Завершение поисков пращура Дуда.

Завершение поисков пращура Дуда.

Прошло пять лет с момента публикации моего блога ''Первые вятские Дудины'' https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/108954 и год ''Первые кировско-вятские Дудины'' https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/129468
Поиски завершены. Пращур Дуда, родоначальник большого рода Дудин найден. Этот род проживает на территории нынешней Кировской области в Лузском районе и в районах бывшего Котельничского уезда. Возможно и хлыновские Дудины из этого же рода. Для Дудиных, ведущих свои родословные от перечисленных ниже, эта информация и предназначена. 
Обозначим их.  Первые Дудины Котельничкого уезда зафиксированы переписной книгой 1646 г.: починок Пронки Щербина Павлик Леонтьев сын Дудин з братьями с Сенкою да с Игнашкою; починок Максимка Иванова - Митка Русинов сын Дудин з братом с Миткою (Микиткою); починок Васки Росохина Митка Михайлов сын Дудин з братьями с Ермолкою да с Исачком да с Ивашком, у него ж живет Тимошка Иванов сын Дудин с сыном Онтонком. Это все родственники и переселились они из Онтропьевой слободы Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в период 1635-1645 гг. Позже к ним присоединились ещё другие родственники. 
Что касается починка Степки Бородина - Фочка  Онтонов сын Дудин да племянник ево Федка Вохромеев Дудин, то документальных данных о родстве с перечисленными выше не нашёл. Остаётся единственный метод – ДНК анализ. 
В Хлыновском уезде 1615 г. известны: Березовской стан – починок, что бы припускной к Чирковской деревне Савка Дудин; Верховский стан – деревня Ситково на речке Сытихе Лучка Дудкин; починок у большой дороги за врагом Сидоровской Самосекова Тренка Дудин. Есть предположение, что они родственники Сольвычегодским Дудиным. Основание: в Верховском стане имеется деревня Дудкина на Чертовице. Как починок она основана примерно в 1570-1580 гг. Есть предположение, что основана сыном Михаила Дуда. В Березовском стана имеется починок на поломе Дудин. Основан он в 1613-1614 гг., а в 1615 г. там Дудины исчезли, но появились Коробейниковы, в последующем два сына из трёх приняли фамилию Дудин. Есть предположение, что починок основали выходцы из дер. Дудкина на Чертовице или новой волной Дудиных из Сольвычегодского уезда. Все они находятся у Большой дороги – это важный момент, но об этот ниже. Документально родственную связь установить на данный момент нет возможности – ранние книги не сохранились, остаётся ДНК анализ.
Документально доказаны следующие данные:
1) Основатель рода Михаил Дуда примерно 1510-1515 года рождения. Дуда здесь второе имя, по происхождению это старославянское имя. С принятием христианства оно стало прозвищем. В то время второе имя играло роль фамилии в настоящее время, т.е. оно уточняет который Михаил из множества других. О его происхождении ниже.
2) Сыновья Михаила: Иван Михайлов сын Дуткин-Дудкин 1535-1540 г.р.; Андрей-Рык Михайлов сын Дуткин-Дудкин-Дудин 1546 г.р.; Тимофей Михайлов сын Дудин 1555 г.р. Последние два +/- 2-3 года. 
Здесь и ниже именования Дуткин, Дудкин и Дудин – вторые отчества. 
3) Сыновья Ивана Михайлова:   Леонтий Иванов сын Дудин 1555 г.р., Юрий Иванов сын Михайлов Дунилов 1569 г.р.,  Тимофей Иванов сын Дунилов-Дудин 1585 г.р. 
4) Сыновья Андрея Михайлова:  Хрисанф-Русин Андреев сын Дуткин-Дудкин-Дудин 1571 г.р., Михаил Андреев сын Дудин 1581 г.р.; Борис Андреев  сын Дудкин-Дудин 1583 г.р.; Андрей- Рык Андреев сын Дудин1586 г.р.   
У  всех может быть двойное отчество: Михайлов Рыков. Но записи с именованием Рыков не найдены, точнее не идентифицированы, как относящиеся к данному роду. Их вероятность оценивается как минимальная, прозвание Дудин – доминирующее и связано с родовой деятельностью.   
5) Сыновья Тимофея Михайлова: Никон Тимофеев сын Дудин 1580 г.р.; Иван-Третьяк Тимофеев сын Дудин 1588 г.р. 
6) Внуки Ивана Михайлова, все Дудины.
Сыновья Леонтия: Аввакум 1580 г.р., Григорий 1582 г.р.; Наум 1587 г.р. и Лукьян 1590 г.р.
Сыновья Тимофея: Антон 1636 г.р.
7) Внуки Андрея Михайлова, все Дудины.
Сыновья Хрисанфа-Русина: Дмитрий 1610 г.р.; Прокопий 1613 г.р.; Никита 1615 г.р.
Сыновья Михаила: Дмитрий 1609 г.р.; Ермолай 1611 г.р.; Исак 1630 г.р.; Иван 1632 г.р.
Сыновья Бориса: Наум 1613 г.р.; Андрей 1625 г.р.; Иван 1639 г.р.
Сыновья Андрея-Рыка: Владимир 1609 г.р.; Алексей 1612 г.р.
8) Внуки Тимофея Михайлова, все Дудины. 
Сыновья Никона Тимофеева: Григорий 1606 г. р.; Феодосий 1610 г.р.
Сыновья Ивана – Третьяка Тимофеева: Федор Иванов сын Третьяков Дудин 1613 г.р.; Евсевий 1620 г.р.

Итого в четвертом поколении  имеем 19 Дудиных, переживший период детской смертности, и соответственно в перспективе 19 семей  со своими сыновьями. Не мудрено, что по данным В.А. Старостина в Котельничском уезде в 1891 г. зафиксировано 213 семей. А в целом по Вятской губернии 501 семья, проживающих в 135 селениях. К ним нужно добавить 5 семей с фамилией Дудинов и 4 семьи с фамилией Дудкин. Фамилии Дудкин и Дудинов – производные от Дудин. Даже, если не все эти Дудины являются потомками Михаила Дуда, по ним нужно разбираться, но вот 213 семей котельничского уезда с большой вероятностью – потомки Михаила Дуда. Можно предполагать, что  среди Дудиных других уездов могут быть потомки Михаила Дуда. Для того и пишу. Если нет других претендентов, то ищите точку исхода в Вологодской губернии, Сольвычегодском уезде, Ратмеровском стане в деревне Дрищев Прислон, а Дудиха тоже, где Дудины известны с 1539 года. Но нужно иметь ввиду, что есть и другие Дуда и Дудины. 
По писцовым книгам Устюжского уезда 1623-1626 гг. в волости Ентала и Черевковской волости и по ПК Устьянских волостей 1634-1636 гг. имеются Дудины. Есть предположение, что они из описанного рода Дудиных через Ивана Михайлова.  То есть у него могли быть сыновья Федор 1550-1555 г.р. и Иван 1580 г.р. Но доказательная база на данный момент отсутствует. Если найдутся сотные выписки из ранних дозоров, то можно будет проверить данную версию, а так ДНК анализ.

Михаил Дуда. С большой вероятностью он выходец из Новгородской земли, но может быть из Ратмеровского стана Устюжского (Сольвычегодского) уезда. Вероятность события 50:50%. По Сольвычегодскому уезду не сохранились ранние писцовые книги, поэтому нет никакой возможности дальнейших поисков. Может быть там тоже есть свой Михаил Дуда. Другое дело по Новгородским пятинам: документация сохранилась и в большинстве своём издана и имеется в свободном доступе. 
Шелонская пятина. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003830988?page=1&rotate=0&theme=white
Стр. 488-490. За Петром за Михайловым сыном Кропотова за ним, что были за … Да за ним же на Раитцком яму вопче с ямщики с Васюком да с земцы. На Петровой половине: дв. Петрушка Харитонов, дв. Пуст, пашни в одном поле 16 коробей, а в два потому ж, сена 60 копен, 2 обжи. Д. Кузнецово: дв. Михалко Дуда, дв. Иванко Михайлов, дв. Якуш Кузмин, дв. Иванко Микитин. Пашни в одном поле 20 коробей, а в два потому, сена пол-200 копен, 5 обжей. И всего за Петром деревень и с вопчими 17, а дворов в них 25, а людей в них 25 человек, пашни все в одном поле 100 и пол-16 королей, а в два потому ж, сена всего 950 копен, а обеж 25 обеж с четвертью, а сох 8 с третью сохи… Стр. 502. За ямщики за Раетцкими, за Васюком за Ларионовым, да за Першою за Даниловым сыном: дв. Васюк, дв. Перша сами ямщики, пашни в одном поле 32 коробьи (десятины), а в два потому ж, сена 60 копен, 4 обжы, что им дано под ям…
Таким образом имеется смычка государевых ямщиков и частного капитала в лице помещика. Дер. Кузнецова записана отдельно от других 16 деревень, можно предположить, что здесь жили извозчики. Причём явно не простые. Четырёх извозчиков явно мало для большого бизнеса, а старшие четырёх артелей извозчиков, наверное, будет в самый раз. С этой стороны все понятно, а вот для поиска доказательств занятия гужевым извозом ратмерово-слободских Дудиных понадобился год. Когда они были найдены, то поиски завершились. 
Ещё несколько слов по Ратмеровскому стану. Можно допустить, что в 1539 году был Михаил Дуда, который тоже занимался извозом. Но здесь имеем несколько против:  Михаил Дуда мог быть, но могло и не быть; он мог заниматься извозом, но мог иметь другой приработок. Все это делает мало вероятным событием. В Шелонской пятине все совпадает. 

Добавлено: 

http://www.etomesto.ru/map-novgorod_shelonskaya-pyatina/  карта Шелонской пятины с деревнями. Ям и дер Кузнецово по разным берегам речки Милец, левого притока реки Шелон.

http://www.etomesto.ru/map-novgorod_shelonskaya-pyatina/

Комментарии

Сергей Владиславович, Вы сослались на книгу Е.Н.Швейковской «Русский крестьянин в доме и мире. Северная деревня конца XVI-XVIII века». Но, как и всегда, Вы не привели ни одной цитаты. Я же для читателей, которые не в курсе вопроса, процитирую.

Стр. 146.  «В Ратмировской вол. существовала деревня с названием Дрищов прислон, расположенная на р. Дрищовке. Она получила название от речки. Видимо, она текла в заболоченной местности, и ее течение было слабым, а вода чаще мутной, а не прозрачной. Тем не менее, и по этой речке нашлась относительная возвышенность, отодвинутая от кромки воды, тот прислон, на котором и была поставлена деревня. Однако пространство, годное для хозяйствования, было ограниченным, о чем говорит входящее составной частью в название деревни и сохраняющееся в нем слово «починок», отраженное в одном из актов 1641 г.»

Стр. 168. «Особый интерес вызывают свидетельства, показывающие границы дворов, соседствующих с друг с другом. … ; при купле-продаже трети земельного владения в д. Дрищевский починок Ратмировской вол. в 1641 г. в нем стояли «изба старая да против избы два сенника на потклетех и з сараем да хлевец подле дорога, … , да с половиною банею да вон двора житница малая да с половиною огуменником и с половиною овином, что с Петром Загоскою вмисте». … Примечательно обозначение хлева существительным в уменьшительной форме «хлевец», а в сочетании с указанием на «житницу малую» эти факты можно расценить как свидетельства размеров этих строений, действительно меньших по сравнению с общепринятыми.»

Стр. 195. «Любопытна продажа, которую произвел в феврале 1641 г. Никон Тимофеев сын Дудина: он реализовал «треть деревни Дрищенского починка же». В писцовой книге деревня значится под названием Дрищов прислон на р. Дрищовке. Никон Тимофеев в ней записан, причем у него два двора, один из которых пуст, и его владение покоится на купчей от 1539 г., т.е. он и его предки жили в деревне около 100 лет. В третьем дворе обитал Петрушка Васильев, купивший двор и участок по сделке 1618 г. Стоит углубиться в содержание акта купли-продажи. Никон Тимофеев перечисляет дворовые строения: изба, причем старая, два сенника на подклетах, сарай, скорее всего также давнишние, «хлевец» у дороги, а также малая житница и половина огуменника и половина овина в совладении с Петром Загоскою. Продавец, как водится, перечислил конкретные угодья продаваемой «трети» деревни, среди которых были участки «с насияной рожью, что сияно в год ко 149-му году на моих Никоновых дву третях». Отсюда следует, что продавец реализует лишь одну из двух третей, причем ту, которая, вероятнее всего, приходилась на двор со старыми постройками, показанный писцами пустым. Петрушка Васильев из описания и Петр Загоска из акта, возможно, один и тот же крестьянин. От 1696 г. дошла еще сделка, когда Иван Иванов сын Поповых сбыл Петру Аггеву сыну Свиньину свою треть д. «Дрищева прислону, а Дудиха тож», причем купленную ранее у Ивана Дмитриева сына Попова же. На протяжении акта название деревни в двух формах употреблено четырежды. Конечно, в конце XVII в. обнаружить потомков крестьян, записанных в писцовой книге или акте 1641 г. крайне трудно. Однако связь с жителями деревни шестидесятилетней давности не утратилась. Она реализована во втором названии деревни, воспроизведенном в купчей, «Дудиха тож», которое антропонимического происхождения. Прозвище Дудин, как следует из сделки 1641 г., рассмотренной чуть выше, имел продавец деревни Никон Тимофеев сын, который был внесен и в писцовую книгу первой четверти XVII в., а его земельное держание восходило к купчей 1539 г. По всей вероятности, кто-то из его предков уже имел прозвище Дудин, проявившееся у Никона Тимофеева как фамильное и когда-то утвердившееся за деревней. Налицо один из реальных примеров закрепления за деревней антропонимического именования. Вообще же в широком распространении таких названий применительно к селениям или отдельным возделываемым угодьям воплощался способ крестьянского мышления и поведения, мотивированный окультуриванием прилегающего пространства.»

Кстати, у Александра Фёдоровича есть копия купчей Никона Дудина, и он может подтвердить подлинность этих цитат.

Добавлю из подлинной купчей: «… продал есми полюбовно … треть деревни Дрищевского починка в Ратмеровской волосте в Туринском приходе з двором своим и з дворовым местом. А во дворе хоромов: изба старая да против избы два сенника на пот(к)летех и з сараем да хлевец подле дорога, а межа двору с синнишново угла на Загоскин двор прямо, да с половиною банею, да воне (вне?) двора житница малая, да с половиною огумеником, и с  половиною овином, что с Петром Загоскою вмисте, и с польми и с пожнями и с логами и з чернядьми и с путики и з притеребы и с летовищем (и) с проходы и з проезды чистою землю и под лесом и с насияною рожью, что сияно в год ко рмф (1641) году на моих Никоновых двух третях, и ему Григорью в той насияной рже половина и в парах половина же Григорью, а в земле и в пожнях и в новинных местех и по(?) во всех угодьях треть кругом по старым межам и по купчим грамотам, что к той трети ис(с)тари прилегло.

Итак, что необычного Вы увидели в описании этого двора? И главное: в чём выражено «возмущение» автора книги и где «кручение пальцем у виска» по поводу «странного» выбора места расположения починка? Налицо изба, сенники, овин и огуменник (в совместном владении с соседом), поля, засеянные рожью (кстати, если бы двор предназначался только для содержания лошадей, то преобладал бы овёс, а здесь именно рожь – для прокорма семьи и оплаты тягла), есть сенокосные пожни, путики (лесные охотничьи тропы), притеребы (новоросчисти), летовище (лесная заимка). Не упоминается огород. Ну и что? У Никона было 2 двора, а продавал он пустой, значит, этот огород он оставил себе.

А чем Вам не угодил хлев (не амбар, да хоть бы и амбар или сарай) у дороги? Или Вы считаете, что все хозяйственные постройки должны быть только в одной ограде? Овины и бани строились всегда в стороне от жилых построек – во избежание пожара. И другие постройки могли стоять в любом другом месте деревни. Вы просто не представляете сельской жизни, а так категорично рассуждаете.

Е.Н.Швейковская лишь высказала предположение о топографии данного места, а Вы его так красочно описали, как будто сами всю жизнь там прожили.

И ещё. Вы спрашиваете: «где большой источник чистой воды (критерий по Швейковской)?» А вот где: см. СНМ 1859 г. (18801) «Дрищов прислон (Дудиха) д. каз. при колодце (!)».

Итак, я не вижу никаких предпосылок к тому, что это двор мог быть постоялым. Скорее всего, это старый двор отца Никона Дудина, который остался ему по-наследству, либо кто-то из его братьев ушёл из деревни, оставив ему двор, и он продал его, тем более что обрабатывать землю двух дворов был не в силах.

Право комментировать другую часть Вашего сообщения – о ямском промысле – я оставляю Александру Фёдоровичу как автору статьи, тем более что этой темой я не интересуюсь. Но большая к Вам просьба: Вы имеете право на любое своё мнение, однако не нужно искажать смысл документов и публикаций авторитетных исследователей и придумывать то, чего нет.

С уважеием.

Добрый вечер , Юрий Серафимович.

Я не удивился Вами написанному , в любом случае спасибо. Однако , мой комментарий Вами не понят и как результат , Вы меня пытаетесь обвинить якобы в искажении смысла документов и публикаций авторитетных исследователей и якобы придумывании чего нет.

Замечу в связи с этим только два момента. Мой концептуально краткий комментарий был вызван , отвлекая меня от моих дел , тем обстоятельством , что Александр Федорович когда здесь вел полемику с Вами, помянул мое авторство версии о ямщицких корнях Дудиных к 1539 году. Всвязи с этим я откликнулся , подтвердил эту свою версию годичной давности и максимально кратко напомнил свои принципиальные основания возникновения этой версии , подчеркиваю , на 1539 год.Дополнительно исключительно тезисно ( другой задачи от меня и не требовалось ) добавил обоснования интегрально-исторических познаний опять-таки до 1539 года. При этом , Вами приведенные длиннющие цитаты Е.Н.Швейковской мной абсолютно не искажались и искажаться не могли - я ее работу  по XVII веку не цитировал , не комментировал  , включая колодец 17 века.

Для того , чтобы кого-то обвинять в искажении смысла документов и публикаций авторитетных исследователей и якобы придумывании чего нет ,необходимо как минимум самому " правильно " понимать смысл этих документов , публикаций  и познать их такое количество , чтобы иметь право утверждать ,что чего-то нет. Полагаю , что Вы не можете претендовать ни на первое , ни на второе. Вообще-то в исторических документах нет " смысла " , а есть фактология , из причинно-следственной взаимосвязи которой делаются логические выводы. А догматическое бездумное цитирование с неосмысленным выдергиванием  из контекста отдельных фраз или абзацев  у авторитетных историков , познаний никогда не давало и не дает. С уважением.

Сергей Владиславович, извините, если отвлекаю от дел, но должен сказать, что я уже однажды столкнулся с тем, как Вы искажаете смысл документов. При обсуждении истории Антропьевой слободы Вы мне написали (снова приходится цитировать, что Вы не любите):

Ваши слова: «Вам хорошо известно рукопистное Евангилие Спасо-Преображенской церкви - приходских деревень Онтропьевой слободы - якобы из этого Евангилия следует точная дата постройки 1515 год. Мы с Вами не можем согласиться - в этом же  Еванглии ещё кое-что записано: В лета 7012  апреля 25 дня почата сия книга дьяконом Василеем Гавриловым Вычегжанин  на церкви святого Дмитрея Солунского. Теперь мы с Вами знаем, что эта церковь построена и освящена военным священником в честь Д.Солунского до 1504 года и на территории бывшей Старостинской земли, которая стала заставой А.В.Онтропьева - рязанского казака. И служил сей дьякон В.Гаврилов в этой церкви Д.Солунского до 1511 года, когда произошло простое событие: Онтропьева слобода оказалась уже не порубежной, а внутри.»

Далее следует цитата надписи на Евангелии, которое хранилось в Спасо-Преображенской церкви. Я спросил, откуда у Вас эти сведения, Вы ответили, что Вам их прислали из Вологодской епархии. Я тогда удивился, когда Вам это успели прислать, если переписку мы ведём пару дней, а раньше Антропьевой слободой, как Вы утверждали, не занимались. На самом деле, Вы её взяли из статьи научного сотрудника Лальского краеведческого музея Ю.Ф.Страздынь «Спасо-Преображенская церковь в Антропьевой слободе, которая опубликована в сборнике:

Сборник статей 11-х краеведческих чтений, посвященных 520-летию городка Осиновец и 380-летию п.Подосиновец

К сожалению, не получается вставить ссылку, но если в поисковик ввести это название, то он откроется и можно скачать.

Вы дословно процитировали эту статью, даже сохранив стилистику Ю.Ф. (с пометкой «? - неразб.»). А запись находится не в Вологодской епархии, а в церковной летописи, которая хранится в Великоустюжском архиве. Именно там её и копировала Ю.Ф., и я тоже читал её там, но копировать не стал из-за недостатка времени, к тому же в то время она уже была опубликована. А дьякон Василий Гаврилов в Спасо-Преображенской церкви он никогда не служил (о нём говорится здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/forum/132103), а писал это Евангелие, судя по всему, в Чердынском Иоанно-Богословском монастыре, откуда оно и было привезено в Антропьеву слободу, о чём прямо говорится в той же записи: «Да списана бысть сия книга глаголемая тетроевангелие. В обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на югу (? - неразб.).

Кому-то покажется, что это мелочи, но для меня принципиально важно, потому что после этого всё, что Вы мне рассказывали об А.В.Евтропьеве (Онтропьеве), якобы основателе слободы, и вся история Лузского района, представленная Вами и то,  как вы путаетесь в географии (Лальск приписали к Пустозёрскому уезду) и многое другое у меня вызывают глубокое сомнение. 

С уважением.

Юрий Серафимович. Я стал интересоваться историей и генеалогией относительно недавно , три года тому назад. Видимо у меня были ( и есть ) хорошие учителя , да и моя 40-летняя профессиональная подготовка помогли построить методологию и систему исторических познаний , принципы работы с существующими на сегодняшний день известными и малоизвестными базами ( архивами ) документов. Три года веду свою картотеку по личностям и территориальным названиям.

Вы ошибочно указали в своем примере на цитату , якобы которую мне прислали из Вологодской эпархии. Это не так. У меня налажены хорошие связи в том числе и с историками из Вологодского университета , и именно от них я оперативно ( полагая , что Вам это  было очень нужно) получил эту информацию и тут же процитировал для Вас. Что касается сотрудника музея Страздынь , то я впервые слышу эту фамилию. Не гоже , Юрий Серафимович, бездоказательно утверждать , что я якобы процитировал его. Могу предположить вероятностно , что и он пользовался тем же источником как и я - Вологодский университет.

То что я Вам рассказывал о А.В.Евтропьеве  записано у меня в карточке со ссылкой на рукописи Волегова ( прижизненного биографа Строгановых), которые храняться в архиве Русского географического общества. Там , используя оказию , работали аспиранты , я профинансировал их по интересующим меня вопросам и в том числе они дали мне попутную информацию из рукописей Волегова, которой поделился. Информируя Вас , я собщил об этом и о том , что ссылок на шифр документа хранения указать не могу. 

И последнее , Антропьева слобода и прочее действительно для меня просто элемент из общих познаний , я ей серьезно не занимался и не предполагаю .

Видит Бог, старался быть как можно корректным, но, видно, не получится. Прошу прощения у Александра Фёдоровича, что снова затеял склоку в его блоке. Обещаю, не смотря на то, чем мне ответит Сергей Вячеславович, это моё сообщение здесь последнее.

Сергей Вячеславович, к счастью, сохранилась наша переписка. Вот цитата из Вашего сообщения от 27.09.2020: «… Это мне сбросили из архива Вологодской епархии, куда попала на некоторое время это Евангилие после закрытия в 1930 году церкви.». А пространное сообщение, в котором Вы писали о Василии Гаврилове – дьяконе Спасо-Преображенской церкви было 20.09.2020., т.е. за неделю до этого. Здесь я ошибся, сказав: пару дней. Прошу прощения, тем не менее, факт искажения смысла налицо: Василий Гаврилов писал это Евангелие не в Антропьевой слободе, а в Иоанно-Богословском монастыре. Вроде бы мелочь, но когда это суммируется с множеством других Ваших оговорок, не знания географии или намеренного искажения фактов, то представляется далеко не радужная картина. Я не зря процитировал Швейковскую, думаю, читатели видят, исказили Вы её смысл, или нет. Кстати, Евангелие, о котором идёт речь, ни в Вологодской епархии, ни ещё где либо после закрытия церкви не хранилось, все церковные книги были уничтожены, я даже знаю, кем именно. А запись взята, как я уже говорил, из церковной летописи, хранящейся в Великоустюжском архиве.

Вы упрекнули меня в том, что я фигурирую длинными цитатами, якобы вырванными из контекста. Да, я предпочитаю такой метод работы. Любое своё утверждение я подтверждаю фактами, ссылками на документы или публикации с указанием вплоть до номера страницы. Иначе они не имеют никакого смысла, и я их просто не публикую, чтобы потом не оказаться в глупом положении. Ваш же стиль – завалить обилием информации с указанием множества дат, отсылок к документам и изданиям, но при этом не указав ни одной конкретной ссылки. Согласен, Вы не можете указать ссылку на документы Пермского университета, но я неоднократно просил Вас дать ссылки на другие публикации по той же теме. Вы либо отмалчивались, либо называли книги (например, История Сибири Миллера, по истории казачества, летописи), я их просматривал, но ничего подобного там не находил. Вы скажете, я не умею анализировать, читать между строк. Ну, да, зато Вы такое наанализировали, что приходится только за голову схватиться. Несведущий читатель может не заметить, но я, хорошо знакомый с местностью, о которой идёт речь, а именно Лузский район, прекрасно вижу, что все Ваши выводы шиты белыми нитками. Если бы Вы писали исторический роман, то подобные вольности вполне уместны, но при наших исследованиях нужны только подтверждённые факты. А Вашу картотеку к делу не пришьёшь.

За сим откланиваюсь. С уважением.   

Ноговица нет, есть Нога. Но это разное. Может быть прозвище проявилось уже в слободе. Такие примеры есть по Вятке. В общем нужно задаться целью. А они у Вас пока другие.

У меня есть предположение, что это Григорий Толстая Ногавица из Обонежской пятины, упоминаемый в Ономастиконе Веселовского, но доказательств пока никаких нет. Можно заказать оригинал купчей, но, думаю, это ничего не даст, потому что фамилия в ней не указана (записан Артемий Григорьев).

Заказать нужно. На обороте может его другое именование. У меня покупатель Андрей Михайлов сын Дудкин, а на обороте Рык Дудин. На обратной стороне заверялся покупатель.

Когда-нибудь решусь. Подскажите, пожалуйста, как это сделать.

Обычный заказ. Только РГАДА требует указание на дело. А дело у Вас есть - по книге Воскобойниковой. Загрузка чрезвычайная. Последнюю купчую ждал 1,5 года. Это ещё до ковида. Сейчас, наверное, больше. Лучше обратитесь к частнику на сайте ВГД. Можно перезвонить в отдел копирования и уточнить. Координаты на сайте. 

Спасибо. Постараюсь воспользоваться Вашим советом.

Человека нет. Но есть дер. Ногавица и несколько Ногавицыно. 

Указатель к первым шести томам" (к "Новгородские писцовые книги, изданные Императорской археографической комиссией", СПб, 1859-1910 г.). 

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8569-ukazatel-k-pervym-shesti-tomam-1-6-1915

 

 

Таких населённых пунктов множество по всей России. На названия я уже не обращаю внимания.

Если есть деревня в какой-то пятине, то по ПК под редакцией Баранова можно искать человека, если есть такая более поздняя перепись. В списке только помещики, но при сплошном просмотре можно найти крестьян 

 Новгородские писцовые книги - 1498 год. Книга Шелонской пятины, Хмерский погост, деревня Созоново - Максимко Дуда (стр. 127-128)

Все новгородские Дуда и Дудин, всего их около 20 чел. мне известны более 6 лет. И это только по Новгородским пятинам. Есть еще Тульские, Тотемски и т.п. Не у всякого Дуда возник род Дудиных. Тоже по Дудин. Это всго лишь имя и отчество, как Иван - Иванов, Алексей - Алексеев и т.п. Образование фамилии шло по определённым правилам. Среди Дудин есть три помещика, но это не значит, что мой род ведёт начало от них. Чтобы определить своего родоначальника нужно совпадения многих факторов, в т.ч. даты. Между Максимом Дуда и Михаилом Дуда ещё должно быть одно колено. Иначе Михал уже должен иметь дедичество Дудин, а у сыновей Михаила это уже фамилии. Но в это время фамилии были только у бояр и то на у всех. У тех же помещиков Дудин тоже отчество или дедичество. Отследить их дальше не удалось. Это значит фамилия Дудин не состоялась.  

В книге В.П.Шляпина "Акты Велико-Устюжскаго Михайло-Архангельского монастыря" ч. I, 1912г., опубликован текст купчей 1542г. деревни в Сухонском стане. В межах та деревня находилась с Васильем с Леонтьевым сыном с Дудкою. 

Относительно купчей 1539г., то по моему мнению, нельзя со 100% уверенностью утверждать, что одной из сторон, участвующих в сделке был именно Дуда-Дудин. При совершении земельной сделки, продавец передавал покупателю все документы (пути) имеющиеся у него, на объект сделки. Поэтому купчая 1539г., могла достаться одному из Дудиных, в числе прочих документов при очередной продаже данной деревни, которая могла происходить после 1539г. 

У меня есть пример земельного спора 1656г., когда судились 2 стороны, одна из которых ссылалась на купчую 1575г., как обоснование права на данную деревню. По этой купчей, деревню приобрел крестьянин, не имевший никаких родственных связей с судившимся в 1656г. После приобретения деревни в 1575г., покупатель владел ею до нач. 1620-х гг., после него владел его сын, после него др. крестьянин, от которого по закладной, деревня перешла к одной из спорящих сторон 1656г. В правой грамоте этого судного дела, упоминается только та самая купчая 1575г., покупатель которой не являлся родственником крестьянина 1656г.

А как видим из книги Шляпина, Дудка-Дудины, совершенно точно проживали в Велико-Устюжском уезде в 1542г. 

 

 

Александр Федорович, добрый день. Подскажите, пожалуйста, очень кратко. Считаю вас настоящим профессионалом. Разыскиваю своих предков проживающих ранее в дер. Дрищев Прислон= Дудиха. Отец там родился, бабушка Надежда 1906г.рожд. там  же. Прадед Ермил Свинин там жил. Все нашел по метрическим церковным книгам. Далее хотел искать по переписи, ревизионным сказкам, но в архиве Кирова сказали, что эти данные находятся в Вологодской области. Мои действия ? Обращаться в Вологду?

Аватар пользователя Alexender

Сергей Симонович, добрый день. Александр Федорович более года не был на сайте, к сожалению.

Да, Вам надо обратиться в Вологодский архив.

 

Посмотрите здесь:

ПК 17 в., 1710, 1717 гг.: https://disk.yandex.ru/d/yYw9YcWiLM5cfA

3-я ревизия (не доработано): https://disk.yandex.ru/i/Ug2u2gudFQ4Irg

5-я ревизия: https://disk.yandex.ru/i/xLVFiEsKOodqoQ

6-я ревизия: https://disk.yandex.ru/i/ooDwUkmybtY3Sw

Для удобства работы скачайте файлы. А ещё обратитесь на форум ВГД Сольвычегодского и Великоустюгского уездов. Могут найтись единомышленники.

Я плотно сотрудничал с Александром Фёдоровичем. Он живёт в г. Северодонецке, не подаёт вестей после начала известных событий. Дай Бог, чтобы у него было всё хорошо. 

Сердечно благодарю за помощь,  за письмо и ссылки !   Классно ! Есть наша деревня Дудиха ( Дрищев Прислон )., очень ,очень интересно.

Александру Федоровичу, если выйдет на связь, наш поклон.

Спасибо большое всем ответившим мне. Будем работать дальше по заданному направлению.

Страницы