Слободской город (3 часть)

   3. Красная Смута
  
   На гребне Революции сгинули в небытие владельцы десятков особняков в центре города, увезли в Соловецкий концлагерь их последователей недолгих времен НЭПа. Тогда же в городе расцвело театральное творчество, десяток полу профессиональных коллективов развлекал пролетариат и новую советскую элиту в многочисленных театрах и "Домах Труда". Идейно выдержанное советское кино и политические заморозки сталинизма пресекли эту вакханалию освобожденных масс.
    []
   Свержение креста с колокольни Христорождественского монастыря.
  
   В 34-ом закувыркался в Никольском храме от входа до алтаря блаженный Власушка. Дурачка не поняли, - прогнали из церкви. Но вскоре после этого у нас, как и по всей России, задымили костры из икон и дореволюционных книг, полетели вниз кресты и колокола. Непролетарского происхождения людей стреляли сначала тайком на городской свалке, а затем, осмелев, уже прямо в центре. Город в ужасе затих, приобрел непривычный для старожилов вид: церкви без крестов, пустые фундаменты разрушенных храмов, шайки комсомольцев-юнгштурмистов, науськиваемые на верующих, бьющие повсюду в глаза кроваво-красные тряпки с лозунгом "Бога нет!". Людей для арестов брали по разнарядке: с каждого предприятия, с каждой артели, с каждой улицы и каждого переулка. Брали за происхождение, за откровенное слово, по навету за неизвестно что.
  
    []
   Дом культуры им. Горького. В сов времена в его фойе устраивали танцы под духовой оркестр, позже играл ансамбль из пары гитар и фоно с ударником. 31 марта 1979г. автор провел здесь первую дискотеку.
  
   Из церковных кирпичей слепили баню (богобоязненные слобожане при входе в нее украдкой осеняли себя крестом), кинотеатр "Аврора", трибуну стадиона, Клуб им. Горького и квартиры для коммунистов. Уцелевшие храмы приспособили под склады, музей, детскую спортивную школу (где кувыркался Власушка!), архив и клуб.
    []
   Церковь в Светлицах - в советское время клуб с избирательным участком. В 1962г. прошли первые "демократические" выборы, с обязательным прохождением через зашторенные кабинки. При Брежневе эта процедура стала номинальной, кабинки ставили в дальнем углу, заходить в них опасались из боязни попасть в черный список. Впрочем, многие уклонялись от липовых выборов с одним кандидатом, за них голосовали родители или соседи. Кабинки в изобилии появились снова в Перестройку. В 1980-ом с агитбригадой дома культуры, где я работал радистом-звукооператором, побывал в этом "клубе" с концертом для избирателей. Приподнятая сцена располагалась в алтаре.
  
   В мужском монастыре в 20-х годах размещалась трудовая коммуна малолетних преступников, позже её преобразовали в школу ФЗО. За стенами женского монастыря укрылась войсковая часть и школа юных диверсантов, а в Екатерининской церкви во время Войны расположилась навигационная радиостанция с антеннами вместо крестов. Осиротевшие монахини, побродив некоторое время по округе, канули в неизвестность, молодые вышли замуж. Одну из колоколен применили под пожарную каланчу. Другая колокольня, с часами, уцелела благодаря использованию в качестве топографического ориентира, да, перед Войной с нее успели попрыгать начинающие парашютисты, готовившиеся по всему Союзу к массовым десантам на страны Европы.
  
    []
   Здание епархиального училища, в 1930-40-х годах здесь размещалась секретная школа-колония Юнгштурма, в которой воспитывали и обучали малолетних диверсантов для работы в тылу врага. Фильм "Сволочи" отчасти отражает данное явление.
  
   С 1930 года через город погнали в ВятЛаг тысячи ссыльных кулаков с Украины и присоединенных к СССР восточных областей Польши. Слободская пересыльная тюрьма, располагавшаяся на месте здания администрации, имела дурную славу. В слегка измененном виде ее подвальные узилища сохранились до наших дней, в лихие горбачёвско-ельцинские времена там, в бомбоубежище, устраивались скрытные корпоративные пирушки... Другой пункт репрессий - отдел ГубЧК - поначалу располагался в здании закрытой (в последствии снесённой) Афанасьевской церкви, в подвалах которой также держали арестованных. Расстрелы производились рядом, - в древнем крепостном рву, а также на небольшом мостике через него, ныне ведущем к вечному огню.
  
    []
   Афанасьевская (Сретенская) церковь.
  
   Держали арестантов и в соседнем здании Богоявленской церкви (позже отведенной под музей). В 70-х годах в ее полуподвале случайно обнаружили слегка присыпанные землей скелеты, но всё свалили на зверства церковников прошлого. Ходят слухи об использовании для пыток чердака 5 школы. Там сохранились свисающие с перекрытий цепи с кольцами. Вероятно, для выбивания показаний людей подвешивали за руки и за ноги. До революции в здании находились казенные учреждения, включая полицию, а во дворе была небольшая тюрьма. Дела на арестованных увозили в Киров, где Большая Тройка вершителей судеб (главарь обкома ВКПб, шеф НКВД и прокурор области), руководствуясь классовым чутьем, присланными сверху разнарядками и личными интересами, заочно выносила приговор, - обычно десятку или "высшую меру социальной защиты".
   С началом Войны прибыли на излечение первые сотни раненых. Под госпитали отводили здания школ. Где-то на подступах к городу сгружали из мерзлых вагонов вперемежку с трупами полуживых немцев, итальянцев и венгром из Сталинграда. Пригнаные колхозники баграми стаскивали их в вырытые траншеи (всего около 20 тысяч)... Оставили по себе недобрую память отдыхающие перед отправкой на фронт рокоссовцы. Их набирали из числа заключенных и как штрафников кидали в самое пекло. Терять им было особо нечего. От того ставшая нарицательной "Рокоссовская банда" вела себя в тыловом городке как во вражеской Пруссии. Короткий путь из Города на Демьянку стал небезопасным: здесь грабили и ради забавы резали бритвой носы, а меж заброшенных могил копошились известные жулики и похитители детей - отрывали мраморные надгробия дореволюционных богатеев. В самом городе появились похожие на отдыхающих беженцы и упитанные тыловики с семьями, а с ними вместе невиданные до того прежде на нашем базаре деньги, золото, а следом дороговизна, голод, пирожки с мясом человеческих детенышей, смерть от дистрофии и разврат в огородных баньках. Одни припеваючи проживали в тылу, других - конвейер военкоматов и мясорубка передовых перемалывали в удобрение для чужой земли...
  
    []
   Памятник на братских могилах умершим от ран в госпиталях города. Утрачен в 2016г.
  
   После войны Сталину было жаль расставаться с танковыми армиями. Какое-то время в ожидании новых походов их держали в готовности, разведя по всей стране. Была на постое танковая часть и у нас. Ее прославленные Т-34 частенько бороздили наши не мощеные улицы. Помню грохот и восторженные крики "Больших Парней": "Танки идут!" Однажды тяжелая машина провалилась по башню в топкий ручей на перекрестке Красноармейской и Свободы... Через десяток лет во время сбора металлолома ушлый одноклассник вместо поиска гнилых ведер и ржавых кроватей привел нас к воротам войсковой части. С территории бывшего женского монастыря нам разрешили выкатить крышку танкового люка, - последний артефакт Войны.
   В школе нас приучали скептическому и даже враждебному отношению ко всем богам древности с их "ветхими заветами" и безнадежно старомодными храмами, в которые тихо и незаметно пробирались ста-рушки в черном. Матери и отцы скрывали свои мысли от детей, зайти в церковь им было опасно: узнают на работе - накажут, лишат премии, очереди на жилье или просто уволят. И только старые, как нам тогда казалось, бабушки иногда тайком брали нас с собой. "Все здесь поругано и нечисто, можно только поставить свечку старой иконе, перекреститься, да, скорее уйти..."
  
    []
   В нашем городе жил и умер Григорий Булатов. Как полагают многие, он первым поднял Знамя Победы над Рейхстагом. В нижних этажах еще шли бои, а десятки лихачей, подстрекаемые киношниками и политруками в надежде отхватить свой кусок победной славы уже лезли наверх с красными флагами, наскоро сделанными из обивки немецких диванов. И каждый получил свое. Официально объявленные первыми - сомнительную известность и червячка в душе. Отставленным в сторону первым достались разочарование от несправедливости, мученическая жизнь и такая же смерть. В апреле 73-го Гришка-Рейхстаг был найден с петлей на шее в рабочей уборной. Ходят слухи, что накануне он весь день провел с двумя неизвестными, приехавшими из Москвы... Тогда же незаметно пропали с глаз десятки инвалидов войны, толпившиеся целыми днями возле пивных на протезах, костылях и дощечках с колесиками из шарико-подшипников.
  
    []
   Торговые ряды комсомольцы шестидесятых перестроили во второй кинотеатр - торговать уже давно стало нечем. Тогда же город обзавелся мостом через Вятку и убогим мемориалом в честь погибших на Войне, устроенным на месте древнего городища и снесенного храма. Позже эту композицию доукомплектовали "вечным огнем". При рытье к нему траншеи газопровода ковш экскаватора вынес на свет множество человеческих останков с поврежденными черепами, которые поскорее зарыли обратно.
    []
  
   В те уже далекие годы всех, кто причислял себя к культурной части населения города, охватила ли-хорадка поиска в заброшенных окрестных церквах и селах предметов старины. Хватали и везли к себе до-мой все, что попадалось: дырявые самовары, утюги с отверстыми для огненных углей пастями, изъеденные жучками прялки, не читаемые церковные книги и, конечно, иконы всех размеров - от карманных складней до двухметровых алтарных росписей. Грабили остатки того, до чего не дошли руки большевиков. Доста-лось, прежде всего, ближайшему к городу храму в селе Пантыл. Там под куполом на двадцатиметровой высоте сохранились деревянные скульптуры в человеческий рост величиной. Любители старины перекидывали веревку через балку и, обвязавшись, подтягивали друг друга наверх. Часть скульптур безнадежно раз-бивалась при попытке снять с их веками насиженных мест и сбросить вниз, - деревянные ангелы не умели летать. Но что-то уцелело и потом оказалось в жилищах удачливых обладателей древностей. Странное чувство беспокойства вызывали эти ангелы безумными глазницами взирающие на попойки нашей молодежной среды, эти двери из огромных икон, нещадно срезанных по размеру косяков. Я как-то купил за пять рублей найденную на пепелище и от того слегка погнутую жаром небольшую металлическую иконку с остатками цветной глазури. Она не долго провисела на стене - ушла в обмен на ерундовую пластинку заезжему фарцовщику.
  
    []
   Спортивный праздник на стадионе, модное в ту пору зрелище.
  
   В 1972 году власти города откопали в архивах грамоту с подходящей датой и весело отпраздновали 450-летие города. (Потом, правда, объявилась другая, более старая.) Для увеселения народа на городской площади помимо киосков выездной торговли с ватрушками и бочковым пивом размес-тили узников передвижного зверинца. Изюминкой тюрьмы на колесах был настоящий живой СЛОН. Для не-го под загон приспособили проезд Колокольни. Местные снайперы пытались с помощью рогаток, целя в жизненно важные органы, пробудить интерес к жизни у занемогшего гиганта. Но то ли от дикого одиночест-ва на этом шумном празднике чужой жизни, то ли от неуместного для его возраста пешего марш-броска к месту последней стоянки, ветеран цирковой службы сдох.
    []
   Примерно тогда же в центре города в кустах рядом с общественным туалетным сараем установили отреставрированную деревянную часовню из мужского монастыря, похожую больше на новодел. Перед тем она совершила турне по загранице. В часовне открыли экспозицию предметов культа, среди которых выделялись грубо прилаженные к стенам с помощью гвоздей и крюков (словно распятые на иглах музейные бабочки) небольшие деревянные скульптуры неведомых богинь и святых. В довершение экспозиции на первый этаж вкатили отработавший свой век на колхозных полях Форд-зонд.
    []
   Деревянные скульптуры 17-18 веков выставленные в часовне.
  
   За границей побывали и случайно уцелевшие на чердаке нашего музея картины знаменитых художников-авангардистов, 'не имеющие художественной ценности, но отражающие определенный период в истории советского искусства, к счастью, преодоленный', - цитата из местной газетки 'Ленинский путь'. В начале 20-х годов в Слободском застряла передвижная выставка 'революционных художников'. Пока не успели изобрести соцреализм, для борьбы с 'отжившим искусством' использовали модернистов. Экспозиция разместилась на втором этаже особняка купца Лыткина в самом центре города на Вятской 1. В 77-ом из Москвы прибыл искусствовед в штатском и запросил числившиеся по описи шедевры. Испуганные музейщики кое-как разыскали на пыльном чердаке (бывшем церковном куполе) и предъявили незваному гостью остатки былой роскоши. Большинство вещей оказалось безнадежно испорчено жарой и морозом, но несколько работ отобрали и увезли. Потом часть из них в довольно небрежно "поновлённом" виде вернулась обратно и теперь ими можно любоваться в нижнем зале музейной экспозиции (самые ценные полотна висят в кабинете директора). Там же в одной из клетушек (бывших общежитий церковной братии) обитала среди прочих музейных диковин неимоверных размеров СВИНЬЯ, выращенная ещё в 60-тые годы в ближнем колхозе. В связи с новыми благотворными веяниями и открытием музея-усадьбы академика Бакулева в 91-ом году этот шедевр таксидермиста был отправлен в тамошний хлев, где хавронья до сих пор благополучно обитает, вызывая острейший интерес среди редких посетителей.
  
    []
  
   В 86 году (в дни разгоревшегося Чернобыля) у нас в городе проходили съемки художественного фильма о 40-х годах "Карусель на Базарной площади". Натура подходящая - послевоенная разруха во всей первозданности с атрибутами ста-линского декора в виде гипсовых статуй во всех подворотнях. В главной роли вернувшегося домой фронтовика снимался известный советский актер Адамайтис. Говорят, он здесь поел чего-то местного, и оттого во время съемок выглядел болезненно угрюмым, что удачно вписывалось в роль. Лента получилась посредственная, но город отчасти запечатлен, а в кадрах массовых гуляний по случаю Победы среди нанятых за червонец статистов, можно разглядеть знакомых аборигенов. Площадь слегка закамуфлировали. На кафе-стекляшке, превращенном в кирпичный домик, появился лозунг о "родном товарище Сталине". На его фоне в ходе короткой опасливой вылазки, автор сделал пару фотографий друзей.
  
    []
   Здание бывшего клуба Промкооперации "Промокашка" (позже швейников), ныне в нем обосновались слуги закона - приставы. В 1979-80 годах автор вёл здесь дискотеку "Звуки Времени".

Комментарии

Спасибо большое за информацию! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

...Памятник на братских могилах умершим от ран в госпиталях города. Утрачен в 2016г.

1. А где сейчас этот памятник и кто разрешил его перенос или сноску?

...установили отреставрированную деревянную часовню из мужского монастыря.

2. Что сейчас находится на месте перенесённой часовни на территории монастыря - остался ли фундамент?

...Тогда же город обзавелся мостом через Вятку и убогим мемориалом в честь погибших на Войне, устроенным на месте древнего городища и снесенного храма.

3. Какой храм был и когда его снесли?

...На кафе-стекляшке, превращенном в кирпичный домик, появился лозунг о "родном товарище Сталине". На его фоне в ходе короткой опасливой вылазки, автор сделал пару фотографий друзей.

4. Разместите, пожалуйста, фото с киношным лозунгом.

Аватар пользователя skygrad

1.Памятник умершим в госпиталях, кстати, он был установлен не вполне на том месте, где хоронили тех воинов, полностью утрачен вследствие урагана и падения дерева. Видимо, он уже имел множественные трещины. Принято решение установить новый памятник, но простой, без скульптур. 

2. Часовня стояла на территории училища, там сейчас площадка. 

3. На месте вечного огня располагался Вознесенский храм средних размеров конца 19в. по византийскому стилю той поры. Снесен в начале 1930х.

4. Фото пока не смогу разместить.

Спасибо за уточнения. А памятник планируется восстановить на бюджетные средства или на народные? И ещё - площадка на территории училища под какое-то сооружение или просто площадка?  

На месте вечного огня располагался Вознесенский храм средних размеров конца 19в. по византийскому стилю той поры. Снесен в начале 1930х...

Вечный огонь символизирует память о всех защитниках Отечества, отдавших свои жизни за Великую Победу! Вечная им память и вечная слава! Но остаётся открытым вопрос - как быть с теми захоронениями, которые были за алтарём Вознесенского храма? Конечно, в начале 1930-х годов партийные руководители Слободского не хотели вспоминать о захоронениях священнослужителей, церковнослужителей, городских управляющих, чиновников разного уровня, полицейских, городовых, купцов, зажиточных крестьян и членов их семей (список далеко неполный), которые были захоронены в церковной ограде Вознесенского храма. Но родственники и знакомые этих людей, которые были похоронены по православному обычаю, должны остаться в настоящее время.

Если в ГАКО остались Метрические книги с года образования Вознесенского храма и по 1918 - 1920-е гг., то можно сделать выписки имён и установить памятник или стелу с поклонным православным крестом для всех захороненных до времени разрушения храма. Если родственники будут не против, то этот памятный знак можно установить рядом с вечным огнём. Главное - надо помнить о всех наших предках и в случае разрушения храмов - если и не пришло ещё время восстановить храм, то восстановить имена захороненных всё-таки важнее! Если с 1930-х гг. и по 1962 г. включительно (Фёдоровская церковь в Вятке)  была политика разрушения храмов - ВМЕСТЕ С ЗАХОРОНЕНИЯМИ ПРИ ХРАМАХ ! - то когда-нибудь придёт время восстановления не только храмов, но и ЗАХОРОНЕНИЙ ПРИ ХРАМАХ (хотя бы по именам на стелах)! Самое печальное, что это касается не только Вознесенского храма г. Слободского - это касается ВСЕХ РАЗРУШЕННЫХ ХРАМОВ НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ!

Кстати, на портале есть отдельный блог "Места захоронений Вятского края" и "Монастыри Вятского края".

Аватар пользователя skygrad

До сих пор на плитах мемориала нет фамилий погибших в Войне, а что уж говорить о захороненных при церквах в далекие времена. О растреляных на территории города вообще не поминают.

Есть же "Книга памяти Кировской области" - разве не все имена оттуда взяты на плиты Мемориала? А про более ранние захоронения - нужны время,  организаторы, желание и, конечно, финансы.

Аватар пользователя skygrad

фамилии и число примерно известны, нет их на плитах мемориала...

Аватар пользователя skygrad

Видео телекомпании "Скат" Юнгштурм в Слободском https://m.youtube.com/watch?v=vPer7YFifK8

Аватар пользователя skygrad

Сегодня сайт подвергся спам-атаке с целью убрать материалы блогов с главной страницы.

Евгений Анатольевич, добрый вечер! С Крещением Господним! Почему Вы решили, что это спам-атака? Если это так, то какие материалы на главной странице могли не понравиться и главное - кому? Примерно в 13.00 час. было много текста на английском языке. А когда этот текст убрали?

Аватар пользователя skygrad

Андрей Александрович, вас так же с Крещением! Спам появлялся периодически с 5ч утра, в 10ч и потом 15ч и потом еще под другим ником. Админ навел порядок, но если не ужесточить требования по регистрации, то это повториться. Аналогичное наблюдалось в отношении сайта Наша Вятка в 2010-12 годах, когда я там бывал на форуме. Отчасти это стало одной из причин загубивших данный ресурс. Он существует, но малопосещаем теперь. Возможно, кому-то не нравятся мои тексты. Если есть время посмотрите о войне той поры

http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=3341

Спасибо за информацию! Интересно было на Нашей Вятке несколько лет назад! Посмотрю детально в ближайшее время эти материалы. Евгений Анатольевич, подскажите, пожалуйста, где можно найти информацию про Кировское ополчение в 1941 г. Мой дядя жил в деревне Барамзы и погиб в 1941 или 42 годах на ВОВ. Деревня расположена за Ново-Макарьевским кладбищем (во время войны она входила в Слободской район). Райвоенкоматы Слободского, Кирово-Чепецка, Котельнича , Орлова и облвоенкомат информацию не имеют (отрицательные ответы). В Книге Памяти тоже информации нет. Предполагаю, что дядя (Царство ему Небесное!) был призван в Ополчение. В Подольский архив не обращался.

Аватар пользователя skygrad

К сожалению, не могу вам помочь советом, историей 20 века специально не занимался. В начале войны было много неразберихи, возможно, часть документов на ополчение затерялось или было оформлено помимо военкомата, скажем, по ведомству НКВД. В Подольском архиве может быть есть что-то. 

Аватар пользователя skygrad

Фильм о Григории Булатове в двух частях:

https://m.youtube.com/watch?v=RennwAPz_p4

https://m.youtube.com/watch?v=EIzngM5ep3E

Фотографии очень интересные. Но лучше бы они вообще не сопровождались авторским текстом с его историческими "фактами" и сенсационными умозаключениями.