Из истории Великорецкого крестного хода

 

Завтра, 3 июня, из города Кирова в село Великорецкое отправится по обычаю Великорецкий крестный ход к месту явления Чудотворного образа Святителя Николая. Но не всегда так было.

Недавно из общества «Знание» в Государственный архив социально-политической истории Кировской области» поступил на хранение интересный альбом фотографий с названием «Ушло в прошлое». В альбоме — 23 фотографии, относящиеся к 1950-м годам прошлого столетия. Хотя особых пояснений в альбоме нет, можно догадаться, что, скорее всего, это было наглядное пособие для агитационно-пропагандистской работы после выхода в свет 28 ноября 1958 года постановления ЦК КПСС «О прекращении паломничества к так называемым святым местам». Он много лет являлся пособием для лекторов-антирелигиозников.

Кировский обком КПСС принял это постановление к руководству и исполнению, и потребовал «добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых святых мест». На фотографиях — участники Великорецкого крестного хода. Но это не тот многолюдный, торжественный, величественный ход, каким мы привыкли его видеть сейчас. Это изображение крестного хода периода запретов и гонений.

Конечно, пропагандисты постарались, чтобы и паломники, и их действия во время хода выглядели как можно более неприглядно, фотографии подтасовывались и снабжались самыми нелицеприятными комментариями.

 

Исполнение постановления шло планомерно и последовательно. Для его исполнения создавались специальные агитационные группы. Аргумент против хода был такой: якобы, на этих паломничествах кто-то очень обогащается. Также населению внушалось, что паломники вытаптывают посевы, а скопления людей приводит к распространению инфекционных заболеваний. Агитационные группы работали как в течение всего года, проводя лекции на предприятиях и в организациях, так и во время прохождения крестного хода. Так, в 1959 году на путях следования паломникам через мегафон разъясняли, что святые места в районе Великорецкого закрыты, и всем предлагалось вернуться домой. Кроме того, на путях следования были вывешаны соответствующие объявления. Паломников в 1959 году встретила закрытая церковь. Часовня на берегу Великой была разобрана.

На следующий год меры еще более ужесточили. В местах прохождения паломников строили изгороди. На пути следования паломников дежурили около 600 дружинников, которые задерживали и возращали паломников.

В делах Государственного архива социально-политической истории Кировской области есть список 1961 года активных участников паломничества, кому не страшны были никакие преграды и репрессии. Назовем некоторых из них. Это Гущина Анна Трофимовна (в делах отмечено, что она ежегодно ходит, первая купается), Клепиков Иван Александрович с сыном Клепиковым Прокопием Ивановичем, Сыкчин Иван Алексеевич, Серебряков Николай Иванович. В списках их называют «штатными вожаками паломничества».

Давайте вглядимся в их лица. Это они в 1960 году, когда людей не хотели допустить на берег реки Великой, «возглавили паломников, прорвали изгородь и прорвались». Прорвались, чтобы не прервать добрый обычай, не нарушить обет, даннный вятскими людьми более шести веков назад. Прорвались, чтобы завтра тысячи людей, торжественной поступью, уверенно и величаво отправились в этот крестный ход. Приветливо встретят их на пути следования, торжественны будут молебны на Великой.

Да будет так.

Комментарии

А интересно, что за образ они тогда носили? И где он хранился? Скорее всего какой-нибудь список, висевший у кого-то дома.

Сам подлинник иконы исчез в 1930-тые годы. А священники единственной действующей Серафимовской церкви в паломничестве не участвовали, боясь репрессий.