Монастыри Вятского края


Лествица райская (византийская икона XII века, монастырь Святой Екатерины)

Монастыри Вятского края

Автор карты: Дмитрий Лысов

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Вятская земля стояла на одном из первых мест по количеству монастырей. Как и многие деревни, большинство из них ушло в историческое небытие. Интересно, где они были? Монастыри сгруппированы и отсортированы по районам и населенным пунктам в алфавитном порядке.

Прошу помочь установить расположение следующих монастырей:

Наименование монастыря Источник
Тихоновская пустынь, , около 1677 гг (Кировская обл., Верхнекамский р-н, в Кайгородском уезде перед погостами Лойно и Гидаево и пустынью Сретенской)  1. Каталог "Писцовые книги Севера" (Сост. Воскобойников и др.) М. 2000 г. В описи переписей фонда Поместного приказа РГАДА в описании Переписной книги 1677-78 гг. города Кайгорода и окологородного стана. - С. 246.
 
Введенский Котельнический монастырь, жен., до 1678 -1764 (Кировская обл., Котельнический р-н, Нижний посад города Котельнича)  1. ru.wikipedia.org
2. www.nashavyatka.ru
3. www.kotelnich.info
 
Преображенская Яранская пустынь, , (Кировская обл., Яранский р-н, )  1. ru.wikipedia.org
 

Если Вам известны еще какие-то монастыри, не указанные на карте, буду рад добавить! Если отметил неточно, прошу сообщить.

Комментарии

Аватар пользователя wiki43

Напутали не столько краеведы, сколько журналисты, пишущие книги по местной истории.. 

Про название. Думаю, нужно приводить оба названия, одно в скобках: Вотчина Трифонова монастыря в Вятских Полянах (Христорождественский монастырь). 

Фактически, де-факто, это был монастырь. А юридически, де-юре, с учётом территориальных споров с Казанской епархией, его было выгодно во всех документах упоминать как вотчину Вятского монастыря. По сути вятскополянский аппендикс присоединился к карте Земли Вятской во многом благодаря этому. И эта территория до сих пор периодически всплывает как лакомый кусок между Вяткой и Казанью.

Про отсутствие упоминаний обеих церквей в некоторых документах. Монастырский храм, предназначенный для братии или сестёр, обычно менее доступен для посещения прихожанами. Поэтому не удивительно, если о нём "забывают" упомянуть. К примеру, многие горожане в Вятских Полянах сегодня не ведают о существовании двух монастырских храмов в честь Рождества Христова и в честь Онуфрия Великого.  

Про территорию, на которой мог располагаться монастырь. 

Николаевская церковь (ныне Никольский собор) всегда стояла на том месте, где сейчас. Она предназначалась для мирян. 

О примерной территории, где располагались монастырские постройки, можно косвенно предположить по наличию подземных ходов, которые связывают в единую сеть:
- бывший дом священика Кибардина (на ул. Ленина),
- Никольский собор,
- здание военкомата на ул. Ленина (бывший дом купцов Зайцевых, из которых сначала отец, потом сын были церковными старостами),
- здания торговых рядов (ныне филиал ВятГГУ) на улице Советской (бывший Большой переулок). 
Имеются слухи, что есть подземный ход, который тянется со стороны Никольского собора под правой стороной улицы Ленина (бывшая улица Большая).

Входы в эти подземные коммуникации замурованы, и они не обследовались. Было однажды обрушение хода на улице напротив собора. 

Про точность координат на карте. Обозначены точно. Женский монастырь - на храме Иверской БМ. Мужской монастырь - на Никольском соборе (бывшая Николаевская церковь) - это единственное здание, которое с достоверностью можно отнести к монастырю. 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Обновил название вотчины.

Аватар пользователя wiki43

Информация о Христорождественском Богородичном женском монастыре в Вятских Полянах на сайте Вики-Поляны: http://kraeved.vp43.ru/wiki/Христорождественский_монастырь_в_Вятских_Полянах

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Добавил.

Почитал по указанной ссылке, извините, опять вымысел:

"История Вятских Полян начинается с Христорождественского мужского монастыря, созданного иноками Свято-Трифонова Вятского монастыря... Численность его братии достигала 600-700 человек".  Нуууу... Про численность братии явно уж слишком через край хватили. Что примечательно, опять без ссылки на первоисточник. Это ж в 2 раза больше, чем в Соловецком монастыре в лучшие времена. Так на Соловках они роль пограничной крепости имели, поэтому численность приходилось большую держать.  Ну и как эти 700 монахов вмещались на службу в 2 деревянные церквушки?

Аватар пользователя wiki43

У меня тоже сомнения по этим цифрам. Скорее всего, тут нужно уменьшить минимум в 10 раз.  В одной из публикаций упоминалось "40 братьев да 5 человек попов, да диакон, да монастырских всяких трудников 30 человек" (где точно, надо посмотреть). Поэтому отдельной статьи про этот монастырь пока нет. 

Спасибо. Исправил. 

Мне кажется и 40 братьев (без послушников) многовато. В Верхочепецком монастыре в 1769 г. было всего 17 монахов. А это один из крупнейших вятских монастырей, за что и был включен в штаты, но сгорел и его место в штатах передали Слободскому Богоявленскому.

600-700 человек (душ) может быть всё население вотчины. Но и это проверять надо.

Друзья! Возможно подключить специалистов Библиотеки Герцена?Вопрос: Что пишет Кустова Е.В. о Полянской вотчине? или монастыре?

Старинные фотографии г. Советск. В том числе и церкви https://yadi.sk/d/AtTZq6UBmXacV

 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Замечательные фотографии, спасибо! С вашего разрешения я их добавлю к страничке г. Советска.

Старинные фотографии г. Советск.  https://yadi.sk/d/AtTZq6UBmXacV   Доступ по ссылке закрыт? 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Фото приложены к страничке г.Советск.

У меня есть несколько статей по вятским и пермским монастырям, м.б. что-то пригодиться. 

https://vggu.academia.edu/%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%9A%D1%83%D1%...

Да, у Игумнова был не Верхочепецкий, как указано в справке, а Усть-Святицкий монастырь, как справедливо писал Сычев.

 

 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, Елена, что присоединились к нашей беседе! 

Аватар пользователя craeved

У меня собран материал "Божьи храмы Земли Вятской". Вот начало...

Божьи храмы Земли Вятской.

          Поводом для составления этой книги стал вопрос ученика на уроке краеведения: «У нас в селе разрушенную церковь начали понемногу восстанавливать. А много ли в Кировской области таких церквей?». Вопрос показался несложным, я открыл ru.wikipedia.org и вот она, таблица:

Православные храмы города Кирова[править | править вики-текст]

Фото

Название

Постройка

Архитектор

Состояние

Примечание

Архитектурный памятник

               

        И фото, и название, и состояние… К сожалению только до Кирово-Чепецкого района, а дальше – чисто. Из 39 районов всего 12. Пришлось обращаться на sobory.ru , прекрасный материал, но пришлось открывать страницу каждой церкви в каждом районе (только в Слободском районе их 34), а районов осталось 27, а церквей…

        Вот тогда и посетила меня мысль не только просто арифметически подсчитать недействующие храмы, а собрать их фото со статьями. Может эти фото разбудят чью-то совесть?...

 

Район

Всего

Действует

Арбажский район

2

2

Афанасьевский район

4

3

Белохолуницкий район

12

3

Богородский район

8

0

Верхнекамский район

3

2

Верхошижемский район

9

1

Вятскополянский район

8

8

Даровской район

8

2

Зуевский район

13

7

Кикнурский район

8

8

Кильмезский район

6

3

Кирово-Чепецкий район

21

19

Котельничский район

3

1

Куменский район

14

5

Лебяжский район

3

2

Лузский район

25

7

Малмыжский район

5

2

Мурашинский район

3

2

Нагорский район

8

3

Немский район

7

6

Нолинский район

17

6

Омутнинский район

9

8

Опаринский район

7

2

Оричевский район

8

7

Орловский район

14

3

Пижанский район

5

4

Подосиновский район

16

4

Санчурский район

9

7

Свечинский район

2

1

Слободской район

34

14

Советский район

21

11

Сунский район

8

4

Тужинский район

6

3

Унинский район

7

2

Уржумский район

19

9

Фаленский район

6

1

Шабалинский район

8

4

Юрьянский район

22

15

Яранский район

20

12

Всего районов - 39

Всего храмов-408

Всего действующих-203

 

       Естественно, в общее количество храмов не включены утраченные, хотя по церковным спискам они почему-то указаны.

      По этой и другим причинам приведенные цифры абсолютно точными назвать нельзя, но и погрешность ошибок минимальная. Главное, видно, что половина храмов так и стоит разрушенная, хотя атеизм в России закончился 25 лет назад.

       Конечно, обвинять в этом только церковь глупо, но без духовного пастыря, истинно радеющего за веру, миряне – стадо овец без пастуха.

А таких пастырей немало на Вятской земле.

       Это (к великому сожалению, умерший) настоятель Всехсвятского собора и благочинный Кирово-Чепецкого благочиния митрофорный протоиерей Николай Федько. Из 21 храма действующих 19. Именно стараниями протоиерея началось восстановление 2-х оставшихся недействующих церквей в с. Селезениха и с. Пыжа. Кстати в с. Селезениха в пристрое уже проходят службы (спасибо о. Андрею).

 

         Это отец Пётр, настоятель Никольского собора, Благочинный Вятскополянского благочиния, архимандрит (из 8 храмов действуют все!).

 

        Это Благочинный южного округа Яранской епархии - архимандрит Владимир (Дяченко), Кикнурский район: из 8 храмов действуют все!

 

       Это Благочинный протоиерей Иоанн, Немский район: из 7 храмов действуют 6.

 

Это интересно, Владимир Петрович, но здесь это не совсем по теме. Вам надо завести отдельную тему. Я готов участвовать, оказать Вам помощь по Фаленскому району, т.к. в Википедии неточность.

Аватар пользователя crek

Дмитрий, Иоанно-Предтеченский Жерновогорский монастырь был разрушен, на его месте построена баня (которая сейчас не действует). Это дом 37 по ул. Советской. Передвинте метку.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, исправил!

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

К определению расположения Введенского Котельнического монастыря известно следующее:
1. В 1678 году в Котельниче на посаде, на месте пяти пустых дворовых мест, строится девичий монастырь с церковью во имя Введения Пресвятые Богородицы [www.kotelnich.info].
В данном случае важно определить границы посада.
2. В 1629 году Котельнич состоял из города (кремля), острога (огороженной территории) и посада (неогороженной территории).
В кремле находились

  • соборная церковь Архистратига Михаила,
  • теплая церковь с трапезою Николая Чудотворца,
  • холодная церковь Алексея человека Божия и Живоначальной Троицы;
  • приказная изба;
  • двор земский для приезду государевых посланников. 

В остроге располагались

  • церковь теплая с трапезой Живоначальной Троицы с пятью лавками, 
  • церковь холодная Николая Чудотворца с 4 лавками, и предел Екатерины Христовы Мученицы с одной лавкой.

На посаде были построены кузница и баня для посадских людей, позже было построено питейное заведение (“кружечного двора казённый погреб”) [www.kotelnich.info]. Первый посад именовался нижним, во второй половине 17 в. город разростался и появился за "котловиной" (это овраг по реке Балакиревице) верхний посад.
3. В 1613-1614 годах в Котельниче за посадом рядом с городом был основан и построен старцем Кириллом “Ивановский Предтечев монастырь” [www.kotelnich.info]. Из указанного выше следует, что этот мнастырь находился в верхнем посаде. Здесь же располагался "двор мирской для приезду всяких людей".

Таким образом, Введенский Котельнический монастырь располагался на территории нижнего посада. Кроме того, известно [Щитинский, 2011], что после пожара 1686 года "Архангельско-Николаевская церковь была вновь построена в посаде за р. Котлянкой,  на  «Мельчаковском  огороде»,  возле  ограды  женского  Введенскаго монастыря" (современное расположение Никольской церкви иное). А также, что "монастырь располагался на Восточной границе города на высоком мысу на левом берегу по течению р. Балакиревицы".

План г. Котельнича 1784 года

На плане показан тонкой линией лучевой план города до перепланировки.

Исходя из перечисленных фактов, полагаю, что искомый монастырь располагался где-то в районе улицы Ленина [ближайшие церкви указаны на карте sobory.ru].

Давно сюда не заходил.

Увидел, что Тихвинский Санчурский монастырь Вы разделили на два: Санчурский Тихвинский и Мусерский Тихвинский.

Сомневаюсь в правильности, т.к. ссылка приводится на довольно неавторитетный источник. Хотелось бы документального подтверждения.

Да и странно как-то, что рядом в одном и том же уезде стояли два одноименных (причем дважды одноименных) Тихвинских Спасских монастыря. Прошу отметить как-то, что это всего лишь чье-то предположение, не подтвержденное документально.

И опять же в той же истории с. Мусерского, на которую ссылка, пишут, что приходской праздник у них в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Нелогично! Почему тогда не Тихвинской?

Да еще и написано, что там произошло явление этой самой Смоленской иконы. Такие факты надо определенно проверять...

 

 

В 1720-тые годы действительно происходило объединение монастырей путем приписывания удаленных пустыней к городским, бывало при этом и названия объединялись, но до объединения у них должны бы быть разные названия. И документов, подтверждающих этот факт в данном случае пока не приводится. Википедия не аргумент.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо за замечания! Этот вопрос действительно требует разрешения.
Вы выражаете сомнения вообще о существовании Мусерского монастыря или что он именовался по-другому?

Мои ссылки, на которые я опирался при простановке отметки монастыря (в качестве дополнения):

г. Санчурск Тихвинский Царёвосанчурский монастырь (Новоспасский) муж. сер. 17 в - 1772 Широта: 56.9399 Долгота: 47.2608 [http://sobory.ru/article/?object=09160 ] монастырь
с. Мусерье Мусерская Тихвинская Спасская пустынь муж. ранее 1661 - 1727 и более Широта: 56.8548 Долгота: 47.2484 [http://admsanch.ru/p/shish_sp/363-bogorodicyn-den-v-sele-musere.html ], [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/425167 ], [http://wiki-linki.ru/Page/956220 ] пустынь

Дмитрий, я не знаю, что было на самом деле. Я не доверяю этим источникам, т.е. собственно это и не первоисточники.

Первоисточник там один - список иерархов Строева.

А факт, что 11 июля 7170 (1662) царь Алексей Михайлович пожаловал новую пустынь и её настоятеля Моисея Тиодом и Требником. В 1678 — 5 дворов крепостных. Упразднена в соответствии с Указом от 6 февраля 1726. - Во-первых нет указания, как она называлась, где находилась, нет текста указа 1726 г. (Да и чей указ?). Хотя, конечно "пустынь", т.е. скорее всего не в городе.

В Списке Иерархов Строева надо тоже посмотреть поточнее, есть ли там название монастыря.

Жаль, что из переписи 1710 г. не опубликован Санчурский уезд. Надо бы В.А. Могильникову вопрос задать. В 1710 г. эти оба монастыря точно были и место нахождения их в ней указано.

Поэтому пока предлагаю указать, что эти сведения могут быть не точными. Требуют проверки.

 

Жаль, что из переписи 1710 г. не опубликован Санчурский уезд.

Не сохранилась:
Царево-Санчурский уезд: 1710: Книга переписная монастырских крестьян Царево-Санчурского уезда (без конца). Л.184. (РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.189).

 

По Ц-Санчурскому уезду есть только 1 ревизия 1719-1723, ну и перепись 1646 (в которой нет нужной информации)

 

upd: У Строева указаны ДВЕ Царевосанчурские пустыни : (написано с ошибкой ! - Царевосангульской)

1. Царевосангульской Мусерской  пустыни строит. Моисей въ мар. 1661-1662

2. Спасской новой пустыни строит. Сергий въ янв. 1677

см. здесь:
http://elib.shpl.ru/nodes/13047#page/1/mode/grid/zoom/1

лист418

Опубликовано вт, 04/10/2016 - 09:09 пользователем vbob

Жаль, что из переписи 1710 г. не опубликован Санчурский уезд.

Не сохранилась:
Царево-Санчурский уезд: 1710: Книга переписная монастырских крестьян Царево-Санчурского уезда (без конца). Л.184. (РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.189).

Почему не сохранилась, пусть без конца, но в РГАДА она есть.

У Строева я читал. Первая пустынь у него без названия (в честь какого святого, стобытия). Это может быть один и тот же монастырь. Там многие монастыри записаны 2 раза и более, просто он брал все упоминания о монстырях в источниках.

Посмотрите на предыдущих страницах Слободской Христорождественнский женский тоже ТРИ раза записан.

Поэтому не стоит доверять, надо перепроверять.

Надо искать источники по Казанской губернии.

По Казанской епархии нет сборника храмозданных грамот?

 

А на л. 417 у Строева написано "VI. 648. Царевоcанчурские ДВА" - так это скорее всего мужской и Троицкий женский.

Т.о. факт наличия монастыря в с. Мусерском под вопросом. Доказательств пока нет, кроме слова "Мусерский" в названии Ц-Санчурского монастыря.

Доказательств пока нет, кроме слова "Мусерский" в названии Ц-Санчурского монастыря

Царевосанчурское - ошибочно приписано названию этой пустыни, но незнанию, удалённости от центра, малодоступности, и главное - по причине того, что практически все документы Казанской епархии сгорели…

А началось все с того, что в 1610 году монахи Казанского Троицкого монастыря в местечке Кугунур, основали "Мусерскую пустынь", миссионерский монастырь для введения христианства среди черемис… После 1764 года Мусерская пустынь указом Екатерины Второй была ликвидирована и поверстана в приходскую церковь… Село Мусерское было передано в Вятку только в 1791 году. В это время в селе Мусерском было две деревянные церкви: – деревянная холодная во имя Смоленской иконы Божией Матери и вторая новая  теплая церковь для зимнего служения построенная в 1782 году и освященная во имя Сретенья Господня с пределом в честь святого Алексея Человека Божия.

 

Владимир Николаевич, откуда Вы взяли, что ошибочно?

Откуда приводите факты по 1610 году? Сделайте ссылку.

По 1764 г., конечно тоже, выписки из "указа" про данный монастырь у Вас нет?

И как же тогда по-Вашему назывался Мусерский монастырь?

Посмотрел в Полном собрании законов Российской империи Указ 1764 г. о секуляризации. Списков упраздненных монастырей в нем нет. Только ссылки на Книгу штатов.

ссылка: http://www.runivers.ru/bookreader/book9824/#page/1/mode/1up

Просмотрел Книгу штатов. Там тоже нет списков упраздненных монастырей, только штатные.

Ссылка: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=215

Наверное, надо искать перечень упраздненных монастырей в документах Синода.

Наверное, надо искать перечень упраздненных монастырей в документах Синода

    разумно 

    Страницы