Открытие Приходских попечительств.(1872-17 стр.435)
Епархиальным Начальство открыты приходские попечительства при Александровской церкви в заводе Омутнинском и в сёлах Бельско-Троицком и Наймушенском Глазовского уезда,...
В О 3 3 В А Н И Е
Вятского Епархиального Начальства.(1885-16 стр.369-371)
При обозрении церквей Вятской Eпapxии в июне минувшего 1884 года доведено до cведения Его Преосвященства, Преосвященного Тихона, что из всех приходов 2-го благочиннического округа, Глазовского уезда, Омутницкий Александро-Невский приход нахо- дится въ самом неблагоустроенном состоянии. Церковь этого прихода хотя считается самостоятельной, но коренных прихожан не имеет; все прихожане её люди приезжие из разных местностей, временно проживающие ныне в том, а через год в другом заводе. Жители по религии делятся на православных, единоверцев и раскольников разных сект. Только день воскресный мог бы способствовать разобщению православных с сектантами и возвышенною религиозно-нравственного состояния первых, если бы имели они возможность назидаться сло- вом Божиим при Богослужениях в Омутницкой православной церкви; но, к сожалению, они лишены такой возможности и, когда раскольники идут въ молельню, а единоверцы въ свою церковь, из нравославных одни идут в контору завода, где по воскресным дням обыкновенно производится им расчет, другие в кабак, третьи же остаются дома. Иной и рад бы помолиться въ церкви православной, но она отстоит от центра православного населения слишком далеко. Таким образом православная церковь во время богослужений бывает обыкновенно пуста; въ числе её молящихся можно встретить только заводских ста- ричков да старушек. Вследствии сего доходность церкви так не значительна, что за обычными расходами не остается средств на ремонтировку, а религиозно-нравственное состояние православных христиан упало до того, что многие не бывают у исповеди и св. При- частия отъ 4 до 5 и более лет.
При такомъ состоянни Омутницкаго прихода необходимо иметь там священника и псаломщика, вполне соответствующих высоте своего призвания; скудность содержания Омутницкаго причта, происходящая главным образом от непосещения Омутницкой церкви её прихожанами, не дает возможности всегда иметь там и посредственных членов причта.
В заботах о возвышении религиозно-нравственного состояния прихожан Омутницкой Александро-Невской церкви Епархиальное Начальство признало необходимым: 1) построить новый храм на заводской площади среди самого завода, или перенести туда существующий, но за дальностью от центра православного населения мало и неохотно посещаемый и нуждавшийся въ капитальном ремонт; 2) назначить к Омутницкой церкви способного и делового пастыря, который мог бы благотворно влият как на православную паству, так и на отщепенцев-раскольников и 3) чтобы такой пастырь мог, крепче держаться Омутницкаго прихода, обезпечить существование его в материальном отношении изысканием к тому нсточников.
Не имея материальных средств к приведению вышеозначенных мероприятий в исполнение, Вятское Епархиальнoe Начальство покорнейше просит ревнителей православия оказать свое содействие посильными пожертвованиями в пользу святого дела - возвышения религиозно-нравственного состояния православного населения в Омутницком приходе.
Седьмой отчёт по школам Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая 1888/9 год.(1889-19 стр.409)
Омутнинская школа Глазовского уезда в завод Омутнинском; учителем состоит из крестьянъ Уржумского уезда, завода Шурминскаго Матфей Григ. Ветлужских; учащихся было 20 человек муж. пола, въ числе их 4 из детей раскольников, один из сих последних присоединился к православию, а двое выбыли из школы до окончания учения. Под наблюдением местного священника учителем Ветлужских были произведены четыре публичных собеседования с раскольниками, на коих каждый раз было немало и православных, и глаголемых старообрядцев. При содействии учителя Ветлужских несколько лиц из раскольников, местным священником, Благочинным о. Петром Шкляевым, присоеденены к православию на правах единоверия.
Восьмой отчёт по школам Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая 1889/90 год.(1890-18 стр.370-371)
Омутнинская Глазовского уезда, в заводе Омутнинском; учителем состоит крестьянин, Уржумского уезда, Шурминского прихода, Матвей Григор. Ветлужских, учащихся было 20 мальчиков, в том числе 2 единоверца и 2 раскольника, из коих один австрийского лжесвященства, а другой-некрещенный безпоповец. „Взаимные отношения между учителем и учениками самые лучшие, успехи учеников очень xopoшие. Учитель Ветлужских вел противораскольнические собеседования, плодом которых, в отчетном году, было обращение и присоединение к Православной Церкви, на правах единоверия, 26-ти лиц обоего пола, из разных раскольнических толков. Благотворное воздействие школы Братства отразилось на приходских людях в более усердном посещении ими местных храмов: православного и единоверческого, и в большем числе изъ них, сравнительно с прежними годами, исполнивших христианский долг исповеди и Святых Таин причастия. К особому усердию учителя Ветлужских должно отнести и то, что его старанием, по благословению Благочинного и настоятеля местной церкви, собрано по подписке от ревнителей православия въ заводе сорокъ рублей тридцать коппъек и изъ них 40 рублей употреблены Ветлужским на прюбретение из Московской Единоверческой типографии книг с пересылкою: Толкового Апостола и Книги преподобного Никона Черной горы,—весьма полезных при собеседованиях "с глаголемыми старообрядцами", а 30 коп. израсходованы на отсылку денег в г. Москву".
Ведомость о суммах , назначенных к отпуску из казны в 1891 году на содержание причтам городских и сельских церквей Вятской губернии.(1891-6 стр.135)
Извлечение из дневника Епархиального миссионера Вятской губернии.(1891-17 стр.449-452)
15 февраля 1891 года была беседа со старообрядцами в Омутницком заводе, в волостном правлении, которая продолжалась с 12-ти и до 6-ти часов вечера. Старообрядцев и православных, было человек около 100 из одного Омутницкого завода. Предметом беседы было исправление книг при Пaтpиархе Никоне. Старообрядцы слушали беседу с напряженным вниманием и удивлялись тому, что книги старопечатные действительно во многом были повреждены и исправлялись еще до Патриарxa Никона. Когда речь дошла до перстосложения для крестного знамения, которое в разных старопечатных книгах предписывается разное, не смотря на то, что все эти книги приводят в основание того или иного перстосложения Феодоритово слово: тогда они стали спрашивать меня, от чего это могло произойти. Я им объяснил, что эта разница зависела от Московских справщиков книг, которые, печатали книги, часто допускали изменения и прибавления по своему личному усмотрению, не соображаясь с подлинниками, и так как последние два перста для крестного знамения—указательный и средний слагали неодинаково: то каждый из них старался внести в печатные книги свое излюбленное перстосложение. Тогда один старообрядец стал спрашивать об этом своего наставника-старика, который находился тутъ же и требовал от него объяснения означенной разницы, говоря, что если мы не объясним эту разницу, то все должны последовать за Павлом Коломенским (что хотел он этим сказать—неизвестно). Старик с наивностью сказал: „сколько вы не читайте мне книг, я не поверю; я самъ читал много книг, когда был в Москве. Я верю, что ничего более не нужно, кроме Иисусовой молитвы и крестнаго знамения" и при этом оградил себя крестным знамением. Когда старообрядцы же возразили ему: „как же дедушко, ты говоришь, что ничего не нужно, кроме Иисусовой молитвы, ведь и младенца окрестить нужно и исповедать грехи свои духовнику"? На это старик сказал: „Довольно мне взять книжку, стать пред иконой и воздохнуть, вот и исповедь". (Про этого старика о. Благочинный разсказывал, что в затруднительных случаях он обыкновенно отделывается подобными фразами; махнет, бывало, рукою и скажетъ: „Я жил в Москве целых 2 недели и прочитал много книг, так что в одно время уснул за книгой"). Старообрядец, вопросивший его, отворотился от него с иронической улыбкой. Старик еще добавил: "въ Писании сказано: исповедуйте друхъ другу согрешения. На это было ему сказано, что стало быть недостаточно только взять книжку и вздохнуть, а нужно еще исповедать свои грехи другому. Но и эти слова, исповедуйте друг другу cогрешения, по изъяснению Малаго Катихизиса (л. 44 обор), надобно понимат в том смысле, что исповедывать грехи должно только пред православным священником. Даже и православный священник без повеления местного Епископа не может совершать таинства исповеди, как говорит Номоканон: аще кто безъ повеления местного Епископа дерзнет npиuмamu помышления и исповеди. сицевый по правилам казнь прхиметъ яко преступник божественных привил (л. 6). А тот, кто дерзает принимать на исповедь, не получив правильного рукоположения от епископа, тот уподобляется нечестивым бесам (Номок. при иноческ. потребн, л. 57). Кто- то возразилъ: как же крестить можно без священника и простому лицу? На это было сказано, что простому лицу православному, дозволяется крестить только въ крайней нужде, а по крещении, если младенец будет жив, последний должен быть представлен к священнику для прочтения опущенных молитв и для совершения таинства миропомазания (Номокан. л. 07). Тайна же крещения совершаемая простолюдином в удалении от церкви, ничесо же есть, как говорит Толковый Апостол : тайны безъ едмности Церкви xpucmианской ничесо же суть, ибо всем отлучившимся от единения церковного Бог пророком рече: послю на вы клятву и проклену благословение вате... Нигде же тайн совершатися мощно точно во единости Церкви (Толк. Ап. л. 548). К чести Омутницких старообрядцев следует сказать, что всю означенную статью об исправлении книг они выслушали до конца с полнейши вниманием. Когда окончено было чтение, один старообрядец в вид резюме повторить то, что выслушал: „стало быть, причиною разных ошибок в книгах были а) переводчики книг, б) переписчики и в) справщики книг. После сего было еще много пустых возражений в роде следующих: кто такой был Мелхиседек, был ли он крещен и проч., на которые были даны удовлетворительные ответы. После молитвы и окончания беседы старообрядцы разстались со мною очень дружелюбно и некоторые даже благодарили за беседу, обещаясь и на будущее время посещать такие беседы.
Девятый отчёт по школам Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая 1890/91 год.(1891-18 стр.480)
Омутницкая школа Глазовскаго уезда, в заводе Омутницкомъ; учителемъ былъ из Шурминского прихода Уржумского уезда, Матвей Григор. Веглужских; учащихся было 21, въ числе их 3 раскольника (2 австрийской секты и 1 безпоповец некрещенный).
Отчёт Епархиального миссионера о состоянии раскола и действиях духовенства к ослаблению онаго по Вятской Епархии за 1890 год.(1891-20 стр.524-525)
В северной полосе Глазовского уезда центральными местами раскола служат приходы: Зюздино-Христорождественский, Афанасьевский и Воскресенский, Гординский, Кулигинский и Карсовайский и завод Омутницкий. Первые 3 прихода населены раскольниками половцами, приемлющими австрийское священство, окружниками. Начало раскола положили здесь заводские люди-раскольники, пришедшие из Пермской губернии для отыскивания железной руды. В 1879 и 1880 годах проживал здесь лжемонах Иов, которого раскольники скрыли от преследования начальства. В 1881 и 1882 годах проезжал по здешнему краю именовавшийся Кириллом, епископом Беловодским, проживающим на р. Белой в Китайской империи и называвшийся единственным православным епископом, принявшим рукоположение от Патриарха Иерусалимского. Приходы Гординский, Кулигинский, Карсовайский изобилуют безпоповцами. Омутницкий завод населяют раскольники разных сект и сословий, которые составлят пришлое население из разных мест и губерний. Поповщинский раскол здесь в последнее время стал значительно ослабевать, так как некоторые влиятельные раскольники обратились в православие, как напримеръ Прохорович Веселухин, Иван Осипович Птицын и другие.
Общества трезвости в Вятской гебернии.(1891-24 стр.648-650)
С прошедшего 1890 года при Единоверческой церкви Омутницкого завода, Глазовскаго уезда, организовано "Общество трезвости", на правилах, какие существует в таком же обществе при Татевской церкви Тверской губернии, а именно: желающие вступить в Общество, дают внутренний обет не употреблять в течении одного года никаких спиртных напитков и стараться привлекать к тому же и других, в знак чего служится молебен Препод. Сергию, с целованием его образа. Вступившим в Общество членам кроме словесного назидания о вреде употребления спиртных напитков и дурного влияния их на нравственность и о важности хранения данного Господу Богу обета трезвости, выдается нисколько №№ Троицких листков и брошура издания Сытина. На Троицкой книжке№ 492, имеющей заглавие: „как помочь нашему общерусскому горю", как более других подходящей по своему содержанию к цели и условиям нашего Общества, делается надпись: "на память члену Общества трезвости такому-то, давшему обет с такого-то числа не употреблять спиртных напитков в течении одного года". Общество открыто псаломщиком Омутницкой Единоверческой церкви Димитрием Юшковым. Открытию Общества трезвости, как сам он пишет, предшествовало личное мое желание не употреблять спиртных напитков, а мысль об открытии Общества трезвости возникла вследствие указа Духовной Консистории от 12 сентября 1889 г. за № 8978. Целых полгода протекло, пока я привык к совершенному неупотреблению спиртных напитков и утвердился въ намерении открыть Общество в Омутницком заводе. Общество на первых порах развивалось довольно успешно и предполагалось уже донести о его открытии и существовании Его Преосвященству, но к величайшему прискорбию, обнаружились два факта нарушения данного Господу Богу обета трезвости, что заставило прюстановиться донесение, но увы, это было началом дальнейших нарушений, каковых в течении года было до десяти. К раскаянию пришли двое, остальные восемь человек исключены из Общества, как не раскаявшиеся нарушители своего обета. К 13 мая сего года было действительных членов, свято сохранивших обет трезвости, семьдесятъ человек. В течении года пришлось перенести много неприятностей от нарушителей, а еще больше того от врагов Общества трезвости, которые старались вредить нам и словом и делом, благодаря членам-нарушителям и недоброжелателям наше общество имело намерение с окончанием года прекратить свое тяжелое существование, в чем уверены были наши недоброжелатели и заранее торжествовали недобрую победу, но с 13 мая сего года, на память и в благодарность Господу Богу, сохранившему драгоценную жизнь Его Императорскому Высочеству, Наследнику Цесаревичу Великому Князю Николаю Александровичу, я решил с помощью Божею продолжать организацию Общества трезвости, не взирая ни на какие препятствия, на тех же правилах, под покровительством небесного защитника преподобного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца, в знак чего решено преобрести образ преподобного Сергия, на средства членов, для чего мною была предложена подписка, давшая более 20 рублей.
Назначение наблюдателей за библиотеками читальнями.(1896-24 стр.682)
Глазовского уезда. Кестымской вол., в приходе с. Ягошура за Юндинскою-Свящ. Николай Филимонов; Нижнеуканской вол., в приходе с. Укана за Дизминскою - Свящ.. Александр Шерстенников; Омутнинской вол., в приходе Омутнинского завода за Омутнинскою— Свящ. Петр Лопатин: Ключевской вол., в приходе, Глазовского собора за Ключевскою - Свящ. Иаков Свечников; Пермской вол., в приходе с. Красноглинского за Пермскою—Свящ. Симеон Спасский.
Обзор деятельности Вятского отдела Императорского Православного Палестинского общества по устройтсву народных чтений о св. земле за 1896-97 год.(1897-21 стр.15)
Чтения о Св. земле в заводе Омутнинском, открытый 19-го января в новом поместительном здании земского училища молебным пением с участием священника единоверческой церкви (о. Д.Юшкова), поддержанный деятельным участием светских лиц: г. г. управляющего заводом, местного врача и горных инженеров, привлекли къ себе и большое количество местных раскольников. Въ виду этого о. заведующий чтением и лекторы из духовных лиц сочли удобным и естественным соединить (с 9 февраля) с чтениями о Св. земле и чтения по обличению раскола. Ведение чтения по истории раскола взял на себя учитель братской школы Шерстобитов.
Хроника (1898-5 стр.239-241)
— Проездом из Кая Преосвященный Алексий Епископ Вятский, посетил Омутницкий завод. Владыка прибыл 9 февраля вечером при колокольном звоне и проследовал в квартиру Управляющего, затем, переодевшись, тотчас-же направился в единоверческую церковь; у церковной паперти Преосвященный был приветствован единоверцами хлебом и солью; благословивши хлеб-соль и самих подносителей, Владыка направился вь храм, где служил Всенощную, во время служения которой возложил набедренник на Священника единоверческой церкви Д. Юшкова, а псаломщика той-же церкви И.Птицына посвитил в стихарь. По окончании Всенощной Преосвященный говорил Слово, в котором выразил свое удовольствие и похвалу омутнинским единоверцам за их истинно православный дух и братское единение с общеправославием. Владыка говорил приблизительно такъ: Во многих местах я бывал и не мало видал единоверцев, но таких единоверцев, каких я нашел здесь, ещё не встречал; радуюсь от всего сердца за таких единоверцев и говорю, что Православие и единоверие составляют одну св. православную веру и одну св. Православную Церковь. На следующий день (10 февраля) Преосвященный служил Литургию в православном храме, переполненом православными и единоверцами, тут-же было не мало и раскольников. После Литургии Владыка говорил Слово о необходимости принадлежать къ св. Православной Церкви, вне которой нет спасения, в заключение-же предложил всем присутствующим в храме пропеть "Спаси, Господи, люди твоя", что и было с воодушевлением исполнено дважды. Из Церкви Преосвященный отправился обозревать школы, где подолгу занимался с учениками, испытывая их знания и достойных награждал подарками. Обозревая школы, Владыка в то же время успел сделать несколько визитов лицам из числа заводской интеллегенции, а также земскому начальнику. Около пяти часовъ вечера (10 февраля) Преосвященный Алексий, при добрых пожеланиях и общем пении Ему "Многая лета" всеми собравшимися на проводы, благополучно отбыл в дальнейший путь, оставив, жителям завода мир и любовь. Преосвященный Владыка Алексий изумил, можно сказать, как интеллигеицию, так и простой народа в заводе, своей добротой, лаской и доступностью. Раскольники обыкновенно не любят хвалить православное духовенство, но Преосвященного Владыку Алексия всиоминают съ благоговением.
Число раскольников и особо иноверцев.Распределение их по уездам, приходам и благочиниям.(1898-15 стр.770)
Ведомость о суммах , ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание и другие потребности по Вятской Епархии на 1899 год.(1899-4 стр.135)
Назначение наблюдателей за народными библютеками-читальнями.(1899-14 стр.400)
Г. исправляющий должность Вятскаго губернатора, Вице-губериаторъ, отношением от 19 Июля 1899 г. за № 3456, уведомляет Преосвященнейшего Алексия, Епископа Вятскаго п Слободскаго, что за вновь открытой Омутнинской безплатной народной библиотекой-читальней наблюдение возложено на Благочиннаго 2 округа Глазовскаго уезда, священника Петра Лопатина.
Объявление благодарности Епархиальнаго Начальства.(1899-22 стр.800)
Владельцу заводов: Омутницкаго, Песковскаго, Пудемского и Кирсинскаго, Ярославскому 1-й гильдии купцу Николаю Петровичу Пастухову, за пожертвование 200 руб. деньгами на устройство церкви при станции "Ярь" Пермь- Котласской железной дороги, объявляется благодарность Его Преосвященства, Преосвященнешего Алексия, Епископа Вятскаго и Слободскаго.
Омутнинскiй заводъ.(1900-23 стр.1220-1221)
Столетний юбилей единоверия не прошел безследно и в нашем глухом уголке. Омутнинские единоверцы торжество это с 27-го октября перенесли на 29, как день воскресный, свободный от заводских работ и конторских занятий.
Празднование началось с субботы служением вечерни. На следующий день, воскресенье, в Петропавловском единоверческом храме были торжественно отслужены утреня и литургия в светлых облачениях, при благозвучном пении единоверческого хора, полном освещении храма и многочисленном стечении молящихся не только прихожан единоверцев, но и православных, собравшихся на братское духовное торжество единоверцев. В половине, литургии прибыл в единоверческую церковь, по приглашению единоверцев, местный о. благочинный, с хором певчих православной церкви, для участия въ совершенни благодарственного Господу Богу молебствия, по случаю глубоко-знаменательного события — столетней годовщины единоверия. На молебен вышли два единоверческих священника, во главе с о. благочинным. Пред молебном настоятелем единоверческой церкви, священником Д. Юшковым, произнесено было приличное случаю слово, в котором кратко изложена история единоверия, а затем подробно раскрыт правильный взгляд на единоверие и взаимные братские отношения единоверцев к православным собратьям и наоборот. В конце молебна провозглашено многолетие Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику и всему Царствующему Дому, вечная память Императору Павлу Петровичу и Митрополиту Платону и в заключение многолетие Св. Синоду, Преосвященнейшему Алексию, Епископу Вятскому и Слободскому, и преосвященному Варсонофию, епископу Глазовскому, прихожанам едпноверцам и всем православным христианам. Радостное чувство молящихся, вызванное торжественным пением многолетия, не надолго сменившись чувством благоговейной скорби при пении вечной памяти, перешло в радостный и торжественный восторг при вторичном пении многолетия, a могучие звуки хора при исполнении песни "Тебе Бога хвалим" исторгали у многих слезы умиления.
Из храма единоверцы отправились въ дом своего настоятеля вместе с приглашенными гостями —православными coбратиями своими, в числе которых была вся заводская администрация во главе г. управляющего, горнаго инженера И.П. Шишова. В доме настоятеля, приветствовал единоверцев речью о. благочинный Лопатин, затем говорил речь попечитель И. В. Голубев.
По предложению священника Д. Юшкова, была послана от духовенства и прихожан единоверцев Преосвященнейшему Алексию, Епископу Вятскому и Слободскому, телеграмма следующего содержания: „Духовенство и прихожане Омутнинской единоверческой церкви, духовно торжествуя столетнюю годовщину единоверия и воодушевляемые преданностью Святой Православной Церкви и любовью к обожаемому Монарху, выражают Вашему Преосвященству чувства безпредельной сыновней преданности".
Столетнюю годовщину едииоверия прихожане намерены ознаменовать постройкой нового храма, так как нынешний храм стал уже тесен, благодаря ежегодным присоединениям старообрядцев к Св Церкви.
За скромной трапезой, предложенной всем собравшимся в доме священника, провозглашены были тосты за здравие Государя Императора, Св. Сунода, Епархиального Преосвященного, преосвященного Глазовского, единоверцев и всех присутствующих, покрываемые многолетием.
Свящ. Д. Юшковъ
Назначение наблюдателей за народными библютеками-читальнями.(1902-12 стр.225)
По поводу бесед, бывших в Омутниском заводе с защитником австрийского священства К.А.Петрухиным.(1904-3 стр.170-179)
Назначение наблюдателей за народными библютеками-читальнями.(1904-20 стр.525)
Страничка изъ церковной археолога.(1905-3 стр.166-167)
Древний антиминс. В единоверческой церкви Омутнинскаго зевода Глазовкаго уезда есть очень древняя святыня—антиминс, освященный при патриархе Иосифе, в 1646 году. По обычаю единоверческих церквей антиминс этот пришит раскинутым на поверхности срачицы престола под парчевым облачением, на том-же месте, где обыкновенно полагается он и в православных церквах. Величиною атиминс не более 4.5 верш. в длину (от запада к востоку) и 4 верш. в ширину. Материал антиминса— холст белый, довольно толстый. На каждом углу его сверху наложены полувершковые приблизительно квадратики изъ того-же материала. По средине атиминса почти во всю его длину изображен от руки осьмиконечный крест на голгофе. Последняя обозначена двумя цепями небольших квадратиков, расходящимися от подножия крест къ нижним углам атиминса. По сторонам креста обычные инициалы: IC ХС НИ KА, влево от него копьё (трости нет), а затем надпись: "Освятися олтарь Господа и Бora и Спаса Нашего Ис Христа в церкви святых верховных апостол Петра и Павла, освящена бысть cия церковь в лето 7154 индикта 4 в месяце июне в 29 день на память святых апостолов Петра и Павла. Священ при благоверном царе и великом Князе Алексие Михайловиче всея Poccии, при патриархе Московском и всея России Иосифе." Частица св. мощей пришита кусочком также холста к лицевой стороне антиминса, под нподножием креста, в том месте, где иногда бывает изображение головы Адамовой.
Несмотря на свою древность, антиминсъ прочен. Это и понятно, потому что, находясь под одеждою престола,всегда раскинутый и пришитый, антиминс не может скоро износиться, подобно современным автиминсам, раскрываемым и складываемым при каждой литургии.
Сообщил священник Александръ Поповъ.
Хроника (1906-30 стр.1138)
Поездка Преосвященнейшего Павла въ Омутпинский заводъ.—16 июля, в 11 час. дня, Преосвященнейший Павел выехал въ Омутнинский завод на закладку вновь устраиваемого каменного храма. 18 июля, в 5 час. вечера, Влыдыка возвратился из поездки в г. Вятку.
Слово сказанное при посещении Омутнинского завода.(1906-31 стр.1145-1149)
Росписание церковных празднеств,крестохождений из Вятского Успенского т Слободского Крестовоздвиженского монастырей в 1907 году.(1907-17 стр.331)
Школа братства св.Николая в Омутнинском заводе(1907-30 стр.38-39)
Распоряжения Нпархиального начальства. (1907-38 стр.596)
Об утверждении в должности пртивостарообрядческого миссионера.
Священник единоверческой церкви Омутнинского завода, Глазовского уезда Димитрий Юшков, согласно избранию духовенства, по постановлению Епархиального Начальства, от 24 августа-3 сентября сего 1907 года, утверждён в должности противостарообрядческого окружного миссионера по 2-му округу Глазовского уезда.
Хроника (1911-8/9 стр.192-193)
Посещение Преосвященнейщим Омутнинского и Кирсинского заводов. 2 февраля Преосвященнейший Филарет, в начале седьмого часа вечера, прибыл в Омутнинский завод в пещерный православный храм, отауда проследовал в единоверческий храм. Посетив дома местных священников, Владыка остановился у одного из них. Не смотря на усталость после служения в этот день литургии в Чернохолуницком заводе и длинного пути (45 верст) по ухабистой, рудной дороге, он провёл весь вечер до полуночи в задушевной простой беседе с местным духовенством и уездным противостарообрядческим о. миссионером свящ. Ф.П.Коныгиным.
Беседа сосредоточивалась больее на вопросах миссии, так как половина завода- старообрядцы разных сект, и на явлениях местной приходской жизни.
Коснувшись вопроса о ведении частных бесед с прихожанами, Епископ указал, какую великую пользу приносят они самому духовенству. По личному опыту он заметил, что когда беседуешь о чём либо с другими, то это очень хорошо запоминается, лучше чем, например, когда один что-нибудь читаешь.
На утро, в шестом часу утра Преосвященнейший выехал в Залазнинский завод.
Хроника (1913-45 стр.1338)
Поездка Преосвященнейшего Филарета в Омутнинский завод. 1 ноября, с вечерним поездом железной дороги Преосвященнейший Филарет выехал в Омутнинский завод, Глазовского уезда, на освящение храма. 4 ноября Владыка из поездки вернулся.
Хроника (1915-12 стр.387)
На красное яичко нашим защитникам. На красное яичко нашим защитникам получены пожертвования от причнов заводов Песковского и Омутнинского и сёл Зюздино-Георгиевское, Воскресенского, Бельско-Троицкого и Красноглинья через о. благочинного свящ. Алексия Луппова- 6 руб.
Церковно-певческое дело в г.Вятке и Вятской Епархии.(1916-8 стр.225)
Омутнинский завод. Хор смешанный, состоит в настоящий момент из 15 человек: 6 дискантов, 6 альтов, 1 тенор и 2 басов.Временно хором управляет Михаил Матвеевич Бушмакин, имеющий аттестат Придворной Капеллы.Хор поёт все службы и все требы.За богослужениями исполняются произведения Бортнянского, Турчанинова, Ломакина и других авторов. На содержание хора, по разрешению Епархиального начальства, ежемесячно выдаётся из церковных сумм по 15 рублей и ещё до 10 рублей ежемесячно же из сумм, на содержание хора пожертвованных. У хора есть скрипка и фисгармония, а также много нот- как печатных, так и писанных. Общенародного пения в храме нет, а потому и хор участия в последнем принимать не может. Хор нуждается в лучшем обезпечении.
Из жизни епархии (1916- 36/37 стр.758)
(из рапорта благочинного 2-го округа, Глазовского уезда)
Отношение духовенства к раскольникам( в приходах Омутнинском, Зюздино-Христорождественском, Воскресенском и Афаеасьевском) миролюбивые. Старообрядцы не чуждаются общения с православными, но от бесед о предметах веры уклоняются, чувствуя своё невежество и потому избегая посрамления.
Присоединение к Православию в Омутнинском заводе.
В минувшем 1892 году присоединены из раскола в православие: на правах единоверия (1893-9 стр.203-204)
В текущем 1894 году присоединены из раскола в православие: на правах единоверия (1894-20 стр.349)
В текущем 1895 году присоединены из раскола к православию: на правах единоверия (1895-19 стр.330-331)
В минувшем 1896 году присоединены из раскола в православие: на правах единоверия (1897-11 стр. 498)
В минувшем 1897 году присоединены из раскола в православие: на правах единоверия (1898-13 с.271)
В минувшем 1898 году присоединены к Православной Церкви из раскола: на правах единоверия (1899-11 с.329)
На правах единоверия (1900-23 стр.503)
На правах единоверия (1901-17 стр.389)
На правах единоверия (1902-6 стр.98)
На правах единоверия (1902-15 стр.318)
Неопределённый материал. (Омутнинский завод, Стан 1, Глазовского уезда или дер. Омутница, Стан 3, Глазовского уезда)
(ВЕВ №10 за 1890 г.)
(ВЕВ №4 за 1891 г.)
(ВЕВ №5 за 1897 г.)
Спасибо, Алексей Алексеевич. Серьезная подборка материала.
Большое спасибо за материал !