Происхождение большинства жителей современной России представляет собой клубок, сплетенный из родов и национальностей, который особенно запутался в XX веке – в период массового и активного перемещения населения, социальных потрясений и переселения людей с веками обжитых мест в новые регионы.
Мобильность населения в период советской власти возросла многократно. Одни были раскулачены и с семьями отправлены на Урал или в Сибирь, другие подверглись депортации по национальному признаку, третьи, вернувшись с фронта, осели в городах, а иные уехали по распределению после института и так и остались жить в тех краях, куда занесла их судьба. Маршруты и причины этих переселений были очень разнообразны. Неизменным остается факт, что семьи последних трех-четырех поколений россиян создавались уже не строго заведенным правилам: из людей одного сословия, религии и национальности, а по добровольному выбору. Образовавшийся «котёл» сплавлял веками обособленные этносы в единый народ, где национальность все больше отступала на второй план.
Немаловажно, что после Октябрьской революции церковь утратила статус «контролирующего органа» при заключении браков. Теперь никто не был обязан проверять степень родства, вероисповедание и сословную принадлежность брачующихся. С развитием мобильности, расширилась и география поиска пары: будущие муж и жена могли проживать не в соседних селениях, в паре километров друг от друга, а в разных концах своего региона или страны.
Не стала исключением и моя семья. В четвертом поколении (мои прадедушки и прабабушки), только две пары были созданы «по старым» канонам. Две другие были продуктом нового времени. Так в моей крови появилась капля финно-угорской.
Начну немного издалека. Пару лет назад я сделал ДНК-анализ своей Y-хромосомы и митохондриальной ДНК в американской лаборатории FamilyTreeDNA. Этот анализ был дополнен пакетом «FamilyFinder», который помогает найти дальних родственников, среди других протестированных участников, и, на основании анализа аутосомной ДНК, определить основные популяционные генетические кластеры, из которых сложена твоя ДНК. Благодаря этой последней опции, создается общая картина происхождения человека и можно приблизительно узнать (или подтвердить) присутствие предков других национальностей в роду.
Согласно данных этого сервиса, моя ДНК на 87% соответствует восточнославянской, на 8% балтийской (финно-угорской), на 4% ирландской (интересно узнать откуда бы ей взяться?) и на 1% западносибирской. С восточнославянской частью все понятно, это предки русского происхождения, коих большинство. За 8% финно-угорской крови (что соответствует примерно 1 предку в 4 поколении (прадедушка или прабабушка) могут стоять как предки удмуртского происхождения по линии бабушки (мамы-мамы) (удмуртов в роду, изучив 400-летнюю историю моей семьи на Вятке, найти так и не удалось), так и предки мордовского происхождения по линии деда (отца-отца).
Из рассказов моего деда - Зелюкова Анатолия Михайловича (1937 – 2006 гг.) я знаю, что мордва были среди его предков. Он вспоминал, что его мама Агриппина Андреевна (моя прабабушка) была мордвинкой. При этом дед в шутку говорил, что сам, и его братья пошли в «русскую сторону», а младшая сестра была «чистокровной мордовкой». Теща Анатолия Михайловича – моя прабабушка Екатерина Григорьевна Капитонова (Зубарева) в минуты ссоры и в запальчивости называла зятя «мордвин нечёсаный», что также намекает на определенные национальные акценты в их семье.
К сожалению, мама Анатолия Михайловича, прабабушка Агриппина Андреевна (1914-1961 гг.) умерла задолго до моего рождения и ничего не могла рассказать. Не знали мы ни места её рождения, ни девичью фамилию, поскольку отец ее умер, когда она была маленькой (до 1920/21 года), а мама Наталья Петровна (прапрабабушка) вышла снова замуж и была известна под фамилией Воробьева.
Раскрыть тайну, до которой, казалось, уже никогда не докопаться, помогли метрические книги из Центрального государственного архива Самарской области и рассказы родственников, ближе общавшихся с родней по линии прабабушки. В первую очередь, я выяснил, что моя прапрабабушка Наталья Петровна происходила из села Новой Бинарадки Ставропольского уезда Самарской губернии. Много лет спустя, уже при советской власти, она с третьим мужем поселилась в поселке Рассвет Ставропольского района, а ее старшая дочь с мужем - в селе Новый Буян, где вырос мой дед Анатолий Михайлович Зелюков (а родился он на Камчатке, но это совсем другая история), его братья и сестра.
Новая Бинарадка считалась мордовским селом. В книге «Самарская топонимика», изданной в 1996 году об истории села говориться так:
«Село… основано как удельное село в первой половине XVIII века. По местному преданию, «сначала сюда пришла мордва и заселила один конец села. Мордовцев было три брата: Буян, Узюк и Бенарад. От них и повелись села Старый и Новый Буян, Узюково, Старая и Новая Бинарадка».
В 1900 году население составляло 3148 человек. В селе была церковно-приходская школа (двухклассная), церковь, земская больница, семь лавок, одна механическая и семь ветряных мельниц, кожевенное и валяльное предприятие. По воскресеньям работал рынок (в то время его называли базар). Крестьяне выращивали рожь, ячмень, овёс и просо. До революции 1917 года Новая Бинарадка была центром волости.
Село это старинное и, как раньше говорили, вольное. Здесь никогда не было крепостничества, подушевой оброк крестьяне платили напрямую в царёву казну. Село считалось зажиточным - с небольшими промышленными предприятиями, мельницей, маслобойней, кустарным производством…».
Фамилии жителей, известные по метрическим книгам конца XIX – начала XX века, подтверждают их мордовское происхождение: Абдалкины, Банчины, Буяновы, Досаевы, Живаевы, Зудины, Кирюшкины, Кураевы, Ушмаевы, Чиляковы, Чичаевы, Шкайдуровы, Юдины и другие. Безусловно, что в селе жили и русские крестьяне, но мордовский компонент был доминирующим.
Двоюродная сестра отца, рассказала мне, что уже проживая в Новом Буяне, наши общие предки часто наведывались в Новую Бинарадку и в поселок Рассвет, где роднились с семьей Ушмаевых. Степень этого родства была долгое время неизвестна. Мы знали только, что старшие дочери Натальи Петровны – Агриппина и Наталья были рождены от ее первого мужа с разницей в два года (считали, что это 1913 и 1915 гг., но оказалось на год позже).
На фото: «Три сестры» - дочери Натальи Петровны – Агриппина (в центре, моя прабабушка), Наталья (слева) и Елизавета (справа). Первые две рождены от Андрея Ушмаева, а младшая - от второго мужа.
Что ж, информации для начала поиска было достаточно: в метрических книгах села Новая Бинарадка нужно было найти такую пару, где мужа звали Андреем, а жену Натальей Петровной, у которых родились дочери Агриппина и Наталья (именно в такой последовательности). Изучив все метрические книги за период 1907-1917 гг. по этому селу, я нашел только одну подходящую семью, и это была семья Андрея Алексеева (1897 – нач. 1920-х гг.) и Натальи Петровой (ок. 1895 – после 1968 гг.) Ушмаевых! Все встало на свои места, как минимум, прапрадед был мордвином. Насчет национальности его супруги мнение было неоднозначно. Сохранилось описание внешности Натальи Петровны – она была высокой статной женщиной, с черными волосами и выразительными глазами, даже под старость у нее сохранилась длинная и объемная коса. Ее вспоминают как очень активную и волевую женщину, которая была в курсе всех дел и все «держала на контроле», не отставая и сама от выполнения забот по хозяйству. Мужчины не обходили ее вниманием, о чем говорят три ее брака, а последнего ребенка – сына Евгения Ивановича Воробьева она родила в возрасте около 45 лет, что свидетельствует о крепком здоровье.
Эта история научила меня и тому, что нужно задавать правильные вопросы, чтобы получить на них искомые ответы. Двоюродная сестра моего деда, услышав про Ушмаевых вспомнила родственников с такой фамилией, а в ответ на вопрос об их национальности сообщила, что Наталья Петровна (для нее – бабушка) тоже была мордвинкой, как и ее третий муж Иван Михайлович Воробьев, с которым дома она иногда разговаривала на родном языке (на эрзянском или мокшанском – мне неизвестно). Благодаря этой встрече мой архив пополнился фотографиями прапрабабушки (которых нашлось целых четыре!) и ее родственников, чему я был несказанно рад.
На фото: Наталья Петровна Воробьева (по первому мужу Ушмаева, моя прапрабабушка) со своим мужем Иваном Михайловичем Воробьевым, фото 1950-х гг.
Перейдем к Ушмаевым – эта семья мордовского происхождения, православного вероисповедания, проживала в Новой Бинарадке очень давно. Известны братья Петр (1838 – 1903 гг.) и Степан (1844 – 1912 гг.) Игнатьевы Ушмаевы, Стефан Федоров (ок. 1828 – 1908 гг.) Ушмаев, и другие члены рода, жившие в Новой Бинарадке еще в первой половине XIX века.
Пока я не слишком далеко смог углубиться в историю этой семьи. После обнаружения предка – Андрея Алексеева Ушмаева (прапрадед), мне удалось найти запись о его рождении в том же селе 11 октября 1897 года и узнать, что его родителями были крестьяне Алексей Прохоров (ок. 1864 – 1907 гг., пра (3 раза) дед) и Екатерина Стефанова (ок. 1867 – после 1912 гг., пра (3 раза) бабушка) Ушмаевы. Также в архивах нашлась запись о смерти Алексея Прохорова, он скончался от чахотки (туберкулеза) 28 ноября 1907 года в возрасте 43 лет.
У Алексея Прохорова и Екатерины Стефановны были и другие дети, судьба которых пока неизвестна. Дочь Матрону они родили в 1905 году, а в 1907 году у них родился сын Трофим. Возможно с ними и их потомками роднились моя прабабушка и ее сестры?
После смерти супруга Екатерина Стефановна вышла замуж вторым браком за крестьянина, вдовца Андрея Архиповича Рогожкина из села Новое Еремкино Ставропольского уезда.
Находка эта оказалась вроде как не ко времени, ведь эпоха губернаторства Николая Ивановича Меркушкина давно позади, и самарские как-то поутихли в своем энтузиазме поиска предков из числа мордвы. Но для меня эта история является еще одним важным, почти забытым и вырванным из небытия, кусочком мозаики моего рода! Искренне ваш, на 1/8 мордвин:)
Схема моей ветви рода Ушмаевых, из которого происходила моя прабабушка - Аграфена (Агриппина) Андреевна.
#генеалогия #краеведение #семья #пращуры #предки #историярода #самара #мордва #НоваяБинарадка
Историк Кузьмин в книге Падение Перуна высказал версию, что первыми русов крестили ирландские монахи. На это указывает в частности характерная ирландская форма крестов той поры.
Интересная гипотеза, но в моем случае - неприменимая.
Доля в 4% "ирландской" ДНК - соответствует 1 предку в 5-м или 6-м поколении. Это середина-конец XIX века, но никак не времена крещения Руси. За века, этот след бы совсем растворился.
Павел, вы в таких расчётах исходите из предположения, что вашими предками были "чистые", 100%-ные славяне, финны и кельты. Но так конечно же не было. И тот же, к примеру, слабый "ирландский" след могли нести в своих генах в небольшом количестве в течение тысячелетий и славяне, и финно-угры. Вот и своим детям вы его передали, при том, что вы вовсе не ирландец! Ну, а тысячи лет назад Восточно-Европейская равнина была заселена как раз кельтами.
Здравствуйте! Я рассуждаю иначе. В каждом поколении видно, кто и кем был по национальности, но глубже, по женским линиям, могли возникать дополнительные пересечения с другими народностями. Ни о какой "чистоте" речи не идет, это вообще "скользкая дорожка".
Чтобы фрагмент ДНК оставался внутри популяции и "не разбавлялся", группа должна быть достаточно замкнутой и редко принимать новых членов. Например, в 17-м поколении (это максимум, куда я дошел, начало XVII века), у людей должно насчитываться 65,5 тысяч предков (это в теории, а на практике их в разы меньше, за счет родства). Если в популяции нет постоянного источника "закрепления", то этот фрагмент будет пропадать со временем (кроме Y-хромосомы и Мт ДНК). Кроме того, тестирование родственников в других поколениях, можент подтвердить "скорость убывания" опредленного генетического кластера.
По материнской (Вятско-Пермской) линии - никаких "ирландцев" нет, также я посмотрел материалы по другим участникам проекта, с которыми есть совпадения - присутствие "ирландской" части среди них встречается очень редко, но я уверен, что за этим стоит конкретный предок в 6-7 поколении, а не множество предков из разных веток. Другое дело, и в этом вы правы, что этот набор генов может передаваться внутри замкнутой группы - обычно это малые народы, ведь степень их смешения с русскими до конца XIX - начала XX века была ничтожно мала. Думаю, ответ на этот вопрос мне еще предстоит найти.
Конечно, "ирландский" след может быть просто так обозначен FTDNA, и на самом деле имеет более широкое распространение.
И все таки были различные микро-миграции о которых мы не знаем. Например, в Смутное время в 1613 на сторону русских перешел гарнизон крепости Белая, который состоял из двух рот наемников - шотландцев и ирланцев. В русских документах они стали называться "шкотцкие и ирлянские немцы бельские сидельцы", "государевы иноземцы бельские немцы" или же просто "бельские немцы". 135 человек. Так на русскую службу попал предок М.Ю.Лермонтова. И это не единичный случай - весь 17 век - это наемники из Европы, пленные из Турции и Персии. Так что теоретически у каждого из нас могут быть прямые предки из любой части Евразии.
Весьма интересно, учитывая то, что мои предки по линии откуда идет "ирландский" след происходят как раз из стрельцов. Ко всему прочему, удалось выяснить через какого предка эти гены передались - Зелюков (Щетинин) Иван Васильевич (1817 - 1888 гг.) у его дальнего потомка по другому сыну такая же картина в FTDNA.
Согласен, что "ирландский" он назван условно. Тут что угодно может быть, вплоть до скандинавов (ирландия населена их потомками, как выяснили генетики).
В таком случае, это местный вятский ген близкий или идентичный ирландскому. Должен быть и у других вятчан.
Именно так. Он и есть. Но Павел почему-то уверен, что за него отвечают конкретные и недавние предки-ирландцы. Однако ему ещё предстоит найти ответ на этот вопрос.
Да нет, какие "ирландцы") FTDNA обобщает группы до такой степени, что к национальности это перестаёт иметь отношение. Поэтому я всегда беру их в кавычки.
Увлекательно рассказываете. С удовольствием прочитала Вашу историю. Поздравляю с находками и желаю дальнейших успехов в поисках.
Спасибо! Есть у меня еще такие истории в запасе) Надеюсь, со временем, расскажу их все.
Прочитал Ваш пост. А всё таки, какая Ваша Y-ДНК? Та, которая уникальна по мужской линии...
Здравствуйте, у меня получается I2a1b - восточно-европейская подгруппа динаро-карпатской группы I2a.
Среди условно "русской" популяции распространенность гаплогруппы I2a1 составляет от 5% (на северо-востоке) до 20-25% на юго-западе, и до 30-35% среди жителей Украины.
Считается, что эта гаплогруппа соответствует доиндоевропейскому населению Европы, заселившему его по окончании ледникового периода. Наибольшая концентрация I2a - у жителей Сербии, Боснии и Герцеговины и Хорватии, а также Румынии и, почему-то, острова Сардинии - 40-70% популяции этих территорий.
I2a1b (M423, L178) до 2007 года обозначалась как I1b, с 2008 по 2010 год обозначалась I2a2.
Русская Динарская М423 (P.37 Din-N) отличается от основной серии более молодым возрастом - 1800 лет. Она появляется к северу от Дуная, и до 52 гр. сев. широты встречается совместно с южной. Следовательно, переселение ее носителей на северо-восток Европы произошло относительно недавно, вероятно, полторы тысячи лет назад во времена ВПН.
Здравствуйте!
Вы все верно описали, но мои предки по мужской линии не имеют вятских корней. Они прослеживаются до сер. XVII века как представители служилого сословия - стрельцов, несших службу на карсунско-симбирской засеке в крепостях Большой Корсун и в пригороде Талском (Тальский острог). Думаю, что и туда они попали не с Вятки, а с окрестностей Алатыря (конец XVI в.).
Кстати, сегодня прочитал, что единственная археологическая находка с гаплогруппой I2a субклад Y10228 (весьма близкий к моему) - это т.к. Сунгирь-6 - житель Владимиро-Суздальской Руси рубежа XII-XIII вв., что подтверждает миграцию к северо-востоку носителей этой гаплогруппы в домонгольский период. Этот же субклад встречается на Британских островах, что дает некоторым исследователям основания полагать, что он имеет не славянские, а варяжские корни, наряду с гаплогруппой N1a.
По засечной черте селили вятчан после вывода их в 1489г. Сначала в районе Тулы и Алексина, но со временм могли расселиться на восток. Надо искать по вятским фамилиям той поры, хотя бы и не ваша, а вместе с нею у других стрельцов.
Древние русы 9-12 веков были смешением выходцев из скандинавии, юга балтики и финноугров вост европы. На Днепре в период Киевской руси к ним примешались местные славяне.