Ближайший друг Григория Распутина расстрелян в Вятке (вариант 2 дополненный)

В Центральном государственном архиве Кировской области имеется судебно-следственное дело в несколько листочков от сентября 1918 года по обвинению епископа Исидора (Колоколова) и иеромонаха Флавиана. Никаких доказательств их вины в деле нет. Имеется лишь один протокол допроса епископа Исидора, из которого следует, что с 1913 по август 1916 года он жил в Вятке, затем в Петербурге. С июня 1917 по день ареста 6 сентября 1918 года снова проживал в Вятке. Против большевиков нигде не выступал, декрет об отделении церкви от государства приветствовал.1

А между тем, постановление Уральской областной ЧК от 19 сентября 1918 года было суровым: "Рассмотрев дело Исидора (Колоколова) - епископа и иеромонаха Флавиана Уральская областная чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, постановила епископа Исидора (Колоколова) и иеромонаха Флавиана, как монархистов и контрреволюционеров расстрелять. Постановление привести в исполнение в первую очередь."2 

О иеромонахе Флавиане из материалов дела ничего не известно (о нем мы расскажем в другом материале). Для того, чтобы его расстрелять как монархиста, не потребовалось узнавать его имя, отчество и фамилию в миру, год рождения. Допрашивать его и не пытались. Да и то, что озаглавлено протоколом допроса, епископа Исидора назвать таковым можно с большой натяжкой: половина листа рукописного текста без выяснения каких-либо обстоятельств дела.

Сами обвиняемые вины за собой не чувствовали. В деле подшито их письмо из вятской тюрьмы в Уральскую областную ЧК следующего содержания: "Мы держались мировоззрения коммунистов (социализм с равенством всех) на основании того, что у Христа было все общее, никто ничего не называл своим и верующие составляли коммуну, но не имеем права по нашему духовному сану принадлежать к политическим партиям. Будучи свободными от епархиальной службы, мы трудились безвозмездно. Мы вполне и безусловно подчиняемся существующей в России власти и принимаем к немедленному исполнению ее декреты и распоряжения. Наш арест - недоразумение, и мы просим освободить нас и возвратить к посильному труду на пользу народа." И подпись: "Граждане Российской Социалистической Советской Федеративной республики епископ Исидор и иеромонах Флавиан. 15 сентября 1918 года."3

Однако, не таким уж и недоразумением был этот арест. Епископ Исидор - личность почти что легендарная. И были в его биографии такие факты, простить которые новая власть ни в коем случае не могла.

Родился он 3 апреля 1866 года в городе Санкт-Петербурге в семье учителя. По окончании полного курса наук в С.-Петербургской духовной семинарии в 1887 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию при Александро-Невской Лавре, где одновременно проходил послушнический искус.

28 сентября 1888 года принял монашеский постриг. 17 октября того же года рукоположен в сан иеродиакона. Служил в Александро-Невской Лавре, 28 апреля 1891 года был рукоположен в иеромонаха.

  Завершив академический курс со степенью кандидата богословия назначен преподавателем в Тифлисскую духовную семинарию. Был членом Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе (за усердные труды на этой ниве позднее зачислен в пожизненные члены Общества и награжден серебряным знаком св. равноап. Нины).   С 1892 года состоял членом Грузинского Епархиального училищного совета. В апреле того же года он был командирован в Елисаветпольскую и Эриванскую губернии, где исследовал положение сектантов и вел непосредственно собеседования с ними. С 1893 года - исполняющий обязанности инспектора С.-Петербургской духовной академии. В том же году, 26 марта, иеромонах Исидор был возведен в сан архимандрита и утвержден инспектором академии. В 1893 году архимандрита Исидора командировали в ведение Ставропольского и Краснодарского епископа Агафодора, где ему благословлялось исполнять обязанности епархиального миссионера. В 1894 году, резолюцией епископа Агафодора, архимандрит Исидор назначен управляющим в Кавказский миссионерский монастырь, который благодаря его трудам был возвращен из раскола.

  Спустя два года, 13 марта 1896-го, он был назначен настоятелем Переяславского Никитинского монастыря, где в свое время настоятельствовал игумен Питирим, будущий архиепископ Нижегородский и Алатырский. Четыре года управлял архимандрит Исидор вверенной ему обителью. Благодаря своей кипучей энергии он назначался, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия, на различные послушания: был членом уездного Переяславского училищного совета, а также председателем правления Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Переяславского духовного училища.

  29 июня 1899 года, Указом св. Синода, он был вызван в Санкт-Петербург для несения чреды богослужения и проповеди слова Божия, а 8 августа митрополит Антоний (Вадковский) назначил его к присутствию в первой экспедиции С.-Петербургской духовной консистории. В июне 1900 года архимандрит Исидор переведен настоятелем Московского Златоустовского монастыря.

  В марте 1902 года Государь Император утвердил Всеподданнейший доклад св. Синода о «быти архимандриту Московского Златоустовского монастыря Исидору епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии». 12 мая 1902 года состоялась его архиерейская хиротония в Черниговском Спасо-Преображенском соборе. Викарием Черниговской епархии епископ Исидор пробыл полтора года. Его избрали действительным членом Императорского Православного Палестинского общества и удостоили серебряного знака.

  4 ноября 1903 года Государь Император утвердил Всеподданнейший доклад св. Синода о перемещении викариев — Нижегородской епархии Преосвященного Нестора и Черниговской епархии Преосвященного Исидора, одного на место другого; Преосвященного Исидора — с титулом епископа Балахнинского.

По прибытии в Нижний Новгород Преосвященный Исидор вступил в права настоятеля Печерского Вознесенского монастыря, где Преосвященнейший Назарий, правящий епископ Нижегородский и Арзамасский, вручил ему список дел, подлежащих его рассмотрению и участию. Преосвященный Исидор занимался просветительской и миссионерской деятельностью, читая лекции и ведя диспуты в доме Георгиевского братства. На его долю выпало великое счастье — быть участником канонизации в Саровском монастыре святого преподобного Серафима, Саровского Чудотворца.

10 ноября 1906 года последовало решение Святейшего Синода о перемещении Владыки Исидора в Рязанскую епархию, с титулом епископа Михайловского. 24 ноября 1906 года Владыка Исидор простился с Преосвященным Назарием, членами Духовной консистории, братией Печерского монастыря. Отслужив в этом монастыре Божественную литургию, он отбыл из Нижнего Новгорода в ведение Рязанского Преосвященного епископа Никодима.

  Епископом Михайловским Владыка Исидор был в течение пяти лет. В 1908 году он принял председательство в Рязанском епархиальном миссионерском совете.

  26 мая 1911 года Преосвященный Исидор подал прошение о выходе в заштат, и Святейший Синод назначил его в распоряжение епископа Омского, с местопребыванием в Покровском монастыре. 9 октября того же года Синод утвердил епископа Исидора настоятелем этого монастыря. В июне 1913 года он был освобожден от управления Омским монастырем, и местопребыванием ему назначен был Александро-Невский Филейский монастырь Вятской епархии. В декабре того же года его переместили в Трифонов Успенский монастырь, в котором он проживал три года и где, по ложному доносу на него в Синод, возникло «Дело Епископа Исидора».

  Весь 1916-й год в жизни Владыки Исидора пройдет черной полосой. Указом св. Синода он был направлен в Спасо-Каменный монастырь Вологодской епархии, где его поручили архипастырскому попечению Преосвященного епископа Вологодского, со снятием мантии и панагии и запрещением ему священнослужения. Из газет тех лет «Колокол» и «Русское Слово», где сообщались сведения о Владыке Исидоре, известно, что епископ Исидор обратился к митрополиту Петроградскому Питириму (Окнову) с прошением о пересмотре дела и об освобождении его от суровой кары. Вместе с тем Владыка Исидор обратился и в Святейший Синод с просьбой назначить по его делу формальное следствие и духовный суд в соответствии с канонами и практикой Святой Церкви. В своих прошениях он указывал, что обвинение, возведенное против него, основано на ложном доносе. В Петроград поступил также ряд ходатайств из Вятки об оставлении его в Вятке, ввиду полезной деятельности. Митрополит Петроградский Питирим принял горячее участие в этом деле, в результате чего Святейший Синод изменил свое первоначальное постановление. Епископа Исидора перевели в Свияжский монастырь Казанской епархии с разрешением ему священнослужения и с правом ношения архиерейской мантии и панагии.

В этом же 1916 году его назначили настоятелем Тюменского Свято-Троицкого монастыря, где судьба уготовила ему встречу со «знаменитым старцем» Григорием Ефимовичем Распутиным, который часто посещал Тюменский монастырь, поскольку являлся крестьянином Тобольской губернии. Григорий Распутин сблизил епископа Исидора с Императрицей Александрой Федоровной, а через нее и с Государем (Николаем II). В результате заговора 17 декабря 1916 года Григорий Распутин был зверски убит. По воспоминаниям секретаря Распутина  А. Симановича, еще до нахождения тела убитого он с епископом Исидором, который находился тогда в Петрограде, прибыл во дворец Юсупова требовать объяснений по этому поводу, но Юсупов лишь передал им письмо, где говорилось, что он не имеет никакого отношения к убийству. Похоронами Распутина руководил Курлов, и в беседе его с епископом Исидором последний сообщил, что отпевание будет происходить при Высочайшем присутствии. 21 декабря в Чесменской часовне, ночью, епископ Исидор, по просьбе императрицы, отслужил заупокойную литургию, а затем совершил отпевание Григория Распутина.

  Февральский переворот, последовавший в 1917 году, повлек за собой снятие 12-ти архиереев, которых удалили со своих кафедр. Среди них был и епископ Исидор, поскольку его дружба с Григорием Распутиным и императрицей Александрой Федоровной была хорошо известна, а в условиях революции это считалось достаточным обвинением.

Наступил 1918 год, последний год жизни Преосвященного Исидора. Очень тяжко приходилось тем архипастырям и священникам, которые оказались на территориях, переходивших после поражения белых войск под контроль большевистских Советов. Владыка Исидор оказался волею судеб в Вятке, где проживал временно, в связи с невозможностью выехать на юг для лечения хронического воспаления легких, соединенного с астмой.

Можно себе представить, насколько "приятно" было для большевистских властей Вятки появление в городе такой одиозной личности. Вот что пишет в своих воспоминаниях, которые хранятся в Центральном государственном архиве Кировской области, один из активных участников установления советской власти в Вятке Алексей Степанович Трубинский: "Не успели мы залечить раны, нанесенные зсеро-меньшевистскими вредителями, как в Вятку прибыли на поселение Великие князья.... а также прибыл епископ Исидор, тайком хоронивший вместе с царицей убитого Гришку Распутина. С такими "гостями" пришлось повозиться... В конце концов от... [Великих князей] мы избавились просто: посадили их в вагон и под охраной отправили в Пермь…» Полномочий арестовать и расстрелять Великих князей у вятских чекистов не было, с епископом Исидором, как мы знаем, расправились на месте.

Тот же Трубинский в своих воспоминаниях продолжает: "Нельзя обойти молчанием и деятельность епископа Исидора. Появился он в Вятке в плохой одежде, в рваных сапогах, на голове наскоро сшитая теплая камилавка, в которую он собирал подаяния для нищих. Этот тип пробрался в комитет нищих и стал его председателем... Епископ не любил рассказывать о Гришке Распутине или о царской семье, в таких случаях он отделывался фразой: "У меня плохо работает голова... Не помню всего и могу перепутать... Несмотря на свои юродства и маскировку, Исидор все-таки сумел снюхаться с подпольными вятскими контрреволюционерами, тут его голова хорошо работала, за что впоследствии он и был изъят ЧК по борьбе с контрреволюцией..."4

Трубинскому вторит и старожил-краевед Д.Н.Фетинин в книге "Рассказ о легендарном начдиве" (об Азине): "Лабазники, извозчики и прочий черносотенный сброд группировались подле епископа Исидора, нашедшего себе пристанище в Филейском монастыре. Исидор был не меньшим монархистом, чем Романовы, - недаром он являлся ближайшим другом Гришки Распутина".5

А между тем в Вятке епископом было сделано много доброго. В следственном деле хранится прошение вятского братства попечения о слепых, ходатайствующих за его освобождение: "Мы свидетельствуем, что епископ Исидор с утра до вечера бескорыстно трудился для детей вятского пролетариата, устроил для них приют. Для нас, слепых, со сборами и хлопотами было куплено место с шестью домами, на доходы с которых мы и живем теперь. Перед праздником Пасхи он по подписному листу собрал на содержание нашего общества около 2 тысяч рублей, кроме того, выхлопотал у советской власти 3 тысячи рублей на наше содержание. Глубоко благодарны епископу Исидору за его труды и заботы о бедных и слепых... "6

Написано прошение 20 сентября, а постановление о расстреле вынесено 19-го. Вятскому братству отвечено, что просьба их оставлена без внимания.7

Есть в деле и справка о реабилитации епископа, спустя 75 лет после его расстрела, когда начали делать первые шаги на пути согласия и примирения, восстановившая его честное имя.

ЦГАКО. Ф.П-6799.Оп.10.Д.11572.Л.16.

Там же. Л.25.

3 Там же. Л.14.

4 Там же. Ф.П-4112.Оп.2.Д.61.Л.19-20.

5 Фетинин Д. Рассказ о легендарном начдиве. Киров, 1960. – С.6.

6 ЦГАКО. Ф.П-6799.Оп.10.Д.11572.Л.8.

7 Там же. Л.7.

 

Комментарии

Елена Николаевна, здравствуйте! Огромное спасибо за материал - все очень интересно и неожиданно! Уточните, пожалуйста, несколько вопросов:

1. ... 4 ноября 1903 года Государь Император утвердил Всеподданнейший доклад св. Синода о перемещении викариев — Нижегородской епархии Преосвященного Нестора и Черниговской епархии Преосвященного Исидора, одного на место другого; Преосвященного Исидора — с титулом епископа Балахнинского... На его долю выпало великое счастье — быть участником канонизации в Саровском монастыре святого преподобного Серафима, Саровского Чудотворца... Примечание: канонизация Серафима Саровского состоялаксь 19 июля 1903 г. (по ст. стилю) - т.е. преосвященный Исидор должен был прибыть в Нижегородскую епархию раньше июля 1903 г., если он был участником канонизации преподобного Серафима Саровского.

2. ... Написано прошение 20 сентября, а постановление о расстреле вынесено 19-го... Прошу уточнить дату и место расстрела преосвященного Нестора, т.к. 20 сентября 1918 г. был расстрелян протоиерей Михаил Тихоницкий в г. Орлове (их расстреляли в один день или с разницей в один день) ?

3. ... Есть в деле и справка о реабилитации епископа, спустя 75 лет после его расстрела... Примечание: через 85 лет после расстрела протоиерея Михаила Тихоницкого - его канонизировали в чине священномученика в 2003 году, а через 75 лет после расстрела преосвященного Исидора - его реабилитировали в 1993 году ...

4. есть ли более подробная информация о чине отпевания Григория Распутина ?

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Здравстсвуйте, Андрей Александрович! 1. Впервые я писала о епископе Исидоре еще в 2012 году, исправив ошибку, которая была опубликована протопресвитером Михаилом Польским, бежавшим в 1930 году на Запад, в своей книге «Новые мученики российские». Он написал, что епископ Исидор «умерщвлён в Самаре, будучи посажен на кол». Эта ошибка тиражировалась и в дальнейшем. Мною было найдено дело в архиве (тогда это был Государственный архив социально-политической истории Кировской области, сейчас - Центральный государственный архив Кировской области), которое раскрывало истинные обстоятельства гибели епископа. После этого ко мне обратился наместник Нижегородского Печерского монастыря Архимандрит Тихон (Затёкин), которого интересовали материалы этого дела для написания биографии епископа Исидора. Ксерокопии дела ему были предоставлены.  В ответ он прислал свою статью "Жизнь и судьба епископа Исидора", сведения о подробностях биографии епископа Исидора - из этой статьи. Более пояснить ничего не могу.

2. Сведений о прриведении приговора в исполнение в следственном деле нет, есть только приговор. О приведении его в исполнение узнаем из Известий Вятского губисполкома (газета сохранилась только в краеведческом музее). Расстрелян епископ был в Вятке, а не в Орлове как Михаил Тихоницкий (подробности о следственном деле и приговоре в отношении Михаила Тихоницкого см. в моей публикации (небольшая книжка) - НОВОМУЧЕНИК ВЯТСКИЙ О. МИХАИЛ ТИХОНИЦКИЙ (ДОКУМЕНТЫ СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА) / [ПУБЛ. Е.Н. ЧУДИНОВСКИХ]. - КИРОВ: «О-КРАТКОЕ», 2008. - 48 С. : ИЛ.

3. В деле есть сведения только о реабилитации епископа. О его прославлении мне ничего не известно, кроме сообщений Википедии: "

"В дальнейшем опираясь на неточное свидетельство протопресвитера Михаила Польского и не имея точных данных о его жизни, Архиерейский собор РПЦЗ 1981 года, канонизируя Собор новомучеников и исповедников Российских, включил в него и имя епископа Исидора (без установления особого дня памяти)...

В 2007 году предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Митрополит Корнилий (Титов) сказал, что Исидор (Колоколов) считается новообрядцами святым священномучеником.. Публицист Анатолий Степанов в 2008 году завершает статью о епископе Исидоре словами: «Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении».

4. См. п 1. 

Спасибо за интересные вопросы.

Елена Николаевна, здравствуйте! Спасибо большое за разъяснения! Ваша книга "Новомученик Вятский отец Михаил Тихоницкий" (Вятка, 2008) у меня есть, а где можно приобрести книгу о епископе Исидоре выпущенную в 2012 г. ? Кстати, а почему в книге про священномученика Михаила Тихоницкого было сначала напечатан чин "святитель" ? Священномученик Михаил Тихоницкий проводил Таинство Крещения у 2-х старших братьев и старшей сестры (родились в 1870-е годы) моего деда Яровикова Аверьяна Мартиновича (род. в 1882 г.) в Веденско-Богородицкой церкви села Подрелье. А мой прадед Мартин Григорьевич (род. в 1828 г.) был несколько раз на Таинстве Венчания, которое проводил отец Михаил у моих родственников.  Протоиерей Серафим Исупов был рукоположен во священники в 1956 г. епископом Вятским Вениамином, сыном священномученика Михаила Тихоницкого, а в 1961 г. отец Серафим Исупов крестил меня в Свято-Серафимовском соборе г. Вятки. Вот такая история.

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Доброе время суток. Книга о епископе Исидоре была выслана мне авторами. Я ее передала в Герценку, должна там быть. В книге о Михаиле Тихоницком произошла техническая ошибка в издательстве. Мы потом два дня заклеивали эту подпись во всем тираже вместе с сестрами Преображенского монастыря. А вы ее все же разглядели! 

Елена Николаевна, напишите, пожалуйста, на мою эл. почту: yar1960@mail.ru. Я пришлю Вам мою небольшую статью об эвакуации музейных ценностей из Новгорода в Киров в 1941-1945 гг. (редактировал отец Александр Балыбердин).