К 650-летию Кирова: Образ Хлынова (кремль и посад) в рисунках Т.П. Дедовой

Недавно депутаты кировской городской думы присвоили художнице и иллюстратору Татьяне Павловне Дедовой (род. 1939 г.) звание Почетного гражданина города Кирова. Решение это стало вполне заслуженным и даже несколько запоздалым, учитывая, что образ древнего Хлынова и старой Вятки давно ассоциируется у жителей и гостей города с работами Татьяны Павловны и, во многом, создан её руками и воображением. Более 30 лет её работами иллюстрируют книги, издают наборы открыток и сувенирной продукции, а персональные выставки открываются одна за другой не только в Кирове, но и в других городах и районах Кировской области. Такой востребованности и популярности можно только позавидовать!

Одна из последних выставок Т.П. Дедовой открылась 3 августа 2024 года в районном краеведческом музее в пос. Уни и была посвящена 95-летию Унинского района. Татьяна Павловна не только любезно согласилась приехать за почти 200 км, но и передала в дар музею 8 рисунков, на которых изображены 7 каменных храмов и 1 деревянная часовня, расположенных на территории района. А её полуторачасовое выступление привело гостей выставки в восторг, настолько она интересный и эрудированный рассказчик.

Татьяна Павловна не рисует Киров, даже в своей автобиографической справке она написала «родилась в городе Вятке», хотя тот уже 5 лет носил имя советского партийного деятеля. Художница и сейчас живет в Вятке: сохранение и реконструкция почти исчезнувшего образа родного города, воплощается в её рисунках, наполненных сценками повседневной жизни и нежными тонами акварельной палитры. Но главные «герои» её работ – это памятники архитектуры, как существующие, так и давно исчезнувшие: храмы, монастыри, крепостные стены и башни, дома выдающихся горожан и городские панорамы. Даже сейчас, проезжая или проходя мимо храма Татьяна Павловна без запинки может рассказать кто был его архитектором, кто и когда его перестраивал, и какие архитектурные стили воплотились в памятнике каменного зодчества. При этом Татьяну Павловну отличает скрупулёзность в соблюдении исторической точности и достоверности изображений, исходными данными её творчества выступают старые фотографии, архивные планы и чертежи, работы историков и археологов и письменные источники. В молодости Т.П. Дедова принимала участие в раскопках Орловского городища на р. Вятке, много путешествовала по разным уголкам Кировской области и никогда не расставалась с фотоаппаратом. Её товарищем и консультантом в создании исторических видов Хлынова был известный архитектор и краевед Анатолий Гаврилович Тинский (1920 – 2006 гг.).

Не являясь академическим художником, Татьяна Павловна самостоятельно развила свой талант и создала узнаваемый авторский стиль. По её словам, источником вдохновения стали многочисленные походы-путешествия и работа художником-иллюстратором в газетах «Комсомольское племя» и «Вятский край». Ей было мало просто ретушировать фотографии или рисовать газетные иллюстрации, она чувствовала тягу и желание рисовать храмы и была в этом отношении практически первопроходцем в Кировской области, ведь в советское время такое творчество не поощрялось. Работа иллюстратором дала художнице еще один важный навык – умение уместить большое количество деталей на небольшом по площади листе бумаги. Хотя большинство её современных рисунков выполнены на листах формата А4, в её багаже немало работ, созданных в формате А5 и А6, включая графику и акварели. «На них и посадила зрение» - с легкой грустью говорит она.

Тему 650-летия города Кирова (оставим историкам спор о том, сколько же ему на самом деле) невозможно раскрыть полноценно без экскурса в его раннюю историю, а последнюю преподнести наглядно без иллюстраций Т.П. Дедовой. В её багаже несколько десятков рисунков по которым, как по страницам учебника, можно проследить развитие города от небольшого деревянного городища, построенного первопоселенцами, до Хлыновского кремля с просторным посадом, и, наконец, величественной панорамы города, где доминантой выступают златоглавые храмы и стройные колокольни.
Предлагаю вместе пройтись по этим страницам истории Хлынова-Вятки-Кирова и взглянуть на нее через призму художественных образов Т.П. Дедовой.

Рис. 1. Вятское городище в XIV в;

Располагалось на территории Александровского сада. Предположительно возникло в XII веке и может быть ассоциировано с летописным новгородским поселением. Первой церковью в поселении был деревянный Крестовоздвиженский храм, один из возможных вариантов которого мы можем наблюдать в правой части рисунка.

Рис. 2. Хлыновский кремль во 2-й пол XVI в. Вид со стороны реки Вятки;

Хлыновский кремль был построен в 1450-е гг. в период феодальной войны в Московском княжестве, на возвышенности образованной рекой Вяткой и оврагом Засорой, по которому в то время протекала небольшая речка. Слева двор воеводы, в центре Никольская церковь, справа церковь Воздвижения Креста Господня. В то время город был полностью деревянным и страдал от частых пожаров, что давало ему возможность постоянно перестраиваться и менять свой облик.

Рис. 3. Двор Хлыновского воеводы в нач. XVII в;

Два двора воеводы на посаде упомянуты в Дозорной книге 1615 г. Вероятно двор, изображенный на рисунке, сгорел во время пожара 1632 года.

Рис. 4. Хлыновский кремль во 2-й пол. XVII в., вид со стороны ул. Спасской;

После крупных пожаров (1635, 1679, 1682, 1700 гг.) кремль и посад приходилось отстраивать практически заново. Крупная реконструкция крепостных сооружений в Хлынове была произведена в 1663-1669 гг. Особенно сильный пожар 1679 года привел к очередной перестройке города и открыл дорогу началу каменного строительства:
«Лета 1679, августа в 3 день... в 5 часу дни, в Хлынове городе, по отпетии обедни загорелось за кружечным двором, близь торговой площади, в Тупой улице, у Кириловской жены Сунцова, в клети от восковой свещи перед иконами, и от того пожару в Хлынове церкви святые все и монастыри оба и весь посад згорело без остатку».

Рис. 5. Постоялый двор на ул. Пятницкой, XVII в;

Постоялый двор служил местом отдыха и ночлега для многочисленных гостей города. Здесь всегда было людно и шумно. Это было нечто совмещавшее в себе функции гостиницы, кабака, склада и конюшен одновременно.

Рис. 6. Спасская башня Хлыновского кремля, 1663 год;

Спасская башня Хлыновского кремля существовала с XV века и неоднократно перестраивалась. Наиболее раннее описание башни содержится в Росписном списке г. Хлынова стольника и воеводы князя Петра Семеновича Прозоровского, датированного 1676 годом. Когда точно башня была утрачена неизвестно, вероятно это произошло после одного из пожаров в XVIII веке, после чего башню решено было уже не восстанавливать.

Рис. 7. Хлыновский кремль во 2-й пол. XVII в., вид со стороны оврага Засоры;

Этот образ Хлыновского кремля является наиболее древним из сохранившихся и впервые был изображен на иконе Трифон Вятский в конце XVII века. Образ оказался исторически достоверен, за исключением некоторых деталей, которые дополнили историки и археологи. В творческой переработке Т.П. Дедовой, по материалам реконструкции А.Г. Тинского, он стал самым узнаваемым видовым планом Хлыновского кремля и многократно публиковался.
На центральном плане Свято-Троицкий и Николаевский собор (1676-1683 гг.) – первое каменное строение в городе. На заднем плане можно рассмотреть деревянную Спасо-Преображенсую церковь.

Рис. 8. Град Хлынов над Вяткой рекой XVII в;

Рисунок подобен предыдущему, но выполнен в более крупном масштабе и позволяет рассмотреть части посада, включая перестроенную в камне в 1696 году Спасо-Преображенскую церковь.

Рис. 9. Дом Аверкия Перминова, сер. XVIII века;

Старейший каменный дом, построенный еще до переименования Хлынова в Вятку, сегодня можно наблюдать притаившимся в тихом дворе на пересечении улиц Герцена и Ленина. Сам дом имеет адрес ул. Спасская 10а. Но его первоначальный облик практически затерялся после многочисленных реконструкций, перестроек и обветшания. Секретарь Вятской провинциальной канцелярии Аверкий Перминов возвел двухэтажное каменное здание вскоре после большого пожара 1752 года. Как видно по масштабам постройки, чиновники уже в то время жили очень сыто и в достатке. Не удивительно, что этот дом в 1780 году был выбран в качестве резиденции для первого Вятского губернатора Алексея Алексеевича Ступишина (1722-1786 гг.) и оставался таковым до 1804 года. Затем в нем располагались богадельня и суконная фабрика. В 1903-1904 гг. к дому были добавлены трехэтажные боковые пристройки и в нем разместился ломбард и телефонная станция. Сегодня дом является жилым, но находится в плачевном состоянии. Несмотря на юбилей города, привести старейшее гражданское здание в порядок у чиновников руки так и не дошли – ирония судьбы!


Рис. 10. Палаты купца И.Г. Толмачева на Хлебной площади, 1-я пол. XVIII в;

Наряду с домом купца Аверкия Перминова, палаты Ивана Григорьева Толмачева представляют собой пример старейшей гражданской каменной постройки Хлынова-Вятки. Хотя точная дата строительства «Толмачихиных палат» неизвестна, архитектурные особенности позволяют отнести его возведение в 1730-40-м гг. На рисунке дом изображен с окнами на 1-м этаже, но это неверно. До начала XIX в. этих окон не было, первый этаж использовался как склад, а на второй его жители поднимались по деревянному пристроенному крыльцу.
Дом пережил много эпох и жителей, побывал богадельней для стариков и сиротским приютом, позже водонапорной башней и пожарной каланчей, но был снесен в 1939 году при строительстве Драматического театра.

Рис. 11. Общий вид города Хлынова в начале XVIII века; 

Радиальная планировка старого Хлынова просуществовала до 1784 года, когда по указу Екатерины II город был перестроен на новый манер с прямыми улицами и ровными кварталами. В XVII веке город выглядел иначе, а знакомые улицы располагались не там, где теперь. На общем плане Хлынова мы можем разглядеть старейшие улицы города: Пятницкую, Воскресенскую, Ильинскую, Морозовскую, Московскую, Спасскую и другие. Почти все они были названы по одноименным башням кремля или посада, от которых брали начало.

Продолжение следует…

#Хлынов #Вятка #Киров #Киров650 #Дедова #Художник #кремль

Комментарии

Аватар пользователя allaburdina

Спасибо, очень интересно!

Аватар пользователя skygrad

Рисунки неплохие, только самый ранний городок не соответствует археологическим результатам - контуры поселения 12-14 веков не определены, культурный слой тонок и утрачен почти полностью, находки "странные", связь с новгородцами не обнаруживается. Замечу также, что по описанию в СВ первоначальные стены Хлынова были в виде срубов приставленных вплотную друг к другу по периметру поселения, о башнях не упоминается. Позже в 17 веке были насыпаны высокие валы, вероятно, с частоколом на верху и башнями. Всего этого на рисунках нет, на них мы видим усредненный тип русских городов-крепостей, - двухъярусные городни с башнями.

Аватар пользователя дядя Женя

Здоровья Татьяне Павловне и творческих успехов! Хотелось бы увидеть её рисунки древней Вятки, что была в устье Моломы (Шабалинское городище), и булгарского города Колына (Ковровское городище). Описание городищ есть, местоположение - тоже. И рельеф местности впечатляющий.

Аватар пользователя Mikeros

Я думаю сейчас это сделать сложно. Татьяна Павловна жалуется на слабое зрение и новых работ создаёт немного. В основном занимается перевыпуском своих более ранних работ. Во всяком случае, даже если она согласиться рисовать, эти рисунки не будут уже такими же детальными, как представленные здесь.

Спасибо! В Кирове в Галерее Прогресса сейчас тоже проходит выставка Т. Дедовой. Посетил на прошлой неделе. Там представлено более сотни фотокопий ее работ. Подробнее: https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/culture/98792-v-kirove-otkrylas-vystavk...

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Спасибо, знаю про эту выставку. А почему вы пишите фото-копии работ? Разве там не оригиналы рисунков представлены?

А почему вы пишите фото-копии работ? Разве там не оригиналы рисунков представлены?

Нет, как я понял, это цифровая фотопечать. Под рисунками написано: "Жикле".

Аватар пользователя Алекс Логинов

Прекрасные рисунки. Спасибо, что показали. Есть в них некоторая сувенирность, лубочность, но, при этом, любовь к деталям и очарование.