Монастыри Вятского края


Лествица райская (византийская икона XII века, монастырь Святой Екатерины)

Монастыри Вятского края

Автор карты: Дмитрий Лысов

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Вятская земля стояла на одном из первых мест по количеству монастырей. Как и многие деревни, большинство из них ушло в историческое небытие. Интересно, где они были? Монастыри сгруппированы и отсортированы по районам и населенным пунктам в алфавитном порядке.

Прошу помочь установить расположение следующих монастырей:

Наименование монастыря Источник
Тихоновская пустынь, , около 1677 гг (Кировская обл., Верхнекамский р-н, в Кайгородском уезде перед погостами Лойно и Гидаево и пустынью Сретенской)  1. Каталог "Писцовые книги Севера" (Сост. Воскобойников и др.) М. 2000 г. В описи переписей фонда Поместного приказа РГАДА в описании Переписной книги 1677-78 гг. города Кайгорода и окологородного стана. - С. 246.
 
Введенский Котельнический монастырь, жен., до 1678 -1764 (Кировская обл., Котельнический р-н, Нижний посад города Котельнича)  1. ru.wikipedia.org
2. www.nashavyatka.ru
3. www.kotelnich.info
 
Преображенская Яранская пустынь, , (Кировская обл., Яранский р-н, )  1. ru.wikipedia.org
 

Если Вам известны еще какие-то монастыри, не указанные на карте, буду рад добавить! Если отметил неточно, прошу сообщить.

Комментарии

Монастыри Вятского края. С ныне действующим женским монастырем в г. Вятские Поляны все понятно. А история монастыря на полянках (опечатки нет - с маленькой буквы) - начиная с названия, нуждается в научных архивных изысканиях. И привязывать растоложение монастыря с современным устьем Оштормы не стоит.
Связь Христорождественского монастыря с церковью в с. Суши - одно из предположений. В этом вопросе лучше не додать информации. В Вятских Полянах краеведением серьезно занимается Владимир Слесарев.
Жители Вятских Полян считают, что в городе есть и мужской монастырь. Как о нем писать?
А на карте теперь все корректно. Спасибо.

Подскажите, пожалуйста где можно познакомиться с работой:Сычев В. И. Вятские монастыри в конце XVI – начале XX века (историко-географическое описание).// Европейский Север в культурно-историческом процессе. Материалы международной конференции. Киров, 1999.

Аватар пользователя ru-danko

Они выложены тут автором. Полистайте комментарии (тут несколько страниц комментариев).

Татьяна, с большой или маленькой буквы - вопрос для скорописи 17-18 веков не существенный. Тогда не было четких правил, часто писали и имена и фамилии и названия населенных пунктов с маленькой буквы.

На месте Вятских Полян был не монастырь, а вотчина Трифонова монастыря.

Действительно мы про нее мало знаем. Но грамота 1595 г. на отдачу этих земель Трифонову монастырю сохранилась, мне ее однажды показывал историк В.В. Низов. Это был скан из книги, т.е. она где-то опубликована.

О том, что вотчина находилась при впадении в Вятку р. Оштормы написано в книге авторитетного вятского историка А.А. Спицына "Вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря" в КВГ на 1886 г. - Этот календарь можно скачать в сети и посмотреть. Но ведь это имеется ввиду вся вотчина. Вы же, очевидно, ищете место монастырских строений. После секуляризации многие монастыри были обращены в приходские церкви. Рационально было бы поискать, в каком из действовавших на начало ХХ века храмов был Рождественский придел.

Про вотчину в с. Суши впервые слышу. Возможно с. Суши входило в Рождественскую вотчину, но не наоборот. Все-таки все вотчины перечисляются в переписных книгах.

Последним серьезным исследованием на тему Трифонова монастыря и его вотчин является довольно объемная работа Е.В. Кустовой>>

В Герценке она есть. Я просматривал ее, внушает уважение скрупулезным отношениям к фактам. Все собрала, что известно о монастыре. Вот там бы посмотреть, что у нее написано про Рождественнскую вотчину?

 

 

 

На 1912 г. в с. Вятские Поляны была только одна церковь: Николаевская. Интересно, сколько в ней было приделов и был ли среди них Рождественский (но еще вопрос, какой ищем: Христорождественский или Рождества Богородицы)?

Л. 222. Ведомость о Николаевской ц. с. Вятские Поляны, Малмыжского у., I –го Благочиннического ок., Вят. Епар. за 1905г.
1. "Церковь построена в 1826г. тщанием прихожан вместо прежней построенной за давностью времени неизвестно когда и на какие средства; Престолов в ней три – в правом теплом приделе во имя Св. Чудотворца Николая, в левом во имя Св. Пророка Божия Ильи и в холодном храме в честь Богоявления Господня."

Спасибо за интересный вопрос. Ответ на него искал в свое время Полянский краевед Альчиков Олег Васильевич, но во времена атеизма найти ответ не было возможности.Сейчас проще, все источники доступны, было бы время.

Познакомилась с работой Сычева В. И. Она ближе к реферату, да и понятно такой большой обзор. Автору проще, он кировчанин.
А конкретно Полянской монастырской вотчиной занимался Зиновьев А., кандидат исторических наук. Это было в 1990-х годах.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Виртуальная экскурсия по г. Вятские Поляны краеведа Слеварева В.А. [letopisi.org] дает возможность оценить улицы старого села. Следует обратить внимание на расположение основных улиц, их наименование, расположение домов и учреждений. Земское училище, возможно, первоначально располагалось при церкви ("было подарено земству взамен первой деревянной церковно-приходской школы"). Мне видится, что монастырь мог располагаться между улицами: Ленина, Касноармейской, Азина, пер. Ленина.

"После секуляризации церковно-монастырских земель (отчуждения их в пользу государства) Рождественский монастырь в Вятских Полянах был закрыт (по другой версии - в 1783 году, после крупного пожара, от которого сгорели обе церкви)." Следовательно, церкви и монастырь были в историческом застроенном центре села. Интересно, в документах секуляризации Екатерины II какого рода указываются сведения?

"В 1607 г. рядом с Полянами возникает дворцовое село. В соседстве с Вятскими Полянами возникло с. Усад - вотчина Казанского митрополита. ...первое столетие существования Рождественского монастыря часто сопровождалось территориальными спорами." Если были споры, то была и переписка и суды. Такого рода сведения, возможено, есть в Вятской или в Казанской епархиях.

В конце экскурсии написано: "село Полянки - Рожественное - Рождественское - Полянское - Николаевское - Вятские Поляны".

Сведения. Родна Вятка.
Ф. 245. Оп. 3. Д. 659. Л. 153. Клировые ведомости 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда за 1918 г.
Л. 167. С. 206. Ведомость о Свято-Троицкой ц. состоящей Малмыжского у. Вятской Епар. с. Усад за 1916 г.
а) Церковь построена в 1838 году. Вместо прежней деревянной, построенной, в 1787 году.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо.

Здравствуйте, Дима! Сформулируйте пожалуйста ваш вопрос и вашу цель.Сейчас оперируете понятиями: село, значит есть церковь, с. Усад не было в соседстве с Вятскими Полянами. Это по тексту два поселения существовавшие в разное время. Ссылаться на краеведов - перетасовывать современные факты. В Вятских Полянах и со школами путаница. Не привязывайте монастырь к современным улицам. Река Ошторма, Вятка меняла русло. Понятия Ошторма и Вошторма относяться как к реке, так и к поселению. Это тупик. Ориентир мне известен только один: житницы. Правильное направление выбрал Сычев Виктор Иванович. Им обозначаны основные источники. Дальнейшие изыскания займут не один год. Надеюсь вернуться к этому разговору через несколько дней, после консультации с Еленой Витальевной Кустовой.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

У меня нет вопросов. Спасибо. Удачи!

Возможно, что под № 24 указаны два различных монастыря.

 

1. Тихвинский Новоспасский мужской монастырь, г. Царевосанчурск

В 18 столетии в Царевосанчурске существовал Новоспасский мужской монастырь в связи с колонизацией района и необходимостью укрепления влияния русских среди местного марийского населения. Назначение вновь созданной обители состояло в проведений миссионерской работы среди марийцев по обращению их в православие. Монастырь был обнесён каменной стеной. В 1754 году в самом монастыре были две церкви – Спасская холодная с приделом пресвятой Богородицы Тихвинской и теплая во имя  Иоанна Предтечи.

2. Мусерская мужская пустынь Яранского уезда, с. Мусерье

Мусерская в честь Тихвинской иконы Божией Матери пуст. (в Яранском у., муж., основана ранее 1661, в 1727 приписана к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, затем в том же году к Казанскому архиерейскому дому);

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, Владимир! Разделил. Укажите, пожалуста, источник сведений.

Спасибо, Владимир! Разделил. Укажите, пожалуста, источник сведений.

 

по с. Мусерье, в частности, здесь

http://admsanch.ru/p/shish_sp/363-bogorodicyn-den-v-sele-musere.html

к сожалению, непроверенные сведения копируются с сайта на сайт (ВИКИ и пр…), в результате получается вот такая "каша": Му́серская Ти́хвинская пу́стынь (Царёвосанчурская Тихвинская пустынь),

села Мусь там и в помине нет, есть Мусерье, и река Мусь.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/425167 
http://wiki-linki.ru/Page/956220

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо.

Дмитрий, закрытие монастыря в 1783 г. сомнительно. Во-первых, секуляризация и перевод части оставленных монастырей в штатные и заштатные приозошли в 1764 г. Во-вторых, в списке штатных и заштатных монастырей такого нет и быть не может, т.к. Полянская вотчина юридически монастырем и не являлась. Ее просто забрали как земельные владения с экономическими крестьянами в госсобственность.

Вполне допускаем, что посторойки монастыря сгорели. Тогда по аналогии со сгоревшим так же Верхочепецким ШТАТНЫМ монастырем в 1769 г. на этом месте могли построить только церкви или часовни. Вообще было не принято просто так бросать места бывших алтарей. Над ними возводили деревянные балдахины от поругания или ставили кресты. Поэтому застроить место бывшей церкви до революции вряд ли бы смогли. Но в советский период запросто. Например, на месте монастыря могут находиться сейчас здания завода Молот. Но это всего лишь необоснованое предположение. Странно, что в 1912 г. в книге "Вятская Епархия" Кибардина, Шабалина не числится в этом селе ни одной часовни.

Все-таки, на месте бывшей сгоревшей церкви или чаще рядом с ней строили новую церковь.

 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Поставил "до 1780".

Нашел в Сборнике храмозданных грамот по с. Вятские Поляны только 1 грамоту: от 14 мая 1818 г. на построение вместо ветхой деревянной Николаевской церкви, вновь каменного храма во имя Св. Николая Чудотворца с приделами в честь Богоявления Господня и Свят. Пророка Илии.

Рождественских приделов нет. Пока версия с Николаевской церковью, как остатками построек монастыря не подтверждается.

Виктор Иванович! Вам отправлена эта информация ранее. См. выше. Можете пояснить о хром. грамоте.

Татьяна, а что пояснить?

Посмотрел еще перепись 1710 г.: http://census1710.narod.ru/admin.htm

В Хлыновском уезде (Сиб. губ.) при перечислении вотчин Трифонова монастыря Вятско-Полянская вотчина отсутствует.

Нашел только в Казанской губернии

1710: Казанская губерния: Переписная книга года архиерейских и монастырских вотчин  Казанского уезда переписи казанского коменданта Никиты Алферьевича Кудрявцова (РГАДА. Ф.237. Оп.1. Д.154) http://census1710.narod.ru/perepis/237_1_154.htm

"(л.446) За Вятским Успенским Трифановым монастырем в селе Рожественском Вяцкие Поляны тож по переписным книгам  186-го году 91 двор а по переписи 709-го году и сего 710-го году росписано порознь

В селе Вяцких Полянах по переписи 709-го 16 а по нынешней перси

Во дворе … сын Салмин … сын Селезнев

Во дворе … (идет перечисление дворов)...

В том же селе монастырской скотной двор а в нем живут тогож села крестьянские дети Елфим Григорьев 20 лет Кузьма Федоров сын Зайков у него жена Марфа Онаньина..."

 

К сожалению не нашел названия двух монастырских церквей, упоминаемых краеведами в истории г. В.Поляны

 

Нашел название церкви Вятскополянской вотчины в 1620 г.

Село Рожественское на Полянах, по списку с книги письма и дозору Конст. Шушерина и подъячего Амирева 7128 (1620) года

Село Рожественское, что на Полянках, на денежном оброке. А в нем Божие милосердие храм деревян Троицы Живоначальные да пределы великого чюдотворца Николы, а в церкви образы и книги и свечи строение мирское. Да селе двор попов, двор прикащиков, да дворы крестьянские: ... (перечисляются владельцы)... всего 22 двора...

В селе ж на Полянках крестяне живут на лготе... (перечисляются владельцы)... Да в том же дворе бобыли... Да бобыли же живут на лготе...

Да у села Полянок на речке на Кушак мельница мутовка, на оброке Вяцкого Успенского монастыря за старцом за Саватеем, оброку платитти в государеву казну в Казани по рублю..."

ТВУАК 1907 г. вып 2. с. 14.  https://docs.google.com/file/d/0B0K47JLp4QpaVEVYSXFkUEZZLVE/edit?pli=1

 

Вот ведь еще загадка, почему же село тогда Рождественское, если церковь Троицкая и Николаевская?

Но прежняя версия с Николаевской церковью опять подтверждается.

В Глазов на конфер. не приедете?

Нет не Полянский, но бывал там несколько раз. Центральную часть хорошо представляю. Николаевский храм как раз над рекой стоит.

В Глазов не приедете?

Не приеду. В конференциях участвую заочно.

Все-таки был в Полянской вотчине Рождественский храм, странно, почему ж его в 1620 г. не записали?

А по дозору Казанца Менщика Мишакова, да подъячего Рода Мелентьева написано: «И на тех Полянках архимандрит Трифон с братией в 7107 году (1599г.) храм поставил во имя Рождества Христова, деревян с трапезою...

Ссылка: http://вп-музей.рф/12345/92-vyatskie-polyany-pervye-sto-let.html

Там же выписки из других переписей.

Аватар пользователя wiki43

Уточнения про монастыри на территории нынешнего Вятскополянского района. 

1. Документальных упоминаний о существовании монастыря (или монастырской вотчины) в селе Суши не имеется. На данный момент есть лишь предположение, что монахи из Трифонова монастыря, присланные в Вятские Поляны, временно останавливались в селе Суши. 

2. Вотчина Трифонова монастыря в селе Полянки (Христорождественский мужской монастырь) действительно существовала с 1596 года и имела деревянную церковь в честь Рождества Божьей Матери, построенную в 1599 году. По этой церкви Полянки стали называть: Рожественное, Рождественское. (ГАКО ф.1404, оп.1, ед.хр.5 - В. Шабалин. "Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 г." - с. 329.)

В 1615 году была построена вторая церковь, для мирян - в честь Николая Чудотворца. (ГАКО ф.237, оп.121, ед.хр.426 - "О разрешении строительства каменной церкви в селе Вятские Поляны". - с.1)

9 июня 1783 г. в Вятских Полянах случился крупный пожар, о котором есть упоминание в архивном документе:
"…сего месяца июня 3-го числа села Вятских Полян крестьянская женка Наталия Козмина во свой двор вынесла в корчаге курево для доения коровы от мух и комаров и потому, оставя ту корчагу на том месте, а каким образом та корчага опрокинута на солому кем неизвестно, отчего учинился пожар, и погорело оное село Вятские Поляны в два часа пополудни, а имянно: две церкви во имя Рождества Богоматери и Николая Чудотворца с колокольнями и колоколами... семдесят четыре дома все без остатку... и скотиною..., а оная крестьянка Козмина в страху своего неизвестно куды скрылась..."
(ГАКО. Ф. 583. Оп. 3. Д. 715. Л. 1.)

После этого пожара уже на следующий год Николаевская церковь была отстроена вновь (освящена 21 июля 1784 г.). 

Сведений о том, был ли после пожара восстановлен монастырь, на данный момент нет. Как нет сведений о его закрытии.

Надо учитывать, что до 1791 года село Вятские Поляны относилось к Казанской епархии и, возможно, сведения о закрытии монастыря есть в казанских архивах. 

3. Женского монастыря в селе Усад, располагавшемся по соседству с Вятскими Полянами, не было. Ложная информация пошла от журналистов, когда сообщалось об открытии в 1997 году Христорождественского Богородичного женского монастыря в городе Вятские Поляны (на месте бывшего села Усад). На самом деле этот монастырь унаследовал своё название от мужского монастыря, находившегося в селе Вятские Поляны. 

Когда готовилось ходатайство об открытии монастыря в Вятских Полянах, предполагалось, что это будет тоже мужской монастырь, как преемник монастыря, давшего начало поселению. Он стал строиться рядом с Михаило-Архангельским деревянным храмом, перевезённым в Вятские Поляны из села Суши. Однако, братия, поселившаяся в новых деревянных келиях, через некоторое время разбежалась. В результате был открыт женский монастырь, в бывшем селе Усад (на территории Вятских Полян), из группы сестёр, переселившихся из Прибалтики. А построенный мужской монастырь (в другой части города) до сих пор остаётся неоткрытым.

По названию женского монастыря в Вятских Полянах. Правильнее называть его: Христорождественский Богородичный женский монастырь в г. Вятские Поляны - так он назван при открытии в постановлении Священного Синода от 2 октября 1997 года. Домовым храмом обители является церковь Рождества Христова. А путаница с названием монастыря, наблюдающаяся в Сети, вызвана тем, что при монастыре есть храм в честь Иверской иконы Божьей Матери - поэтому на некоторых сайтах стало появляться другое название: Иверский Богородичный женский монастырь. 

4. Данные по ссылкам на сайты Летописи, vpkraeved, команда Кочующие - малость устаревшие, и без ссылок на первоисточники. Более свежая и уточнённая информация содержится на сайте Вики-Поляны ( http://kraeved.vp43.ru/ ): 

http://kraeved.vp43.ru/wiki/Начало_Виртуальной_экскурсии_Сей_град_юн_и_древен - на этой странице все необходимые ссылки. 

Спасибо, wiki43, прояснили многое. Действительно, журналисты и краеведы много чего домыслили. Единственно, с чем я не согласен, Вы называете вотчину монастырем. Нет такого монастыря в известных мне списках монастырей, т.к. не признавался он самостоятельным, отдельным монастырем, поэтому и не было необходимости закрывать его отдельным указом. Отобрали все вотчины у Трифонова монастыря и всё произошло одновременно по всей России по указу о секуляризации. А вот какая-нибудь грамота о переводе церквей в приходские храмы и создании на этом месте отдельного прихода, в Казанском архиве храниться может. Вы же цитируете сведения о пожаре 1783 г. Нет там уже ни слова про монастырскую вотчину. Вотчин у Трифонова монастыря было много. Полянская отличается лишь дальним расположением, да и тем, что в другой губернии находилась.

И вернемся к тому, с чего здесь обсуждение началось: как Вы считаете, постройки (церкви, кельи и т.п.) где находились? Там, где сейчас Николаевская церковь? Верно ли по Вашему поставлена метка на карте?

Страницы