В истории Серафимовской церкви города Кирова был момент, когда ее закрывали для верующих, и только Великая Отечественная война, всколыхнувшая всю страну, вызвавшая большую потребность веры в Бога, заставила местные власти пойти на попятную. Как это произошло, рассказывает любопытный документ с грифом «совершенно секретно», хранящийся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области и только недавно рассекреченный. Это письмо начальника УНКВД по Кировской области капитана государственной безопасности Шустина от 31 октября 1941 года секретарю Кировского областного комитета ВКП(б) В.В.Лукьянову о религиозной политике. Приведем его полностью:
«На территории Кировской области в настоящее время имеется шесть действующих церквей, которые расположены в Оричевском, Кикнурском и Малмыжском районах.
С закрытием церквей, поповский и монашеский элемент, в ряде районов и главным образом в городе Кирове, объединяют верующих нелегальными сборищами вокруг походных церквей, прикрывая эти сборища молениями.
Более активные антисоветские элементы используют эти сборища для проведения враждебной деятельности по отношению к советской власти и для распределения провокационных слухов. Это подтверждается рядом следственных дел, проведенных по церковникам.
Перед нами в настоящее время поставлена задача, наряду с изъятием наиболее злостного антисоветского элемента, - провести профилактические мероприятия по разложения группировок и усилить патриотическую работу - /распространение патриотических воззваний, чтение проповедей, молебны и т.д./, направить эту работу на рассеивание как пораженческих, так и провокационных слухов, распространяемых церковниками.
Выпущенное главой Русской Церкви митрополитом Сергием патриотическое обращение с призывом встать на защиту Родины, - при отсутствии церквей в городе Кирове и окружающих районах, не получает быстрого распространения.
В целях более быстрого обеспечения широкого размаха патриотической работы, а также рассеивания провокационных слухов, является целесообразным и необходимым открытие одной из церквей на территории города Кирова. Тем более, что до сих пор не прекращаются обращения группы верующих в Кировский горисполком с ходатайством об открытии одной церкви.
Открытие церкви даст нам возможность сконцентрировать верующую часть населения вокруг церкви, - этим самым облегчится проведение профилактических мероприятий и налаживание патриотической работы среди их.
Со своей стороны считаем целесообразным открыть быв. Серафимовскую церковь, на улице Урицкого, помещение которой ныне занято под склад музейного имущества».
Так Серафимовская церковь была возрождена, начала вторую жизнь и долгое время оставалась единственным действующим православным храмом нашего города. Но это уже будет другая история.
Опять эта фраза: «На территории Кировской области в настоящее время имеется шесть действующих церквей, которые расположены в Оричевском, Кикнурском и Малмыжском районах..."
Требует верификации. Т.к. насклько мне известно, храм в с. Чудиново Халтуринского района тоже никогда не закрывался.
Хорошо бы прояснить список этих 6 церквей.
В Оричевском районе, как я полагаю, это село Спасо-Талица: http://rodnaya-vyatka.ru/places/7213
Да Спасо-Талица, храм Спаса Нерукотворного никогда не закрывался. Интересно было бы узнать сколько храмов было открыто в области во время войны и сразу после неё. Полагаю количество тогда увеличилось в разы.
Точно знаю, что в конце войны открыли цекровь в Фалёнках. Она была единственной действующей в районе. Но при Хрущеве ее снова закрыли.
есть книга Сахаровой "Церковь и война". Советую почитать. А конкретно, какие церкви не закрывались такие списки пока никто не составил.
Я отслеживаю историю Владимиро-Богородского храма в селе Илгань. Храм после его почти 300-сотлетней истории первый раз закрыли в 1931 году, но слава Богу не раззорили и простоял он закрытым до 1946 года, когда его после освящения снова открыли и оставался он действующим и последним в районе ло 1961 года. С того времени и до 2013 храм был местной достопримечательностью и не более того, но летом того года местные жители что называется "снизу" проявили инициативу и начали восстанавливать храм, Епархия поддержала желание и вот Божией милосью и усилиями и пожертвованиями многих людей 20 августа 2015 года в храме спустя 54 года была отслужена первая Литургия! Работы там ещё непочатый край, так что любой помощи будем только рады.
Когда я был в Быстрице в Троицкой церкви, там они тоже говорили, что храм никогда не был закрыт. так что вполне возможно, что цифра 6 неверная. Но это документ.
Но в УНКВД то точно должны были знать. Еще интересно, что начальник УНКВД был в звании капитана. А сейчас столько генералов в Кирове.
Правда, звание капитана НКВД тогда примерно соответствовало армейскому полковнику или подполковнику.
В г.Кирс Верхнекамского р-на церковь закрыли, но, насколько я помню, всегда был молельный дом.
Меня в Кирс бабушка возила крестить в церковь примерно в 1974-75 гг. Значит церковь работала.