Долгая дорога Григория Булатова.

В прошлой публикации я рассказал о том, где и когда обнаруживается в исторических источниках и как живет род Астраханцовых – моих вятских предков по линии прадеда Григория Андреевича Астраханцова.

Теперь пришла очередь рассказать о первых известных мне предках рода Булатовых – из которого происходит моя прабабушка Татьяна Никифоровна Булатова – жена Григория Астраханцова.

Род Булатовых относится к числу старейших вятских родов. Первые упоминания о нем встречаются уже в Дозорной книге Вятских городов и уездов 1615 года (РГАДА, 1209-1-1029, л 181, Фетка Булатов, дер. Заднее Шавегово в Сырьянском стане Слободского уезда). Булатовы встречаются и в Писцовой книге Хлыновского уезда за 1629 год (С. 221, 249, 253). В.А. Старостин насчитал 7 семей Булатовых в 1629 году: 4 из них жили на территории Слободского уезда и еще 3 в Хлыновском уезде. Вероятно, одна из этих семей является моими прямыми предками, о чем я расскажу в другой раз.

Мне удалось достоверно исследовать свою линию рода Булатовых до 1678 (или 1662?) года, где сведения о них содержатся в переписной книге вотчин Вятского епископа и Успенского Трифанова монастыря, Хлыновского уезда, составленной Михаилом Воейковым и подьячим Федором Прокофьевым (РГАДА, 1209-1-521, л. 101-об - 102).

Мои предки обнаруживаются в починке Верхобыстрицком новой слободки Филиповки Хлыновского Успенского монастыря: «двор - Якушко Михайлов сын Булатов, у него дети Гришка женат, Микифорко женат же, Конанко 7 лет, Мартынко 4 лет, у Гришки дети Емелка 4 лет, Левка 3 лет». В том починке Верхобыстрицком начитывалось четыре двора, в других проживали семьи братьев Фетки и Якушко Сагадаковых, а на четвертом дворе жила семья Левки Скоморохова.

Уменьшительная форма написания личных имен – «полуимени» является нормой в актовых документах и переписях XVI-XVII вв. Требование «писаться полуименем» в челобитных и официальных документах было отменено указом Петра I в конце 1701 года.

Таким образом, в 1678 году семья Булатовых состояла из Якова (Якушко) Михайлова Булатова (мой пра (12 раз) дед) – отца семейства, его старших сыновей Григория (Гришки) Яковлева (мой пра (11 раз) дед) и Никифора (Микифорко) Яковлева, младших сыновей Конана (Конанко) и Мартына (Мартынко), а также внуков – сыновей Григория – Емельяна (Емелки, мой пра (10 раз) дед) и Льва (Левка, возможно Леонтия). Кроме того, у Григория и Никифора есть жены, вероятно, жена есть и у Якова Михайлова, судя по наличию сыновей младшего возраста. Наверняка, в семье были и дочери, но в переписи 1678 года женщин прямо не указывали и по именам они не названы. Итого под одной крышей жили три поколения Булатовых – 7 мужчин и несколько женщин.

Починок Верхобыстрицкой находился в пределах Филипповской слободки Хлыновского Успенского монастыря (здесь и далее название приводится сообразно описываемого времени, ныне Вятский во имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь), а его жители относились к сословию монастырских крестьян. Территория слободки располагалась по левому берегу р. Чепцы и простиралась от села Вожгалы до Фалёнок, охватывая части территорий современных Кирово-Чепецкого, Кумёнского, Зуевского и Фалёнского районов. С 1629 г. землями на левобережье реки Быстрица от речки Чернушка до речки Кырмыжка, владели вятские оброчные землевладельцы Е. Федянин, И. Максимов, В. Буторин. В 1640 г. эти земли были переданы Хлыновскому Успенскому монастырю. Территория была пограничной с Казанским уездом и Сунской волостью, за которую монастырь боролся в 1660-1670-х гг. в ходе так называемого Кырчанского восстания.

Конкретное расположение самого починка установлено в границах деревни Ардашиха, которая находится в 1 км на юго-восток от села Вожгалы и ныне входит в Вожгальское сельское поселение Кумёнского района Кировской области.

Хлыновский Успенский монастырь был основан преподобным Трифоном Вятским в 1580 году. Вскоре монастырь превратился в крупнейшего землевладельца не только Хлыновского уезда, но и всего поречья Вятки и Чепцы. К середине XVII века во владении монастыря оказались обширные земли, включавшие почти половину территории Хлыновского уезда, а также вотчины в соседних Слободском, Орловском, Уржумском и Казанском уездах, в том числе известные Кукарские слободы и Поляны (Вятские Поляны). Отдельная статья о владениях Хлыновского Успенского монастыря была опубликована А.А. Спицыным в работе «Вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря: исторический очерк», издание Вятского Губернского Статистического Комитета - Вятка: Губернская типография, 1885.

В своей брошюре А.А. Спицын сообщает, что в 1678 году монастырю принадлежали 4056 крестьян мужского пола, в 1719-м – 14452 крестьянина мужского пола, в 1722-м – 5264 двора с 25636 жителями. Это составляло более трети мужского населения Вятской земли своего времени, без учета Казанского уезда.

Будучи крупнейшим землевладельцем, монастырю же принадлежала ключевая роль в колонизации восточной и юго-восточной части Хлыновского уезда. Осваивая новые земли, управляя переселением своих крестьян, открывая новые села и населяя волости, монастырю удалось за полтора столетия превратить малообитаемые пустоши в хорошо заселенные территории. В 1764 году в рамках секуляризационной реформы Екатерины II монастырские земли были переведены в казну, а монастырские же крестьяне переданы в управление экономической коллегии, специально восстановленной для управления бывшим церковным имуществом и сбора податей. К концу XVIII века юридических различий между экономическими и государственными черносошными крестьянами практически не осталось, из-за чего последних постепенно объединили в одно сословие государственных крестьян.

Что касается моих предков, как и другие монастырские крестьяне, они не были свободны в выборе своего места жительства и подчинялись воле правящих архиереев. В тех случаях, когда крестьяне не исполняли этой воли, мы встречаем такие строки в переписных книгах: «Двор пуст Стефана Михайлова сына Булатова, Степан збег безвестно в 701-м году, детей от него не осталось и землею нихто не владеет» (РГАДА, 237-1-3030, л. 40) или «Двор пуст Якова Суслова, он и з детми и со складником своим Яковом Астараханцовым с Вятки збегли безвестно, пашни было четверть» (РГАДА, 210-22-73, л. 193 об.). То есть недовольные своей участью крестьяне, доведенные до безвыходного положения поборами монастыря и скудостью земли, бросали все и ударялись в бега в поисках лучшей жизни. И это невзирая на жестокое наказание, которое ждало беглецов в случае поимки.

Но вернемся к Якову Михайлову и его детям. Верхобыстрицкой починок входил в число новопоселенных, колонизация этого края развернулась в середине XVII века. В 1670 году было основано село Вожгалы, в 1672 году в селе поставлена деревянная церковь. Местность вокруг постепенно обрастает починками и деревнями. Предполагаю, что на рубеже 1670-х гг. Булатовы и объявились в тех краях. А до этого времени следы Якова (Якушко) Булатова мы находим в Дозорной книге дворов, поставленных после переписи 1646 года на посадах и в уездах вятских городов письма и дозора Иваниса Михайловича Кайсарова, 1662 года (РГАДА, 1209-1.3-54, л. 196 об.): «во дворе - Якушко Булатов живет 9 лет, а в переписных книгах написан Коземка в Березовском стану». Неназванный починок стоял в Кырмыжской монастырской вотчине, которая располагалась чуть севернее Вожгал. А вот Березовский стан, откуда, судя по данным Дозорной книги Кайсарова, Якушко пришел около 1653 года, был более крупной административной единицей и включал в себя также Кырмыжскую округу, так как отдельной волости в 1650-х гг. еще не существовало, но сама местность была заселена с конца XVI века.

Расширенная трактовка источников, дает нам основание предположить, что безымянный починок в переписи 1662 года и починок Верхобыстрицкой в переписи 1678 года могут являться одним и тем же населенным пунктом, так как их административная принадлежность в описываемые периоды допускает подобное наложение. Дополнительно, в Дозорной книге 1662 года все починки Кырмыжской волости обозначены безымянными, что делает невозможной их привязку к конкретной местности. Но главная ценность Дозорной книги Кайсарова в другом: она включает только дворы, поставленные после переписи 1646 года и те местности, которые существовали в 1646 году имеют свои названия! Принимая во внимание указание, что Яков (Якушко) Булатов поселился в том починке 9 лет назад, то есть около 1653 года, с этого времени и можно отсчитывать историю Булатовых на Вожгальской земле.

В переписи 1678 года указан возраст только младших членов семьи: сыновей Якова Михайлова – Конана (7 лет) и Мартына (4 года), а также внуков от сына Григория – Емельяна (4 года) и Левки (Льва или Леонтия?) возраст и судьбу остальных нам помогают установить материалы последующих переписных книг первой четверти XVIII века.

Хронологически первой из них является Переписная книга вотчин Преосвященного Дионисия архиепископа Вятского и Великопермского, вотчин Успенского Трифанова монастыря переписчика Ильи Назарьева 1702 года (РГАДА, 237-1-55, л. 462). Из нее мы узнаем, что мои Булатовы покинули починок Верхобыстрицкой и Вожгальские окрестности. Их домом на следующие столетия становится починок Полом (будущая деревня Поломская, недалеко от реки Воя) – одно из родовых селений Булатовых, наряду с деревней Шиховская (Большое Шихово) в Унинском районе. Там в Переписной книге монастырских вотчин 1702 года обнаруживается Григорий Булатов с детьми: «во дворе Гришка Яковлев сын Булатов, у него дети Емелька да Ивашко». Выходит, Левки уже нет, а его место занял сын Ивашко (Иван), рожденный после 1678 года. Починок был известен уже во времена переписи 1678 года, поэтому можно утверждать, что Булатовы переселялись в существующее селение.

Новообретенный дом в Поломе находился в более чем 30 км от починка Верхобыстрицкого и относился к другой вотчине – Курчумской, с центром в селе Курчум (также известном как деревня Пасеговская и село Екатерининское). Само село основано в 1661 году и было, наряду с Суной одним из окраинных форпостов владений Хлыновского Успенского монастыря. Естественно, что в то время не существовало автомобилей и техники, перевоз имущества по бездорожью был затруднен. Поэтому многое пришлось оставить на прежнем месте.

Информацию об этом имуществе мы находим в уникальном документе – купчей грамоте 1692 года (РГАДА, 615-1-2146, л. 522 об. – 523 об., «Книга записная купчих, закладных крепостей и меновных на земли и дворы со строениями, сентябрь-август», 1692 год), из которой узнаем о продаже Григорием Яковлевым Булатовым своего пая в Филиповской слободке: «…Григорей Яковлев сын Булатов продал Якиму Титову сыну Вострикову 9-й (то есть 1/9 – прим. автора) свой пай деревни и з дворными хоромы, а в овине половину и в бане половину ж и со всем без выводу опричь житейския порядни…, чем я продавец тем паем деревнею владел, то ему Якиму и продал и в мельнице продал и во всякой мельнишной снасте четвертой (1/4) пай опричь веретена…». Владение хозяйственными постройками: мельницами, овинами (хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой), банями было разделено на паи между членами общины. В этом смысле оно похоже на общую долевую собственность на недвижимость, существующую в наши дни. «Хоромы и дворы» находились, как правило, в единоличной собственности хозяина семейства, а вот права на землю: пашни, луга, выпасы – принадлежали монастырю и находились у общины в возмездном пользовании, то есть не могли служить предметом сделки купля-продажи между крестьянами. Тот факт, что Григорий Яковлев Булатов выступает продавцом имущества в 1692 году косвенно свидетельствует, что его отца уже не было в живых.

В нагрузку к имуществу на покупателя переходили и обязанности по несению тягла: «…а продал и с потяглом по розрубному списку с полутретьев осминою денги, а подати ему платить с Семеня дни летоначатца 201-го году», при этом обязанность Якима Титова платить тягло возникала с Семенова дня (14 сентября) следующего 7201 года (новый год тогда начинался 1 сентября, то есть 7200 год закончился 31 августа 1692 г., а новый 7201 начался 1 сентября 1692 г.) , то есть после сбора урожая, со средств от реализации которого и предполагалась выплата тягла. Предыдущие недоимки, а также выплата тягла за 7200-й год оставались за Григорием Булатовым.

Из купчей грамоты мы узнаем размер пошлины, уплаченной за совершение и заверение сделки – 3 алтына, то есть 9 копеек. Само имущество было оценено в 3 рубля, что в ценах 1692 года представляется достаточной суммой, чтобы поставить двор на новом месте.

Продав двор, Григорий с семьей едва ли могли долго столоваться у своих соседей, а стало быть - скоро отправились в путь. После упоминания в 1702 году, следующие следы присутствия Булатовых в Поломе находятся в Переписной книге города Хлынова и Вятского (Хлыновского) уезда переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова, 1709-1710 гг. (РГАДА, 1209-1-1098, л. 1306 об. – 1307). Починок Поломский разросся и уже именуется «деревней, что был починок», в нем четыре двора в одном из которых проживал Иван Григорьев Булатов со своими ближайшими родственниками: «Во дворе Иван Григорьев сын Булатов 35 лет, у него жена Матрона Семенова дочь 30 лет, у них дочь Федора 5 лет, у него ж брат Ульян 15 лет, Трофим 14 лет».

Немного иные и более полные данные о дворе Ивана Григорьева Булатова сообщаются в «Книгах переписных переписи стольника и воеводы Степана Даниловича Трахониотова 709-го и 710-го годов Хлынова города с пригоротки и с уезды новопостроенным дворам, которые построены после переписных книг 186-го году» 1710 года (РГАДА, 210-22-72, л. 1306-об.): «во дворе Иван Григорьев сын Булатов 35 лет, у него братья Трофим 13 лет, Ульян 12 лет, пришел жить ис Филиповской слободки тому 20 лет, тягла платит на год по 5-ти рублев». Если не считать небольшого расхождения в указании возраста младших Ивановых братьев, то основное отличие этой книги состоит в указании времени переселения (20 лет назад) и размера тягла – 5 рублей (о ценах и покупательной способности рубля петровского времени см. главу «В новопоселенном починке Поломе…» https://rodnaya-vyatka.ru/blog/15502/133483 ). Время переселения соответствует установленному нами по купчей грамоте 1692 года, принимая во внимание, что переписчика не интересовал конкретный год.

Ни Григория Яковлева, ни его сына Емельяна Григорьева в той переписи не обнаруживается вероятно потому, что перепись учитывала только новые дворы. Либо из желания «утаить» членов семьи, которых можно было бы обложить тяглом. Подобное «поведение» фиксируется документально в семье моего другого предка – Петра Тимофеева Астраханцова в то же время.

Однако уже в материалах 1-й ревизии – «Книге переписной архиерейских канцелярских служителей и домовых работников, архиерейских и монастырских крестьян, половников, срочных работников, монастырских вкладчиков и бобылей г. Хлынова, Великорецкого, Спенцынского, Березовского тяглых и оброчных станов Хлыновского уезда», поданной в 1724 году (РГАДА, 350-2-3834, л. 243-244 об. и 350-2-3838, л. 208-209 об.) - «объявляются» все потерянные Булатовы, даже те, о судьбе которых не было известий с самого 1678 года! В деревне Поломской мы встречаем Мартына Яковлева Булатова (помните такого мальчишку Мартынку в самом начале?) уже взрослым мужем (50 лет), его сына Федора (25 лет) с внуками Климонтом (4 лет) и Василием (2 лет), а также Мартынова племянника, моего пра (10) раз деда Емельяна Григорьева Булатова (53 лет) с сыновьями Кондратием (25 лет, мой пра (9 раз) дед), Василием (17 лет), Герасимом (15 лет) и Сергеем (12 лет), а также внуками от Кондратия – Павлом (3 лет, мой пра (8 раз) дед) и Романом (2 лет) и внуком от 15-летнего Герасима (такое было время!) – Александром 5 недель от роду. Примечательно, что Емельян жил не своим двором, а вместе с дядей, что, учитывая наличие у Мартына «работника» Варфоломея Иванова Ермолина, составляло 14 душ мужского пола «под одной крышей»! Такие большие семьи в три поколения были нормой в то время, как мы увидим дальше.

Среди жителей деревни Поломской, где по 1-й ревизии числилось уже 114 душ мужского пола, мы встречаем и Емельяновых младших братьев, живущих отдельным двором: Василия (30 лет), Ульяна (25 лет) и Трофима (20 лет) с многочисленным потомством. Естественно, что все они также имели жен, но в первых двух ревизиях женщин также не указывали, что является большим разочарованием для исследователей генеалогии и семейно-брачных отношений, ведь эти женские имена скрыты от нас уже навсегда.

Но где же Григорий Яковлев и сын его Иван? Ведь именно они фигурировали как первые Булатовы, переселившиеся в Полом? Неужели умерли? Я тоже так думал, но настораживало отсутствие Ивановых сыновей в списке живых. Хотя у него могло не быть сыновей, или они были взяты на воспитание в семьи братьев? Эти вопросы долго занимали меня, и я не мог найти ответ, пока случайно не наткнулся на исповедную роспись прихода Екатерининской церкви села Курчум за 1790-й год. Изучая этот источник, с утраченными первыми 29 листами текста, я встретил следующие поколения Булатовых не только в деревне Поломской, но и в других деревнях Курчумской волости: Смоленской, Зуевской, Нелюбинской, Малой Юнги и ряда других. Особенно «богата» Булатовыми была деревня Смоленская. Я заинтересовался их судьбой, поскольку они «не встраивались» в генеалогическую роспись рода Булатовых и «поднялся» вверх по материалам трех первых ревизий этой деревни. Что же там обнаружилось?

В материалах 1-й ревизии в деревне Смоленской (Смоленцы, Куменский район) мы встречаем всех недостающих мужчин рода Булатовых: Григория Яковлева (80 лет), его сыновей Ивана (43 лет) и Леонтия (40 лет) с сыновьями, и даже племянника Григория – Леонтия Никифорова (23 лет, сына того самого Микифорки из переписи 1678 года) Они не умерли, а ушли на новое место где то в промежуток между 1702 и 1710 гг. и поселились в 14 км к северу от деревни Поломской в уже существующей деревне на речке Курчум. Неизвестно, какая причина толкнула старика Григория вновь податься в путь: будь то малоземелье, семейная ссора, а может очередная воля архиерейского начальства, но факт остается фактом: род Булатовых в очередной раз разделился и теперь проживал в разных деревнях, в каждой из которых цвели свои ветви!

О Григории Яковлеве надо сказать еще одно слово. Он умер, согласно данных второй ревизии, в 1733 году, пережив своего старшего сына Емельяна (ум. 1729). На момент смерти ему должно было быть (в зависимости от года подачи первой ревизии) от 89 до 94 лет (если брать диапазон дат между 1724 и 1719 гг. соответственно). Учитывая, что в материалах второй ревизии по Курчумской вотчине, есть упоминания об умерших в 1722 году, можно предполагать сведения 1-й ревизии актуальными именно на 1721 год. Тогда, выходит, Григорий Яковлев Булатов умер в возрасте 92 лет, что является практически мафусаиловым долголетием для первой половины XVIII века. Однако указание его возраста «80 лет» в первой ревизии нужно подвергнуть критическому осмыслению. Мы знаем, что в 1678 году Григорий был женат и имел сыновей 4 и 3 лет. Зная о раннем возрасте вступления в брак (например, один из сыновей Григория стал отцом в 15 лет!), надо предполагать, что в год переписи ему могло быть и 20-21 год. В таком случае мы можем определить дату рождения моего предка как «не ранее 1641 и не позднее 1657/1658 гг.».

Мы видим, как года «приписали» и его сыну с племянником Емельяну и Мартыну. Первому из них в 1721 году написано 53 года, второму 50, хотя должно быть указано по 47 лет, если принимать за достоверные данные переписи 1678 года. Да, переписчики или родители могли оценить возраст ребенка с погрешностью в 1-2 года, но не в 6 лет! Нельзя было 10-летнего Емельяна записать 4-летним, если вы видели детей этого возраста, их невозможно перепутать. В защиту репутации переписчиков и моих предков можно сказать, что перепись проводилась с 1676 по 1678 гг., и мы не можем знать наверняка, на какой момент времени зафиксирован возраст детей. Если взять за точку отсчета 1676 год, то крайняя (поздняя) дата рождения Григория должна быть сдвинута на 1655/1656 гг. и тогда прожил он более 85 лет.

Подсказка с определением возраста (спасибо пользователю под ником "шигорина" за комментарий с данным уточнением) Григория Яковлева Булатова может также крыться в том, что в рамках Никонианской реформы церкви, в 1655/56 гг. годом рождения Христа стали считать 5500 год от сотворения мира, а не 5508, как было ранее. Развивая эту тему, Петр I, подписывая указ о праздновании нового года 1 января, повелел считать новый 1700 год с 1 января 7208, узаконив летосчисление в соответствии с канонами Константинопольского собора 1583 года. Это означает, что при «переводе» лет со старого календаря на новый у многих людей оказывались «в запасе» лишние 8 лет. Это породило путаницу, когда одни люди (как правило старики) называли свою дату рождения по-старому, а другие по-новому летосчислению.

Григорий Яковлев всю жизнь провел в движении. Родившись, возможно, еще в Березовском стане (а некоторые косвенные указывают на то, что родиться он мог и в Сырьянском стане Слободского уезда), он в детстве переселился в окрестности села Вожгал, в 1692 году перешел в деревню Поломскую, а последние свои годы прожил в деревне Смоленской, где и окончилась долгая дорога его жизни. В то время, как его потомки поколениями не сходили с обжитых мест, он был настоящим первопроходцем своего времени, отправляясь в трудоемкие и рискованные путешествия. Он обживал Вятскую землю и населял ее своими сыновьями, бессчётное множество потомков которых и поныне живет в Кировской области!

 

Уважаемые читатели, буду благодарен за вашу оценку и высказанные замечания. Безусловно, мне пока не хватает опыта для полноценной интерпретации источников, в каких то выводах я могу быть не точным или ошибаться. Пожалуйста пишите в комментариях ваши мысли.

Также буду признателен тем из вас, кто поможет мне найти информацию о Булатовых в переписных книгах 1646 года в Хлыновском и Слободском уездах.

 

В качестве иллюстрации приведена картина художника Николая Орлова (1863-1923 гг.) "Переселенцы"

Уезжают старик, старуха и два их сына с детьми. Их пришли проводить родственники. Старик стоит один в глубоком, раздумьи. Сзади него старуха и её дочь, обнявшись, прощаются. Ещё позади них — остающийся тесть одного из уезжающих братьев читает внуку на прощанье наставление. слева, впереди — тёща одного из братьев сидит на лавке, прижавши к себе уезжающих внуков. Справа, братья-переселенцы убеждают своего зятя последовать за ними. „При чем тут жить-то?» — говорят они — „земли мало»…

#история #генеалогия #семья #предки #вятка #крестьяне #тягло #монастырь #Булатов

Комментарии

Зашел по интересному заголовку. И думал, Вы про того-самого Григория Булатова, который знамя над Рейхстагом водрузил.

Аватар пользователя Mikeros

Простите, что ввёл вас в заблуждение. Не преследовал этой цели.

Уважаемый Павел , такому  содержательному рассказу весьма порадовалась за Вас. Спасибо.

Если позволите , несколько соображений и замечаний.

Имя Левка - однозначно Леонтий , Льва здесь ,пожалуйста , не надо. Полагаю Вам в этой связи будет интересно ознакомиться с первым русским месяцесловом ( Хавский П.В. ,на этом сайте найдете по алфавиту http://starieknigi.info/liter/A.htm ). 

Говоря о жене Якова Михайлова Булатова со ссылкой на старших и резко младших детей , имейте ввиду почти 100 % вероятность его женидьбы второй раз как вдовца и что в последствии играло свою роль в семейных разделениях.

Монастырские крестьяне не составляли единое крепостное однообразие. Одни-подневольные( крепостные) , жили по архирейскому приказу. Другие -свободные ( черносошные) , жили на монастырских землях по договору( половники и т.д.) и они были главной движущей силой в экспансии землевладений монастыря. Но не только монастыря , конкурентную альтернативу которому составляли богатые Вятские купцы - они постоянно боролись за этих половников с монастырем.( Многочисленные судебные разбирательства между Трифановым монастырем и Вятскими купцами - очень содержательные документы ) Судя по проживанию в слободке и данным купчей - Ваши Булатовы как раз из вольных черносошных ;  немного пополовничали у монастыря , попробывали альтернотивно пополовничать у других - в период конца XVII-начала XVIII вв была у Якова Мих. Булатова была  возможность выбирать и пробывать.  Полагаю здесь у Вас прекрасный исходный материал для серьезного исследования и убеждена , что Вас ждут удивительные познания о Булатовых.

Немного как-то  Ваше " ... Мафусаилово долголетие для первой половины XVIII в. "  и " ...под  ником шигорина ...". Я действительно в девичестве Шигорина , а благословили и нарекли меня ( по совпадению ) родители в честь моей Прабабушки рождения 05 января 1854 года Лебяжской вол. Уржумского уезда , так как я  " умудрилась " родиться в этот же день без учета нового-старого стиля через 76 лет. Сегодня я " спокойно " на грядущее Рождество в новом году буду встречать свое 92-х летие , однако до этого с грустью помяну свою дальнюю родственницу - подругу Томарочку , которая по житейской глупости не успела встретить свое 98-ми летие в этом году ( она было с 1923 года).  Один из моих прямых предков упокоился после 1566 года у стен Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря рождения 1470/72 годов , его младший сын еще в 1615 году " рядил " земельные споры от Новгородской приказной избы ,будучи 1520/25 года рождения. Не буду продолжать и утомлять , для меня " мафусаиловым" ориентиром в роду родственница Мария Ивановна с Тобольщины  как раз из XVIII века : она родилась в 1696 году , а упокоилась в 1807 году. С уважением.

 

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте!

Извините пожалуйста, чтобы не было неловко, как я могу к вам обращаться в дальнейшем? Как указано в профиле Синклитикия Васильева?

Не хотел вас каким-то образом задеть и тем более обидеть!) 

Рад, что судьба наделила вас долголетием и желаю вам крепкого здоровья! За вашими комментариями чувствуется огромный опыт и мудрость и мне очень лестно, что вы находите время читать и анализировать мои посты. Большое спасибо!

Если честно, я хотел бы весь собранный материал проработать досканально и написать родовую книгу, возможно издать ее. Тем важнее, что вы помогаете расставлять не правильные акценты.

Изучая Булатовых, я вижу, что в 1629 году они еще не были монастырскими, значит вы правы, относительно того, что их переход в это сословие был добровольным и сравнительно поздним (не хватает данных переписи 1646 года, стараюсь ее прочесть и найти своих). Также я согласен с вами насчет второго брака Якушки Михайлова - в нашем роду такое встречалось не раз, и некоторые мои предки становились отцами "за 50". Например отцу моей прабабушки Татьяны Никифоровны - Никифору Софроновичу Булатову было 52 года на момент рождения дочери, и он был женат вторым браком, имея взрослых детей на 30 лет старше дочери. С другой стороны, в роду Астраханцовых, мой прадед тоже плод второго брака, причем как для отца, так и для матери. Его мать Евдокия Ельферьева, по первому мужу Овечкина, стала мамой в 43 года.

Относительно Леонтия Булатова (Левки), тут я немного в тупике. В переписи 1678 года ему сказано 3 года. В 1 ревизии в одном списке - 40 лет, в другом - 45 лет. В то время, как Ивану Григорьеву (которого нет в 1678) в обоих списках написано 43 года. Надо предполагать, что для Леонтия правильный возраст в 1721 году - 45-46 лет, тогда противоречий нет и все укладывается в рамки допущений.

 

Спасибо , для меня сайт " Родная вятка" чрезвычайно интересен чтением таких как Ваш , Павел, сообщений , их анализа и   общения на такие темы по мере возможности. Стараюсь на РВ читать все ( блоги ,форум ), но далеко не всегда что-либо комментирую - психологический внутренний барьер нечаянно обидеть человека из-за  количества на мой взгляд встречающихся частенько  у Авторов  неточностей , ошибок , заблуждений . С уважением ,Шигорина.

Аватар пользователя дмитрий76

Павел, по данным книги 1662 года, запись о "пришёл из Берёзовского стана" относится к Коземке Грутцину, который переписан в том же починке. 

 

 

 

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Была такая мысль, но остаётся вопрос - где тогда искать Якушку в переписи 1646 года? В Сырьянском стане, где предположительно жил его отец - его нет. В Березовском (я смог прочитать только половину) - тоже нет. Что посоветуете?

Все Бутаковы из Займища против Вожгал межами с теми починком, Перепись 1678, РГАДА 1209-1-521, 1678 г., в Переписи мон. и архиер. вотчин 1702, РГАДА 237-1-55, 1702 г. того же н.п. почему-то записаны Булатовыми.

Аватар пользователя Mikeros

Добрый день, да, этот момент меня тоже заинтересовал. И даже ввел в заблуждение. По этому поводу я написал (это не вошло в публикацию) следующее:

"...Хронологически первой из них является Переписная книга вотчин Преосвященного Дионисия архиепископа Вятского и Великопермского, вотчин Успенского Трифанова монастыря переписчика Ильи Назарьева 1702 года (РГАДА, 237-1-55, л. 462). В ней мы находим нескольких носителей фамилии Булатов которые могут быть идентифицированы с моими предками. В займище против Вожгал межами с тем же починком мы встречаем запись следующего содержания: «двор пуст Якушка Булатова, а он Якушко и [с] сыном Тимошкою да с подворником бобылем Игнашкою Булатовым бежали в давных годех». Указанное займище располагается, согласно данных портала «Родная Вятка» всего в полукилометре от дер. Ардашихи, которая в конце XVII века была починком Верхобыстрицким, так что переход Якушко в то займище вполне вероятен. Что касается его «подворника» - бобыля (то есть одинокого крестьянина, не имеющего земельного надела и не несущего государственных повинностей) Игнашки Булатова, то он уже жил в том займище в 1678 году под именем Игнашки Власова Булатова, со своей женой. Однако, как бы не хотелось «объединить» того Якушку из займища против Вожгал, с моим предком – эта версия ошибочна. В той же переписной книге 1678 года мы находим описание двора на займище, где жил другой Якушко и тот самый Игнашка Булатовы: «во дворе Якушко Володимеров сын Бутаков (вероятно ошибка), у него сын Тимошка 8 лет да бобыль Игнашка Власов сын Булатов женат».

Другая запись сообщает о побеге еще одного Булатова из того займища: «двор Панкратка Булатова, а он Панкратко и [с] сыном Ивашком и с подворником Фефилком бежал в давных годех, а в том дворе живет Кондрашка Власов сын Колупаев, у него дети Кирюшка женат, Моска 8 лет». Следует отметить, что займище по данным переписи 1702 года, покинули владельцы еще двух дворов с семьями – Рыловы и Лагуновы, то есть половина хозяев от числа всех дворов." - это как раз о тех Булатовых/Бутаковых.

 

Бутаковы/Булатовы есть и в 1-2 ревизии деревни Поломской, там также встречается "переход" фамилии. Но это все же Бутаковы, вы правы, так как наши родовые древа не сходятся. Ох и помучился я с их Иваном Григорьевым, пока сумел отделить его от своего Ивана Григорьева, но мне это удалось.

Павел, Филипова слободка, как особое территориальное образование, входит в круг моих интересов.

Поэтому для меня как-то непривычно звучит фраза записанная в Вашем материале: "починке Верхобыстрицком новой слободки Филиповки Хлыновского Успенского монастыря". Это цитата из какого-то источника?

Дело в том, что Филипова слободка была отдаа на оброк черносошным крестьянам во главе с Пахомом Кощеевым. Грамоты опубликованы.

Слободка никогда не относилась к Хлыновскому Успенскому монастырю.

Конечно, впоследствии на ее территории могли появиться отдельные монастырские дворы, возможно как вклады (пожертвования) в монастырь, но не более того.

Кырмыжская вотчина ВТУМ и Филипова слободка Чепецкого стана - это разные территориальные единицы.

Аватар пользователя Mikeros

Добрый вечер! 
Да, тут я ошибся, так как неправильно просмотрел структуру АТД по переписи 1678. Действительно, слободка Филиповка идёт отдельной веткой и не входит в число монастырских вотчин. Это тем более важно, так как означает, что мои предки стали монастырскими позже.

Спасибо за замечание, исправлюсь.

 

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Очень может быть, что мой.

По переписям видно, что в 1702 году, когда переписывали монастырских крестьян, он находился на новом месте жительства в дер. Поломской. Однако ему в то время было около 50 лет, что дает некоторые сомнения относительно возможности посылки на строительные работы в Архангельск. 

Других "Григориев Булатовых" в этот период времени среди монастырских крестьян неизвестно, следовательно мог быть мой.

Спасибо большое за интересный документ!

Аватар пользователя Jelena

Огромное спасибо за интересный блог.  Я потомок Мартынки Яковлева Булатова по сыну Федору. Зиновия Федоровна Булатова отдана в Лапуги За Прокопия Микрюкова.  Даже не знаю насколько надо поблагодарить человека из 1760-х, кто ОЧЕНЬ добросовестно отнесся к написанию 3 ревизской сказки. Он писал не просто куда отдали невест, но и за кого. Не только сестер и дочерей, но и ТЕТОК(!)  - сестер отца, рожденныхв 1700 (плюс минус несколько лет). Анастасию Прокопьевну я в Лапугах нашла давно и семью ее с 3 ревизии до 1 ландрата. Но фамилии не было. Ее мать Зиновия Федорова написана была из Поломской по сватовству. а тут у успенского монастыря две поломских. и сначала я ошиблась - думала она дочь умершего в 1727 Федора Луковкина, И поскольку к 3 ревизии не был жив ни потенциальный отец. ни брат Тарас, то я посчитала, что сиротку и отдали. Потому что часто в таких случаях не писали женщин. (у потенциального брата не было оставшихся жен и потомков =- умер молодым). И вот решив проверить вторую Поломскую - я нашла свою Зиновию. И фамилию Анастасии Прокопьевны. И Микрюковых проследила до 16 века считай.

Нолинский уезд для меня новое. Долго не могла узнать, откуда именно мигрировали в Елабужский (через Малмыжский) мои Зорины вместе с Ершовыми (ездили вместе - потому что Ершов был жена на Зориной и был весьма предприимчивым и всю жизнь по рассказало бабушки помогал даже дальним родственникам - так скажем удочкой, а не рыбой (если вы поняли о чем я)

И вот наконец свою ветку зориных нашла и стала искать невест, Анастасия Прокопьевна Микрюкова стала второй женой Савелия Савельевича Зорина из Скрябины (пришли из Жгулей, до этого из Чепецкого Стана) - и родила как минимум 3-4 младших детей. Среди них мой прямой 5 раз прадед. Что делает Анастасию Прокопьевну 6 раз прабабкой, Зиновию Федоровну Булатовы 7 раз прабабкой, Федора Мартынова Булатова - 8 раз прадедов, Мартынку Яковлева Булатова 9 раз прадедов, Якушку  (нашего общего) 10 раз прадедом, Мишку - 11 раз прадедом и Фетку - 12 раз прадедом.

У меня Вятская - четверть. По маминой маме. 
PS Там где я живу, и жили предки отца многие века (еще с Черниговского княжества) , кстати Лев - это норма, Леонтий - исключение.

Теперь осталось узнать фамилию женв Ермила. Татьяны Малофеевой из Городища. Род ее я нашла. Но без фамилии. Ее отец был женат на 1 жене еще в 3 ревизии и татьяна - ровесница Ермила 1776-1777 еще не родилась. ее семья написана в ландрате, но без фамилии. Потенциально даже нашла отца Лариона, Андрея (мой) и Романа Гавриловичей - но не помогло. Знаю только. что не Пестеревы)

И еще определить Анну Агафонову (ок. 1710 гр)  из починка Лебедева(???) Курчумской волости - мать Савелия). Вряд ли Починой Лебединский - ничего не подошло. но надеюсь найти)