Церковь, война, политика...

В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранится любопытный документ - доклад уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Кировском облисполкоме от 28 декабря 1944 года. В докладе говорится о том, что правительству пришлось оставить политику воинствующего атеизма, изменить отношение к Православной Церкви и священнослужителям, поскольку в годы войны последние показали себя истинными патриотами, настоящими народными героями. Не забудем, что говорит это атеист, которому по долгу службы надо не допустить прославления Церкви. А слушатели его – идеологические работники области, недоумевающие: что же случилось? В ответ они услышали следующее:

«...Как это началось? Когда 22 июня 1941 года немцы напали на Советский Союз, в этот же день... Патриарх...обратился к верующим с поддержкой всех мероприятий советской власти для отражения фашистов. Он призвал взять оружие и защитить страну... 1

В деле открытия церквей большую роль сыграли церковнослужители в Москве и Ленинграде, а также на оккупированной немцами территории, так как эти священники занимались патриотической деятельностью. Недавно в Москве было награждено 15 священников медалью «За оборону Москвы» за то, что в тяжелое для Москвы время они все время находились на своих постах, некоторые были начальниками команд ПВО. Они все время призывали верующих к патриотической деятельности. Когда нависла угроза немцев под Москвой, они своими обращениями мобилизовали верующих на рытьё оборонительных сооружений, собрали большое количество денег для Красной Армии... Также целый ряд священников жили в Ленинграде во время блокады...2

Большую роль священнослужители сыграли в партизанском движении... Ряд священнослужителей были награждены медалями за то, что они или с оружием в руках участвовали в борьбе против фашистов, или в церкви организовывали связные пункты, через которые осуществлялась связь с партизанами... 3

В настоящее время Патриарх обратился к духовенству, чтобы была оказана большая помощь фронту. Патриарх заявил, что они примут возможное участие в разрешении всех хозяйственных вопросов нашей страны...»4

Что ж, дела налицо, и идеологическим противникам пришлось признать, что в военное время нужно «к вопросам религиозных настроений быть внимательными».5

Примечания

1 ГАСПИ КО. Ф. П-1290. Оп. 10. Д. 143. Л. 275.
2 Там же. Л. 277.
3 Там же. Л. 278.
4 Там же.
5 Там же. Л. 279.

Комментарии

 

Не забудем, что говорит это атеист, которому по долгу службы надо не допустить прославления Церкви. А слушатели его – идеологические работники области, недоумевающие: что же случилось?

 

А теперь по долгу службы ему следовало открыть в области несколько храмов. Только поздновато что-то, 1944 год. Процесс этот начался гораздо раньше, еще в 1941 г.

С чего бы вдруг Сталин и чекисты кардинально изменили своё отношение к церкви?

Кроме патриотической позиции и деятельости РПЦ были идругие факторы.

Необходимость сплочения общества

Ну и международный фактор.

Идя на вынужденный воено-политический союз с США и Великобританией, Сталин вынужден был чем-то поступиться. Хотя бы временно. А Рузвельт сразу, еще в 1941 г. выдвинул как одно из условий союза ослабление репрессий против религии в СССР.

Поэтому подобные выступления чекистов начались не в 1944 г., а еще в октябре 1941 г., когда начала складываться антигитлеровская коалиция и проходила Московская конференция союзников.

Письмо начальника УНКВД по Кировской области капитана государственной безопасности Шустина от 31 октября 1941 г.: http://tornado-84.livejournal.com/76786.html

Серафимовский собор вновь открыт был в 1942 г. И Вятского архиерея назначили тоже в 1942 г.

 

Фашистские власти на оккупированых территориях СССР возрождали приходы РПЦ. Тем самым они пытались переманить православных на свою сторону и показать им преимущества гитлеровской Германии. Что бы сократить социальную базу коллаборационизма на религиозной основе, следовало временно разрешить церковь в СССР.

 

Вениамин Тихоницкий - сын Михаила Тихоницкого, который был расстрелян большевиками в г. Орлове в сентябре 1918 г. Михаил Тихоницкий был канонизирован в 2003 г. как священномученик.

Две выдержки из статьи:

1. ... Идя на вынужденный воено-политический союз с США и Великобританией, Сталин вынужден был чем-то поступиться. Хотя бы временно. А Рузвельт сразу, еще в 1941 г. выдвинул как одно из условий союза ослабление репрессий против религии в СССР....

2. ... Фашистские власти на оккупированых территориях СССР возрождали приходы РПЦ. Тем самым они пытались переманить православных на свою сторону и показать им преимущества гитлеровской Германии...

Небольшой комментарий:

1. Христиане США повлияли на своего президента, а Рузвельт повлиял на политику СССР в вопросе ослабления репрессий против религии - Сталин согласился.

2. Гитлер пошёл ещё дальше - разрешил открывать православные приходы, закрытые большевиками.

Четыре вопроса историкам и знатокам:

1. ослабление репрессий против религии касались только православных приходов - или было ослабление также для старообрядцев, мусульман, буддистов и иудеев?

2. открывались ли при Гитлере молельные дома других конфессий?

3. в планах Гитлера после завоевания СССР предусматривалось ли закрытие (уничтожение) православных приходов и иных молельных домов?

4. близость политики Рузвельта и Гитлера в вопросах веры - это простое совпадение?

Попробую ответить.

1. Что бы сделать какие-то выводы надо факты изучать. Не припомню, что бы в годы войны открывали в СССР мечети или синагоги. Старообрядцы сами по себе, им государственное разрешение никогда не требовалось.

2. Да открывали, в Крыму, например, оккупационные власти открывали мечети, армянские церкви, караимские храмы. Католические приходы в Прибалтике работали. Про синагоги и так понятно.

3. В планах Гитлера такой конкретики может и не было. Насколько известно о плане "Ост", то часть народов подлежала уничтожению, часть онемечиванию, часть переселению. В контексте этого можно и предполагать, какая роль была уготована религиозным организациям.

4. Какая же тут близость? Рузвельт подходил с позиций либерализма. А для немцев  цель была обеспечить невраждебное отношение местного населения, задача церкви на оккупированных территориях - помогать властям держать население в покорности. Церковь в стране, где более половины граждан считали себя верующими - мощное орудие пропаганды.

Нельзя забывать, что частью любой войны является война идеологическая, пропаганда. Вот и между руководством СССР и Германии велась идеологическая война и церковь в ней так же играла свою весомую роль.

Спасибо большое за разъяснение! По Переписи СССР 1937 г. верующими признали себя более 2/3 населения страны (это тоже более половины населения).

Насколько я знаю, по переписи 1937 г. верующими себя признали около 55 млн. ч. А все население СССР было около 160 млн. Но в опросе по этому пункту не участвовали дети до 16 л., наверное, спецконтингент. И многие отмолчались, т.к. имели право не отвечать на этот пункт.

Но после 1937 г. в состав СССР вошли Прибалтика, Западные Украина и Беларуссия, Бессарабия, где функционировали церковные организации и не было диктата атеизма.