Идентификация человека и записи о нем. Часть 5.

Идентификация человека и записи о нем.
Идентификация по мирскому имени. (Часть 5).

Ещё одна ситуация с идентификацией человека. Если обратиться к таким источникам, как Тупиков ''Словарь древне-русских личных собственных имен'' и Чичагов ''Из истории русских имён, отчеств и фамилий'', то некоторые крестьяне XVII в. имели по два имени, из них одно христианское, полученное при крещении, второе мирское, в большинстве своём, это старорусские имена. Примеры второго: Первуша, Третьяк, Девятой, Ждан, Бажен, Истома и т.п. Запись может быть такой или с использованием уменьшительного суффикса. В писцовой книге может быть записана одно из них, как христианское, так и мирское.  В первом случае проблем не возникает. А вот в случае нахождения записи мирского имени они возникают. В поисках предков продвижение идёт в глубь от имеющегося предка. По нему мы знаем имя, отчество и фамилию. По фамилии нужно иметь в виду, что в XVII в., то что многие называют фамилией, по сути ею не является. Это может быть прозвищное отчество, т.е. второе отчество, может быть прозванием по деду или по боле старшему поколению. Внешне их не различить, но есть особенности, которые нужно знать и учитывать, чтобы найти нужные данные, или, видя их, понять, что это нужная запись. Об этом я уже писал. Здесь рассматриваем примеры записей по имени. 
 Проблема в том, что в большинстве случаев записей отчество христианское (по Чичагову собственно отчество), но изредка встречаются прозвищные отчества. Чаще запись трехчленная, где третьим элементом идёт фамилия (так будем считать), но бывают и двучлены, особенно это в писцовых книгах 1615-1620, 1625 и 1629 годах. В общем могут возникнуть различные ситуации. 
 Далее рассмотрим вариант, когда предыдущая запись была трехчленная: христианское имя + собственно отчество + фамилия. Соответственно предка ищем по отчеству предыдущего предка и фамилии. (Если говорить точно по Вятской губернии, то как таковая фамилия у крестьян появилась по переписи 1646 г. И то это не у всех. Ранее не фамилия, а либо прозвищное отчество, или прозвание по деду). Пример: перепись 1646 г. Пронка Хрисанфов сын Дудин. Ищем Хрисанфа Дудина. Но в писцовых книгах 1620 и 1625 годов находим только Русина Дудина или Русина Андреева Дудина. Хорошо, что совпадают деревня и двор. Можно понять, что Русин имеет имя Хрисанф. Есть и прямая запись в писцовой книге 1645 г., о том что  Русинко Дудин умер в 1642 г. и его жеребей отдан его сыну Пронке.  Здесь это Сольвычегодской уезд и по нему имеются аж три переписи: писцовые книги 1645 и 1646 годов и переписная книга 1647 года. По ним можно восстановить полное именование человека, если в них были записаны то одно, то другое имя. Этого нет по Вятским уездам. 
Другой пример. По переписям 1645-1647 гг. найден Володька Андреев сын Дудин. В предыдущих книгах нет Андрея Дудина. Точнее в есть патриарх Андрей Михайлов Дудин, известный по ПК 1620 г. и которого уже нет в  ПК 1625 г. У Андрея известны сыновья: Русин, Михаил, Борис и Рык. Христианское имя Русина легко выяснилось. А вот какое дали при крещению Рыку не известно. Да и сам от найден по двум записям в ПК 1625 г. В ПК 1645 г. и далее отсутствует. Остаётся предполагать: а) у Андрея Михайлова был ещё один сын Андрей, т.е. пять сыновей; б) Рык был крещен под именем Андрей, т.е. четыре сына. Я выбрал Рык = Андрей. 
Здесь нужно отметить, что поиски по писцовым книгам, без дополнительных источников (купчих, закладных, записей о даче в оброк или льготе) уходят в область предположения. Здесь каждый принимает для себя решение – остановиться на этом или с оговорками двигаться дальше. Одно замечание - по сути с подобной вероятностью поисковики сталкиваются с теми же проблемами и в более ранний период. Если родство не вызывает сомнения, если даже нет прямой записи отец – сын, но есть совпадение фамилии имён и отчества при проживании в одной деревне, но в разных дворах или в соседних деревнях или починах,  то если расстояние увеличивается до волости, уезда – возникает вероятность однофамильцев. А если разные уезды и нет записи о переселении в данную деревню, то вообще вероятность 50:50% и меньше. Всем известны примеры по два и даже три одинаковых имен – в этом случае по крайней мере следующее поколение точно предок. Но ведь фамилии в большинстве своём не уникальные и имеются соответственно несколько центров их появления, не говоря уж об распространённости многих имён. Примером изложенному является, по крайней мере, два доказанных  центра формирования фамилии Дудин на Вятке: Орловский и Сольвычегодский, представители которого переселились в Котельничский. Ещё один, Хлыновский может быть связанным с Сольвычегодскими на уровне 1580-1590 гг. Ещё один потенциальный имеется в Котельничском уезде – по переписи 1646 г. имеется Дуда, потомки которого могут быть Дудин по отчеству и далее по схеме Чичагова.  

 

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Интересная проработка вопроса. Думаю, что нам всем, кто смог добраться до предков, живших в первой половине 17го века, с этой проблемой пришлось столкнуться многократно. Ваша статья - это повод для размышлений по направлениям для поисков.

Для того и пишу. У меня собрались данные по неским родословным, начало которых ранее и около 1600 г. Обратил внимание, что есть проблемы у вятских поисковиков в период ранее 1646 г. Сделал обобщие. Мои поиски сложились удачно. Так распорядилась судьба - предки ''наследили'', отметившись в различных мероприятиях, кроме переписей. Есть соображения продолжить. Но основанная проблема - не сохранились писцовые книги ранее 1615 г. (за некоторым исключением). Сейчас возникла мода на  Y-ДНК анализ, как метод генеалогических поисков. Но пока он не эффективен. Для этого нужны не только база по сделавших такой анализ, но их родословные, причём далеко продвинутаые. Возникла идея разработать и описать методы поисков ранее 1600 г. Наработки есть. Пока описываю отдельные примеры в качестве иллюстрации. Хотя есть примеры по другим родослованым, но примеры беру из своей родословной. Так проще - не нужно согласовывать с коллегами использование их данных.