Из рукописи о положении крестьян в деревнях Вятской губернии. Выводы комиссии Вятского губкома ВКП(б). 1926 год.
Разно употребляет свое свободное время деревня. Самогоном заливается ее старая, а, отчасти, и молодая часть. Особенно марийские деревни. Самогон — это проказа, пятном несмываемым лежащая на деревне. Правда, здравомыслящая часть крестьян борется с этим и считает, что зло должно государство само искоренять, но как, они не знают. Сами борются приговорами с этим, но это ни к чему не приводит. Отдельные крестьяне в деревнях обращались к комиссии, чтобы она в губернии доказала необходимость продажи водки по типу старых винных монополий. Городское вино и русское горькое крестьянину не по цене, а выпить он хочет. Пьет и в радости, а больше пьет в горе наш крестьянин. «Ведь выгоднее государству, и налогу с нас будет меньше, и хлеб сбережется от самогона», - говорил в деревне Б. Лыжня и толково говорил один крестьянин.
Досуг молодежи в зимние вечера (а мы говорим про зимний досуг) сосредоточивается на вечерках. Игры в «овес», «папа римский», «соседи», «столбик» и т.д. - вот чем она занимается. Обязательная гармошка, вездесущие частушки, некоторые новые городские, даже иногда революционные песни (дер. В-Грава и др.). Молодежь все вечера (святочные особенно) «шемонается» по вечеркам. Разумное времяпрепровождение — это удел одиночек, передовых деревенских страдальцев за невежество деревни. Они живут с книгой, иногда с карандашом, будучи селькорами. Молодежь, конечно, тянется, и бурно тянется к свету, но, увы, удовлетворения этим запросам находит в редких случаях. Поэтому ее энергия и направляется в другую или отталкивающую по своей грубости или менеее привлекательную форму.
Много хороших ростков глохнет как жемчужинки культурные. Пропадают в навозных кучах, другие пробивают дорогу и уходят в город, чтобы не возвращаться в деревню. Чтобы показать, чем живет, как дышит и как молодежь в своем сознании преломляет события, мы помещаем частушки деревни... Они расскажут читателям об очень многом, что переживает деревня и чего нельзя рассказать пером. Автором частушек является многоликая масса, имя которой народ...
Политическая сторона частушек упирается еще в войну 1914 года...
Франц Иосиф и Вильгельм
На машине съехались,
Наш Николка испугался,
Штаны с ж... съехали...
Мой миленочек в плену,
Роет там канаву,
Одна дома я сижу,
Как травушка вяну.
Гражданская война с борьбой Красной армии с дезертирством некоторой части крестьянской молодежи вспоминается как радостное, так и позорящее. Поющий о Красной армии всегда оживляется, меняет голос, а о дезертирах — звучит ирония и некоторое презрение. Припевающий под гармошку сам этого не переживал, но он хочет вложить именно это.
Не тужите, дезертиры,
Скоро кончится война,
У Николки трон разбили,
А Вильгельм сошел с ума.
Дезертиры-дезертиры,
Дезертирам горюшко.
Красна Армия в деревню -
Дезертиры в полюшко.
За республику советов
Пойду смело воевать,
Пускай дома отцы наши
Идут с девками гулять.
Очень щедра деревня на частушки тов. Ленину и Троцкому... ставя иногда их то друзьями, то врагами... (эти частушки уже приводились в статье «Поют ли о Ленине частушки — Е.Ч.).
Коммунисты и комсомольцы, их работы, социальное происхождение из бедноты, их поведение как с хорошей, так и с плохой стороны живо интересует деревню...
У Краинских комосомльцев
На троих одни штаны.
Один носит, другой просит,
Третий в очередь стоит.
Комсомольца полюбить -
Надо измениться:
Крест на шее не носить,
Богу не молиться...
Отмечают прошлое своих близких или себя. И особенно в деревне поют такие частушки, которые показывают изменения в положении знакомых им людей...
Раньше был я бондарь,
Починял кадушки,
Побывал на фронте я,
Заряжал там пушки...
Особенно достается попам. Молодежь своими частушками приводит последних в бешенство. Антирелигиозный мотив в частушках — массовое явление...
Говорят, Илья-пророк
По небу катеается.
Интересно знать, друзья,
Чем он там питается...
Большое значение имеет ревность парней и на этой почве драки или укоры девушек.
Под окном стоит рябина,
От нее приятный дух,
Что ты делаешь, Матаня,
Зачем любишь сразу двух?
Моя буйная головушка
Нигде не пропадет,
В синем море не утонет -
Волной к берегу прибьет.
Сапоги на мне худые,
Дома востроносые.
Вы не смейтеся, девчонки,
Сами сопленосые...
А в Огородниках деревне
Бугорки да ямы,
Огородненски девчонки
Чисто обезьяны.
По Зобенской по деревне
Из концы в конец тропа.
Шура любит губы мазать
И зобенского попа..
Про любовь поют парни, которая заставляет их далеко бегать в чужую деревню:
Высоко орел летает
Перелеты делает,
Парень девицу полюбит -
Сколь далеко бегает..
Со стороны девушек в частушках выявляется больше всего любовной лирики, грусти, недовольство на родных, на миленка. Подчас девушки ревнуют и ревность доходит до мести. Больше всего в частушках девушек стоит вопрос о муже, его обращении и т.д. Наряды теперь занимают особенно видную роль в думах крестьянской девушки. От них все зависит в устройстве ее жизни. Любовь девушке тяжела, но она идет на это. Без любви ее жизнь пуста. Но любовь бывает неудачна. Она проклинает измену. Любовь приносит иногдеа ей горе. Но иногда и бахвалится девушка своим счастьем. Ей везет: у нее много миленков.
Если кофту не стираешь,
То не будет белая,
С горя ноженьки не ходят,
Что любовь наделала.
У меня миленков много,
Как в корзиночке грибов.
Отбивай дружка, подружка,
Отбивай, не радуйся,
Попадешься в темном месте,
То тогда не жалуйся.
Подружка носит фартук белый,
Я надену розовый,
Придет милый на беседки,
Словно кряж березовый.
Кабы я была моложе,
Да годочков десяти,
Ничего бы я не знала:
Ни люббви и ни тоски.
Вот глубокая могила,
Кого вы хороните?
Неужели ягодинку
Без меня зароете?
Что ты, милый, зазнаешься,
У нас чин с тобой один:
Я крестьянская девченка
да и ты не господин.
Вспомни, милый, где сидели
В поздний летний вечерок.
Мы сидели, говорили,
Чья измена наперед.
Каюсь, каюсь я не раз
Любовью рано занялась.
С этих маленьких годков
Сердце требует любовь.
Чем тебя я огорчила
Ты скажи, любезный мой,
Разве тем, что полюбила,
Потеряла я покой.
Кофту розову кроила,
Оставалось на кисет.
Не пойду далеко замуж -
Уговаривал сосед.
Растоскуюсь, разгорююсь,
Меня некому унять.
Всю неделю на вечерках
Мне милого не видать.
Зажгу лампу в коридоре,
Ты, подружка, не гаси,
Отобью твово миленка,
А ты харю не коси.
Мой миленочек хворает,
Дорогая умница
Шел двором — не опасался -
Улягнула курица.
Поиграй для интересу
Русо-бравый паренек.
Из-за вас я я погибаю,
Ты зачем меня завлек?
Интересная походочка
У Шуры моего.
Идет в горочку в наклоночку,
За то люблю его.
...
На столе лежит букет
Лентой перевязанный.
Из-за тебя, мой чернобровый,
Уж троим отказано.
Мил, закуривай, не бойся,
Я не староверочка.
Я не староверочка,
А крестьянская девушка.
Я любила до пяти,
Любила до пятнадцати,
Любила в вечер целоваться
Раз до девятнадцати.
Я надену юбку в клеш,
Подружка, врешь, не отобьешь.
Отобьешь, так отбивай,
Навстречу мне не попадай.
...
Обычай в деревне увозить с вечерок девок к себе тоже отмечается в частушке. Увоз теперь молодежь отправдывает то, что, когда при обоюдном согласии жениха и невесты старики не согласны.
Нынче девушек воруют,
Ишь, какая дурнина,
У красногорян украли
Дочь Андрея Лукина.
О красоте девушка тоскует. Но верит, что любовь заключается не во внешних качествах девушки.
Некрасива, некрасива,
Знаю, не красавица.
Но ведь не все красивых любят,
А кто кому понравится.
Подчас обижается девушка, особенно девушка сторовозрастная на свою судьбу, что ее не берут замуж. Частушка эта заимствованная, ибо от нее пахнет городом:
Я на бочке сижу,
Слезы капают,
Меня замуж не берут,
Только лапают.
Меня поп-то не венчает,
Вкруг налоя не ведет.
Окаянный лоботряс,
Обведи хоть один раз.
Приведенные частушки дают материал о настроении деревни...
ГАСПИ КО. Ф. П-1. Оп. 4. Д. 129. Л. 60-70.
упоминаются деревни Большая Лыжня, Высокая Грива
как в документе
Да, это понятно, только там сокращенно, а во втором случае очевидно что с буквой ошиблись (Грава).
Если сделать гипер-ссылку на деревню в тексте - тогда на страничке деревни появится следующее:
Упоминания о деревне
Про борьбу с самогоноварением из журнала "Вятское народное хозяйство" (1920г.). Интересно, отбывали самогонщики наказание согласно этого Декрета?