Вятка православная глазами ЧК-ОГПУ. 1921 г.

«Духовенство опирается на тысячные толпы народа»

В Центральном государственном архиве Кировской области хранятся сводки ЧК-ОГПУ за 1921-1929 гг., которые отображают настроения населения того времени различных слоев общества. В политических сводках за 1921 год основная тема — это тема голода, обрушившегося на южные уезды Вятской губернии в результате продразверстки, засухи и неурожая. В данной выборке — указывается лишь то, что касается настроений и действий вятского духовенства.

16-30 апреля. Духовенство выполняет свои прямые обязанности и никакой агитации против советской власти и ее мероприятий не ведет.

1-16 июня. Антисоветской агитации духовенство не ведет за исключением Орловского уезда, где духовенство, пользуясь настоящим продовольственным кризисом, ведет антисоветскую пропаганду среди населения путем устройства бесед, религиозных процессий, крестных ходов, молебнов на открытом воздухе, влияющих на психологию масс. Духовенство думает сохранить и даже поднять авторитет в глазах масс.

23-29 июня. Советский уезд. Духовенство проявляет большую активность: стараясь увеличить число верующих, устраивает богослужения ночью о дожде и спасении от голода.

Нолинский уезд. Духовенство дошло до фанатизма: в Салобелякской волости (так в документе, правильно- Яранского уезда - Е.Ч.) организован обход с крестом полей всего прихода. Один священник обошел до 30 деревень.

30 июня, 1-2 июля. Яранский уезд. Духовенство продолжает свои хождения по полям с мольбой о дожде. Крестьяне, видя бесполезность молений, открыто насмехаются над ним.

16-31 июля. За отчетный период по-прежнему приходится сказать, что деятельность духовенства усиливается. . Духовенство устраивает ночные молебствия... точно так же происходят всевозможные крестные ходы, последние местными властями в настоящее время категорически запрещены (за исключением периодических крестных ходов в известное время в известном районе).Но духовенство и это распоряжение использует лично для своих целей, говоря приходящим к ним крестьянам, что советская власть не разрешает молиться, и посылает их самих для разрешением для какого-либо молебствия, крестного хода, который совершается в данном районе с давних и древних времен. Особенно приходится отметить деятельность духовенства в Нолинском уезде, где большинство крестьян на почве неурожая и наступающего голода обратились к религии и находятся под властью духовенства. Здесь происходят массовые крестные ходы с чудотворным железным крестом и распространяются при этом религиозные слухи, как например, о появлении какой-то могилы с большим крестом, о появлении одного старца, иконы и т. д. Духовенство объясняет это тем, что крестьянство забывает Бога, и он дает о себе знать. Местные власти бессильны что-либо сделать, т. к. духовенство опирается на тысячные толпы народа. Данная деятельность духовенства происходит в голодных уездах губернии, на севере оно держит себя более спокойно, хотя и здесь при случаях развивает антисоветскую агитацию.

21—25 июля. Яранский уезд. Зарегистрировано распространение провокационных молитв. Меры соответствующие принимаются.

29-31 июля. Нолинский уезд. Духовенство проявляет контрреволюционную деятельность. Зарегистрирован съезд в селе Порез в числе 10 человек. Духовенство прилегающих волостей и Вотской области заручается согласием верующих о принятии чудотворного железного креста. Принимаются меры.

1-4 августа. Слободской уезд. Духовенство... готовится к предстоящему уездному съезду Советов и агитирует на тему: «В 1920 году власть закрыла у нас женский монастырь, отобрала церковь под дворец терпимости, повесила на двери замок и до сих пор держит взаперти. Это издевательство над религией. Ходатайствуйте, агитируйте. На съезде церковь от большевиков вырвем». Действительно, никаких работ в советском дворце труда (закрытая церковь) до настоящего времени не проводилось, чем и воспользовалось духовенство, чтобы обострить отношения между населением и уездной властью. Настоящая агитации духовенства побудила местное политбюро ообратиться к уездкомпарту (уездному комитету партии -Е.Ч) и обратить внимание на эту пустующую церковь.

Советский уезд. Духовенство за это время свой пыл и энергию, направленные в ущерб советской власти, немного умерило, благодаря тому, что наиболее активные и энергичные были посажены под арест. В настоящее время оно начинает надоедать с просьбами разрешения им молебнов и крестных ходов, мотивируя это тем, что все это «древние обычаи и традиции», от которых население не думает отступать... Вследствие нежелательного и крайне обостренного отношения населения к советской власти на почве голода, не всегда приходится запрещать крестные ходы.

16 августа-16 сентября. Неистовая деятельность духовенства заметна по-прежнему в Нолинском уезде: хождение с чудотворным крестом продолжается. Как в Нолинском, так и в других уездах, духовенство не прочь в своих проповедях вставить несколько слов о советской власти и тем показать свое отношение к ней.

16 сентября-01 октября. Духовенство ни в чем себя не проявляет и становится как бы незаметным в данное время. В Орловском уезде производится сбор в пользу голодающих.

16 октября — 01 ноября. Духовенство еще до настоящего времени не лишает себя удовольствия поговорить с крестьянами... на контрреволюционные темы. Но все-таки их агитация не несет организованный характер и опасности не представляет. Излюбленная тема для разговора с крестьянами — это засуха, голодуха как кара за неверие коммунистов. По-видимому под непосредственным давлением духовенства некоторые уисполкомы (уездные исполнительные комитеы — Е.Ч.) изредка начинают отдавать им обратно отобранные у них помещения.

1-16 ноября. Духовенство по-прежнему особой активности не проявляет.

 

ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 215. Л. 18, 24, 35об., 42 об.,46 об., 55, 78, 80об., 83 об., 86, 88-88об., 106об., 108 об., 113 об., 11, 136 об.

Комментарии

Нолинский уезд. Духовенство дошло до фанатизма: в Салобелякской волости организован обход с крестом 

Салобеляк в Яранском уезде.  

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Спасибо. Но так в документе. Была в Салобеляке, очень там красивая ценрковь, построенная по проекту К.А. тона. Знала, что будет вопрос, но немного не доработала документ. Сейчас отредактирую

Да,  так и понял, что в оригинале неточность, для Вятских  Яранский уезд - окраина.

Тоже хочу побывать в Салобеляке, прабабушка из тех мест.