Как выглядит заброшенная деревня мы со Славой увидели, а вот как здесь выглядят живые деревни:
Из деревни Окулово была моя прабабушка Евдокия Васильевна Подгорбунская. Сейчас деревня стоит в сосновом бору. Но раньше она находилась на берегу Юга и ее часто затапливало. Тогда жители перенесли ее на более высокое место. Сейчас деревня состоит из одной улицы, вокруг сосны. Если бы рядом был город, здесь бы уже был элитный поселок.
Большие северные пятистенки: изба разделена на теплую и холодную части. Хозяйственная часть состоит из двух этажей. Внизу «стая» или хлев, и санник - для хранения саней и других инструментов. На фотографиях видны ворота, ведущие прямо в санник. На втором этаже: хозяйственное помещение - поветь. Изба и хозяйственная часть разделены еще одним срубом, который называется «мост». На фотографии ниже мост огромный, равный по ширине избе и хозяйственной части.
В детстве лето я проводил в Юрьянском районе, там избы такой же конструкции, но поменьше: там фасад избы в 3 окна, а здесь в 4 или 5.
Видимо сейчас сюда приезжают жить только летом, потому что никого из жителей мы не встретили. Здесь берут воду из колодца-журавля, крыши ледников кроют мхом, бани ставят среди сосен – очень необычно для меня.
На обратном пути заехали в село Яхреньга, вытянувшееся на несколько километров вдоль реки. Центр села - 2х этажная Богоявленская церковь XVIII века. Церковь закрыта, вовнутрь можно только заглянуть через окна первого этажа.
Снаружи можно надолго застрять, рассматривая остатки прежней роскоши.
В Яхреньге продолжает работу колхоз «Маяк», есть бассейн, своя пекарня. Само село ухоженное чистое.
Мемориал погибшим в ВОВ. Несколько лет назад по ППМИ поставили новые таблички со списками участников войны. Теперь здесь записан и мой прадед Василий Федорович Окуловский, так как призывался он не Подосиновским военкоматом, то ни в каких местных списках погибших он прежде не значился. Теперь есть.
И наконец, мы вышли к реке Юг в месте, где раньше была паромная переправа. Мне объяснили что сейчас половодье заканчивается, река практически вернулась в свое русло.
Завершилась наша со Славой поездка в Подосиновце. Сам город появился как пристань для торговых судов и долгое время представлял из себя всего лишь одну улицу, протянувшуюся вдоль этой самой пристани. На месте где раньше причаливали суда сейчас стоит макет барки – торгового судна с командой в 30 человек для перевоза грузов вниз по течению.
Автор этого проекта: Анатолий Николаевич Пластинин (1954-2017), руководитель краеведческого музея, всю жизнь занимавшийся реконструкцией логистики Поюжья, а по сути описавший огромную речную страну от Вологды до Кая, и от Котельнича до Архангельска.
Весь краеведческий музей украшен различными картами Пластинина с волоками, трактами, средневековыми городками и пустыми деревнями. Проделанный труд впечатляет, а полученный результат завораживает.
В конце дня я зашел в районный архив посмотреть похозяйственные книги за послевоенные годы – продлить родословные Окулово и Толстого Раменья и на ХХ век.
И в музее и в архиве сотрудники, услышав мою фамилию, вспомнили что несколько лет назад отвечали на мои запросы (да, они всех помнят!) – вот какое отношение к своей работе. Было приятно познакомиться с ними и пообщаться в живую. Нужно будет приехать еще раз!
Спасибо! Живописные, суровые места. Не встречались ли вам в пеших подходах к обитаемым и заброшенным местам собаки и другая, более дикая, живность?
Нет никого не встретили.
Видимо ошибка в дате смерти Пластинина. Интересно было бы увидеть карту Пластинина.
Из его книги: Пластинин А.Н. Избранные труды; Подосиновское общество изучения родного края, Киров, 2020, 240 с.
https://drive.google.com/file/d/1JwXqazLzAo487knhCTNDXXoxqHTXKlvv/view?u...
Спасибо за карту, очень интересно.
Окулово - очень живописное место. В Одноклассниках есть группа, посвященная этой деревне https://ok.ru/group/57878990684184 Там много фотографий и информации по истории.
Фотография первого 6 - оконного дома. Как на Русском Севере.
И географически и культурно это тоже Русский Север.
Спасибо за рассказ и фото. Как побывала там. Немного грустно и немного горделиво - и в такой глубинке живут люди, работают, строят, творят, занимаются иследованиями.