Бахтияр Зюзин, Тит и Каша Мартьяновы

Просматривая свои блоги по этой теме, обнаружил пост Сергея Владиславовича Пестрякова о том, что вятский воевода Бахтеяр Зюзин, который в июле 1551 года по велению Ивана Грозного стоял с Вятским полком в засаде в устье Вятки "по сторожам", "чтоб воинские люди из Казани и в Казань не ездили", родом с Тверской земли. И, что Тит и Каша Мартьяновы тогда тоже могли прийти с ним, поскольку имя Мартьян на Вятке редкое, а на Тверской земле довольно распространённое. Тогда я на это сообщение не отреагировал, а ныне, спустя год, написал ему и просил уточнить, откуда такая информация. Он ответил мне, что отчество его Григорьевич, и родом он из бояр Зюзиных. По его описанию нашёл информацию на сайте "Русская народная линия" ruskline.ru/analitika/2022/10/03/pamyat_svv_knyazya_mihaila_chernigovskogo_i_boyarina_feodora_zyuzina В Энциклопедии Земли Вятской среди воевод его нет, поскольку воеводы (ЭЗВ, т. 4, История, стр. 497-498) показаны с начала 17 в., а Бахтеяр Зюзин упоминается лишь в 1551 г. в Никоновской, Львовской летописях и в Царственной книге, а также в жалованной грамоте Ивана Грозного Каше Мартьянову в Грамотах и Актах Вятского архиерейского дома (№2)

Каждый год Русская Православная Церковь 3 октября отмечает "День памяти Святых князя Михаила Черниговского и боярина его Фёдора Зюзина". В статье описывается их исповеднический подвиг и история рода Зюзиных На гербе дворянского рода Зюзиных изображены два пылающих сердца на белом столпе. Фигуры льва и единорога символизируют храбрость и благородство, которыми прославились потомки Святого боярина Феодора. Родословную излагаю кратко и без ссылок. Подробности в статье. Сын боярина Фёдора Борис по прозвищу Половой прибыл в Тверь до 1263 года при Ярославе Ярославовиче, брате Александра Невского, бывшего на великом княжении во Владимире. Борис Фёдорович Зюзин и его сын Фёдор Борисович были в Твери боярами. Сын Фёдора Михайло Шетен, сын Михайлы Константин Шетнев и сын Константина Иван Шетнев - три поколения подряд! - были в Твери тысяцкими. Тысяцкий назначался князем. У тысяцкого Ивана Константиновича Шетнева были сыновья Андрей по прозвищу Зуза и Афанасий. Андрей Зуза не заслужил больших чинов, зато у него было 8 сыновей, от которых и пошли все последующие "зюзинские" линии в истории Российского государства. Старший сын Андрея Василий (опять же подробности упускаю). В "Тысячную книгу" были вписаны сыновья родного брата Василия Андреевича Зюзина Григория Андреева сына по прозвищу Страдник. Они были вписаны как дети боярские третьей статьи одной строкой: Бахтеяр, Беляница, Стрет, Иванис, Мисюр Страдниковы дети Зюзина. То есть, Бахтеяр Григорьев сын Страдников Зюзина. Именно он и есть тот самый Бахтеяр Зюзин, под предводительством которого служили Тит и Каша Мартьяновы. В Писцовой Торопецкой книге 1540 года в городе Торопец на посаде и в деревнях есть как Мартьяны: Иванов, Фомин, Ивашков, Семёнов, так и Мартьяновичи: Голуб, Иванко, Окатко, Васка, Якимко, Русинко, Лашко, Олексейко. Если Тит и Каша Мартьяновы из Торопца города, то они в 1540 году уже были на службе, возможно, с Бахтеяром Зюзиным и, не исключено, что уже на Вятской земле. Тогда вполне обосновано их продвижение по службе до ближайших соратников воеводы Бахтеяра Зюзина. К тому же, имя Каша в Торопце так же есть в переписи: Ондрейко Кашин на посаде, Гаврилко Кашин в деревне Кажино (Кашино?) Ивашка Кашина.

Комментарии

Аватар пользователя дядя Женя

"Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её...", - эта цитата Н.И.Костомарова до сих пор актуальна, поскольку не прописана история людей, живших на этой территории до заселения её славянами. Ни слова о владении этой территории Волжской Болгарией, хотя артефакты Ковровского городища показывают, что оно принадлежало в 12-13 вв. Булгару (замок в виде фигурки бычка), далее присутствие здесь Золотой Орды (серебряная монета хана Джанибека) и славянское присутствие (печать-матрица с зеркальной надписью "Печать Григориева"). Как-то очень просто история начинается: ушкуйники ходили грабить Булгар, на обратном пути захватили удмуртский городок Болван, переименовали его в город Никулицын, другой отряд ушкуйников захватил марийский город Кокшаров, переименовал его в Котельнич. По Л.Д.Макарову, древний Котельнич был на Ковровском городище, но марийских артефактов там не найдено. Марийские племена занимали вятско-ветлужское междуречье, но в среднем течении Вятки не подходили близко к реке Вятке. Археолог Л.Д.Макаров считал, что Кокшаров - это не Котельнич, а Пижемское городище - Кукарка. Действительно, марийцы жили на правобережье Пижмы. Когда в 1542 году вятчане разбили в устье Моломы отряд казанских татар, разоривших Устюг и возвращавшихся с добычей домой, вятчане отпустили марийцев, принуждённых татарами идти с ними в поход. "Черемиса ушла лесами на Пижму". Есть на левобережье Пижмы несколько марийских деревень, но они расположены возле Вятской старой дороги. Занимательно также утверждение, что город Вятка дважды становился Вяткой. Изначально Вятка, когда построили Хлыновский кремль, переименовали Вятку в Хлынов, а само название Хлынов будто бы от речки Хлыновки, Екатерина II переименовала Хлынов, и он снова стал Вяткой. А потом Вятку переименовали в город Киров. Согласитесь, в такой трактовке есть доля абсурда: земля Вятская, а Вятку дважды переименовывают.

Современные историки игнорируют всё, что не вписывается в концепцию, основанную на "Повести о стране Вятской". Например, описание русского государства в "Книге Большому чертежу". Это была старая карта России, к 1627 году истрепавшаяся, составленная по более ранним картам времён "прежних Государей". В "Книге" описание этой карты: реки и стоящие на них города, расстояние между ними. В альманахе "Герценка: вятские записки" есть статья Сергея Ухова "Об имени "Вятка", а в ней выписки из Книги Большому чертежу: "... А по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка" (л152 об.). Города Вятки в то время не существовало, оставалось городище (Шабалинское) на устье реки Моломы, причём, Ковровское и Шабалинское городища располагались одно против другого. Неоднократно обращался к современным историкам. Они по поводу противостояния городищ отмалчиваются.

Аватар пользователя дядя Женя

Историки не признают булгарские хроники Джагфар Тарихы. Надеюсь, не утверждают, что у Волжской Булгарии не было своих летописей. Если существующий и представленный в интернете список (пусть не с оригинала, а с некого списка. Говорить, что это подделка, то какой специалист мог это сделать? Не русским же летописям описывать события и их даты?) показывает своеобразно, может быть, тенденциозно некоторые события, связанные с новгородскими ушкуйниками, так хроника велась для личного пользования. Своего рода, описание родословной булгарских князей. Какой смысл фальсифицировать события, связанные с вятской землёй? Говорить, что это подделка, то какой специалист мог это сделать? Не по русским же летописям описывать события и даты, создавая историю Булгарии? Отрицать существование булгарской провинции Вису или Бийсу только потому, что её нет в русских летописях, так русских летописей, касающихся вятской земли в то время не существовало. Но есть рукописи арабского писателя начала X в. Ахмеда ибн-Фадлана, открытые в Иране в 1923 г. и переведённые в Академии Наук СССР в 1939 г., называются "Путешествие ибн-Фадлана на Волгу", перевод и комментарии под редакцией академика И.Ю.Крачковского (там же и фото оригинала рукописей). Но возвратимся к Джагфар Тарихы. Цитата из ДТ: "Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсилбая (постоянное войско булгарского хана) и ак-чирмышей (черемисское ополчение) на Тунай (северные территории) где заложили новый центр Бийсу - город Колын (по имени хана) возле балика Нукрат на Нукрат-су". Нукрат-су - Вятка-река. Аналогично, балик Нукрат - город (городок, селение) Вятка. Речь идёт о закладке города Колын (ковровское городище) рядом городком Вятка (Шабалинское городище). Так два городища появились одно против другого. Если сравнить старые карты, то видно, что Городок на одной карте соответствует Шабалинскому городищу на другой карте. Волостка Городок в писцовых 1615 г. и Волость Кайгородок = Волостька Городок 1629 г. (на ошибку перевода обратил внимание В.А Любимов) - это Городок (бывшая Вятка) с окружающими деревнями. Два городища одно против другого - это, своего рода, пограничные и таможенные пункты между захватившими северо-западную часть Бийсу новгородцами (Устюг-Гледен) и булгарами с новым центром Бийсу Колыном. Булгарам после походов ушкуйников и с нашествием Золотой Орды не удалось сохранить за собой Колын. Городища на устье Моломы остались за вятчанами, формировавшими здесь свою колонию. Летописные сведения о погромах Вятки то ушкуйниками (1374 г.), то ордынцами (царевич Бехтут, 1392 г.), битва Анфала Никитина с устюжанами и Михаила Россохина в 1418 г., разгром татар, разоривших Устюг, в 1542 г. - все эти события проходили здесь, в устье Моломы, поскольку по ней проходил водно-волоковый путь с Устюга в Поволжье. Резонно, что город Вятка страдал от этих набегов, центр Вятской земли переместился во вновь построенный, более укреплённый Хлынов. Неподалёку от устья Моломы появился новый город - Котельнич, также более укреплённый. Если мои размышления неверны, обоснуйте и объясните: почему в устье Моломы появились два городища, одно площадью 1 га, другое площадью - 3 га. И, если Шабалинское городище не Вятка, то, как назывался Городок во времена, когда был городом?

Аватар пользователя skygrad

Глас вопиющего в Пустыне! :)) Вот отметим через пару лет Юбилей города Кирова и тогда потихоньку можно будет обсуждать этот Вопрос! Только еще дожить надо до столь славной даты.

Аватар пользователя дядя Женя

Юбилей юбилеем. Никто не возражает. Всё равно точной даты нет. Пусть будет 1374 г. Это ж юбилей города Кирова, а не Вятки.

Аватар пользователя дядя Женя

Поправка в тексте моего предыдущего поста про булгарские хроники ДТ: "Не по русским же летописям описывать события и их даты..."

Аватар пользователя дядя Женя

Получается были одновременно какое-то время города  и Хлынов и Вятка?

Аватар пользователя дядя Женя

Да, это подтверждается выше показанным документом. Есть такое и на карте Делиля (ок. средины XVI в.). Там Вятка на Моломе. И две из показанных на карте дорог сходятся в Вятке, надо полагать, одна с Устюга, другая со стороны Галича. Правда, другие города, очевидно, менее известные иностранцам, не на своём месте. На месте Хлынова должна быть Слобода, на месте Слободы - Котельнич, на месте Орлова - Хлынов.

Как интересно! А вышеуказанная карта Делиля точно около середины XVI века? Он же был в России в середине XVIII века.

Аватар пользователя дядя Женя

Вы правы, она точно не средины XVI в., не ранее конца XVI в., поскольку есть г. Яранск. Может быть, и средины XVIII, а неточная - видимо, потому, что сделана по описанию расположения городов относительно рек. Русская карта из Книги Большому чертежу, описанная в 1627 г., вполне достоверно указывает расстояние между городами (г. Вятка тогда уже был не городом, а городищем, поскольку , вероятно, был полуразрушен или оставлен жителями. Рядом был построен более укреплённый город Котельнич).

Аватар пользователя дядя Женя

Не напоминает ли нам что-нибудь эта дата? Очень похожа на дату из "Повести о стране Вятской".

Аватар пользователя skygrad

В те годы в низовьях Камы происходили драматические события: русские нападали на Булгарию, в северных провинциях которой вспыхивали восстания. В частности, в зиндане Булгара томились пленные нукратцы во главе с вождем и тарханом Мер-Чурой (в 1182 году в момент осады города русскими их выпустили взбунтовавшиеся горожане и Мер Чура выстрелом из арбалета смертельно ранил князя Мстислава после чего русские отошли). Бунтовали и  поселившиеся в 1174 г. на Волге в нынешней Мари выходцы из Южной Руси берладники, которые вместо того чтоб сторожить проход по Волге от русских пропустили флотилию неких галиджийцев, вероятно, новгородцев. Они захватили замок Алабугу, но после осады покинули его и ушли вверх по Каме, где были преследованы булгарским флотом. Видимо, часть их скрылась на берегу и позже сплавилась на плотах по Чепце до средней Вятки. Берладников из марийского Аркоча на Волге булгары тоже наказали - им пришлось бежать вверх по Ветлуге. Именно они могли выйти к Вятке и поселиться в устье Моломы (там уже был городок новгородских купцов). Вот она начальная история заселения Вятки русскими людьми! Потом в 16 веке из нее в Москве (где при библиотеке Грозного царя хранились собранные с покоренных земель рукописи) выбрали упрощенную версию для Сказания о вятчанех.

Я об этом начал писать работу лет 15 назад, но текст пропал в памяти компа...

Аватар пользователя дядя Женя

Дали мне ссылку на опус С.П.Серкина "Новое прочтение летописных строк о Вятке XV в". Много труда положено, чтобы сначала доказать, что века до 16-го и православия на Вятке не было, поскольку патриарх хулил вятчан, что они де только разбоем занимаются. А возьмите князей, их междоусобицы, когда брат на брата шёл, а иные и золотоордынцев нанимали в такие походы. Ивана Грозного взять, много ли у него благочестия было, или он все свои грехи замаливал? И второе доказательство, что Вятка в 15 в. была на реке Вятке, но где-то ближе к верховьям. Основано на иностранных картах путешественников. Почему-то не поместил в книгу карту Делиля, где Вятка на Моломе нарисована. О Книге Большому чертежу высказался, что в ряду вятских городов Вятки не оказалось, и её, дескать, в конце книги над Котельничем поместили. Иностранным картам, нарисованным со слов путешественников, которые сами тех городов не видали, со слов местного населения "показания" записали, он верит. А карте Руси, где все города русские были отмечены, описание которой в Книге Большому чертежу  есть, не верит. Здесь по реке Вятке все города  описаны с указанными расстояниями между ними от верховьев реки до устья. И в верховьях реки Вятки никакого города Вятки нет, ни городища, ни остатков от него. Вот что пишет, ссылаяь на "достоверные" карты, С.П.Серкин:

"На этом фрагменте карты мы видим, что, кроме города Вятка, ниже устья реки
Чепцы появился город Орлов. Но здесь необходимо заметить, что картографом
допущена ошибка не по его вине – показаны уже не существующие города Слобода в
низовьях р. Вятки и Котельнич на р. Чепце, и, кроме того, отмечен новый город
Котельнич в среднем течении реки Вятки. Причиной этого является то, что картографу
поступила информация о возникновении нового города Котельнича на р. Вятке, но о
том, что были уничтожены города Слобода в низовьях реки Вятки и Котельнич на реке
Чепце, сообщение ему не поступало."

"На карте "Руссия и сопредельные" показан главный город Вятка и вновь
появившийся город Хлынов, а также исчезнувшие города Слобода и Котельнич на р.
Чепце по причине, указанной выше, новый город Котельнич на Вятке и город Орлов.
Здесь мы на карте видим обозначения: регион Вятка, река Вятка, город Вятка. Но
главное то, что одновременно показан и город Хлынов".

Автор опуса почему-то не упоминает, что на этой "точной" карте Котельнич находится на месте впадения Вятки в Каму, а верховья Камы нарисованы вместо Моломы,

"С учётом произошедших изменений на Вятке за короткий период XVI века
информацию, "поновлённую в разряде и списанную в книгу 1627 года" в "Книге
Большому чертежу или Древней карте Российского государства", без самих чертежей
– карт было трудно понять, где реально находится город Вятка
при существовании
города Хлынова. По этой причине его всё-таки указали в конце списка городов в
бассейне реки Вятки [36.]."

Очень интересное сообщение: все города знали, где находятся, а главный город Вятской земли, пусть, на затёртой, ветхой карте найти не могли и записали в Книге Большому чертежу в конце и, главное, подписали: "А по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка". И, оказывается, угадали!

 

Аватар пользователя skygrad

К сожалению, Серкин находится в плену своих начальных заблуждений и последовательно ищет разные "подтверждения" их. Уже с десяток книг издал на тему эту. На картах иностранцев ранее 17 века много неточностей ввиду извечной нашей секретности и распространяемой намеренно дезинформации. Надо смотреть прежде всего на гидрографию, насколько она точна. Города могут менять названия и в жизни и на таких вот неточных картах. Микулицына и Кошкарова вообще нет ни на одной! А они были до 16-го веке. Так и с Вяткой, она более на слуху была как самый известный и одноименный с регионом город, но на месте он мог иметь иное имя. Имена городам дают часто сторонние наблюдатели, а для местных жителей он обычно просто Город. Малые городки из его округи городами не звали, у нас часто Слободами. Хлынов по археологии построен не ранее начала 16 века на месте небольшого заброшенного поселения 12-14 веков. На рубеже 15-16 веков на Вятке произошли важные политические перемены, и в результате некоторые поселения оказались в упадке, другие переименованы, а иные поселения стали города-крепости. 

На карте 15 века Фра Мауро (есть в одной из книг Серкина) очень приблизительной, но в целом интереснейшей, к северу от Сарай-орды и маленького городка Булгара на Волге, за нижней Камой (Идель) изображен роскошный город с множеством подходящих к нему дорог и вод под названием Nograd. тут же мелко и явно позже дописано "владение России". И это не Новгород, он есть северо-западнее вблизи Швеции. Явно наша Вятка-Нукрат. Тут полный диссонанс со всеми положениями Серкина (полная ничтожность и подчинения Вятки булгарам до прихода московитов).

Аватар пользователя skygrad

"А по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка". Тут может быть такое обьяснение: сначала идет перечисление городов на реке Вятке с верховий до низовий. А Шабалинское городище (предполагаемый город Вятка 12-15 веков) стоит не на реке Вятке, а на Моломе! Хотя и вблизи ее устья. К тому же к 16 веку он стал утрачивать свою роль. Серкин игнорирует археологию, а это критерий всего. Есть городище - был город.

Аватар пользователя дядя Женя

Озеро Куприха, старица Вятки, Шабуровский ОСТРОВ между Вяткою и Моломою. Вятка 12-15 в. вполне могла быть и на самой Вятке, если в то время озеро Куприха являлось руслом Вятки. Молома могла впадать в Вятку у Юрьева, а позднее пошла через прорву (её нынешнее русло). Вся эта территория заливалась водой во время паводка. Истобенск тоже стоял на Вятке, а потом Вятка ушла через прорву и русло отодвинулось на 500 и более метров от села.

Аватар пользователя дядя Женя

Вот она, река Кама западнее реки Вятки на "точной" карте Г.Меркатора

Аватар пользователя дядя Женя

Давайте посмотрим на Шабалинское городище. Площадь его 3 гектара, в три раза больше, чем у Ковровского городища. Был погост с церковью, при раскопках на кладбище обнаружено 80 погребений. Кроме городища было ещё и селище. В дозорных 1615 г. есть волостка Городок, в переписи 1629 г. по ошибке записана Волость ка й Городок. Название Городок есть на более поздних картах и соотносится с Шабалинским городищем. Выше Шабалинского городища между бывшей деревней Шабалинской, по которой названо городище, и городищем была деревня Кириловская на берегу Моломы, в полукилометре от Моломы - деревня Мартьяновская. В обеих деревнях жили потомки Тита Мартьянова, получившего в 1552 г. от Ивана Грозного "за нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы" Шабуровский остров между Вяткою и Моломою с Чёрным озером (пять вёрст в поперечнике). Остров этот напротив деревни Кириловской. Деревня эта - ныне арх. памятник Ярохичи, назван по стоявшей ближе к Шабалинскому городищу деревне Ярахичи (через овраг, сходящий к Моломе). Это самое высокое место на побережье. Отсюда до Юрьева 11 км, до Истобенска - 19 км. Сигнальный костёр, зажжённый в Юрьеве (села тогда, конечно, ещё не было, но некое селение или сигнальный пост могли быть) был виден в Кириловской (Шабалинском городище) и в Истобенске. Такой телеграф мог передать сигнал о подходе неприятеля как со стороны Устюга в Вятку и Истобенск, и далее (в Орлов, Хлынов). Так и с южного направления - на Юрьево, Истобенск и далее. Наверняка такой телеграф работал и когда казанские татары возвращались в 1542 году по Моломе на плотах и насадах из разграбленного ими Устюга. Гонец с известием о неприятеле мог только уточнить информацию, но телеграф сработал быстрее. Место стратегически важное, на перекрёстке путей, всегда было местом сражений. Вероятно, по этой причине главным городом Вятской земли стал впоследствии более защищённый Хлынов на левобережья реки Вятки, куда сухопутным путём сложнее добраться

Аватар пользователя дядя Женя

Название разв. Ярохичи на современной карте - это Арашичи или Ярашичи на правой карте (примерно, конца XIX в. Эта карта есть в разделе "карты", но затёртая на перегибах. Эта снята в музее пос. Ленинская Искра, и здесь чётко видна надпись Городок под цифрой 3. На современной карте - это разв(алины) Шабалинского городища. Под цифрой 2 (под самой цифрой) - бывшая деревня Кириловская - пос. Ярохичи (арх.) Здесь были найдены артефакты XVI-XVII вв., надо полагать, предметы, относящиеся к роду Тита Мартьянова (потомки, наследовавшие Шабуровский остров, жили на начало XVII в. в деревнях Мартьяновской и Кириловской). По грамотам и актам Вятского архиерейского дома (№№ 1 и 2 - грамоты Ивана Грозного Титу и Каше Мартьяновым), ряду других документов о владении наследниками долей этого острова, а, со временем, и передаче их по той или иной причине в Котельничский Предтеченский монастырь, прослеживается родословная Мартьяновых, а также появление от прозвища Тита Мартьянова - Вершина (вышестоящий, военачальник) ветви рода Вершининых. В 1646 году в писцовой книге В.П.Отяева (подлинник) в дер. Мартыновской (Мартьяновской) записаны: (л.350) (в) Мишка Иванов сын Мартьянов с детьми ... (в 1652 г. он Вершинин и участвует в разделе Шабуровского острова с двоюродными братьями "натрое по третям"), (в) Баженко Иванов сын Мартьяновых Вершинин с детьми... (л.350 об), (в) Васка Иванов сын Вершинин с сыном Федюнкою. Дети этих братьев поведут родословные Мартьяновых и Вершининых. Но ещё раньше ветви Вершининых от Титовых сыновей и внуков уйдут в Истобенск (Марко Вершинин в 1602 г. ходил с ходоками в Москву к патриарху Иову за храмозданной грамотой на строительство Шалеговской церкви) и Слободской ( в 1615 г. на засечной черте между рр. Слотой и Рубежницей есть пустошь Вершининская, очевидно, запустевшая, как и некоторые другие деревни "тому лет 40, от черемиские войны".

Аватар пользователя дядя Женя

Смотрел по Никоновской летописи маршрут похода 1468 г. Ивана Великого (Васильевича) "татару воевать". "Той весной послал князь Ивана великий"... с Москвы к Галичу Руна с казаками, из Галича - Семёновых детей Филимонова: Глеба, Ивана Шуста, Василья Губу с вологжанами в судах в Николин день к Устюгу. С Устюга князь Иван Звенец с устюжанами и Иван Игнатьев Глухой с кичменжанами "и сняшася вси вместе на Вятке под Котельниче..." Далее "А воеводы повоеваша черемису по Вятке-реце и поидоша из Вятки по Каме на низ, да воевати до Тамлуги", "гостей побили и товару поимаша много". Далее разорили округу "и поидоша оттоле на Великую Пермь да и к Устюгу". Вятчане пошли, было, с ними в поход, но, получив известие, что на них татары идут, остались (с войском пошли лишь 300 вятчан). Татары пришли "со многою силою". "Вятчане невозмогоша противиться им, предашася за казанского царя Обреима".

Маршрут войска Ивана Великого Васильевича проходил: Из Москвы до Галича казаки, очевидно, конным порядком, от Галича с костромичами  и вологжанами в судах по Сухоне до Великого Устюга, по р. Юг к ним присоединились с Кичменского городка кичменжане во главе с Иваном Глухим, далее по Югу - Пушме - возле кайского болота - по речке Кае в Молому и по Моломе к Котельничу.  "Повоеваша черемису по Вятке-реце и поидоша из Вятки по Каме на низ". Возвращались, "поидоша оттоле на Великую Пермь да к Устюгу". То есть, окружным путём. А куда пришли татары "со многою силою"? В Хлынов? Вятку? Где пришло решение вятчан не противиться и "предашася за казанского царя Обреима"? Кто был в то время ватаманом "независимой" Вятской земли? Если 300 воев ушли с воеводами Ивана Великого на татар, сколько вообще вятчан было в ополчении? Сколько осталось защищать Вятскую землю? И, если вятчане получили известие о походе на них казанцев, почему войско Ивана Великого не встретило татар на подходах к Хлынову,(если он был в то время главным городом) коли уж пошли "татар воевать"? Очевидно. пошли пограбить, тем более, узнали, что татарское войско в Казани отсутствует. И каким маршрутом шло татарское войско: по Каме - Чепце или по Каме через Кайгород и далее по Вятке? Явно не по Вятке, иначе бы встретилось с войском Ивана Великого Васильевича.

Аватар пользователя skygrad

От черемис на Волге через Яранск шла дорога на Котельнич. От Казани на Уржум с переправой через Вятку и далее к Хлынову. От Казани через Арск и Малмыж с переправой через Вятку и далее к верховьям Чепцы и средней Каме (с отводом на Карино?). Это пути 17 века, ранее могло быть иначе, но в основе так примерно. Казанское и московское войска могли разминуться или казанцы пошли на Вятку уже после прохода войск москвы вдоль Вятки реки на юг, или слух об этом продвижении казанцев пришел вятчанам ранее и они кроме 300 человек остались для обороны. А может вятчане просто уклонялись от участия в набеге на Казанские земли из опасения ответных кар. Надо еще помнить такой факт: по археологии до середины 15 века на Вятке вокруг устья Пижмы была отдельная русская волость. Потом она исчезает, селения запустевают, зато есть сообщения о переселении вятчан в округу Казани наряду с иными пленными русскими в этот же период.

Аватар пользователя дядя Женя

Да я к тому, что маршрут войска Ивана Великого Васильевича шёл накатанным путём Устюг - Вятка -  Казань. Только город Вятка (Шабалинское городище) к тому времени, с построением Котельнича, ушла на второй план или была разрушена предыдущими набегами конца XIV - начала XV вв. Хотя в битве с татарами в устье Моломы в 1542 г. городище ещё могло сыграть свою роль. Всё-таки, стратегическое место. Раскопки показывают и артефакты XVI в.

Аватар пользователя skygrad

Да, поход 1468 и др. годов шел вдоль Моломы и Вятки, так как часть войска была на судах. А казанцы и черемисы подходили к Котельничу посуху прямиком. Возвращалось к Устюгу московское войско через Каму и Пермь Великую. Видимо, казанцы успели перекрыть путь на Вятке, возможно, оставили гарнизон в Ковровском городке - их старой пограничной крепости. 

О времени появления Шабуровского острова судить сложно, реки текут тысячи лет и при этом постепенно меняют свои русла в рамках долины между коренными берегами. Ширина долины Вятки от 1 до 10 км. Места впадения крупных притоков таких как Чепца и Молома, более подвижны в плане видоизменений. Впрочем, какая-то протока с Вятки в Молому возле Юрьево явно существовала в 14 веке, если связать появление данного поселения с Кн. Юрием Московским, но мог быть и Юрий известный в 15 веке - Юрий Дмитриевич Галицкий Звенигородской (отец Шемяки), игравший важную роль в судьбе Вятской земли. Название острова могло появиться от моск. боярина Сабура или его потомка - Семена Сабурова, воеводы в походах 1468-71 годов, он с войском мог высадиться лагерем на острове.

Аватар пользователя дядя Женя

"по археологии до середины 15 века на Вятке вокруг устья Пижмы была отдельная русская волость". На карте Л.Д.Макарова здесь написано: Пижемское городище, в скобочках - Кокшаров. Пижемская волость расположена по Пижме с Мари-Кугалок в сторону устья. На основе раскопок в Еманаеве, Худяках появились в научном обиходе понятия Еманаевская и Худяковская культура. Это в Тужинском районе. Люди селились здесь ещё до нашей эры. А по устью Моломы. В договорной записке 1652 г. о разделе "натрое по третям" Шабуровского острова с Чёрным озером наследниками - правнуками Тита Мартьянова, описывались границы раздела. Они вполне прослеживаются на современной карте, как минимум, протока с северо-востока на юго-запад от озера Рычажного по прости Павловой до реки Моломы, впадающая в Молому напротив дер. Кириловской. Всё, что южнее между Вяткою и Моломою, до устья Моломы - это Шабуровский остров. Осталось там и Чёрное озеро в форме запятой. Протока эта от Вятки до Моломы также могла считаться устьем Моломы, если Молома слилась здесь с главной рекой.

Аватар пользователя дядя Женя

Сейчас не по теме, а к модераторам. Любая тема, поднятая краеведами, теряется в общей ленте, поскольку каждый день отодвигается текущими постами переписей деревень. Ушла на третью - четвёртую страницу, и туда уже никто не заглянет. Если бы для переписей выделить отдельный блог - в них особо нечего обсуждать. Пусть свежая перепись всегда будет появляться на закреплённом месте, а затем в форме такой ленты останется в блоге переписей. Тогда все, кто интересуются переписями, могут просматривать ленту с переписями, а кто готов обсуждать ту или иную краеведческую тему, будет в теме, которая его интересует. Можно было бы и для темы "вопрос - ответ" сделать отдельную ленту. Иначе получается: спрашивает человек помощи в поисках кого-то, данные даёт, по которым кто-то может ему помочь, а его вопрос через пару дней уходит на другую страницу, а через неделю вообще теряется на 3-4-й странице. Получается, блоги - это не место обмена информацией по теме, а лента новостей, где и стихи наравне с краеведческим материалом.

Аватар пользователя skygrad

можно переместить материал на форум по истории вятки, там, правда, народ тоже не шибко ходит, но интересанты всегда смогут найти тему.