Лузский район и Онтропьева слобода 2

Лузский район и Онтропьева слобода 2.

(Продолжение)

    Москва неоднократно организовывала переписи Сольвычегодского уезда. Был Дозор 1614/15 года (не сохранился), как и других уездов после окончания Смуты, но потом еще Дозор 1619/20 года (сохранился в виде Приправочных книг), перепись 1625 года, а затем сразу три: две писцовые 1645 и 1646 годов и одна переписная 1647 года, затем перепись 1678 г. и писцовая 1677-1682 годов.

    Рассмотрим их с точки зрения идеи особого контроля за регионом, высказанной в первой части статьи. Дозор 1619/20 года выявил некоторый прирост новых деревень. Они выделены в переписи даже отдельно - В Онтропьеве слободе перед Степановым дозором Голянищева да Пятово Филатова деревни и починки в прибыли https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/rgada-1209-1-15039/3490365 Не значительное прибавление, но оно было. Прошу обратить внимание на то, что территория слободы освоена давно. На это указывает то, что в перечне селений преобладают деревни, починков мало и все дворы заселены. Значит население стабильно и постоянно растет. Поясню мысль на данных из своей родословной. Самая ранняя информация – Дудины появились в деревне Дришев Прислон (Дудиха) в 1539 году. Это Ратмеровский стан, но сама деревня рядом с Онтропьевой слободой. Нет данных один или два брата. Но к 1600 году имеем три имени: Иван и Андрей – родные братья, известные по дер. Турышкино в Онтропьевой слободе, Тимофей из дер. Дрищев Прислан – толи еще один сын Михаила Дудина и тогда это родной брат Ивана и Андрея, толи двоюродный брат им. Расстояние менее 20 км. с большой вероятностью позволяет предположить, что они из одного рода. Информация о потомках Ивана и Тимофея после 1641 года отсутствует. Но у Андрея было шесть сыновей, выживших и давших потомков. А далее наблюдается закономерность: каждое поколение идет удвоение (и несколько больше) численности. Предполагаю, что подобная ситуация была и у других родов. Иначе за чуть более, чем столетие численость населения Онтропьевой слободы существенно приросло и достигло «критической точки» и наметился его переизбыток. Скорее всего это подтвердила перепись 1625 года. Конечно, нужны цифры, но данная статья – постановочная и исследования продолжатся, но вначале нужно обработать имеющиеся на сайте писцовые книги.

  Обращает на себя следующий факт – массовое переселение из Онтропьевой слободы на Вятку в период 1630-1647 годы. По переписи 1625 г. Дудиных в слободе было три семьи общей численностью 24 чел. Владели они 5 дворами. Представители 4 семей общей численностью 21 чел. переселились в Котельничский уезд. Первоначально жили на 3 двора. По переписи 1647 года осталось 4 семьи общей численностью 12 чел. Во владении те же 5 дворов и 4 пустых. Численность семей и дворов до и после не совпадает из-за размежевания братьев и выделения старших сыновей в самостоятельные хозяева. Численность к 1647 г. увеличилась – родились представители нового поколения. И таких примеров по Онтропьевой слободе множество, практически, в каждой второй или третьей деревне есть запись «збежал на Вятку» или «збежал безвестно» и дата. Переселение было не одномоментное, а в разные годы. По всей видимости, кто-то был первым, а по его результату подались и другие. Переписи 1645, 1646 и 1647 годов показали динамику переселения. Именно проведение трех переписей подряд и наводит на мысль, что власть отслеживала процесс и управляла им. Интересный факт – по писцовой книге 1677-1682 годов пустых дворов нет (при первом приближении, не нашел), очень подробно расписано когда освободившиеся наделы были отданы и кому, причем на льготу и на сколько лет. По моим оставшимся Дудиным тоже интересный момент – после смерти отца сын получил отцовский надел на льготу на пять лет. Такие меры, по всей видимости, способствовали восполнению убыли населения и подготовили следующую волну переселения.

 В Котельничском же уезде в этот период наблюдается резкое расширение оброчного стана. Предполагаю, что подобное было спланировано и организовано давно и именно эта раздача земли в аренду и способствовала переселению сюда крестьян из Сольвычегодского уезда.

  Устюжский и Сольвычегодский уезды – подходы к переписям похожие и разные.

Сольвычегодский уезд. 1620 год. Деревня Турышкино а в ней крестьян: (в) Ондрюшко Дудин с сыном с Бориском; (в) Ортемка Ондреев; (в) Русинко Ондреев сын Дудин; (д) пуст Русинка же Дудина а пашню пашет он же Русин Дудин. Пашни паханые середние земли дватцать одна четь в поле, а дву потому, сена шездесят копен. В живущем выть с полу вытью.

1625 год. Деревня Турышкино, а в ней крестьян: (в) Бориско Ондреев сын Дудин з братом с Рычком владеет по купчей рф году /1601 гогоду. (в) Куземко да Оброска Ортемьевы владеют по купчей пд (1576) году; (в) Русинко Ондреев сын Дудин с сыном с Миткою; (в) вдова Маврица владеет тем двором Русинко ж Дудин. Пашни паханые середние земли дватцать одна четь в поле а в дву потому ж сена шездесят копен. В живущем полторы выти да примерные пашни пять чети с полуосминою и с четвериком. Оброку девять алтын бес полуденги. Поскотины десять десятин лесу и болота восмь десятин. (У Русинка Дудина нет записи об основании владения участками – купчие были утеряны и при переписи подал прошение об их восстановлении, которое было удовлетворено).

  Устюжский уезд 1623-1626 гг. Дер. Беляевская на реке на Двине и на усть речки Тедемы, а в ней крестьян: д. Ивашко Дудин да сын ево Ивашко; д. Степанко Олексеев. Пашни паханые середние. Земли двенатцать четей с полуосминою в поле, а в дву по тому ж. Сена меж поль и по врагом восмьдесят две копны. Лесу пашеннаго три десятины, а непашеннаго пять десятин. В живущем выть без полчети выти. А за осталное сено, за сорок за семь копен, оброку три алтына полторы денги.

    Отличие – нет указания на основание владения землей. В дополнение можно указать, что по 1625 г. ссылки на купчие есть не только по Онтропьевой слободе и Лальской волости, но и в Ратмеровском и Андреевском станах и Учецкой волости. Когда они появились нужно изучить сам текст, но это отдельная тема. Не нашел при беглом просмотре писцовых книг 1629 г. Котельничского и Хлыновского уездов ссылок на купчие. Отсюда, можно предположить, что купчие – родовая особенность Сольвычегодского уезда и она и другие и стали основанием для его выделения из Устюжского во второй половине 16 века, соответственно с этого времени купчие распространились по всему уезду. А отказ от них и переход к оброчным (арендным) отношениям, возможно начался после 1678 года.

   После публикации первой части статьи мне сбросили информацию о книге А.И. КОПАНЕВ ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ БЕЛОЗЕРСКОГО КРАЯ XV-XVI вв. 1951.* В ней выбрал цитаты по теме. Если Новгородская земля ранее рассматривалась по писцовым книгам 1495-1500 годов, то теперь через столетие. Стр.77. «Итак, вышеприведенные материалы дают основание утверждать, что массовая раздача черных и дворцовых земель на Белоозере производилась с 1613 г. В 1613 — 1615 гг. почти во всех белоозерских черных и дворцовых волостях испомещались служилые люди. В результате черные и дворцовые земли на Белоозере почти исчезли…». Далее автор приводит факты о крестьянской ненависти к помещикам и о ожесточенной борьбе крестьянства против феодалов-помещиков. Нам важен результат испомещивания – он напрямую связан с темой статьи. Стр. 84 «Обе таблицы показывают, что в начале XVII в. земледелие Белозерского края переживает сильный упадок. Печать запустения лежит на всех районах края. Прежде всего бросается в глаза большое количество пустошей, т.е. запустевших населенных пунктов, пустых дворов и мест дворовых. По волостям, которые были за помещиками, количество пустошей доходило до 71.5%, по монастырским вотчинам число их было значительно меньше, — они составляли 36.2% всех деревень. Большой процент запустенья деревень всегда соответствует большому количеству бобыльских дворов. Рост бобыльских дворов явился следствием экономического обнищания населения. Раз пустели деревни, то неизбежно запускалась и пашня. Она превращалась в перелог, и если соха не касалась его какой-нибудь десяток лет, то эта земля зарастала мелким кустарником и молодым леском — «в кол и в жердь», превращалась в землю, «перелогом и лесом поросшую», как ее называет наша писцовая книга. А если и дальше рука человека не прикасалась к ней, то молодой лес вырастал в большой, «дикой», как называют его на севере, и писец эту пашню именует уже «пашня лесом поросшая». Слабела рука человека — наступали леса. Наши таблицы показывают, что в 1626—27 г. На Белоозере было больше земель запущенных, не обрабатываемых, ушедших в перелог и поросших лесом, чем земель возделываемых — пахотных. По волостям, в которых были испомещены дворяне, пашня занимала 14.7% прежней площади, 85.3% пахотных земель лежало без обработки. В монастырских вотчинах пашни было больше — она достигала 35.2%, т.е. 64.2% земли находилось в запустении». По моему мнению, такие результаты и способствовали тому, что Устюжский и Сольвычегодский уезды остались «заповедниками» черносошного крестьянства. А корень в том, что климатические условия и малоплодородные земли, «середние и худые земли» по переписям, делали невыгодными крепостничество в обычном понимании – урожаи едва обеспечивали выживание крестьян. Помещичье земледелие оказалось выгодным только на юге теперешней Кировской области, поэтому Котельничский, Хлыновский и другие уезды Вятской земли тоже остались черносошными. При этом оброчные взаимоотношения государства с крестьянами оказалось более взаимоприемлемыми. А получившее было распространение монастырские вотчины оказались соперниками государства за доходы от крестьянства в виде оброка и других сборов. Потому и была секуляризации монастырских земель по реформе 1764 года. Еще одна причина «заповедника черносошного крестьянства» - по Соборному уложению 1649 г. вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права, а значит прекратился приток переселенцев из центральных уездов. Онтропьева слобода, будучи на правах волости, обладала дополнительными свойствами в силу самой слободы. Перефразируя имеем «все равны, но слобода более равная». Онтропьевая слобода более двух столетий служила интересам государства и народа (крестьянства).

 

2. Проект «Материалы первых ревизий – в базу знаний!».

    Выше изложенное требует более конкретного наполнения. Но для этого необходимо обработать переписи Сольвычегодского уезда 1645 и 1646 годов (1647 год в обработке), 1710 и 1717 годов. Еще есть Ландратские переписи Устюжского и Великоустюжского уездов. Надеюсь появится и более ранние по Южской трети Устюжского уезда. Собственно потому и написал предыдущую заметку, пишу и теперь чтобы привлечь активных пользователей сайта к обработке писцовых книг и ревизий Русского Севера – Сольвычегодский и Устюжские уезды его южная часть и граница, - и к идентификации селений, как уже обработанных, так и новых. Приглашаю не только пользователей, чьи предки из Вятской губернии, но и из Вологодской, ее регионов, примыкающих к Кировской области – в первой части описаны группа деревень формально подчиненных Онтропьевой слободы, но фактически расположенной вне ее, на территории современного Великоустюжского района. Предполагаю, что таких деревень было больше и не все идентифицированы. На сайте «Родная Вятка» в разделе «Книжные издания» опубликованы документы этих регионов. Да и по делам, по которым пишется настоящая заметка, видно что территории, входящие в Кировскую область – малая часть документов. Да, будет проблема с идентификацией деревень – все-таки рамки сайта ограничены границами Вятской губернии и Кировской области. Но давайте обработаем все писцовые книги и ревизии и опубликуем таблицы!!! Так писал ранее. Теперь, когда границы по ревизиям определены, переписи 1620 и 1625 годов обработаны до уровня деревень только по волостям, территории которых вошли в Кировскую область - предлагаю это сделать заинтересованным пользователям. А привязку деревень можно будет сделать отдельной картой в «облаке», а ссылку поместить в соответствующих таблицах.

      Приглашаю пользователей сайта, хорошо знающих территорию Лузского, Подосиновского и Опаринского районов к привязке деревень из таблиц переписей и ревизских сказок к современным деревням, как существующих так и исчезнувших в конце прошлого века. Пока идентификация низкая. Она достаточна, чтобы сложить представление о том времени, но желательно иметь более полное видение.

 

3. Возможные истоки родов вятских.

  Как один из вариантов. В генеалогии есть такое выражение, что если дошли до момента, когда все изучено и нет ясности откуда предки пришли в починок, деревню – изучайте историю. Известно, что переселение крестьян шло с запада на восток и с севера на юг. И этот путь проходил через Устюжский и Сольвычегодский уезды. Выше изложена краткая история юга Русского Севера. Да, особое внимание уделено Онтропьевой слободе, но основные моменты – общие для всей этой части Вологодчины: до поры времени поток крестьян оседал на этой территории свободно. Потом он стал ограничиваться и пресекаться. Но со временем, осевшие там, крестьяне освоили пригодные под пашни земли, размножились и в поисках свободных земель двинулись дальше. Одним из направлений для них был юг - на Вятку. Именно так мои Дудины появились в Котельничском уезде между 1630 и 1645 годами. Если ваши предки из черносошных крестьян и их фамилии, так называемые прозвищные: Дудин, Ногавицын, Перевалов, Свиньин, Трегубов, Чебаевский и др., вероятность того, что они из тех территорий возрастает. Дело в том, что купчие, закладные и другие юридические документы требовали более точной персонализации человека, поэтому там рано появились фамилии. Трехэлементная (имя, отчество, фамилия) система оказалась лучше двоичной (имя, отчество). До нашего времени дошли из писцовых книг Дозоры 1615 года. По Сольвычегодскому уезду 1620 год. Казалось, невозможно имея данные за 1615 год, найти точку переселения по данным 1620 года. Но возможны ситуации. Как правило, переселялась не вся большая семья, а кто-либо оставался на прежнем месте. Совпадение фамилии и отчества позволяет предположить родство. Вторым фактором является купчая, если она сохранилась. Более того – это единственных документ для крестьянской генеалогии за более ранний период. Да, здесь нужно везение, но это все же шанс и его нужно использовать.

   Сайт «Родная Вятка» предоставляет возможность поиска предка путем сплошного просмотра писцовых и переписных книг. Есть и пособие по изучению скорописи. Все в ваших руках. В поисках помоги и другим – поучаствуйте в проекте «Материалы первых ревизий – в базу знаний!»

 

* Спасибо большое Андрею Александровичу за предоставленную информацию.

 

 

Комментарии

Аватар пользователя олег78

Да тоже согласен с вами.Еще предки могут быть (например у моих совпадают многие фамилии с жителями Устюжской волости великоустюжского уезда середины 17 века.И еще не надо забывать про костромичей!Почему вы думаете что  переселение шло только с запада на восток(с этим согласен) и с севера на юг9думаю надо добавить потомков ростово-суздальцев0с унжи и ветлуги.тоже есть совпадение фамилий и населенных пунктов но более позднеее время брал. Мои тоже половина из Котельнического уезда но в осеновной массе туда пересилились из орловского уезда.Но повторяю что я тоже в поисках пришел к Сольвычегодскому и Великоустюжскому уездам!и поддерживаю вас.

Вы правы, упоминая Ростово-Судальскую землю, Кострому. Но статья написана по материалам Устюжского и Сольвычегодского уездов, переписи которые есть сайте и по данным по своим предкам. Их путь четко прослеживается по старинному тракту Новгород-Москва - Вел. Устюг - Хлынов. Другие территории - другие источники. Но главное для меня Онтропьева слобода. Термин "збежал на Вятку" включает все уезды Вятской земли, это и Котельничский, где оказались мои, это и Орловский, где оказались ваши.

Спасибо Александр Фёдорович, очень интересно.