Обряд «домашнего крещения ».

Подобный обряд "крещения" после закрытия церквей имел распространение у жителей северо-востока Кировской области, на границе с Удмуртией.

Для проведения обряда приглашали повитуху или старушку. Родители новорожденного, крестные родителей и ребёнок становились вокруг стола. Старушка – повитуха  наливала на каждый угол стола по  часовой стрелке «святую воду»  (прим. женщина называла её «священная вода») которая стекала в импровизированную купель (небольшой тазик, корытце), после того как со всех четырёх углов стечет «священная вода» в «купель»,  ребёнка обливали этой водой, читали молитву и надевали на него нательный крест, после чего процесс крещения был  закончен.

Обычно в крестные выбирали людей, с которыми хотели установить близкие родственные отношения. Предпочтение отдавали односельчанам, известным своим трудолюбием, здоровьем, высокими нравственными качествами, а также достаточно высоким общественным статусом в деревенской среде.

После обряда «домашнего крещения» крестным родителям в поселковом или сельском совете выдавался документ «памятное свидетельство», о том что они являются почетными родителями новорожденного.

 

Обряд записан в поселке Шахровка Омутнинского района, со слов местной жительницы Елены Анатольевны.

Комментарии

Аватар пользователя VeraB

Так это не настоящие крещёные? Наверное , это было у старообрядцев или у никониан тоже?

А в крестными родителями могли становится дальние родственники, как Вы думаете?

 

Сомневаюсь, что сельсовет и местные верующие бабки действовали заодно. Во главе сельсовета, как правило выбирали коммуниста, обязанного по уставу партии быть атеистом.  Здесь, скорее всего два отдельных обряда: религиозный - подобие обряда крещения и светский. Бланки отпечатаны в областной типографии, тираж не указан, но наверное, не только для этого сельсовета, и это была какая-то соответствующая инициатива по внедрению нового советского светского обряда, альтернативного крещению.

А не знаете, где в те годы находилась ближайшая к Омутнинску действующая церковь?

Аватар пользователя Василий1955

Виктор Иванович, в то время наши православные ездили в Кирс. По крайней мере, у моей бабушки сестра в Кирс ездила на богослужения.

Василий Данилович, меня самого в начале 1970-тых бабушка возила в Кирс крестить. Мне было около 7 лет и я это помню. Но не могу понять, в какой церкви это было, т.к. в истории Кирсинской церкви написано, что ее отдали верующим лишь  1990-тые годы. Вот мне и интересно: какой храм был действующим в 1970-тые в Кирсе?

Аватар пользователя Василий1955

Виктор Иванович, вот про это не могу сказать. А сестра бабушкина ездила, как я помню, и в 1960 и в 1970-е годы, может даже и в 1980-е, но про 1980-е годы не могу сказать, так как я в это время служил на Дальнем Востоке. Видимо, где-то исправляли богослужение, может какой дом молитвенный был. 

Как внешне церковь выглядела около 1974-75 гг. не помню, но внутри церковь, как церковь: висели иконы, крестили, окуная в купель. Может она на окраине Кирса была? Или в соседнем селе, но мы в нее пешком шли из дома знакомых, у которых ночевали.

Безусловно, крещение, будь то церковное или домашнее с регистрацией в сельсовете или ЗАГСе никоим образом не связаны. Иногда по желанию родителей проводилась торжественная регистрация с "почетными родителями", которыми могли быть и крестные. Это и считалось альтернативой крещению. Но крёстными, как правило, были пожилые и верующие - бабушка, тётя и т.п., а почётными, обычно, были друзья родителей, свидетели на свадьбе (из собственного опыта).

Аватар пользователя другАрслана

Важный момент, чаще всего крестили не правильно...не буду приводить примеры как еще крестили. Поэтому если вы знаете что вас крестили на дому, то лучше попросить священника покрестить вас сейчас снова полным чином, чтобы не сомневаться в правильности совершения Таинства.

Аватар пользователя Алексей Русских

После того как в Омутнинске появился православный храм, в 1990-х, Елена крестилась полным чином. Но тем не менее вот такой вот "обряд" существовал в 1960-70 х годах в Омутнинском районе.

А я встречал даже в дореволюционной метрической книге в записи о смерти младенца фразу: "крещен на дому бабкой".

Из-за высокой детской смертности старались окрестить ребёнка, если он родился очень слабым, сразу же после рождения, чтобы он ушёл в мир иной крещёным, иначе душа останется "неприкаянной". А это считалось очень опасным как для него самого (не сможет попасть в Царство небесное), так и для его родных. Если я не прав, пусть уважаемый священник меня поправит. А если до ближайшей церкви было далеко и есть опасность, что не успеют донести его туда или пригласить на дом священника, то и крестила бабка-повитуха, которая, возможно, имела на это какое-то благословение от священника.

Аватар пользователя VeraB

Вы правы! Это обряд крещения, а не таинство.

Аватар пользователя Алексей Русских

Ну и ещё раз говорю, всё записано со слов Елены. Интересно, существовал ли подобный обряд в других районах Кировской области и Удмуртии.

Нас из Курьи в конце 50-х возили крестить в Омутнинск.

Такое памятное свидетельство мне выдали в ЗАГСе  вместе со свидетельством о рождении дочки в 1978г.