то, что патриотическое воспитание должно строиться не только на героической победе советского народа в Великой Отечественной войне, но и на истории Вятской земли. Собирая родословную вятских Вершининых, довольно широко изучил историю своих предков. Среди них были и "замечательные и забытые вятчане" (А,С,Верещагин) Тит и Каша Мартьяновы, современники Ивана Грозного, живщие близ устья Моломы и имевшие отношение к разгрому казанских татар в устье Моломы в 1542 году, разгрому Вятским отрядом во главе с воеводой Бахтеяром Зюзиным крымских татар в 1551 г., получившие от Ивана Грозного жалованные грамоты за "нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы" - Каша - луг ниже котельнича, Тит - Шабуровский остров с Чёрным озером между Вяткою и Моломою. Почему бы близ исторического места - селения Городок и родового гнезда братьев Мартьяновых на мысе на крутом берегу Моломы не построить исторический средневековый острог и не проводить там реконструкции исторических событий 1542 года, фольклорные фестивали и т.п.? Этот объект можно построить, согласуя с администрацией Котельничского района, в рамках развития инвестиционной привлекательности области и района в сфере событийного туризма и краеведения. Прижилась же на Вятской земле "Гринландия". Я бы с удовольствием поработал добровольцем на строительстве такого городка, как, наверное, и многие другие краеведы. В 2015 г. на берегу близ деревни Кириловской мы установили лапчатый крест воинской славы в честь пращура Тита Мартьянова. Через овраг на мысу самое подходящее место для строительства острога. В полукилометре в сторону устья - Шабалинское городище, далее - Ковровское и музей крестьянского быта в "Ленинской Искре". Все исторические объекты рядом.

Комментарии

В томе 1 книга 2 указана: "... дата основания села Юрьево - 1598 г., а название села связывают с именем влиятельного князя Вятки - Юрия Галицкого. Согласно грамоте Московского патриарха Иова от 28 апреля 1598 г. в селе возведена деревянная церковь (разобрана в 1779). Вторая в 1770 г. продана в с. Урайское Казанской губернии. Ильинская церковь, каменная, построена в 1770-1784 гг., приход состоял из 74 селений..." Евгений Анатольевич, а до села Юрьево на этом месте был починок или деревня, и ,если, был, то с какого года ?

Аватар пользователя дядя Женя

Вперёд они могли пройти по водоразделу между Ветлугой и Вяткой.

Князь Юрий Дмитриевич Галицкий

Волков В. А.

Юрий Дмитриевич (1374-1434) — князь звенигородский и галицкий был вторым сыном Дмитрия Донского. Свой удел получил после смерти отца в 1389 году. Помимо изрядной части московских владений он унаследовал от Дмитрия Ивановича блестящие полководческие способности, прославился своими походами против татар, особенно походом 1399/1400 годов., когда его войскам удалось разорить ордынские города на реке Каме и Волге: Булгар, Жукотин, Казань и Кременчук. Во всех договорах того времени его имя неизменно ставилось вместе с именем старшего брата Василия Дмитриевича. После его смерти Юрий Дмитриевич вступил в соперничество за великокняжеский стол с племянником Василием II Васильевичем, доказывая свои права на московское княжение ссылками на завещание отца Дмитрия Донского. Однако, волею золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда этот спор разрешился в пользу Василия Васильевича. Вскоре после этого несправедливого, как считал Юрий Дмитриевич, решения хана началась Междоусобная война. Поводом к открытию военных действий послужил скандал на свадебном пиру у Василия II, на котором присутствовали сыновья Юрия Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Он разгорелся из-за пояса "на чепех с каменьями", снятого по приказу великой княгини Софьи Витовтовны с Василия Косого. Пояс этот якобы был украден из московской казны боярином Вельяминовым, хотя, судя по позднейшим изысканиям историков, существовало два пояса, подаренных суздальским князем Дмитрием Константиновичем в качестве свадебного дара своим зятьям — мужу Евдокии Дмитрию Донскому и мужу Марии Микуле (Николаю) Вельяминову. На дочери Микулы и Марии Вельяминовых был женат боярин Иван Всеволожский, также получивший в приданое этот пояс, впоследствии подаривший его Василию Косому. Оскорбленные Юрьевичи покинули Москву и отправились к отцу, по дороге разграбив Ярославль. Звенигородский князь поднялся в поход очень быстро и стремительно двинулся к Москве. Там об этом походе не знали и спохватились лишь когда полки Юрия Дмитриевича подошли к Переяславлю-Залесскому. С известием об этом прискакал в Москву ростовский наместник Петр Константинович Добрынский. Великий князь попытался начать переговоры о мире, но они были отвергнуты разгневанным Юрием. Тогда, собрав все какие только можно войска, Василий II выступил навстречу разгневанному дяде.

Видимо Божья правда была на стороне старшего в роду — 25 апреля 1433 г. в битве на реке Клязьме (в 20 верстах от Москвы) он разбил наскоро собранные полки своего племянника и занял великокняжеский трон.

Добившись московского княжения, Юрий Дмитриевич не стал губить племянника, а, заключив с ним мир, передал ему в удел город Коломну. Это мягкосердечие победителя было воспринято, как слабость и московские бояре со своими дворами стали "отъезжать" к Василию.

Почувствовав непрочность своего положения, ярко проявившееся в продемонстрированном ему недовольстве москвичей, Юрий Дмитриевич добровольно вернул княжение Василию Васильевичу и ушел в Галич. Но, в 1434 году войска московского князя, вопреки заключенному соглашению, напали на Галич и выжгли посады вокруг него. Тогда, собрав большое войско, призвав воинственных вятчан, Юрий Дмитриевич выступил против своего вероломного племянника. 20 марта 1434 года в решающем сражении в Ростовской земле (у Святого Николая на Горе) великокняжеские полки были разбиты и бежали. Сам Василий II попытался укрыться в Новгороде, затем искал помощи у тверского князя Бориса Александровича, затем ушел в Нижний Новгород, собираясь искать убежиша в Орде.

Тем временем, Юрий осадил Москву. Осада продолжалась всего неделю. 31 марта, москвичи открыли звенигородскому князю ворота, признав его своим государем. Но, вскоре после этой победы, 5 июня 1434 года Юрий Дмитриевич умер. Недолгое его правление ознаменовалось началом чеканки на московских монетах изображения всадника, копьем поражающего змея, так как Георгий Победоносец был небесным покровителем Юрия Дмитриевича.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Аватар пользователя skygrad

Казанцы шли на Устюг неждано и спешно, в большой силе и  поэтому вряд ли скрывались, выбрали самую удобную дорогу, которой пользовались обычно. Поселения вятчан в устье Моломы не могли их задержать, хотя обойти стороной Котельнич они могли. 

Юрьево могло быть резиденцией Юрия Дмитриевича, учитывая его интересы на Вятке. Раскопок там не было, но место интересное в стратегическом плане: на важном пути, защищено оврагами и рекой, есть прямой выход в русло средней Вятки через протоку.

Спасибо за интересную теорию - тогда местечко Юрьево могло быть уже в начале 1400-х годов!!! А у Волкова В.А. есть очень интересная характеристика про наших предков: "... призвав ВОИНСТВЕННЫХ ВЯТЧАН ..."

Из книги "Памятники русского права, выпуск третий, Госюриздат, 1955, М (под редакцией профессора Л.В. Черепнина): "...1389 г., апреля 13- мая 16. Духовная грамота (вторая) Великого князя Дмитрия Ивановича: ...А се даю сыну своему, князю Юрью, Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и з бортью, и с селы со всеми пошлинами...  А сына своего благословляю, князя Юрья, своего дела куплею, Галичем, со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с теми селами, которые, тягли к Костроме, Микульское и Борисовъское..."

"Сентябрь 1441 - август 1442 гг. Доокончание Великого князя Василия Васильевича с князем Галицким Дмитрием Юрьевичем Первый экземпляр а) Грамота Великого князя Василия Васильевича  князю Дмитрию Юрьевичу: ...А держати ти меня, великого князя, в старишынстве, как держал моего отца, великого князя Василья Дмитриевича, твои отець князь Юрьи Дмитриевич. И подо мною ти, под великим князем все мое вликое княженье держати честно и грозно, без обиты... А в Вятку ти ся брате, не вступати...  б) Грамота князя Дмитрия Юрьевича Великому князю Василию Васильевичу: ... А тебе господине, великому князю, мене держати, как отець твои князь великы Василеи Дмитриевич, держал своего брата молодшего, моего отца князя Юрья Дмитриевича, в братьстве и во чти, без обиды, по докончалным грамотам...А в Вятку ми ся, господине, не вступати..."

"1504 г. март - июня 16. Духовная грамота Великого князя Ивана III Васильевича: ... Да сыну же своему Василью даю Вятцкую землю всю, городы и волости, и со всем, что к ней потягло, и с арскими князми, как было при мне..."

Комментарий: в 1442 г. князь Дмитрий Юрьевич писал, что не будет ходить на Вятку, а в 1504 г. Великий князь Иван III Васильевич писал: ... как БЫЛО ПРИ МНЕ..." Интересно узнать, а с какого года он был на Вятке ?

Аватар пользователя skygrad

На Вятке было три отдельные волости: Моломская, Микулинская и Пижемская. Последняя была в сер. 15в. погромлена казанцами и заселена черемисами. Моломская волость с городами Вятка, Орлов и Котельной переходила из рук в руки. В период войны за власть в Москве потомков Донского была фактически самостоятельной, Юрий за помощь обещал Вятке вольность. В 1459г стала за Москвой, но в нач. 16 века снова была захвачена казанцами. Микулицкая волость была присоединена к Москве в 1489г. в ходе отдельного похода, тогда же и соседняя Арская земля с потомками булгарских Каринских князей.

Аватар пользователя дядя Женя

Три дня проходил в Туже фестиваль поисковиков, посвящённый 20-летию Тужинского поискового отряда "Рубеж". Среди многочисленных гостей был и наш земляк из Карелии Геннадий Аркадьевич Ваганов, который привёз в краеведческий музей штандарт Карельского фронта. Петрозаводцы намерены создать вятское землячество, а ещё предложили открыть в Туже филиал Карельского генеалогического общества. Геннадий Аркадьевич считает, что мы продвинулись в исследовании родословных дальше, чем их представители. На Вятской земле фамилии массово появились раньше, чем в центральных губерниях, где было крепостное право и где фискальным органам не было нужды переписывать крепостных, поскольку налоги платили за них помещики. А, это значит, и фамилии на Вятке множились быстрее. Перенос их в другие места (на Урал, в Сибирь) начался раньше и распространился шире, потому многие уральские и сибирские фамилии имеют вятские корни. Что ж мы историю свою не ценим? Уж, где-где, а на Вятке-то должно быть генеалогическое сообщество. Почему тогда каждый сам по себе? Некому в Кирове объединить людей?

Аватар пользователя skygrad

Наверно в Кирове живут кировские, а не вятские люди!?))))

Аватар пользователя дядя Женя

Не все же "иваны, родства не помнящие" ...

Аватар пользователя skygrad

Киров строился последние сто лет, там много приезжих из других областей и республик. Особенно много, если судить по фамилиям, в руководящих структурах. Им вятская история и родство не интересны.

Страницы