Публикуемой статье 20 лет. Как ни странно, она актуальна до сих пор... Я почти не правила ее, чуть смягчила формулировки.
Опять от имени народа...
...Вчера опять от имени народа
В стране подорожала колбаса.
Андрей Лукьянов (гр. «Окно»)
Шестьдесят лет назад «по многочисленным просьбам трудящихся» г. Вятка стал городом Кировом. Однако, судя по документам, хранящимся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области, первоначально не только трудящимся, но и руководителям города такая идея в голову не приходила.
2 декабря 1934 года, на следующий день после убийства С.М. Кирова, состоялось траурное заседание Вятского горрайкома ВКП(б) и президиума горсовета. Решено было провести траурные митинги на предприятиях и общегородскую демонстрацию на площади Большевиков. «В увековечивание памяти о тов. Кирове...: построить в гор. Вятке памятник С.М. Кирову, ... присвоить имя Кирова крупнейшему предприятию гор. Вятки — комбинату учполитехоборудования и крупнейшему учебному заведению гор. Вятки — вятзооветинституту, переименовать главную улицу Коммуны в улицу имени Кирова, ... собрать средства на постройку мощного самолета им. Кирова...» В тот траурный день имя Кирова с гор. Вяткой никак не соединялось. Да и не мудрено: до родины Сергея Мироновича города Уржума - 193 км по Казанскому тракту, и в Вятке Киров никогда не бывал. Не вышли за рамки решения горкома ВКП(б) и горсовета и собравшиеся на городской демонстрации и митингах 2 декабря. В резолюциях митингов, постановлений партсобраний за 2-3 декабря не удалось обнаружить ни одного ходатайства о перименовании города.
Прошло два дня. И 5 декабря трудящимся на предпрятиях пришлось снова собраться на митинги. И вот тут все разом заговорили о переименовании города. Резолюции митингов и собраний в тот день звучали примерно так: «...Заслушав о зверском выходе обнаглевшего классового врага... поддерживаем ходатайство о переименовании Вятки в город имени Кирова». А в Москву в ЦК партии Жданову уже летела телеграмма секретаря горкома партии Бобкова: «Все городские организации, все рабочие, работницы, трудящиеся Вятки, Вятского железнодорожного узла на траурных собраниях, сорокатысячной траурной демонстрации в связи с трагической гибелью С.М. Кирова от руки злодея-убийцы, подосланного классовыми врагами, решили просить Центральный Комитет партии и Правительство переименовать город Вятку в город Киров.... (Газета «Кировская правда» опубликовала информацию о состоявшемся многолюдном митинге 2 декабря в г. Кирове, на котором о городе имени Кирова речь не шла).
Трудящимся города Кирова долго ждать не пришлось. В тот же день, когда было сделано волеизъявление горожан, 05 декабря 1934 года, было издан Указа о переименовании Вятки в гор. Киров «в связи с многочисленными ходатайствами». Остается только гадать, что же было первым: ходатайства или Указ?
А народ... Народ, конечно же, обсуждал версии убийства Сергея Мироновича. На деревообделочном комбинате высказывали сомнения: не был ли причастен к террористам начальник НКВД тов. Медведев и его сотрудники? В Советском районе один молодой человек сделал предположение, что «Кирова убили из-за женщины». А в Даровском районе уже тогда говорили, что Кирова убил Сталин. Вся крамола бралась на заметку, чтобы приняли меры «и парторганизации, и дирекция, и органы НКВД». Хотя мало кто отваживался высказывать свое, отличное от официального, мнение. В документах приводятся такие факты: на Слободском спиртзаводе при сообщении о смерти Сергея Мироновича, из толпы выкрикнули: «Ну и хорошо, что убили!». В индустриальном техникуме было обнаружено анонимное письмо, где говориться, что убили Кирова, теперь очередь за Сталиным. Из Верховинского района сообщалось «о протаскивании контрреволюционных частушек о смерти тов. Кирова».
В связи с этими и другими фактами действий «врагов народа» парторганами решено было усилить бдтительность, поднять на должную высоту изучение истории партии, улучшить работу политшкол и кружков...
Будет ли 4-ый по счёту референдум о возврате городу исторического названия?
Почему 4-тый? Я помню, был только 1.
В 90-е г.г. было 3.
Так то не референдумы, а опросы общественного мнения.
Голосование по вопросам "про Вятку и водку" было во время выборов где-то в 1987-89 годах. Но тогда еще не было закона о местном референдуме.
При Сергиенкове в 1997 г. проводили опрос, не референдум.
Голосование было скорее всего в 1989 г. - при последней Переписи населения СССР, а про опросы (а не референдуме) - это правильное уточнение - спасибо. Сколько голосов в %-ах за возвращение названия Вятки Вы не знаете?
Точно не помню, в 1997 г. где-то около (более) 70% были против переименования в Вятку.
В тогдашней политической ситуации в стране результатам голосований можно было доверять.
Поэтому я сейчас не верю разным людям, регулярно организующим выборочные мини-опросы в интернете или по телефону 100 - 500 человек и после этого утверждающим, что большинство за Вятку.
Я тоже не верю. Когда я публиковала эту статью - было множество отзывов - и все негативного характера из серии: на святое замахиваетесь!
За 80 лет большевики переформатировали сознание вятских людей: теперь Киров - "святое" имя. Святой Трифон Вятский и "святой" Киров - реальность наших дней.
У нас в Уржуме в 34м году тоже подписи собирали за переименование Уржума в Киров.