Стольный град Кукарка

Не спешите крутить пальцем у виска, давайте разберёмся.

Маститые краеведы связывают это название с марийскими корнями «кук карга» – большой ковш. Следуя этой логике, имя реки, где стоит Советск-Кукарка, надо выводить из марийских слов «пиж ма» – рукавица река. Рукавичная река или речная рукавица? Как ни крути, смысла так и так не много. Это во-первых.

Во-вторых, марийцы пришли на Вятку сравнительно поздно, а до них здесь жили калмезы – южные удмурты. Булгары называли их арами. В документах упоминается Арская земля, Арская дорога, до сих пор существует город Арск, расположенный сравнительно недалеко от Казани. Попробуем рассмотреть топонимы с позиций удмуртского языка.

Представим себя первопроходцами, которые поднимаются вверх по Вятке или спускаются вниз по ней. У нас нет навигатора, карты, компаса, в школе мы не учились. Как запомнить и потом отличить устья рек, где, разумеется, нет указателей? Конечно же, по особым приметам. В устье Пижмы нет приметы, связанной с рукавицей. Зато имеется продолговатый остров с острым мысом. Этот остров слегка похож на лодку. А в удмуртском языке есть слово «пыш» – лодка. Корень «ма» имеет тот же смысл, что и у марийцев – река, вода. Итого: «пыш ма» – река с лодкой. Это сочетание гораздо осмысленней, чем рукавичная река или речная рукавица. Остаётся вспомнить, что удмурты (как французы, узбеки и некоторые другие народы) во всех словах своего языка делают ударение на последнем слоге. А на Урале есть река Пышма – видимо, сочетание «река лодка» было довольно распространённым у племён финской группы.

Делаем первый вывод: река, где стоит Советск, во времена калмезов называлась Пышма. Потом пришли марийцы и переделали название на свой лад.

Идём далее. Удивляет, как маститые краеведы не заметили в слове Кукарка корень «кар» (город). Слово имеет широкое распространение у народов финской группы. Коми – Сыктывкар, коми-пермяки – Кудымкар, удмурты – Иднакар, Весьякар (это древние городища, но и современные города называют так же – Глазов-кар, Ижевск-кар). Столица Марий Эл – Йошкар-Ола (красный город Аллаха), а Чебоксары по-чувашски – Шупашкар.

Итак, «кар» – это город. Но для русских, видевших Новгород и Владимир, этот «город» - просто большая деревня. Отсюда русское окончание –ка. Остаётся расшифровать первый слог.

Как уже говорилось, территория калмезов простиралась почти до Казани, которая в те далёкие времена была небольшим пограничным пунктом Булгарии. То есть, Кукарка стояла в центре калмезских владений. В удмуртском языке есть слово куа – святилище. Удмурт мог молиться в родовом или племенном храме (Бадзым-Куала).  Кроме того, имелись места для молений, объединённые понятием Луд-Куала. Это природные объекты религиозного поклонения – священные рощи, камни, водные источники и т. д.

Каждый уважаемый хозяин имел на своём подворье куа – домашнее святилище, расположенное в постройке типа кенос. В общем, слово «куа» было широко распространено, и я уверен, что Кукарка первоначально имела название Куакар – священный город. Вполне возможно, что это был не только религиозный, но и административный, а также торговый и культурный центр калмезов – южных удмуртов. Вот я и пишу – стольный град Кукарка…

Потом пришли марийцы, теснимые русскими князьями. Удмуртам пришлось отхлынуть к реке Кильмезь, которая своим названием напоминает нам о калмезах-арах.

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… Но при чём здесь марийский ковшик?

Личное мнение по разным вопросам

https://planetavyatka.blogspot.com/

 

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Название "Йошкар Ола" возникло в 1928 году (т.е. в советское время) и переводится банально - "Красный город". Йошкар - красный, Ола - город. В данном случае окончание "-кар" является совпадением.

Аватар пользователя Александр Барышников

Спасибо за поправку. Посмотрел по словарю - всё точно.

Аватар пользователя skygrad

Вдоль Пижмы, в ее устье и ниже по Вятке до серелины 15 века были десятка два городов и сел с преимущественно русским населением. Никаких кильмезов и марийцев-черемисов археологически не отмечается. Запустение Пижемской волости можно связать с нападениями казанцев, когда с Вятки было уведено в плен несколько тысячь человек-вятчан. Черемисы могли появиться здесь только после этого. Вообще, делать далеко идущие выводы на основании исключительно лингвоанализа топонимов ненадежно.

Насчет Кукарки поищите про вятских гагар (кукар).

Аватар пользователя shura

Вдоль Пижмы, в ее устье и ниже по Вятке до серелины 15 века были десятка два городов и сел с преимущественно русским населением. Никаких кильмезов и марийцев-черемисов археологически не отмечается.

Звучит как отрывок из фэнтэзи. Вы хотя бы "Труды Вятской ученой архивной комиссии" читали?! Там вы не найдете никаких сведений о русских на Пижме, только о марийцах. 

Закусывать надо!

Аватар пользователя Александр Барышников

Земляки, не ссорьтесь!

Аватар пользователя skygrad

Есть карта арх. памятников 12-15 веков археолога и доктора наук Л.Д. Макарова, там всё указано. А вам посоветую учить мат часть не только по трудам столетней давности! Кстати, о гагарах там видел.

 

      []

Аватар пользователя shura

Ваше сообщение о русских на южной Вятке в ордынский период на нобелевку тянет! Очень интересно, но кроме карты есть что-то еще? Кстати, тут не указано, что это поселения русских. Скорее всего, это марийские поселения. В публикациях уржумского историка В.А.Ветлужских есть интересные сведеня о марийских княжествах и их "столицах". Интересно, что городки стояли как раз на месте городищ (Малмыж, Уржум).  Княжества были зависимыми от Казанского ханства. Еще в 16 веке Сигизмунд Гербенштейн писал: "Прежде она (страна Вятская) была подвластна татарам, да и теперь по сю и по ту сторону Вятки, особенности при впадении ее Каму властвуют татары". Короче говоря, версия о русских на южной Вятке до 16 века малосостоятельна.

Кстати, именно через эти места казанцы совершали набеги на Котельнич и далее на Галич, Устюг и другие русские города:

"В лето 6976 (1468) Татари Казанстии поидоша изгоном к Галичу и мало нечто полоном взяша"... (Летописи новгородские 1-4).

"В лето 7050 (1542) ходила рать Казанская Тотарская  через Вятку на Устюг 40 тысяч и повоевали много, все городы около Устюга и волости и много зла сотвориша, и в полон поведоша.  И пошла та сила с Устюга  Моломою рекою на плотех.  И Божиею  милостью собрались все Вятцкие городы под Котельнич град, и побиша  на Моломе силу Тотарскую на голову, толко ушли  лесом черемиса луговая  на Пижму реку" ("Времянник", Твуак 1905 г. выпуск  2, с.40).

Русские поселения на южной Вятке превращались бы в пепел регулярно, если конечно они не могли быть союзниками Казанского ханства. При первом же набеге их все сожгли, а жителей поубивали и увели в рабство. 

Казанские набеги на Вятку были очень частыми. Тут возникает интересный вопрос. Учитывая вятские леса и болота, как тут могла двигаться огромная казанская конница? Ответ напрашивается один - зимой по руслу Вятки...

 

Карта Казанского ханства. Если сопоставить с современной картой, зависимые земли могли доходить до Малмыжа или Уржума, а может быть и еще дальше - до Пижмы....

Источник: сборник "Марийская история в лицах (14-начало 20 вв.) - Йошкар-Ола 2012 г.

 

 

Аватар пользователя skygrad

Карта и сообщения из книги Макарова Русское население Прикамья, речь идет именно о славяно русских поселениях, многие из них он лично изучал, в его диссертации подробное описание находок (в сети есть Автореферат). Указанные русские города и села существовали в 12-15 веках, некоторые возникли на месте финноугорских. Прослеживается плавная смена культур, их совместное существование в первый период, предположительно, часть женщин была аборигенками, но заметная часть мужчин - славяно русские пришельцы. Пижемская волость прекратила существование в сер 15 века, вероятно, всвязи с войнами Москвы и Казани, население было уведено в Казань или в Московию или расселилось выше по Вятке, или бежало в казаки. Кстати, по преданиям их как раз сравнивают с казаками. Это было пограничье, "Казанская украина" (термин официально существующий у историков). Уржум и Малмыж заселяли первоначально русские бежавшие в Булгарию, вообще, правобережье нижней Камы всё было особой Внешней Булгарией, булгар-мусульман здесь почти не было.

Предки удмуртов и марийцев жили примерно там где сейчас их коренные территории. На Вятке была своя арх. культура с 5 века до н. э. Сначала Вятский вариант Ананьинской, потом Азелинская и Кочергинская с Чепецкой, в верхних слоях которых появляются русские артефакты. К сожалению, раскопки вятских городищ проводили обычно сотрудники из Ижевска и МариЭл, поэтому они трактовали находки по своему усмотрению, русские вещи отбрасывали как импорт, "славяноидную керамику" числят своей и тп. (Даже типичные для древних русов и германцев "большие дома"  также посчитали финноугорскими! Сов. власть всё это поощряла.) Макаров Л.Д. наверно первый занялся изучением свидетельств проживания русских в Прикамье в ранние века, но ему не просто наверно.

Аватар пользователя Astron

В туристической карте издания 1973 года, упоминается недалеко от Пижанки курган "Коврига", сколько не искал по нему информацию, так ничего определённого не нашёл.. Есть ли у Вас информация про него?

Аватар пользователя skygrad

Объект в наше время полностью утрачен, раскапывался Спицыным в 19веке, но археология в ту пору была примитивна, многое было варварски уничтожено без большой пользы для науки. Вероятно, по принятой классификации "древнемарийское" захоронение 1 тыс н.э. Если хотите увидеть настоящий "Курган", приезжайте в п. Первомайский на южной окраине Слободского.

Аватар пользователя Astron

Спасибо за информацию по "Ковриге", таки в Первомайском я бывал уже - https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2804/112769

Аватар пользователя wiki43

Топонимы могут меняться под воздействием разных языков, однако при этом всё равно присутствуют лингвистические законы заимствования иноязычных слов. 

При трансформации марийского словосочетания "кугу корка" (большой ковш) в русский варант "кукарка" как раз эти законы нарушаются. Звук О может смениться на А - из-за фонетических особенностей разных языков. Однако ударение при этом смещается чрезвычайно редко - только если имеется какое-то созвучное слово в языке. В марийском произношении "большой ковш" звучит: кугу коркА ( с ударением на последнем звуке), а в кукАрке ударение в центре слова. 

Точно так же можно возразить по поводу трансформации словосочетания "куА кар" в "кукар", когда исчезает звук, стоящий под ударением. Посмотрим, как трансформировались под воздействием русского языка другие аналогичные по фонетике топонимы удмуртского происхождения: Куака превратилось в Квака, Куа-чи - в Квачи. То есть "куа кар" скорее превратилось бы в "квакар", и мы в итоге имели бы "Квакарку".

Возникновение поселения, и соответственно топонима, можно отнести к булгарским временам. В слове "кукарка" явственно звучит "ар" - название финно-угорского народа, подконтрольного Булгарии. Словосочетание "кук ар" в том же марийском языке можно прочитать: два ара. Точно так же по-марийски читается встречающийся поблизости топоним "Кукмор" : два мари. 

Аватар пользователя skygrad

Кук (кух) можно по тюркски прочесть как Гора, и тогда Кукмор, очевидно, Горные мари, то есть, марийцы живущие на высоком берегу реки. Аналогично Кукар - горные ары. Горные мари в своем происхождении могут быть славяно-финноугорскими метисами.

В анонимном географическом трактате второй половины X в. «Худуд ал-Алам» упомянута «Кух-е рус» – Русская гора, расположена на север от «булгар-е андарун» (внутренних булгар), под которыми следует понимать волжских булгар. Возможно, это как раз Подчуршинское городище на высоком холме, других столь заметных объектов в Прикамье нет.

Название г.Сыктывкар тоже появлось в советский период. В переводе с коми - город на Сысоле. До переименования назывался Усть-Сысольск.