Досуг деревни...

Из рукописи о положении крестьян в деревнях Вятской губернии. Выводы комиссии Вятского губкома ВКП(б). 1926 год.

 

Разно употребляет свое свободное время деревня. Самогоном заливается ее старая, а, отчасти, и молодая часть. Особенно марийские деревни. Самогон — это проказа, пятном несмываемым лежащая на деревне. Правда, здравомыслящая часть крестьян борется с этим и считает, что зло должно государство само искоренять, но как, они не знают. Сами борются приговорами с этим, но это ни к чему не приводит. Отдельные крестьяне в деревнях обращались к комиссии, чтобы она в губернии доказала необходимость продажи водки по типу старых винных монополий. Городское вино и русское горькое крестьянину не по цене, а выпить он хочет. Пьет и в радости, а больше пьет в горе наш крестьянин. «Ведь выгоднее государству, и налогу с нас будет меньше, и хлеб сбережется от самогона», - говорил в деревне Б. Лыжня и толково говорил один крестьянин.

Досуг молодежи в зимние вечера (а мы говорим про зимний досуг) сосредоточивается на вечерках. Игры в «овес», «папа римский», «соседи», «столбик» и т.д. - вот чем она занимается. Обязательная гармошка, вездесущие частушки, некоторые новые городские, даже иногда революционные песни (дер. В-Грава и др.). Молодежь все вечера (святочные особенно) «шемонается» по вечеркам. Разумное времяпрепровождение — это удел одиночек, передовых деревенских страдальцев за невежество деревни. Они живут с книгой, иногда с карандашом, будучи селькорами. Молодежь, конечно, тянется, и бурно тянется к свету, но, увы, удовлетворения этим запросам находит в редких случаях. Поэтому ее энергия и направляется в другую или отталкивающую по своей грубости или менеее привлекательную форму.

Много хороших ростков глохнет как жемчужинки культурные. Пропадают в навозных кучах, другие пробивают дорогу и уходят в город, чтобы не возвращаться в деревню. Чтобы показать, чем живет, как дышит и как молодежь в своем сознании преломляет события, мы помещаем частушки деревни... Они расскажут читателям об очень многом, что переживает деревня и чего нельзя рассказать пером. Автором частушек является многоликая масса, имя которой народ...

Политическая сторона частушек упирается еще в войну 1914 года...

Франц Иосиф и Вильгельм

На машине съехались,

Наш Николка испугался,

Штаны с ж... съехали...

 

Мой миленочек в плену,

Роет там канаву,

Одна дома я сижу,

Как травушка вяну.

 

Гражданская война с борьбой Красной армии с дезертирством некоторой части крестьянской молодежи вспоминается как радостное, так и позорящее. Поющий о Красной армии всегда оживляется, меняет голос, а о дезертирах — звучит ирония и некоторое презрение. Припевающий под гармошку сам этого не переживал, но он хочет вложить именно это.

 

Не тужите, дезертиры,

Скоро кончится война,

У Николки трон разбили,

А Вильгельм сошел с ума.

 

Дезертиры-дезертиры,

Дезертирам горюшко.

Красна Армия в деревню -

Дезертиры в полюшко.

 

За республику советов

Пойду смело воевать,

Пускай дома отцы наши

Идут с девками гулять.

 

Очень щедра деревня на частушки тов. Ленину и Троцкому... ставя иногда их то друзьями, то врагами... (эти частушки уже приводились в статье «Поют ли о Ленине частушки — Е.Ч.).

Коммунисты и комсомольцы, их работы, социальное происхождение из бедноты, их поведение как с хорошей, так и с плохой стороны живо интересует деревню...

У Краинских комосомльцев

На троих одни штаны.

Один носит, другой просит,

Третий в очередь стоит.

 

Комсомольца полюбить -

Надо измениться:

Крест на шее не носить,

Богу не молиться...

Отмечают прошлое своих близких или себя. И особенно в деревне поют такие частушки, которые показывают изменения в положении знакомых им людей...

 

Раньше был я бондарь,

Починял кадушки,

Побывал на фронте я,

Заряжал там пушки...

 

Особенно достается попам. Молодежь своими частушками приводит последних в бешенство. Антирелигиозный мотив в частушках — массовое явление...

Говорят, Илья-пророк

По небу катеается.

Интересно знать, друзья,

Чем он там питается...

 

Большое значение имеет ревность парней и на этой почве драки или укоры девушек.

Под окном стоит рябина,

От нее приятный дух,

Что ты делаешь, Матаня,

Зачем любишь сразу двух?

 

Моя буйная головушка

Нигде не пропадет,

В синем море не утонет -

Волной к берегу прибьет.

 

Сапоги на мне худые,

Дома востроносые.

Вы не смейтеся, девчонки,

Сами сопленосые...

 

А в Огородниках деревне

Бугорки да ямы,

Огородненски девчонки

Чисто обезьяны.

 

По Зобенской по деревне

Из концы в конец тропа.

Шура любит губы мазать

И зобенского попа..

 

Про любовь поют парни, которая заставляет их далеко бегать в чужую деревню:

Высоко орел летает

Перелеты делает,

Парень девицу полюбит -

Сколь далеко бегает..

 

Со стороны девушек в частушках выявляется больше всего любовной лирики, грусти, недовольство на родных, на миленка. Подчас девушки ревнуют и ревность доходит до мести. Больше всего в частушках девушек стоит вопрос о муже, его обращении и т.д. Наряды теперь занимают особенно видную роль в думах крестьянской девушки. От них все зависит в устройстве ее жизни. Любовь девушке тяжела, но она идет на это. Без любви ее жизнь пуста. Но любовь бывает неудачна. Она проклинает измену. Любовь приносит иногдеа ей горе. Но иногда и бахвалится девушка своим счастьем. Ей везет: у нее много миленков.

 

Если кофту не стираешь,

То не будет белая,

С горя ноженьки не ходят,

Что любовь наделала.

 

У меня миленков много,

Как в корзиночке грибов.

Отбивай дружка, подружка,

Отбивай, не радуйся,

Попадешься в темном месте,

То тогда не жалуйся.

 

Подружка носит фартук белый,

Я надену розовый,

Придет милый на беседки,

Словно кряж березовый.

 

Кабы я была моложе,

Да годочков десяти,

Ничего бы я не знала:

Ни люббви и ни тоски.

 

Вот глубокая могила,

Кого вы хороните?

Неужели ягодинку

Без меня зароете?

 

Что ты, милый, зазнаешься,

У нас чин с тобой один:

Я крестьянская девченка

да и ты не господин.

 

Вспомни, милый, где сидели

В поздний летний вечерок.

Мы сидели, говорили,

Чья измена наперед.

 

Каюсь, каюсь я не раз

Любовью рано занялась.

С этих маленьких годков

Сердце требует любовь.

 

Чем тебя я огорчила

Ты скажи, любезный мой,

Разве тем, что полюбила,

Потеряла я покой.

 

Кофту розову кроила,

Оставалось на кисет.

Не пойду далеко замуж -

Уговаривал сосед.

 

Растоскуюсь, разгорююсь,

Меня некому унять.

Всю неделю на вечерках

Мне милого не видать.

 

Зажгу лампу в коридоре,

Ты, подружка, не гаси,

Отобью твово миленка,

А ты харю не коси.

 

Мой миленочек хворает,

Дорогая умница

Шел двором — не опасался -

Улягнула курица.

 

Поиграй для интересу

Русо-бравый паренек.

Из-за вас я я погибаю,

Ты зачем меня завлек?

 

Интересная походочка

У Шуры моего.

Идет в горочку в наклоночку,

За то люблю его.

...

На столе лежит букет

Лентой перевязанный.

Из-за тебя, мой чернобровый,

Уж троим отказано.

 

Мил, закуривай, не бойся,

Я не староверочка.

Я не староверочка,

А крестьянская девушка.

 

Я любила до пяти,

Любила до пятнадцати,

Любила в вечер целоваться

Раз до девятнадцати.

 

Я надену юбку в клеш,

Подружка, врешь, не отобьешь.

Отобьешь, так отбивай,

Навстречу мне не попадай.

...

Обычай в деревне увозить с вечерок девок к себе тоже отмечается в частушке. Увоз теперь молодежь отправдывает то, что, когда при обоюдном согласии жениха и невесты старики не согласны.

Нынче девушек воруют,

Ишь, какая дурнина,

У красногорян украли

Дочь Андрея Лукина.

 

О красоте девушка тоскует. Но верит, что любовь заключается не во внешних качествах девушки.

Некрасива, некрасива,

Знаю, не красавица.

Но ведь не все красивых любят,

А кто кому понравится.

 

Подчас обижается девушка, особенно девушка сторовозрастная на свою судьбу, что ее не берут замуж. Частушка эта заимствованная, ибо от нее пахнет городом:

Я на бочке сижу,

Слезы капают,

Меня замуж не берут,

Только лапают.

 

Меня поп-то не венчает,

Вкруг налоя не ведет.

Окаянный лоботряс,

Обведи хоть один раз.

 

Приведенные частушки дают материал о настроении деревни...

 

ГАСПИ КО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 129. Л. 60-70.

Комментарии

упоминаются деревни Большая Лыжня, Высокая Грива

Аватар пользователя ele-chudinovsk

как в документе

Да, это понятно, только там сокращенно, а во втором случае очевидно что с буквой ошиблись (Грава).

Если сделать гипер-ссылку на деревню в тексте - тогда на страничке деревни появится следующее:

Упоминания о деревне

Аватар пользователя Родыгина Анна

Про борьбу с самогоноварением из журнала "Вятское народное хозяйство" (1920г.). Интересно, отбывали самогонщики наказание согласно этого Декрета?